ДТП с пешеходами в 2018 году
Дорожное происшествие — это малоприятное событие в жизни каждого водителя. Тем более, если одной из сторон ДТП является пешеход. Это связано с тем обстоятельством, что не все водители знают, как правильно вести себя в подобных ситуациях.
Что надо знать каждому водителю, и какие действия необходимо предпринять, если произошло дорожное происшествие с пешеходом, читайте далее.
Статистика за 2018-2017 год
Чтобы определить масштабы дорожных аварий с участием пешеходов приведем статистические данные Госавтоинспекции за 2018 год:
Описание происшествия | Всего за 12 месяцев 2018 года | Ранено | Смертельные случаи |
Наезд на человека | 52 018 | 49 040 | 5 806 |
ДТП на пешеходном переходе | 18 498 | 17 382 | 1 114 |
Происшествия, которые произошли по вине водителей | 29 933 | 29 275 | 2 393 |
Происшествия, виновником в которых являются пешеходы | 21 747 | 18 342 | 3 942 |
Следует отметить, что за последние несколько лет число аварий уменьшается в среднем на 5% — 6% в год, что связано с ужесточением правил движения и выдачи водительских удостоверений, а так же увеличением штрафных санкций и введения иных видов наказания.
Причины происшествия ДТП с пешеходами
Наиболее часто несчастные случаи на дороге случаются в темное время суток или в плохую погоду, когда видимость на дороге уменьшается.
Виновниками дорожных аварий могут быть как водитель транспортного средства, так и пешеход, а причинами происшествий:
- невнимательность сторон, участвующих в ДТП. Данная причина является наиболее популярной. К невнимательности могут привести такие факторы, как усталость, болезненное состояние, депрессия и так далее;
- плохое состояние дорожного покрытия. В последнее время проблема дорог выводится на первый план и городские, и федеральные власти принимают все меры к ее устранению;
- эксплуатация неисправных автомобилей;
- нарушение ПДД.
По вине водителя
Если происходит ДТП наезд на пешехода, то в большинстве случаев виновником становиться именно водитель, так как автотранспортное средство является объектом повышенной опасности.
Причинами наезда со стороны водителя чаще всего являются:
- несоблюдение скоростного режима в соответствии с условиями видимости дороги. Неправильно выбранная скорость на определенном участке или лихачество со стороны водителя, как правило, приводят к непоправимым последствиям и смертельным исходам;
Для избегания подобных ситуаций водитель должен правильно оценивать дорожную ситуацию и подбирать скоростной режим.
- несоблюдение правил дорожного движения в отношении пересечения или движения по пешеходным переходам. В большинстве случаев аварии с пешеходами происходят на нерегулируемых перекрестках, где отсутствуют светофоры. Приоритет в движении по правилам имеет пешеход;
Гораздо меньше происшествий на перекрестках, оборудованных светофорами, так как за проезд на красные свет предусмотрен достаточно существенный штраф.
- неисправное состояние автомобиля. В настоящее время автопарк автомобилей постепенно обновляется, но на дорогах можно встретить и старые автомобили, которые могут ломаться даже в простых дорожных условиях.
Доказать, что поломка произошла во время движения автотранспорта практически невозможно.
По этой причине в период эксплуатации рекомендуется тщательно следить за всеми агрегатами, установленными на транспортном средстве.
Риск возникновения подобной ситуации сокращается, если водителем в установленные сроки проходится технические осмотр и проверяется исправность автотранспорта.
Зонами повышенного риска столкновения с пешеходами являются:
- места, где предусмотрена остановка общественного транспорта;
- места, где большое скопление припаркованных автомобилей;
- жилые зоны.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не стать виновником дорожной аварии, рекомендуется:
- строго соблюдать ПДД;
- обращать особое внимание на зоны риска;
- следить за поведением иных транспортных средств. Например, торможение впереди идущего автомобиля перед переходом говорит о наличии пешехода, переходящего проезжую часть.
Виноват пешеход
autoexpert.today
Расследование наезда на пешехода
Статья адресована как пешеходам, так и водителям, попавшим в ДТП и содержит информацию о том, как происходит производство по делам об авариях с пешеходами, вы также узнаете о методике расследования, используемой правоохранительными органами.
Наиболее распространенным видом дорожно-транспортных происшествий, при котором наступают тяжкие последствия, является наезд на пешехода.
Установление обстоятельств дорожных аварий с участием пешеходов и определение виновных в них лиц, имеет специфические черты.
Участникам происшествий необходимо знать, как происходит расследование наезда на пешехода.
Часто спор между участниками происшествий – наездов на пешеходов, решается не в пользу водителей транспортных средств.
В одних случаях водители транспортных средств, не проявляя должной внимательности, допускают нарушения правил дорожного движения, которые состоят в причинной связи с наездом на пешехода.
Результатом виновных действий является предусмотренная законом ответственность: административная, уголовная, материальная.
В других случаях, действуя в соответствии с предписаниями ПДД РФ, владельцы источников повышенной опасности — автомоторанспортных средств, привлекаются к гражданско-правовой ответственности, независимо от вины.
Подробности читайте в статьях:
Возмещение ущерба при ДТП
Возмещение вреда здоровью при ДТП
Моральный ущерб при ДТП
Между тем, по вине пешеходов на дорогах России совершается около одной трети всех дорожно-транспортных происшествий.
Наиболее распространенными нарушениями, являющимися причинами наездов на пешеходов считаются: переход проезжей части дороги в неустановленных правилами дорожного движения местах, выход на проезжую часть дороги в непосредственной близости перед транспортным средством.
Нередко сопутствующим фактором при наезде на пешеходов является их нахождение в состоянии алкогольного опьянения.
Для того, чтобы ответственность между водителями транспортных средств и пешеходами была распределена в соответствии с принципами законности и справедливости, необходимо квалифицированно документировать и расследовать каждое ДТП.
Как оформляется наезд на пешехода
Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.
Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
-
В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.
При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.
При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.
Подробности в статье:
Осмотр места происшествия при ДТП
-
На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.
Подробности в статье:
Протокол осмотра места ДТП образец
-
Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.
При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.
-
В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.
Подробности в статье:
Трасологическая экспертиза при ДТП
-
Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).
-
Для оценки действий водителей автомототранспотных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследовании вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.
Подробности в статье:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
-
По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.
Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода
Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.
Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.
Абзац №2 указанной нормы Правил регламентирует, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.
Условиями наступления ответственности за нарушение п. 10.1 абзац № 2 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.
При этом действующие Правила не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.
Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований п. 10.1. абзац № 2 ПДД РФ.
Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения АМТС считается появление пешехода на проезжей части дороги.
Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.
Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.
При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.
dtp-avtostrahovanie.ru
Основные причины ДТП: нарушения пешеходов
При рассмотрении причин автомобильных аварий в большинстве случаев разбирают ошибки и нарушения, которые допускают водители. Однако значительная часть ДТП на улицах происходит по вине пешеходов. При этом последствия таких аварий могут быть самыми серьезными для их виновников.
Часть 1: Основные причины ДТП: плохие дороги.
Часть 2: Основные причины ДТП: невнимательность водителя.
Часть 3: Основные причины ДТП: пьянство за рулем.
При рассмотрении причин автомобильных аварий в большинстве случаев разбирают ошибки и нарушения, которые допускают водители. Однако значительная часть ДТП на улицах происходит по вине пешеходов. При этом последствия таких аварий могут быть самыми серьезными для их виновников.
Когда виноват пешеход
Наезд на пешеходов представляет собой один из наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Причем, учитывая характер ДТП, его итогом в большинстве случаев становится серьезный ущерб для здоровья или даже гибель пешехода.
Традиционно в случае наезда принято обвинять водителя. Это в значительной степени связано с тем, что пешеход является более уязвимым и намного сильнее страдает при ДТП. Действительно, в большинстве случаев виновником оказывается водитель. Однако, как показывает практика независимой экспертизы после ДТП, немалая часть наездов совершается и по вине пешеходов.
По статистике пешеходы становятся виновниками ДТП в среднем в 16-17 % случаев. Это весьма значительная цифра аварий. Также следует учитывать, что во многих случаях точно установить причины наезда оказывается невозможно. При этом почти всегда в виновники «записывают» водителя. Поэтому число ДТП по вине пешеходов вполне может достигать 20 % и более.
Почему происходят ДТП по вине пешехода
Каждый человек, выходя на улицу, становится пешеходом, независимо от его уровня образованности, возраста, знания ПДД, навыков, состояния здоровья и других факторов. В свою очередь, каждый пешеход, как и водитель, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако реализовать это на практике оказывается далеко не так просто.
Чтобы стать водителем, необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамен, что уже предполагает наличие достаточной подготовки и знаний. Кроме того, за действиями водителей осуществляется надзор ГИБДД. С другой стороны, чтобы стать пешеходом, как было сказано, достаточно просто выйти на улицу, да и ГИБДД за ними практически не следит. В связи с этим далеко не всегда пешеходы готовы соблюдать правила дорожного движения.
Практически каждый человек, когда-либо переходил дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев причиной является спешка или банальная халатность. Очень часто подобные нарушения совершают дети, которым взрослые просто не объяснили, как правильно переходить дорогу, и насколько серьезными могут быть последствия. При этом дети зачастую еще не могут адекватно оценить ситуацию и пытаются перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем.
Значительная часть наездов происходит в ночное время на плохо освещенных участках дороги. Пешеходы зачастую просто не понимают, что водителю намного сложнее ориентироваться в темное время суток, и времени, чтобы среагировать, у него может быть совсем мало.
В целом основными причинами дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов являются:
- переход дороги в неустановленном месте;
- переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
- движение по обочине с правой стороны;
- несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток;
- переход дороги без учета погодных условий (например, во время гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может потерять управление при резком торможении).
В целом можно сказать, что пешеход должен помнить, что он так же, как и водитель, несет ответственность за соблюдение ПДД. Причем отвечать ему приходится своим здоровьем и жизнью. Особое внимание должно уделяться обучению детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
Помните, что безопасность на дороге зависит от соблюдения ПДД!
cnev.ru
Дтп по вине пешехода
По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этого является то, что многие пешеходы рассуждают таким образом – раз у меня нет прав, ПДД я знать не должен, значит и наказывать меня не за что. Тем не менее, для пешеходов также предусмотрены наказания за нарушение правил дорожного движения. Чаще всего, нарушения пешеходов выражаются в пересечении проезжей части на красный свет или в не предусмотренном для этого месте.
Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.
Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.
Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.
Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:
Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.
Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:
1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.
2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:
— Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).
— Пешеход-пенсионер, который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.
— Местный пешеход, который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.
— Пешеход бежит за троллейбусом. Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги — это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.
Это лишь несколько типичных ситуаций, однако, рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.
Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.
Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым, скорее всего, окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.
studfiles.net
ДТП с участием пешехода: ответственность в 2019
ДТП с участием пешехода случаются достаточно часто. Происходят они как по вине обеих сторон.
К наиболее частым можно отнести:
- переход пешеходом дороги в неположенном месте, игры и невнимательность на проезжей части;
- движение водителя автомобиля на красный свет;
- резкое снижение обзора проезжей части во время движения автомобиля;
- потеря управления автомобилем во время движения.
Виды причиненного вреда
В процессе ДТП человеку может быть нанесён вред легкой, средней и тяжкой степени. Если пострадавший выздоравливает после лечения меньше чем через 21 день, то ему был нанесён легкий вред, а более трёх недель свидетельствует о причинении вреда средней тяжести. Нанесение тяжкого вреда может установить только судмедэкспертиза.
Действие водителя при его вине в ДТП с участием пешехода
Если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием пешехода, главное в этом случае не теряться и сохранять самообладание, после чего:
- как можно быстрее остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить аварийный знак остановки;
- быстро выйдя из машины, следует подойти к сбитому человеку. Если он недвижим и не подает признаков жизни, нужно прощупать его пульс в районе сонной артерии. При возможности и наличии навыков следует оказать первую медицинскую помощь;
- не теряя времени, нужно вызвать скорую помощь и милицию;
- как можно быстрее самостоятельно или с помощью знакомых и родственников вызвать на место ДТП квалифицированного юриста или проконсультироваться с ним по телефону;
- при ДТП со смертельным исходом до приезда адвоката не нужно давать никаких показаний, тем более, находясь в шоковом состоянии. В противном случае водитель может только усугубить свою ситуацию и попасть под максимальные сроки уголовного наказания.
Действие водителя при ДТП в случае вины пешехода
Если прохожий попал в аварию по собственной вине и при этом вообще не пострадал и попытался скрыться с места происшествия, следует постараться его задержать и вызвать сотрудника ГИБДД. Законодательство предусматривает ответственность пешехода за создание аварийной обстановки, особенно если от его действий пострадал человек или автомобиль.
Если в процессе расследования ДТП было установлено, что водитель не превысил скорость движения, то с большей долей вероятностью можно утверждать, что закон будет на стороне водителя, а пешеход понесет предусмотренную законом ответственность.
Вина будет полностью лежать на пешеходе, если он переходил проезжую часть в неустановленном для этого месте и его сбил автомобиль. Водитель автомобиля не будет отвечать даже в случае смертельного исхода. Если же в процессе такого ДТП пострадают иные участники дорожного движения, то нести материальную и административную ответственность будет пешеход.
Как водителю избежать наезда на человека?
Исходя из статистических данных, наиболее непредсказуемо ведут себя на проезжей части дети и женщины. Поэтому находящемуся за рулём водителю автомобиля следует быть особо внимательным при появлении таких пешеходов на проезжей части, независимо от того, переходят ли они дорогу в установленном или запрещённом месте.
После совершения ДТП составляется протокол, в котором описываются произошедшие события. Если выяснилось, что в момент ДТП пешеход стоял на проезжей части, то приводящаяся экспертиза устанавливает уровень видимости для водителя, цвет дорожного покрытия и одежды и определяет расстояние, с которого владелец транспортного средства мог бы увидеть человека.
После этого на основании показаний свидетеля и по тормозному пути определяется скорость движения остановочный путь машины. Если будет установлено, что остановочный путь, который проделал автомобиль, меньше расстояния, с которого владелец транспортного средства увидел пешехода, то это свидетельствует о том, что водитель не мог предотвратить происшествие, и не несёт за него наказание.
Ответственность при ДТП
Участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы. Поэтому и виновником происшествия на дороге могут быть все участники движения. Прохожие достаточно часто игнорируют правила, переходя дорогу в неустановленных местах или на запрещающий сигнал светофора.
После фиксации такого нарушения, сотрудники ГИБДД могут привлечь нарушившего правила водителя к административной (при получении травм легкой или средней тяжести) и даже к уголовной (при получении тяжелых травм или смерти пострадавшего) ответственности в виде ограничения свободы сроком от 2 до 7 лет.
После того как пешеход был признан виновником ДТП, а автомобиль получил механические повреждения, то его собственник вправе подать исковое заявление в суд о возмещении материально ущерба.
Таким образом водитель сможет добиться компенсации за причиненный ущерб в случае отсутствия страховки КАСКО, а также возмещения морального вреда.
Разобраться во всех эти нюансах по доступным ценам помогут опытные юристы Интернет-ресурса Правовед.ru, которые дадут консультацию в онлайн-режиме или по указанным на сайте телефонам.
pravoved.ru
“Хотите по закону”. Наезд на пешехода: можно ли сохранить права
В очередном выпуске проекта «Хотите по закону?» адвокат Павел Колтунович подробно рассказывает о том, какая ответственность грозит водителю за наезд на пешехода, как определяется степень тяжести телесных повреждений пешехода, как можно водителю сохранить удостоверение при наезде на пешехода, и почему мнение потерпевшего в этом вопросе может оказаться решающим. Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.Открыть/cкачать видео (55.74 МБ)Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Скачать аудио (13.21 МБ)
Программу в HD-качестве найдете на нашем канале на YouTube.
«Хотите по закону?» — совместный проект белорусского портала TUT.BY и адвокатского бюро «Осипова, Колтунович и партнеры», это цикл юридических консультаций для наших пользователей по самым разным вопросам.Если водитель виноват в ДТП с участием пешехода – он может быть привлечен к административной (ч.ч. 1, 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) или уголовной ответственности (ст. 317 УК Республики Беларусь) в зависимости от тяжести полученных пешеходом телесных повреждений.
Административная ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 18. 17 КоАП Республики Беларусь и может повлечь наложение на него административного взыскания в виде штрафа от трех до тридцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.
При каких условиях наступает административная ответственность водителя?
Административная ответственность по ч. 1 или ч. 2 ст. 18. 17 КоАП Республики Беларусь наступает при наличии одновременно трех обстоятельств:— нарушение водителем ПДД Республики Беларусь;
— причинение потерпевшему легких телесных повреждений;
— наличие заявления потерпевшего о привлечении водителя к административной ответственности по ст. 18. 17 КоАП Республики Беларусь.
Степень тяжести телесных повреждений определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая назначается должностным лицом органа, ведущего административный процесс, дознавателем или следователем.
Правила судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреждений в Республике Беларусь утверждены Приказом Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы 1 июля 1999 г. N 38-с.
Что такое легкие телесные повреждения?
Легкие телесные повреждения – это телесные повреждения, имевшие незначительные скоропроходящие последствия, длившиеся не более шести дней, либо более шести, но не более 21 дня и повлекшее стойкую утрату общей трудоспособности до 10 процентов.Легкое телесное повреждение | Признаки |
Не повлекшее за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности | Повреждение, имевшее незначительные скоропроходящие последствия, длившиеся не более шести дней |
Повлекшее за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности | Кратковременным следует считать расстройство здоровья, непосредственно связанное с повреждением, продолжительностью более шести дней, но не свыше 3 недель (21 дня). Под незначительной стойкой утратой трудоспособности подразумевается стойкая утрата общей трудоспособности до 10 процентов |
Влияет ли продолжительность больничного на степень тяжести телесных повреждений?
Вопреки расхожему заблуждению, длительность расстройства здоровья определяется не продолжительностью больничного, а временем восстановления нарушенной функции органа или временем восстановления анатомической целостности. То есть в медицине существуют клинические протоколы, которыми определены усредненные сроки заживания определенных ран и сроки восстановления нарушенных функций органов. Продолжительность нахождения потерпевшего на больничном не всегда соответствует данным клинических протоколов, причем как в меньшую, так и в большую сторону. Некоторые потерпевшие вообще не берут больничный, но это не означает, что им нельзя установить степень телесных повреждений, поскольку есть вышеупомянутые клинические протоколы, содержание примерные сроки выздоровления. Какая административная ответственность грозит водителю за наезд на пешехода?
Статья 18.17 КоАП Республики Беларусь: Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества.Часть 1. Нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные статьями 18.12 — 18.15 предусматривает штраф от трех до тридцати базовых величин и/или лишение прав на срок до двух лет.
Пример: Водитель, двигаясь на автомобиле задним ходом, в жилой зоне совершил наезд на пешехода, в результате которого пешеход получил ушиб колена. Водителем нарушен п. 73 ПДД, который расположен в главе 9 ПДД «Маневрирование». Ответственность за нарушение правил маневрирования предусмотрена ч. 7 ст. 18.14 КоАП Республики Беларусь («Нарушение правил маневрирования либо проезда перекрестков»).
Однако поскольку в результате ДТП пешеходу причинены телесные повреждения, при наличии его заявления, водитель подлежит ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь.
При отсутствии заявления пешехода или в случае примирения с ним, водитель будет привлечен к ответственности по ч. 7 ст. 18.14 КоАП Республики Беларусь (влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин).
Часть 2. Совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12 — 18.15 настоящего Кодекса предусматривает штраф от двух до десяти базовых величин.
Пример: Водитель, двигаясь на автомобиле в темное время суток при недостаточной видимости дороги, совершил наезд на пешехода, в результате которого пешеход получил ушиб бедра. Водителем нарушен п. 87 ПДД. Ответственность за данное нарушение предусмотрено ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь (Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12 — 18.16, 18.19 — 18.21 КоАП Республики Беларусь и частями 1 — 4 настоящей статьи).
Однако поскольку в результате ДТП пешеходу причинены телесные повреждения, при наличии его заявления, водитель подлежит ответственности по ч. 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь.
При отсутствии заявления пешехода или в случае примирения с ним, водитель будет привлечен к ответственности по ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь (влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины).
Часть 4. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами предусматривает штраф от пяти до двадцати пяти базовых величин и/или лишение права управления до двух лет.
Почему судьба водительских прав зависит от воли пешехода?
Для наступления административной ответственности водителя по ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь недостаточно, чтобы пешеход в результате ДТП получил легкие телесные повреждение.Кроме этого, пешеход должен написать заявление о привлечении водителя к административной ответственности по ч. ч. 1, 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь. Без этого заявления привлечь водителя к административной ответственности по ч. ч. 1, 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь нельзя, поскольку административная ответственность по данной статье наступает только по требованию потерпевшего (ст. 4.5 КоАП Республики Беларусь).
Как сохранить водительские права при наезде на пешехода?
Водитель может быть освобожден от административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь, если он примирился с потерпевшим либо его законным представителем (ст. 8.4 КоАП Республики Беларусь).Для примирения водителя с пешеходом достаточно, чтобы пешеход обратился с письменным заявлением в орган, ведущий административный процесс, в котором указал, что он с водителем примирился.
В этом случае административный процесс в отношении водителя по ч. 1 или ч. 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь подлежит прекращению. Стоит отметить, что в этом случае водитель может быть привлечен к ответственность по более мягкой статье КоАП Республики Беларусь, которая не предусматривает лишения прав (смотрите два вышеприведенных примера).
Таким образом, примирение с потерпевшим — это действенный способ избежать административного взыскания в виде лишения прав.
В следующем выпуске программы «Хотите по закону?» адвокат Павел Колтунович расскажет об уголовной ответственности водителя за совершение ДТП с участием пешехода (ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
auto.tut.by
Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода
Предлагаемая вашему вниманию статья содержит разъяснения широкого круга вопросов относительно целей назначения и проведения автотехнической экспертизы по делам ДТП с участием пешеходов, в статье приведен пример заключения автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода.
Одним из наиболее сложных видов дорожно-транспортных происшествий, с точки зрения установления обстоятельств и определения виновного лица, является наезд на пешехода. Назначение автотехнической экспертизы при производстве по делу о наезде на пешехода, в большинстве случаев является обязательным условием расследования.
Определение степени виновности водителя — участника автодорожного происшествия с участием пешехода включает в себя поиски ответов на множество вопросов, большинство из которых относятся к компетенции экспертов различных областей знаний. В числе иных экспертиз, назначаемых в процессе дознания, проводится автотехническая экспертиза (АТЭ).
Подробности в статье:
Автотехническая экспертиза при ДТП
Цель проведения названой экспертизы заключается в необходимости подробного анализа механизма дорожно-транспортного происшествия. Только эксперт – автотехник может ответить на вопрос: имел ли водитель – участник ДТП техническую возможность избежать наезда на пешехода, действуя в соответствии с требованиями норм ПДД РФ?
Подробности в статье:
Расследование наезда на пешехода
Действия участников ДТП перед назначением автотехнической экспертизы
Для того, чтобы эксперт мог качественно выполнить исследование и ответить на все поставленные перед ним вопросы, ему должны быть предоставлены исходные данные. Основная задача следователя (дознавателя) заключается в установлении обстоятельств происшествия.
К сожалению, уровень профессиональной подготовки и отношения к исполнению непосредственных обязанностей со стороны должностных лиц следствия и суда, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому не стоит полагаться на случай или чью-то стороннюю волю.
На стадии дела, предшествующей назначению автотехнической экспертизы, от участников аварии требуется максимальная самоотдача и инициатива, которая может выражаться в следующих действиях.
-
До вынесения постановления о назначении автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода ознакомьтесь с материалами дела.
Для этого заявите письменное ходатайство. Не всегда такое ходатайство с первого раза может быть удовлетворено, но при грамотном юридическом обосновании, ни дознаватель, ни следователь, ни судья не смогут отказать в ваших требованиях.
-
Ходатайствуйте о вашем дополнительном допросе.
Как правило, первоначальные объяснения сторон ДТП недостаточно информативны. Эти объяснения принимают сотрудники ДПС, которые за редким исключением, имеют представления об исходных данных для АТЭ.
-
При необходимости установления дополнительных сведений о месте происшествия, ходатайствуйте о проведении повторного осмотра, при котором составляется новая схема, уточняются величины размеров, показатели видимости и обзорности и прочее.
Подробности читайте:
Осмотр места происшествия при ДТП
Протокол осмотра места ДТП образец
-
Требуйте проведения следственного эксперимента, если исходные данные для экспертизы невозможно получить иными средствами.
-
В процессе ознакомления с постановлением о назначении автотехнической экспертизы проверьте соответствие исходных данных, указанных в постановлении с первоисточником.
Если будут выявлены ошибки, требуйте их устранения, путем занесения замечаний в бланк протокола об ознакомлении лица с постановлением экспертизы.
-
Привлекайте к участию в деле, защитников, из числа автоюристов, специализирующихся по делам о дорожных происшествиях с участием транспортных средств.
Пример заключения автотехнической экспертизы при наезде на пешехода
Краткие обстоятельства происшествия
24 июля 2014 года, около 08 часов 35 минут, в г.Н М-кой области, на автодороге «въезд в г. Н от автомагистрали Е-95», в районе АЗС “Приус”, автомобилем Мерседес Бенц, под управлением водителя М.А.П., двигавшегося со стороны автомагистрали Е-95 в направлении г. Н, был совершен наезд на пешехода К.К.И., пересекавшего проезжую часть, слева направо относительно направления движения автомобиля. В результате наезда пешеходу были причинены телесные повреждения.
Исходные данные
ДТП совершено: в светлое время суток, вне населенного пункта, левой боковой частью автомобиля Мерседес, в районе наружного зеркала заднего вида. Видимость не ограничена. Проезжая часть автодороги в месте происшествия с асфальтобетонным покрытием, горизонтального продольного профиля, шириной 15,2м, предназначена для движения в двух направлениях, сухая.
Автомобиль Мерседес технически исправен, без груза и пассажиров. Скорость движения – около 70?80 км/час, по показаниям водителя М.А.П.
На схеме места дорожно-транспортного происшествия зафиксировано место наезда на пешехода, обозначенное знаком (Х) и цифрой «2», расположенное на расстоянии 6,9м от правого в направлении движения автомобиля края проезжей части и 66,0 м от угла здания АЗС “Приус”.
Пешеход – мужчина, в возрасте 55 лет, в состоянии алкогольного опьянения, пересекал проезжую часть слева направо относительно направления движения автомобиля и с момента возобновления движения после остановки на линии 1.3 (1.7) горизонтальной дорожной разметки до места наезда преодолел расстояние около 1,0?1,3м, пятясь назад.
Следы торможения автомобиля отсутствуют.
Со слов водителя М.А.П., он управлял автомобилем Мерседес Бенц Вито, двигался в крайнем левом ряду, примерно в одном метре от двойной сплошной линии разметки, со скоростью около 70?80 км/ч, примерно в ста метрах впереди себя, с правой стороны он увидел мужчину в жёлтой жилетке, который производил сбор мусора. Мужчина начал перебегать проезжую часть дороги справа налево и остановился на двойной сплошной линии разметки, так как во встречном направлении двигались автомобили.
Когда до мужчины оставалось около 3-4 метров, пешеход начал пятиться назад, сделав около 3-4 шагов в сторону движения автомобиля. В этот момент при возникновении опасности он прибегнул к торможению, но наезда избежать не представилось возможным. Мужчина наткнулся на левую боковую часть его автомобиля, и удар пришёлся на левое зеркало заднего вида.
Со слов пешехода К.К.И., он 24.07.2014 г. находился на работе, занимаясь уборкой мусора на обочине вдоль проезжей части дороги. Обстоятельств происшествия не помнит.
Исходные данные приняты по определению о назначении исследования. При определении остальных исходных данных использованы материалы дела и справочно-нормативная литература:
Исследование
В данной дорожной ситуации, техническая возможность предотвратить наезд на пешехода, путём торможения, устанавливается сравнением расстояния (Sа), в том числе заданного, на котором автомобиль Мерседес находился от места наезда в момент возникновения опасности для движения, указанный в исходных данных, и остановочного пути этого автомобиля (So) в условиях места происшествия.
где: Sа и So — искомые величины, м;
t1 = 0,6 с, – нормативное время реакции водителя для данной дорожной ситуации;
t2 = 0,2 с, – время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля Мерседес при экстренном торможении;
t3 = 0,35 с, — время нарастания замедления автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;
j = 5,7 м/с2, — установившееся замедление автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;
Vа = 70?80 км/час, — заданная скорость движения автомобиля Мерседес;
Ly = 1,2м, — удаление от передней части автомобиля Мерседес до места удара;
Vn = 2,6?3,6 км/час, — скорость движения пешехода, по данным Ленинградской научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз 1966 г.;
Sn = 1,0?1,3м, — заданное расстояние, которое преодолел пешеход К.К.И. с момента возникновения опасности для движения, указанного выше, до места наезда.
В условиях данного происшествия, Sa и So определяются равными, соответственно, значениям, приведенным в таблице.
Номер варианта | Vа, км/час | Vn, км/час | Sп, м | Sa, м | So, м | Техническая возможность |
1. | 70 | 2,6 | 1,0 | 25,7 | 52,02 | не имел |
2. | 70 | 3,6 | 1,0 | 18,2 | 52,02 | не имел |
3. | 70 | 2,6 | 1,3 | 33,8 | 52,02 | не имел |
4. | 70 | 3,6 | 1,3 | 24,1 | 52,02 | не имел |
5. | 80 | 2,6 | 1,0 | 29,6 | 64,85 | не имел |
6. | 80 | 3,6 | 1,0 | 21,0 | 64,85 | не имел |
7. | 80 | 2,6 | 1,3 | 38,8 | 64,85 | не имел |
8. | 80 | 3,6 | 1,3 | 27,7 | 64,85 | не имел |
Как следует из таблицы, поскольку Sа меньше So, следовательно, во всех вариантах водитель автомобиля Мерседес М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля до линии движения пешехода.
Выводы
По заданным и принятым исходным данным, во всех вариантах водитель М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля Мерседес до линии движения пешехода.
На основании авотехнического заключения эксперта следователь (судья) при рассмотрении дела о наезде на пешехода делает вывод о невиновности водителя автомобиля Мерседес.
Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода. Полагаем, что понимание сути проблемы является ключом к ее правильному решению. При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.
dtp-avtostrahovanie.ru