Дополнительное образование определение – Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — это… Что такое ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам; оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ. Согласно Закону РФ «Об образовании» основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в рамках каждого уровня профессионального образования.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Смотреть что такое «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в других словарях:

  • Дополнительное образование — образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ, обеспечивающее непрерывное повышение квалификации и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И …   Официальная терминология

  • Дополнительное образование — образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Дополнительное образование —     термин имеет три значения:    1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения;    2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений …   Педагогический терминологический словарь

  • Дополнительное образование — образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывноеповышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Дополнительное образование детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проверить достоверность указанн …   Википедия

  • Дополнительное образование детей — (внешкольная работа)     составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дополнительное образование взрослых —    см. Образование взрослых …   Педагогический терминологический словарь

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия


professional_education.academic.ru

Дополнительное образование — это… Что такое Дополнительное образование?


Дополнительное образование

   — термин имеет три значения:

   1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения;

   2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование;

   3. любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования.

   — образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности.

   (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 37)

   Ч421.38

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

  • Донцов, Александр Иванович
  • Дополнительное образование взрослых

Смотреть что такое «Дополнительное образование» в других словарях:

  • Дополнительное образование — образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ, обеспечивающее непрерывное повышение квалификации и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И …   Официальная терминология

  • Дополнительное образование — образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам;… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Дополнительное образование — образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывноеповышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Дополнительное образование детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проверить достоверность указанн …   Википедия

  • Дополнительное образование детей — (внешкольная работа)     составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дополнительное образование взрослых

    —    см. Образование взрослых …   Педагогический терминологический словарь

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия


pedagogical_dictionary.academic.ru

Дополнительное образование — это… Что такое Дополнительное образование?


Дополнительное образование
образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер. Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также , корректирующую, занимательную (в свободное время) и др.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

  • Домовой
  • Достоинство человека

Смотреть что такое «Дополнительное образование» в других словарях:

  • Дополнительное образование — образование, предоставляемое в рамках каждого уровня профессионального образования с целью удовлетворения образовательных потребностей личности за рамками основных образовательных программ, обеспечивающее непрерывное повышение квалификации и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И …   Официальная терминология

  • Дополнительное образование —     термин имеет три значения:    1. приобретение учащимися учебного заведения дополнительных знаний, умений и навыков, не предусмотренных обязательными программами обучения;    2. любая форма неформального получения дополнительных знаний, умений …   Педагогический терминологический словарь

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам;… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Дополнительное образование — образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывноеповышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Дополнительное образование детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проверить достоверность указанн …   Википедия

  • Дополнительное образование детей — (внешкольная работа)     составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дополнительное образование взрослых —    см. Образование взрослых …   Педагогический терминологический словарь

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия


spiritual_culture.academic.ru

«Что такое дополнительное образование»

Что такое дополнительное образование

Дополнительное образование – это образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер. Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также, корректирующую, занимательную (в свободное время) и др. (Энциклопедический словарь педагога)

Дополнительное образование – это процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства. (Официальная терминология, словарь)

Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением внешкольного образования.

(Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М., 2002. С. 318)

 Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется – учреждение) – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

·  обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

·  адаптация их к жизни в обществе;

·  формирование общей культуры;

·  организация содержательного досуга;

·  удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

infourok.ru

Дополнительное образование детей: экспликация понятия

Буйлова Любовь Николаевна,кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования детейГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»,г.Москва[email protected]

Дополнительное образование детей: экспликация понятия

Аннотация. Статья посвящена уточнению представлений о дополнительном образовании детей в современной системе российского образования. Автором рассматриваются различные подходы к пониманию этого педагогического феномена, анализируются его трактовки теоретиками и практиками.Ключевые слова:дополнительное образование детей, неформальное образование, индивидуальное развитие ребенка, мотивация к познанию и творчеству, свобода выбора.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином «дополнительное образование детей»характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями, где одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок [1, с.31‬35], создает «мостики»для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествоватьстандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в досуговую сферу, сближая и дополняя их: оно может расширять предметные знания,добавлять новые компоненты; оно может увеличивать «вооруженность»личности новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.По своему «местоположению» в системе образования дополнительное образование ‬это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах [2, с.7‬9]. Оно имеет свою специфику, которая связана с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим взаимодействию общего и дополнительного образования, которое приводит к позитивным результатам. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении многих лет, сегодня можно констатировать различное отношение, как к самому термину, так и его содержательному наполнению. Ряд авторов считает, что в 1992 году произошла формальная смена названий ‬«внешкольное воспитание» стало «дополнительным образованием»,которое, исходя из его названия, должно дополнять и расширять образование общее [3].Анализ научнотеоретических исследований и современных нормативных документов позволяет выявить различные подходы к толкованию «дополнительного образования детей». Не ставя перед собой цель полного обзора предлагаемых формулировок, кратко рассмотрим некоторые из них.Первое определение дополнительного образования было предложено в ЗаконеРФ«Об образовании». Содержание статей Закона позволяет, по мнению М.О.Чекова, определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования [4]: по классификации образовательных программ, по типам образовательных учреждений и по месту реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства»; это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности [5, с.2]. Однако приведенное в законе понятие более ориентировано на взрослых. В обсуждаемом в настоящее время законопроекте (http://zakonoproekt2012.ru) рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование взрослых и детей. Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только выигрывает. Дополнительное образование детей рассматривается как:‒процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации [6, с.9]; ‒специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психологопедагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения [7]; ‒процесс добровольно избранного ребенком освоениявида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию,самореализациии самоопределениючеловека [8];‒неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих иобразовательных потребностей [9, с.22]; ‒особоеобразовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоциональноценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков [10, с.7];‒деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебновоспитательного процесса (при этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности) [11].Такое многообразие взглядов объясняется сложностью и многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин «дополнительное образование»до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии», в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются, но все сведения обрываются на 2й половине 80х гг., хотя энциклопедия датирована 2003 годом [12]. Зато «Педагогический энциклопедический словарь» гласит: «Дополнительноеобразованиедетей ‬составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ» [13]. Почемуто данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого феномена, никак не согласуется с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей ‬развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересахличности, общества, государства [14]. Это вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.В дополнительном образовании дети имеют право на свободный выбор образовательных программ в объѐме и темпе, адекватном творческой индивидуальности; проявление образовательной активности в выборе образовательной области для освоения не предусмотренных основными образовательными программами знаний; участие в социальной деятельности, социальном проектировании, исследовательской деятельности, в освоении и создании культурных ценностей; организацию досуга в соответствии со своими интересами.Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития разных категорий детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научнотехнического, творческого и культурного развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде [15].Своеобразие дополнительного образования заключается в добровольном, целенаправленном использовании свободного времени для полноценного развития потенциальных возможностей обучающихся, в вариативности образовательных областей, видов деятельности и образовательных программ. С.Б.Серякова отмечает, что «специфика … дополнительного образования позволяет говорить о том, что воспитательное пространство данной сферы является мощным фактором и ресурсом модернизации отечественного образования» [16, с.192].Становление и развитие дополнительного образования связывается с именем психолога А.Г. Асмолова: «Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь, ‬когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования ‬монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь ‬через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль дополнительного образования» [17].«Дополнительное образование, ‬считает А.Г.Асмолов, ‬поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [18, с.6‬8]. «В области дополнительного образования мы даем возможность стать личностью, а не просто ‬выбор предметов…Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не изпод палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть…Он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь ‬ищет смысл жизни и возможность быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование ‬зона ближайшего развития для образования России» [19].Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А.К. Бруднова [20], теряется его основное предназначение ‬удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям: «мы самоценны, ибо наше образование не то что самодостаточное, нет, оно самоценно, потому что у него особое содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практикоориентированно» [21]. «Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей»[22].«Дополнительное образование, ‬считает Б.А. Дейч, ‬это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью ‬удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников [23]. В.П. Голованов подчеркивает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а так же осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества [24].Под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее [25]:‒удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определѐнной ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов;‒создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях прибавления новых достижений к уже имеющимся;‒исполнение заказов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов информации, знаний, ресурсов и т.д. за счѐт наполнения их жизни новыми возможностями;‒разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире;‒оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;‒параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным, параллельным, аксессуарным, комплиментарным, субъектным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисциплинарным, при этом совсем не обязательно оно должно быть внешкольным в значении «осуществляемым вне школы» [26].Сравнительный анализ приведенных определений дополнительного образования дает возможность выявить общее и различное в подходах к данной дефиниции, которая объективно идентифицирует определенный исторический этап социальноэкономического развития государственных и общественных объединений, организаций и общеобразовательных учреждений [27, с.29‬34]. Очевидным является то, что все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоциональноценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск. Как отмечает Е.В.Серединцева, «возникнув, явление начало жить самостоятельной жизнью и оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании» [28].Обобщая рассмотрение различных подходов, подчеркнем наиболее значимые характеристики. Дополнительное образование ‬это:‒образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и соответствующее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;‒образование, удовлетворяющее постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей;‒мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личност

e-koncept.ru

Дополнительное образование детей — потенциал воспитания

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарен­ности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополни­тельного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию ус­пеха» (Л.С. Выготский).

Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная де­ятельность. С одной стороны, данное утверждение не­сколько категорично — воспитание словом, поступком, примером и т.д. С другой — заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворче­ство взрослого и ребенка трудно переоценить. Большин­ство детей действительно испытывают огромную потреб­ность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, клубах и круж­ках, овладевать основами будущей профессии, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного реше­ния, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, взрослых, зависит — сможем мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет.

Совершенно очевидно, что эта задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружени­ем, средствами массовой информации, играет дополни­тельное образование детей — целенаправленный непре­рывный процесс воспитания, обучения, развития.

Отличительными чертами педагогики дополнительно­го образования детей являются:

·         создание условий для свободного выбора каждым ре­бенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее осво­ения, педагога;

·         многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

·         личностно-деятельностный характер образовательно­го процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

·         личностио-ориентированный подход к ребенку, созда­ние «ситуации успеха» для каждого. В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информа­цию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.;

·         создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

·         признание за ребенком права на пробы и ошибки в вы­боре, права на пересмотр возможностей в самоопреде­лении;

·         применение таких средств определения результативно­сти продвижения ребенка в границах избранной им до­полнительной образовательной программы (вида дея­тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова­ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка [3, с. 79].

Способности ребенка формируются посредством овла­дения в процессе воспитания и обучения содержанием ма­териальной и духовной культуры, техники, науки, искусст­ва. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуально­го жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способно­стей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип явля­ется основополагающим в системе дополнительного об­разования детей.

Традиционно понятие «дополнительное» идет по семан­тике слова. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» — значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. К сожалению, в российском образовании долгие годы понятие «дополнительное» было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстаю­щими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образо­вательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просве­тительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и дру­гими общественными организациями.

В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федера­ции «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целена­правленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным об­разованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руко­водителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (орга­низация воспитательного процесса в рамках школы), вне­школьная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы).

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное — по выбору, по характеру, «по душе». Личность формирует­ся в постоянной деятельности, преодолении себя, в пере­живаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в обще­нии (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе. В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого уча­щегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо поста­раться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к зна­ниям, активной творческой деятельности. Приведем лишь один пример. В свое время известный педагог С.А. Шмаков рассказал реальную историю из жизни одного подростка, не дававшего покоя учителям своим поведением и отно­шением к учебе. Все изменилось благодаря случаю. В шко­ле шла подготовка спектакля к празднику. Все роли были распределены, кроме одной — никто не хотел играть «зад коровы». Руководителю драмкружка каким-то образом уда­лось убедить мальчика в том, что он справится с этой ро­лью лучше других. Подросток решил попробовать и в ходе репетиций так увлекся, вложил в эту роль столько неуем­ной энергии, комизма и скрытого до сей поры актерского таланта, что наутро проснулся знаменитым. Его игра так потрясла зрителей — учителей, родителей, учащихся, что на какое-то время он стал героем школы. В нем вдруг уви­дели личность — яркую, талантливую, забыв о его оценках и поведении. Это мгновение оказалось переломным в жиз­ни подростка — испытав однажды радость успеха и при­знания, мальчик захотел закрепить его. Спустя определен­ное время никто уже и не вспоминал о проблемах с некогда «трудным» подростком, поскольку они были реше­ны сами по себе [5, с. 274].

Видимо, не стоит думать, что попытки вовлечь ребенка в общественно-полезную деятельность, разумно организо­вать его свободное время, найти дело по душе всегда дают столь положительный эффект. Конечно, нет. Но стремить­ся к тому, чтобы владеть объективной информацией о ре­бенке с помощью анкетирования, метода включенного на­блюдения, тестирования, диагностики, которые проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руко­водители с целью оказать ему своевременную помощь и поддержку, бесспорно, необходимо. В последние годы в ряде школ на каждого ребенка стали заводить «Карту личного роста учащегося», куда на протяжении всех лет обуче­ния заносится информация не столько об успеваемости, сколько об общественно-полезной деятельности ребенка, его творческих успехах в дополнительном образовании, отличительных чертах, становлении характера и т.д. Дума­ется, эта форма работы позволит педагогам совместно с родителями своевременно вносить коррективы в воспита­ние ребенка, его гражданское становление. Бесспорно, имеет значение и то, какие знания и оценки получат школьники, но гораздо большее — то, каким человеком станет каждый из выпускников школы, какие ценности он привнесет в свое окружение, общество в целом, насколько он готов к вступлению во взрослую жизнь.

Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизне­деятельности и собственного развития. Система дополни­тельного образования детей — это не предлагаемая ребен­ку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные ре­флексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования).

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельно­сти. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное обра­зование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствую­щий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной  направленности (музыкальные школы, творческие мастер­ские, студии, школы искусств и другие) способствуют вос­питанию творческой личности, помогают развивать ком­муникативные качества, умение выразить себя.

Организация научно-технического творчества приоб­щает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изо­бретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и кос­монавтами, моряками и автомобилистами, изобретателя­ми и радистами и т.п. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие каче­ства, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изуче­нию биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребен­ка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи. Развитие детско-юношеского спорта должно осуществ­ляться не только за счет увеличения количества спортив­ных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреж­дениях образования, по месту жительства.

Одним из основных направлений в системе дополни­тельного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. Свыше миллиона детей и подростков участвуют в реализации целевой программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечествен­ников, семейные родословные и народное творчество — все это и многое другое становится предметом познания де­тей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. В послед­ние годы заметно возросло число «школ выживания», где ребята приобретают необходимые знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях [1, с. 28].

В ходе модернизации российского образования акти­визировалась роль дополнительного образования в реше­нии проблем профильного обучения учащихся. Исследо­вания показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их при­влекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), при­кладное творчество (29,1%), на втором месте — спорт (25,5%). Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой. С учетом того, что в системе дополнительного образования детей помимо спе­циалистов, имеющих педагогическое профессиональное образование, работают профессионалы из других облас­тей — режиссеры и художники, тренеры и инженеры, му­зыканты и мастера прикладного творчества и т.д., дети по­лучают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий, легче и быст­рее адаптируются на рынке труда после окончания. В чис­ле профессий, которые дети хотели бы приобрести в буду­щем, на первом месте — юрист, врач, журналист, музыкант (причем независимо от пола). Среди мальчиков предпо­чтение отдано таким профессиям, как программист, лет­чик, водитель, менеджер и бизнесмен. Среди девочек — экономист, бухгалтер, психолог, переводчица, актриса, па­рикмахер, манекенщица, банкир и дипломат. Как оказа­лось, дети считают самым важным в выбранной ими про­фессии то, что она позволит им быть профессионалом, мастером в своем деле, получать удовлетворение от рабо­ты, даст возможность общения с людьми, помогать людям и доставлять им радость.

Кроме того, дополнительное образование оказывает су­щественное влияние на процесс самоопределения ребен­ка. Самоопределение наиболее значимо в подростковом и старшем школьном возрасте, так как наличие возрастных особенностей приводит к тому, что дети особенно остро переживают конфликт между своими желаниями и воз­можностями их удовлетворения, что характеризуется про­явлением типичных личностных реакций: активным про­тестом, стремлением подражать избранному образцу, на­стойчивым желанием добиваться успеха именно в той об­ласти, где он не чувствует себя уверенно, стремлением ос­вободиться от опеки, контроля со стороны старших. Эти проявления являются нормальными возрастными особен­ностями, которые, однако, при неблагополучных условиях (как внешних, так и внутренних) могут перерастать в ак­центуации характера и усиливаться вплоть до психичес­ких расстройств при неправильном воспитании, вести к различным формам отклоняющегося поведения. Одной из причин, порождающих такую ситуацию, является совре­менная социальная ситуация развития детей, когда они порой лишены возможности обсуждать остро волнующие их проблемы, связанные с особенностями и потребностя­ми возраста; часто им недоступна информация о том, как преодолеть стресс, конфликт, кризис и т.д. [2, с. 104].

Более 70% детей в их понимании соотносят самоопре­деление на данном этапе в основном с выбором профес­сии. В числе основных этапов на пути к своей профессио­нальной мечте они выделяют такие, как «хорошо закончить школу», «поступить в институт», «параллельно получить дополнительное образование», «освоить люби­мую профессию». Тем не менее ребенок школьного возра­ста, особенно в условиях учреждения дополнительного образования детей, достаточно часто находится в процес­се самоопределения в самых различных жизненных ситуа­циях. Так, в основном дети сами определяли выбор того или иного вида деятельности. Существенно влияют на вы­бор ребенка родители и друзья. В свою очередь, на решение родителей привести ребенка в учреж­дение дополнительного образования детей повлияли вы­сокий профессиональный уровень педагогов дополни­тельного образования и интересы ребенка.

Данные исследований показывают, что половина маль­чиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образова­ния. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души», и лишь третья часть из них пред­полагают, что их будущая профессия связана с любимым занятием в объединении. Это очень важный показатель, так как профессиональное самоопределение является, не­сомненно, очень важной, но тем не менее не единствен­ной составляющей самоопределения человека. По мне­нию детей, наиболее полно их жизненному выбору спо­собствует семья, дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера, которая царит в учрежде­нии дополнительного образования детей, в конкретном творческом объединении и, конечно же, друзья, которые значат в жизни ребенка очень много.

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе це­ну, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более все­го во взаимоотношениях с окружающими они ценят доб­рожелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:

·         чем дольше ребенок занимается в системе дополни­тельного образования детей, тем выше выражены у не­го познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложе­ния творческой активности;

·         чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

·         чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в разви­тии творческих способностей и самоопределении;

·         чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собст­венный успех и тем выше процент детей, определив­ших на данном этапе выбор как своей будущей профес­сии, так и жизненного пути в целом.

Суть педагогической поддержки в данном случае состо­ит в создании воспитывающей среды, в которой происхо­дит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, яв­ляющегося своего рода механизмом выравнивания воз­можностей получения персонифицированного образова­ния. Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педаго­гом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, са­моразвитие, самовоспитание в соответствии с имеющими­ся у ребенка личностными ресурсами.

Используя результаты диагностики, педагог призван по­мочь определить темп продвижения в усвоении знаний, индивидуальный и, что немаловажно, оптимальный для каждого ребенка. Таким образом, педагог способствует то­му, что каждый школьник учится определять и сопостав­лять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами. Единство деятельности, познания и общения — необходимое условие для воспитания ребенка. «Работа вос­питателя достигает своей цели только тогда, — подчерки­вал В.В. Давыдов, — когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участни­ка и субъекта воспитательного процесса».

Каковы же особенности личности педагога дополни­тельного образования, играющие большую роль в воспита­нии, творческом развитии ребенка и процессе его само­определения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности. Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятель­ности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность — как единство личностных и профессио­нальных компонентов педагогической деятельности.

Кроме высокого профессионализма, он должен обла­дать свободой от стереотипов и педагогических догм, спо­собностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к лю­дям, в особенности к детям. Одна из главных отличитель­ных черт такого педагога — наличие стремления пони­мать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опи­раясь на сильные стороны каждого ребенка.

Установлены профессионально значимые психологи­ческие характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направлен­ность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.

В работе педагога дополнительного образования мож­но выделить три необходимых фактора, оказывающих су­щественное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: вос­питывающая среда — речевая, поведенческая, зрительная и др.; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.

Основные принципы взаимодействия педагога и обу­чающегося:

— поддерживать в ребенке его достоинства и позитив­ный образ «Я»;

— говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

— отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

— не навязывать ребенку вопреки его желанию спосо­бы деятельности и поведения;

— принимать и одобрять все продукты творческой дея­тельности ребенка, независимо от содержания, формы, ка­чества [4, с. 61].

Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разде­ляет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.). Осо­бенности личности педагога дополнительного образова­ния, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.

 

Библиографический список:

1.      Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9.

2.      Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. М.: НИИ ВШ, 1989.

3.      Дополнительное образование детей. Сборник нормативных документов 1991-1995 гг. (в 2-частях). М., 1995.

4.      Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000.

5.      Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.

moluch.ru

20. Дополнительное образование детей

Образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей называется дополнительным.

Дополнительное образование — это та сфера ,которая, обладая самоценностью и определенной автономностью, является органичной частью едино­го образовательного пространства школы, тесно связана с ос­новным образованием и внеурочной работой. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, оно способствует самоопределе­нию школьников в личностной, социокультурной, профессио­нальной областях, включению их в различные виды творче­ской деятельности, позитивному отношению к ценностям обра­зования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

Дополнительное образование решает ряд специфических задач:

— создает широкий общекультурный и эмоционально-окра­шенный фон для позитивного восприятия ценностей основ­ного образования и более успешного освоения его содержания:

— способствует осуществлению «ненавязчивого» воспита­ния ,благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых проис­ходит «незаметное» формирование нравственных» духов­ных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

— компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направ­ленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования личностных качеств;

— ориентирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной технической, спортивной и др.), на развитие своих способ­ностей в учреждениях дополнительного образования более сложным программам.

Дополнительное образование детей направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.

Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:

— свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей после получения ими основного общего образования;

-многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

-непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;

— психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

— творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

— сохранение физического и психического здоровья детей;

Успешность развития дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений во многом зависит от уровня его организованности.

Первый уровень характеризуется случайным набором кружков и секций, работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации содержание и формы работы не отражают особенности данного образовательного учреждения, а ценность дополнительного образования не осознается.

Второй уровень — более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью. Для него характерны такие формы деятельности, как клубы, экспе­диции, лаборатории и др. Однако в целом работу не удается по­строить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной програм­мы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования.

Третий уровень — это организация дополнительного образо­вания в отдельное подразделение школы, когда разнообраз­ные творческие объединения работают на основе единой обра­зовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

Четвертый уровень предполагает сочетание основного и до­полнительного образования, организационное и содержатель­ное единство основных структур школы. На этом уровне их де­ятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом.

Сегодня можно говорить, что многие школы отошли от пер­вого и находятся на втором уровне, когда приходит понима­ние важности дополнительного образования, но пока еще не накоплены резервы для перехода на третий и четвертый уровни развития.

Названные уровни организации дополнительного образова­ния, конечно, условны. Однако ориентация на них поможет луч­ше понять конкретный опыт, накопленный различными традиционными и инновационными образовательными учреждениями. Их изучение дает возможность выделить основные структурные элементы тех или иных организационных моделей.

Рассмотрим несколько наиболее перспективных вариантов организации дополнительного образования в рамках общеобразовательных учреждений разного типа.

Учебно-воспитательный комплекс (УВК) — это учрежде­ние, которое под одной крышей объединяет общеобразователь­ную школу, филиалы музыкальных, художественных, спор­тивных школ, работающих по единому плану. В том случае, если у школы есть производственная база (что характерно для сельской местности), то она также становится частью УВК. Здесь изначально созданы условия для интеграции основного и дополнительного образования.

Важно еще и то, что такая организационная модель позволя­ет работать по единому плану большому педагогическому кол­лективу, где кроме школьных учителей есть специалисты уч­реждений дополнительного образования и культуры. Здесь зачастую образование строят, идя не от урока к внеурочной де­ятельности, а наоборот. Вторая половина дня оказывает существенное влияние на первую.

Перспективность школ-комплексов проверена временем. Первые из них были созданы 25 лет назад в Белгородской и Курской областях и до сих пор отличаются хорошими резуль­татами работы. Эти результаты связаны не только с качеством основного образования, но и с формированием устойчивых ин­тересов ребят в различных видах творчества, развитием способ­ности к самореализации и социальной адаптации. Можно утверждать, что в лучших УВК удается построить такую модель дополнительного образования, которая отвечает четверто­му уровню развития.

Школа-клуб. Такое школьно-внешкольное объединение получило распространение в последние годы преимуществен­но в крупных городах. Под клубом здесь подразумевается любое учреждение дополнительного образования или культу­ры (Центр творчества, библиотека, театр, музей и др.), с ко­торым установились тесные взаимоотношения на регулярной основе. Это сотрудничество во многом определяет содержа­ние дополнительного образования в школе, приобретает ту или иную окраску. Большую роль играют специалисты этих учреждений. Они не только ведут занятия с детьми, но и по­могают учителям в организации праздников, выставок, экскурсий.

В свою очередь, преподаватели учебных дисциплин активно используют возможности музея, библиотеки, дома творчества, проводят там занятия и знакомят школьников с многоплановой культурно-просветительской деятельностью этих учреждение.

Ученые называют несколько перспективных линий взаимо­действия школы и учреждения дополнительного образования детей.

Во-первых, плодотворной может быть совместная реализа­ция какой-либо комплексной программы (углубляющей или расширяющей школьное образование, компенсирующей недо­статки основного образования, расширяющей досуговые воз­можности ребят).

Во-вторых, возможно установление систематических ме­тодических связей, когда педагоги обоих учреждений помо­гут друг другу лучше понять особенности и специфику своей работы, научатся использовать достижения коллег, начнут совместную исследовательскую и научно-методическую деятельность. Результатом такого сотрудничества может стать разработка общей программы.

В-третьих, школа может более эффективно использовать материально-техническую базу дома творчества, музея, библиотеки и привлекать квалифицированные кадры для проведения собственных внеурочных мероприятий. В то же время педаго­гическую помощь могут оказать своим коллегам и школьные учителя, т. к. при многих Центрах детского творчества стали создаваться прогимназии, лицеи, группы по подготовке к по­ступлению в вуз. Подобный союз может принести очень инте­ресные результаты, когда обучение с учетом требований по ос­воению образовательного стандарта обогатится новыми формами и методами работы с детьми, стимулирующими их творческую и познавательную активность.

Школа-гимназия. Подобные объединения впервые появились в конце 80-х годов, когда началось создание новых типов образовательных учреждений. И хотя сегодня от такого «промежуточного» варианта в основном отказались, но модель допол­нительного образования, предложенная тогда, может рассмат­риваться как весьма перспективная. Можно говорить о профильной ориентации дополнительного образования в гимна­зиях, лицеях, школах с углубленным изучением ряда предме­тов. Для подобной модели характерно выстраивание в основном звене школы (в 1—4, 5-9 классах) такой системы, которая способствовала бы осознанному выбору ребенком профиля обучения на старшей ступени. В лучших школах такого типа лицейское или гимназическое образование не надстраивается над остальным, а постепенно «прорастает» в него. Это дает возмож­ность ребенку и его семье определиться в отношении более слож­ного этапа образования, понять, испытывает ли ребенок склон­ность к интенсивному умственному труду, есть ли у него достаточные психические и физические силы. Содержание до­полнительного образования в таких школах, естественно, отли­чается большой ориентацией на интеллектуальные, познава­тельно-поисковые виды деятельности.

Адаптивная школа. Такой вариант школы, предложенный Е.А. Ямбургом, предполагает реализацию «третьего» пути раз­вития образования. Он пролегает между ЗУНовской моделью обучения, ориентированной прежде всего на развитие когни­тивных способностей школьников, и личностной, психосберегающей моделью, отдающей предпочтение эмоционально-образной модели формирования ребенка.

Школа самоопределения была разработана А.Н. Тубельским. Школа подобного типа ориентирована на развитие совме­стных форм жизнедеятельности педагогов, ученикови родите­лей в целях наиболее полного проявления ими своей индивиду­альности. Особенность работы школы заключается в следовании принципам самоуправления, самоорганизации и свободного са­моопределения педагогов, учеников и родителей.

Образовательное пространство школы ориентировано на форми­рование таких качеств, как ответственность, умение отвечать за свои поступки и реально их оценивать. В ребятах развиваются чувства собственного достоинства и уважения к личности друго­го человека. При этом усвоение нравственных норм, ценностей, идеалов приходит не как указание сверху, а как необходимость цивилизованного существования в сообществе. Вырабатывая за­коны и нормы, по которым должна жить школа, ребята начина­ют осознавать их важность не только как условия нормального существования своего коллектива, но и как средства обеспече­ния возможностей для творческого развития каждого. Дополнительное образование в такой школе имеет очевидную социально-адаптирующую направленность. Различные объединения по интересам составляют особое пространство об­щения вне обучения. Школьники проводят в нем столько вре­мени, сколько они пожелают, но при этом они учатся осозна­вать условия, правила, законы своего существования в этом пространстве, а также возможные социальные последствия для своей будущей жизни.

Школа как культурно-образовательное пространство. К таким моделям относятся школы, реализующие идеи культурно-исторической педагогики, методы «погружения» в культуру, принципы «диалога культур». Образование в таких школах направлено, прежде всего на формирование у школь­ников уважения к тем духовным, нравственным, эстетическим ценностям, которые накоплены человечеством. Но при этом ка­ждая школа выбирает свой путь в освоении бескрайнего про­странства культуры. Это может быть ориентация на культуру России или национальную культуру одного из ее народов.

Существуют и другие виды дополнительного образования детей. Функции системы дополнительного образования определены Законом РФ « Об образовании» (2013 г.) и Федеральным Законом « О дополнительном образовании» (2001 г.)

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *