Доиндустриальное общество признаки – 2.1. Характеристика доиндустриального общества

Содержание

Доиндустриальное общество. Признаки доиндустриального общества

Основные черты доиндустриального общества будут рассмотрены в этой статье. Мы подробно расскажем о том, какие особенности являются характерными для него. Доиндустриальное общество называют также традиционным потому, что основным средством воспроизводства здесь является традиция. В доиндустриальном, как и в любом другом обществе, появлялись новые социальные изобретения. Однако отличительная черта его состоит в том, что деятельность человека и всех членов той или иной общности в целом представляется как следование порядку, установленному в древности. Наука в доиндустриальном обществе не играла значимой роли. Традиция здесь диктовала свои правила.


Преобладание личных связей

На личной связи базировалась жизнь людей в традиционных обществах. Это сложная, множественная связь, основанная на личном доверии. Она наблюдается в той или иной степени в любых обществах: мафия, подростковые «племена», соседи. Вспоминается, например, русская интеллигенция. Ее круг был довольно узок. При чтении мемуаров создается впечатление, что друг друга знали все ее представители. В обществах, называющихся традиционными, эта связь являлась преобладающей. Доверие людей друг к другу служило источником легитимности установленного мира.

Два полюса

Крестьянство и дворянство представляли собой два полюса всех разновидностей этого типа общества. Все знали друг друга в деревне. Дворянское общество — тоже достаточно замкнутый узкий круг (сначала абсолютно, а затем относительно). Оно создавалось во многом на основе родственных связей. Друг друга здесь также знали все. Можно напомнить, что некоторые европейские монархи уже в конце девятнадцатого столетия были родственниками. До сих пор существует Сен-Жерменское предместье в том виде, в каком мы знаем его из описаний Марселя Пруста и Оноре де Бальзака.

Малые общности (локализм)

Еще одна характеристика доиндустриального общества заключается в том, что люди жили в нем в основном малыми сообществами (общностями). Данный феномен называется в науке локализмом. В противоположность той или иной малой общности общество в целом не может существовать без наличия длинных связей. Длинные связи являются трансцендентными (внешними) по отношению к небольшой общности. Это власть деспота или короля, которые являются представителями «всех», а также мировые религии (слово «религия», напомним, восходит к латинскому названию, означающему «связывать»).

Было ли сходство между дворянами и крестьянами?

Полной противоположностью простому крестьянину виделся джентльмен. Он был одет по-иному, иначе говорил, держал себя. Нельзя в то же время не обратить внимание на то, что существовал целый ряд черт, объединяющих его с крестьянином. Недаром оба они являлись представителями одного общества. Именно связь личного типа объединяла их. Каждый из них знал, кому он подчинен, осознавал также и то, кто от него зависит.

Персонифицировались любые отношения, то есть все они представлялись в виде той или иной персоны. Например, власть, Бог (или боги). У рыцаря личные отношения складывались с его оружием — копьем или мечом и конем, у крестьянина — со скотом и с плугом. По отношению к орудиям труда или оружию, то есть к неодушевленным вещам, часто употреблялись относимые к живым существам местоимения.

Власть в традиционных обществах

В традиционных обществах власть осуществлялась как личная зависимость. Те, кто ее имел, прямо отнимали прибавочный продукт или даже жизнь у тех, кто зависел от них. В личной зависимости от своего помещика находился крестьянин. Власть выступала одновременно как покровительство подданным. Формой ее легитимации являлась защита униженных и оскорбленных. Помещик был прежде всего покровителем. Воин являлся защитником.

Деревня и замок

Фернан Бродель (на фото ниже), знаменитый французский историк, привел прекрасную иллюстрацию, позволяющую лучше понять сказанное выше. Это окруженный деревней с находящимися за ней полями с виноградником замок. Этот замок сросся с окружением. Вместе они составляют одно целое.

Деревня и замок расположены в одном физическом пространстве. Однако обитатели их находятся при этом в разных социальных пространствах. Их объединяет в общество связь личного типа. Однако они пребывают в то же время на разных полюсах. Разные общественные функции выполняют деревня и замок, разными социальными ресурсами обладают они. Дворянин делает ставки в общественных играх, недоступных крестьянину, который находится в личной зависимости от своего помещика, даже если при этом он не в крепостной зависимости от него.

Представления о богатстве и инновации

Категория нажитого честным путем богатства отсутствовала в традиционном обществе. Люди не осознавали, как через обмен образуется богатство. То, что было получено от владения землей, являлось его идеальной формой. Помещик-землевладелец, крестьянин — фигуры чтимые. Торговец — нет. Считается, что власть дает богатство, а не богатство — власть.

В этом обществе отсутствовала идея внеморальных внеличностных сил, которыми человек не может прямо оперировать. Можно сказать, что умение и привычка жить в мире абстракций тоже практически отсутствовали. Крестьянин не осознавал, как можно зарабатывать на возке песка — ведь его природа дает бесплатно, к такому способу заработка не приложен труд. В свою очередь, дворянин не понимал, почему следует отдавать вовремя долг купцу. В обществе, таким образом, к абстрактным социальным посредникам обращались относительно мало.

Практически не было в доиндустриальном обществе представления об инновации. Дело в том, что человек обитал в Круге времени. Время представлялось как круг, как бесконечная смена повторяющихся времен года. От Бога, от различных мистических сил природы приходят изменения, но не от человека.

Значение социальной роли

Доиндустриальное общество характеризовалось также тем, что в нем не ценилась индивидуальность. Считалось, что важно как можно лучше вписаться в свою социальную роль, которая воспринимается при этом как судьба, данная Богом, а судьбу нельзя изменить. У каждого человека была одна роль, и ей просто нельзя было не соответствовать в традиционном обществе. Если кто-то пробовал это делать, он автоматически становился изгоем.

У дворян и крестьян понятие чести отождествлялось с соответствием своей роли. Существует дворянская честь, однако есть и крестьянская. Напомним в качестве примера об обязательности дуэльного кодекса для дворян. Бесчестьем для крестьянина считалось не явиться на толоку (существовавший в то время вид взаимопомощи, при котором, например, вся община собирается для постройки дома для какого-то ее члена). Кодекс чести у тех и у других на чужаков не распространялся. У дворянина кодекс чести диктовал также обязательный возврат карточных долгов. А вот возвращать долг торговцам, ремесленникам и кредиторам обязательным не считалось.

Ритуал

Социальные механизмы, социальная память в традиционном обществе работали через ритуал, а не через сознание отдельного индивида. Высоко ритуализированным являлось доиндустриальное общество. Касается это как верхов, так и низов. Ритуал — это работа не с сознанием, а с телом. Поведение регулировалось на уровне языка, например, поговорками, воплощающими ту или иную социальную норму.

Узкие рамки выбора

Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать роли, предназначенной ему, даже если это роль короля. Слова Людовика Четырнадцатого, говорившего «государство — это я», о многом свидетельствуют. Они демонстрируют совсем не высочайшую степень его личной свободы, а как раз наоборот. Рабом своей роли является король. Свобода в традиционных обществах — это возможность либо своевольничать, либо следовать предназначенному свыше благому пути.

Человек не выбирает, однако он может быть «призван». Такая призванность при этом рассматривалась как великое событие, в котором принимают участие сверхчеловеческие силы. Вспомним, например, Жанну Д’Арк. Эта женщина избрала свой путь не сама. Она на него вступила по велению свыше. У живущих в двадцать первом веке людей призвание ассоциируется с автономным, личностно-индивидуальным решением индивида. Жизненные рамки в традиционных обществах создавались ритуалом и обычаем: каждый член такого общества знал, что он должен делать, как ему следует поступить. Его путь был предопределен.

Изменения в доиндустриальных обществах

В них изменения происходили очень медленно, в течение столетий. Жизнь крестьян менялась наиболее медленно. Рацион, одежда, способы обработки земли, физический облик (учитывая местные особенности, конечно) сохранялись почти до начала двадцатого столетия. Практические схемы деятельности в крестьянских сообществах являлись кодифицированными: через распорядок года и дня, ритуалы и обычаи, заключенную в поговорках и пословицах народную мудрость. Такие коды существовали очень долгое время. Они, как правило, в письменной форме не фиксировались, то есть кодексов обычного права не имел доиндустриальный тип общества.

Если же обратиться к жизни различных привилегированных его слоев, можно обнаружить, что здесь значительно быстрее происходили изменения. Новые нормы поведения возникали в доиндустриальном обществе, появлялись символические цивилизационные коды, включая зафиксированные в письменном виде. Важным источником власти являлся эффективный аппарат самоконтроля. С большей вероятностью самоконтроль складывался в привилегированных пространствах. Прерогативой господ, а не рабов, являлась возможность превосходить, а также быть свободными в действиях.

Изобретения

Экономика доиндустриального общества не была основана на научных достижениях. Изобретения не очень-то ценились, поскольку люди предпочитали традиционные способы ведения хозяйства и социальные отношения. Однако непреднамеренные социальные изобретения возникали в любых обществах, в том числе и в традиционных.

Ими пользуются все люди. Сюда относятся и родившиеся в среде крестьянства тактики повседневного сопротивления, и возникшие в придворной среде вежливые манеры, и централизация насилия, которая постепенно привела к формированию государств в сегодняшнем их значении. «Изобретения» эти меняли общество постепенно, однако не делали его еще современным постиндустриальным. Новый человек должен был появиться для того, чтобы совершился переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. О последнем мы немного расскажем в конце статьи.

Экономические характеристики доиндустриального общества

Перечислим основные экономические признаки доиндустриального общества. Оно представляло собой очень пеструю, разнородную мозаику, состоящую из изолированных социальных единиц. Доиндустриальное общество было отмечено тем, что протекание экономических процессов определялось в значительной степени именно религиозными властями. Структура занятости такова, что практически все люди заняты были в первичном секторе, в основном в сельском хозяйстве.

Производительность труда при этом была относительно низка. Для доиндустриального общества характерно было то, что ее темпы не позволяли высвободить работников для привлечения их в другие отрасли производства. Хозяйственная деятельность в таком обществе была вторичной, подчиненной неким более важным принципам регуляции, которые исходили из властных установлений или сакральных законов. На шкале престижности священническая деятельность занимала высокое место по поддержанию вечных ценностей.

На это же была направлена управляющая обществом верховная власть, поскольку она была выражением насилия и мощи. Для большинства населения такого общества (а также для многих людей сегодня, проживающих в странах третьего мира) труд в домашнем хозяйстве и производственная деятельность не разделимы. Все эти характерные признаки доиндустриального общества, как вы понимаете, к обществу современному не имеют отношения. Экономика его основана совсем на других принципах.

Типы доиндустриальных обществ

Важным для традиционных обществ было то, базируются ли они на производящем или присваивающем хозяйстве. Типы общества с присваивающим хозяйством, в свою очередь, выделяются в зависимости от того, земледелие или скотоводство преобладает в них. Охота, рыбная ловля и собирательство относятся к присваивающим типам. К производящим — животноводство и земледелие. Достаточно условно, конечно, деление на земледельцев и скотоводов. В истории, вероятно, практически не существовали типы общества, которые производили и потребляли бы лишь растительную или животную пищу.

Постиндустриальное общество

Как мы и обещали, расскажем вкратце и о нем. Доиндустриальное и индустриальное общество рассматриваются как два основных типа. Однако сегодня деление этим уже не ограничивается. Дело в том, что в середине двадцатого столетия возникло общество постиндустриальное, принципиально новое по отношению к индустриальному. Его можно определить также как информационное, то есть такое, в котором информация является главной ценностью.

Это общество прежде всего образованных людей, в отличие от доиндустриального. Еще одно название его — глобальное, поскольку основывается оно на господстве в экономике транснациональных корпораций и широко использующемся международном разделении труда. Существует предположение, что общества в традиционном смысле этого слова сегодня перестают существовать, и постепенно формируется основанное на общей культуре планетарное общество. Идея эта имеет многочисленных сторонников и противников. Однако само существование постиндустриального общества сегодня уже не отрицает никто.

Источник

Статьи такими же метками:

ideiforbiz.ru

Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества: сравнительная характеристика.

Деление на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества предложено Д. Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствовании средств производства и знания.

Доиндустриальное (традиционное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низки темпы развития пр-ва, которое удовлетворяет потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком случае регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами, которые считаются незыблемыми, не допускающими мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности.

Термин «индустриальное общество» ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество – это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ хар-но развитое разделение труда, массовое пр-во товаров, машинизация и автоматизация пр-ва, развитие ср-в массовой коммуникации, урбанизация и т.д.

Постиндустриальное (информационное) общество – общество, развитое на информационной основе, добыча и переработка продуктов природы сменяется пр-вом и переработкой информации, а также преимущественным развитием сферы услуг (в тр.общ. – с/х, в инд. – промышленность). Меняется структура занятости, соотношение различных профессиональных групп. Увеличивается слой квалифицированных научно-технических специалистов. Если в инд.общ. массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной соц.структуры формируется функциональная. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированный на быстрое изменение.

students-library.com

Что такое индустриальное общество: характеристика кратко :: BusinessMan.ru

Характеристика традиционного индустриального общества сложна и многогранна. Основы ее были сформулированы еще в начале XIX века Сен-Симоном. В свое определение он вложил следующий смысл: индустриальное – это такое общество, в котором основу экономики уже составляет не ручное производство и традиционные виды хозяйствования (земледелие и животноводство), а развитая промышленность с соответствующим ей развитием социальных отношений и политическим устройством. Изначально термин представлял противоположность патриархальному (доиндустриальному) обществу. Современные же теории в его определении разнятся.

Исторические этапы развития обществ

Ученые-экономисты и социологи выделяют три основных этапа развития всех обществ мира. К ним относятся: доиндустриальное, или патриархальное, индустриальное и постиндустриальное.

  • Доиндустриальное характеризуется низким уровнем производительных сил и социальных отношений. Хозяйство завязано на традиционных видах: земледелии, скотоводстве, рыбной ловле, ремеслах. Весь цикл производства при этом осуществляется ручным трудом без привлечения автоматизированной техники ввиду ее отсутствия.
  • Индустриальное общество. Характеристика его заметно отличается от предыдущего типа. Самое главное отличие состоит в развитии индустрии, т. е. промышленности, и превращении ее в ведущую отрасль хозяйства. Остальные особенности будут рассмотрены ниже.
  • Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, в основу своего развития ставит уже не промышленность, а появление и развитие новых технологий. В этом плане даже страны, бедные с точки зрения патриархального и индустриального общества, могут выйти в лидеры по темпам развития экономики. В настоящее время лидерами здесь являются Япония, США, некоторые государства Западной Европы.

Характеристика индустриального общества имеет некоторые особенности, выделяющие его из доиндустриального и постиндустриального исторических типов. В результате, руководствуясь информацией об исторических типах развития человечества, мы и можем выделить каждый из трех существующих на сегодняшний день.

Индустриальное общество. Характеристика эпохи

Второй исторический этап развития человеческого общества имеет несколько существенных отличий от первого. Главная характеристика индустриального общества состоит в том, что происходит утверждение промышленного уклада во всех сферах общественной жизни как доминирующего. Таким образом, сельское хозяйство, ранее игравшее главенствующее положение, уходит на второй план. Отныне главным мерилом дохода, определяющим состоятельность и социальный вес человека, становится не количество имеющейся земли (феод), как это было в предыдущую эпоху, а количество капитала, сконцентрированного в его руках. Касаемо утверждения технологического индустриального уклада, нужно сказать, что он оказывает влияние на все сферы, начиная с экономической и заканчивая культурной.

Пропорции занятости

Характеристика индустриального типа общества не представляется возможной без изучения изменений пропорций занятости в различных отраслях. Эта особенность вытекает из первой – она неизбежна. В результате появления машинного труда и технологий количество занятых в сельском хозяйстве резко сокращается — до 3-5 %; в противоположность этому сокращению, происходит рост в промышленном секторе до 50-60 % и в сфере услуг (40-45 %). Все это неизбежно, если посмотреть на изменения в общественной жизни с приходом индустриальной эпохи.

Урбанизация

Третья особенность является следствием первых двух: в результате роста индустрии появляется большое количество заводов и фабрик, где применяется машинный труд. После этого происходит резкий рост доли занятых в промышленности. А где располагаются все промышленные предприятия? Конечно же, в городах и их пригородах! Результатом этого стала интенсивная урбанизация. Именно в тот период наблюдается резкий рост городов, в том числе и за счет населения, прибывающего из сельской местности ввиду невыгодности ведения хозяйства в деревне и привлекательности города.

Национальные государства

Если вам зададут вопрос, что такое индустриальное общество, дайте характеристику. «Традиционному индустриальному обществу свойственно возникновение национальных государств, в основе сближения всего населения которых лежит не власть правителя, а общий язык, культура и история», — таков будет ваш ответ. Это и есть 4-я особенность, послужившая сплочению населения сначала европейских стран и США, а потом и всех остальных государств мира. В это время появляется национальных дух, происходит выделение отдельных наций из всего населения, формируется национальный менталитет. Патриотизм в том виде, который мы знаем сейчас, тоже возникает во время становления индустриального общества и формирования наций, государств.

Образовательная революция

Следующей особенностью является культурная, или образовательная, революция. Характеристика индустриального информационного общества включает в себя такие особенности, как растущая грамотность населения, а также формирование национальных систем образования. Сегодня факт всеобщей грамотности многим может показаться естественным, однако всего 300-400 лет назад в странах Западной Европы, считающихся сегодня передовыми, читать и писать могли единицы. О развитии же технических наук говорить вообще не приходилось. Все «техническое развитие» диктовала церковь, а в ее интересах было сохранение старых устоев, в результате которых церковь богатела и не видела конкурентов для себя.

Вопрос о формировании национальных систем образования также был достаточно острым, каждая передовая страна старалась найти свой индивидуальный путь развития образования, который, во-первых, решал бы надобности новых экономических реалий и, во-вторых, продолжал бы развитие технологий и появление изобретений.

Политические права

Следствием культурной явилась политическая революция. Как ни странно, но с вкладыванием в головы народных масс большого количества информации, в том числе гуманитарного направления, у населения возникают политические требования, предъявляемые к правительству, формирующемуся в эпоху индустриального общества. Характеристика этой особенности позволяет нам прийти к выводу о том, что большинство политических прав, свобод и обязанностей, которыми наделены граждане современных государств, возникли во время формирования индустриальных обществ. Важнейшим политическим правом, приобретенным населением, явилось избирательное право. Конечно, изначально ценз был очень высоким – не каждый мог участвовать в выборах, а женщины вообще им не были наделены, но с течением времени избирательное право приобрело современный вид и стало всеобщим.

Государство всеобщего благосостояния

Уровень потребления показывает резкий рост в результате того, что формируется т. н. «государство всеобщего благосостояния (благоденствия)». В это время происходит смена социального положения населения. Если раньше существовала схема «государство-общество», не замечающая важность способностей отдельных граждан, то схема «государство-личность» отличает именно индустриальное общество. Характеристика эта указывает, что отныне личность важна для государства, и оно делает все, чтобы каждый человек приносил пользу в меру своих возможностей.

Общество потребления

Вслед за «государством всеобщего благоденствия» появляется «общество потребления». Рост доходов населения и появление большего количества свободного времени стали как бы проводниками к потреблению. Индивидуальное потребление и соответствующие социальные установки сейчас стали, можно сказать, культом, который породило индустриальное общество. Характеристика его, безусловно, должна включать и этот момент. В доиндустриальном обществе большая часть населения в личном пользовании практически ничего не имела, за исключением крова (чаще всего арендуемого), пищи, одежды и орудий труда.

Рост доходов и появление свободного времени привели к капиталистическим отношениям, основой которых стало накопление капитала и его показ всему обществу. Материальным выражением богатства в разное время становились различные показатели. Сейчас ими являются дорогие часы, спортивные автомобили, самолеты, вертолеты, яхты и т. д. Но помимо этого существует огромное количество необходимых для современной жизни товаров, приобретаемых большей частью населения. К ним можно отнести ту же одежду, еду, бытовую технику и многое другое – здесь все не перечислить.

Демографические изменения

Основные характеристики индустриального общества включают и эту, вынесенную в подзаголовок, самую значительную в социальном плане. Речь идет об изменениях в демографическом развитии, в число которых можно включить следующее:

  • Понижение уровня смертности ввиду развития медицины и появления вакцин от большинства болезней, преследовавших население Земли на протяжении тысячелетий.
  • Результатом вышеприведенного факта является рост продолжительности жизни населения развитых обществ.
  • Из-за того, что снижается смертность, в том числе детская, отпадает надобность в рождении большого количества детей, поэтому рождаемость снижается.
  • Следствием трех приведенных факторов является старение населения, т. е. доля старших возрастных групп становится преобладающей тогда, когда формируется индустриальное общество.

Характеристика по сферам приводит нас к выводу, что в целом индустриальное общество оказало положительный эффект на развитие человечества: роль личности стала выше для общества, смертность была значительно снижена, грамотность является общедоступной, а в большинстве стран обязательной, уровень жизни постоянно растет. Человек, живший всего 100 лет назад, даже не мог мечтать о тех благах, которыми пользуется сегодня население большей части земного шара.

businessman.ru

Доиндустриальное общество • ru.knowledgr.com

Доиндустриальное общество обращается к социальным признакам и формам политической и культурной организации, которые были распространены перед появлением Промышленной революции, которая произошла с 1750 до 1850. Доиндустриальный время, прежде чем были машины и инструменты, чтобы помочь выполнить задачи. Доиндустриальная цивилизация относится ко времени несколько веков назад, но главная эра, известная как Доиндустриальное Общество, произошла прямо перед Индустриальным обществом. Доиндустриальные общества варьируются от области до области в зависимости от культуры данной области или истории общественной жизни и политической жизни. Европа известна ее Феодальной Системой и Средневековая эра.

Признаки доиндустриальных обществ

  • Ограниченное производство (т.е. artisanship против массового производства)
  • Прежде всего сельскохозяйственная экономика
  • Ограниченное разделение труда. В доиндустриальных обществах производство было относительно просто, и число специализированных ремесел было ограничено.
  • Ограниченное изменение социальных классов
  • Узость — Коммуникации были ограничены между сообществами в доиндустриальных обществах. У немногих была возможность видеть или услышать вне их собственной деревни. Напротив, индустриальные общества выросли с помощью более быстрых средств сообщения, имея больше информации под рукой о мире, позволив передачу знаний и культурное распространение между ними.
  • Население росло с существенными скоростями
  • Социальные классы: крестьяне и палата лордов
  • Прожиточный минимум проживания
  • Население, зависящее от крестьян для еды

Жизнь в доиндустриальном обществе

  • Все люди работали/жили в стране
  • Диета включала очень мало мяса
  • Большинство людей было неграмотным
  • Высокие уровни бедности и неравенства
  • Эпидемии были общими, а также другими чрезвычайными болезнями
  • Война часто происходила между разными странами.

Экономические системы доиндустриальных обществ

  • Средневековое общество
  • Товарный рынок

См. также

  • Аграрное общество
  • Британская сельскохозяйственная революция
  • Семейная экономика
  • Индустриализация
  • Теория модернизации
  • Традиционное общество
  • Теория зависимости
  • Средневековые времена
  • Собиратели охотника
  • пасторальные кочевники

Библиография


ru.knowledgr.com

Индустриальное общество и его признаки :: SYL.ru

Социальные теории и индустриальное общество

Развитие кибернетики, создание информационных сетей, различных экспертных систем и другие достижения научно-технической революции дали возможность ученым прогнозировать и исследовать социальные процессы путем моделирования. Это позволило глубже раскрыть сущность развития общества. Ученые увидели, что социальные организмы действительно проходят эволюционные стадии, каждая из которых имеет свои свойства и признаки. Метод моделирования и прогнозирования результатов практической деятельности, исследование возможных вариантов их развития и последствий тесно связаны с социальными теориями. Они пытаются охватить исторический процесс как комплексную проблему организации сложных систем. Одной из таких теорий является концепция о том, что в эпоху технического прогресса весь мир представляет собой единое индустриальное общество.

Идеи Уолта Ростоу

Само это понятие родилось еще в 19 веке. Его использовали и утопические социалисты (Сен-Симон), и основатели позитивизма (Конт). Сам термин «индустриальное общество» возник в качестве противопоставления аграрной, «отсталой» экономики и связанного с ней «старого режима». В послевоенную эпоху значение его изменилось. В разгар «холодной войны» некоторые социологи, в частности, француз Р. Арон, не побоялись заявить о том, что все идеологические различия между двумя враждующими лагерями – капитализмом и социализмом – на самом деле не стоят ломаного гроша и являются продуктом политической пропаганды. «Единое индустриальное общество» господствует теперь во всем мире, а разные политические системы являются только его вариантами. Уолт Ростоу в 60-х годах прошлого века попытался объединить эту концепцию с идеей, подобной учению Маркса об общественно-экономических формациях. Он тоже счел, что структура общества изменяется в каждый исторический период, только определяющим фактором здесь являются не производственные отношения, а «стадии экономического роста».

Индустриальное общество. Признаки новой стадии развития

Ростоу полагал, что прогресс определяется развитием науки и технологии, а не социальными потрясениями. Последние, наоборот, являются признаками общественной болезни, того, что дела идут не так, как надо. Он заявил о том, что с 50-х годов человечество практически завершило процесс индустриализации и вступило в новую стадию развития. Для нее характерны переход экономики к технологическому укладу, резкое уменьшение количества людей, занятых в аграрном секторе, рост городов (особенно мегаполисов), а также наступление эры массового потребления или же «всеобщего благосостояния». Ростоу полагал, что современный ему Советский Союз постепенно эволюционирует к этой стадии, в то время как в США она уже достигнута. Некоторые другие сторонники этой теории (например, представители школы социального прагматизма Дьюи, Сидней-Хук и другие) считали, что признаки индустриального общества имеют и социальный характер. К примеру, преодоление неравенства между разными социальными группами. Основываясь на социологических данных о сближении уровня доходов между служащими, интеллигенцией и мелкими предпринимателями, они выдвинули идею о возникновении одного или нескольких «средних классов», которые объединяют как работодателей, так и представителей наемного труда. Кроме того, эта фаза развития общества характерна большим количеством менеджеров, управляющих производством.

www.syl.ru

Признаки постиндустриального общества, общая характеристика и основные типы :: BusinessMan.ru

В современном мире принята своеобразная система изучения развития человеческого общества. Согласно ей, человечество пережило две ступени – традиционную и индустриальную. На современном этапе мир находится на ступени постиндустриального общества. Каждый этап развития характеризуется определёнными признаками. Характерные признаки постиндустриального общества мы можем наблюдать в реальной жизни.

Первая ступень развития общества — какая она?

С момента возникновения человечества прошли тысячи лет. Большую часть этого пути люди провели на ступени традиционного, или аграрного (ещё одно название доиндустриального) общества.

Характеризуется эта ступень традиционным укладом и слаборазвитыми социальными структурами. Даже мелочи жизни расписаны согласно сложившимся правилам. Огромную роль в регуляции общественной жизни играют религия и обычаи. Армия и церковь – вот основа сохранения социальной структуры.

Важной для каждого человека ценностью выступает земля, а также группа людей, к которой он приписывается по факту рождения. Селянин остаётся таким до конца своих дней и передаёт свой статус сыновьям и внукам. Изгнание из деревни становится тяжелейшим испытанием. Без земли прокормить себя и семью невозможно.

Основным производителем продуктов, необходимых для жизнедеятельности человека, выступает природа. Больше 90% процентов населения заняты сельским хозяйством. Семья изготавливает продукцию для себя от начального пункта до конечного результата. Разделения труда нет, новые методы производства встречаются негативно или запрещены традициями.

Если сравнить с формационным подходом изучения истории Карла Маркса, то, согласно его учению, можно отнести к традиционному обществу три формации: первобытно-общинную, рабовладельческую и феодальную.

Что собой представляет вторая ступень развития общества?

На рубеже шестнадцатого-семнадцатого веков происходит постепенный переход стран на новую ступень развития. Индустриальное общество заявило о себе сначала в Голландии и Англии, а затем повело за собой другие страны мира.

Особенной чертой новой ступени стало развитие промышленного производства. Сельским хозяйством можно было теперь не заниматься. Появляется торговля, поэтому приобрести продукты питания можно было, обменяв их на предметы собственного производства. Земля перестаёт быть важнейшей ценностью, так как основой экономики стран становится промышленность. Всё большую ценность приобретает капитал.

Переход от ручного тяжелого труда к машинному, заменяющему физическую силу человека, стал революционным событием. Появляются и растут новые города, изменяется положение человека в обществе. Слабеют его связи с группой, он легко может в течение жизни менять свой статус, поднимаясь или опускаясь по социальной лестнице. Теперь неважно, кем и где ты родился, жизнь человека зависит от личных достижений каждого. Получение своей корпорацией или фирмой максимального дохода является важнейшей целью.

Третья ступень развития общества

Модель индустриального общества, благодаря своей нацеленности на введение новейших изобретений, не могла оставаться неизменной. Поэтому страны с индустриального этапа достаточно быстро совершают переход на новую ступень — постиндустриального общества.

Первым предложил новое название общественному развитию Даниэль Белл в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество». Там же учёный предсказал примерный срок такого перехода – начало двадцать первого века.

Постиндустриальное общество – это третья ступень развития общества, отличающаяся его информатизацией, соединением научных и технических достижений, повышением качества медицинского обслуживания и образованности людей. Описанные признаки постиндустриального общества становятся основой улучшения качества жизни человека.

Причины перехода на новую ступень

Переход на более высокую ступень развития общества обусловлен рядом факторов. При этом сторонники различных школ считают, что основные признаки постиндустриального общества появились по разным причинам.

Сторонники индустриальной теории выделяют следующие причины:

  • Сокращение необходимого числа работников материального производства происходит в результате механизации, последующей автоматизации производства, а также за счёт модернизации технологий.
  • Описанные изменения предъявляют работнику более высокие требования в образовании.
  • Получение образования превращается в общепринятую ценность.
  • Образованные люди хотят получать качественные товары и услуги.
  • Предоставить качественные услуги или товары могут только высококвалифицированные специалисты.

Марксисты доказывают, что характерные признаки постиндустриального общества появились в результате разделения труда. Это касается и отдельного предприятия (одни производят, другие рекламируют, третьи распространяют), и транснациональных корпораций. Становится выгодным производить товар в приспособленных регионах, чтобы, например, уменьшить расходы на транспорт. Предприятие может находиться в одной стране, а офис – в другой. Ещё одна причина: изменение структуры потребления. Требования на услуги растут быстрее, чем на товары. Услуги, в отличие от производства, обычно привязаны к месту. Повар из Вашингтона не поедет кормить жителей отдалённого штата, там нужен свой профессионал. Производительность труда отдельного работника на производстве можно увеличить за счёт применения технологии, в сфере услуг это недостижимо. Хирург не может одновременно проводить две-три-четыре операции, требуются дополнительные рабочие руки. Поэтому всё большее количество работников занято именно в сфере услуг.

Переход к постиндустриальному обществу

Для совершения перехода на более высокую ступень развития необходимо, чтобы в социуме появились признаки постиндустриального общества. Их появлению способствовали факторы экономического и социального развития.

  1. Начинаются изменения в экономике страны. Изготовление товаров постепенно уступает место производству информации и услуг. Низкая квалификация работников вытесняется высококвалифицированными специалистами.
  2. Социальная структура перестаёт основываться на классовом делении. Ей на смену приходят страты, учитывающие не только уровень доходов, но в первую очередь уровень знаний и образования, престижность профессии.
  3. Основной структурой становится университет как звено, объединяющее теоретические знания и массовое производство, и имеющее стремление к получению нового знания.

Отличительные признаки постиндустриального общества

Какие же они? Более высокую ступень общественного развития характеризуют признаки постиндустриального типа общества, приходящие на смену отжившим. Первостепенной чертой является появление компьютерно-технологического производства. Оно основано на получении дохода и прибыли через использование имеющихся знаний и информации. Применение высоких технологий, опирающихся на сбережение ресурсов и использование последних научных достижений, приводит к появлению неведомых до сих пор направлений производства. Это уже получившие признание сегодня биотехнология и робототехника. В будущем появятся ещё более совершенные технологии. Информатизация внедряется в каждую сферу жизни человека: от ведения домашнего хозяйства до управления государством.

Вторая черта — исключительный признак, свойственный постиндустриальному обществу. Ни на одной предшествующей ступени она не играла такой роли. Это повышение значения, роли и места человеческого фактора. Происходит переход от преобладания физического или механического труда к умственному. Человек учится всю жизнь, предприятия не скупятся на расходы по повышению квалификации и обучению работников. Индивидуализация потребностей приводит к отказу от стандартов в производстве. Всё больше преобладают мелкосерийные партии товаров, их модификация, растёт спрос на нематериальные блага и услуги.

К признакам постиндустриального общества относится экологизация развития экономики. Человек понимает важность природы для собственного существования и отказывается от роли «царя природы». Целостное развитие системы «человек-природа», «природа-общество» призвано разрешить многие глобальные проблемы.

Социальные принципы постиндустриального общества

На все сто процентов ещё ни в одном государстве мира не сложилась третья ступень развития общества. Но её признаки характеризуют грядущие изменения. Итак, какие признаки постиндустриального общества наблюдаются в социальной сфере?

Исчезнет принцип большинства. На смену ему придет признак защиты прав меньшинства. Современное состояние в политике, социальной сфере, культуре, когда меньшинство не может жить, как ему хочется, а вынуждено приспосабливаться под лидирующее большинство, постепенно себя изживает. Малочисленные группы постепенно получают всё больше возможностей для осуществления своих, а не чужих приоритетов. Это касается малочисленных народов, небольших политических партий, направлений в культуре и проч. Сегодня защита прав меньшинства встречает сопротивление со стороны руководящего большинства. В политике управляют страной большие партии, в культуре признаны достижения, понятные и принятые многими.

«Полупрямая» демократия превратится в полное содержание этого сочетания – «власть народа». Выборные органы сегодня ориентируются в принятии решений на собственные взгляды и на субъективные мнения экспертов. Получив больший груз знаний, используя информационные технологии, граждане перестанут пассивно наблюдать за работой парламентариев. Они смогут предлагать свои варианты политических решений, влиять на политиков вне пределов законодательных собраний. Их мнения станут решающими и приобретут юридическую силу.

Сегодня ответственность за принятие решений распределена неравномерно. Большую часть ответственности несут национальные органы власти. Международный и местный уровни задействованы по минимуму. Признаком постиндустриального общества является как раз передача части ответственности. Транснациональные объединения более эффективно могут заняться проблемами борьбы с терроризмом, пресечением наркоторговли и другими. Местные структуры в состоянии решать вопросы экономического, национального характера и других сфер жизни проживающего там населения.

Экономические изменения

Полнота характеристики не будет достигнута без перечисления изменений в экономической сфере. В первую очередь признаки развития постиндустриального общества проявляются в этой стороне жизни общества. Качественное изменение экономической структуры государства выражается в передаче превалирующей роли третичному сектору. Первые два (сельское хозяйство, промышленность) перестают развиваться без активного участия третьего компонента.

Неотъемлемый третий элемент – это сфера услуг. Внедрение в сельское хозяйство и в промышленность механизмов, заменяющих физические усилия работника, неизменно приводит к переходу освободившихся рабочих рук в иные сферы деятельности. Третичный сектор – это связь и транспорт, торговля и туризм, отдых, охрана здоровья и многое другое.

Современные экономисты говорят о появлении четвертичного сектора. Сюда тоже направляются свободные рабочие кадры. Четвертичный сектор состоит из образования, средств массовой информации, финансовых услуг, сферы планирования и управления, науки.

Общие черты и особенности второй и третьей ступеней

Признаки индустриального и постиндустриального общества проистекают один из другого и противоречат друг другу. Базисом индустриального общества является промышленное производство товаров, главной ценностью которого выступает владение капиталами. Преобладает частная собственность на предметы производства, самым многочисленным классом становится класс рабочих (пролетариат), которым руководит класс буржуазии. В политике главным достижением считается представительная демократия.

В постиндустриальном обществе всё развитие основано на обладании знаниями (информацией) и умении ими воспользоваться. В основе экономики лежит акционерная собственность. Массовый переход из промышленности приводит к увеличению числа служащих (менеджеров). Управление производством, страной невозможно без согласования интересов различных сил посредством непосредственной демократии.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество более точно? Думается, обладание знаниями. Ведь, кроме названия «постиндустриальное», эту ступень развития общества называют и другими эпитетами: информационное, виртуальное, компьютерное, постэкономическое.

Страны с постиндустриальным обществом

Постиндустриальное общество характеризует признак преобладания третичного сектора в экономике. На современном этапе к таким странам можно отнести: США, Канаду, Германию, Нидерланды, Великобританию, Японию, Сингапур, Южную Корею, Израиль.

В этих странах около трети работающего населения занято в творческой сфере. Креативно мыслить, нестандартно решать проблемы, идти впереди и вести за собой – такие требования предъявляются к общественным деятелям и учёным, журналистам и инженерам, художникам и писателям.

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество на сегодняшний день? Информация превратилась в самый ходовой и ценный товар, который внедряется и преобладает во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности.

businessman.ru

Доиндустриальное и индустриальное общества — реферат

 

1.Введение

С конца 60-х годов ХХ века в науке утвердилось понимание  происходящих в наиболее развитых странах  мира хозяйственных и вызываемых ими социально-политических перемен  как провозвестников качественно  нового этапа общественного прогресса. К настоящему времени за рубежом выдвинуто немало оригинальных концепций, в которых обобщаются фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.

Концепция «постиндустриального — посткапиталистического» общества впервые появляется у Дарендорфа (1958), в границах которой проявляется новая отрасль — информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникации становятся централизованным процессом (теория «глобальной деревни» Мак-Люена, 1964).

В конечном счете, основным ресурсом нового постиндустриального  порядка определяют информацию.

Концепция постиндустриального  общества впервые была изложена в  вышедшей в 1973 году книге американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество». Белл сформулировал основные признаки такого общества,и анализируя новые черты в экономике, сделал вывод, что в обществе наметился переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, с преобладанием в экономике не производственного сектора, а сектора услуг.

Рассматривая эту концепцию, всегда необходимо помнить две очень  важных детали: Во-первых Белл прогнозировал появление нового типа общества, а не исследовал уже готовое «постиндустриальное общество»; во-вторых, концепция постиндустриального общества описывает страны с развитой экономикой — США, страны запада и Японию, а, если быть строже, только США.

С помощью понятия  постиндустриального общества можно  логично противопоставить формирующееся социальное целое всем формам обществ, объединяемым в экономическую эпоху; только в этом случае обеспечивается адекватный характер доктрины, претендующей на охват всего пройденного человеческой цивилизацией пути. Необходимо подчеркнуть, что глобальный характер переживаемого переворота, который гораздо более значителен, чем отрицание одной только индустриальной эпохи. Главное — становится возможным осознание того, что человечество находится накануне наступления такого социального состояния, которое не может регулироваться и управляться фактически ни одним из известных доселе способов.

Данный процесс связан с модернизацией системы человеческих ценностей и психологических  ориентиров, он неизбежно будет весьма длительным и происходить эволюционным путем. [ 1 ]

Прежде чем рассматривать саму теорию постиндустриального общества, необходимо рассмотреть и предыдущие стадии – доиндустриальный и индустриальный этап развития.

 

 

 

 

 

 

2.Доиндустриальное  и индустриальное  общества.

2.1. Волновая  концепция развития.

Существует несколько  концепций, с помощью которых  выстраивается периодизация исторического  развития. Традиционно основными  из них считаются – формационная (К. Маркс) и цивилизационная (К. Ясперс, А. Тойнби). Первая из них кладет в  основу развития человеческого общества производственно-хозяйственные отношения, а вторая — социокультурные типы.

На третье место после  этих двух концепций можно заслуженно поставить волновую концепцию. Идея 3-х волн не нова, но наиболее подробно ее изложил Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна».

Очевидно сходство волновой теории с формационной теорией Маркса, однако волны, в отличие от формаций Маркса, сменяют друг друга в результате эволюции, а не революции. По Марксу революция – это локомотив  истории, но, с точки зрения эволюционной теории, революции только затормаживают развитие. По Тоффлеру-же, наоборот, главный двигатель истории – технический прогресс, и, хоть очередная волна приходит в результате качественного скачка и является грандиозным поворотом истории и величайшей трансформацией всех сторон общественной и личной жизни, эти изменения бескровны и носят эволюционных характер.

 

 

 

 

2.2. Доиндустриальное общество.

 

Эта стадия соответствует  первобытнообщинной и рабовладельческой  формациям у Маркса. Ее также принято  называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности – земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90%) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трех стадий, и ее история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Эти страны обеспечивают продовольствием США, Европу и другие индустриальные и постиндустриальные страны, позволяя им тем самым находиться на более высокой ступени развития.

В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа.

2.3.Индустриальное  общество.

К середине XX века силы “первой  волны” были разбиты и на земле  воцарилась “индустриальная цивилизация”. Однако всевластие ее было недолгим, ибо  чуть ли не одновременно с ее победой  на мир начала накатываться новая — третья по счету волна, несущая с собой новые институты, отношения, ценности. [ 2 ]

Термин «индустриальное общество» впервые прозвучал в работах А. Сен-Симона на рубеже 18-19 веков, и примерно в то же время учение об индустриальной системе было развито А. Смитом. Широкое распространение концепция индустриального общества получила в 50 — 60-х гг. 20 века в США (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и другие), когда с помощью нее решались

 

даже прикладные задачи – организация на предприятиях и  решение трудовых конфликтов.

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые  обществу товары. Промышленный переворот  принес свои плоды – теперь главная  задача аграрного и индустриального  общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить все общество

Формирование индустриального общества связано с распространением крупного машинного производства, урбанизацией (отток населения из деревень в города), утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей (буржуазия) и наемных работников (пролетариат). Капитализм в теориях индустриального общества рассматривается некоторыми исследователями как его ранняя ступень (европейские страны в 19 — начале 20 в).

Переход к индустриальному  обществу происходит на базе индустриализации – развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой 18-го века, когда произошел промышленный переворот в Великобритании – переход от мануфактуры к машинному производству. Сроки и темпы индустриализации в различных странах неодинаковы .

В конце 20 века индустриальное общество переходит к постиндустриальному.

 

 

 

3. Постиндустриальное  общество

3.1. Взгляд З.Бжезинского.

Одним из первых обратил  внимание на появление новых, постиндустриальных черт развития общества американский экономист, социолог и политический деятель 3. Бжезинский. В работе «Между двумя эпохами. Роль Америки в технотронную эру» (1970 г) он определил новое «постиндустриальное общество» как общество «технотронное». Это иное общество, чем общество «индустриальное», базирующееся на старой машинной технике и господстве механики. Новейшая (прежде всего, кибернетическая) техника, достижения радиоэлектроники, прогресс в средствах коммуникации оказывают, по мнению Бжезинского, определяющее влияние на все стороны социальной жизни.

«Влияние науки и  техники на человека и его  общество, — пишет он, — стало (особенно  в более развитых странах мира) главным источником современных  изменений. Трансформация, которая  ныне имеет место, особенно  в Америке, уже создает общество, которое все более отличается от своего индустриального предшественника… Индустриальные процессы больше не являются главной детерминантой социальных изменений, преобразующей нравы, социальную структуру и ценности общества. В индустриальном обществе технические знания применялись, прежде всего, к специфической цели: ускорению и улучшению производственной техники. Социальные следствия были побочным продуктом этой преобладающей заботы. В технотронном обществе научное и техническое знание, в дополнение к обогащению производственных способностей, быстро оплодотворяет почти все аспекты жизни, прямо воздействуя на них».

3. Бжезинский формулирует  ряд качественных особенностей, отличающих формирующееся «технотронное» общество от общества «индустриального». Для последнего, например, характерна замена мускульной энергии животных и людей машинами. В «технотронном» обществе автоматизация, новая кибернетическая техника заменяют операции человека с машинами. В социальном плане «индустриальное» общество отличается доминированием на рынке труда проблем занятости и безработицы. Ключевую роль там играют проблемы материальной обеспеченности. В «технотронном» обществе будут доминировать проблемы участия в прибыли. В результате произойдет перемещение центра тяжести от проблем материального благосостояния (ибо они будут решены) к проблемам духовным. В «индустриальном» обществе массы в основном пассивны. Активность их возрастает лишь в особо конфликтных ситуациях. «Технотронное» общество, считает З. Бжезинский, бросает человеку вызов, принуждает его стать активным членом социума.

Таковы лишь некоторые  характеристики «индустриального» — «технотронного» обществ. В целом  концепция «технотронного» общества, разработанная 3. Бжезинским, опиралась  на принципы, идеалы, которые мыслились  как сугубо несовместимые с «индустриальным» прошлым.

3.2.Постиндустриализм по Д.Беллу

Одним из основателей  и главных разработчиков концепции «постиндустриального» общества считается американский социолог, профессор  Д. Белл. В работе » Грядущее постиндустриальное общество » (1973 г) он развивает мысль о том, что в зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономической деятельности — сельское хозяйство, затем «вторичная» — промышленное производство, а в последней трети XX века выдвигается «третичная» сфера деятельности, характеризующаяся переходом от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, в которой ведущую роль приобретает наука и образование.

 

 

 

Каждому из этих трех этапов общественного развития (которые  Д. Белл характеризует как «доиндустрииальный», «индустриальный» и «постиндустриальный») присущи специфические формы социальной организации; церковь и армия — в «доиндустриальном», аграрном обществе, фирма, корпорация — в «индустриальном», университеты — в «постиндустриальном». Последние становятся источником социального планирования и социальных инноваций. Соответственно изменяется я роль в обществе определенных социальных групп. В «доиндустриальном» обществе господствующее положение занимали феодалы и священнослужители, в «индустриальном» — бизнесмены, а в «постиндустриальном» их место занимают ученые и специалисты. В последнем случае происходит формирование нового лидерства, основанного на специальной подготовке, интеллектуальных талантах и знаниях, которые становятся средствами власти.

Постиндустриальное общество характеризуется, по мнению Белла, пятью  признаками:

1) переходом экономики от производства  товаров к производству услуг;

2) преобладанием среди занятых  работников профессиональных специалистов  и техников;

3) ведущей ролью теоретического знания;

4) ориентацией технико-экономической  среды на контроль над технологией;

5) обеспечением процесса принятия  решений новой «интеллектуальной  технологией». Выход из кризиса  «индустриализма» Белл видит  как в развитии «постиндустриальных тенденций», так и в преодолении разрыва культуры с религией.

Таким образом, возникновение «постиндустриального» этапа социального  развития Белл связывает с существенными  переменами в социальной структуре  общества (классовое деление уступает место профессиональному) и соответствующими изменениями в его ориентации, обусловленными новой ролью науки и техники.

По Д.Беллу, «..постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет  перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов»[ 3 ]

yaneuch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *