Достоинства метода эксперимента в психологии: плюсы и минусы, методы и достоинства

Содержание

плюсы и минусы, методы и достоинства

Фото 1675Психологический эксперимент — исследование, которое может проводиться в разнообразных условиях. Для получения определенной научной информации исследователи намеренно вмешиваются в жизнь подопытного, наблюдая за изменениями его мышления, поведения. Проводимые исследования считаются самостоятельной методикой практической психологии.

Основные задачи исследования

Главная задача проводимых экспериментов — понимание связи в формуле R=f (S, P). Расшифровка:

  1. R — обозначение реакции испытуемого.
  2. S — обозначение ситуации.
  3. P — обозначение испытуемой личности.

При этом f — вид функции. Таким образом ученые создают условия для определения реакции на создаваемую обстановку. Чтобы определить психическое состояние человека, полученные результаты анализируются.

Возможности и ограничения

Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:

  1. Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
  2. Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
  3. Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.

Ограничения:

  1. Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
  2. Психика не является постоянной.
  3. Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
  4. Психика является уникальной и не поддается статистике.

Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться

Преимущества и недостатки

В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:

Фото 1685

  1. Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
  2. Высокая точность получаемых результатов.
  3. Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
  4.  Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.

Минусы:

  1. Умышленное влияние на психику испытуемого.
  2. Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.

Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.

Классификация

Опыты классифицируются по различным факторам.

Разделение зависимо от условий проведения опыта:

  1. Обеспечение естественных условий для проведения действий.  Основной смысл подобных опытов заключается в том, что экспериментатор не может контролировать условия его проведения. Главная задача — получение высокой внешней валидности.
  2. Лабораторные исследования. Экспериментатор заранее подготавливает все условия, которые может контролировать.  Главная задача — получить высокую внутреннюю валидность. Чтобы контролировать внешние проявления, применяется две техники — константность, рандомизация.

Зависимо от того, какое воздействие оказывается на испытуемого, выделяется еще несколько групп:

  1. Патопсихологический эксперимент. Главная задача — сделать количественную, качественную оценку процессов мышления.
  2. Формирующий эксперимент. На протяжении опыта экспериментатор пытается необратимо изменить определенные качества участника. Дополнительно к этому развивает те качества, которые существовали изначально.
  3. Констатирующий эксперимент. Необратимых изменений, развития существующих качеств не происходит.

Зависимо от уровня осознанности:

  1. Испытуемому объясняют цель эксперимента, перечисляют проводимые действия.
  2. Подопытный не знает о целях проведения опыта.
  3. Испытуемому немного рассказывают об опыте, утаивая основную информацию.

Существуют ситуации, когда психологический опыт проводится без разрешения подопытного. При этом можно получить наиболее актуальную информацию.

Этапы исследования

Психологические опыты проводятся в определенной последовательности. Целостный эксперимент состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка основной проблемы.
  2. Работа с научной литературой.
  3. Уточнение гипотезы, определение основных переменных.
  4. Подбор актуальных психологических инструментов для воздействия на психику.
  5. Планировка действий, которые будут проводиться.
  6. Зависимо от того, какой план назначен, происходит распределение испытуемых в отдельные группы.
  7. Проведение опыта.
  8. Начальная обработка полученных данных.
  9. Глубинная обработка, подготовка статистики.
  10. Подготовка выводов.

После проведения эксперимента исследователи составляют отчеты, пишут научные документы.

Особенности организации

Любой психологический опыт не сможет выдержать критики, основанной на точных научных фактах. Поэтому Робертом Готтсданкером был введен термин «безупречный эксперимент». Это недостижимый идеал опытов, к которому должен стремиться любой исследователь.

Известные исследования

На протяжении истории проводилось множество психологических экспериментов. Они отличались друг от друга воздействием, конечными целями. Среди всего этого разнообразия можно выделить несколько знаменитых опытов:

Фото 1658

  1. Эксперимент Милгрэма.  Его описали в 1963 году. Его главная цель заключалась в том, чтобы определить, сколько страданий может доставить один человек другому, если это входит в его рабочие обязанности или ему приказывает руководитель. Ученые хотели выяснить, как люди участвовали в убийстве однополчан. Проанализировав полученные результаты, Милгрэм доказал, что не все люди могут противостоять воле своего руководства.
  2. Хоторнский эксперимент.  Этим термином называют комплекс опытов, которые были проведены в 1924-1932 году. Проводились они на фабрике в Америке Western Electrics. Начались исследования из-за того, что на производстве снизился темп работы. Владельцы фабрики желали поднять рабочий темп, из-за чего предоставило исследователям полную свободу действий. В ходе эксперимента ученые отметили, что рабочие начали работать быстрее благодаря повышенному вниманию к ним. Исследователи сделали вывод, что темп работы зависит от социальных факторов, окружающих.
  3. Стэнфордский тюремный эксперимент. Опыт проводил ученый из Америки Филипп Зимбардо в 1971 году. Его суть заключалась в том, чтобы узнать реакцию людей на условия тюремного содержания, навязываемые им социальные роли. Участников разделили на заключенных и охранников. Спустя 6 дней эксперимент начал выходит из-под контроля, потому что у некоторых охранников начали проявляться садистские наклонности, а у заключенных — серьезные психологические травмы.
  4. Я и другие. Представляет собой советский фильм, в котором было продемонстрировано несколько психологических экспериментов. Главная суть этих опытов заключалась в том, чтобы показать, как окружающие влияют на индивида. После просмотра фильма, можно сказать о том, что человек сильно зависит от мнения окружающих. Из-за этого люди часто меняют собственное мнение, видя, что другие с ним не согласны.
  5. Опыт Рингельмана. Впервые его описали в 1913 году, но провели только в 1927. Для проведения эксперимента ученые набрали группу людей. Участники исследования должны были выполнять одну работу. Первый рабочий процесс заключался в подъеме тяжелых предметов, другой в перетягивании каната. Учеными было доказано, что чем больше людей работает в одной группе, тем менее эффективным будет рабочий процесс.
  6. Чудовищный эксперимент. Его провели в США 1939 год. Цель опыта заключалась в том, чтобы узнать насколько дети внушаемы.  Для этого исследователи выбрали 22 ребенка из сиротского дома и разделили их на две группы. Одних постоянно хвалили. Других называли заиками, указывали на недостатки. В итоге дети, которым внушали только плохое, начали хуже говорить, у них развились симптомы заикания, которые сохранились на всю жизнь. Этот эксперимент длительное время скрывался от общественности.
  7. Крошка Альберт. Известный эксперимент, который считается нечеловечным. Ученый хотел доказать, что в детском возрасте можно развить страх или же подавить его. Для этого ребенку демонстрировали картинку крысы и издавали резкий громкий звук. Малыш начинал плакать. Впоследствии ребенок начинал рыдать даже без резкого звука, только от увиденного изображения крысы.
  8. Проект Аверсия. Эксперимент, проводимый в рядах армии ЮАР. Его целью было выявление и уничтожение гомосексуалистов в рядах армии.  В исследовании участвовало более 1000 человек. К ним применялись такие средства, как шокеры, наркотики, проводились кастрации, отравления химическими веществами. Многие из участников покончили жизни самоубийством, другая часть так и не смогла реабилитироваться от последствий. Сам эксперимент потерпел неудачу, потому что не был основан на каких либо научных доводах.
  9. Эксперименты Лэндиса.  Это целый цикл опытов, который были проведены в 1924 году. Его цель заключалась в том, чтобы определить, как работают лицевые мышцы, которые выражают эмоции. В опыте участвовали студенты, которых учил Лэндис. Мышцы были обозначены линиями, чтобы видеть, как они меняют свое положение относительно друг друга. После этого студентам показывали или говорили что-то, что может вызвать бурные эмоции. В результате не было выявлено никаких закономерностей.
  10. Мальчик, которого воспитали как девочку. Опыт, считающийся самым бесчеловечным на протяжении всей истории. Его проводили на протяжении нескольких десятилетий — с 1965 по 2004 годы. В начале эксперимента ученые взяли под контроль мальчика Брюса Реймера, который родился в 1965 году. Проводя операцию по обрезанию ему повредили пенис, из-за чего родителям посоветовали воспитать его как девочку. Родители одобрили задуманное, согласились на операцию по смене пола и дальнейший курс воспитания. Психолог Джон Мани хотел доказать миру, что половая принадлежность это результат воспитания, а не сотворение природы, но учителя и родители начали замечать, что методика не дает результатов. Ребенок проявлял все особенности поведения мальчика. Спустя несколько лет, бывший Брюс решил полноценно стать мужчиной, провел операцию по возвращению пола. Повзрослев он нашел жену, усыновил ребенка. Когда мужчине исполнилось 38 лет, он покончил жизнь самоубийством из-за тяжелых психологических травм, полученных в детстве.
  11. Приобретённая беспомощность. Это психическое состояние, в котором личность не делает абсолютно ничего для улучшения собственного положения, даже если для этого есть все предпосылки, возможности. Случается это, если человек сделал несколько неудачных попыток по изменению негативных факторов окружающей среды. Открыт феномен был в 1966 году, Стивом Майнером, Мартином Селигманом.

Эти эксперименты наиболее выделяются среди других. Любые опыты проводимые с людьми ограничиваются многими правилами, позволяющими защитить человека от любых негативных последствий.

Психологические эксперименты проводятся для получения информации об изменениях психики подопытных. Опыт помогает понять, как человек будет реагировать на внешние раздражители, исследователи могут создавать определенные условия, ситуации.

Полезное видео

На видео показан один из психологических экспериментов.

Метод эксперимента: описание, недостатки и достоинства

В рамках познания окружающей реальности научный инструментарий предлагает немало средств эмпирического, то есть опытного исследования. Эксперимент является одним из самых эффективных, поскольку в его основе лежат принципы повторности и доказательности фактами. Что еще важно, метод эксперимента позволяет изучать отдельные явления независимо от случайных факторов, что отличает его от традиционного наблюдения.

метод эксперимента

По сравнению с практическим познанием посредством наблюдений, эксперимент организуется как подготовленное исследование, перед которым ставится конкретная задача с заранее установленными параметрами интерпретации результата. Важной особенностью является и участие исследователя в процессе такого познания. К тому же метод научного эксперимента именно благодаря возможностям организации его повторного проведения в тех же условиях отличается точностью и более достоверными сведениями. Таким образом можно устанавливать причинные связи между отдельными элементами эксперимента, выявляя и другие свойства с закономерностями в том или ином явлении.

В организации экспериментов нередко задействуются измерительные приборы и техническое оснащение, позволяющее обеспечить корректность данных. Классическое описание метода эксперимента можно представить как лабораторный процесс исследования, поскольку он полностью контролируется автором, но существуют и другие концепции данного способа познания реальности, которые будут рассмотрены ниже.

Экспериментальные модели

метод наблюдения эксперимент

Обычно выделяют безупречные и случайные эксперименты. К первым относится модель организации, которая по тем или иным причинам не может быть реализована на практике, то есть в условиях научного наблюдения. Этот прием не только помогает выполнить поставленную задачу относительно изучения объекта, но и способствует совершенствованию экспериментального метода путем выявления отдельных ошибок. Что касается модели случайного эксперимента, то он строится на концепции случайного опыта, который может соответствовать реальному испытанию, но результат его будет непредсказуем. Случайный метод эксперимента требует соблюдения широкого ряда требований. Например, подготовленная математическая модель исследования в нем должна адекватно описывать эксперимент. Также при постановке задачи исследователи точно определяют модель, в рамках которой будут сопоставляться начальные математические данные для эксперимента и полученные результаты.

На какие типы делится метод эксперимента?

метод научного эксперимента

На практике чаще всего используются физические, компьютерные, мыслительные и критические эксперименты. Наиболее распространен физический эксперимент, который заключается в познании природы. Благодаря таким экспериментам, в частности, выявляются ошибочные гипотезы физики, которые изучались в рамках теоретического исследования. Компьютерные эксперименты подключают к процессу ЭВМ. В ходе испытаний специалисты обрабатывают исходные данные о конкретном объекте, как результат выдавая информацию о выявленных свойствах и характеристиках. Мыслительный метод эксперимента может затрагивать разные сферы исследования, в том числе физику и философию. Его принципиальным отличием является воспроизведение условий реальности не на практике, а в воображении. В свою очередь, критические эксперименты ориентированы не на изучение конкретных объектов или явлений, а на подтверждение или опровержение определенной гипотезы или теории.

Особенности психологических экспериментов

метод эксперимент примеры

Отдельную группу экспериментов представляет психологическая сфера, обуславливающая свою специфику. Главным предметом изучения в этом направлении является психика. Соответственно, условия проведения исследований будет определять непосредственно жизнедеятельность испытуемого. И здесь можно отметить некоторое противоречие с базовыми принципами рассматриваемого метода как такового. По сравнению с другими видами исследования нельзя рассчитывать на полный контроль и создание условий испытания. Исходить можно только из необъективных данных, которые предоставит психологический эксперимент. Метод психологического исследования также не позволяет выделить один из процессов психической деятельности, поскольку экспериментальные воздействия оказывают влияние на организм в целом. Подобные исследования могут проводиться и над людьми, и над животными. В первом случае условия проведения иногда предусматривают изначальный инструктаж испытуемого.

Естественные и лабораторные эксперименты

Данное разделение также входит в концепцию психологического эксперимента. Естественные исследования можно в определенной степени соотнести с научным наблюдением, поскольку в данном случае предполагается минимальное вмешательство в ход психической деятельности испытуемого. К слову, отсюда происходит и существенное преимущество естественного метода. Испытуемый благодаря отсутствию вмешательства в его жизнедеятельность в процессе эксперимента может оставаться в неведении. То есть на нем никак не скажется сам факт проведения исследования. С другой стороны, из-за отсутствия возможности контроля данный метод научного эксперимента в психологии считается малоэффективным. Противоположные характеристики обуславливают и преимущества лабораторного эксперимента. В таких исследованиях испытатель может по возможности искусственно организовывать процесс изучения, акцентируя внимание на конкретных, интересующих его фактах. Но и в этом случае необходимость тесного взаимодействия между исследователем и испытуемым определяет субъективность полученного результата.

описание метода эксперимента

Преимущества экспериментального метода

К достоинствам такого подхода в исследованиях в первую очередь относится подконтрольность условий. Исследователь организует процесс в соответствии с его возможностями и ресурсами, что значительно облегчает работу. Также достоинства метода эксперимента обуславливаются возможностью его повторов, что позволяют уточнить данные без поправок на изменения условий проведения испытания. И напротив, гибкие возможности коррекции процесса позволяют отслеживать динамику изменения определенных качеств и свойств объекта.

Конечно, главным преимуществом данной методики является точность данных. Этот параметр будет зависеть от того, насколько верно были подготовлены условия процесса, но в заданных рамках и параметрах можно рассчитывать на высокую степень достоверности. Особенно преимущества таких испытаний в плане точности обнаруживает метод наблюдения. Эксперимент на его фоне более контролируем, что позволяет исключить сторонние факторы вмешательства в процесс исследования.

Недостатки метода

В основном слабые места экспериментальных методов относятся к организационным ошибкам. Здесь также стоит провести сравнение с наблюдением, которое именно в плане условий будет предельно корректным. Другой вопрос, что в отличие от наблюдения эксперимент по всем параметрам является фиксированным процессом. Кроме того, недостатки метода эксперимента связаны с невозможностью искусственного повторения явлений и процессов. Не говоря о том, что отдельные сферы применения технологии требуют существенных материальных вложений в организацию.

психологический эксперимент метод

Примеры использования экспериментов

Один из самых первых экспериментов был проведен Эратосфеном Киренским, изучавшим физические явления. Суть его исследования заключалась в вычислении радиуса Земли естественным способом. Он использовал градус отклонения Солнца от Земли во время летнего солнцестояния, что позволило путем соотнесения параметров с расстоянием до точки, на которой вовсе отсутствовало отклонение, сделать вывод о том, что радиус составляет 6300 км. Разница с фактическим показателем составляет всего 5%, что говорит в высокой точности, с которой был выполнен метод. Эксперимент, примеры которого отражены в психологии, не может претендовать на математическую точность, но и они заслуживают внимания.

Так, в 1951 г. группа исследователей провела групповой эксперимент, целью которого было изучение конформизма. Участникам предлагалось давать ответы на несложные вопросы относительно количества и расположения палочек, которые якобы проверяли зрение. При этом всем, кроме одного участника, была дана команда давать ложные результаты – на выявлении этой разницы и основывался метод. Эксперимент, примеры которого множество раз были воспроизведены, в итоге давал неутешительные результаты. Участники, остававшиеся один на один с заведомо неправильным, но доминирующим мнением, в большинстве случаев также соглашались с ним.

Заключение

достоинства метода эксперимента

Экспериментальные исследования, несомненно, расширяют и делают глубже представление человека об окружающем мире. Тем не менее далеко не во всех сферах может использоваться данный метод. Наблюдения, эксперимент и опыты в комплексе дают куда больше информации, дополняя друг друга. Есть направления, в которых изучение возможно разными методами по отдельности, но в интересах рационализации научные центры все чаще применяют комбинированные подходы. В то же время надо признать, что основополагающую роль в контексте разработки теорий и гипотез все же имеет экспериментальное исследование.

Методы психологии. — Психология — медиаплатформа МирТесен

Методы психологии.

Метод- путь получения информации об интересующем объекте и предмете.

Методы- теоретические и эмпирические.

Теоретические методы: анализ, обобщение, классификация, сравнение, подведение под понятие.

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение (интроспекция), эксперимент, тестирование, опрос (анкета, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности.

Схема характеристики метода исследования.

1. Определение.
2. Перечислить виды.
3. Назвать требования, предъявляемые к данному методу.
4. Назвать достоинства метода.
5. Назвать недостатки.

Характеристика методов исследования.

1. Наблюдение.

Наблюдение- метод психологии, основанный на целенаправленом восприятии поведения, деятельности, поступков человека.

Виды: сплошное, открытое, включенное, внешнее, выборочное, закрытое, невключенное, внутреннее.

Сплошное- за всем происходящим и выделение орпделенных единиц.

Выборочное- конкретный процесс.

Открытое- наблюдаемый знает о наблюдении.

Закрытое- наблюдаемый не знает о наблюдении.

Включенное- исследователь находится внутри группы.

Невключенное- исследователь не входит в группу.

Внутреннее- наблюдение за собой.

Внешнее- прочие наблюдения.

Требования:

1. Цель.
2. Составить план наблюдения:

-время
-частота
-длительность

3.

Выдение единиц наблюдения и способов фиксации.

Единицы наблюдения:
-жесты
-действия
-поступки
-речевые высказывания
-вегетативные реакции
-паузы
-интонационные изменения

Способы фиксации:
-сплошная запись
-таблицы
-схемы с заранее продуманными условными обозначениями.

 Достоинства наблюдения.

Исследователь не вмешивается в естественное течение процессов.
Малые материальные затраты.

Недостатки наблюдения.

Большие временные затраты.
Невозможность повторения.
Возможный субъективизм наблюдателя.

2. Эксперимент.

Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Виды: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий, срез.

Лабораторный- искуственные условия, лаборатории, использование специальных приборов.

Естественный- активное влияние на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

Констатирующий- выявление определенных психических особенностей и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества.

Формирующий- выявление закомномерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на формирование психики испытуемого.

Срез- кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития (поперечные- сопоставление разных групп испытуемых; продольные- измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей).

Требования:

1. Планирование:
-сформулировать цель;
-определение контингента испытуемых;
-подборка методик;
-определение места и времени его проведения.

2. Проведение:
-установление доверительных отношений с испытуемым.

3. Эксперименты всегда проводятся индивидуально, в отдельном помещении, если не предусмотрено групповое исследование.

Достоинства эксперимента:

1. Исследователь сам создает условия, чтобы вызвать проявление психических процессов.
2. Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов.
3. Строгий учет протекания эксперимента.
4. Возможность проведения среди большого количества испытуемых —> установление общих закономерностей развития психических процессов.

Недостатки эксперимента:

1. Исследователь знает об эксперименте.
2. Невозможность организации исследования так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования.

Психодиагностические методы исследования.

3. Тестирование.

Тест- краткие стандартизированные психологические методики, в результате испытания которых оцениваются те или иные личностные качества.

Виды: тесты-опросники, тесты-задания, тесты способностей, тесты личностные, тесты достижений.

Тесты-опросники- система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения валидности и надкжности вопросов, по ответам на которые судят о психических особенностях человека.

Тесты-задания- оценка психики человека на основе того, что и как он делает.

Тесты способностей- оценка возможностей человека в овладении знаниями, умениями и навыками.

Тесты личностные- оценка эмоционально-волевых качеств личности, особенности поведения в различных условиях.

Тесты достижений- оценка уровня овладения знаниями в связи с конктретными программами подготовки.

Требования:

1. Бланки-рисунки, схемы, таблицы, опросники.
2. Аппаратура для обработки результатов.

Достоинства тестирования:

1. Краткость.
2. Массовость использования.
3. Возможность статистической обработки.

Недостатки тестирования:

При использовании тестов учитываются количественные, а не качественные показатели.

4. Опрос.

Опрос- метод психологии, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Виды: анкета, интервью, беседа.

Анкета- опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Интервью- получение информации путем устных ответовна вопросы.

Беседа- получение информации путем речевого обсуждения интересующего вопроса.

Требования:

1. Сообщение некоторых данных о себе.
2. Ряд задаваемых вопросов.

Достоинства опроса:

1. Анкета: получение большого количества информации за относительно малый промежуток времени.
2. Наблюдение за поведением и реакциями человека.
3. Изменение тактики, содержания задаваемых вопросов.

Недостатки опроса:

1. Письменная форма: неполная достоверность данных.
2.Устная форма: большие временные затраты.

5. Анализ проудктов деятельности.

1. АПД- выявление и оценка психологических особенностей человека.
2. Виды зависят от выполняемых действий.
3. Требования: наличие определенных материалов.
4. Достоинства: достоверность данных.
5. Недостатки: возможные затраты большого количества времени; ограничение материалов.

Проективные методы исследования.

Проективный метод- метод психологического исследования, заключающееся в анализе события, личного отношения к нему.

Виды: ассоциативный, интерпретационный, конструктивный, аддитивный, импрессивный, экспрессивный, катартический, моделирование, генетический.

Ассоциативный- предъявление беспорядочного материала, требующего придания субъективного смысла.

Интерпретационный- толкование событий, ситуаций, изображений.

Конструктивный- предъявление отдельных деталей для составления разных целостных картинок.

Аддитивный- дополнение, завершение.

Импрессивный- выбор решения, связанный с влечениями, симпатиями, намерениями.

Экспрессивный- деятельность на свободную или задуманную тему.

Катартический- творческая деятельность в особо организованных условиях.

Моделирование- копирование объекта исследования, с целью его упрощения.

Генетический- определение роли генотипических или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

виды, структура, достоинства и недостатки :: SYL.ru

Уже не одно столетие великие исследователи стремятся составить полную научную картину о человеке и об особенностях его личности. Проводится подобная работа и психологами. Эта наука с момента своего возникновения и до наших дней смогла наработать большой материал. Внушительный объем достоверных данных накапливался благодаря применению самых различных методов и способов. Но наибольшей популярностью пользуются проводимые в психологии эксперименты. Примеры многих из них подтверждают высокую достоверность данных, полученных исследователями.

Немного о психологии

На современном этапе данная наука представляет собой обширную область знаний, в которую входит целый ряд научных направлений и отдельных дисциплин. Например, существует зоопсихология. Предметом ее изучения являются те особенности, которыми обладает психика животных. Более широким направлением является исследование человека. Здесь существуют такие отрасли психологии, как:

— детская, предметом исследования которой являются вопросы развития психических процессов и сознания личности растущего человека;

— социальная, изучающая поведение человека в обществе, а также влияние на него прессы, радио, моды, слухов и т.д.;

— педагогическая, отражающая картину закономерностей развития личности при проведении процесса воспитания и обучения.

виды эксперимента в психологии

Существует в психологии и целый ряд отраслей. Каждая из них рассматривает проблемы той или иной деятельности человека. В списке таких отраслей существует такая психология:

— трудовая;

— инженерная;

— авиационно-космическая;

— медицинская;

— юридическая;

— военная.

При этом задачи психологии, вне зависимости от направления, заключаются в том, чтобы:

— изучить сущность имеющих место явлений, рассматриваемых данной сферой, и понять их закономерности;

— научиться управлению ими;

— служить теоретической основой соответствующих служб на практике.

метод эксперимента в психологии

Решая свои задачи, психология вскрывает сущность процесса, направленного на отражение в мозге человека объективного мира. При этом исследователи выясняют, каким образом происходит регулирование действий человека и развитие его психической деятельности, а также формирование свойств личности.

Все получаемые данные основываются на понимании того, что деятельность людей обуславливается не только объективными условиями. Несомненно, на данный процесс оказывают непосредственное влияние субъективные факторы. Среди них личностные установки и отношения, собственный опыт, находящий выражение в умениях, навыках и знаниях, и т. д. В связи с этим задача психологии несколько расширяется и охватывает круг вопросов, позволяющих выяснить особенности деятельности человека в зависимости от имеющихся субъективных и объективных моментов.

Экспериментальная психология

Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.

Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.

Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.

Понятие эксперимента

Что он представляет собой в психологии? Это некий опыт, проводимый в специальных условиях. Цель, которую ставит перед собой исследователь, заключена в получении психологических данных при вмешательстве специалиста в процессы деятельности испытуемого. Проводить подобные опыты могут не только ученые. Психологические эксперименты ставят порой и простые обыватели. При этом исследователь действует всегда упорядоченно. Он изменяет определенный фактор того или иного процесса, поддерживая остальные без всяких изменений. Во время этих действий человек, ставящий подобный опыт, наблюдает за результатами систематических отклонений показателей и фиксирует их.

Понятие эксперимента может иметь и более широкий смысл. В таком случае к проведению самого опыта подключают наблюдение, тестирование, опрос и другие методы исследования.

Необходимость проведения

Эксперименты в области психологии позволяют разложить на отдельные компоненты то или иное явление, чтобы затем заняться изучением каждого из них. Также в ходе проводимых практических исследований удается с определенной точностью зафиксировать полученные результаты и следить за процессом развития предмета изучения. При этом экспериментатор чаще всего не ждет возникновения рассматриваемого им психического явления. Он активно воссоздает его в самых благоприятных для этого условиях, варьирует, планово вмешивается в процесс, многократно повторяя особенности проведения опыта.

 эксперименты в области психологии

Нередко психические явления изучаются в естественных условиях с помощью методики непосредственного наблюдения. А вот использование эксперимента позволяет искусственно отделить изучаемое явление от прочих и целенаправленно варьировать условия воздействия на испытуемых. В ходе проведения таких работ прослеживаются получаемые результаты, что и является основанием для определенных выводов.

Классификация

Существуют различные виды эксперимента в психологии. Причем выделяют их исходя из условий проведения, целей, характера влияния и многих иных факторов.

Сам по себе методы эксперимента в психологии подразделяются на лабораторные и естественные, а также на формирующие исследования. Помимо этой классификации существует подразделение на пилотажный (первичный) опыт и последующий. Также эксперименты бывают явными и имеющими скрытую цель и т.д. Рассмотрим самые часто применяющиеся из них подробнее.

Лабораторный эксперимент

Подобные исследования классифицируются согласно условиям их проведения. Причем лабораторный является одним из наиболее часто используемых методов эксперимента в психологии. В чем же он заключен?

 лабораторный эксперимент

Лабораторный эксперимент представляет собой такой тип исследований, которые проводятся в искусственно созданных для этого условиях. Какими они бывают? Примером тому может служить получение данных непосредственно в научной лаборатории, где происходит взаимодействие исследуемого субъекта (лица или группы лиц) лишь с факторами, интересующими экспериментатора.

В чем заключаются достоинства проведения подобной работы? С помощью лабораторного эксперимента, в ходе которого исследователь применяет регистрирующие приборы, можно получить показания о времени протекания различных психических процессов, например, скорости формирования трудовых и учебных навыков, быстроте реакции человека и т.д.

Исходя из этого описания можно говорить об основных признаках опытов, проводимых в лабораторных условиях. Такие эксперименты привлекательны из-за следующего:

— высокой точности получаемых результатов;

— возможности проведения повторных опытов с созданием аналогичных условий;

— возможности осуществления максимального контроля экспериментатора над всей ситуацией.

Все это является достоинство подобных работ.

Однако в этом случае испытуемым известно о том, что они принимают участие в научной работе; субъекты исследования находятся в условиях, которые не соответствуют реальности.

В этом заключены недостатки рассматриваемого вида эксперимента. Искусственно созданная обстановка порой нарушает нормальный ход изучаемых процессов.

Естественный эксперимент

Для того чтобы устранить недостаток лабораторных исследований, на практике нередко анализируют явления в обычной для них ситуации. Для этого проводится естественный эксперимент.

В психологии во время таких работ испытуемый находится в привычных для него условиях жизнедеятельности. Специалист же вмешивается в этот процесс лишь незначительно.

Какими достоинствами обладает естественный эксперимент? Они состоят в том, что:

— условия, в которых находятся испытуемые, соответствуют реальности;

— субъекты исследования чаще всего не подозревают о том, что участвуют в научных разработках;

— получаемые результаты относительно точны.

Среди недостатков естественного эксперимента выделяют:

— невозможность его повторного проведения в аналогичных условиях;

— отсутствие полного контроля специалиста над ситуацией.

 естественный эксперимент

В этом и заключаются основные достоинства и недостатки эксперимента в психологии, проводимого в естественных условиях. С одной стороны, в этом случае имеются неоспоримые плюсы. Ведь, например, учащийся, осваивающий тот или иной предмет, способен запомнить данный ему материал в естественных условиях вовсе не так, как он сделал бы это в присутствии исследователя. Но и учесть неизбежное возникновение некоторых факторов, влияющих на процесс, в такой ситуации становится просто невозможным.

Полевые исследования

Выделенные согласно условиям проведения виды эксперимента в психологии не ограничиваются лабораторным и естественным их типом. Существуют еще и полевые опыты. Их проводят аналогично естественным, но при этом, как правило, применяют стационарную аппаратуру. Это позволяет получать более точные результаты работ. Все участники исследований предупреждаются о проведении такого эксперимента, но благодаря обычной обстановке уровень искажения мотивации является минимальным.

Классификация опытов исходя из их цели

В зависимости от поставленной задачи выделяют следующие виды эксперимента в психологии:

формирующий эксперимент
  1. Поисковый. Такой эксперимент проводится для определения наличия причинно-следственных связей между рассматриваемыми явлениями. Причем используют данную методику лишь на начальных этапах исследования. Полученные данные должны позволить сформулировать гипотезу, а также выделить независимые, зависимые и побочные переменные, определив способы их контроля.
  2. Пилотажный. Подобные эксперименты являются пробными. В ходе их проведения происходит уточнение основной гипотезы, подходов к исследованию и т.д. Требования к эксперименту в психологии пилотажного типа – его проведение перед трудоемкими и объемными работами с целью выбора конкретного направления, что позволило бы рационально использовать денежные средства. Получение данных при таком виде опытов осуществляется при привлечении меньшего количества испытуемых, с использованием сокращенных планов и без особого контроля над внешними факторами. Конечно, надежность результатов подобного эксперимента невелика, но они все же позволяют избежать грубых ошибок, связанных с выдвижением основной гипотезы, построением планов работ и т.д. Порой пилотаж конкретизирует основное предположение, сузив зону поиска, а также окончательно указывает на методику, подходящую для масштабного исследования.
  3. Подтверждающий. Данный эксперимент проводят для установления разновидности функциональной связи, а также для уточнения количественного соотношения между полученными данными. Подобный тип работ выполняется на заключительной стадии исследования.

Классификация опытов исходя из характера их влияния

С учетом этого критерия существуют следующие виды эксперимента в психологии:

  1. Констатирующий. Во время проведения такого опыта специалист не изменяет какие-либо свойства участника, не стремится сформировать у него новых качеств и развить те, которые у него имеются. Очень часто применяют констатирующий эксперимент в возрастной психологии педагоги-исследователи. Он позволяет установить состояние существующей проблемы и зафиксировать факт наличия связи между имеющими место явлениями. Целью констатирующего эксперимента может являться, например, выявление степени влияния семьи на процесс становления личности ребенка, посещающего начальную школу.
  2. Формирующий. Это один из методов исследования, который широко применяется специалистами и педагогами. Формирующий эксперимент предполагает получение человеком тех или иных качеств, которые заданы специалистом. Для этого специально создаются необходимые условия. Полученные результаты при этом не вызывают никаких сомнений, так как очевидно, что они сформированы в ходе осуществления работ. Формирующий эксперимент применяют для глубокого изучения процесса становления личности, а также всех этапов его протекания. Помимо этого, подобный метод является наиболее эффективным при испытании новых способов воспитания и инновационных технологий. Формирующий эксперимент не всегда проводится по заранее намеченному плану. Прежде всего определяют проблему исследования, а только после этого формулирую гипотезу, создают программу работ и проводят испытания. Течение всего процесса находится под пристальным наблюдением, а его результаты фиксируют для дальнейшего осмысления, что позволит сформулировать выводы. Для участия в формирующем опыте, как правило, привлекают либо двух человек, либо 2 группы людей. Причем одну из них считают экспериментальной, а другую – контрольной. Перед участниками психологического опыта ставятся задачи, способствующие формированию определенного качества. Контрольной группе такого задания не выдают. После завершения формирующего эксперимента исследователи проводят сравнительный анализ полученных результатов и дают их оценку.
  3. Контрольный. Данный вид проводимых специалистами работ представляет собой повторное измерение определенных показателей состояния объекта (человека или группы людей) для их сравнения с теми, которые были зафиксированы до начала опыта. Полученные данные сопоставляются также с теми, которыми обладает группа людей, не получавшая заданий.

Классификация по уровню осознанности

Какие виды экспериментов в психологии существуют еще? Подобные исследования делятся и по уровню осознанности происходящего человеком.

задачи психологии

При этом выделяют:

  1. Явный эксперимент. При его проведении испытуемый обладает исчерпывающими сведениями о целях и задачах проводимого исследования.
  2. Промежуточный. Данный вариант предполагает ознакомление испытуемого лишь с частью информации об опыте. Прочие же сведения либо искажаются, либо утаиваются.
  3. Скрытый. Об этом эксперименте его участник, как правило, не знает ничего. Ему не известно не только о тех целях, которые стоят перед психологами, но и о самом факте проведения работ.

Классификация по возможности влияния

По этой характеристике также существует определенная градация психологических опытов. В этом случае выделяют:

— спровоцированные исследования;

— эксперимент, на который после ссылаются.

Спровоцированное исследование является классическими. При проведении данного опыта специалистом самостоятельно меняются условия эксперимента. Именно поэтому те виды реакции, которые наблюдаются у испытуемого, считают спровоцированными.

Эксперименты, на которые ссылаются, представляют собой опыт, при осуществлении которого не происходит вмешательства исследователя. Такой метод применяют в тех случаях, когда воздействие на испытуемого способно вызвать у него серьезное психологическое или физиологическое нарушение.

Структура эксперимента

Что входит в перечень основных критериев, составляющих рассмотренные в статье исследования? Структура психологического эксперимента включает в себя:

  1. Исследуемый (испытуемый) объект или группу.
  2. Исследователя (экспериментатора).
  3. Стимуляцию, которая представляет собой выбранный специалистом способ влияния на испытуемого.
  4. Ответ участника эксперимента на стимуляцию, то есть его психологическую реакцию.

Условия проводимого исследования, которые представляют собой дополнительные воздействия, способны оказать влияние на реакцию испытуемого.

18.Экспериментальные методы в психологии.

Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии. В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка. В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотивацийи эмоций.

19. Виды эксперимента.

Различают следующие виды экспериментальных методов: — Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, приближенных к реальным. Результаты эксперимента с определенной степенью достоверности переносятся в реальную обстановку. — Натуральный (естественный) эксперимент проводится в условиях реальной деятельности испытуемого: в учебном классе, на самолете, в реально действующем трудовом коллективе. В работе следователя этот метод находит применение в виде следственного эксперимента, когда подозреваемого вывозят на предполагаемое место преступления для подтверждения его действий в реальной обстановке. — Формирующий эксперимент совмещает процедуры психологического исследования, обучения, воспитания, тренировки. Может проводиться в виде тренингов, игр, решения конкретных ситуаций и. т. д. -Метод не ограничивается регистрацией результатов, а создает специальные условия для развития личностных качеств испытуемых. Широко используется в педагогической психологии.

20.Достоинства и недостатки метода эксперимента.

Достоинства: 1. Обеспечивается высокая точность результатов; 2. Возможны повторные исследования в аналогичных условиях; 3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными. Недостатки: 1. Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности; 2. Испытуемые знают о том, что они являются объектом исследования.

Достоинства и недостатки эксперимента

Достоинства Недостатки
1.Обеспечивается высокая точность результатов 1.Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
2.Возможны повторные исследования в аналогичных условиях 2.Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований
3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными  

В.

Искажения в эксперименте

Влияние личности экспериментатора на результат эксперимента

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)

Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую такой кросоты, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, когда экспериментатор неосознанно действует так, что «подсказывает» испытуемым правильный ответ, согласующийся с его предположением. Экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, поэтому стремится повлиять на данные в сторону подтверждения своих предположений.

 

Влияние состояний, склонностей испытуемого на результат психологического исследования

Эффект Хоторна

Если испытуемому известна принятая гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.

Также причиной искажения результатов может быть условие «воодушевления» испытуемых, вызванное самим фактом их участия в эксперименте. Желая доказать, что их выбрали не случайно, они демонстрируют повышенные результаты.

 

В.

Эффект Зайонца (или эффект аудитории) 1965г.

В присутствии других людей испытуемый реализует дополнительную мотивацию – желание нравится другим людям. Эта неучтенная мотивация приводит к повышению результатов или к тревожности испытуемого, что влияет на динамику зависимых переменных.

Присутствие публики влияет на скорость обучения испытуемого. Вначале наличие зрителей смущает испытуемого, после освоения решения задачи или, если требуется физическое усилие, публика облегчает дело.

Эффект плацебо

Представляет собой результат внушения испытуемым действия какого-то фактора. Если испытуемым сказать, что какое-то воздействие может иметь последствия для деятельности, то в своей деятельности испытуемые и показывают такое отклонение.

Эффект Барнума

Т.Барнум утверждал, что люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом.

 

 

Способы предотвращения искажений в эксперименте:

 

1. Применение «слепого метода» — исключение субъективных факторов, зависящих от экспериментатора. Н-р: при проведении эксперимента на исследование нарушения скорости реакции, точности восприятия и др. характеристик при использовании наркотиков, экспериментатор не должен знать, в какой группе сигареты с наркотиком, а в какой группе – обычные сигареты предлагаются испытуемым.

 

2. Применение «двойного слепого метода» поможет избежать искажений в эксперименте от влияния факторов, зависящих от экспериментатора и от испытуемого.

 

3. Инструкции необходимо давать как можно более безразличным тоном.

 

4. Разъяснение целей исследования способствует снижению вероятности того, что испытуемый сам придумает свою цель и в этом направлении станет искажать (занижать, увеличивать) показатели. Обычно сообщают неполную информацию, а не истинную цель эксперимента, чтобы изучить естественные реакции.

 

 

5. Для контроля можно использовать постэкспериментальное интервью с тем, чтобы узнать, что предполагал испытуемый в ходе исследования.

 

В.

Квазиэксперимент –(лат. приставка quasi — напоминающий что-то) план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. К этому типу относятся исследования с уровнем контроля, недостаточным для обоснования вывода о причинно-следственных отношениях между переменными. Н-р: корреляционное исследование, целью которого является установление статистически значимых связей между различными свойствами объекта или процесса. Несмотря на наличие статистически значимых значений, причина может быть вне связи.

Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментом, т.к. он отклоняется от «идеального».

 

В.

Опрос

Опросметод психологического исследования, содержащий ряд вопросов, ответы на которые могут быть даны в письменной или устной форме.

Беседа –метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в диалоге.

 

Анкета –средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Н-р: испытуемый сообщает о себе: возраст, профессию, образование, место работы, должность, семейное положение и т.д.

«-« позволяет узнать мнение, а не действительность.

 

Опросник –метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов.

Виды вопросов

Закрытые:предполагают стандартный ответ: да, нет, не знаю, трудно сказать.

Гроза это страшно?

Открытые:предполагают ответ в свободной форме, ориентированный на качество.




17. Достоинства и недостатки метода эксперимента

Достоинства

Обеспечивается высокая точность результатов

Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

Недостатки

Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности

Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований

18. Особенности естественно-научного и формирующего эксперимента (по Ю.В. Громыко, В.В. Давыдову)

Естественно-научный эксперимент

Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект существует сам по себе, естественно, натурально

Строится на монопредметной идеализации/выделенной внутри данного предмета

Средство организации и технологии исследовательского поиска

Опирается на критерии истинности

Формирующий эксперимент

Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения

Является комплексным и полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализации, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации

Помимо исследования включает элементы проектирования

Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий

19. Основные этапы психологического исследования

Симметричность этапов

1Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования

2Разработка или уточнение общей исходной исследова-тельской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез

3Планирование исследования

определение целей и задач исследования

определение экспериментальных планов

выбор методов и методик исследования

определение математических методов обработки данных и др.

3 2 1

8 Основные преимущества и недостатки экспериментальных исследований — Green Garage

Экспериментальные исследования, обычно используемые в таких науках, как социология, психология, физика, химия, биология и медицина, представляют собой набор исследовательских проектов, в которых используются манипуляции и контролируемое тестирование для понимания случайных процессов. Чтобы определить влияние на зависимую переменную, необходимо изменить одну или несколько переменных.

Экспериментальные исследования использованы где:

  • приоритет времени в причинно-следственной связи.
  • последовательность в причинно-следственной связи.
  • величина корреляции велика.

В самом строгом смысле экспериментальное исследование называется настоящим экспериментом. Здесь исследователь манипулирует одной переменной и контролирует или рандомизирует остальные переменные. В исследовании участвует контрольная группа, в которой субъекты распределяются между группами случайным образом. Исследователь проверяет только один эффект за раз. Переменные, которые необходимо проверить и измерить, также должны быть известны заранее.

Еще один способ определить экспериментальное исследование — это квазиэксперимент. Здесь ученые активно на что-то влияют, чтобы увидеть последствия.

Цель экспериментальных исследований — предсказание явлений. В большинстве случаев эксперимент построен так, чтобы можно было объяснить некоторые виды причинно-следственной связи. Экспериментальные исследования полезны для общества, поскольку помогают улучшить повседневную жизнь.

Когда исследователь выбирает интересующую тему, он пытается определить исследовательскую проблему, что действительно помогает, поскольку сужает область исследования, таким образом, они могут изучить ее более подходящим образом.Как только проблема исследования определена, исследователь формулирует исследовательскую гипотезу, которая затем проверяется на нулевой гипотезе.

В экспериментальных исследованиях огромную роль играют группы выборки, поэтому их следует выбирать правильно, особенно если в эксперименте участвует более одного условия. Одна из групп образцов обычно служит контрольной группой, а другие используются для экспериментальных условий. Определение групп выборки осуществляется различными способами, в том числе:

  • вероятностная выборка
  • Невероятностная выборка
  • простая случайная выборка
  • удобная выборка
  • стратифицированная выборка
  • систематический отбор проб
  • кластерная выборка
  • последовательная выборка
  • непропорциональная выборка
  • оценочная выборка
  • Выборка снежков
  • квотная выборка

Возможность уменьшить количество ошибок выборки важна, когда исследователи хотят получить достоверные результаты своих экспериментов.Таким образом, исследователи часто вносят коррективы в размер выборки, чтобы уменьшить вероятность случайных ошибок.

Все это говорит о том, каковы популярные примеры экспериментальных исследований?

Эксперимент Стэнли Милгрэма — Проводится, чтобы определить, подчиняются ли люди приказам, даже если это явно опасно. Он был создан, чтобы объяснить, почему многие люди были убиты нацистами во время Второй мировой войны. Убийства были совершены после того, как был отдан приказ. Фактически считалось, что военные преступники просто следуют приказам и, следовательно, не несут ответственности за свои действия.

Закон сегрегации — на основе эксперимента с горохом Менделя, проведенного в 19 веке. Грегори Мендель был австрийским монахом, который учился в Венском университете. Он ничего не знал о процессе, лежащем в основе унаследованного поведения, но нашел правила о том, как характеристики передаются из поколения в поколение. Мендель был в состоянии генерировать проверяемые, а не наблюдательные данные.

Эксперимент с воздушным змеем Бена Франклина — считается, что Бенджамин Франклин открыл электричество, запустив своего воздушного змея в грозовое облако, получив в результате удар током.Это не обязательно так, но эксперимент с воздушным змеем внес большой вклад в физику, поскольку он расширил наши знания о природных явлениях.

Но, как и в любом другом исследовании, есть определенные стороны, которые поддерживают этот метод, и другие, которые находятся на противоположной стороне. Вот почему:

Список преимуществ экспериментальных исследований

1. Контроль над переменными
Этот вид исследования направлен на управление независимыми переменными с целью удаления посторонних и нежелательных переменных.

2. Определить причинно-следственную связь легко.
Из-за своей экспериментальной конструкции, этот вид исследования манипулирует переменными, так что причинно-следственную связь можно легко определить.

3. Обеспечивает лучшие результаты
При проведении экспериментальных исследований существуют особые настройки контроля, а также строгие условия, которых необходимо придерживаться. При наличии этих двух параметров можно добиться лучших результатов. При таком исследовании эксперименты можно повторить, а результаты снова проверить.Получение лучших результатов также дает исследователю дополнительную уверенность.

Другие преимущества экспериментального исследования включают понимание методов обучения, проведение экспериментов и комбинирование методов для повышения жесткости, определения лучших для людей и обеспечения большой переносимости.

Список недостатков экспериментальных исследований

1. Не всегда могут проводить эксперименты
Некоторые проблемы, такие как этические или практические причины, могут помешать началу эксперимента.Во-первых, не каждая переменная, которой можно манипулировать, должна быть.

2. Создает искусственные ситуации
Экспериментальные исследования также подразумевают контроль нерелевантных переменных в определенных случаях. Таким образом, это создает несколько искусственную ситуацию.

3. Возможны человеческие ошибки
Исследователи тоже люди и могут ошибаться. Однако вне зависимости от того, была ли ошибка совершена машиной или человеком, остается ясно одно: это повлияет на результаты исследования.

Другие проблемы, названные недостатками, включают личные предубеждения, ненадежные образцы, результаты, которые могут быть применены только в одной ситуации, и сложность измерения человеческого опыта.

Также упоминается как недостаток то, что результаты исследования не могут быть обобщены в реальной жизни. Кроме того, экспериментальные исследования занимают много времени и могут быть очень дорогими.

4. На участников может влиять окружающая среда.
На тех, кто участвует в испытаниях, может влиять окружающая среда.Таким образом, они могут давать ответы не на основании того, что они действительно чувствуют, а на том, что, по их мнению, исследователь хочет услышать. Вместо того, чтобы обдумывать, что они чувствуют и думают о предмете, участник может просто согласиться с тем, что, по их мнению, пытается достичь исследователь.

5. Манипуляция переменными не считается полностью объективной
Экспериментальные исследования в основном связаны с манипуляциями с переменными, а практика не рассматривается как объективная. Как упоминалось ранее, исследователи активно пытаются повлиять на переменную, чтобы увидеть последствия.

Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь. .

Глава 2: Методы — Краткое содержание главы психологии AP

  1. Обзор
    1. Предвзятость в ретроспективе
      1. Тенденция верить, что вы все это время слышали о результатах исследований
    2. Прикладные исследования
      1. Имеет четкое практическое применение
    3. Фундаментальные исследования
      1. Исследует вопросы, представляющие интерес для психологов
      2. Не предназначено для непосредственного применения в реальном мире
  2. Терминология
    1. Гипотеза
      1. Выражает связь между двумя переменными
    2. Переменные зависимая переменная зависит от независимой переменной
    3. Вещи, которые могут различаться среди участников исследования
  3. Теория
    1. Направлена ​​на объяснение некоторого явления
    2. Позволяет исследователям генерировать проверяемые гипотезы с надеждой на сбор данных, поддерживающих теория
  4. Операционные определения
    1. Объяснения того, как будут измеряться переменные
  5. Достоверность и надежность
    1. Исследования действительны, когда:
      1. они измеряют то, что исследователь намеревался измерить
      2. это точно
    2. Исследование считается надежным, если:
      1. его можно воспроизвести
      2. согласованно
  6. Участники (субъекты)
    1. Лица, на которых будет проводиться исследование
  7. Выборка
    1. Процесс, с помощью которого участники выбрано
  8. Выборка
    1. Группа участников
  9. Популяция
    1. Включает кого угодно или что угодно, что могло быть выбрано в выборке
  10. Случайный выбор
    1. Каждый член совокупности имеет равный шанс быть выбранным
    2. Увеличить Вероятность репрезентативной выборки
    3. Позволяет исследователям обобщать свои результаты
  11. Стратифицированная выборка
    1. Позволяет исследователю гарантировать, что выборка представляет совокупность по некоторым критериям (например,расы)
    2. Величина выборки определяется пропорциями, равными популяции
  • Экспериментальный метод
    1. Лабораторные эксперименты
      1. Проводятся в лаборатории
      2. Advantage — строго контролируются
    2. Поле Эксперименты
      1. Проведенные в мире
      2. Преимущество — более реалистично
    3. Эксперимент
      1. Единственный способ показать причинно-следственную связь
      2. Предпочтительный метод исследования
    4. Конфликтующие переменные
      1. Любая разница между экспериментальными и контрольными условиями, которые могут повлиять на зависимую переменную
        1. (кроме независимой переменной)
    5. Назначение
      1. Процесс, посредством которого участники попадают в экспериментальную или контрольную группу
    6. Случайное назначение
      1. Каждый участник имеет равные шансы занять место d в любую группу
      2. Ограничивает влияние смешивающих принципов, относящихся к участникам
    7. Групповое сопоставление
      1. Разделите выборку на группы на основе некоторого критерия и назначьте половину каждой группы каждому условию
      2. пр. : пол
    8. Существенная изменяющаяся переменная
      1. Пример: время суток, погода, присутствие других людей
      2. Каждое условие должно быть эквивалентным, за исключением независимой переменной
    9. Смещение экспериментатора
      1. Связанная с ситуацией смешивающая переменная
      2. Неосознаваемая тенденция участников исследования по-разному относиться к членам экспериментальной и контрольной групп, чтобы увеличить шанс подтверждения гипотезы
    10. Двойная слепая процедура
      1. Ни один из участников ни исследователь не может повлиять на результат исследования
      2. Устраняет предвзятость экспериментатора и испытуемого
    11. Single Blind
      1. Только субъекты не знают, к какой группе они были отнесены
      2. Минимизирует характеристики спроса и предвзятость участников
      3. Характеристики спроса
        1. указывает на цель исследования, которая влияет на ответы участников
      4. Реакция / предвзятость участников
        1. тенденция субъектов к определенному поведению
        2. социальная желательность
          1. тенденция пытаться давать политически правильные ответы
    12. Экспериментальная группа
      1. Оперирует обработкой в ​​независимой переменной
    13. Контрольная группа
      1. Не получает никакой независимой переменной
      2. Без нее невозможно знать эффекты экспериментального лечения
    14. Эффект Хоторна
      1. Выбор группы людей для экспериментов влияет на Формирование этой группы, независимо от того, что с ними делают
    15. Эффект плацебо
      1. Контролируется методом плацебо
        1. дает контрольной группе инертное лекарство
    16. Уравновешивание
      1. Использование участники в качестве своей собственной контрольной группы
      2. Чтобы устранить эффекты порядка, попросите половину выполнить один приказ, а другая половина — другую, затем переключитесь
  • Корреляционный метод
    1. Корреляции
      1. Выразите взаимосвязь между двумя переменные
      2. Положительный
        1. Наличие одного предсказывает присутствие другого
      3. Отрицательное
        1. Наличие одного предсказывает отсутствие другого
      4. Не подразумевает причинно-следственную связь
    2. Исследование фактов постфактум
      1. Невозможно определить причину и следствие
      2. Назначение независимой переменной предопределено 90 008
      3. Управляет всеми другими аспектами исследовательского процесса
    3. Метод опроса
      1. Попросить людей заполнить анкеты
      2. Исследует взаимосвязи, но не причинно-следственную связь
      3. Нет независимых или зависимых переменных
      4. Смешивающие переменные, связанные с участниками, могут ‘ t быть управляемым для
      5. Контроль для связанных с ситуацией смешивающих переменных
        1. собрать всех участников в одно место за один раз для завершения опроса
      6. Скорость отклика
        1. человек, отправивших опрос обратно
  • Натуралистическое наблюдение
    1. Натуралистическое наблюдение
      1. Наблюдение за участниками в их естественной среде обитания, не взаимодействуя с ними
      2. Контроль принесен в жертву
      3. Цель
        1. получить реалистичное и полное представление о поведении участников
    2. Несоответствие с полевыми экспертами iments
      1. В полевых экспериментах:
        1. Управление независимой переменной
        2. Попытка устранить все мешающие переменные
  • Примеры
    1. Пример
      1. Используется для получения полного, подробное изображение одного участника или небольшой группы участников
      2. Результаты нельзя обобщить на большую популяцию
      3. Часто используется для исследования клинических заболеваний
  • Описательная статистика
    1. Распределение частот
      1. Может легко превратить в:
        1. многоугольников
        2. гистограмм
      2. Ось Y представляет частоту
      3. Ось X представляет то, что вы графически изображаете
    2. Центральная тенденция
      1. Среднее, медиана, режим
      2. Среднее наиболее частое, но наиболее подверженное выбросам / экстремальным значениям
    3. Распределение отклонений с перекосом
        9 0003 Положительно смещено
        1. имеет высокие выбросы
        2. содержит более низкие баллы
        3. среднее значение выше среднего
      1. Отрицательное смещение
        1. низкие выбросы
        2. среднее значение меньше медианы
    4. Меры изменчивости
      1. Изобразите разнообразие распределения
      2. Диапазон
        1. наивысший балл минус самый низкий балл
      3. Дисперсия и стандартное отклонение
        1. связывает среднее расстояние любого балла в распределении от среднее значение
        2. чем они выше, тем шире распределение
        3. квадратный корень из дисперсии представляет собой стандартное отклонение
      4. Z-баллы
        1. измеряют расстояние между оценкой и средним значением в единицах стандартное отклонение
        2. баллов выше среднего имеют положительный z-балл
        3. 600 по SAT: z-балл +1
      5. Нормальный c urve
        1. одно стандартное отклонение от среднего — 68% баллов
        2. два стандартных отклонения — 95%
        3. три стандартных отклонения — 99.7%
      6. Процентили
        1. указывают расстояние оценки от нуля
        2. 50 th процентиль = z-оценка 0
  • Корреляции
    1. Коэффициент корреляции
        Диапазон от -1 до +1
      1. -1 = идеальная отрицательная корреляция
      2. +1 = идеальная положительная корреляция
      3. 0 = самая слабая возможная корреляция
    2. Диаграмма рассеяния
      1. Корреляции можно построить с помощью диаграммы рассеяния
      2. Линия наилучшего соответствия (линия регрессии)
        1. , проведенная через нее
  • Логическая статистика
    1. Цель
      1. Определить, можно ли применить результаты к большей совокупности, из которой была произведена выборка было выбрано
    2. Ошибка выборки
      1. Степень, в которой выборка отличается от генеральной совокупности
    3. Тесты
      1. ANOVA, MANOVA, t-тесты
      2. Рассмотрите величину разницы и размер выборки
      3. Получите p-значение
        1. , чем меньше, тем значительнее результаты
        2. p =.05 — отсечка статистически значимых результатов
          1. Вероятность 5% того, что результаты возникли случайно
  • Этические принципы APA
    1. Institutional Review Board (IRB)
      1. Любые тип академического исследования должен сначала предлагать исследование в этот совет по этике
    2. Исследования на животных: требования к психологическим исследованиям
      1. Они должны иметь четкую научную цель
        1. Исследование должно отвечать на конкретный и важный научный вопрос
          1. выбранные животные должны быть наиболее подходящими для ответа на него
      2. Необходимо гуманно ухаживать за животными и содержать их
      3. Необходимо приобретать животных субъектов на законных основаниях
        1. , приобретенных у аккредитованных компаний
        2. Гуманных ловушек
      4. Необходимо разработать экспериментальные процедуры, которые предполагают наименьшее возможное страдание
    3. Исследования на людях
      1. Принуждение
        1. Участие должно быть добровольным
      2. Информированное согласие
        1. Участники должны знать, что они участвуют в исследовании, и дать свое согласие
        2. Никаких серьезных заблуждений относительно характера исследования
      3. Анонимность / конфиденциальность
        1. личность и действия участников не могут быть раскрыты
        2. не может идентифицировать участников как источник каких-либо данных
      4. Риск
        1. участников не могут быть помещены в значительный психологический / физический риск
      5. Процедуры подведения итогов
        1. участникам необходимо сообщить о цели исследования и предоставить им способы связи с исследователями по поводу результатов исследования

  • Вы только что закончили Глава 2: Методы .Хорошая работа!

    Предыдущая главаСледующая глава

    Совет: используйте клавиши ← → для навигации!

    Как цитировать эту заметку (MLA)

    Aboukhadijeh, Feross. «Глава 2: Методы» StudyNotes.org. Study Notes, LLC., 12 октября 2013 г. Интернет. 28 августа 2020 г. .

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *