Доцент кпн – Должности, степени и звания в вузе

Содержание

Должности, степени и звания в вузе

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно…

 

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

5. Докторант

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность — тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук — канд.мед.наук — к.м.н.

2. Доктор наук  — более высокая. Наприме, доктор биологический наук — докт.биол.наук — д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием «диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук» или «диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук». Кроме того, эту диссертацию ещё требуется «защитить» в специально отведённом месте — Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации — это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр — по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с «незаконченным высшим», но защитивший свою дипломную работу, за что и получает «степень» бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр — в недавнем прошлом — это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР («выпускная квалификационная работа») и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться «магистром». И будет эта работа называться «магистерская диссертация», подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень — это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

«Доктор философии» или «пи-эйч-ди» (PhD) — популярная зарубежом степень, по научному весу — это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня — нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил…

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за «профессиональную», а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества — исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

 

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений — за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Итак, звания  «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами. Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор», не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного званияаттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения…

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

 

Академики и член-корры

 Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных, общественных академий, а в них «общественных» академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих «академиях» государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос — как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии.

Похожие «общественные академии» довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков», имеющих красивые «фантики», с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус…

kineziolog.su

кандидат наук доцент, доктор наук профессор

Существует два варианта сокращений ученых степеней. Первый способ описан в ГОСТ и является официальным. Этим способом стоит сокращать наименование степени и звания в официальных документах. Второй способ опубликован на сайте РАН и является не официальным, но очень удобным.

Сокращение ученых степеней в соответствии с ГОСТ

На основании ГОСТ 7.12-93 «Система стандартов по информации, по библиотечному и издательскому делу библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке общие требования и правила» Министерством науки и технологии РФ был издан приказ от 31 августа 1998 г. N 145 «Об утверждении положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций», в котором прописаны правила сокращения степеней, но на данный момент этот приказ утратил силу. Следует ориентироваться на правила оформления ГОСТ 7.12-93. Данные сокращения считаются официальными.

Принятые сокращения ученых званий:

  • профессор — проф.
  • доцент — доц.

Например, требуется сократить «кандидат философских наук, доцент», в соответствии с ГОСТ правильно будет так: «канд. филос. наук, доц.». Чтобы сократить «доктор физико-математических наук, профессор» нужно написать «д-р физ.-мат. наук, проф.»

Официальный список сокращений по ГОСТ

доктор биологических наук — д-р биол. наук

доктор ветеринарных наук — д-р ветеринар. наук

доктор военных наук — д-р воен. наук

доктор географических наук — д-р геогр. наук

доктор геолого-минералогических наук — д-р геол.-минерал. наук

доктор искусствоведения — д-р искусствоведения

доктор исторических наук — д-р ист. наук

доктор культурологи — д-р культурологии

доктор медицинских наук — д-р мед. наук

доктор педагогических наук — д-р пед. наук

доктор политологических наук — д-р полит. наук

доктор психологических наук — д-р психол. наук

доктор сельскохозяйственных наук — д-р с.-х. наук

доктор социологических наук — д-р социол. наук

доктор технических наук — д-р техн. наук

доктор фармацевтических наук — д-р фармацевт. наук

доктор физико-математических наук — д-р физ.-мат. наук

доктор филологических наук — д-р филол. наук

доктор философских наук — д-р филос. наук

доктор химических наук — д-р хим. наук

доктор экономических наук — д-р экон. наук

доктор юридических наук — д-р юрид. наук

кандидат биологических наук — канд. биол. наук

кандидат ветеринарных наук — канд. ветеринар. наук

кандидат военных наук — канд. воен. наук

кандидат географических наук — канд. геогр. наук

кандидат геолого-минералогических наук — канд. геол.-минерал. наук

кандидат искусствоведения — канд. искусствоведения

кандидат исторических наук — канд. ист. наук

кандидат культурологи — канд. культурологии

кандидат медицинских наук — канд. мед. наук

кандидат педагогических наук — канд. пед. наук

кандидат политологических наук — канд. полит. наук

кандидат психологических наук — канд. психол. наук

кандидат сельскохозяйственных наук — канд. с.-х. наук

кандидат социологических наук — канд. социол. наук

кандидат технических наук — канд. техн. наук

кандидат фармацевтических наук — канд. фармацевт. наук

кандидат физико-математических наук — канд. физ.-мат. наук

кандидат филологических наук — канд. филол. наук

кандидат философских наук — канд. филос. наук

кандидат химических наук — канд. хим. наук

кандидат экономических наук — канд. экон. наук

кандидат юридических наук — канд. юрид. Наук

Способ сокращений ученых степеней рекомендованный Российской Академией Наук

Это список более кратких сокращений ученых степеней, принятый в академии наук, но данный список сокращений является неофициальным.

Список сокращенных наименований РАН

к.б.н.    — кандидат биологических наук

к.воен.н.     — кандидат военных наук

д.г.н. — доктор географических наук

к.г.н. — кандидат географических наук

д.г.-м.н.      — доктор геолого-минералогических наук

к.г.-м.н.      — кандидат геолого-минералогических наук

д.и.н. — доктор исторических наук

к.и.н. — кандидат исторических наук

д.иск. — доктор искусствоведения

к.иск. — кандидат искусствоведения

д.м.н. — доктор медицинских наук

к.м.н. — кандидат медицинских наук

д.пед.н.      — доктор педагогических наук

к.пед.н.      — кандидат педагогических наук

д.полит.н.  — доктор политических наук

к.полит.н.  — кандидат политических наук

д.п.н. — доктор психологических наук

к.п.н. — кандидат психологических наук  

д.с.-х.н.      — доктор сельскохозяйственных наук

к.с.-х.н.      — кандидат сельскохозяйственных наук

д.социол.н. — доктор социологических наук

к.социол.н. — кандидат социологических наук

д.т.н. — доктор технических наук

к.т.н. — кандидат технических наук

к.фарм.н.   — кандидат фармакологических наук

д.ф.н. — доктор филологических наук

к.ф.н. — кандидат филологических наук

д.ф.-м.н.     — доктор физико-математических наук

к.ф.-м.н.     — кандидат физико-математических наук

д.филос.н.  — доктор философских наук

к.филос.н.  — кандидат философских наук

д.х.н. — доктор химических наук

к.х.н. — кандидат химических наук

д.э.н. — доктор экономических наук

к.э.н. — кандидат экономических наук

д.ю.н.         — доктор юридических наук

к.ю.н. — кандидат юридических наук

Как должны правильно писаться сокращения званий доцента и профессора в сочетании со степенями кандидата и доктора наук. Название «кандидат физико-математических наук, доцент» должно писаться как «к.ф.-м.н., доц». Название «доктор фармацевтических наук, профессор» правильно сокращать так «к.фарм.н., проф.»

В совсем неофициальной переписке в интернете или на форумах используют сокращения типа: кхн, кэн. Они выглядят как аббревиатура, но это не правильно. Здесь между буквами пропущены точки.

Если преподаватель является академиком 

По рекомендации Российской академии наук:

академик — ак.

Если посмотреть ГОСТ, то сокращать нужно так

академик — акад.

disszakaz.ru

это должность или ученая степень? Как стать доцентом? Права доцента :: BusinessMan.ru

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание «доцент». Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин «доцент» — это форма латинского слова, в переводе она обозначает «обучать» или «учить», что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент — это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент — это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Профессора — это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент — это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания «доцент». Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность «доцент по кафедре». Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент — это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность «доцент». Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

Квалификационные требования:

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский «ассистент профессора» или европейский «лектор».

businessman.ru

І О кпн доцент кафедри Методики початкової освіти Миколаївський національний університет імені В

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

УДК 370.36 + 372.4

Січко І. О., к.п.н., доцент кафедри Методики початкової освіти, Миколаївський національний університет імені В.О. Сухомлинського,

м. Миколаїв, Україна

Дуднік А. С., студентка 615 групи, Миколаївський національний університет імені В.О. Сухомлинського, м. Миколаїв, Україна

Формування у молодших школярів естетичного сприйняття навколишнього світу

 Анотація. Естетичне виховання належить до невід’ємних компонентів виховної системи початкової школи, що реалізується у єдності із світоглядним і розумовим, морально-етичним, фізичним і трудовим зростанням молодших школярів і виступає як необхідний фактор всебічного розвитку особистості, облагородження людини.

Ключові слова:  формування , виховання ,естетичне сприйняття .

Постановка проблеми. Останніми роками зросла увага до проблем теорії і практики естетичного виховання як найважливішому засобу формування відношення до дійсності, засобу етичного і розумового виховання, тобто як засобу формування всесторонньо розвиненої, духовно багатої особистості.

Аналіз досліджень і публікацій. Аналіз наукових джерел свідчить про те, що поняття естетичного виховання, естетичних почуттів зародились в глибокій давнині. Сутність естетичного виховання, його завдання, цілі змінювалися починаючи з часів Платона і Арістотеля аж до наших днів. Доповіді з питань розвитку і формування естетичних почуттів доручались і проводились спеціалістами, діяльність яких не обмежувалась вузько методичними пошуками.

У час ХІХ – ХХ століття проблема естетичного виховання та сприйняття навколишнього світу, розвитку особистості, формування її естетичної культури одна з найважливіших завдань, що стоять перед школою. Вказана проблема розроблена достатньо повно в працях вітчизняних і зарубіжних педагогів і психологів. Серед них  Н.І. Киященко, Б.Т.Ліхачов, А.С. Макаренко, Б.М. Неменський, В.А. Сухомлинський, В.Н. Шацька, Г.С. Лабковська, Д.Б. Ліхачов  та інші.

Метою статті. Розкрити естетичні властивості природи у формуванні молодшого школяра позитивного ставлення до навколишнього світу.

Виклад основного матеріалу. Актуальними питаннями сьогодення є питання естетичного виховання і розвитку естетичної культури підростаючого покоління. Особистісна орієнтація сучасної освіти передбачає  прилучення молодої людини до естетичного досвіду людства, до творчої діяльності, що є основою естетичного розвитку особистості. У зв`язку з цим важливого значення набуває осмислення конкретних питань естетичного виховання і естетичної діяльності та базових теоретичних засад формування естетичної культури особистості. У Національній доктрині розвитку освіти України в ХХI столітті визначено основну мету освіти, спрямованої на естетичне виховання та всебічний розвиток людини як найвищої цінності суспільства, формування її духовних смаків, ідеалів та розвитку художньо-творчих здібностей.

Естетичне сприйняття є початковим моментом у формуванні естетичного ставлення до дійсності, тобто первісним пізнанням явищ. Виражається воно в загальній спостережливості, в здібності помічати прекрасне і звертати на нього увагу.

У процесі становлення особистості з найдавніших часів особливе значення мало естетичне виховання. Здатність відчувати, сприймати, розуміти, усвідомлювати і творити прекрасне — це ті специфічні прояви духовного життя людини, що свідчать про її внутрішнє багатство.

Беручи за основу принцип доцільності, Сократ намагався розкрити співвідношення між етичним і естетичним, прекрасним і корисним. Філософ оперував поняттям калокагатія — поєднання старогрецьких слів прекрасний і добрий (досконалий). Слід підкреслити, що це одне з найголовніших понять античної естетики, яке означало гармонію зовнішнього і внутрішнього, тобто умову краси індивіда. Платон вважав, що принцип калокагатії має найпряміше відношення до професії воїнів, до поняття військової честі і моралі. Та згодом греки дедалі більше почали трансформувати калокагатію у сферу освіти, вихованості людини. Власне, відтоді й почалося по-справжньому філософське осмислення цього поняття. Тенденція мала пряме відношення і до появи концепції Аристотеля, який інтерпретував калокагатію як гармонію зовнішнього і внутрішнього. При цьому під внутрішнім він розумів мудрість, яка, на його думку, приводить людину до глибокого усвідомлення єдності краси і добра, естетичного і морального, тобто до гармонії, що має стати нормою існування людини. [6,12]

Естетичне ставлення людини до світу формується і розвивається  протягом всього її життя. Особливості дітей цього віку найбільш сприяють формуванню в них естетичної культури. Сприйняття забезпечує пізнання природи в всієї природною та естетичної цілісності, а уяву призначено для передбачення всіх наслідків людської діяльність у процесі спілкування з дикою природою, втручання людей життя Природи.

       У книзі «Загальні питання естетичного виховання в школі» під редакцією відомого фахівця по естетичному вихованню В.Н. Шацької є таке формулювання: «Завдяки естетичним почуттям учні сприймають, відчувають, вірно розуміють і оцінюють красу у навколишній дійсності — в природі, в суспільному житті, праці, в явищах мистецтва». [ 3, с.44 ]

  Д.Б. Ліхачов в своїй книзі «Теорія естетичного виховання школярів» спирається на визначення дане К. Марксом: «Естетичне виховання – цілеспрямований процес формування творчо активної особи дитини, здатної сприймати і оцінювати прекрасне, трагічне, комічне, потворне в житті і мистецтві, жити і творити «по законах краси» . [1, с.51]

Будь-яка мета не може розглядатися без завдань. Більшість педагогів (Г.С. Лабковська, Д.Б. Ліхачов, Н.И. Киященко і інші) виділяють три провідні завдання, які мають свої варіанти і у інших учених, але при цьому не втрачають головної суті.

  Отже, по-перше, це «створення певного запасу елементарних естетичних знань і вражень, без яких не можуть виникнути схильність, тяга, інтерес до естетично значущих предметів і явищ».

  Суть цієї мети полягає в накопиченні різноманітного запасу звукових, колірних і пластичних вражень. Педагог повинен вміло підібрати по вказаних параметрах такі предмети і явища, які відповідатимуть нашим уявленням про красу. Необхідні також конкретні знання про природу, самому собі, про світ художніх цінностей. «Різносторонність і багатство знань – основа формування широких інтересів, потреб і здібностей, які виявляються в тому, що їх володар у всіх способах життєдіяльності поводиться як особа» [2,с.60], що естетично творить, – наголошує на В.Ф. Василенко.

  Друге завдання естетичного виховання полягає в «формуванні на основі одержаних знань і розвитку здібностей художнього і естетичного сприйняття таких соціально-психологічних якостей людини, які забезпечують їй можливість емоційно переживати і оцінювати естетично значущі предмети і явища, насолоджуватися ними».

  По-третє, завдання естетичного виховання формування естетичних смаків і ідеалів особи. [8,с 168]

          Своєрідне розуміння сутності естетичного виховання обумовлює і різні підходи до його цілей. В цьому проблема цілей і завдань естетичного виховання вимагає особливої уваги.

Естетичне виховання дитини, як вже наголошувалося, починається з моменту її народження. В цьому параграфі ми розглянемо ті дії, які роблять на неї найсильніший виховний вплив.

Виховне значення в житті дитини має практично все: вигляд класного приміщення, охайність вчителя, форма особистих відносин і спілкування, умови праці і розваг — все це або привертає дітей, або відштовхує. Завдання полягає не в тому, щоб дорослі організували для дітей красу навколишнього середовища, в якому вони живуть, вчаться, працюють, відпочивають, а в тому, щоб залучити всіх дітей в активну діяльність по творенню і збереженню краси. Передові педагоги розуміють, як важливо поєднувати в процесі естетичного виховання всю сукупність різноманітних засобів і форм, що будять і розвивають в школярів естетичне відношення до життя, до літератури і мистецтва, історії та культури. В школі увага повинна звертатися не тільки на зміст шкільних предметів, але і на засоби дійсності, на чинники, що роблять вплив на естетичний розвиток особистості. Одним з таких чинників є естетизація середовища.

В. О. Сухомлинський вказував: «Тут, у природі, вічне джерело дитячого розуму» [7, т.3, с.18]. «Школа під голубим небом», або, як її ще називали, «Школа радості» — справжнє талановите відкриття Сухомлинського. Ідея такої школи зустрічалась ще у Ж.-Ж. Руссо, але Василь Олександрович розвинув, поглибив і переосмислив її. У його працях вона набула цілеспрямованого універсального характеру, вид цілісної педагогічної доктрини.

    А.С. Макаренко в своїй педагогічній роботі надавав величезну увагу цьому чиннику: «Колектив треба прикрашати і зовнішнім чином. Тому я навіть тоді, коли колектив наш був дуже бідний, насамперед завжди будував оранжерею. І обов’язково троянди, не які-небудь паскудні квіточки, а хризантеми і троянди». З естетичної точки зору побут, можна сказати, є лакмусовим папірцем рівня розвитку естетичного розвитку особистості, групи або колективу. Матеріальне середовище побуту, її духовність або бездуховність, — показник відповідних якостей людей», що створили її. [5, с 14].

  Педагогічні можливості розкриття краси і цінності природи обумовлені в першу чергу загальними науковими характеристиками природи і її естетичних властивостей, що даються рядом наукових дисциплін (зокрема, філософією, екологією, естетикою, педагогікою та іншими).

       Головне завдання у розвитку естетичного сприйняття природи — це пробудження в дітей емоційного ставлення до неї. Емоційний ставлення до природи допомагає зробити людини вище, багатшими, уважніше.

Природа одна із чинників, які впливають розвиток виробництва і формування естетичних почуттів, вона невичерпний джерело естетичних вражень і емоційного на людини. У житті людей природа займає значне місце, сприяє формуванню та розвитку естетичних почуттів та смаків.

Критерій досконалості по відношенню до властивостей об’єкту встановлений в основу естетичної оцінки природних явищ. Стосовно живої природи, цей критерій отримує інші відтінки: оцінка досконалості і розквіту життя в кожній формі і явищі, визнання духовних і матеріальних цінностей природи як найбільшого надбання, скарбу людства. Без ухвалення природи як цінності, всяка діяльність по відношенню до неї, прояв будь-якої потреби носитиме буденний – характер. Важливо попередити виникнення подібного відношення до природи інакше, сформувавшись і закріпившись, воно перейде в переконання і поведінку соціально не прийнятні і навіть загрозливі існуванню конкретних природних об’єктів.

Необхідно сформувати у школярів цілісне, етично – естетичне відношення до природи, направлене на її збереження і збагачення.

Перед вчителями стоїть складна задача – освоїти не тільки особливості естетичних і художніх об’єктів, але так само зміст і ознаки основних естетичних понять, знайти оптимальні прийоми розкриття їх рис для старшокласників, навчити їх усвідомленому сприйняттю понять. Необхідно підкреслити, що поняття “естетичне” містить в собі “неповсякденність, піднесеність відчуття, що розкриває світ під кутом зору його досконалості”.

  Проте сьогодні в навчально – виховному процесі ще не одержав послідовного віддзеркалення естетичний зміст тієї або іншої сторони дійсності навчання в шкільному курсі.

Деякі педагоги, керівні естетичним вихованням школярів, не завжди орієнтуються у визначенні основних ознак естетичного.

Таким чином важливо підкреслити моменти визначаючі суть естетичного.

По-перше, при значенні зовнішніх форм явищ дійсності, сприйманих зором, дотиком, слухом людини, оцінка виразності їх обумовлена єдністю сприйнятої органами чуття форми і її внутрішнього (виразного) змісту, призначення.

По-друге, момент безкорисливого споглядання, а так само милування, щоб не тільки пережити задоволення від зустрічі з явищем, що вразило нас, але і зберегти його для інших людей, перешкодити тому, хто готовий знищити його, завдати йому шкоди. Сутність безкорисливого споглядання – в достовірно людському збагненні характеру цього явища, його неповторності, його виразності, в передбаченні його подальшої долі, нарешті, у відчутті відповідальності людини за те, щоб це явище збереглося і могло принести радість пізнання дивовижного іншим людям. Це особливо актуально для нашого часу, коли навіть в природних заповідниках доводитися робити спеціальні маршрути в стороні від достовірно рідкісних і цінних пам’ятників природи, бо їм загрожує небезпека з боку “диких” туристів.

По-третє, слід пояснити, що в поняття “виразність” входять поняття “прекрасне”, “красиве” (тобто вчинене, відповідно ідеалу), що складає тільки частину уявлень про естетичне. Найкрасивіша і привабливіша зовні, вибрана зі всього об’єму естетичних багатств природи, охоплює обмежене число явищ і об’єктів. Виразність же включає все різноманіття природи, форм її існування і може торкатися як цілого об’єкту, так і деяких його сторін, проявів, моментів буття, які не є саме “красивими”.

По-четверте, поняття виразності природи дає уявлення про її загальну цінність для пізнання, її впливу на самопочуття людини (як підбадьорюючого, так і пригноблюючого), тобто йдеться і про вплив природи на переживання, поведінку людини, у тому числі і на естетичні і морально – вольові прояви.  (4, с 72)

Таким чином, розкриваючи підліткам і старшим школярам можливості естетичного освоєння природного світу, слід привчати їх уважно вдивлятися в зовнішній вигляд того або іншого явища, оцінювати його особливості, ознаки, форму і колір, відчутні і звукові характеристики, будову, інші особливості, визначати можливість віднесення до них тих або інших естетичних понять, характеризувати естетичну цінність їхнього, значення змісту для духовного самопочуття людини. Цінний так само педагогічний розбір не естетичної поведінки людини по відношенню до даних явищ і об’єктів природного світу. В певному значенні ми можемо говорити про виразність естетичної картини світу і образу кожного природного явища.

        Висновок. “Зрозумій живу мову природи, — І скажеш ти: прекрасний світ”. І.С. Никитин

Естетично – виразний ідеал взаємостосунків природи і людини спостерігається у вдосконаленні природи, допомагаючи повніше розкривати її життєві сили. Є такий простий, відомий всім вираз “Квітучий край”. Так називають землі, де знання, досвід людей, їх прихильність, їх любов до природи справді творять чудеса.

Природа не може захищати себе від варварського, корисливого, байдуже – пасивного відношення до неї, від ворожих її дій людини і втручання в хід природних процесів, що викликають загибель багатьох рослин і тварин. В етичному суспільстві сформульований закон про охорону природи, який повинен виконуватися кожним громадянином країни. До його виконання підростаюче покоління готується всім змістом і формами нашого життя, особливо умовами єдиного навчально – виховного процесу школи. Повноцінний ефект буде досягнутий, коли естетична свідомість і поведінка стане складовою частиною загальної культури молодої людини.

Перед педагогами, вихователями стоять актуальні завдання вдосконалення форм навчальної та позанавчальної діяльності школярів, направлені на формування культури відносин до природи відповідно до вимог нашого суспільства. Цілісний, всебічний розвиток особистості школяра на всіх вікових етапах включає, зокрема, формування гармонійних взаємостосунків з навколишнім середовищем, правильних ціннісних орієнтацій по відношенню до природи, а також високої активності в поведінці, суспільно корисній праці, творчості. Все це має важливе суспільне значення як в майбутній професійній діяльності випускників школи.

Проблема формування естетичного відношення до природи – лише одна із сторін комплексного виховання культури підростаючого покоління. Але в її рішенні стикаються такі істотні напрями виховної роботи, як формування науково – матеріалістичного світогляду в учбовому процесі, освоєння скарбів національної і світової культури, збагнення багатств рідної природи, оволодіння шляхами їх примноження, творче перетворення природного середовища, природних матеріалів, художньо – естетична діяльність, внесення посильної трудової участі в збереження і підтримку природного середовища. Спільність позицій авторів монографій базується на визнанні необхідної і актуальної задачі – розвивати як важливу якість особистості сучасного школяра естетичне відношення до природи у дітей всіх вікових періодів, в різних формах педагогічно доцільними засобами.

                                  Список використаних джерел:

.1.  Д.Б. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1989

2. Василенко В.Ф., Задонський Д.В. Міщенко Л.І., Погрібний А.Г. Калинова Cопілка. – К.,// Веселка, 1998.

 3. Орел Л. З народної педагогіки// Початкова школа. – 2001. — №5

 4 .Палій В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно — практичного освоєння природи. — Львів. 1980. 20.     

5. Кузьмінський А.І. Омеляненко В.Л. Педагогіка. – К., // Знання – Прес, 2003.

6. Левчук Л.Т., Кучерюк Д.Ф., Панченко В.І. Естетика: Підручник. — К.: Вища шк.., 1997. — 399с.

7. Сухомлинський В.О. Вибрані тори : в 5 т. / В.О. Сухомлинський. – К.:

Радянська школа, 1976–1977.

8. Фіцула М.М. Педагогіка. – К.// Академвидав. 2003.

        Формирование у младших школьников эстетического восприятия окружающего мира

Аннотация. Эстетическое воспитание относится к неотъемлемых компонентов воспитательной системы начальной школы, которая реализуется в единстве с мировоззренческим и умственным, морально-этическим, физическим и трудовым ростом младших школьников и выступает как необходимый фактор всестороннего развития личности, облагораживания человека. 

Ключевые слова : формирование, воспитание, эстетическое восприятие.

       Formation of younger pupils aesthetic perception of the world

Abstract. Aesthetic education belongs to the integral components of the educational system from primary education, which is realized in the unity of thought and mental, moral, ethical, physical labor and the growth of younger students and serves as a necessary factor in the full development of personality, ennobling man.

The analysis of scientific sources indicates that the concept of aesthetic education aesthetic feelings originated in antiquity . The essence of aesthetic education, its mission , goals have changed since the time of Plato and Aristotle down to the present day. Reports on the development and formation of aesthetic sense and were entrusted professionals whose activities are not limited narrowly methodical search. There are great teachers and psychologists know nature and have had experience working with children ( VF Vasylenko. I.P.Pavlova ). At present the problem of forming aesthetic sense , personal development , formation of aesthetic culture of younger pupils is one of the major challenges facing the school .Nowadays, the problem of aesthetic education, personal development, formation of aesthetic culture is one of the major challenges facing the school. This problem sufficiently developed in the works of local and foreign educators and psychologists. Among them, DN Jolla, DB Kabalovskyy NI Kyyaschenko , B.T.Lihachov , AS Makarenko , BM Nemenskyy , VA Sukhomlinsky , MD Taboridze , VN Shatskaya , AB Shcherbo and others.

Expand the aesthetic properties of nature in the formation of primary school children a positive attitude towards the world.

Key words: formation, education, aesthetic perception.

samzan.ru

Аббревиатура ИЯ. Разработчики программы: КПН, профессор Турук И.Ф. КПН, доцент Достовалова И.Н. КПН, доцент Зенина Л.В.

рабочая Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ
Иностранный язык (английский, профессиональный, для специальности «Мировая экономика»)

Кафедра:
Иностранных языков

Аббревиатура
ИЯ

Разработчики программы:
КПН, профессор Турук И.Ф.
КПН, доцент Достовалова И.Н.
КПН, доцент Зенина Л.В.

Оглавление
13 TOC \o «1-3» \h \z \u 1413 LINK \l «_Toc225761586» 141. ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ/НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: 13 PAGEREF _Toc225761586 \h 1431515
13 LINK \l «_Toc225761587» 142. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 13 PAGEREF _Toc225761587 \h 1431515
13 LINK \l «_Toc225761588» 143. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc225761588 \h 1431515
13 LINK \l «_Toc225761589» 144. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 PAGEREF _Toc225761589 \h 1461515
13 LINK \l «_Toc225761590» 145. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 13 PAGEREF _Toc225761590 \h 1461515
13 LINK \l «_Toc225761591» 146. ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП) 13 PAGEREF _Toc225761591 \h 1461515
13 LINK \l «_Toc225761592» 147. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 13 PAGEREF _Toc225761592 \h 1461515
13 LINK \l «_Toc225761593» 148. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 13 PAGEREF _Toc225761593 \h 1471515
13 LINK \l «_Toc225761594» 148.1. Для специальности/направления подготовки: 080102.65 Мировая экономика 13 PAGEREF _Toc225761594 \h 1471515
13 LINK \l «_Toc225761595» 149. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ/ПРОЕКТОВ (КР/КП) 13 PAGEREF _Toc225761595 \h 1471515
15
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ/НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ:
№ п/п
Наименование специальности/направления
Уровень обр.пр. (ВПО / СПО*)
Обяза-тельная по ГОС **
Да / Нет
Наименование дисциплины по ГОС **
Индекс / Наименование цикла по ГОС ***

Мировая экономика
ВПО
Да
Иностранный язык (профессиональный)
ОПД.Ф.01

* ОП – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ВПО – высшее профессиональное образование, СПО — среднее профессиональное образование)
** ГОС – Государ

documentserver.net

В. П. Астафьева Научный Уминова Н. В., кпн, доцент кафедры русской литературы А. Фет и С. Черный: индивидуально-авторское решение


Шнейдер Анна, магистрант

кафедры русской литературы

КГПУ им. В.П. Астафьева

Научный руководитель: Уминова Н.В.,

кпн, доцент кафедры русской литературы

А. Фет и С. Черный: индивидуально-авторское

решение темы Рождества

Праздник Рождества Христова – это не только одно из самых значимых церковных торжеств, но и тема, занимающая в творчестве многих авторов – как прозаиков, так и поэтов – важное место.

Настоящая статья посвящена сопоставлению двух поэтических произведений о Рождении Младенца: стихотворения А. Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой…» и стихотворения С. Черного «Рождественское».

Произведение Фета, представляющее собою классическую традицию в решении темы Рождества, относится к 1842-му или 1843-му году. Рисуя картину Рождения Младенца, описывая ее как величайшую радость, поэт, тем не менее, не изображает новорожденного:

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат;

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи,

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик…

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И нам Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ладан.

Вся организация текста, все художественное произведение подчинены одному: изображению мира, в который уже пришел Сын Божий. Воспринимая это событие во всем его значении и величии, поэт описывает его должным образом, выбирая в качестве основы особую высокую лексику, единственную, что возможна при том трепетном отношении к Рождеству, что испытывает художник. И если такие слова, как «очи», «вышние», «славят», «взор», «озарен», «цари», «лик», служат созданию особого торжественного настроения при чтении стихотворения, то эпитеты «зыбкая твердь», «звезды южные дрожат», «тихие ясли», «звездный хор», «трепетный слух», «звезда далеких стран» наделяют изображаемую картину особой красотой и тонкостью, заключающейся, главным образом, в неспешности и приглушенности происходящего: не случайно в столь небольшом по объему стихотворении дважды напрямую приводится эпитет «тихий», косвенно же он присутствует во всем поэтическом произведении, едва слышно, спокойно и медленно, но, тем не менее, четко организуя пространство всего стихотворения. И «зыбкая твердь», и дрожь южных звезд, и пение петухов, и славление Бога, и звездный хор, и свет звезды, и даже приближение «царей востока» согласуются с яслями, что «тихо светят взору» Матери и всякому иному взору, который будет отныне обращен к Младенцу.

Другое стихотворение, написанное Сашей Черным в период с 1880-го по 1932 год, так же, как и стихотворение Фета, посвящено описанию мира, в котором родился Младенец:

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша…

Однако в этом стихотворении мы не встретим того, что неизменно присутствует в Евангелии: Мать, волхвы с дарами, ангелы, пастухи, Вифлеемская звезда, – все это находится за рамками стихотворения Саши Черного. Более того, если Фет упоминает только «тихие ясли» в отношении Младенца, то Черный описывает Сына Божьего как «тихого и крошечного», очень похожего и неотличимого от другого младенца, тем более, что знание о том, что малыш в яслях – Иисус Христос, было дано первоначально простым людям, – пастухам – и уже много позже о Рождении Сына узнали восточные мудрецы, к тому же, в этом знании их укрепила Звезда, указавшая верный путь.

Младенец в стихотворении Саши Черного окружен только животными: бык, воробьи, пес, кошка, белый бычок, серый ослик – все они «к яслям хлынули гурьбой», именно им, бессловесным и чистым, дано встретить Сына Божьего. Именно они окружили Младенца своей заботой, лаской и теплотой:

…А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Среди окружения Младенца той ночью нет сильных и нет слабых – всем «кругом зверей» руководят нетерпение и тихая радость, все они – воплощение доброты и кротости. Однако только «беспомощный» серый ослик, встречающийся в конце стихотворения, заслужил улыбку Христа:

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко – звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

В обоих представленных стихотворениях есть важное объединяющее начало: Сын Божий и в изображении Фета, и в изображении Саши Черного – это тихий, крошечный Младенец, появлением своим знаменующий свет и жизнь. Собственно говоря, именно эпитет «тихий» является основополагающими в том и в другом случае. Однако, как было отмечено выше, произведение А. Фета более классическое, каноничное и традиционное, включающее в себя евангельские черты и образы (Мария, волхвы с дарами, Звезда, пастухи и т. д.), не дает более развернутого и явного представления о Младенце, как о Божественном в облике живого человека, которое есть у Саши Черного: именно в общении с животными, именно в той улыбке, «полной ласки», и явлено все глубинное значение Сына Божия для человеческого мира.

Так, стихотворения А. А. Фета и Саши Черного, посвященные одному событию, написанные во временном отношении довольно близко друг к другу (Черный начал работу над произведением в 1880 году), различны в деталях и в организации художественного текста, но объединены – и об этом было сказано выше – пониманием произошедшего, тем взглядом, что каждый из поэтов обращает к главной истории Евангелия. И общность эта видна не только в общем эпитете, но и в том торжественно-сакральном впечатлении, что остается после прочтения каждого из стихотворений.

Литература:


  1. Фет А. А. Стихотворения / Фет А. А.. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 284 с

  2. Черный С. Стихотворения / Черный С. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 170 с.

do.gendocs.ru

В. П. Астафьева Научный Уминова Н. В., кпн, доцент кафедры русской литературы А. Фет и С. Черный: индивидуально-авторское решение


Шнейдер Анна, магистрант

кафедры русской литературы

КГПУ им. В.П. Астафьева

Научный руководитель: Уминова Н.В.,

кпн, доцент кафедры русской литературы

А. Фет и С. Черный: индивидуально-авторское

решение темы Рождества

Праздник Рождества Христова – это не только одно из самых значимых церковных торжеств, но и тема, занимающая в творчестве многих авторов – как прозаиков, так и поэтов – важное место.

Настоящая статья посвящена сопоставлению двух поэтических произведений о Рождении Младенца: стихотворения А. Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой…» и стихотворения С. Черного «Рождественское».

Произведение Фета, представляющее собою классическую традицию в решении темы Рождества, относится к 1842-му или 1843-му году. Рисуя картину Рождения Младенца, описывая ее как величайшую радость, поэт, тем не менее, не изображает новорожденного:

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат;

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи,

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик…

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И нам Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ладан.

Вся организация текста, все художественное произведение подчинены одному: изображению мира, в который уже пришел Сын Божий. Воспринимая это событие во всем его значении и величии, поэт описывает его должным образом, выбирая в качестве основы особую высокую лексику, единственную, что возможна при том трепетном отношении к Рождеству, что испытывает художник. И если такие слова, как «очи», «вышние», «славят», «взор», «озарен», «цари», «лик», служат созданию особого торжественного настроения при чтении стихотворения, то эпитеты «зыбкая твердь», «звезды южные дрожат», «тихие ясли», «звездный хор», «трепетный слух», «звезда далеких стран» наделяют изображаемую картину особой красотой и тонкостью, заключающейся, главным образом, в неспешности и приглушенности происходящего: не случайно в столь небольшом по объему стихотворении дважды напрямую приводится эпитет «тихий», косвенно же он присутствует во всем поэтическом произведении, едва слышно, спокойно и медленно, но, тем не менее, четко организуя пространство всего стихотворения. И «зыбкая твердь», и дрожь южных звезд, и пение петухов, и славление Бога, и звездный хор, и свет звезды, и даже приближение «царей востока» согласуются с яслями, что «тихо светят взору» Матери и всякому иному взору, который будет отныне обращен к Младенцу.

Другое стихотворение, написанное Сашей Черным в период с 1880-го по 1932 год, так же, как и стихотворение Фета, посвящено описанию мира, в котором родился Младенец:

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша…

Однако в этом стихотворении мы не встретим того, что неизменно присутствует в Евангелии: Мать, волхвы с дарами, ангелы, пастухи, Вифлеемская звезда, – все это находится за рамками стихотворения Саши Черного. Более того, если Фет упоминает только «тихие ясли» в отношении Младенца, то Черный описывает Сына Божьего как «тихого и крошечного», очень похожего и неотличимого от другого младенца, тем более, что знание о том, что малыш в яслях – Иисус Христос, было дано первоначально простым людям, – пастухам – и уже много позже о Рождении Сына узнали восточные мудрецы, к тому же, в этом знании их укрепила Звезда, указавшая верный путь.

Младенец в стихотворении Саши Черного окружен только животными: бык, воробьи, пес, кошка, белый бычок, серый ослик – все они «к яслям хлынули гурьбой», именно им, бессловесным и чистым, дано встретить Сына Божьего. Именно они окружили Младенца своей заботой, лаской и теплотой:

…А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пёс, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Среди окружения Младенца той ночью нет сильных и нет слабых – всем «кругом зверей» руководят нетерпение и тихая радость, все они – воплощение доброты и кротости. Однако только «беспомощный» серый ослик, встречающийся в конце стихотворения, заслужил улыбку Христа:

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко – звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

В обоих представленных стихотворениях есть важное объединяющее начало: Сын Божий и в изображении Фета, и в изображении Саши Черного – это тихий, крошечный Младенец, появлением своим знаменующий свет и жизнь. Собственно говоря, именно эпитет «тихий» является основополагающими в том и в другом случае. Однако, как было отмечено выше, произведение А. Фета более классическое, каноничное и традиционное, включающее в себя евангельские черты и образы (Мария, волхвы с дарами, Звезда, пастухи и т. д.), не дает более развернутого и явного представления о Младенце, как о Божественном в облике живого человека, которое есть у Саши Черного: именно в общении с животными, именно в той улыбке, «полной ласки», и явлено все глубинное значение Сына Божия для человеческого мира.

Так, стихотворения А. А. Фета и Саши Черного, посвященные одному событию, написанные во временном отношении довольно близко друг к другу (Черный начал работу над произведением в 1880 году), различны в деталях и в организации художественного текста, но объединены – и об этом было сказано выше – пониманием произошедшего, тем взглядом, что каждый из поэтов обращает к главной истории Евангелия. И общность эта видна не только в общем эпитете, но и в том торжественно-сакральном впечатлении, что остается после прочтения каждого из стихотворений.

Литература:


  1. Фет А. А. Стихотворения / Фет А. А.. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 284 с

  2. Черный С. Стихотворения / Черный С. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 170 с.

www.do.gendocs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *