Информация и ее свойства
Свойства информации
Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства:
Объективность информации — Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.
ПРИМЕРЫ:
1) Фома неверующий
2) Игра Глухой телефон
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
ПРИМЕРЫ:
1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано.
2) Скачали информацию в Интернете
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
ПРИМЕРЫ:
1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи.
2) На улице 200С (не понятно + или -)
Актуальность (своевременность) – важность, необходимость для данного времени. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.
ПРИМЕРЫ:
1) Предупреждение накануне о контрольной работе
2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера
Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.
ПРИМЕРЫ:
1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках
2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории — имеет.
Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
ПРИМЕРЫ:
1) Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».
2) Объяснять материал на китайском языке.
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
q На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач…
q Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.
q Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
Приведите примеры:
достоверной, но неактуальной информации;
актуальной, но недостоверной информации;
полной, достоверной, но бесполезной информации;
актуальной, но непонятной информации.
informatika.edusite.ru
Достоверность информации — это… Что такое достоверность информации: определение, недостоверность информации, как проверить достоверность информации
Добавлено в закладки: 0
Достоверность информации является показателем качества информации, обозначающий её общую точность и полноту.
Критериями достоверной информации являются: отсутствие искажённых или ложных данных, разборчивость речи (как письменной, так и устной), низкая вероятность ошибочного употребления единиц информации (цифры, буквы, бита, символа).
Достоверность информации оценивают по шкалам, равно как и источник данной информации (чаще всего надёжный, полностью надёжный, довольно надёжный и так далее до абсолютно ненадёжного и того, у кого статус не определён).
Рассмотрим, более детально, что значит достоверность информации.
Достоверность информации — это характеристика ее неискаженности.
На достоверность информации влияет как достоверность данных, так и адекватность методов, использованных при ее получении. Недостоверность информации может означать то, что данные
Свойство достоверности информации имеет очень важное значение особенно тогда, когда эти данные применяются для принятия решений. Поэтому недостоверная информация сулит принятию решений, имеющих негативные последствия с точки зрения экономики, социального строя и политической ситуации.
Как проверить достоверность информации
Так как достоверной информацией есть только та, которая соответствует действительности, важно уметь проверять полученные данные непосредственно на их достоверность. Таким образом можно избежать ловушки дезинформации.
Для начала необходимо выяснить какую смысловую нагрузку несет информация: факторную или оценочную. Первое, с чем приходится столкнутся при получении новой информации – это факты. Фактом называются сведения, уже проверенные на достоверность. Информация, не проверенная или которую невозможно проверить, фактом не является. К фактами причисляют даты, числа, имена или события. Все, что можно потрогать, измерить, перечислить, подтвердить. Обычно факты могут быть представлены научно-исследовательскими институтами, социологическими агентствами, статистики агентствами и т.п. Главное отличительное качество факта от оценки – это его объективность. Оценка всегда выражает чью-то собственную субъективную позицию, эмоциональное отношение, призыв к определенным действиям. Факт не дает никакой оценки и ни к чему не призывает.
Во-вторых, при получении информации необходимо разобраться с источниками
. Большинство фактов не представляется возможным проверить самостоятельно, поэтому полученные сведения во многом основываются на доверии к источникам. Каким образом можно проверить источник информации? Фактором истинности является практика, другими словами истинно только то, что помогает в решении определенной задачи. Главный критерий информация – это ее эффективность. Эту эффективность отражает число субъектов, которые успешно применили данные сведения. Чем выше количество определенных лиц, которые доверяют источнику либо ссылаются на него, тем достовернее предоставляемая этим источником информация.Полезным действием также есть сравнение источников информации, так, как популярность и авторитетность источника не гарантирует достоверность. Поэтому еще одним важным критерием является непротиворечивость достоверной информации. Таким образом каждый полученный факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, иными словами он должен повториться. В случае, если независимое исследование пришло к тем же выводам – значит непротиворечивость информации доказана. Это означает, что случайные единичные сведения не заслуживают высокого доверия. Чем выше число идентичных сведений, полученных из разных источников, тем эти сведения достовернее. Любой источник информации всегда несет морально-нравственную, а также вещественную ответственность за предоставляемые факты. Предоставляя сомнительные данные, источники, будь то организации или кто ни будь еще, могут легко лишиться положительной репутации, а в некоторых случаях и средств к существованию. Сюда включается потеря потребителей информации, штраф или даже тюремное заключение. Поэтому авторитетные источники, например солидные организации, никогда не станут рисковать своей репутацией, предоставляя недостоверную информацию. В случае, когда источником информации предстает не организация, а определенное физическое лицо, для определения степени доверия к предоставляемой им информации, важно узнать больше сведений о самом авторе. Чтобы такая информация не вызывала сомнений, можно ознакомится с другими работами автора, возможно известны его источники, либо выяснить имеет ли он свободу речи предоставлять определенного рода информацию (наличие научной степени, занимаемая должность, обладание опытом в конкретной сфере). Иначе сомнительная информация в конечном итоге может оказаться недостоверной, то есть бесполезной, либо вредоносной.
Информация, которую невозможно проверить на достоверность, является бессмысленной.
Прежде, чем искать информацию необходимо четко сформулировать проблему, которую нужно разрешить. Это уменьшит вероятность дезинформирования.
Мы коротко рассмотрели что такое достоверность информации и как проверить достоверность информации. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
biznes-prost.ru
Как проверить достоверность информации в Интернете?
Автор. Якушина Екатерина Викторовна
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
- Несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она, во многих случаях, представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.
Примеры недостоверной информации
- Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы. В последнее время многие ругают официальные СМИ, телевидение и радио за «однобокость» в представлении информации и предпочитают социальные сети, играя роль «сарафанного радио», предавая, распространяя и комментируя заведомо ложную информацию.
Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, появляются так называемые фейковые, фальшивые новости, которые выгодны определенным группам лиц, например оппозиционным активистам, или людям, которые хотят привлечь внимание к той или иной проблеме некорректным путем. Эти новости, способные с быстротой молнии «зацепить» обычного пользователя сети, могут распространяться с огромной скоростью, по ходу обрастая все новыми и новыми подробностями. Это могут быть новости или реакция на какую-либо новость, поддержанная пользователями социальных сетей. Такая информация может подолгу копироваться, «перепостиваться» в сети. К примеру, до сих пор в сети можно встретить новость о воинской повинности бездетных женщин, впервые появившейся на сайте петербургского депутата Виталия Милонова, а также комментарии к этой новости.
Еще один некорректный способ подачи информации, хорошо работающий на привлечение внимания потребителей информации – использование шокирующих новостных заголовков, причем сами новости пи этом могут быть самые обычное. Например «Наташа Королева при смерти!» – новость о том, как в какой-то далекой деревне тезка известной певицы попала в ДТП. Но человек реагирует не на саму новость, а на ее заголовок, публикуя это в своей социальной сети, в блоге, твиттере и т.д. Если же это человек известный и его мнению многие доверяют, то новость расходится мгновенно. Многие помнят скандал, произошедший не так давно, когда одна известная персона распространила запись рядового пользователя о том, что на Химкинском водохранилище спустили воду, из-за чего Москва оказалась затоплена, погибли тысячи людей.
Много шума также вызвала новость о том, что популярный мультфильм «Ну, погоди!» могут отнести к категории «18+» в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На самом деле оказалось, что речь шла об ограничении показа одноименного шведского эротического мультфильма 2008 года с категорией «18+», но общество было растревожено: сообщение вызывало неоднозначную реакцию и разошлось по сети.
Провокационные новости распространяются преднамеренно, в целях черного пиара. Они, как правило, быстро опровергаются, но все равно цель бывает достигнута – возникают долгие обсуждения в обществе, к обсуждаемому лицу привлекается всеобще внимание. Конкретный пример – новость об увольнении увольнением главы РЖД Якунина.
Много недостоверной информации появлялось в связи с нашумевшим «Законом Димы Яковлева». Множество фактов, опубликованных в сети, касающихся судьбы детей усыновленных американцами, или же тех, кого американцы хотели бы усыновить, не нашли подтверждения. Тем не мене, тема эта широко обсуждалась в СМИ, социальных сетях, на различных Интернет-порталах.
Ложная информация также просочилась в сеть в день рождения ребенка принца Уильяма и К. Миддлтон, одно из средств массовой информации сообщалось, что ребенок родился мертвым. Естественно этот факт сразу же был опровергнут, но данная новость всколыхнула мировую общественность и внимание было приковано к СМИ, сообщившему эту новость.
На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательной сфере, но и в любых других, включая образовательную. Масса ошибок встречается в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Ведь этот учебник не рассматривается специальной комиссией и не получает соответствующих разрешений, но тем не менее, он доступен любому желающему.
Доверять в сети можно официальным энциклопедиям, словарям. Но в тоже время, следует учитывать следующий момент. К примеру, в последнее время большую популярность приобрела Википедия – свободная энциклопедия. Информация, опубликованная в ней, вполне может оказаться недостоверной, поскольку доступ к редактированию статей имеет любой желающий – от научного сотрудника до учащегося начальной школы.
Как проверить представленную в сети Интернет информацию?
- Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их.
Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.
Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.
Достоверными также считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Правда тут опять же возникает вопрос достоверности источника информации.
Начнем с определения, что же такое источник информации.
В качестве источников информации могут выступать:
- физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются средства массовой информации
- реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек)
- виртуальная информационная среда
- документы
- печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.)
- сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)
Как уже было отмечено выше, документы является одними из самых надёжных источников информации, но только в том случае, если их можно проверить юридически.
Источники информации также могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные.
Самые распространенные источники информации – представители официальных органов власти. Государственные учреждения в первую очередь обязаны снабжать граждан, наиболее точной, объективной информацией.
Но в ситуации с новостью с увольнением главы РЖД Якунина было подделано сообщение пресс-службы правительства. Таким образом, никто не застрахован от того, что недостоверная информация может просочиться даже в государственную сферу.
Поэтому получить информацию – это еще не значит полностью доверять ей.
Доказательства достоверности информации
- Наличие ссылок на источники информации.
Источники информации, уполномоченные в том или ином вопросе, либо специализирующимися непосредственно в той или иной области, называются компетентными.
На самом деле не всегда ссылка обязательна – есть случаи, когда информационные положения подтверждаются в ходе изложения материала. Это работает в том случае, если автор информации человек компетентный и является специалистом в той области, в которой пишет. В таком случае в большинстве случаев можно быть уверенным, что информация достоверна.
В большинстве случаев неназванные источники делают материал менее достоверным, особенно если в статье содержатся новости негативного характера, ранее неизвестные читателю. Прежде всего, людей волнует первоисточник появившейся информации.
Самым лучшим является наличие ссылок на авторитетные источники информации. Это могут быть агентства по сбору статистических данных, научно-исследовательские институты, другие официальные источники.
Зачастую в Интернете идет перепечатка данных с одного сайта на другие. Чем больше ссылок на исходный материал находится в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов, это говорит о том, что данному источнику информации доверяют. Тем не менее, его тоже лучше проверить, иногда многие сайты ссылаются на один и тот же источник недостоверной информации.
- Компетентность автора информации
- Очень важным является вопрос о компетентности автора информации. Стоит выяснить его статус, должность, познакомиться с другими работами, материалами, комментариями, отзывами. Возможно данный автор ведет свой блог, у него есть страница в социальной сети, он имеет научную степень, журналистский опыт и пр. естественно, если этому автору доверяют многие, то степень правдивости информации, представленной им, существенно возрастает.
Хуже если информация анонимна. Совсем недавно на одном из популярных Интернет-порталов была опубликована статья, в которой шла речь про «засорение» русского языка, про безграмотность даже в журналистской среде и т.д. Статья была написана в провакационно-обвинительном стиле и вызвала огромное количество препостов и комментариев. Но первое что сразу бросилось в глаза – она не была никем подписана! Поэтому имело ли смысл спорить, соглашаться или не соглашаться с автором, возможно некомпетентным в данном вопросе?
- Рейтинг ресурса, на котором размещена информация
- Насколько он популярен среди пользователей, пользуется или не пользуется авторитетом, какие отзывы существуют о данном ресурсе в сети. В этом могут помочь известные информационно-поисковые системы, например «Яндекс». Он покажет и индекс цитирования ресурса, и выдаст через поисковый запрос информацию о нем, а также по различным комбинациям поисковых запросов представит аналогичную информацию, которая поможет сравнить данные, оценить их достоверность.
В принципе, юридически информация из Интернета не считается полученной из достоверных источников. Только в том случае, если у ресурса есть свидетельство о регистрации СМИ, он несет особую ответственность за любую опубликованную информацию. Поэтому таким сайтам можно доверять больше, в связи с тем, что они стараются избегать непроверенных данных.
Также можно доверять официальным информационным агентствам, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», которые имеют в Интернете свои серверы.
Есть и сетевые агентства, заслуживающие уважения. Одно из крупнейших — НСН (Национальная служба новостей, или NNS — National news service), имеет развитую собственную корреспондентскую сеть, регулярно выпускает аналитические сборники статей, написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне. В качестве примера предоставления качественной информации можно привести онлайновое издание Gazeta.ru.
- Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности
- Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности можно увидеть в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов. Приведем некоторые примеры:
http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Учебно-методические материалы для общего образования по всем предметам по типам Интернет-ресурсов, каталог ресурсов для профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru — Школьная коллекция. Каталог ресурсов для педагога (методические материалы), каталог для учащихся (электронные учебники, контрольные работы и т.д.) по средней школе по всем дисциплинам.
http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Учебные интерактивные модули по всем предметам для среднего и профессионального образования; методические материалы по профессиональному образованию
http://school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам.
Ресурсы, опубликованные там, в большинстве своем прошли научно-методическую экспертизу.
- Проверка и оценка фактов – обязательный момент подтверждения достоверности информации.
- Достоверность факта строго установлена, его невозможно выдумать, Любые фактические и статистические данные имеют источник. Ссылка на источник позволяет читателю оценить факты. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается тот или иной информационный ресурс.
Как правило, информации, представленной в Интернете, свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией — недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации — селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок.
Таким образом, фактические ошибки могут быть связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.
Фактические ошибки возникают по разным причинам. К примеру, человек не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. Фактическая ошибка может появиться и в том случае, когда человек не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.
Авторы текста зачастую могут домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.
Фактические ошибки также могут возникнуть в результате неточного цитирования, смысловой и терминологической путаницы.
Таким образом, умение работать с фактами – первый шаг к формированию грамотной оценки информационного сообщения на предмет его достоверности.
- Оценка адресной направленности ресурса.
- Для выяснения достоверности информации очень важно оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Важен также уровень образования потребителей информации. К примеру, информация, понятная студентам технического вуза и людям с высшем образованием не всегда будет доступна для школьников, людей, имеющих только среднее образование. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у образованного человека всегда имеется некоторая культура восприятия информации, критического осмысления и работы с ней.
- Корректная и некорректная аргументация информации
- Еще одним важным моментов, является аргументация информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой.
Наиболее распространенные непроизвольные способы защиты и опровержения, запрещенные логикой
доводы к личности, к публике;
аргументы к авторитету;
сведение к абсурду выдвинутого положения; двойственная оценка одного и того же;
бездоказательная оценка утверждений противника;
аргументы к жалости;
аргументы к силе;
подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его;
принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь; поспешное обобщение;
аргумент к тщеславию и т.п.
Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:
- владеть навыками грамотного поиска информации, четко представлять себе, что надо найти в сети, правильно формулировать поисковый запрос
- исследовать источники информации
- научиться критически отбирать и оценивать информацию,
- уметь проверять фактические ошибки
- изучать синтаксический план функционирования информации, логики ее построения, структуры
- уметь отделять аргументацию научную от ненаучной, корректную от некорректной,
- сравнивать смысл, заложенный в информационном сообщении со своими базовыми званиями по той или иной проблеме, в случае их нехватки обращаться к дополнительной литературе, к другим источникам информации
- систематизировать информацию, искать скрытый смысл
Обучение современных подростков работе с информацией
- Для нас особенно важным представляется обучение современных подростков работе с информацией, так как они в первую очередь в силу своих возрастных, психологических, образовательных особенностей подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.
Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают традиционные средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Тем не менее, школьники мало подготовлены к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Они, зачастую, самостоятельно интерпретируют полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависит от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. А школьники – это будущие взрослые, будущее нашего общества.
В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.
В качестве практического задания можно предложить педагогам проводить с учащимися анализ информационных сообщений по следующему плану:
- На каком сайте опубликована информация. Что вы можете сказать про этот сайт?
- Указан ли источник информации? Что вы можете сказать про данный источник?
- Кто автор информационного сообщения? (Если нет конкретной фамилии, можно предположить: журналист, политик, коммерсант, ученый, педагог, и т.д.)
- Кому адресовано это сообщение?
- Содержатся ли в тексте недостоверные сведения, с негативным уклоном? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения?
- Если в вышеуказанных фразах имеются сведения, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
- Имеется ли в тексте резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности?
- Какая аргументация используется.
- Какова композиционная структура текста, какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
- Есть ли в тексте фактические ошибки?
- Определите цель, которую преследует данное информационное сообщение.
- Найдите в сети похожие сообщения (похожую информацию по данной теме), используя различные комбинации ключевых слов. Сравните информацию из различных источников, проанализируйте ее.
- Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации? Обоснуйте свой ответ, кратко опишите, на основании чего вы так решили.
Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту.
Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие.
Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета, требуется:
- установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
- учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
- активизация мыслительной деятельности;
- указание на возможные ошибки и контроль исполнения.
Чтобы повысить организацию внимания и восприятия информации при работе в сети, необходимо использовать фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание учащихся и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого. Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся.
Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в сети Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач поиска, анализа и представления информации.
Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.
Использованная литература:
Губарева А.В. Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию в случае распространения недостоверных сведений в сети Интернет? [Электронный ресурс] // «Дом юриста», 2010. URL: http://www.domjurista.ua/r25657 (дата обращения: 02.08.2013)
Иванов В.Ф. Сердюк В.Е. Журналистская этика. К. 2007
Корконосенко С.Г. Основы Журналистики. Методика сбора информации. М. 2004.
Пелевин А. Как поддельные новости заполняют медиапространство [Электронный ресурс] // «Эксперт Северо-запад». Опубликовано 21.06.2013. URL: http://expertnw2.dsms.ru/news/2013-06-21/kak-poddelnyey-novosti-zapolnyayut-mediaprostranstvo (дата обращения: 02.08.2013)
drpsklibr.blogspot.com
Достоверность информации.
Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.
Недостоверность информации может быть связана с тем, что данные изначально были подготовлены как ложные, в результате модификации данных или в результате того, что данные трудно выделить на фоне регистрации посторонних сигналов.
Иногда недостоверные данные могут давать достоверную информацию, например, когда заранее известна степень их недостоверности. Науке известны методы обработки недостоверных данных с целью получения более достоверной информации. Эти методы основываются, например, на фильтрации (отсеве) и на статистическом анализе данных. Как правило, в таких случаях, чем больше исходных данных мы имеем, тем выше достоверность полученного результата. Таким образом, на достоверность информации влияют такие ее свойства, как адекватность и полнота.
Свойство достоверности информации имеет важное значение в тех случаях, когда ее используют для принятия решений. Недостоверная информация может приводить к решениям, имеющим негативные экономические, социальные и политические последствия;
Полнота информации.
Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения. Она зависит как от полноты данных, так и от наличия необходимых методов.
С понятием полноты данных сталкиваются все, кому приходится выполнять служебные задания. Если исходные данные неполны, принять верное решение непросто;
Избыточность информации.
Это свойство, полезность которого мы ощущаем очень часто. Нередко избыточность информации человек чисто психологически воспринимает как ее качество, потому что она позволяет ему меньше напрягать свое внимание и меньше утомляться.
Обычный текст, напечатанный на русском языке, имеет избыточность порядка 20-25%. Попробуйте отбросить каждую пятую букву, и вы увидите, что получить информацию из печатного текста все же можно, хотя читать его будет очень утомительно. Нам нередко приходится иметь дело с небрежным рукописным почерком. Избыточность информации, заключенной в тексте, оказывает добрую службу, позволяя догадываться о значении неразборчивых символов.
Визуальная информация, которую мы получаем органами зрения, имеет очень большую избыточность — более 90%. Это означает, что, даже потеряв значительную часть визуальной информации, мы все-таки можем понимать ее содержание, хотя и не без концентрации внимания. Люди, лишенные большой доли зрения, продолжают оставаться полноценными членами общества, но испытывают повышенное утомление.
Еще большую избыточность имеет видеоинформация (до 98-99%). Эта избыточность позволяет нам рассеивать внимание, что часто воспринимается как отдых при просмотре кинофильма.
С избыточностью информации связаны и другие свойства. Чем выше избыточность данных, тем шире диапазон методов, с помощью которых из них можно получить адекватную информацию. Расшифровка шумерской клинописи не могла произойти до тех пор, пока в результате археологических раскопок не был накоплен достаточный объем (более 5000) глиняных табличек.
Избыточность информации позволяет повышать ее достоверность за счет применения специальных методов, в том числе и основанных на теории вероятностей и математической статистике. Общий принцип здесь такой: в результате отсева объем данных сокращается, но их достоверность увеличивается.
Особое значение избыточность информации имеет в информационных технологиях, ориентированных на автоматическую обработку данных. С одной стороны, это свойство рассматривается как негативное, потому что если информация занимает больший объем, чем могла бы, то это ведет к прямым затратам на ее хранение и, главное, на транспортировку. Для этого есть специальные программные методы сжатия данных;
studfiles.net
Информация — Викиучебник
Материал из Викиучебника — открытых книг для открытого мира
Информация — психический продукт любого психофизического организма, производимый им при использовании какого-либо средства, называемого средством информации. Информация или сообщение, или данные не передаются от организма к организму, но формируются при пользовании средствами информации, которые могут передаваться-получаться от одного организма к другому. Например, книги являются средствами информации. С помощью книг — определенных изделий человек может, действуя на себя данными средствами (книгами) производить информацию;в разговорном языке означает передаваемые сведения, знания; нечто осмысленное и как-то полезное получателю. Такое словоупотребление довольно верно́: informare с латыни — «научать». Информацией является и эта книга. Для примера — кусочек информации:
деревоЭто слово несёт обширный и притом чёткий смысл: вы знаете о деревьях и видели их немало, можете вспомнить научные истины о природе, строении и видах деревьев или вообразить какое-нибудь дерево в уме. Но что вы воистину знаете? Ведь, глядя на дерево, мы не принимаем в память само вещественное дерево, а видим лишь отражённый от него свет, и даже тот не «захватываем» по правде: попав на сетчатку глаза, свет преобразуется в электрические импульсы в нашем мозгу. Под их действием состояния многих-премногих нейронов поменялись и зримый образ дерева отпечатался в памяти. Информация — не есть Знание. «Информированный Человек» не значит «Знающий Человек».
С другой стороны, одно и то же сообщение может как нести информацию, так и не содержать её вовсе. Когда человек впервые слышит фразу «Волга впадает в Каспийское море», это несёт ему информацию о впадении данной реки в данное море, однако если ему это повторить, то теперь эта фраза не будет для него нести новой информации.
Свойства информации[править]
Главным свойством информации является ее способность мгновенно распространяться при наличии большого количества носителей/потребителей информации. Носителями информации могут выступать как флешки, дискеты, жесткие диски, так и мозги живых существ. Главным СВОЙСТВОМ информации является ее нематериальность.
Качество информации — степень её соответствия потребностям потребителей. Свойства информации являются относительными, так как зависят от потребностей потребителя информации.
Новизна[править]
Главной характеристикой информации является ее новизна. Всё, что не привносит новизны в наше понимание сущности объекта или явления — информацией не является. Такая характеристика называется признак. И называется этот признак — уменьшение неопределённости объекта или явления
Объективность[править]
Объективность информации характеризует её независимость от чьего-либо мне
ru.wikibooks.org
Медиаобразование. Как проверить достоверность информации в Интернете?
Якушина Екатерина Викторовна
К.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
http://mediaeducation.ru/
В настоящее время Интернет является одним из самых популярных источников информации. Он привлекает людей тем, что в нем довольно просто и удобно найти любые необходимые данные, онлайн поиск занимает намного меньше времени, чем получение информации не только из книг, энциклопедий, газет, но даже из теле- и радио- сообщений.
Cкачать статью в .pdf
Интернет-технологии постоянно развиваются и пополняются новыми сервисами и информационными ресурсами, аудитория расширяется, стирая региональные, социальные и возрастные границы. Подросток может заниматься вопросами ядерной физики наравне со взрослыми людьми, а взрослый может играть в сетевую игру с детьми, находясь на их уровне.
В целом в современном обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета.
Интернет является одной из самых доступных возможностей для выражения своего мнения, высказывания и опубликования информации по любому вопросу. Это привлекает людей, которые хотят поделиться имеющейся у них информацией – публикации в Интернете не требуют ни наличия специальных знаний и умений, ни больших временных и материальных затрат. Опять же все люди преследуют различные цели – одни просто пытаются выразить свое мнение, поделиться опытом, другие борются с конкурентами, пытаются продать тот или иной продукт, занять политическую позицию. Интернет является зоной свободного доступа, где каждый человек может наполнить информационное пространство той или иной информацией.
Тем не менее, несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она, во многих случаях, представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.
Примеров недостоверной информации можно привести много. Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы. В последнее время многие ругают официальные СМИ, телевидение и радио за «однобокость» в представлении информации и предпочитают социальные сети, играя роль «сарафанного радио», предавая, распространяя и комментируя заведомо ложную информацию.
Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, появляются так называемые фейковые, фальшивые новости, которые выгодны определенным группам лиц, например оппозиционным активистам, или людям, которые хотят привлечь внимание к той или иной проблеме некорректным путем. Эти новости, способные с быстротой молнии «зацепить» обычного пользователя сети, могут распространяться с огромной скоростью, по ходу обрастая все новыми и новыми подробностями. Это могут быть новости или реакция на какую-либо новость, поддержанная пользователями социальных сетей. Такая информация может подолгу копироваться, «перепостиваться» в сети. К примеру, до сих пор в сети можно встретить новость о воинской повинности бездетных женщин, впервые появившейся на сайте петербургского депутата Виталия Милонова, а также комментарии к этой новости.
Еще один некорректный способ подачи информации, хорошо работающий на привлечение внимания потребителей информации – использование шокирующих новостных заголовков, причем сами новости пи этом могут быть самые обычное. Например «Наташа Королева при смерти!» – новость о том, как в какой-то далекой деревне тезка известной певицы попала в ДТП. Но человек реагирует не на саму новость, а на ее заголовок, публикуя это в своей социальной сети, в блоге, твиттере и т.д. Если же это человек известный и его мнению многие доверяют, то новость расходится мгновенно. Многие помнят скандал, произошедший не так давно, когда одна известная персона распространила запись рядового пользователя о том, что на Химкинском водохранилище спустили воду, из-за чего Москва оказалась затоплена, погибли тысячи людей.
Много шума также вызвала новость о том, что популярный мультфильм «Ну, погоди!» могут отнести к категории «18+» в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». На самом деле оказалось, что речь шла об ограничении показа одноименного шведского эротического мультфильма 2008 года с категорией «18+», но общество было растревожено: сообщение вызывало неоднозначную реакцию и разошлось по сети.
Провокационные новости распространяются преднамеренно, в целях черного пиара. Они, как правило, быстро опровергаются, но все равно цель бывает достигнута – возникают долгие обсуждения в обществе, к обсуждаемому лицу привлекается всеобще внимание. Конкретный пример – новость об увольнении увольнением главы РЖД Якунина.
Много недостоверной информации появлялось в связи с нашумевшим «Законом Димы Яковлева». Множество фактов, опубликованных в сети, касающихся судьбы детей усыновленных американцами, или же тех, кого американцы хотели бы усыновить, не нашли подтверждения. Тем не мене, тема эта широко обсуждалась в СМИ, социальных сетях, на различных Интернет-порталах.
Ложная информация также просочилась в сеть в день рождения ребенка принца Уильяма и К. Миддлтон, одно из средств массовой информации сообщалось, что ребенок родился мертвым. Естественно этот факт сразу же был опровергнут, но данная новость всколыхнула мировую общественность и внимание было приковано к СМИ, сообщившему эту новость.
На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную. Масса ошибок встречается в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Ведь этот учебник не рассматривается специальной комиссией и не получает соответствующих разрешений, но тем не менее, он доступен любому желающему.
Доверять в сети можно официальным энциклопедиям, словарям. Но в тоже время, следует учитывать следующий момент. К примеру, в последнее время большую популярность приобрела Википедия – свободная энциклопедия. Информация, опубликованная в ней, вполне может оказаться недостоверной, поскольку доступ к редактированию статей имеет любой желающий – от научного сотрудника до учащегося начальной школы.
Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?
Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их.
Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.
Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.
Достоверными также считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Правда тут опять же возникает вопрос достоверности источника информации.
Начнем с определения, что же такое источник информации. В качестве источников информации могут выступать:
- физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются средства массовой информации
- реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек)
- виртуальная информационная среда
- документы
- печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.)
- сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)
Как уже было отмечено выше, документы является одними из самых надёжных источников информации, но только в том случае, если их можно проверить юридически.
Источники информации также могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные.
Самые распространенные источники информации – представители официальных органов власти. Государственные учреждения в первую очередь обязаны снабжать граждан, наиболее точной, объективной информацией.
Но в ситуации с новостью с увольнением главы РЖД Якунина было подделано сообщение пресс-службы правительства. Таким образом, никто не застрахован от того, что недостоверная информация может просочиться даже в государственную сферу.
Поэтому получить информацию – это еще не значит полностью доверять ей.
Итак, одним из доказательств достоверности информации является наличие ссылок на источники информации.
Источники информации, уполномоченные в том или ином вопросе, либо специализирующимися непосредственно в той или иной области, называются компетентными.
На самом деле не всегда ссылка обязательна – есть случаи, когда информационные положения подтверждаются в ходе изложения материала. Это работает в том случае, если автор информации человек компетентный и является специалистом в той области, в которой пишет. В таком случае в большинстве случаев можно быть уверенным, что информация достоверна.
В большинстве случаев неназванные источники делают материал менее достоверным, особенно если в статье содержатся новости негативного характера, ранее неизвестные читателю. Прежде всего, людей волнует первоисточник появившейся информации.
Самым лучшим является наличие ссылок на авторитетные источники информации. Это могут быть агентства по сбору статистических данных, научно-исследовательские институты, другие официальные источники.
Зачастую в Интернете идет перепечатка данных с одного сайта на другие. Чем больше ссылок на исходный материал находится в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов, это говорит о том, что данному источнику информации доверяют. Тем не менее, его тоже лучше проверить, иногда многие сайты ссылаются на один и тот же источник недостоверной информации.
Очень важным является вопрос о компетентности автора информации. Стоит выяснить его статус, должность, познакомиться с другими работами, материалами, комментариями, отзывами. Возможно данный автор ведет свой блог, у него есть страница в социальной сети, он имеет научную степень, журналистский опыт и пр. естественно, если этому автору доверяют многие, то степень правдивости информации, представленной им, существенно возрастает.
Хуже если информация анонимна. Совсем недавно на одном из популярных Интернет-порталов была опубликована статья, в которой шла речь про «засорение» русского языка, про безграмотность даже в журналистской среде и т.д. Статья была написана в провакационно-обвинительном стиле и вызвала огромное количество препостов и комментариев. Но первое что сразу бросилось в глаза – она не была никем подписана! Поэтому имело ли смысл спорить, соглашаться или не соглашаться с автором, возможно некомпетентным в данном вопросе?
Также можно выяснить рейтинг ресурса, на котором размещена информация. Насколько он популярен среди пользователей, пользуется или не пользуется авторитетом, какие отзывы существуют о данном ресурсе в сети. В этом могут помочь известные информационно-поисковые системы, например «Яндекс». Он покажет и индекс цитирования ресурса, и выдаст через поисковый запрос информацию о нем, а также по различным комбинациям поисковых запросов представит аналогичную информацию, которая поможет сравнить данные, оценить их достоверность.
В принципе, юридически информация из Интернета не считается полученной из достоверных источников. Только в том случае, если у ресурса есть свидетельство о регистрации СМИ, он несет особую ответственность за любую опубликованную информацию. Поэтому таким сайтам можно доверять больше, в связи с тем, что они стараются избегать непроверенных данных.
Также можно доверять официальным информационным агентствам, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», которые имеют в Интернете свои серверы.
Есть и сетевые агентства, заслуживающие уважения. Одно из крупнейших — НСН (Национальная служба новостей, или NNS — National news service), имеет развитую собственную корреспондентскую сеть, регулярно выпускает аналитические сборники статей, написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне. В качестве примера предоставления качественной информации можно привести онлайновое издание Gazeta.ru.
Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности можно увидеть в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов. Приведем некоторые примеры:
http://window.edu.ru — Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Учебно-методические материалы для общего образования по всем предметам по типам Интернет-ресурсов, каталог ресурсов для профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru — Школьная коллекция. Каталог ресурсов для педагога (методические материалы), каталог для учащихся (электронные учебники, контрольные работы и т.д.) по средней школе по всем дисциплинам.
http://fcior.edu.ru — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Учебные интерактивные модули по всем предметам для среднего и профессионального образования; методические материалы по профессиональному образованию
http://school.edu.ru — Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам.
Ресурсы, опубликованные там, в большинстве своем прошли научно-методическую экспертизу.
Следующий момент. На который мы хотели бы обратить внимание – проверка и оценка фактов – обязательный момент подтверждения достоверности информации.
Достоверность факта строго установлена, его невозможно выдумать, Любые фактические и статистические данные имеют источник. Ссылка на источник позволяет читателю оценить факты. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается тот или иной информационный ресурс.
Как правило, информации, представленной в Интернете, свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией — недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации — селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок.
Таким образом, фактические ошибки могут быть связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.
Фактические ошибки возникают по разным причинам. К примеру, человек не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. Фактическая ошибка может появиться и в том случае, когда человек не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.
Авторы текста зачастую могут домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.
Фактические ошибки также могут возникнуть в результате неточного цитирования, смысловой и терминологической путаницы.
Таким образом, умение работать с фактами – первый шаг к формированию грамотной оценки информационного сообщения на предмет его достоверности.
Для выяснения достоверности информации очень важно оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Важен также уровень образования потребителей информации. К примеру, информация, понятная студентам технического вуза и людям с высшем образованием не всегда будет доступна для школьников, людей, имеющих только среднее образование. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у образованного человека всегда имеется некоторая культура восприятия информации, критического осмысления и работы с ней.
Еще одним важным моментов, является аргументация информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой. Наиболее распространенными непроизвольными способы защиты и опровержения являются:
- доводы к личности, к публике;
- аргументы к авторитету;
- сведение к абсурду выдвинутого положения; двойственная оценка одного и того же;
- бездоказательная оценка утверждений противника;
- аргументы к жалости;
- аргументы к силе;
- подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его;
- принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь; поспешное обобщение;
- аргумент к тщеславию и т.п.
Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:
- владеть навыками грамотного поиска информации четко представлять себе, что надо найти в сети, правильно формулировать поисковый запрос
- исследовать источники информации
- научиться критически отбирать и оценивать информацию,
- уметь проверять фактические ошибки
- изучать синтаксический план функционирования информации, логики ее построения, структуры
- уметь отделять аргументацию научную от ненаучной, корректную от некорректной,
- сравнивать смысл, заложенный в информационном сообщении со своими базовыми званиями по той или иной проблеме, в случае их нехватки обращаться к дополнительной литературе, к другим источникам информации
- систематизировать информацию, искать срытый смысл
Для нас особенно важным представляется обучение современных подростков работе с информацией, так как они в первую очередь в силу своих возрастных, психологических, образовательных особенностей подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.
Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают традиционные средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Тем не менее, школьники мало подготовлены к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Они, зачастую, самостоятельно интерпретируют полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависит от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. А школьники – это будущие взрослые, будущее нашего общества.
В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.
В качестве практического задания можно предложить педагогам проводить с учащимися анализ информационных сообщений по следующему плану:
- На каком сайте опубликована информация. Что вы можете сказать про этот сайт?
- Указан ли источник информации? Что вы можете сказать про данный источник?
- Кто автор информационного сообщения? (Если нет конкретной фамилии, можно предположить: журналист, политик, коммерсант, ученый, педагог, и т.д.)
- Кому адресовано это сообщение?
- Содержатся ли в тексте недостоверные сведения, с негативным уклоном? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения?
- Если в вышеуказанных фразах имеются сведения, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
- Имеется ли в тексте резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности?
- Какая аргументация используется.
- Какова композиционная структура текста, какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
- Есть ли в тексте фактические ошибки?
- Определите цель, которую преследует данное информационное сообщение.
- Найдите в сети похожие сообщения (похожую информацию по данной теме), используя различные комбинации ключевых слов. Сравните информацию из различных источников, проанализируйте ее.
- Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации? Обоснуйте свой ответ, кратко опишите, на основании чего вы так решили.
Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту.
Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие.
Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета, требуется:
- установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
- поставить конкретные задачи;
- определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
- учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
- активизация мыслительной деятельности;
- указание на возможные ошибки и контроль исполнения.
Чтобы повысить организацию внимания и восприятия информации при работе в сети, необходимо использовать фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание учащихся и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого. Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся.
Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в сети Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач поиска, анализа и представления информации.
Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.
Использованная литература:
- Губарева А.В. Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию в случае распространения недостоверных сведений в сети Интернет? [Электронный ресурс] // «Дом юриста», 2010. URL: http://www.domjurista.ua/r25657 (дата обращения: 02.08.2013)
- Иванов В.Ф. Сердюк В.Е. Журналистская этика. К. 2007
- Корконосенко С.Г. Основы Журналистики. Методика сбора информации. М. 2004.
- Пелевин А. Как поддельные новости заполняют медиапространство [Электронный ресурс] // «Эксперт Северо-запад». Опубликовано 21.06.2013. URL: http://expertnw2.dsms.ru/news/2013-06-21/kak-poddelnyey-novosti-zapolnyayut-mediaprostranstvo (дата обращения: 02.08.2013)
- < Назад
- Вперёд >
mic.org.ru
Примеры свойств информации (Объективность, достоверность, Полнота, Актуальность,
Примеры свойств информации (Объективность, достоверность, Полнота, Актуальность, Полезность, Понятность)
Ответы:
Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства:Объективность информации — Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.ПРИМЕРЫ:1) Фома неверующий2) Игра «Глухой телефон» Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.ПРИМЕРЫ:1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано.2) Скачали информацию в Интернете Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.ПРИМЕРЫ:1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи.2) На улице 200С (не понятно + или -) Актуальность (своевременность) – важность, необходимость для данного времени. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях. ПРИМЕРЫ:1) Предупреждение накануне о контрольной работе2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации. ПРИМЕРЫ:1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории — имеет. Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. ПРИМЕРЫ:1) Дошкольник спрашивает у старшеклассника: «Как светит лампочка?». В ответ слышит: «Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …».2) Объяснять материал на китайском языке.
cwetochki.ru