Дополнительное образование
Дополнительное образование является одним из элементов системы непрерывного образования СПбПУ и направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Задачи по организации дополнительного образования в СПбПУ возложены на Институт дополнительного образования (ИДО). Основными направлениями деятельности ИДО являются осуществление общей координации деятельности структурных подразделений СПбПУ в сфере дополнительного образования, непосредственно реализация дополнительных образовательных программ и обеспечение соответствия условий их реализации требованиям законодательства Российской Федерации.
Дополнительные образовательные программы реализуют следующие структурные подразделения СПбПУ.
Центры дополнительного профессионального образования Центры дополнительного образования детей и взрослыхСетевые университеты


Дополнительное образование в СПбПУ осуществляется посредством реализации:
- общеразвивающих программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени;
- программ повышения квалификации, направленных на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
- программ профессиональной переподготовки, направленных на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.




Динамика развития системы дополнительного образования СПбПУ обусловлена экономическими и социально-политическими изменениями, происходящими в обществе. Постоянный мониторинг рынка образовательных услуг определяет стратегию развития дополнительного образования в СПбПУ, предлагаемую линейку программ, формы и методы обучения.
Поделиться записью
www.spbstu.ru
О профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании
Служба занятости участвует в формировании и реализации государственной политики Санкт-Петербурга в области профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан на основе системы психолого-профориентационного обслуживания населения.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан является одним из важнейших направлений активной политики занятости. Основной задачей профессионального обучения и дополнительного профессионального образования является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии (специальности).
Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение безработным гражданином знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессии).
Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по видам:
- подготовка,
- переподготовка,
- повышение квалификации.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения уровня образования.
Дополнительное профессиональное образование – вид образования, которое направлено на удовлетворение образовательных потребностей, в том числе в профессиональном совершенствовании и не и не сопровождается повышением уровня образования.
Квалификация определяется как уровень знаний, умений навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Государство гарантирует безработным гражданам бесплатное получение услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан осуществляется по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда Санкт-Петербурга, а также по профессиям, способствующим развитию предпринимательства и малого бизнеса.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан осуществляется в образовательных организациях Санкт-Петербурга различных форм собственности, заключивших договоры на оказание услуг по прохождению профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами.
Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан проводится согласно статье 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными:
- инвалиды;
- родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
- граждане, по истечении шестимесячного периода безработицы;
- граждане, уволенные с военной службы;
- жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- выпускники общеобразовательных организаций;
- граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;
- граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы;
- граждане, получающие государственную помощь на основе социального контракта, при наличии в нем условия прохождения профессионального обучении или получения дополнительного профессионального образования.
С первого дня начала обучения в образовательной организации, гражданин считается занятым и снимается с учета в качестве безработного, ему прекращается выплата пособия и начисляется стипендия в размере, установленном законодательством, на весь период обучения. В период временной нетрудоспособности гражданам выплачивается стипендия. Период временной нетрудоспособности должен быть подтвержден листом нетрудоспособности установленного образца. Лицам, находящимся в отпуске по беременности и родам в период временной нетрудоспособности стипендия не выплачивается.
В период профессионального обучения и дополнительного профессионального образования гражданин обязан:
- посещать занятия в соответствии с расписанием;
- успешно и в полном объеме освоить программу обучения;
- активно вести поиск работы с учетом приобретаемой профессии (специальности).
Образовательные организации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, документы установленного образца (свидетельство, удостоверение, диплом).
Служба занятости и образовательные организации оказывают содействие в трудоустройстве гражданам, успешно завершившим обучение. Образовательные организации в течение учебного процесса взаимодействуют с работодателями, которые заинтересованы в хорошо подготовленных профессиональных кадрах.
С перечнем учебных программ, по которым осуществляется обучение безработных граждан, можно ознакомиться в районных агентствах занятости населения Санкт-Петербурга СПб ГАУ ЦЗН.
Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 03.12.2014 №203-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности»
rspb.ru
30. Виды дополнительного профессионального образования:
Самообразование — осуществляется на основе индивидуальных образовательных программ, предполагает самостоятельное проектирование своего образовательного пространства и самоуправление своей образовательной деятельностью. Этот вид ДПО интегрирован в систему непрерывного профессионального образования и осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.
Переподготовка специалистов — получение второго высшего образования, т.е. освоение новой специальности.
Стажировка — формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.
Повышение квалификации — углубление, систематизация, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации это:
краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение по проблемам конкретного образовательного учреждения, которое проводится по месту основной работы руководителя и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по актуальным проблемам профессиональной деятельности;
длительное (свыше 100 ч) обучение руководителей в целях углубленного изучения актуальных профессиональных проблем.
Задача повышения квалификации специалистов связана с установлением соответствия между постоянно растущими социальными требованиями к личности и к профессиональной деятельности специалиста и недостаточным уровнем его готовности выполнять свои профессиональные и должностные функции. Отсюда важнейшая особенность ДПО — соответствие этого вида образования «вызовам» времени.
Повышение квалификации является непрерывным процессом, имеющим весьма сложный характер и своеобразную структуру. Непрерывность повышения квалификации — это органическая взаимосвязь двух неоднозначных процессов: специально организованного краткосрочного обучения (которое проводится периодически под руководством преподавателей каждые пять лет) и самообразования, осуществляемого как во время курсового обучения, так и в межкурсовой период.
Взаимосвязь прерывного, периодически повторяющегося курсового обучения и непрерывного самообразования придает подсистеме повышения квалификации специфические черты, которые отличают ее от всех остальных подсистем непрерывного образования.
Курсовое обучение с учетом его кратковременности и периодичности служит стимулом для самообразования и в значительной мере ориентирует его в содержательном плане.
В ходе курсового обучения разрабатываются программы профессионально-личностных достижений, анализируются результаты их выполнения, определяются наиболее оптимальные модели межкурсового обучения и самообразования, разрабатываются иосваиваются новые технологии самообразования.
Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а другой — для получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности проводится в процессе освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, которые разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением (или структурным подразделением повышения квалификации, действующим в вузе) самостоятельно с учетом потребностей заказчика и на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации также осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований, предъявляемым специалистам, для присвоения дополнительной квалификации. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения ДПО (или специального под-
разделения повышения квалификации, действующего на базе вуза).
Важным условием функционирования системы ДПО является преемственность названных видов ДПО в обеспечении непрерывного развития профессионализма специалистов. Особое значение имеют тенденция к усилению взаимосвязи их профессионального роста и личностного развития, интеграция мотивационной, операционной и рефлексивной сфер профессиональной деятельности. Это определяется необходимостью целостного становления и развития личности профессионала.
Процесс обучения в системе ДПО
Обучение специалистов в системе ДПО представляет собой целостную педагогическую систему, обусловленную в своем функционировании и развитии разнообразными объективными факторами: социальными, психологическими, организационно-педагогическими, материально-техническими и другими. Оно может рассматриваться с разных позиций: как деятельность, как процесс, как общение, как соотношение педагогического руководства и самоуправления учением.
С позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов обучение в системе ДПО — это сотрудничество двух (и более) субъектов: преподавателя и обучающегося (преподавателя и обучающихся; обучающихся друг с другом), направленное на достижение образовательных целей. Вместе с тем названное обучение является целостным процессом, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса: преподавание и учение, призванные перерасти в сотворчество; это процесс духовно-нравственных, умственных, эмоциональных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных задач, и в частности для создания «произведений» профессиональной культуры, авторских проектов профессиональной деятельности. Преподавание и учение — дидактические процессы, связанные с сотрудничеством главных действующих лиц процесса обучения — преподавателя системы ДПО и обучающегося (обучающихся), цели деятельности которых объединены. Преподавание и учение в названной системе — это согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка обучаемых и обучающихся.
Преподавание — это: Ценностное отношение к обучающемуся, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; забота о здоровье обучающегося; создание и постоянное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей образовательной среды; придание личностно ориентированной, развивающей и творческой направленности содержанию и технологии обучения; забота о развитии и поддержке индивидуальности каждого обучающегося. К тому же преподавание — это процесс мотивированного, опосредованного управления учением обучающегося в целях перевода его из состояния пассивного слушателя, исполнителя в позицию активного субъекта самообучения, саморазвития, самосовершенствования.
Преподавание направлено на «превращение» целей, задач и содержания обучения в проектируемые цели, задачи и содержание собственной образовательной деятельности самими обучающимися. Преподавание создает условия самоорганизации обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на саморазвитие субъектности.
В силу этого преподаватель в системе повышения квалификации призван: владеть искусством и наукой оказания помощи взрослым в обучении; помочь обучающимся «выращивать» у них качества авторов-проектировщиков своего образовательного пространства-. Это связано с приобретением опыта профессионально-личностной рефлексии и опыта построения траектории саморазвития и др. Преподаватель системы ДПО призван помогать в определении параметров обучения и поиске информации; в выявлении профессионального опыта обучающегося и его использовании в процессе обучения; в выявлении образовательных потребностей и определении цели обучения; в отборе содержания обучения; в организации процесса самообучения.
Технология обучения является процессуально-дидактическим инструментом влияния содержания образования на сознание, чувства, волю и поведение личности. Содержание ДПО, сориентированное на развитие профессиональной культуры, человеческого потенциала, субъектности и креативности специалиста-профессионала, требует для своей реализации соответствующих авторских педагогических технологий, характерными чертами которых являются: сотрудничество, диалогичность, деятельно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуальности специалиста, предоставление ему необходимой свободы для принятия самостоятельных решений в вопросе организации своего обучения, выбора содержания и способов учения, сотворчество обучающихся и обучаемых. Эти требования обладают свойством универсальности, они могут быть отнесены к любой технологии, будь то традиционная или инновационная технология. Важно, чтобы ее творческое «рождение» и претворение осуществлялось в контексте этих требований и служило достижению индивидуальных образовательных целей.
Учение включает в себя осознание и принятие личностью познавательных задач, планирование деятельности, ее реализацию в процессе самой учебы, самоконтроль и самооценку эффектив-
ности своего труда. Учение требует умения реализовать целый ряд действий, которые хотя и не относятся к усвоению учебного материала, но являются его необходимой предпосылкой. Усвоение — исключительно психический процесс, в то время как учение — в значительной степени практическая деятельность, проявляющаяся внешне.
Учение субъекта в системе ДПО характеризуется его стремлением к самостоятельности, независимости, самоуправлению. Поэтому обучающийся, как уже отмечалось, призван выполнять активную, ведущую роль в организации своего учения. Однако в процессе обучения важно оказать ему помощь: в создании образа специалиста-профессионала; развитии позитивной динамики мотиваци-онной сферы личности; формировании профессиональных ценностей; понимании предназначения профессии; самостоятельном формировании профессиональных целей; развитии профессионального мышления; проектировании образовательных задач и способов их решения; самостоятельном поиске информации; самостоятельном приобретении знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для решения жизненно важных и профессиональных проблем; обучении творчеству; в творческом самостоятельном решении образовательных задач и т.д.
В связи с этим встает вопрос о подготовке нового типа преподавателя вузов системы ДПО, который способен выполнять следующие действия:
осуществлять диагностику уровня профессионализма, профессиональной компетентности обучающегося. Оказывать ему помощь в профессионально-личностной рефлексии;
оказывать помощь обучающимся в их самостоятельном проектировании индивидуальных образовательных программ ДПО;
создавать комфортную психологическую атмосферу обучения и осуществлять научно-методическое обеспечение образовательного процесса,
проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения;
осуществлять отбор научно обоснованного содержания, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
разрабатывать ориентированные на человека культурологические технологии обучения;
выступать в качестве авторов (соавторов) новых проектов профессиональной деятельности;
консультировать по вопросам: организации своей образовательной деятельности самими обучающимися; технологии творческой деятельности; духовно-нравственного самосовершенствования;
разрабатывать и использовать различные критерии изучения профессиональных, образовательных и личностных достижений специалиста;
разрабатывать образовательные программы ДПО.
В контексте ведущей цели ДПО (профессионально-личностного развития обучающихся) чрезвычайно важен индивидуальный опыт профессионально-личностного саморазвития преподавателей названной системы. Условная «формула» деятельности преподавателя ДПО — образовывая себя, помогать в овладении технологией саморазвития обучающемуся и вместе с ним «выходить» на новые идеи, концепции и технологии развития объектов профессиональной деятельности. Особую значимость приобретают научно-исследовательская деятельность преподавателя системы ДПО, его непосредственный научно-практический вклад в решение актуальных профессиональных проблем обучающихся.
Преподаватель вуза в системе ДПО призван выполнять функции исследователя, автора-проектировщика образовательных программ ДПО; эксперта образовательного процесса; организатора индивидуальной и коллективной форм образовательной деятельности; наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся; создателя благоприятных условий обучения; источника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся. Поэтому развитие системы ДПО требует научной разработки моделей профессиональной переподготовки преподавателей для рассматриваемой системы.
1 вопрос Общая характеристика профессионально-педагогического образования. Профессионально-педагогическое образование — сфера
социальной жизни, создающая условия для развития индивида в процессе освоения ценностей профессиональной мировой и национальной культуры. Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во_ многом, если не в решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется в двух смыслах — узком и широком. Чаще всего педагогическое образование рассматривается как система подготовки, главным образом, специалистов общего (дошкольного, начального, основного и полного общего) образования (педагогическое образование в узком смысле). В широком смысле к педагогическому образованию относят также педагогическую подготовку всех лиц, причастных к образованию и воспитанию подрастающих поколений (например, педагогическое образование родителей). Образовании лиц, ведущих подготовку в учреждениях профессионального (начального, среднего и высшего) образования, а также в учреждениях дополнительного образования, включая систему переподготовки и повышения квалификации. Профессионально-педагогическое образование является относительно самостоятельным видом педагогического образования. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
2 вопрос Этапы становления и развития системыпрофессионального образования.
Профессиональное образование как часть общественной жизни возникает на определенном историческом этапе и развивается в единстве теоретического и практического компонентов. В связи с этим исторический процесс развития профессионального образования представлен, с одной стороны, его институализацией (возникновением, развитием, упорядочением общественных институтов — учебных, методических, управленческих, обеспечивающих начальное профессиональное образование), а с другой стороны, генезисом теоретико-педагогических и методических основ начального профессионального образования.
Выделение этапов позволяет более обстоятельно и точно характеризовать динамику развития профессионально-педагогического образования.
Период со второй половины XIX в. — 1917 г. рассматривается как время становления системы отечественного профессионального образования. На первом этапе (1860 — конец 1880 гг.) этого периода под влиянием социально-экономических, политических и социокультурных факторов происходит бурный количественный рост учреждений профессионального образования в торговой, финансовой, технической, транспортной, художественной, сельскохозяйственной сферах. Слабость государственной политики в области профессионального образования на этом этапе приводила к преимущественному распространению частной и общественной инициативы в этой области, «разнобою» в содержании учебных планов, программ, методик, стихийно возникающих на местах подготовки кадров. Вместе с тем 1860 — конец 1880 гг. стали временем повышенного внимания к профессиональному образованию со стороны видных ученых, педагогов и общественных деятелей (Е.Н. Андреев, В.К. Делла-Вос, А.Г. Неболсин, А.Д. Путята, К.Д. Ушинский, А.И. Чупров, И.И. Янжул и др.). В их трудах и выступлениях появляются идеи повышения эффективности профессионального образования через усиление общеобразовательной подготовки, обучения специалистов нескольким смежным профессиям, единства теории и практики профессионально-педагогического образования, использование труда как средства умственного и нравственного воспитания, разработки специальных методических приемов. Однако практическая реализация этих идей была осуществлена позже. Второй этап (конец 1880-х гг. — начало XX в.) характеризуется упорядочением разрозненных учебных заведений и формированием системы начального профессионального образования. Главными достижениями этого этапа стало принятие ряда государственных документов — Законов, Уставов, Положений, направленных на установление соответствия системы учебных заведений требованиям экономики и педагогической науки, типизацию, установление для них единого плана, срока подготовки, определение соотношения общеобразовательного и специального компонентов начального профессионально-педагогического образования исходного общеобразовательного уровня учащихся и т.п. В это время начато разделение низшей и средней подготовки в учреждениях профессионального образования. Появляются учебные заведения для женщин. Начинается реализация на практике перспективных педагогических идей предшествующего этапа, улучшается общеобразовательная и общетехническая подготовка учащихся. Разрабатывается первая концептуальная основа развития начального профессионального образования. Формируется ряд новых теоретических идей: специальная подготовка преподавательских кадров для профессионального образования, методическая подготовка мастеров; преемственность учебных заведений различных уровней. Обогащаются методики профессионального образования (И.А. Анопов, С.А. Владимирский, И.А. Стебут, И.А. Вышнеградский и др). Вместе с тем сохраняются тенденции к малочисленности государственных учреждений профессиональной подготовки, отставанию государственной политики от образовательной практики, минимизации расходов на начальную профессиональную подготовку, существованию архаичных форм профессионально-педагогиского образования. Третий этап (1910 — 1917 гг.) стал временем качественного перелома исследуемой области, связанного с усилением роли педагогических идей в развитии профессионального образования, осуществлением реформ перспективного, а не «догоняющего» характера. В это время создается инновационный тип учебного заведения (политехнические, технические курсы — техникумы), появляются идеи преобразования начального профессионального образования на основе педологии, психотехники, инженерной психологии.
3 вопрос. Государственный образовательный стандарт. Учебный план специальности.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества
Наряду с законом «Об образовании» стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.
В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федераль ный, национально-региональный и школьный. Федеральный компонент определяет те нормативы, со блюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность от дельного образовательного учреждения. Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. Общая структура содержания образования определяется типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.
Учебный план — это государственный документ, на основе которого осуществляется подготовка специалистов. Типовой учебный план — основной документ, устанавливающий государственный компонент соответствующей образовательно-профессиональной программы. Он устанавливает на государственном уровне минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), перечень обязательных дисциплин в них, предоставляя, таким образом, самостоятельность высшим учебным заведениям в разработке вузовского компонента рабочего учебного плана данной специальности. В этом документе также указывается квалификация выпускаемого специалиста, приводятся дополнительные данные (например, перечень государственных экзаменов, виды практик и т.п.) и примечания. Рабочий учебный план — это учебный план специальности конкретного высшего учебного заведения, разработанный на основе типового учебного плана с его дополнениями и корректировками (в соответствии с нормативными документами), учитывающий местные условия, специализацию, уточняющий календарную структуру, этапы учебного процесса. Требования к уровню подготовки выпускников во многом определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ.
4.Обучение как система и как процесс. Этапы процесса обучения. Цели, принципы, содержание обучения.
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Существует несколько определений понятия «процесс обучения». «Процесс обучения— это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями» (Н. В. Савин).
«Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию» (Г. И. Щукина). «Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Ю. К. Бабанский). Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это достаточно сложное явление. Если обобщить все приведенные выше понятия, то процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.
Для процесса обучения характерны следующие признаки:
а) целенаправленность;
б) целостность;
в) двусторонность;
в) совместная деятельность учителя и учащихся;
г) управление развитием и воспитанием учащихся;
д) организация и управление этим процессом.
Таким образом, педагогические категории «обучение»я «процесс обучения»— не тождественные понятия. Категория «обучение» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения»‘(или «учебный процесс») — это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.
Процесс обучения по своей сути — дидактический процесс и всегда носит консерватив ный характер. Сегодня действительно меняются общественные ценности, поэтому естественно, меняются цели обучения, меняется его содержание.
Процесс обучения это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с развитием общества. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в средних и высших учебных заведениях, можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя прежде всего знания об окружающей действительности (знания о мире), которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность. Для постоянного развития, для постоянного познания мира, общество вооружает подрастающее поколение и способами добывания новых знаний, т.е. способами познания мира. И, самое главное, общество передает и свое отношение к имеющимся знаниям, к процессу познания окружающего мира и к миру в целом.
Постоянно совершенствуясь и развиваясь, процесс обучения по своей природе остается тем же, чем он был всегда: педагог не может обойтись без классной доски, учебника и слова учителя. Поэтому коренное реформирование процесса обучения может произойти только в результате повсеместного внедрения совершенно новых средств обучения (источников информации): например, компьютеров с соответствующими программами, в настоящее время ведутся разнообразные эксперименты по обучению при помощи гипнотического сна. Но станут ли эти методы достоянием массовых учебных учреждений, пока что неясно.
Одной из существенных особенностей процесса обучения является то, что представление о нем имеет практически каждый человек, так как каждый из нас в своей жизни являлся и является непосредственным участником этого процесса. Поэтому обучающие непроизвольно действуют в соответствии со стереотипами, приобретенными в детстве, когда их учили, и во взрослой жизни, когда приходилось учить самим.
Процесс обучения — это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому она имеет свои основополагающие положения, которые определяют характер процесса обучения и его специфику. Например, даже конкретная школа (или вуз) — это тоже система, которая имеет свой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положениями, которые определяют характер ее жизнедеятельности.
Следующее, не менее существенное понятие дидактики — содержание образования. Это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Так как главной особенностью процесса обучения является характер деятельности обу чающего и обучающихся, то немаловажную роль здесь играют и способы осуществления этих видов деятельности, которые рассматриваются в дидактике как методы обучения и являются одним из важнейших понятий дидактики.
Результаты обучения во многом определяются характером и способами организации деятельности обучающих и обучающихся. Они могут быть индивидуальными, групповыми; это и лекции, и практические занятия, и семинары и т. д. Это все — формы обучения.
Этапы процесса обучения.
Первичная диагностика и актуализация прежних знаний учащихся. Чтобы продуктивными были учебный процесс и ход учения, преподаватель в быстром темпе устанавливает деловой контакт с учащимися, выясняет общую психологическую атмосферу в классе, уровень готовности ребят к учению на данном конкретном уроке и т.п. Вместе с тем, чтобы опереться в предстоящей учебной работе на тот запас знаний, который учащимися был ранее усвоен, преподаватель соответствующими приемами и методами «оживляет», делает актуальными и важными для настоящего момента уже имеющиеся знания.
Постановка преподавателем цели и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера. Так учащиеся входят в атмосферу напряженной познавательной работы.
Восприятие и изучение учащимися нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения.
Осмысление нового материала (И.Ф. Харламов, Н.А. Сорокин, Т.А. Ильина). Некоторые исследователи такое познавательное действие не считают самостоятельным этапом учебного процесса. Например, М.А. Данилов полагает, что процесс осмысления присутствует (должен присутствовать!) на всех этапах урока, поэтому нет необходимости выделять его в качестве самостоятельного. В таком суждении есть, конечно, резон.
акрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков.
Применение (М.А. Данилов, Н.А. Сорокин и др.). Это звено учебного процесса предполагает связь теоретических знаний с практическими умениями и действиями (умственными, мануальными). Ценность теоретических знаний состоит именно в умении использовать их в практических целях. Это достигается через упражнения, решение задач, выполнение проблемных и эвристических учебных заданий.
Надо сказать, что не все исследователи дидактики выделяют это звено учебного процесса в качестве самостоятельного, полагая, что применение происходит и в других его звеньях.
7. Контроль качества усвоенных знаний, умений — важное звено учебного процесса. Оно в повседневной учебной деятельности преподавателя является способом обратной связи,
выполняет диагностическую функцию на завершающем этапе учебного занятия: насколько полно, точно, без искажений и осмысленно усвоен учебный материал, какие обнаружились пробелы в знаниях отдельных учащихся.
8. Коррекция как звено учебного процесса необходима тогда, когда по результатам диаг ностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. Чтобы исправить положение, преподаватель использует другие методики и средства обучения. Тогда есть шанс достичь поставленной цели: усвоения всеми учащимися учебного материала на достаточно высоком уровне.
Некоторые исследователи-дидакты это звено объединяют с предыдущим звеном контроля (Ю.К. Бабанский, Н.А. Сорокин, И.Я. Лернер и др.).
9. Обобщение как звено учебного процесса завершает предыдущие звенья и предполага ет усвоение и осознание учащимися причинно-следственных связей в явлениях окружающего мира, фрагменты которого они изучают, усвоение научных понятий, некоторых законов разви тия природы и общества. Знания систематизируются по конкретному учебному предмету, уста навливаются внутрипредметные и межпредметные связи.
Таковы звенья, или этапы, учебного процесса. В зависимости от цели учебного занятия (урока, практических работ и др.) и соответствующего типа обучения эти звенья проявляется не все, а иногда и не в строго перечисленной последовательности.
Цели обучения.
Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и пр.). Такая постановка цели хотя и ориентирует учителя на конкретный результат, но она не дает возможности продумать отдельные этапы процесса обучения на уроке, его конструкцию.
Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать, рассказать и пр. Такие цели не предусматривают достижения конкретных результатов: что должно быть достигнуто в процессе обучения, каков будет уровень знаний, общего развития и т. п.
Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальное, эмоциональное, личностное и т. п.): сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр. Цели такого типа слишком обобщены и их выполнение практически невозможно контролировать.
Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно. Такие цели хотя и ориентируют на организацию активной познавательной деятельности учащихся, однако не всегда могут дать ожидаемый результат.
Основные принципы организации и функционирования педагогического процесса
принцип целостного подхода к воспитанию;
принцип непрерывности воспитания;
принцип целенаправленности в воспитании;
— принцип культуросообразности;
принцип воспитания в деятельности и в коллективе;
принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;
принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе;
принцип оптимизации— постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной психологической ситуацией.
Принципы обучения(другой источник)
Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.
Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в
studfiles.net
Дополнительное профессиональное образование в Санкт-Петербурге – СПбГУПТД
Обучение ⁄ Дополнительное образование ⁄Сегодня важно не только получить хорошее профессиональное образование, но и регулярно повышать профессиональные навыки и расширять свои компетенции. Инвестиции в собственные знания – гарантия успешного будущего и блестящей карьеры. Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна реализует возможность получения дополнительного образования в рамках программ профессиональной переподготовки на базе высшего образования и повышения квалификации.
Преимущества дополнительного образования
1. Краткосрочность обучения. Уникальный современный подход к разработке образовательных программ позволяет максимально эффективно обучать специалистов в сжатые сроки.
2. Гибкий график, что позволяет составить индивидуальный план занятий без отрыва от основной деятельности. Таким образом, обучающиеся имеют возможность совмещать работу и учебу, что крайне удобно для взрослых трудоустроенных людей, молодых мам, военных, профессиональных спортсменов, людей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Применение современных технологий обучения, учитывающих опыт и особенности студентов, позволяет сделать процесс познавания доступным и увлекательным.
4. Вариативность: можно выбрать любое направление, вне зависимости от освоенной ранее специальности.
5. Доступная стоимость обучения.
Как поступить на дополнительное обучение?
Правила приема в Институт дополнительного профессионального образования в СПб:
- К обучению допускаются лица, уже имеющие профессиональное образование, а также студенты вузов.
- Для поступления на программы повышения квалификации не требуется сдавать вступительные экзамены и проходить конкурсный отбор.
- Набор учащихся ведется в течение всего года.
- Отношения между поступающим на курсы дополнительного профессионального образования СПбГУПТД и вузом оформляются посредством заключения договора на оказание платных образовательных услуг.
Программы дополнительного образования в ИДПО:
- Профессиональная переподготовка специалистов – освоение новой профессии (свыше 250 часов).
- Программы повышения квалификации – актуализация накопленных знаний, развитие практических навыков в рамках полученной специальности.
- Семинары и тренинги (от 4 часов).
- Стажировки – изучение передового опыта и закрепление на практике полученных знаний, умений, навыков.
Прием документов для поступления в ИДПО:
1. Заявление в установленной форме.
2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
3. Документ установленного образца о получении среднего профессионального или высшего образования.
4. Справка с места учебы (для студентов).
5. 3 фотографии (3х4).
Зачисление:
Набор на программы дополнительного профессионального образования ведется в течение всего года. Но, как правило, существует осенний набор (начало занятий сентябрь-октябрь) и весенний набор (начало занятий февраль – март). Занятия начинаются по мере комплектации групп.
Кому доступно дополнительное образование в СПб?
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна доступно для следующих категорий граждан:
1. граждан РФ.
2. иностранных граждан.
sutd.ru
Дополнительное профессиональное образование
Рано или поздно в жизни каждого специалиста наступает момент, когда имеющиеся знания и навыки оказываются недостаточными. Однажды полученные знания неизбежно устаревают. Чтобы получить желаемую должность или не потерять уже имеющуюся, приходится повышать квалификацию, получать дополнительное профессиональное образование.
Дополнительное профессиональное образование – это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности.
Из данного определения видно, что одним из условий получения дополнительного профессионального образования является наличие диплома об окончании среднего специального или высшего учебного заведения. Из этого следует, что дополнительное образование бесплатным не бывает. За одним исключением, специалист имеет право каждые пять лет повышать свою квалификацию за счет работодателя.
До недавнего времени ДПО ориентировалось на взрослое население. Неудивительно — производство развивается, появляются новые технологии. Однако сегодня клиентами допобразования все чаще становятся вчерашние студенты. Почему так происходит? Все дело в так называемом «компромиссном» выборе профессии. Абитуриенты выбирают не то, что хотят и что востребовано, а то, что доступно и модно. В результате, к 5 курсу половина группы отсеивается, а среди тех, кто все-таки доучится, только четверо-пятеро действительно хотят работать по специальности. Единственный выход из ситуации – получить дополнительное профобразование.
Благо, система российского дополнительного образования дает возможность выбора. В настоящее время образовательные учреждения повышения квалификации реализуют следующие виды ДПО:
- повышение квалификации: краткосрочные, длительные, тематические и проблемные семинары;
- профессиональную переподготовку: для получения совершенно новой квалификации, для получения дополнительной подготовки;
- стажировку.
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно). В том числе обучение может проходить в виде освоения отдельных учебных предметов, курсов, модулей, прохождения практики и с применением сетевых форм, если это предусмотрено образовательной программой и (или) договором об образовании.
С 1 сентября 2013 года сфера ДПО будет регулироваться Федеральным законом «Об образовани в РФ» (статья 76) и Приказом о Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
Другие разделы ДПО:
Что такое повышение квалификации?
Что такое профессиональная переподготовка?
Что такое стажировка?
moeobrazovanie.ru
Управление дополнительного профессионального образования — Московский государственный областной университет
Управление дополнительного профессионального образования реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на бюджетной и договорной основе:
- для педагогических работников Московской области
- для профессорско-преподавательского состава Московской области в рамках региональной сетевой системы повышения квалификации ППС
- для студентов выпускных курсов, аспирантов
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
(ст.75,76 г.10 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; Приказ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»)
Вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации
Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования, направленный на обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков и получение новых компетенций, в связи с постоянно повышающимися требованиями к квалификации специалистов.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка — один из видов дополнительного профессионального образования, позволяющий в сжатые сроки овладеть компетенциями, необходимыми для выполнения нового вида профессиональной деятельности и/или получить новую квалификацию. Профессиональная переподготовка проводится с учётом имеющихся и недостающих для работы знаний, а также требований к конкретным профессиям или должностям.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Дополнительные общеразвивающие программы
Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются лица без предъявления требований к уровню образования.
Адрес: ул. Радио, д.10А, корп.2, ауд. № 64
График работы:
Понедельник-четверг с 09.00 до 18.00
Пятница с 09.00 до 16.45
Суббота-воскресенье – выходные дни
Сайт: http://edu.mgou.ru
Положение об управлении дополнительного профессионального образования
Договор для физических лиц — образец
Договор для физических лиц (для слушателей до 18 лет) — образец
Договор для юридических лиц (на группу) — образец
Договор для юридических лиц (на 1 слушателя) — образец
Заявление о согласии на обработку персональных данных в МГОУ
mgou.ru
Статья на тему: СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО
Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование;
Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Профессиональное дополнительное образование — дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку;
Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, обучение по которым осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного образования, порядок разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального дополнительного образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительное профессиональное образование — это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно — образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Повышение квалификации — вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.
Обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки и техники по профилю профессиональной деятельности, подготовка специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, имеющих опыт работы в определенной сфере и испытывающих недостаток практических навыков и знаний. По окончании выдается Свидетельство о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка (далее — переподготовка) — вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.
Профессиональная переподготовка -–совершенствование знаний по вашей специальности.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям. Осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям, с учетом международных требований и стандартов. По окончании программы проводится итоговая государственная аттестация. Выдается Диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. В настоящее время получение дополнительного образования становится модным явлением. В настоящее время многие специалисты хотят повысить свою квалификацию или вообще сменить сферу деятельности, поэтому посещают многочисленные курсы, тренинги и семинары. Для многих это профессиональная необходимость.
Желающим повысить свой профессиональный и образовательный уровень предлагается множество курсов, тренингов и семинаров, которые охватывают достаточно много специализаций в различных областях. Выбирая ту или иную программу повышения квалификации, некоторые пытаются наверстать «упущенные» в студенческие годы возможности, кто-то хочет закрепить с помощью практических тренировок полученные академические знания, другие таким образом пытаются посмотреть на накопленные навыки и компетенции немного под другим углом. В каждой профессии есть свои сертификаты и аттестаты, наличие которых делает специалиста не только более квалифицированным, но и более «дорогим». Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».
Многие специалисты по тем или иным причинам решают кардинально сменить сферу деятельности. Для освоения новой профессии им нужно получить некоторые теоретические знания и отработать их на практике. Этого можно достичь с помощью различных курсов и семинаров.
В настоящее время законодательная база о дополнительном образовании Российской Федерации опирается на ряд важнейших документов, включающих в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, другие федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования. Что касается Федерального закона о дополнительном образовании, то он находится в стадии согласовании и утверждения.
Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.
Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются на основании требований к уровню основного образования обучающихся и на основе государственных образовательных стандартов. Этот механизм многие годы с успехом используется практически всеми развитыми европейскими странами.
К дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В нашем колледже ведется дополнительное профессиональное образование по следующим пролицензированным программам:
- «Оператор ЭВМ»;
- «1С:Предприятие 8.3(Бухгалтерия предприятия)»;
- «1С:Зарплата и управление персоналом 8.3»;
- «1С:Управление торговлей 8.3»;
- «Официант»;
- «Чертежник (программа Компас)»;
- «Делопроизводитель»;
- «Бухгалтер»;
Многие студенты колледжа проходят ни одну, а несколько программ ДПО, потому что хотят быть конкурентоспособными специалистами в наше время. После окончания курсов по выбранным программа ДПО слушатели получают документ «Свидетельство».
Наличие в резюме пройденных тренингов и семинаров, курсов, безусловно, добавляют кандидатам лишние баллы при рассмотрении кандидатуры на вакантное место. Людей, готовых вкладывать собственные деньги в дальнейшее обучение объединяет стремление к повышению квалификации и, соответственно, увеличению стоимости своей кандидатуры. Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».
Также в нашем колледже ведется профессиональная переподготовка для безработных граждан, т.е. мы работаем с центрами занятости населения, которые направляют к нам своих безработных граждан. После прохождения программ по ДПО для профессиональной переподготовке, слушатели получают документ государственного образца об окончании программы
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Используемая литература:
1.Федеральный Закон о дополнительном образовании.
2.Каштанова Е.В. «Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала» 2015г.
3.Ишков А. «Особенности реализации дополнительного профессионального образования» 2011г.
4.Федеральный Закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г.
5.Семенов А.Л. «Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации» 2013г.
nsportal.ru