Договорная работа в воинской части – Глава 11. Правовое обеспечение договорной работы в военных организациях. Правовое обеспечение несудебной защиты имущественных прав и законных интересов воинских частей и военных организаций

§ 2. Полномочия должностных лиц органов военного управления по ведению договорной, рекламационной и претензионной работы в воинской части

Основные направления функционирования органов военного управления при заключении и исполнении договоров включают правотворческую и правоисполнительную деятельность органов военного управления и подразделяются в зависимости от компетенции соответствующего командования при выполнении тех или иных оперативно-хозяйственных функций, а также их направленности и сферы действия.

Правотворческая деятельность включает подготовку и принятие правовых актов должностными лицами органов военного управления, регулирующих вопросы организации и проведения договорной работы как в целом в Вооруженных Силах Российской Федерации, так и непосредственно в каждой воинской части с учетом конкретных задач и специфических особенностей ее осуществления.

Правоисполнительная деятельность, в свою очередь, предполагает осуществление как внутренней функции, направленной на обеспечение точного и неукоснительного исполнения правовых предписаний и использования правовых средств и юридических процедур в деятельности должностных лиц воинских частей при проведении договорной работы, так и внешней функции, задачей которой является обеспечение представительства интересов воинской части во взаимоотношениях с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, а также в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах и других инстанциях.

Направления организации и проведения договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации могут подразделяться в зависимости от разграничения полномочий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

Задачи органов военного управления сводятся здесь в основном к правоисполнительной деятельности, а их правотворческая функция является несколько суженной и заключается лишь в детальной регламентации механизма исполнения имеющихся по этим вопросам нормативных правовых актов.

Органы управления воинской части состоят из воинских должностных лиц, осуществляющих функции командования: командира (начальника) воинской части, его заместителей, штаба и начальников различных служб (технической, автомобильной и др.).

Общее состоит в том, что и командир воинской части, и другие должностные лица, осуществляющие преимущественно командную деятельность, наделены необходимыми правами в договорной работе. Различие заключается в том, что руководящим органом воинской части как юридического лица является только ее командир. Остальные должностные лица, входящие в систему органов управления воинской части, выступают в договорных отношениях от имени воинской части по доверенности, выдаваемой командиром. В соответствии с нормами ГК РФ и АПК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на то его учредительными документами, с приложением печати этой организации. ГПК РФ определяет, что доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующей организации. Руководитель юридического лица (командир воинской части) действует на основании устава. Правомочия, которые принадлежат руководителю, — это правомочия самого юридического лица, выступающего субъектом договорной работы. Для исполнения возложенных на командира воинской части обязанностей он имеет широкий круг прав, что позволяет ему оперативно решать вопросы в интересах выполнения задач, стоящих перед воинской частью в договорных отношениях с контрагентами.

Так, командир воинской части руководит финансовым хозяйством воинской части и распоряжается в установленном порядке всеми денежными средствами, поступающими в воинскую часть. Он дает указания и распоряжения своим заместителям, начальникам служб и начальнику финансовой службы по вопросам финансово-хозяйственной деятельности воинской части, организует и осуществляет внутренний финансовый контроль.

Кроме того, командир воинской части своим приказом объявляет список должностных лиц (заместителей командира и начальников служб), которым предоставлено право разрешать и утверждать расходы. Приказом командира воинской части объявляется также список постоянных подотчетных лиц, т. е. должностных лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет на текущие хозяйственные расходы.

Командир воинской части подписывает первой подписью все чеки и поручения банку, сметы-заявки на денежные средства, а также договоры, заключаемые воинской частью. Командир воинской части осуществляет руководство экономической работой. Он рассматривает и утверждает годовой план экономической работы воинской части, заслушивает должностных лиц о ходе его выполнения.

Командир воинской части решает основные, наиболее важные вопросы договорной работы воинской части. Он координирует и направляет деятельность своих заместителей и начальников служб. Но он не в состоянии один руководить всей указанной работой. Поэтому обязанности по руководству отдельными сторонами этой деятельности распределяются между его заместителями и начальниками служб. Так, заместитель командира воинской части, с одной стороны, обязан организовывать совершенствование и своевременный ремонт объектов учебно-материальной базы боевой подготовки, руководить разработкой расчетов на потребление для этих целей денежных средств; разрабатывать мероприятия по экономической работе на объектах учебно-материальной базы и обеспечивать их выполнение, а с другой стороны, имеет право разрешать выдачу подотчетных сумм и авансов для развития учебно-материальной базы боевой подготовки и утверждать авансовые отчеты по этим расходам. Начальник штаба части обязан своевременно сообщать заместителям командира, начальникам служб части сведения, необходимые для планирования хозяйственной деятельности воинской части, истребования, получения и расходования материальных и денежных средств.

Компетенция всех должностных лиц в области договорной работы устанавливается централизованно нормативными актами военного законодательства. Указанное обстоятельство не лишает права командира воинской части, его заместителей и других должностных лиц в соответствии с законом, воинскими уставами и нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации проявлять разумную творческую инициативу в выборе путей и средств в осуществлении принадлежащих им прав и исполнении обязанностей, в том числе и в осуществлении договорной работы.

Определив полномочия командира воинской части и его заместителей по организации договорной работы, далее рассмотрим распределение обязанностей по заключению и организации исполнения договоров в органах военного управления среди служб как субъектов договорной работы.

В настоящее время ответственность за своевременное и качественное оформление договоров и их исполнение, как правило, возлагается на соответствующие службы при непосредственном участии юридической службы в этой работе.

Такая организация договорной работы в воинских частях требует четкого разграничения обязанностей между различными службами и должностными лицами, которое способствовало бы выполнению всех ее требований по оформлению и исполнению договоров. По мнению автора, необходимо выделить службу, непосредственно отвечающую за подготовку, заключение и исполнение конкретного договора.

Надлежащая организация договорной работы предполагает, что ответственная за нее служба выполняет следующие функции:

а) принятие, учет и обработка актов, являющихся основанием для заключения или изменения договоров;

б) разработка, составление и оформление договорной документации;

в) организация согласования (визирование) договорной документации в воинской части;

г) организация урегулирования разногласий с контрагентами, подготовка материалов по преддоговорным спорам;

д) регистрация, хранение и учет договорной документации;

е) доведение до других служб данных о содержании заключенных договоров;

ж) контроль за исполнением договоров;

з) анализ и оценка состояния договорной работы, разработка мероприятий по ее усовершенствованию.

Определение юридической службы как ведущего звена договорной работы не освобождает от участия в ней другие службы и подразделения воинской части:

— во-первых, они должны в установленном в воинской части порядке предоставлять юридической службе материалы и информацию, необходимые для разработки содержания договоров и контроля за их исполнением;

— во-вторых, подготовленная договорной службой документация подлежит рассмотрению и проверке должностными лицами, ответственными за решение транспортных, финансовых и правовых вопросов;

— в-третьих, подразделения и службы при необходимости должны участвовать в урегулировании разногласий по условиям договоров, выделять компетентных представителей для рассмотрения споров в арбитражных судах;

— в-четвертых, каждое из управленческих звеньев воинской части должно обеспечить соответствие принимаемых управленческих решений условиям договоров, заключенных командиром воинской части.

Из требований Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству вытекает, что в воинской части, кроме командира части, заместителя командира, начальника штаба, в мероприятиях по организации и проведению договорной работы как составной части хозяйственной деятельности принимают участие:

— заместители командира части по тылу, по технической части и подчиненные им должностные лица;

— начальник инженерной службы;

— начальник химической службы;

— начальник связи;

— начальник службы ракетно-артиллерийского вооружения;

— начальник медицинской службы;

— начальник финансовой службы;

— другие должностные лица воинской части в пределах своих функциональных обязанностей.

Указанные выше должностные лица воинской части обязаны:

— правильно определить потребность и знать обеспеченность подразделений материальными и денежными средствами по подчиненным службам для обеспечения боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки и создания необходимых материально-бытовых условий личному составу;

— своевременно истребовать и получать материальные и денежные средства и организовывать бесперебойное обеспечение ими подразделений по подчиненным службам;

— организовывать и контролировать учет, правильное хранение, сбережение и своевременное освежение запасов материальных средств всех видов;

— осуществлять контроль за правильным, экономичным и целесообразным расходованием (использованием) материальных средств;

— разрабатывать расчеты на требуемые денежные средства по подчиненным службам и корректировать их в соответствии с утвержденными назначениями, разрешать в пределах предоставленных прав и утвержденных сумм назначений и наличия денежных средств выдачу подотчетных сумм и авансов, а также утверждать авансовые отчеты и расходные документы;

— обеспечивать выполнение договорных обязательств;

— организовать претензионную работу по подчиненным службам.

Персонифицированные обязанности и права по организации и ведению договорной работы излагаются в соответствующих нормативных актах.

Необходимо отметить особую роль юридической и финансовой служб в договорной работе.

Для проверки соответствия условий договоров о цене товаров, работ, услуг ценам (если они установлены правомочными на то органами) и обеспеченности денежными средствами проекты договоров должны быть согласованы с помощником командира (начальника) по финансово-экономической работе.

Помощник командира по финансово-экономической работе — начальник финансовой службы при анализе проекта договора обязан проверить:

— экономическую целесообразность заключения договора;

— обеспеченность воинской части денежными средствами по соответствующей статье сметы Министерства обороны Российской Федерации;

— соблюдение цен, установленных соглашением сторон, или цен (тарифом, расценок, ставок и т. д., регулируемых уполномоченными на то государственными органами;

— порядок расчетов по договору, их приемлемость и удобство для воинской части;

— ответственность сторон за несоблюдение условий договора (экономические вопросы).

Непосредственно перед подписанием договор должен пройти правовую экспертизу у помощника командира по правовой работе — начальника юридической службы, который в ходе такой проверки должен выяснить следующее:

— изложены ли в проекте договора все существующие условия, необходимые для договоров данного вида, а также условия, необходимые для обеспечения выполнения обязательств по договору;

— с достаточной ли полнотой и четкостью изложен текст договора, не содержит ли он формулировок, допускающих неоднозначное толкование;

— указаны ли в проекте положения, касающиеся имущественной ответственности сторон;

— уполномочен ли контрагент заключать данный договор;

— завизирован ли проект договора соответствующими структурными подразделениями (в частности, финансовой службой).

После подписания договор передается в службу, к ведению которой относится предмет договора.

Если договор связан с расходованием денежных средств, то он должен передаваться в финансовую службу, а его копия — в службу, к ведению которой относится предмет договора.

В процессе выполнения заключенных договоров и соглашений должностное лицо финансовой службы обязано:

— соблюдать расчетные условия по договору:

а) своевременное перечисление в разрешенных случаях аванса;

б) своевременный и обоснованный отказ (полный или частичный) от акцепта платежных требований;

в) своевременная оплата выполненных работ и оказываемых услуг;

— проверять правильность указанных в счетах цен, их соответствие условиям договора, правильность подсчета подлежащих оплате сумм и оформления всех расчетных документов.

Если договор связан с расходованием денежных средств, то он должен передаваться в финансовую службу, а его копия — в службу, к ведению которой относится предмет договора.

Указанные положения позволяют повысить качество организации и проведения договорной работы в воинской части.

При ведении рекламационной работы главными действующими лицами в ней являются соответствующие службы материально-технического обеспечения воинской части. Это вызвано тем, что здесь на первый план выходят проблемы эксплуатации изделий, их технических характеристик, хранения, транспортировки и т. п. Понятно, что этими специфическими вопросами призваны заниматься соответствующие службы.

Заместитель командира части (по тылу или вооружению) осуществляет контроль за исполнением договора, а значит, и за ведением рекламационной работы; начальник службы (продовольственной, вещевой, вооружения) непосредственно организует и контролирует эту работу в своей части; начальник финансовой службы контролирует своевременность предъявления санкций за нарушение договорных обязательств, в том числе и при осуществлении рекламационной работы.

Переходя к рассмотрению форм участия должностных лиц воинской части в претензионной работе, отметим, что в настоящее время претензионная работа организуется и ведется практически во всех воинских частях. В воинских частях Наставлением по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации ответственность за состояние и организацию претензионной работы возлагается на командиров (начальников) воинских частей (учреждений). Тем не менее функциональная обязанность организации претензионной работы должна быть возложена на юридическую службу, так как при подготовке претензии или ответа на претензию на первый план выходит умение правильно анализировать действующее законодательство.

Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерацииопределено, что юридическая служба организует и ведет претензионную работу, а если эта работа ведется другими подразделениями предприятия (воинской части), то юридическая служба должна осуществлять методическое руководство ею.

Таким образом, предусматриваются два возможных варианта: в одном случае на юридическую службу возлагается целиком ведение претензионной работы, во втором — юридическая служба обязана осуществлять методическое руководство претензионной работой. Однако как в первом, так и во втором случаях юридическая служба несет ответственность за состояние этой работы в воинской части.

Совершенно очевидно, что успешное проведение претензионной работы возможно только в том случае, если самое активное участие в ней примет юридическая служба. Активная роль юридической службы обусловлена не только тем, что при предъявлении или рассмотрении претензий могут возникнуть сложные правовые вопросы, но и тем, что для квалифицированного оформления претензий и ответов на них требуются юридические знания, которыми не всегда располагают работники оперативных отделов и служб.

Вместе с тем от участия в претензионной работе нельзя освободить и оперативные управления (отделы, службы), так как в них сосредоточена необходимая для предъявления и рассмотрения претензий документация (учетные и отчетные данные, счета, накладные, акты, расчеты и т. п.) и претензионная работа связана с их непосредственной деятельностью.

Правильная постановка претензионной работы немыслима без слаженности и согласованности в работе между службами, в частности, она требует наличия тесного делового контакта между юридической службой и тыловыми подразделениями, четкого и ясного разграничения обязанностей между ними.

studfiles.net

ее понятие, содержание и организация » Вести Итоговые Москвы и Московской Округа

В связи с реформированием в России системы государственного  управления экономикой роль договорных отношений неизмеримо возросла.

Договорная работа в воинской части и имущественные отношения, вытекающие из нее, регулируемые военно-административным правом, с одной стороны, и гражданским — с другой, нередко  тесно переплетаются. Речь идет не о комплексном отношении, а о параллельном существовании различных по своей природе отношений.

Договорную работу в воинской части можно рассматривать как совокупность юридически властных действий должностных лиц воинской части, направленную на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в целях решения задач боевой готовности воинской части посредством покрытия не обеспеченных централизованным снабжением из довольствующих органов законных потребностей воинской части в материальных и денежных средствах, защиту законных имущественных прав и интересов этих субъектов.

Цель, содержание и методы договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации в целом, и в воинской части, в частности,  характеризуют ее как разновидность управления. Она направлена на упорядочение, регулирование договорных отношений воинских частей с их контрагентами, на организацию их внутренней деятельности с учетом необходимости исполнения договорных обязательств.

В качестве основных условий организации договорной работы воинских частей можно выделить следующие:

— соблюдение требований действующего законодательства;

— улучшение экономических показателей и снижение объемов расходов воинской части на финансовое, техническое и материально-бытовое обеспечение;

— уменьшение затрат на возмещение судебных издержек и вреда, причиненного в связи с незаконными действиями и решениями должностных лиц органов военного управления (в том числе и за счет виновных в этом должностных лиц), выплатой неустоек (штрафов, пени) и других имущественных санкций;

— обеспечение защиты законных прав и интересов военной организации, принятие мер по полному возмещению причиненного ей ущерба;

— активное использование системы правовых средств для укрепления новых методов хозяйствования в условиях рыночной экономики.

Договорная работа имеет своей целью:

1. Упорядочивающие воздействие на субъектов договорной работы для достижения ее оптимальных результатов.

2. Установление правовых договорных отношений с другими организациями, предприятиями-поставщиками, ремонтными организациями и другими посредством заключения договоров.

3. Обеспечение соблюдения этими организациями и воинскими частями договорных обязательств.

4. Использование мер принуждения в целях устранения нарушения этих обязательств.

5. Возмещение причиненных убытков и уплату штрафа за счет виновных контрагентов.

Выделяют следующие этапы договорной работы:

1. Формирование и договорное закрепление связей:

а) подготовка к заключению договоров;

б) разработка, согласование, доведение и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей;

в) оформление договорных отношений.

2. Специальные организационные мероприятия:

а) доведение договорных обязательств до  подразделений, служб и должностных лиц воинской части;

б) организация исполнения договоров;

в) учет и контроль исполнения договоров;

г) анализ и оценка результатов исполнения договоров.

 

Вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался, или же даже пророчите ему будущее фокусника? Тогда ему обязательно нужен набор, который позволит ему показывать фокусы для детей! Прямо сейчас заходите на сайт и выбирайте необходимые наборы для того, чтобы уже совеем скоро получить именно то, что вы ищите, а именно — отличные инструкции и качественный реквизит, который позволит вашим детям показывать такие фокусы, от которых все зрители просто ахнут!

vumo.ru

ее понятие, содержание и организация (продолжение 2) » Вести Итоговые Москвы и Московской Округа

5. По субъектам, непосредственно принимающим участие в организации и проведении договорной работы в воинской части, обладающих определёнными правами и обязанностями и несущих ответственность за организацию и ведение договорной работы:

— командир воинской части;

— начальник службы, к ведению которой отнесён тот или иной договор;

— начальник финансовой службы;

— помощник командира воинской части по правовой работе;

— другие должностные лица воинской части.

Возможны и другие основания для классификации договорной работы в воинской части как объекта правового регулирования.

Всю работу в области заключения и исполнения договоров, которая представляет собой единый процесс, условно можно разделить на следующие виды: собственно договорную, рекламационную, претензионную и исковую.

С точки зрения правового обеспечения договорной работы в воинской части определенный интерес вызывает соотношение административных и договорных начал в этой области. Так, военное имущество в войска, как правило, поступает в централизованном порядке. Вместе с тем в определенных случаях необходимое имущество воинскими частями приобретается в процессе  их хозяйственной деятельности.

Военно-административные отношения строятся на принципах властности и подчиненности. Так, заключение и исполнение договоров на приобретение материальных средств и оказание услуг воинским частям разрешено только в пределах планов хозяйственной деятельности, при наличии денежных средств на их оплату и обязательным соблюдением цен, установленных Правительством, министерствами и ведомствами, местными администрациями, согласованными калькуляциями на новую  продукцию.

Основным методом правового регулирования договорной работы в воинской части является метод централизованного императивного регулирования с целью защиты интересов государства.

В процессе организации и ведения договорной работы в воинской части соответствующим должностным лицам необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же, как было указано ранее, нормативными правовыми актами Министерства обороны.

Таким образом, воинские части в условиях развития рыночных отношений в Российской Федерации с  определенными ограничениями участвуют в заключении и исполнении договоров. Эти ограничения обусловлены их правовым статусом и системой снабжения. Многие вопросы участия воинских частей в договорной работе еще не получили закрепления в нормативных актах военного законодательства. Поэтому в ходе переработки действующих приказов и директив Министра обороны целесообразно упорядочить участие воинских частей в договорной работе, устранить противоречия, дублирование и пробелы в них с учетом новых экономических отношений, изменения соответствующего законодательства.

 

 

vumo.ru

А.Г. Тищенко. Правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы в воинской части

Журналы РОД «За права военнослужащих» > > 2004 г. > № 5
А.Г. Тищенко. Правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы в воинской части, Право в Вооруженных Силах, 2004 г., № 5

Правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы в воинской части
А.Г. Тищенко, майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г.
· 100, и Наставлением по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г.
· 10, одной из основных обязанностей (функций) представителя юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
· юрисконсульт) в воинской части является правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы.
Важность данного направления деятельности юрисконсульта воинской части не вызывает сомнений хотя бы потому, что в соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации предназначена для правового обеспечения деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Именно поэтому попытаемся ответить на вопросы: что входит в понятие правового обеспечения как такового, что входит в понятие правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работы и каково их содержание.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, так или иначе регламентирующих правовое обеспечение той или иной деятельности, показал, что понятие правового обеспечения не имеет ни официального толкования, ни официального разъяснения. Нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе Министерства обороны Российской Федерации, применяя понятие правового обеспечения, не раскрывают ни его смысла, ни его содержания.
На юрисконсульта воинской части возложено правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, но что такое «правовое обеспечение»
· нигде не сказано. Исходя из этого, как командир (начальник) воинской части, так и юрисконсульт воинской части вправе толковать понятие правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работы так, как позволяют им это делать их убеждения, взгляды на жизнь в целом, уровень образования и правовой культуры, степень необходимости принятия того или иного решения и т.д. и т.п.
При оценке правового обеспечения договорной, претензионной и исковой работы, осуществляемой юрисконсультом воинской части, представителями вышестоящего подразделения юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации или полномочными представителями контрольно-ревизионно-надзорных органов Российской Федерации возможно бесконечно широкое или максимально узкое толкование понятия правового обеспечения договорной и претензионно-исковой работы
· критерием такой оценки будет являться не объективный анализ выполнения возложенных на юрисконсульта воинской части обязанностей, а цели проводимой проверки (ревизии) и задачи, стоящие перед проверяющим (ревизором).

1 2 3 4 5 6 7 8

Группа: № 5
Категория: Журналы РОД «За права военнослужащих»



voenprav.ru

§ 2. Сущность правовой работы в военных организациях

Правовая деятельность, как справедливо отмечает Ю.Г. Ткаченко, есть упорядочение какой-либо другой предметной деятельности12. К сказанному следует добавить, что такое упорядочение предметной деятельности должно осуществляться с вполне конкретными целями: улучшение положения дел в соответствующей области, достижение более высоких показателей, закрепление наиболее оптимальных способов решения задач в той или иной сфере предметной деятельности и т. п.

Данное положение, раскрывающее суть правовой работы, чрезвычайно важно для понимания роли, которую призвана играть правовая работа в военных организациях, в достижении их целей, решении их задач, реализации в жизнь их функционального предназначения в деле обеспечения обороны страны. Поиск, правовое закрепление и претворение в жизнь войск такого порядка, который бы в максимальной степени обеспечивал реализацию целей и задач военных организаций, и составляет основу всей правовой работы, проводимой в военных организациях.

По словам Б.И. Пугинского, ни в одной из отраслей права еще не предложена такая замечательно эффективная норма, которая собственным «действием» обеспечила бы решение каких-либо социальных задач. В обществе действуют не нормы, а люди, реализующие правовые установления, направляющие и контролирующие эту деятельность. Воздействующую способность следует приписывать не самой норме, а усилиям органов и лиц, призванных осуществлять законодательные предписания13. В этой связи наиболее остро встает вопрос о праве с позиций человеческого фактора, качеств личности, обусловливающих осуществление права в повседневной жизнедеятельности, в определенной мере гарантирующих правомерное поведение граждан.

Духовное назначение права, по мнению И.А. Ильина, состоит в том, чтобы жить в душах людей, «наполняя» своим содержанием их переживания и слагая, таким образом, в их сознании внутренние побуждения, воздействующие на их жизнь и на их внешний образ действий. Задача права в том, чтобы создать в душе человека мотивы для лучшего поведения14.

Данный вывод представляется достаточно важным, поскольку задачи права в определенном смысле являются и задачами правовой работы, которая собственно и осуществляется для того, чтобы эти задачи права успешно решались. Поскольку право и правовая работа неразрывно связаны (так же, как и «экономика» и «экономическая работа», «воспитание» и «воспитательная работа», «наука» и «научная работа» и т. п.), отмеченное И.А. Ильиным понимание права, его духовного назначения и задач позволяет несколько по-иному взглянуть и на сущность, назначение правовой работы. Очевидно, что правовая работа (как процесс создания правовых норм, их материализации в поведении людей) должна осуществляться через воздействие на сознание людей и способствовать таким образом созданию у них мотивов для лучшего поведения, делать их лучше (в духовном смысле), чем они есть на самом деле.

Право, как справедливо замечает И.А. Ильин, есть внешний порядок жизни. Но если этот внешний порядок отрывается от внутренних состояний духа, не творится ими, не приемлется или не вырастает из их зрелости, из их автономии, из их содержательной верности и цельности, то он вырождается, мертвеет, унижает человека и, распадаясь, губит жизнь духа. Право с виду не нуждается в правосознании и часто даже не имеет к нему доступа. Однако на самом деле оно живет правосознанием и исполняет свое значение тем лучше, чем правосознание зрелее и совершеннее. Так, парламентский строй не исключает коррупцию; свободные выборы не исключают классовых программ; дуэль или убийство непредотвратимы внешними мерами; мобилизация армии не осуществима в порядке принуждения; и только зрелое правосознание может искоренить в жизни взятку, классовую политику, убийство и дезертирство. Творить внешний порядок жизни право может только через внутреннюю упорядоченность души, т. е. через правосознание15.

Применение правовых норм, по утверждению И.А. Ильина, требует предметного разумения того, ради чего право вообще создается, применяется и поддерживается. Применяющий право должен иметь в виду не только формальную «законность» нормы и не только ее объективное содержание, но и ее объективное назначение — ее духовную миссию и ее жизненную функцию; а это значит, что он должен исходить из основы нормального правосознания и руководиться его аксиомами. Регулировать конкретный жизненный материал абстрактными правилами право может только через среду живого, созерцающего и верного правосознания16.

Данное положение имеет большое значение для понимания сущности правовой работы, поскольку только правовая работа, основывающаяся на живом, верном, нормальном правосознании, позволяет избежать ошибок правотворческой и правоприменительной деятельности, а значит, и ошибок, недостатков в реализации с помощью правовых средств целей и задач военных организаций, их функционального предназначения.

Таким образом, можно прийти к заключению, что главным, определяющим в правовой работе направлением является деятельность по формированию, оздоровлению и всемерному укреплению (повышению) правосознания граждан. От того, насколько успешно будет решаться в государстве эта задача, зависит и успех в других направлениях правовой работы: нормотворческой и правоприменительной, а следовательно, и всей правовой работы в целом.

Учитывая фундаментальное, определяющее значение правосознания в нормотворческой и правоприменительной деятельности, следует признать, что оно является ключевым в понимании сущности правовой работы. Именно качественные характеристики правосознания законодателя (нормотворческого органа) определяют качественные характеристики издаваемого им правового акта, и именно качественные характеристики правосознания правоприменителя определяют эффективность, действенность претворяемых им в жизнь правовых норм. Одним словом, именно уровень, качественное состояние правосознания субъектов правовой работы определяют уровень, качественное состояние осуществляемой ими правовой работы.

Сущность, смысл и значение правовой работы военных организаций определяются той ценностью, той пользой, которую несет в себе правовая работа при достижении целей военной организации, решении стоящих перед ней задач с помощью создания и применения уполномоченными субъектами правовых средств.

Сущность правовой работы, проводимой во всех сферах жизни и деятельности войск, на всех уровнях военного управления, заключается в содействии (с помощью достижений в области права и заложенных в нем средств, потенциальных возможностей) деятельности органов военного управления, прежде всего, по обеспечению вооруженной защиты государства, боеготовности войск, поскольку главное предназначение военных организаций состоит в их готовности при наступлении войны (вооруженного конфликта) вступить в бой и одержать победу или оказать максимальное содействие в разгроме врага. Однако реализация этого сущностного предназначения правовой работы напрямую зависит от уровня правосознания субъектов правовой работы военных организаций, их способности понимать главные цели и задачи, предназначение вверенных им военных организаций, находить и создавать наиболее надежные, действенные и эффективные правовые средства для реализации этих целей и задач, добиваться неуклонного претворения в жизнь этих правовых средств, а посредством их соответственно целей и задач самих военных организаций.

studfiles.net

С.С. Харитонов. Организационно-правовые основы договорной работы в воинской части

Научные труды > Диссертации > На соискание учёной степени кандидата наук
С.С. Харитонов. Организационно-правовые основы договорной работы в воинской части, Научные труды, Диссертации, На соискание учёной степени кандидата наук

Цель, содержание и методы договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации в целом, и в воинской части, в частности, характеризуют ее как разновидность управления. Она направлена на упорядочение, регулирование договорных отношений воинских частей с их контрагентами, на организацию их внутренней деятельности с учетом необходимости исполнения договорных обязательств.
В качестве основных условий организации договорной работы воинских частей можно выделить следующие:
— соблюдение требований действующего законодательства;
— улучшение экономических показателей и снижение объемов расходов воинской части на финансовое, техническое и материально-бытовое обеспечение;
— уменьшение затрат на возмещение судебных издержек и вреда, причиненного в связи с незаконными действиями и решениями должностных лиц органов военного управления (в том числе и за счет виновных в этом должностных лиц), выплатой неустоек (штрафов, пени) и других имущественных санкций;
— обеспечение защиты законных прав и интересов военной организации, принятие мер по полному возмещению причиненного ей ущерба;
— активное использование системы правовых средств (в которую входят юридические нормы, основанные на них правоотношения, толкование юридических норм) для укрепления новых методов хозяйствования в условиях рыночной экономики.
Договорная работа имеет своей целью:
1. Упорядочивающие воздействие на субъектов договорной работы для достижения ее оптимальных результатов.
2. Установление правовых договорных отношений с другими организациями, предприятиями-поставщиками, ремонтными организациями и т.д. посредством заключения договоров.
3. Обеспечение соблюдения этими организациями и воинскими частями договорных обязательств.
4. Применение мер принуждения в целях устранения нарушения этих обязательств.
5. Возмещение причиненных убытков и уплату штрафа за счет виновных контрагентов.
Замойский И.Е. выделяет следующие этапы договорной работы:
1. Формирование и договорное закрепление связей:
а) подготовка к заключению договоров;
б) разработка, согласование, доведение и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей;
в) оформление договорных отношений.
2. Специальные организационные мероприятия:
а) доведение договорных обязательств до подразделений, служб и должностных лиц воинской части;
б) организация исполнения договоров;
в) учет и контроль исполнения договоров;
г) анализ и оценка результатов исполнения договоров.
С другой стороны, Б.И.Минц дает более расширенное разграничение этапов проведения договорной работы:
1. Разработка плановых актов, являющихся основанием к заключению договора.
2. Выбор способа вступления в договорные отношения.
3 Заключение договора.
4. Передача договорных споров в арбитраж.
Более конкретизирующим содержание и смысл договорной работы является утверждение, что «договорная работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку она осуществляется на основе норм права (централизованных и корпоративных). Предмет договорной работы составляют договоры, через которые и реализуются результаты производственной коммерческой деятельности корпорации». Трудно не согласиться, учитывая специфику функционирования воинских частей, с утверждением, что процесс использования организациями … договоров протекает в последовательности, типичной для управленческой деятельности и охватывает два цикла: заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами) и исполнение договоров (оперативные мероприятия, учет и контроль результатов выполнения договорных обязательств)». Эти два этапа договорной работы, хотя они самостоятельны и разделены во времени, все же едины по своей направленности, характеру и содержанию вопросов, решаемых при их проведении.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Группа: На соискание учёной степени кандидата наук
Категория: Научные труды



voenprav.ru

Глава 12. Правовое обеспечение участия военных организаций в гражданском и арбитражном процессе

§ 1. Правовое обеспечение представительства в гражданском и арбитражном процессе

В настоящем параграфе будут рассмотрены вопросы, связанные с представительством воинских частей в гражданском и арбитражном процессе, обращением в суды общей юрисдикции, арбитражные суды всех инстанций и участием в них, составлением различных процессуальных документов, в том числе исковых заявлений, заявлений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб и некоторые другие вопросы.

Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители (полномочия органов подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости — учредительными документами) (п. 2 ст. 48 ГПК РФ; п. 4 ст. 59 АПК РФ).

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом, а именно согласно требованиям ст.ст. 185—187 ГК РФ, а также ст.ст. 53, 54 ГПК РФ и ст.ст. 61, 62 АПК РФ.

С учетом особенностей деятельности воинской части зачастую в процессах с участием нескольких военных организаций, в том числе Министерства обороны Российской Федерации, представителем таких организаций выступает одно и то же лицо. Следует обращать внимание на то, что на такое лицо должны быть оформлены доверенности от каждой представляемой им военной организации, являющейся юридическим лицом.

В частности, следует учитывать то, что срок действия доверенности не может превышать 3 лет (доверенность, в которой срок не указан, считается действующей в течение одного года со дня ее совершения), доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна, по общему правилу доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

При оформлении доверенности для ведения соответствующего дела необходимо обратить внимание на специальные полномочия представителя в гражданском и арбитражном процессе, осуществление которых требует обязательного указания об этом в доверенности. Для наглядности и удобства представим их в виде следующей таблицы:

Специальные полномочия представителя

Арбитражный процесс

(ст. 62 АПК РФ)

Гражданский процесс

(ст. 54 ГПК РФ)

1. Подписание искового заявления

1. Подписание искового заявления

2. ­­________________________________________________

2. Предъявление искового заявления в суд

3. Подписание отзыва на исковое заявление

3. ­­________________________________________________

4. Подписание заявления об обеспечении иска

4. ­­________________________________________________

5. Передача дела в третейский суд

5. Передача спора на рассмотрение третейского суда

6. ­­________________________________________________

6. Предъявление встречного иска

7. Полный или частичный отказ от исковых требований

7. Полный или частичный отказ от исковых требований

8. ­­________________________________________________

8. Уменьшение размера исковых требований

9. Признание иска

9. Признание иска

10. Изменение основания или предмета иска

10. Изменение предмета или основания иска

11. Заключение мирового соглашения

11. Заключение мирового соглашения

12. Заключение соглашения по фактическим обстоятельствам

12. ­­________________________________________________

13. Передоверие

13. Передоверие

14. Подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам

14. ­­________________________________________________

15. Обжалование судебного акта арбитражного суда

15. Обжалование судебного постановления

16. ­­________________________________________________

16. Предъявление исполнительного документа к взысканию

17. Получение присужденных денежных средств или иного имущества

17. Получение присужденного имущества или денег

Наиболее универсальный образец доверенности приведен в приложении 7 к настоящему изданию

При оформлении доверенности в военной организации следует учитывать требования делопроизводства, действующие в Вооруженных Силах Российской Федерации, относительно оформления бланка доверенности.

Вместе с тем, выдавая доверенность, руководитель организации должен осознавать последствия предоставления тех или иных полномочий конкретному представителю (относительно признания исковых требований, отказа от иска и т. п.). Задача должностных лиц, осуществляющих правовое сопровождение деятельности организации, — правильно оказать помощь в составлении таких документов, надлежащим образом и своевременно давать оценку возникающим ситуациям.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *