Должностные лица кто это – Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Содержание

Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами.
2. Инспектирование материальных ценностей
3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.
1. Контроль трудовой дисциплины.
2. Руководство коллективом.
3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.
4. Формирование кадров.
5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.
6. Принятие дисциплинарных мер.
7. Организация условий труда.
8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

Основные моменты:

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Примеры должностных лиц

КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

Видео — Понятие и определение должностного лица в законодательстве

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

КатегорияХарактеристика
1Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.

Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.

2Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда.

В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

yr-expert.com

Должностное лицо — это … Кто такое должностное лицо в России

Добавлено в закладки: 0

Кто такое должностное лицо? Описание и определение понятия.

Должностное лицо – это лицо, которое в согласии с предоставленными полномочиями или выполняет распорядительные, организационные функции в государственных органах, в государственных или муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления, в военных формированиях или в Вооружённых силах РФ, или временно выполняет обязанности представителя государства. Должностное лицо занимается такими вопросами: руководство производственной деятельностью работников, трудовым коллективом, планирование работы, организация труда подчиненных, подбор кадров, сохранение трудовой дисциплины и так далее. 

Должностное лицо — это лицо, которое осуществляет по результатам выборов или по назначению функции представителя власти или постоянно, или временно занимающее в государственных предприятиях, учреждениях, партиях, организациях, общественных учреждениях, формированиях должности и организациях, которые связаны с исполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных обязанностей, или исполняющее их по специальному полномочию.

В России

  1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) считаются лица, временно, постоянно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти или исполняющие административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, государственных корпорациях и в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации.
  2. Под лицами, которые занимают государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, которые устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и федеральными конституционными законами для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  3. Под лицами, которые занимают государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и прочих статьях настоящего Кодекса подразумеваются лица, которые занимают должности, устанавливаемые уставами субъектов Российской Федерации или конституциями для непосредственного выполнения полномочий государственных органов.
  4. Служащие органов местного самоуправления и государственные служащие, которые не относятся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в ситуациях, предусмотренных специально соответствующими статьями.

Приведённое выше определение относится к уголовному праву, в КРФобАП, в примечании к статье 2.4, дают немного отличное и более широкое определение должностного лица:

В настоящем Кодексе под должностным лицом необходимо понимать лицо, временно, постоянно или соответственно со специальными полномочиями производящее функции представителя власти, то есть наделенное в порядке, установленном законом, распорядительными полномочиями по отношению к лицам, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных организациях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и войсках Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с исполнением административно-хозяйственных или организационно-распорядительных функций руководители и другие работники прочих организаций и совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), исполнительных коллегиальных органов (дирекций, правлений), ревизионных комиссий (ревизоры), счётных комиссий, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, которые осуществляют полномочия исполнительных единоличных органов прочих организаций, несут, как должностные лица, административную ответственность. Лица, которые осуществляют функции члена аукционной, конкурсной, единой или котировочной комиссии, созданной муниципальным или государственным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, которые предусмотрены статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут, как должностные лица, административную ответственность. Лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые совершили административные правонарушения, несут, как должностные лица, административную ответственность, если настоящим Кодексом не установлено другое.

Мы коротко рассмотрели должностное лицо, в частности, в России. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

На видео: Государственная служба и должности. Ликбез

biznes-prost.ru

Должностное лицо УК, УПК, КоАП РФ, Что это

Выберите букву

С понятием должностное лицо мы сталкиваемся повсеместно, в газетах, на радио и телевидение, в общении с друзьями и в сообщениях интернет сми о выявленных нарушениях в которых замечена группа  должностных лиц, наделенных некими возможностями и властью, в рамках государственного регулирование общества.

Что такое должностное лицо

Должностное лицо это физическое лицо осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях (ООО, ПАО и т.д.), организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальным полномочиям.

Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Должностное лицо в УК РФ

В 2004 году Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ, распространяющие понятие «должностное лицо» как квалифицирующий признак состава преступления на весь Уголовный кодекс.

При необходимых 226 голосах документ поддержали 390 депутатов, голосовавших против и воздержавшихся не было.

Ранее понятие «должностное лицо» предусматривалось как квалифицирующий признак состава преступления в статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и главой 30 УК «Преступление против госвласти, госслужбы и службы в органах местного самоуправления». Должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Должностное лицо в КоАП РФ

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Статус должностного лица

обусловлен правовой регламентацией его полномочий и не зависит от их объективной реализации. Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий. Отождествление публичной и частноправовой деятельности, отнесенной к ведению должностного лица, характерно только для административного права: должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

Даныыми лицами признаются физические лица постоянно или временно занимающие в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением:

  1. организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных по службе лиц;
  2. административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
  3. функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности; 
  4. а равно лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию».

Правонарушения должностных лиц

В «особой части

malina-group.com

Должностное лицо — это… Что такое Должностное лицо?

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальному полномочию.

  1. Должностными лицами в статьях уголовного кодекса Российской Федерации (России) признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и Воинских формированиях Российской Федерации.
  2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Вышеприведённое определение относится к уголовному праву, в КоАП, в примечании к статье 2.4, даётся несколько отличное и более широкое определение должностного лица:

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Литература

dic.academic.ru

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО это что такое ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО: определение — Право.НЭС

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

служащий государственного учреждения, организации, имеющий право совершать юридически значимые действия. Содержание и объем таких юридических действий определяются занимаемой должностью.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия трудового права

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Действующее законодательство не содержит общего, единого понятия должностного лица. В законодательстве об административных правонарушениях должностные лица признаются специальными субъектами административных правонарушений.

Оцените определение:

Источник: Административное право. Словарь-справочник

Должностное лицо

гражданин, выполняющий на профессиональных началах служебную функцию от имени государства, наделенный государственно-властными полномочиями, специальным юридическим статусом и официальными атрибутами должности. Должностное лицо — это специалисты по управлению, занимающие должности в государственном аппарате. Среди должностных лиц различают руководителей и уполномоченных работников.

Оцените определение:

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а т.ж. в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Оцените определение:

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

по смыслу статей УК РФ о должностных преступлениях лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других. войсках и воинских формированиях РФ.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

Должностные лица

это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно-властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать регистрационные, лицензионные действия, подписывать денежные документы, давать предписания, указания, применять меры административного принуждения и пр.). К таковым

determiner.ru

Должностное лицо \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Должностное лицо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Должностное лицо

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Должностное лицо

Путеводитель по кадровым вопросам. Увольнение6.4. Совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда либо постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

Нормативные акты: Должностное лицо

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 26.07.2019)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.07.2019)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.06.2019)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

www.consultant.ru

обязанности, деятельность, полномочия :: BusinessMan.ru

Человек, согласно состоявшимся выборам или по назначению постоянно или временно осуществляющий деятельность представителя власти в госучреждениях, в организациях, на предприятиях, а также в партиях и на общественных должностях, исполняющий распорядительные, организационные, административные или хозяйственные обязанности, — это должностное лицо. То есть это человек, имеющий специальные полномочия.

На территории РФ

Статьи УК РФ определяют должностное лицо как особу, наделённую функциями представителя власти и осуществляющую их в распорядительных, организационных, хозяйственных или административных областях государственных органов, а также в местном самоуправлении, муниципальных или государственных учреждениях или корпорациях, в Вооружённых Силах РФ и остальных воинских формированиях.

Государственные должности — это только те, которые установлены Конституцией РФ и федеральными законами для несения полномочий гос. органов. Должностное лицо, занимающее государственные должности в субъектах РФ, — это особа, которая занимает установленную конституциями или уставами данных субъектов должность. То есть эти люди непосредственно исполняют все полномочия государственных органов.

Временно исполняющие обязанности

Служащие государственных органов и местного самоуправления из тех, кому не даны полномочия должностных лиц, в данной статье не рассматриваются. Они даже уголовную ответственность несут только в тех случаях, которые специально предусмотрены соответствующими статьями. Однако если человек осуществляет представительские властные функции даже временно или уполномочен на это специально, а значит, наделён распорядительными полномочиями в законном порядке, то он в случае административного правонарушения будет нести и уголовную ответственность.

Сюда же относится и должностное лицо, исполняющее административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции во всех органах и организациях, включая ВС РФ. Даже временно исполняя обязанности, человек наделён властными полномочиями, а потому за свои действия должен нести ответственность.

Ответственность должностных лиц

Руководители, совершающие административные правонарушения при выполнении своих обязанностей, несут в первую очередь административную ответственность. Должностные лица РФ, к которым это относится: члены наблюдательных советов и советов директоров, правлений, дирекций, ревизионных, ликвидационных и счётных комиссий, — юридические лица, а также руководители организаций с полномочиями единоличных исполнительных органов. Это же касается и функционеров из конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, которые созданы муниципальным или государственным заказчиком или уполномоченным органом.

Предприниматели, не образовавшие юридическое лицо, но административное правонарушение совершившие, тоже несут такую же административную ответственность, если иное не установлено Уголовным или Гражданским кодексом РФ. Не должным образом выполненные обязанности должностного лица и результативность исполнительных функций не подпадают под понятие административного правонарушения, если не нанесён ущерб, однако разработаны нормативные и правовые акты относительно оценки эффективности служебной деятельности руководящего звена. Об этом нужно рассказывать более широко, поскольку очень часто пресса упоминает о тех или иных преступлениях, которые совершило то или иное бывшее должностное лицо. Случайные люди нередко попадают в аппарат государственной власти, и, чтобы этого не случалось, необходим реальный механизм оценки деятельности каждого чиновника.

Механизмы оценки результатов

Прежде всего нужен подробный анализ деятельности, чтобы рассмотреть по целевым показателям результативности служебную деятельность должностных лиц. Для этого должны быть определены критерии оценки всех уровней профессиональной подготовки и личностных качеств, которые необходимы для служебной деятельности должностного лица на соответственном уровне управленческой иерархии. А также должны быть урегулированы нормативные правовые акты, где разграничиваются предметы служебной деятельности для каждого из уровней управления.

В анализ входит и типологизация работ, выполняемых в подразделениях, — по содержанию, по их получателям и по основным результатам. И так каждое решение должностного лица по тем функциям, которые были им возложены на подчинённые подразделения. Характер служебной деятельности подразделений должен соответствовать возложенным на них обязанностям. Разработанная система критериев оценки показателей результативности чрезвычайно важна, но проведена только апробация её, подготовлены рекомендации методического характера по внедрению. Возможно, в недалёком будущем действия должностного лица действительно будут контролироваться строже, нежели это происходит теперь.

Государственные органы

Должностные лица обеспечивают обоснованное, целесообразное, справедливое привлечение нарушителей правопорядка к ответственности и назначение административного наказания. Для этого определён круг государственных органов (это и есть должностные лица), которые полномочны вести дела об административных нарушениях. Система этих органов построена по территориальному и отраслевому принципам, и потому для неё характерна неоднородность субъектов.

Например, шестьдесят разнообразных органов надзора и инспекции рассматривают именно административные правонарушения, коих, судя по новому КоАП РФ, более четырёхсот видов. ОВД имеют для рассмотрения дела с пятьюдесятью видами, в которые входят и порядок работы транспорта, и вообще дорожного движения, и охрана общественного порядка. Есть такие органы управления, где многие должностные лица имеют право рассматривать административные правонарушения, а в ОВД — только руководители и заместители руководителей.

Распределение прав

Кроме руководителей и их заместителей в ОВД могут налагать взыскания и вообще рассматривать дела о правонарушениях следующие должностные лица:

  • Начальник (заместитель) отделения (отдела, управления) ГИБДД, командир подразделения ДПС, его заместитель, государственный инспектор ДПС и работники ГИБДД со специальными званиями.
  • Участковые уполномоченные полиции.

Начальник ОВД и его заместитель могут рассматривать следующие дела:

  • мелкое хулиганство;
  • распитие спиртного в общественных местах;
  • появление в пьяном виде;
  • нарушение правил безопасности движения и пользования транспортными средствами;
  • нарушение правил пребывания в пограничной зоне;
  • многие другие.

Административные проступки также единолично рассматривают и разрешают в органах внутренних дел. Власть должностного лица ОВД не беспредельна, но действует достаточно широко во всех сферах общественной жизни.

Уполномоченные органы

Законодательством установлено, что дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в суде. Какое должностное лицо вправе его решать?

  • Мировой судья. Это судьи общей юрисдикции, и им может быть поручено любое не противоречащее закону о мировых судьях дело, однако только в пределах территории своего участка, которая определена местными законодательными органами и где население не превышает тридцати тысяч человек. Иначе говоря, это судья для разрешения чисто житейских вопросов (о расторжении брака, например). Также в первой инстанции мировой судья решает те уголовные дела, где наказание более трёх лет лишения свободы не предусматривается. Гражданские дела рассматриваются по точному перечню.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних. Комиссии эти тоже работают по месту жительства, и их компетенция также определена в соответствии с законодательством РФ. Тем не менее ими предупреждается безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественная деятельность несовершеннолетних, выявляются и устраняются причины и условия, которые этому способствуют. Также комиссии обеспечивают защиту прав и интересов несовершеннолетних, проводят социально-педагогическую реабилитацию находящихся в социально неблагополучном положении детей и подростков, особенно связанных с употреблением наркотиков и психотропных веществ. В обязанности таких комиссий также входит исполнение многих других функций: выявлять и пресекать вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия, например.
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ.
  • Коллегиальные органы — административные комиссии.
  • ОВД.
  • Налоговые и таможенные органы, военные комиссариаты, пограничные службы, а также многие другие должностные лица.

Система должностных лиц

Должностные лица РФ относятся либо к федеральным, либо к государственным органам. Далее необходимо определить точное место, где госслужащий исполняет служебные обязанности. Это может происходить в четырёх видах органов государственного аппарата:

  • Законодательных (или представительных) органах государственной власти, например, Совете Федерации или Государственной Думе.
  • Судебных органах власти.
  • Прокуратуре.
  • Органах исполнительной власти.

Все гос. служащие имеют квалификационные разряды по результатам аттестации или экзамена. Таким образом, замещаются следующие должности:

  1. Высшие должности — разряд 1, 2, 3-го класса. Действительный государственный советник — руководитель исполнительной власти федеральных органов, руководящий работник в аппарате правительства и так далее.
  2. Главные должности — разряд тот же, но государственного советника. Например, таков референт президента.
  3. Ведущие должности. Разряд советника также по трём классам. С такой квалификацией можно быть специалистом-экспертом.
  4. Старшие должности — советник государственной службы одного из трёх классов.
  5. Младшие должности — референт государственной службы.

Действительным государственным советником и просто государственным советником можно стать только от руки президента РФ, остальные присваиваются соответствующими государственными органами. Разные виды гос. службы имеют очень часто собственные квалификационные разряды, звания и ранги, а также классные чины. Чаще всего этому сопутствует и введение форменной одежды: Вооружённые Силы, дипломатический корпус, прокуратура, налоговая полиция и так далее.

Категории должностных лиц

Есть множество оснований для классификации гос. служащих по юридическому критерию, то есть по характеру и масштабу тех полномочий, которыми они наделены. Любое лицо, которое занимает должность в негосударственной или государственной организации, является должностным — это факт, и все попытки пресечь это естественное понимание понятия должностного лица ограничивает понимание категории «служащий». Но служащий человек и есть то самое лицо, которое занимает должность. Определённые обязанности должностных лиц, их объём, полномочия и права способствуют другой классификации служащих.

Федеральный закон о государственной службе подробно описывает обязанности и права служащих, но ни слова не говорит о характере полномочий, которые вытекают из самого факта замещения этим лицом конкретной государственной должности. А это является главным элементом юридической характеристики, правового статуса, а в должности исполнительной власти — административно-правового тоже. Все знают, что у действительного государственного советника полномочий больше, чем у простого советника РФ, и объём их и значение куда выше. Но в характеристике разрядов это не фиксируется. Значит, чтобы составить полное представление о полномочиях, нужно изучать должностные инструкции, таким образом и выявить различия между должностными лицами и государственными служащими.

Различия

Здесь много вариантов юридических полномочий. Одно должностное лицо, например, имеет только дисциплинарные служебные отношения — как руководитель с подчинёнными. Другое — за пределами чисто аппаратных отношений, поскольку контролирует все нижестоящие подразделы системы — как федеральное министерство или ведомство. Третье должностное лицо адресует полномочия даже тем, кто никак не связан с ним подчинённостью. И наконец, существуют юридические и физические должностные лица без полномочий властного характера, но по роду службы действующие настолько значимо, что приводят ко всевозможным юридическим последствиям.

Различия в правовом статусе помогают определить и виды должностных лиц в этой плоскости.

  1. Государственные служащие, которые непосредственно реализуют внешние полномочия гос. органов. В первую очередь это президент — высшее должностное лицо. Эта категория должностных лиц наделена самыми значимыми полномочиями и юридически властными, с помощью которых они представляют страну во всех видах внешних отношений. Они — представители публичной власти.
  2. Должностные лица с внутрисистемными полномочиями, которые направлены находящимся в служебной зависимости работникам и нижестоящим органам. Это руководители учреждений и предприятий.
  3. Должностные лица с полномочиями, направленными на обеспечение деятельности гос. органов. Их полномочия часто не имеют юридически властного характера, поскольку они связаны с внутриаппаратной работой. Например, служащие департамента правительства не могут сами издать юридический акт, но могут посодействовать тому, что в конечном итоге он будет издан, поскольку любой приказ главы администрации или постановление министра потребует всевозможной юридической подготовки, а именно этим и занимаются такие служащие.

Сегодня все высшие должности в разных субъектах РФ именуются тоже разнообразно: глава Республики, президент, председатель правительства, губернатор (края, области, автономии, города федерального значения), глава администрации, мэр. Должность может быть выборной либо её занимают в связи с назначением соответствующими органами. Органами местного самоуправления, обычно выборными, называются учреждения, образованные в соответствии с Федеральным законом, а также законами субъектов РФ или уставами муниципальных образований.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *