Доиндустриальное общество. Признаки доиндустриального общества :: BusinessMan.ru
Основные черты доиндустриального общества будут рассмотрены в этой статье. Мы подробно расскажем о том, какие особенности являются характерными для него. Доиндустриальное общество называют также традиционным потому, что основным средством воспроизводства здесь является традиция. В доиндустриальном, как и в любом другом обществе, появлялись новые социальные изобретения. Однако отличительная черта его состоит в том, что деятельность человека и всех членов той или иной общности в целом представляется как следование порядку, установленному в древности. Наука в доиндустриальном обществе не играла значимой роли. Традиция здесь диктовала свои правила.
Преобладание личных связей
На личной связи базировалась жизнь людей в традиционных обществах. Это сложная, множественная связь, основанная на личном доверии. Она наблюдается в той или иной степени в любых обществах: мафия, подростковые «племена», соседи. Вспоминается, например, русская интеллигенция. Ее круг был довольно узок. При чтении мемуаров создается впечатление, что друг друга знали все ее представители. В обществах, называющихся традиционными, эта связь являлась преобладающей. Доверие людей друг к другу служило источником легитимности установленного мира.
Два полюса
Крестьянство и дворянство представляли собой два полюса всех разновидностей этого типа общества. Все знали друг друга в деревне. Дворянское общество — тоже достаточно замкнутый узкий круг (сначала абсолютно, а затем относительно). Оно создавалось во многом на основе родственных связей. Друг друга здесь также знали все. Можно напомнить, что некоторые европейские монархи уже в конце девятнадцатого столетия были родственниками. До сих пор существует Сен-Жерменское предместье в том виде, в каком мы знаем его из описаний Марселя Пруста и Оноре де Бальзака.
Малые общности (локализм)
Еще одна характеристика доиндустриального общества заключается в том, что люди жили в нем в основном малыми сообществами (общностями). Данный феномен называется в науке локализмом. В противоположность той или иной малой общности общество в целом не может существовать без наличия длинных связей. Длинные связи являются трансцендентными (внешними) по отношению к небольшой общности. Это власть деспота или короля, которые являются представителями «всех», а также мировые религии (слово «религия», напомним, восходит к латинскому названию, означающему «связывать»).
Было ли сходство между дворянами и крестьянами?
Полной противоположностью простому крестьянину виделся джентльмен. Он был одет по-иному, иначе говорил, держал себя. Нельзя в то же время не обратить внимание на то, что существовал целый ряд черт, объединяющих его с крестьянином. Недаром оба они являлись представителями одного общества. Именно связь личного типа объединяла их. Каждый из них знал, кому он подчинен, осознавал также и то, кто от него зависит.
Персонифицировались любые отношения, то есть все они представлялись в виде той или иной персоны. Например, власть, Бог (или боги). У рыцаря личные отношения складывались с его оружием — копьем или мечом и конем, у крестьянина — со скотом и с плугом. По отношению к орудиям труда или оружию, то есть к неодушевленным вещам, часто употреблялись относимые к живым существам местоимения.
Власть в традиционных обществах
В традиционных обществах власть осуществлялась как личная зависимость. Те, кто ее имел, прямо отнимали прибавочный продукт или даже жизнь у тех, кто зависел от них. В личной зависимости от своего помещика находился крестьянин. Власть выступала одновременно как покровительство подданным. Формой ее легитимации являлась защита униженных и оскорбленных. Помещик был прежде всего покровителем. Воин являлся защитником.
Деревня и замок
Фернан Бродель (на фото ниже), знаменитый французский историк, привел прекрасную иллюстрацию, позволяющую лучше понять сказанное выше. Это окруженный деревней с находящимися за ней полями с виноградником замок. Этот замок сросся с окружением. Вместе они составляют одно целое.
Деревня и замок расположены в одном физическом пространстве. Однако обитатели их находятся при этом в разных социальных пространствах. Их объединяет в общество связь личного типа. Однако они пребывают в то же время на разных полюсах. Разные общественные функции выполняют деревня и замок, разными социальными ресурсами обладают они. Дворянин делает ставки в общественных играх, недоступных крестьянину, который находится в личной зависимости от своего помещика, даже если при этом он не в крепостной зависимости от него.
Представления о богатстве и инновации
Категория нажитого честным путем богатства отсутствовала в традиционном обществе. Люди не осознавали, как через обмен образуется богатство. То, что было получено от владения землей, являлось его идеальной формой. Помещик-землевладелец, крестьянин — фигуры чтимые. Торговец — нет. Считается, что власть дает богатство, а не богатство — власть.
В этом обществе отсутствовала идея внеморальных внеличностных сил, которыми человек не может прямо оперировать. Можно сказать, что умение и привычка жить в мире абстракций тоже практически отсутствовали. Крестьянин не осознавал, как можно зарабатывать на возке песка — ведь его природа дает бесплатно, к такому способу заработка не приложен труд. В свою очередь, дворянин не понимал, почему следует отдавать вовремя долг купцу. В обществе, таким образом, к абстрактным социальным посредникам обращались относительно мало.
Практически не было в доиндустриальном обществе представления об инновации. Дело в том, что человек обитал в Круге времени. Время представлялось как круг, как бесконечная смена повторяющихся времен года. От Бога, от различных мистических сил природы приходят изменения, но не от человека.
Значение социальной роли
Доиндустриальное общество характеризовалось также тем, что в нем не ценилась индивидуальность. Считалось, что важно как можно лучше вписаться в свою социальную роль, которая воспринимается при этом как судьба, данная Богом, а судьбу нельзя изменить. У каждого человека была одна роль, и ей просто нельзя было не соответствовать в традиционном обществе. Если кто-то пробовал это делать, он автоматически становился изгоем.
У дворян и крестьян понятие чести отождествлялось с соответствием своей роли. Существует дворянская честь, однако есть и крестьянская. Напомним в качестве примера об обязательности дуэльного кодекса для дворян. Бесчестьем для крестьянина считалось не явиться на толоку (существовавший в то время вид взаимопомощи, при котором, например, вся община собирается для постройки дома для какого-то ее члена). Кодекс чести у тех и у других на чужаков не распространялся. У дворянина кодекс чести диктовал также обязательный возврат карточных долгов. А вот возвращать долг торговцам, ремесленникам и кредиторам обязательным не считалось.
Ритуал
Социальные механизмы, социальная память в традиционном обществе работали через ритуал, а не через сознание отдельного индивида. Высоко ритуализированным являлось доиндустриальное общество. Касается это как верхов, так и низов. Ритуал — это работа не с сознанием, а с телом. Поведение регулировалось на уровне языка, например, поговорками, воплощающими ту или иную социальную норму.
Узкие рамки выбора
Рамки жизненного выбора для индивидов были узкими: считалось, что человек должен следовать роли, предназначенной ему, даже если это роль короля. Слова Людовика Четырнадцатого, говорившего «государство — это я», о многом свидетельствуют. Они демонстрируют совсем не высочайшую степень его личной свободы, а как раз наоборот. Рабом своей роли является король. Свобода в традиционных обществах — это возможность либо своевольничать, либо следовать предназначенному свыше благому пути.
Человек не выбирает, однако он может быть «призван». Такая призванность при этом рассматривалась как великое событие, в котором принимают участие сверхчеловеческие силы. Вспомним, например, Жанну Д’Арк. Эта женщина избрала свой путь не сама. Она на него вступила по велению свыше. У живущих в двадцать первом веке людей призвание ассоциируется с автономным, личностно-индивидуальным решением индивида. Жизненные рамки в традиционных обществах создавались ритуалом и обычаем: каждый член такого общества знал, что он должен делать, как ему следует поступить. Его путь был предопределен.
Изменения в доиндустриальных обществах
В них изменения происходили очень медленно, в течение столетий. Жизнь крестьян менялась наиболее медленно. Рацион, одежда, способы обработки земли, физический облик (учитывая местные особенности, конечно) сохранялись почти до начала двадцатого столетия. Практические схемы деятельности в крестьянских сообществах являлись кодифицированными: через распорядок года и дня, ритуалы и обычаи, заключенную в поговорках и пословицах народную мудрость. Такие коды существовали очень долгое время. Они, как правило, в письменной форме не фиксировались, то есть кодексов обычного права не имел доиндустриальный тип общества.
Если же обратиться к жизни различных привилегированных его слоев, можно обнаружить, что здесь значительно быстрее происходили изменения. Новые нормы поведения возникали в доиндустриальном обществе, появлялись символические цивилизационные коды, включая зафиксированные в письменном виде. Важным источником власти являлся эффективный аппарат самоконтроля. С большей вероятностью самоконтроль складывался в привилегированных пространствах. Прерогативой господ, а не рабов, являлась возможность превосходить, а также быть свободными в действиях.
Изобретения
Экономика доиндустриального общества не была основана на научных достижениях. Изобретения не очень-то ценились, поскольку люди предпочитали традиционные способы ведения хозяйства и социальные отношения. Однако непреднамеренные социальные изобретения возникали в любых обществах, в том числе и в традиционных.
Ими пользуются все люди. Сюда относятся и родившиеся в среде крестьянства тактики повседневного сопротивления, и возникшие в придворной среде вежливые манеры, и централизация насилия, которая постепенно привела к формированию государств в сегодняшнем их значении. «Изобретения» эти меняли общество постепенно, однако не делали его еще современным постиндустриальным. Новый человек должен был появиться для того, чтобы совершился переход от доиндустриального общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. О последнем мы немного расскажем в конце статьи.
Экономические характеристики доиндустриального общества
Перечислим основные экономические признаки доиндустриального общества. Оно представляло собой очень пеструю, разнородную мозаику, состоящую из изолированных социальных единиц. Доиндустриальное общество было отмечено тем, что протекание экономических процессов определялось в значительной степени именно религиозными властями. Структура занятости такова, что практически все люди заняты были в первичном секторе, в основном в сельском хозяйстве.
Производительность труда при этом была относительно низка. Для доиндустриального общества характерно было то, что ее темпы не позволяли высвободить работников для привлечения их в другие отрасли производства. Хозяйственная деятельность в таком обществе была вторичной, подчиненной неким более важным принципам регуляции, которые исходили из властных установлений или сакральных законов. На шкале престижности священническая деятельность занимала высокое место по поддержанию вечных ценностей.
На это же была направлена управляющая обществом верховная власть, поскольку она была выражением насилия и мощи. Для большинства населения такого общества (а также для многих людей сегодня, проживающих в странах третьего мира) труд в домашнем хозяйстве и производственная деятельность не разделимы. Все эти характерные признаки доиндустриального общества, как вы понимаете, к обществу современному не имеют отношения. Экономика его основана совсем на других принципах.
Типы доиндустриальных обществ
Важным для традиционных обществ было то, базируются ли они на производящем или присваивающем хозяйстве. Типы общества с присваивающим хозяйством, в свою очередь, выделяются в зависимости от того, земледелие или скотоводство преобладает в них. Охота, рыбная ловля и собирательство относятся к присваивающим типам. К производящим — животноводство и земледелие. Достаточно условно, конечно, деление на земледельцев и скотоводов. В истории, вероятно, практически не существовали типы общества, которые производили и потребляли бы лишь растительную или животную пищу.
Постиндустриальное общество
Как мы и обещали, расскажем вкратце и о нем. Доиндустриальное и индустриальное общество рассматриваются как два основных типа. Однако сегодня деление этим уже не ограничивается. Дело в том, что в середине двадцатого столетия возникло общество постиндустриальное, принципиально новое по отношению к индустриальному. Его можно определить также как информационное, то есть такое, в котором информация является главной ценностью.
Это общество прежде всего образованных людей, в отличие от доиндустриального. Еще одно название его — глобальное, поскольку основывается оно на господстве в экономике транснациональных корпораций и широко использующемся международном разделении труда. Существует предположение, что общества в традиционном смысле этого слова сегодня перестают существовать, и постепенно формируется основанное на общей культуре планетарное общество. Идея эта имеет многочисленных сторонников и противников. Однако само существование постиндустриального общества сегодня уже не отрицает никто.
businessman.ru
Доиндустриальное общество
Сегодня для общей исторической классификации применяются определенные типы хозяйственных систем. Эта классификация представляет события истории в форме некоторой цепочки. Звеньями являются: традиционное (доиндустриальное) общество, индустриальное и постиндустриальное общество.
Последний термин характеризует структуру, основная роль при производстве и обмене знаниями и информацией в которой принадлежит компьютерам и телекоммуникациям. Индустриальное общество является, в первую очередь, обрабатывающим. В этой системе для производства товаров применяется машинная технология и энергия. Деятельность доиндустриального общества неразрывно связано с добычей. Экономическая система в этом случае основывается на земледелии, рыболовстве, охоте, лесной промышленности. Доиндустриальное общество занимается также добычей газа, нефти, угля и прочих ресурсов.
По мнению специалистов, к традиционной социально-экономической структуре следует относить любое социальное объединение от времени первобытнообщинных охотников до самого промышленного переворота в конце 18 века.
Доиндустриальное общество (в экономическом отношении) может базироваться на земледелии (как древнерусское, древнекитайское или древнеегипетское общество). Эта социально-экономическая структура может основываться и на скотоводстве (как кочевые Тюркские и Хазарские народы). Доиндустриальное общество может быть и рыболовным. Это характерно для прибрежных территорий, исключительно богатых рыбой.
Одной из особенностей традиционного общества является господство распределения с учетом общественного положения (редистрибутивных отношений). Выражаться это может различными формами: централизованным государством (как в Древнем Египте, Китае, Месопотамии), крестьянской общиной (как на Руси).
Необходимо отметить, что редистрибутивные отношения не являются единственным признаком, характеризующим жизнь доиндустриального (традиционного) общества. Безусловно, такие отношения доминируют, однако, вместе с тем, присутствует и рынок. В некоторых случаях рыночные отношения могут даже занимать передовые позиции, обладая значительным влиянием на жизнь людей. Вместе с этим, торговля сводится к узкому кругу товаров, как правило, к предметам аристократической роскоши. В средневековье помещики, получавшие все необходимое в своих имениях, приобретали породистых лошадей, дорогое оружие, украшения.
Социальная сторона традиционного общества также имеет свою специфику. Самым характерным в такой системе является исключительно личная привязанность каждого к редистрибуции. Это отражено в принадлежности каждого человека к какому-либо коллективу, осуществляющему распределение, а также в зависимости от «старших» (по положению, происхождению, возрасту).
При этом переход от одного социального коллектива в другой очень затруднен. Вместе с этим большое значение имеет не только положение всего сословия в обществе, но и сам факт того, что человек относится к той или другой группе. В качестве примера можно использовать сословные и кастовые системы разделения.
Например, в Индии кастой называли замкнутую группу людей, занимающую определенное, строго отведенное ей место в обществе.
Жизнь в структуре сословия достаточно жестко регламентировалась. Такая система разделения в обществе была характерна для дореволюционной России.
Еще одним немаловажным критерием разделения считается община. Здесь это определение применяется в самом широком смысле. Под общиной понимается не только крестьянское объединение, но и купеческий союз Востока, гильдия купцов Европы, ремесленный цех, нищенские и воровские корпорации и прочее.
Государственный строй в традиционном обществе, как правило, был монархическим. Даже в древности и средневековье власть находилась в руках представителей знати.
fb.ru
основные черты экономики доиндустриального, индустриольного и постиндустриального общества. помогите пожалуйста
Доиндустриальное общество. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе, связан с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное единство труда с его естественными предпосылками. Человек был включен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с биологическим ритмом сельскохозяйственного производства. Место непосредственного производителя и его функция в процессе производства, цель и средства его деятельности, качество и количество выпускаемой продукции определялись не только уровнем развития производительных сил, но и конкретными лицами: либо ассоциацией трудящихся, к которой данный индивид принадлежал (первобытной или крестьянской общиной, ремесленным цехом и т. п.) ; либо представителями господствующего класса, в личной зависимости, от которых непосредственный производитель находился (будь то сборщик ренты-налога азиатского государства, рабовладелец или феодал) . Индустриальное общество. Совершенствование искусственных, созданных человеком орудий труда, безусловно, способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосылок для перехода от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда, техники позволило человеку увеличить меру власти над внешней природой. Техника выступает как «вторая природа» , как природа, преобразованная человеком. Промышленная революция раскрепощает индивида: на смену личной зависимости приходит личная независимость. Она проявляется в том, что присвоение средств производства и жизненных средств не опосредовано в рыночной экономике принадлежностью человека к какому-нибудь коллективу. Каждый товаропроизводитель, хозяйствует на свой страх и риск и сам определяет, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовать свою продукцию. Однако эта формальная личная независимость имеет в качестве своей основы всестороннюю вещную зависимость от других товаропроизводителей (и, прежде всего, зависимость по линии производства и потребления жизненных благ) . Овеществление отношений между товаропроизводителями выступает как зародыш отчуждения труда, характеризующего различные аспекты сложившегося при рыночной экономике господства прошлого труда над живым, продукта труда над деятельностью, вещи над человеком. Предпосылки для его преодоления складываются в процессе перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Постиндустриальное общество. В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Если после неолитической революции сложилась постприсваивающая, производящая экономика, основой которой было сельское хозяйство, а результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, основу которой составляла первоначально легкая, а позднее тяжелая промышленность, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной —капитал, то в современной —лимитирующим фактором становится информация, накопленные знания. Новые технологии стали результатом труда уже не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов» . Итог их деятельности —революция в сфере телекоммуникаций. Если в ХIХ —первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил.
touch.otvet.mail.ru
Сравнительная схема доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ
Стр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМА №1.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ПЛАН
1. Развитие сферы услуг
2. Рынок услуг и его особенности
3. Особенности развития сферы услуг в Украине
Развитие сферы услуг
Современные экономисты все больше уходят от жесткого деления истории человечества на большое количество конкретных периодов.
Во второй половине ХХ века и особенно на рубеже ХХ и ХХI веков особый интерес вызывает укрупненная градация в развитии человеческого общества, а именно выделение 3-х эпох (цивилизаций) – доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной (в терминологии Д. Белла), или первой, второй и третьей волны цивилизации (по Э. Тоффлеру), или премодернистского (премодернити), модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш), или доэкономического, экономического и постэкономического общества (по В. Иноземцеву).
Характерной чертой доиндустриального общества является, по словам Д. Белла, взаимодействие с природой. Рабочая сила сосредоточена преимущественно в сельском хозяйстве (поэтому используется также другое название — аграрное общество), а также в лесном хозяйстве, рыболовстве, горном деле. В качестве основного ресурса выступает сырье, а не энергия, преобладает извлечение продуктов из природных материалов, а не их производство, наиболее интенсивно используется труд, а не капитал. Человек действует унаследованными от предыдущих поколений методами (традиционное общество), и его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности – смены времен года, ураганов и бурь, плодородия почвы, запасов воды, глубины залегания полезных ископаемых, периодических засух и наводнений. Доиндустриальная цивилизация наиболее длительная, продолжительность ее существования исчисляется тысячелетиями.
Переход к индустриальному обществу начался около 300 лет назад. Отличительными его чертами явились индустриальная организация, основанная на применении энергии к машинам, «состязание с преобразованной природой» (искусственной средой – по Беллу), развитие перерабатывающих видов деятельности (отраслей промышленности), массовое товарное производство, интенсивная урбанизация, что привело к гигантским изменениям в образе жизни и деятельности людей. В условиях индустриального общества в настоящее время проживает большая часть населения мира, в том числе и нашей страны, хотя уровень развития индустриальной стадии в различных государствах неодинаков.
Несмотря на множество работ, появившихся за последние десятилетия, одной из важнейших является книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 г.). По его мнению, основой концепцией постиндустриального общества является «оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечается прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры».
Рис. 1. Эпохи в развитии человеческого общества
Графиков о том, как из отсталой страны Индия превращается в развитую державу
Всегда обидными выглядят сравнения Украины со странами-соседями, которые за последние 20 лет существенно нас опередили. Но давайте посмотрим не на то, как мы отстали, а как может развиваться страна, которая выходит из бедности и рвется к процветанию.
ОПУБЛИКОВАНО 27 ИЮЛЯ 2015 В 17:45
Украина — самая отстающая страна бывшего СССР. Сравнивать её с Индией, учитывая масштабы, сложно. Но возможно, ведь Индия, являясь страной с мощной экономикой в глобальном контексте, всё ещё остается домом для сотен миллионов бедных. По размерам ВВП на душу населения Украина даже превосходит Индию — сказывается количество населения.
Но в некоторых вещах Индия может послужить примером для Украины.
В 2020 году на Индию и Китай будет приходиться половина мирового ВВП
Сейчас доля Китая в глобальном ВВП — 14%, Индии — 3%.
Но бедность и социальное расслоение — большая беда страны
20% богатейших индийцев получают 50% всех доходов.
ТЕМА №1.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ПЛАН
1. Развитие сферы услуг
2. Рынок услуг и его особенности
3. Особенности развития сферы услуг в Украине
Развитие сферы услуг
Современные экономисты все больше уходят от жесткого деления истории человечества на большое количество конкретных периодов.
Во второй половине ХХ века и особенно на рубеже ХХ и ХХI веков особый интерес вызывает укрупненная градация в развитии человеческого общества, а именно выделение 3-х эпох (цивилизаций) – доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной (в терминологии Д. Белла), или первой, второй и третьей волны цивилизации (по Э. Тоффлеру), или премодернистского (премодернити), модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук и С. Лэш), или доэкономического, экономического и постэкономического общества (по В. Иноземцеву).
Характерной чертой доиндустриального общества является, по словам Д. Белла, взаимодействие с природой. Рабочая сила сосредоточена преимущественно в сельском хозяйстве (поэтому используется также другое название — аграрное общество), а также в лесном хозяйстве, рыболовстве, горном деле. В качестве основного ресурса выступает сырье, а не энергия, преобладает извлечение продуктов из природных материалов, а не их производство, наиболее интенсивно используется труд, а не капитал. Человек действует унаследованными от предыдущих поколений методами (традиционное общество), и его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности – смены времен года, ураганов и бурь, плодородия почвы, запасов воды, глубины залегания полезных ископаемых, периодических засух и наводнений. Доиндустриальная цивилизация наиболее длительная, продолжительность ее существования исчисляется тысячелетиями.
Переход к индустриальному обществу начался около 300 лет назад. Отличительными его чертами явились индустриальная организация, основанная на применении энергии к машинам, «состязание с преобразованной природой» (искусственной средой – по Беллу), развитие перерабатывающих видов деятельности (отраслей промышленности), массовое товарное производство, интенсивная урбанизация, что привело к гигантским изменениям в образе жизни и деятельности людей. В условиях индустриального общества в настоящее время проживает большая часть населения мира, в том числе и нашей страны, хотя уровень развития индустриальной стадии в различных государствах неодинаков.
Несмотря на множество работ, появившихся за последние десятилетия, одной из важнейших является книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 г.). По его мнению, основой концепцией постиндустриального общества является «оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечается прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры».
Рис. 1. Эпохи в развитии человеческого общества
Сравнительная схема доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ
Тип общества | Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное |
Тип/сектор производства | Первичный Добывающий | Вторичный Создающий | Третичный Сфера услуг |
Ведущий экономический сектор | Сырьевой Сельское хозяйство, рыболовство, добыча полезных ископаемых, лесоматериалы и проч. | Обрабатывающий Производство товаров, обрабатывающая промышленность, строительство | Образование |
Преобразуемые ресурсы | Природные силы Вода, ветер, домашние животные и человеческие мускулы | Созидающая энергия Электричество на базе угля, нефти, газа, ядерного топлива | Информация, знания Системы хранения, обработки и передачи данных |
Стратегический ресурс | Сырьевые материалы | Капитал | Знания, информация |
Ключевая технология | Индивидуальное умение, мастерство | Машинные технологии | Интеллектуальные технологии |
Базовые профессии | Фермер, ремесленник, рабочий | Рабочий, инженер | Ученые и специалисты |
Методология | Здравый смысл, опыт, метод проб и ошибок | Эмпиризм, экспериментирование | Абстракция, модели, системный анализ, теория принятия решений |
Предназначение (Дизайн – по Беллу) | Противостояние природным силам (игра с природой) | Использование сил природы (игра с преобразованной природой) | Взаимодействие человека с человеком |
Временная перспектива | Ориентация в прошлое | Адаптация к данным условиям, экспериментирование | Ориентация в будущее: прогноз и планирование |
Осевой принцип | Традиционализм (экстенсивный экономический рост) | Экономический рост (переход преимущественно к интенсивному экономическому росту) | Кодификация теоретических знаний, качество жизни (инновационный тип экономического роста) |
Тип «общественного» человека | Традиционный («патриархальный») человек | «Экономический» человек | Социально-творческий («социологический») человек |
Если термин «непроизводственная сфера» заменить терминами «социальная сфера» и «институциональная сфера», то можно сказать, что сфера услуг в большей или меньшей степени охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности.
Производство | |||
Производство –процесс создания экономических благ, результат соответствующего преобразования факторов производства (ресурсов). | |||
Структура производства | |||
Сфера материального производства | Непроизводственная сфера | ||
Производство продукта в материально-вещественной форме (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.). | Оказание услуг материального характера (транспорт, связь, бытовое обслуживание). | Оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, искусство и т.п.). | Духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины). |
Сфера услуг | |||
Увеличение спроса на разного рода услуги объясняется влиянием целого ряда факторов.
Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу как уборка, приготовление пищи, что привело к процветанию индустрии комфорта.
Во-вторых, рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спорта.
В-третьих, рост использования высокотехнологических товаров в домашних условиях (компьютеры, аудио-видеотехника, система безопасности) привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Какие типологии общества приняты в науке, что такое доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество?
Доиндустриальное общество Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики. Индустриальное общество В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды — теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество. Постиндустриальное общество Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний . А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения. Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.
Принято выделять несколько типологий: дописьменную и письменную. Доиндустриальное общество — это общество с аграрным укладом, где преобладает натуральное хозяйство и традиции. Индустриальное общество — это общество, которое основано на промышленности, где существует разделение труда и массовость производства. Постиндустриальное общество — это общество, где экономика направлена на развитие сферы услуг, чем на производства товаров, существенно растет доход населения.
touch.otvet.mail.ru