Ново-Михайловский дворец. Интерьеры и мистика: v_murza — LiveJournal
Этот дворец на берегу Невы с причудливым фасадом и ризалитами, колоннами, кариатидами, балюстрадой с декоративными вазами, был построен А.И. Штакеншнейдером в 1857-1861 гг. для Вел. князя Михаила Николаевича (1832-1909) — четвертого и последнего сына Императора Николая I. Он занял участок квартала между Дворцовой наб. (дом № 18) и ул. Миллионной. Его невозможно не заметить и сложно снимать — набережная здесь узкая, с большим потоком автомобилей, а главный корпус весьма и весьма протяженный.
Точно напротив Ново-Михайловского дворца на Заячьем острове находится Петропавловская крепость. Иной раз кажется, что они ведут меж собою безмолвный диалог. Дворец сегодня занимают три института РАН, и он, в принципе, доступен для посещения. Зайдем в его вестибюль, лучше сделать это ранним зимним вечером.
Вот она, крепость. Открыточный вид открывается (извините за тавтологию) буквально из каждого окна.
В вестибюле дворца находится советского вида гардероб с номерками и вешалками, в нем напротив окон стоят два огромных старинных зеркала прихотливой формы. Если заглянуть в них, мы опять увидим крепость, как будто она наблюдает за всем, что здесь происходит.
К теме крепости мы еще вернемся, а пока краткий рассказ о владельце дворца.
«ОСОБЕННО ЛЮБИМ И ПОПУЛЯРЕН ОН БЫЛ В РЯДАХ НАШЕЙ АРМИИ»
В декабре 1909 г. российская пресса сообщила о кончине в г. Канне близ Ниццы от паралича сердца Вел. князя Михаила Николаевича. Это фотография из некролога в журнале «Нива» № 51 за 1909 г.
Михаил Николаевич получил первый офицерский чин в 1846 г. С 1852 по май 1855 гг. он был командиром гвардейской артиллерийской бригады. С началом Крымской войны находился при действующей армии, за отличие в бою у Инкерманских высот был награждён орденом св. Георгия 4-й ст. С января 1856 г. исполнял обязанности генерал-фельдцейхмейстера — командующего всей русской артиллерии. Этот период совпал с коренными реформами, вызванными переходом от гладкоствольного к нарезному вооружению. В феврале 1860 г. был назначен Главным Начальником военно-учебных заведений РИ. В 1862 г. за службу был награжден орденом Св. Владимира 1-й ст.
С 1863 по 1881 гг. Михаил Николаевич занимал пост Наместника Кавказа и командующего Кавказской армией. Время его наместничества по справедливости считается золотым веком для русской государственной власти на этой окраине.
Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Михаил Николаевич был главнокомандующим действующей армией на Кавказском ТВД. 9 октября 1877 г. удостоен ордена св. Георгия 1-й ст. «…за разбитие наголову кавказскими войсками под личным предводительством Его Высочества армии Мухтара-паши в кровопролитном бою 3 октября 1877 г. на Аладжинских высотах и принуждение большей части оной сложить оружие».
1 (13) марта 1881 г., около 2 часов пополудни Михаил Николаевич был на чае в Михайловском дворце (том, в котором ныне ГРМ) у Вел. княгини Екатерины Михайловны, где присутствовал также его брат Император Александр II. «Царь был спокоен и никакого предчувствия близкой смерти в нем не замечалось. <…> Проводив его, великая княгиня стояла у дверей с великим князем Михаилом Николаевичем, оканчивая разговор, как вдруг раздался ужасный взрыв. Великий князь поспешил выбежать, в это время раздался второй взрыв. Удар был так силен, что одна из лошадей, которых в это время закладывали в сани великой княгини, упала на землю. У Государя были оторваны ноги, но но странным образом он больше беспокоился о своей обнаженной голове и слабым голосом произнес «Холодно»»,— это строки из воспоминаний Е.А. Нарышкиной, урожд. княжны Куракиной. Михаил Николаевич лично отдавал распоряжения и приказания на месте теракта.
14 июля 1881 г. он был назначен председателем Государственного совета. Именным Высочайшим указом от 24 августа 1905 г. определен почетным председателем Государственного совета.
Худ. В.А. Серов. Портрет вел. кн. Михаила Николаевича в тужурке, 1900
Говорят, что Вел. князь Михаил Николаевич в последние годы жизни, уже будучи тяжело больным, любил сидеть у окна первого этажа. Он смотрел на Петропавловскую крепость и был очень доволен, когда прохожие его замечали и отдавали честь.
На кронверке крепости к 180-летию со дня рождения ему будет возведен памятник. Этот монумент станет первым скульптурным сооружением во славу Вел. князей, установленным в новейшей истории России (2012 г.).
Некролог 1909 г. в журнале «Нива» завершался словами «Особенно любим и популярен он был в рядах нашей армии».
ИНТЕРЬЕРЫ НОВО-МИХАЙЛОВСКОГО ДВОРЦА
Парадная лестница.
Решетка с вензелем Михаила и Ольги (1857 г. Вел. князь Михаил Николаевич женился на Цецилии Баденской, в православии Ольга Федоровна).
Атланты на площадке 2-го этажа.
Великолепный Зеленый зал. Сейчас здесь читалка Института Восточных Рукописей РАН.
Плафон Зеленого зала.
Розетка на паркете, относительно сохранившемся, соответствует рисунку розетки потолочного плафона.
Лепка с позолотой, боковые плафоны.
Камин и зеркало.
Двери.
Вид из окна Зеленого зала.
На 2-м этаже располагается бывший Танцевальный зал. В нем пребывает главное хранилище древних рукописей и документов, фотосъемка категорически запрещена.
Привожу его фотографию 1900-х гг.
На верхнем этаже в центре главного фасада некогда находилась церковь во имя Архангела Михаила. Снаружи она была отмечена золоченой главкой. Ее стены и свод были расписаны в русском стиле «золотыми арабесками по голубому фону». Образа для иконостаса и плафон написал А.Е. Бейдеман. О судьбе церкви вы, наверное, уже догадались.
Ново-Михайловский дворец со стороны двора, 1909 г.
Служебная лестница, чугунная (что было в ту пору технической новинкой), на металлических балках. Удивительно изящная и легкая.
Спустимся по ней на 1-й этаж. Здесь многочисленные шкафы и стеллажи с книгами.
Да еще какими! Странно, что для них не нашлось места в главном хранилище.
Музей Института восточных рукописей.
Двери музейного зала.
Неподалеку находится бывший кабинет последнего владельца Ново-Михайловского дворца, старшего сына Михаила Николаевича — Вел. князя Николая Михайловича (1859-1919). Сегодня здесь изучают «Лотосовую сутру».
Кабинет необыкновенно симпатичный, здесь отчетливо прослеживается помпейский стиль.
Николай Михайлович был генералом от инфантерии, председателем Русского Исторического общества и ученым с мировым именем. Из окон своего кабинета он мог каждый день видеть Петропавловскую крепость, место своей казни. Там его расстреляет власть «рабочих и крестьян» в январе 1919 г.
О нем будет отдельный рассказ.
Авторские фото декабря 2018 г.
К сожалению, не удалось попасть в левое крыло дворца, где находится Конференц-зал (бывш. Столовая) со стенами, отделанными тисненой раскрашенной кожей (его снимок можно найти ЗДЕСЬ) и другие подлинные помещения. Больше всего радует то, что интерьеры, по возможности, охраняются от новоделов. Пока еще охраняются.
Запись на бесплатную экскурсию осуществляется на сайте ИВР РАН.
v-murza.livejournal.com
Сейчас, наиболее «возрастным» напоминанием о «домихайлоской» жизни усадьбы являются старые дубы, растущие в Михайловке со времен Меншикова. Огромные трехсотлетние деревья находятся в хорошем состоянии, и, судя по всему, будут выступать в роли живых свидетелей триумфа и падения культовой личности Меншикова еще несколько веков. Новая страница в жизни усадьбы началась в тридцатые годы XIX века. Именно тогда недавно взошедший на трон император Николай Павлович начал обустраивать имения для своих детей. Дачу для младшего сына императорской четы – Великого Князя Михаила Николаевича было решено организовать на участке между Стрельной и Петергофом. |
2. |
Удивителен факт: при создании Михайловки было принято решение перенести целый населенный пункт! По приказу Николая I в 1834 году деревня Коркуля была перенесена с прежнего места на линию Петергофского шоссе. Однако, жителей деревни в комфорте не ущемили. По воспоминаниям современников, дворы местных жителей были сгруппированы парами. Такие «пары», в свою очередь, разделялись садами и это придавало деревне четкую организацию и благоустроенный вид. |
3. Оранжерея. |
4. Интерьеры оранжереи. |
Другой стратегически важной задачей при строительстве усадебного комплекса было налаживание необходимых навигаций с основными магистралями. В 1849 году на территории имения начала функционировать прибрежная Морская дорога. |
5. Дом садовника. |
Вскоре выяснилось: в Михайловке отсутствовал источник воды. Инженерами было принято решение соединить Михайловку с каналом, питающим фонтаны Петергофа. Вода на дачу Михаила Николаевича поступала из Самсоновского канала по бревенчатым сверленым трубам, диаметр которых составлял пять дюймов. Позже стало известно о том, что жители деревень, находящихся на пути следования канала, самовольно забирали воду из трубопровода. Этот факт выяснился только в 1903 году. |
7. Вид от Большого (Оранжерейного) пруда на Кухонный корпус. |
8. Общий вид на усадьбу. |
В создании усадебного комплекса с самого начала использовали рациональный подход. Работы в Михайловке велись под бдительным надзором мастера садовых дел Н. Фроста. Большой парк, который с любовью обустраивался многочисленными владельцами, тоже решено было сохранить. Большинство деревьев, оставшихся от прежних хозяев, при обустройстве Михайловки было сохранены. Чтобы создать парк, достойный Великого Князя, количество растительности и декоративных элементов парка было увеличено. На протяжении 10 лет, с 1830 по 1840 год, садовые работы в Михайловской даче шли полным ходом. На большой территории было высажено огромное количество деревьев разнообразных сортов – от традиционных дубов и лип до ясеней и берез. |
9. Спрятанные постаменты скульптур. |
Парковое наследие, доставшееся Михайловке от прошлых хозяев, было приведено в порядок и существенно преобразовано: расчищены пруды, облагорожены аллеи, сформированы куртины. В усадьбе появились новые прогулочные дорожки, преимущественно, сеть дорожек была расширена в сторону нижней парковой террасы и на запад усадебного комплекса, в район конюшенного двора. |
10. Кухонный корпус. |
11. Реставрация 2000-х годов в Кухонном флигеле. |
Водная система усадьбы тоже претерпела существенные изменения. В Михайловке были расчищены старые водоемы и появились новые пруды. Новые пруды соединились со старыми прудами сетью протоков, составляя чередующиеся друг за другом водные глади. Этот эффект придавал парку Михайловки особенную живописность. Другой отличительной особенность Михайловского парка является обилие архитектурных форм в его убранстве: различные скульптуры, беседки, лестницы и прочие конструкции то и дело появляются перед глазами любого туриста, прогуливающегося по Михайловке. |
12. |
13. Внутри Кухонного флигеля. |
Однако, от предыдущих хозяев в Михайловке остались не только сады. Огромное количество построек разного размера и назначения, были буквально «раскиданы» по всему усадебному комплексу. Проведя тщательную экспертизу, архитекторы и заказчик решили, что часть усадебных построек будет использована при создании нового усадебного комплекса. Для того, чтобы приспособить эти сооружения для дальнейшего использования, пришлось приложить немалые усилия. |
14. Главный дом. |
СТРОИТЕЛЬСТВО Первым архитектором, принявшим участие в создании Михайловки, стал гениальный Андрей Штакеншнейдер. В 1850 году Штакеншнейдер получил многообещающий заказ – создать проект дома-дворца для младшего сына Николая I. Незадолго до этого, с 1839 по 1844 гг. он воплотил в жизнь один из самых выдающихся своих проектов – здание Мариинского дворца. Роскошный дворец также был построен по инициативе Николая I. Он предназначался для дочери императора, великой княгини Марии Николаевны. Получив очередной «семейный» и очень статусный заказ, Андрей Иванович приступил к созданию грандиозного комплекса. Проект Штакеншнейдера имел по-настоящему императорский размах: он был очень масштабным и поражал своей сложностью. Однако, задумку архитектора не оценил заказчик. Андрею Ивановичу пришлось заново переделывать проект дворца. Второй проект, созданный к 1856 году тоже не удовлетворил вкусам великого князя. К работе над созданием дворца начали привлекать других архитекторов, а Андрею Ивановичу пришлось отойти на второй план. Однако, за несколько лет ему удалось навсегда связать свое имя и профессиональную судьбу с историей Михайловки. На протяжении двух лет, с 1852 по 1854 год, он реконструировал и возвел несколько усадебных построек. Именно по проекту Штакеншнейдера в Михайловке были построены оранжереи, дом садовника и некоторые другие парковые сооружения. Кроме того, достоверно известно, что Андрей Иванович является автором проекта реконструкции оранжерейного двора Гетманской мызы. Этим постройкам, выполненным из белого камня, Штакеншнейдеру удалось придать удивительную красоту и единство стиля. |
15. |
16. |
После того, как стало ясно, что заказчик ищет нового архитектора, свои предложения по проекту главного дома представили несколько зодчих. Самым удачным из них Михаилу Николаевичу и его венценосному отцу показался проект Иосифа Шарлеманя. Его видение внешнего облика будущего дворца было весьма интересным, но архитектурные способности Иосифа Иосифовича были жестко раскритикованы министром Алдбергом, в результате чего Шарлемань был отстранен от работ. |
17. Посмотреть интерьеры главного дома можно в моем посте здесь. |
Михаилу Николаевичу предстояли поиски очередного талантливого архитектора, способного воплотить в жизнь его архитектурные фантазии об идеальном дворце. Из множества предложенных проектов, он выбрал работу Гаральда Эрнестовича Боссе. |
18. |
Кстати, есть в усадьбе Михаила Николаевича и своеобразная видовая площадка. Она находится на востоке от дворца. Кажется, будто эта возвышенность является частью естественного ландшафта. Однако, это совсем не так. Огромная 14-метровая насыпь – творение ландшафтных архитекторов того времени. Со «смотровой площадки» Михайловки открывается великолепный вид на весь усадебный комплекс и просторы Балтики. |
19. Видовая площадка (искусственный насыпной холм) на фотографии за домом. |
20. |
В 1858 году Боссе приступил к усовершенствованию и устранению недостатков проекта Шарлеманя. Параллельно, он начал возводить в Михайловке ряд хозяйственных построек. Он является автором Кухонного и Конюшенных корпусов. По его проекту перестраивался бывший дом Разумовских, получивший впоследствии название Гофмейстерский корпус. Под руководством Боссе в усадьбе Михаила Николаевича было возведено множество других построек. Караулка, дом егеря, еще одна оранжерея, мосты и плотины, главный въезд в парк и даже, фонтаны – все это возводилось по его проекту. |
21. |
22. Терраса перед главным домом. |
23. |
Помимо основных построек, в усадьбе было много второстепенных сооружений. Условно, они делились на подсобно-хозяйственные и рекреационные. К первой категории относились гаражи, склады, ледники. Ко второй – теннисные корты и зоны для отдыха, предназначенные для хозяев усадьбы. |
24. Вид от главного дома на Кухонный флигель. |
ДВОРЕЦ Жемчужиной усадебного комплекса в Михайловке является великолепный дом-дворец. Он считается одним из самых поздних дворцовых сооружений, построенных на Петергофской дороге. История создания этого шедевра очень интересна и немного неоднозначна. И это не удивительно: в создании проекта дворца в разное время принимали участия три знаменитых архитектора: Андрей Штакеншнейдер, Иосиф Шарлемань и Гаральд Боссе. |
25. |
26. |
Первоначально работу над созданием дворца младшего сына Николая I доверили Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. К тому времени он уже построил роскошный Мариинский дворец для дочери императора, Марии Николаевны. И вот, императорская семья оказала ему честь создать еще одну резиденцию для представителей своей семьи. Проект дворца Штакеншнейдер представил императору в 1850 году. Однако, и заказчика, и самого архитектора ждало серьезное разочарование: проект был раскритикован заказчиками. Архитектора попросили передоложить другие идеи по облику и устройству дома, но и второе предложение Андрея Ивановича было отвергнуто. Многие современники считали, что замечания венценосного заказчика – это проявление возникшей личной неприязни к нему. Но время показало, что эти домыслы абсолютно лишены какой-либо почвы. Впоследствии Штакеншнейдер создаст несколько крупных дворцов и павильонов по заказу царской семьи. |
27. |
На строительство главного дома в Михайловке был объявлен очередной конкурс. На этот раз Николая Павловича и Константина Николаевича заинтересовали предложения архитектора Иосифа Шарлеманя. Проект Шарлеманя тяготел к архитектурным формам, характерным для итальянских вилл. Именно такие мотивы легли в основу его проекта будущего главного дома в Михайловке. Кроме того, в его проекте преобладала выраженная асимметричность: Большой и Малый дворец были смещены относительно друг друга. Помимо самого проекта дворца, Шарлемань подготовил генеральный план усадьбы, проекты усадебных построек и некоторых архитектурных элементов парка. |
28. |
Проект Шарлеманя подвергали жесткой критике многие, но на решение заказчика существенно повлияло явное недовольство планом будущего великокняжеского дворца министра Адлерберга. Будучи приближенным к Николаю Первому, Владимир Федорович Адлерберг имел на императора определенное влияние. Трудно сказать, что не устроило видного чиновника в проекте Шарлеманя – архитектурная задумка, или же, сама личность архитектора. Но вскоре Шарлемань тоже был отстранен от работ в Михайловке. |
29. |
Третьим архитектором, предложившим свой проект на суд монаршей семьи, стал Гаральд Боссе. Боссе переработал Проект Шарлеманя. Он сохранил общий вид здания, но существенно изменил его архитектуру. Планировка и отделка фасадов и внутренних помещений дворца были существенно усложнены. |
30. |
Строительство дворца началось в 1858 году и завершилось в 1862 году. В окончательном проекте здания некоторые элементы фасада изменили свое расположение, например, башня стало находиться в северо-восточном углу. Дворец, внешний облик которого подчеркнуто ассиметричен, будто растворяется в окружающем его пейзаже. Такой эффект достигнут благодаря тому, что все фасада дворца уникальны и совершенно не похожи друг на друга. Фасады, сменяя друг друга, создают необычный эффект «перетекания». Дворец, построенный на высокой террасе, состоит из двух корпусов. Архитектурные объемы дворца «вписываются» в элементы окружающего пейзажа с помощью многочисленных беседок, террас и площадок. Перед фасадом, обращенным в сторону моря, раскинулась живописная система лестниц, заполняя относительно пустое пространство и придавая ему причудливые объемы. |
31. |
Искусствоведы и архитекторы – современники Гаральда Боссе, охарактеризовали архитектурный стиль дворца как смешение древнегреческого, итальянского и новейшего английского стилей. А современные специалисты отмечают, что дом-дворец в Михайловке совершенно уникален: его внешний облик по стилю можно охарактеризовать как эклектику, однако, некоторые элементы продуманные Шармеланем….опережают время. Действительно, детали дворца, построенного в середине XIX века напоминают нам классические элементы модерна, ставшие привычными только спустя 50 лет. |
32. |
НОВАЯ ИСТОРИЯ После революции размеренная жизнь в усадьбе прекратилась. В довоенное время здесь находилась трудовая колония «Красные зори», руководителем которой был известный агроном и педагог Игнатия Вячеславович Ионин. Усадебный парк во времена существования колонии выступал для ее обитателей в качестве подсобного хозяйства: в царских оранжереях выращивали фрукты, на пасеках разводили пчел. В это время за огромным парком осуществлялся хороший уход, что значительно способствовало его сохранению. |
33. |
В страшные военные годы усадьба сильно пострадала: дворец горел, а другие усадебные постройки были сильно разрушены. В послевоенные годы в Михайловке находился детский дом. |
34. |
35. Терраса дворца. |
В 1967 году было решено организовать в Михайловке базу отдыха для работников Кировского завода. Перед советскими властями стояла серьезная задача: отреставрировать усадебные постройки и приспособить их для полноценного отдыха посетителей. Возглавил реставрационные работы архитектор Михаил Иванович Толстов. В Михайловке была проделана грандиозная работа по восстановлению комплекса. И только после того, как в усадьбе был наведен идеальный порядок, база отдыха заработала. Работники Кировского завода очень любили отдыхать в Михайловке. Известно, что бывшая великокняжеская усадьба богата уникальным микроклиматом, благоприятным для лечения. |
36. Нижняя дорога. |
37. Вид от дворца на Санкт-Петербург. |
Очередная страница в истории усадьбы началась в 2003 году. Михайловка была передана на баланс Управления делами Президента. А уже в июле 2006 года распоряжением Правительства Михайловская дача была передана в ведение Санкт-Петербургского государственного университета. Руководство СПбГУ приняло решение о создании на территории усадьбы Высшей школы менеджмента. Для этого все усадебные постройки должны быть реконструированы, не утратив при этом своего исторического вида. Разработчики проекта утверждают – им важно не только создать крупный студенческий центр, но и сохранить архитектурное наследие страны. Усадебные постройки приспособят под учебные, научно-исследовательские и административные корпуса. |
deadokey.livejournal.com
2. Фасад дворца со стороны кухонного корпуса. |
Первоначально работу над созданием дворца младшего сына Николая I доверили Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. К тому времени он уже построил роскошный Мариинский дворец для дочери императора, Марии Николаевны. И вот, императорская семья оказала ему честь создать еще одну резиденцию для представителей своей семьи. Проект дворца Штакеншнейдер представил императору в 1850 году. |
3. Фасад со стороны террасы. |
1880-е годы. |
Однако, и заказчика, и самого архитектора ждало серьезное разочарование: проект был раскритикован заказчиками. Архитектора попросили передоложить другие идеи по облику и устройству дома, но и второе предложение Андрея Ивановича было отвергнуто. Многие современники считали, что замечания венценосного заказчика – это проявление возникшей личной неприязни к нему. Но время показало, что эти домыслы абсолютно лишены какой-либо почвы. Впоследствии Штакеншнейдер создаст несколько крупных дворцов и павильонов по заказу царской семьи. |
4. |
На строительство главного дома в Михайловке был объявлен очередной конкурс. На этот раз Николая Павловича и Константина Николаевича заинтересовали предложения архитектора Иосифа Шарлеманя. Проект Шарлеманя тяготел к архитектурным формам, характерным для итальянских вилл. Именно такие мотивы легли в основу его проекта будущего главного дома в Михайловке. Кроме того, в его проекте преобладала выраженная асимметричность: Большой и Малый дворец были смещены относительно друг друга. Помимо самого проекта дворца, Шарлемань подготовил генеральный план усадьбы, проекты усадебных построек и некоторых архитектурных элементов парка. |
5. |
6. Юго-восточный фасад. |
Проект Шарлеманя подвергали жесткой критике многие, но на решение заказчика существенно повлияло явное недовольство планом будущего великокняжеского дворца министра Адлерберга. Будучи приближенным к Николаю Первому, Владимир Федорович Адлерберг имел на императора определенное влияние. Трудно сказать, что не устроило видного чиновника в проекте Шарлеманя – архитектурная задумка, или же, сама личность архитектора. Но вскоре Шарлемань тоже был отстранен от работ в Михайловке. |
7. Главный вход во дворец. |
1926 г. Школа — колония «Красные Зори» в Михайловке. В самом начале 1930-х годов на ее базе был открыт агропедтехникум. Директором школы — колонии и техникума был Ионин Игнатий Вячеславович (в центре). По ложному доносу был репрессирован и погиб в лагерях. |
Третьим архитектором, предложившим свой проект на суд монаршей семьи, стал Гаральд Боссе. Боссе переработал Проект Шарлеманя. Он сохранил общий вид здания, но существенно изменил его архитектуру. Планировка и отделка фасадов и внутренних помещений дворца были существенно усложнены. |
8. Детали дворца. |
Искусствоведы и архитекторы – современники Гаральда Боссе, охарактеризовали архитектурный стиль дворца как смешение древнегреческого, итальянского и новейшего английского стилей. А современные специалисты отмечают, что дом-дворец в Михайловке совершенно уникален: его внешний облик по стилю можно охарактеризовать как эклектику, однако, некоторые элементы продуманные Шармеланем….опережают время. Действительно, детали дворца, построенного в середине XIX века напоминают нам классические элементы модерна, ставшие привычными только спустя 50 лет. |
9. |
10. Плитка на входе. |
Первый этаж |
Внутренняя отделка дворца тоже поражала архитектурным новаторством и роскошью. Главный вход во дворец Михаила Николаевича был украшен скульптурами двух львов, которые традиционно встречали посетителей многих богатых дворцов и усадеб России. В создании остальных элементов отделки внутренних и внешних помещений дворца, Боссе предпочитал искусно смешивать разные стили. |
11. Мраморный зал со стеклянным потолком. |
Помещение дворца было разделено на несколько функциональных частей: парадную, деловую и семейную. Парадные помещения в Михайловке были расположены вокруг главного помещения дворца – роскошного мраморного зала со стеклянным потолком. Посетители дворца сравнивали мраморный зал с античным атриумом. |
12. |
Вокруг мраморного зала были расположены другие помещения, предназначенные для увеселений и приема гостей: столовая, гостиная и парадная приемная великого князя. Отдельного внимание заслуживает роскошная «бальная зала» дворца. Стены этого помещения представляли собой обширную зеркальную поверхность, благодаря чему создавался интересный оптический эффект бесконечности изображения всех танцующих гостей. |
13. |
14. |
В восточной части дома находились как парадные, так и приватные – семейные помещения. Эту часть дворца занимали: бильярдная, рабочий кабинет Михаила Николаевича, комната его личного адъютанта, парадная приемная, будуар Ольги Фёдоровны и ее комната для рукоделия, спальня. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
1861 г. Интерьер зала в загородной усадьбе в.кн. Михаила Николаевича «Михайловка» в районе Петергофа. Издательство, мастерская: Шнайдер Т. и сыновья. Материал: посеребренная металлическая пластина, пигментные краски. Техника: дагеротип. Принят на постоянное хранение в Эрмитаж в 2001 г. Передан из Музея Этнографии народов СССР (бывший Исторический отдел). Происходит из собрания вел. кн. Михаила Николаевича (?) |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
29. |
30. |
Второй этаж. |
Лестница, ведущая на второй этаж находится в северо-западной части дворца. Она вела в детские комнаты, которые было решено полностью обособить от парадных помещений дворца. Боссе решил, что лучший способ обеспечить покой и безопасность наследников великокняжеской четы – это выделить под детские комнаты целый этаж. |
31. Лестница на второй этаж. |
32. |
33. Львы. |
34. |
35. |
36. |
37. Балкон на втором этаже. |
1880-е годы. |
38. Вид на балкон с улицы. |
39. |
40. |
41. |
deadokey.livejournal.com
МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ: vladimirtan — LiveJournal
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
vladimirtan.livejournal.com
Михайловский дворец — Обзор мест
В самом центре Санкт-Петербурга, на площади Искусств, стоит Михайловский дворец. Это памятник архитектуры в стиле высокого классицизма. Сегодня тут находится Русский музей, который могут посетить все гости Северной Столицы. Это одна из визитных карточек города.
Строительство резиденции, предназначенной специально для князя Михаила Павловича, было инициировано Павлом I. С 1798 года было принято решение откладывать деньги на постройку дворца. Правда, сам император так и не увидел этого здания, т.к. погиб в результате очередного переворота. Ну а как только Михаилу исполнился 21 год, строительство началось.
Архитектор дворца – известный Карл Росси. Он работал над проектом с 1817 года. И было спланировано не только основное здание, но и несколько новых улиц и площадь непосредственно перед дворцом.
Началось строительство в 1819 году. А освятили дворец уже в 1825 году. Потребовалось 6 лет, чтобы закончить его. А спустя 70лет Николай II подписал указ об учреждении в этом здании Русского музея.
Михайловский дворец считается настоящей жемчужиной среди всех творений Росси. Весь ансамбль зданий и садов здесь сочетается гармонично.
Над созданием живописного, резного, скульптурного и лепного убранства дворца работали такие мастера, как:
• Дж.Б. и П. Скотти;
• В. Демут-Малиновский;
• В.Захаров;
• С.Пименов;
• Б.Медичи;
• С. и Н. Саегины;
• А. Виги;
• Ф. Брюлло;
• В. Бобков;
• и многие другие.
Внешний вид главного фасада дворца сохранился без каких-либо изменений до наших дней. А о великолепии внутренних помещений рассказывают Белый Зал и вестибюль дворца. Они считаются настоящими шедеврами искусства и относятся к образцам классического интерьера.
Вестибюль поражает своей красивой и внушительной парадной лестницей. Она разветвляется на 2 марша, которые приведут посетителей на второй этаж. Эта лестница эффектно украшена 18 колоннами.
Дворцовый интерьер 19 века можно увидеть своими глазами, поднявшись в Белый зал. Здесь сохранилась подлинная мебель тех времен. А скульптурное убранство поражает каждого посетителя Русского музея. Белый зал совершенен во всех отношениях. Его макет даже был преподнесен в подарок королю Англии Георгу IV.
Под конец 19 века дворец перешел во владения княгине Екатерине Михайловне. Она завещала его своим детям: Михаилу и Георгу Мекленбургским, а также Елене Саксен-Альтенбургской.
Михайловский дворец всегда принадлежал дому Романовых. Поэтому когда наследниками его стали германские подданные, Александр III решил выкупить его в казну. Однако его идею осуществил только Николай II. Он же решил судьбу этого здания, учредив там уникальный Русский музей.
А в 1914 году началось строительство нового корпуса Бенуа, которое было закончено только к 1919 году. С 30ых годов там разместилось еще несколько постоянных экспозиций музея и помещения для временных выставок. А после Великой Отечественной Войны Михайловский дворец и корпус Бенуа были соединены специальным переходом.
obzormest.ru
Михайловский дворец (архитектор — Карл Росси): описание, история создания
Санкт-Петербург известен во всем мире своими великолепными многочисленными архитектурными строениями. Туристы со всех уголков земного шара приезжают полюбоваться интересными местами города и его достопримечательностями. Одним из шедевров строительства в городе является Михайловский дворец, имеющий интересное прошлое и неразрывно связанный с именем его архитектора Росси.
Начало строительства
История создания Михайловского дворца интересна и охватывает не одно десятилетие.
Павел I издал указ о скором возведении резиденции для недавно родившегося сына Михаила и накоплении для этого денег. Правитель даже набросал некоторое количество рисунков будущего дворца. Однако идея не реализовалась при жизни правителя, поскольку его убили заговорщики.
Указ императора все же был осуществлен позднее его старшим наследником — Александром I. Главным архитектором дворца выбрали уже знаменитого тогда Карла Росси, приступившего к двухлетнему проектированию в 1817 году.
Первоначально здание планировали построить на месте Воронцовского дворца, затем на участке графа Чернышева. Александр I не одобрил план перестройки строений, так как это влекло слишком большие расходы и не имело царского размаха. Монарх предложил под застройку другой обширный участок, где архитектор Росси и возвел превосходной красоты и размаха архитектурный ансамбль. Сюда вошли великолепный дворец с площадью, пара корпусов по бокам, пара улиц. Кроме того, неподалеку разбили сад. Фундамент дворца был заложен летом 1819 года. Постройка осуществлялась в теплый период, чтобы обеспечить стойкость зданий.
Окончание работ
Архитектор Михайловского дворца занимался его планировкой и возведением. Радикальные задумки и перепланировка сделали возможным соединение комплекса с наиважнейшей магистралью Петербурга — Невским проспектом. Таким образом, на парадную часть здания открывался впечатляющий вид с центральной дороги города.
В своих чертежах создатель Михайловского дворца тщательно продумывал все до мелочей: от узора на полу до распланировки сада. Известнейшие талантливые художники и ваятели участвовали в творении многообразных элементов декора: С. Пименов, Ф. Брюллов, Б. Медичи, В. Захаров и другие.
Масштабные работы окончились в 1825 году. Затраты в денежном эквиваленте насчитывали более семи миллионов. Михаил I вместе с женой вскоре поселились во вновь возведенном дворце.
Загадочный Росси
Жизнь главного архитектора Михайловского дворца, одаренного Росси, полна загадок и противоречий. Существует несколько версий о месте рождения и происхождении гениального мастера. Наиболее признанным является предположение, что Карло ди Джованнни Росси появился на свет в Неаполе в 1775 году. Его отец имел дворянское происхождение, а мать была известной балериной, которой вместе с отчимом мальчика, Шарлем де Пиком, предложили работу в столице Российской империи.
Согласно другой версии, местом рождения будущего талантливого архитектора был Петербург. Однако все единодушны во мнении, что Карл Росси с детских лет находился в культурной среде и проникся чувством прекрасного. В России итальянское имя мальчика было переделано на русский вариант — Карл Иванович. Тогда он не знал русского языка, но вскоре преуспел в его изучении.
Семья Росси была очень уважаемой, поскольку вносила большой вклад в культурную жизнь столицы. Шарль де Пик удостоился чести давать уроки танцев детям самого императора.
Карьера и творения великого архитектора
Началу карьеры Карла помог тот факт, что другом семьи стал известный архитектор Винченцо Бренна, ставший впоследствии учителем мальчика. Талант Карла проявился уже тогда. Также свою роль сыграл судьбоносный случай. Однажды Бренн повредил руку и не смог заниматься эскизами Инженерного замка, поэтому пригласил себе в помощники своего ученика.
Однако, даже имея гениальные способности и блестящую карьеру, Карл Иванович Росси почил в старости в нужде. От двух жен у него остались десять детей, вся ответственность за которых, в том числе и материальная, была возложена на престарелого Росси до конца его дней. Умер же он от холеры в 1849 году, заразившись от рабочих.
Карла Росси почитают одним из самых талантливейших архитекторов из Италии, привнесшим в мир роскошные шедевры строительства. Результаты дарований мастера представлены многочисленными строениями и архитектурными комплексами в Петербурге и близ него. Среди выдающихся работ можно упомянуть Михайловский замок, Елагин дворец, Александринский театр, здание Главного Штаба и триумфальная арка на Дворцовой площади. За постройку комплекса Михайловского дворца со всей его инфраструктурой Росси даровали орден Святого Владимира 3-й степени и участок под дом за счет государства.
Внешний вид
Прекрасным образцом зодчества является Михайловский дворец, архитектурный стиль которого — ампир, или высокий классицизм. Британскому ученому Гренвилю здание показалось самым великолепным архитектурным творением.
В 21-м веке неизменными сохранились лишь фасад и западный флигель. Увидеть результаты труда архитектора Михайловского дворца сейчас возможно лишь в двух подлинниках классического искусства – убранстве Белого зала и главного вестибюля.
Фриз дворца декорирован 44 скульптурными объемными изображениями, исполненными известным скульптором Демут-Малиновским. Внутрь дворца попадают по шикарной просторной лестнице, которую облагораживают каменные скульптуры львов. Боковые ризалиты украшены высокими венецианскими окнами.
Впереди лицевой стороны здания находился уютный парадный садик. Другая сторона дворца, выходящая окнами на Михайловский сад, была также пышно украшена. Ее средней части придает красоту величественная лоджия-колоннада. Здание было отделено от площади металлической массивной оградой в виде копий с позолоченными наконечниками.
Михайловский дворец вскоре после постройки прославился в различных странах Европы. Например, английскому монарху по его просьбе был подарен макет дворца.
Внутреннее убранство
Внутренняя отделка дворца, как и внешний вид, удивляет своей грандиозностью. Гениальным Росси все было продумано до мелочей и выполнено совместно с талантливейшими специалистами. Все элементы декора строения, придуманные архитектором Михайловского дворца, пребывали в гармонии. Это декорация стен и потолков, обои, резная мебель, атласные подушки, элегантные люстры.
Орнаментные паркеты были сделаны из разнообразных ценных пород дерева. Элементы живописи, отдельные части парадной лестницы и мебель, сделанная по рисункам Росси, дошли до нашего времени. Можно прочитать множество восхищенных описаний Михайловского дворца в сохранившихся письменных свидетельствах позапрошлого столетия.
Интерьеры
В 21-м веке неизменными остались убранство вестибюля, главной лестницы и Белого зала. Весьма впечатляет дошедший до нас сквозь века потрясающий вестибюль своей обширной аркой при входе, торжественной парадной лестницей, богато украшенным росписью плафоном, прекрасно исполненными барельефами на стенах. Примечательно, что Росси четко спланировал все помещения, сконцентрировав их около главной внутренней лестницы.
Нижний этаж дворца вмещал личные покои правителя, включавшие 6 помещений. Среди них был Арсенал с оружием, включая боевые пушки, сыгравшие не последнюю роль в подавлении восстания декабристов. Также присутствовали комнаты для должностных лиц, гостей, слуг и кухни.
Второй этаж вмещал различные парадные помещения для приемов и балов и библиотеку. Особенно здесь выделялся своим великолепием Белый зал. Внутреннее убранство обошлось дороже, чем постройка самого дворца.
Белый зал
Жемчужиной Михайловского дворца в СПб можно назвать шикарный Белый зал. В течение столетий он изумлял и восхищал посетителей. Этот зал считался совершенным, а многократно уменьшенная копия этой комнаты была подарена английскому монарху по его просьбе.
Великолепный зал славился в качестве музыкального салона Петербурга при княгине Елене Павловне. Белый зал представляет собой феноменальный по мастерству и великолепию интерьер, где остались неизменными авторский декор и мебель, сделанная по рисункам самого Росси.
Период расцвета
Летом 1825 года Михайловский дворец был торжественно освящен, и монархи туда заселились. При Михаиле Павловиче дворец стал ядром социальной жизни русского дворянства. Хозяин дворца каждый день принимал здесь гражданских и военных лиц. Иностранные граждане, которым посчастливилось там побывать, были восхищены великолепием танцев и музыкального сопровождения, декора, угощений и численностью гостей.
В середине 19-го века жизнь монарха закончилась, и резиденцию унаследовала его жена Елена Павловна, продолжавшая вести светские приёмы. Михайловский дворец превратился в культурный центр, куда приходили видные активисты культуры. Среди посетителей были Пушкин, Айвазовский, Брюллов и многие другие известные лица. Именно тогда А. Рубинштейн создал Русское музыкальное общество, а потом и первую в России Консерваторию.
Период упадка
Позже, с целью покрытия затрат, главные комнаты стали арендовать для проведения различных мероприятий. Княгиня Елена оставила резиденцию своей дочери Екатерине Михайловне. Она, в свою очередь, составила завещание о его переходе дворца своим потомкам, которые, однако, становились германскими подданными. Александр III посчитал эту ситуацию несуразной и принял решение выкупить дворец за счёт государства. Однако это осуществить ему не удалось. Это мероприятие пришлось осуществить его сыну Николаю II за пять лет до окончания столетия. Предыдущим собственникам позволили оставить себе некоторые вещи. После этого дворец оказался на грани разорения.
Русский музей
Совершив по велению императора выкуп дворца, министр финансов С. Витте подал идею об устройстве здесь Императорского музея русского искусства. Николаю Александровичу эта мысль пришлась по душе, и в 1895 году он издал указ о превращении всей инфраструктуры бывшей императорской резиденции в Русский музей.
Все, кроме главной лестницы и Белого зала, было переделано архитектором В. Свиньиным. К счастью, внешний облик остался неизменным со времен самого создателя этого чуда.
Русский музей открылся для посетителей в 1898 году. Поскольку коллекция картин сильно выросла, для их размещения потребовались еще помещения. Поэтому в 10-х годах двадцатого столетия архитектор Бенуа спроектировал новый корпус, выходящий одной из сторон на канал Грибоедова. Постройку пришлось довершить после Первой мировой войны. Здание достроили и назвали в честь его архитектора — корпус Бенуа.
В период Великой Отечественной войны Михайловский дворец был испорчен в ходе обстрелов. Во время блокады осажденные жители старались всеми силами сохранить музейные сокровища.
Сейчас великолепный Михайловский дворец – это основное строение комплекса Русского Государственного музея, славящийся своей роскошью и гармонией. В музее собрано множество выдающихся творений именитых художников и скульпторов. Среди работ есть произведения великих отечественных живописцев: Андрея Рублева, Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Михаила Врубеля, Марка Шагала и многих других.
В музее проводятся различные интереснейшие выставки, лекции и другие мероприятия, собирающие множество людей.
Адрес и режим работы
В наши дни каждый житель Петербурга знает, где находится Михайловский дворец, так как ныне в нем расположен знаменитый Русский музей. Он расположен на площади Искусств, Инженерная ул., 4. До дворца можно прогуляться от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Часы работы Михайловского дворца — с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме вторника.
fb.ru
Михайловский Дворец В Санкт Петербурге Фото
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле ампир, построенное по проекту К. И. Росси в 1819-1825 годах для великого князя Михаила Павловича. С 1895 года дворец входит в состав Русского музея (ранее — Русского музея императора Александра III).
Интересные факты:
Идея возведения дворца для великого князя Михаила Павловича принадлежала его отцу — императору Павлу I. Однако, строительство началось только во время царствования Александра I, который повелел начать работы на месте бывших оранжерей Михайловского замка, когда его младшему брату Михаилу исполнился 21 год. За постройку дворца его архитектор К.
Михайловский замок (Инженерный) в Санкт-Петербурге: памятник Петру I, фасады, залы и скульптура
И. Росси был награжден земельным участком, бриллиантовым перстнем и орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-й степени.
Михайловский дворец состоит из двухэтажного главного корпуса и двух флигелей по его краям, сам дворец расположен в глубине двора, а выступающие вперед флигели связаны между собой чугунной оградой с украшением из военной атрибутики. Общий вид здания напоминает загородную усадьбу с садом, роль которого выполняет парадный парк.
На уровне первого этажа фасад здания облицован рустами, выше расположен портик из восьми колонн коринфского ордера, которые венчаются треугольным фронтоном. Все арки и окна первого этажа украшены каменными львиными головами, кроме того, по фризу дворца находятся 44 барельефа. Парадная лестница перед входом украшена каменными львами — копиями античных львов, найденных при раскопках Древнего Рима. Фасад, обращенный к Михайловскому саду, состоит из большой лоджии-колоннады. Коринфская колоннада с ризалитами украшает и крылья здания.
Внутренняя отделка дворца, которая обошлась дороже самого строительства, включает в себя разнообразные скульптурные и живописные произведения, паркет ценных пород дерева и резную мебель, в работе над которыми принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, Дж. Скотти, П. Скотти, А. Виги, Ф. П. Брюллов, Б. Медичи и многие другие мастера. От интерьеров начала XIX века сегодня сохранились вестибюль, парадная лестница и Белый зал.
На первом этаже располагались личные покои Михаила Павловича, включая арсенал с коллекцией оружия и мундиров, квартиры придворных и гостевые комнаты. На втором этаже — великокняжеские Кабинет, Библиотека, Гостиная, Приемная и Передняя, также здесь была устроена домовая церковь архангела Михаила.
Михайловский дворец быстро стал центром светской жизни Санкт-Петербурга — здесь устраивались балы и приемы, заседали комиссии и проводились празднества, работала музыкальная школа, сюда хаживала вся творческая богема столицы, например, А. С. Пушкин, а также политики и дипломаты, включая немецкого канцлера Бисмарка.
Чтобы занять ветшающее после смерти великого князя здание, в 1895 году было принято решение открыть в Михайловском дворце посвященный живописи Императорский музей русского искусства в память об Александре III, после ремонта и небольшой перепланировки в 1898 году музей начал свою работу.
Михайловский дворец является составной частью архитектурного ансамбля площади Искусств авторства К. И. Росси, ее центральным объектом. Остальные здания площади выступают в качестве дополнения этого «Храма Искусств».
Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но после ее окончания был полностью восстановлен.
Михайловский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Туристу на заметку:
Михайловский дворец, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге — настоящая жемчужина среди созданий талантливого зодчего К. Росси. В настоящий момент место основной коллекции «Русского музея».
Эпопея дворца началось с появления на свет великого князя Михаила. Еще в 1798 году, Павел I приказал ежегодно часть денег откладывать на возведение дворца для своего только что родившегося сына. Он видел усадьбу самой роскошной среди всех усадеб и соответствующей величию его царского рода.
Августейший родитель не увидел исполнения своей идеи. Его жизнь закончилась во время дворцового переворота.
Когда его сыну исполнился 21 год, и накопленная сумма составила 9 миллионов, приступили к постройке грандиозного дворца. В 1819 году, 17 апреля, Александр I, заложил в фундамент небольшой ковчег из камня, наполненный серебряными монетами и доску из серебра с надписью года закладки и инициалов присутствующих. Зодчий спланировал не обычную дворцовую постройку, а настоящую русскую усадьбу, в которой основная часть и два флигеля сбоку образуют цельный ансамбль. Росси строил не только дворец, он осуществи перепланировку всей окружающей территории.
Дворец был настолько великолепен, что ученый Гренвиль из Англии отметил, что он нигде не видел такого чуда. В создании украшений усадьбы принимали участие самые именитые скульпторы, живописцы, мастера лепки, столяры, резчики.
К. Росси прорабатывал на эскизах все до мелочей: от узоров на чугунной решетке до прорисовки картинок паркета и расположения в саду цветников и дорожек.
До наших дней без видоизменений дожил внешний вид главного корпуса и флигеля с западной стороны здания. Глубокое представление о таланте зодчего может создать Белый зал и главный вестибюль. Белый зал представляет собой совершенно уникальный интерьер, где уцелело настоящее скульптурное и живописное украшение, а также мебель, сотворенная по рисункам К. Росси.
Михаил Петрович, проживая в Михайловском дворце, часто устраивал пышные балы, равным которым не было во всем Петербурге. После его кончины, в 1849 году, дворцом занялась вдова — Елена Павловна, превратившая его в культурный центр.
Михайловский дворец
Ее салоны привлекали многих известных художников, поэтов. У нее бывали Пушкин, Жуковский, Тютчев.
В 1895 году произошли крупные перемены: здание Михайловского было возвращено в казну, а в 1895 году, 13 апреля, по указу Николая II, дворец был отдан под музей.
Дойти пешком до знаменитого дворца можно от ст. метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Фото достопримечательности: Михайловский дворец
Михайловский дворец на карте:
crafts-people.ru