Единая система органов исполнительной власти в Российской Федерации
Ч.2 ст.77 Конституции говорит о единой системе органов исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам ст.72 Конституции. В уставах субъектов Федерации, в развитие положений Конституции РФ, говорится о праве исполнительных органов власти того или иного субъекта Федерации осуществлять деятельность (правоприменительную и правоисполнительную) в рамках полномочий Федерации по ст.71 и ст.72 Конституции.
Речь идет об определенной иерархичности структуры исполнительной власти в масштабе Российской Федерации. Вместе с тем, эта иерархичность не отрицает самостоятельную компетенцию всех органов исполнительной власти и не означает полномочия федеральных органов давать органам исполнительной власти субъектов Федерации обязательные для исполнения указания и распоряжения. В доктрине справедливо подчеркивается, что “отношения в исполнительной вертикали в условиях нового российского федерализма не могут иметь жесткого двойного подчинения, характерного для доперестроечного периода. В современных условиях взаимодействие в системе исполнительной ветви власти имеет преимущественно координационно-рекомендательный характер и направлено на обеспечение информационно-справочными материалами, установление деловых контактов”[226].
Однако пока существует объективная необходимость в большей централизованности системы органов исполнительной власти на всей территории России (по вопросам: управляемости экономикой; выплаты заработной платы бюджетным организациям; сбору налогов; защиты прав граждан и т.д.), в более тесной организационно-правовой связи органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. Так, акты федерального Правительства, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ч.2 ст.115 Конституции), как правило, адресованы и федеральным, и региональным органам исполнительной власти. Правительство РФ направляет и проверяет работу органов исполнительной власти субъектов Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств, ведомств и других подобных структур в системе органов исполнительной власти субъектов РФ.
Как бы то ни было, единство системы органов исполнительной власти в масштабе Российской Федерации не является абсолютным. Поскольку речь идет о взаимосвязи органов двух уровней в федеративном государстве, такое единство прежде всего требует разграничения компетенции между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов и их самостоятельности в пределах своей компетенции, что вытекает из ч.3 ст.5 Конституции. Следовательно, в единой системе исполнительной власти в целом и в отношениях исполнительной власти, названных в ч.2 ст.77, действует принцип внутреннего разделения полномочий в государственном управлении[227], выраженный в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по так называемому “удмуртскому делу” (о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”). Этот принцип не допускает непосредственное вмешательство вышестоящего органа власти в компетенцию нижестоящего, но позволяет вышестоящему устанавливать правила, обязательные для нижестоящих органов исполнительной власти (см. 3.8).
В развитие положения ч.2 ст.77 Конституции ч.1 ст.78 предоставляет федеральным органам исполнительной власти право создавать свои территориальные органы в субъектах Федерации и назначать соответствующих должностных лиц. 14 августа 1996 г. Президент РФ издал Указ «О системе федеральных органов исполнительной власти», которым, в частности, установлено, что территориальные органы создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства РФ. Их создание, реорганизация и ликвидация, назначение и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К взаимоотношениям центральных и территориальных органов исполнительной власти также относится принцип внутреннего разделения полномочий в государственном управлении, выраженный в Постановлении Конституционного Суда по “удмуртскому делу”. Однако здесь невозможно избежать непосредственного вмешательства в компетенцию нижестоящих органов – хотя бы уже потому, что освобождение от должности их руководителей во многом зависит от вышестоящего органа. Вместе с тем в правовом государстве условия дачи указаний и распоряжений вышестоящих органов нижестоящим должны быть регламентированы – если не законом, то актом высшего органа исполнительной власти. Только в этом случае возможна хотя бы относительно самостоятельная компетенция подчиненных органов исполнительной власти.
cyberpedia.su
Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения.
Стр 1 из 5Следующая ⇒
Учебный год
Административное право
Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения.
Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.
Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст. 5 Конституции Российской Федерации).
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе следующих принципов:
1. федерализма, который обусловлен государственным устройством Российской Федерации. В структурном смысле он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В юридическом плане принцип федерализма проявляется в определении компетенции органов исполнительной власти, основываясь на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации. Законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральных органов исполнительной власти. Формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передавать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;
2. сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти и влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего решение общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места;
3. законности, который проявляется в обязанности всех органов власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации;
4. ответственность, который проявляется в претерпевании неблагоприятных юридических последствий руководителями органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций и полномочий (например, Президентом, Правительством или главой исполнительной власти субъекта федерации может быть наложено соответствующее взыскание на руководителя органа исполнительной власти виновное за “срыв” отопительного сезона в регионе, вплоть до освобождения от занимаемой должности).
Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности.
Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:
1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Прокурор вправе проверять законность административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были незаконно подвергнуты административному задержанию на основании решения несудебных органов; в предусмотренных законом случаях возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, либо требовать привлечения нарушивших закон лиц, к иному виду ответственности, установленной законодательством; обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан, общества, государства; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности:
1) протест прокурора — протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему такой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части, либо о приведении его в соответствие с законом. Принесение прокурором протеста не приостанавливает действия опротестованного акта, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения протеста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме.
2) представление прокурора — является актом прокурорского надзора, формой его реагирования на факты нарушения закона, причины и условия им способствующие. Оно вносится в орган общественное объединение, политическую организацию, должностному лицу, которые полномочны принимать меры по их устранению.
Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений законности, о чем прокурору сообщается в письменной форме. Если представление рассматривается коллегиальным органом, то он должен уведомить прокурора о дне заседания.
3) постановление прокурора — постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется в уполномоченный на то орган или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть дело в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщить прокурору в письменной форме.
Учебный год
Административное право
Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения.
Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.
Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст. 5 Конституции Российской Федерации).
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе следующих принципов:
1. федерализма, который обусловлен государственным устройством Российской Федерации. В структурном смысле он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В юридическом плане принцип федерализма проявляется в определении компетенции органов исполнительной власти, основываясь на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации. Законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральных органов исполнительной власти. Формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передавать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;
2. сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти и влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего решение общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места;
3. законности, который проявляется в обязанности всех органов власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации;
4. ответственность, который проявляется в претерпевании неблагоприятных юридических последствий руководителями органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций и полномочий (например, Президентом, Правительством или главой исполнительной власти субъекта федерации может быть наложено соответствующее взыскание на руководителя органа исполнительной власти виновное за “срыв” отопительного сезона в регионе, вплоть до освобождения от занимаемой должности).
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
3.7. Единая система органов исполнительной власти в Российской Федерации
Ч.2 ст.77 Конституции говорит о единой системе органов исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по вопросам ст.72 Конституции. В уставах субъектов Федерации, в развитие положений Конституции РФ, говорится о праве исполнительных органов власти того или иного субъекта Федерации осуществлять деятельность (правоприменительную и правоисполнительную) в рамках полномочий Федерации по ст.71 и ст.72 Конституции.
Речь идет об определенной иерархичности структуры исполнительной власти в масштабе Российской Федерации. Вместе с тем, эта иерархичность не отрицает самостоятельную компетенцию всех органов исполнительной власти и не означает полномочия федеральных органов давать органам исполнительной власти субъектов Федерации обязательные для исполнения указания и распоряжения. В доктрине справедливо подчеркивается, что “отношения в исполнительной вертикали в условиях нового российского федерализма не могут иметь жесткого двойного подчинения, характерного для доперестроечного периода. В современных условиях взаимодействие в системе исполнительной ветви власти имеет преимущественно координационно-рекомендательный характер и направлено на обеспечение информационно-справочными материалами, установление деловых контактов”226.
Однако пока существует объективная необходимость в большей централизованности системы органов исполнительной власти на всей территории России (по вопросам: управляемости экономикой; выплаты заработной платы бюджетным организациям; сбору налогов; защиты прав граждан и т.д.), в более тесной организационно-правовой связи органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность. Так, акты федерального Правительства, обязательные к исполнению в Российской Федерации (ч.2 ст.115 Конституции), как правило, адресованы и федеральным, и региональным органам исполнительной власти. Правительство РФ направляет и проверяет работу органов исполнительной власти субъектов Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств, ведомств и других подобных структур в системе органов исполнительной власти субъектов РФ.
Как бы то ни было, единство системы органов исполнительной власти в масштабе Российской Федерации не является абсолютным. Поскольку речь идет о взаимосвязи органов двух уровней в федеративномгосударстве, такое единство прежде всего требует разграничения компетенции между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов и их самостоятельности в пределах своей компетенции, что вытекает из ч.3 ст.5 Конституции. Следовательно, в единой системе исполнительной власти в целом и в отношениях исполнительной власти, названных в ч.2 ст.77, действует принцип внутреннего разделения полномочий в государственном управлении227, выраженный в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. по так называемому “удмуртскому делу” (о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике”). Этот принцип не допускает непосредственное вмешательство вышестоящего органа власти в компетенцию нижестоящего, но позволяет вышестоящему устанавливать правила, обязательные для нижестоящих органов исполнительной власти (см. 3.8).
В развитие положения ч.2 ст.77 Конституции ч.1 ст.78 предоставляет федеральным органам исполнительной власти право создавать свои территориальные органы в субъектах Федерации и назначать соответствующих должностных лиц. 14 августа 1996 г. Президент РФ издал Указ «О системе федеральных органов исполнительной власти», которым, в частности, установлено, что территориальные органы создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства РФ. Их создание, реорганизация и ликвидация, назначение и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
К взаимоотношениям центральных и территориальных органов исполнительной власти также относится принцип внутреннего разделения полномочий в государственном управлении, выраженный в Постановлении Конституционного Суда по “удмуртскому делу”. Однако здесь невозможно избежать непосредственного вмешательства в компетенцию нижестоящих органов – хотя бы уже потому, что освобождение от должности их руководителей во многом зависит от вышестоящего органа. Вместе с тем в правовом государстве условия дачи указаний и распоряжений вышестоящих органов нижестоящим должны быть регламентированы – если не законом, то актом высшего органа исполнительной власти. Только в этом случае возможна хотя бы относительно самостоятельная компетенция подчиненных органов исполнительной власти.
studfiles.net
Система исполнительной власти. — Архив номеров
Единство системы государственной
власти РФ
Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство
системы государственной власти. При
этом предметы ведения и полномочия
подлежат разграничению между органами государственной власти федерального
уровня и органами власти субъектов Федерации (ст. 5, ч. 3). При расширении
властных полномочий органов власти
субъектов Федерации в обход Конституции РФ (примеров чему множество)
единство системы нарушается.
Ряд действующих конституционных
положений направлен на предотвращение
возможного дисбаланса в сторону государственной суверенизации субъектов
Федерации. Статья 77 (ч. 1) Конституции РФ предусматривает формирование
структурно идентичных органов государственной власти по всей властной вертикали, ограничение самостоятельности
субъектов Федерации при установлении
ими собственных систем органов государственной власти. Вместе с тем ст. 73 закрепляет за субъектами Федерации всю полноту государственной власти вне пределов
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из данного
положения в государствоведческой литературе сложилась концепция единой, но
двухуровневой государственной власти.
Согласно этой концепции, органы государственной власти субъектов Федерации
обладают собственной компетенцией,
в границы которой не могут вторгаться
федеральные органы, но сами субъекты
Федерации вправе участвовать в решении
вопросов, относящихся к федеральной
компетенции.
Конституция РФ не допускает множественности систем государственной
власти субъектов Федерации. В то же
время она не содержит жестко регламентированных норм, касающихся организационных форм конкретных органов
власти.
Установление системы федеральных
органов законодательной, исполнительной и судебной власти, по Конституции
РФ, относится к федеральному ведению.
Федеральные органы исполнительной
власти РФ
Система органов государственной власти
состоит из разветвленных подсистем, одну из которых образуют органы исполнительной ветви власти.
Конституция РФ говорит о единой системе исполнительной власти, образуемой
в пределах совместного ведения соответствующих федеральных органов и органов
субъектов Федерации (ст. 77, ч. 2). Сложившийся состав этой системы таков:
Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, правительства, администрации иных субъектов Федерации, а также министерства и иные центральные
органы исполнительной власти (включая
их подразделения в субъектах Федерации),
отраслевые и территориальные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто утверждает
систему федеральных органов исполнительной власти. В ст. 112 сказано только,
что Председатель Правительства РФ вносит предложение о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Как признано в научной литературе,
указы Президента РФ «О структуре
федеральных органов исполнительной
власти», принятые 10 января 1994 года и 17 августа 1999 года (с изменениями
от 10 января 2000 года), не смогли в полной мере устранить неясность конституционных формулировок и пробелы федерального законодательства относительно
самого понятия единой системы органов
исполнительной власти в России и механизма взаимодействия федеральных исполнительных органов с аналогичными
органами в субъектах Федерации[1]. Вплоть
до 9 марта 2004 года, когда появился президентский указ «О системе и структуре
федеральных органов государственной
власти», отсутствовал какой-либо законодательный акт, конкретизирующий соответствующие положения Конституции РФ, в частности п. «г.» ст. 71.
Полномочия Президента
и Правительства РФ в системе
исполнительной власти РФ
До конца не определенными остаются место и значение Президента РФ в системе
исполнительной власти. Конституция
предоставляет ему широкие полномочия
в сфере государственного управления
(ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция
наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1).
В литературе отмечается несоответствие
конституционного и фактического статуса
Президента РФ, которое негативно сказывается на управленческой практике[2].
Конституция воздерживается и от более четкого определения правительственного статуса в системе федеральных органов исполнительной власти. Уточняет
статус Правительства РФ Федеральный
конституционный закон (ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года, где Правительство именуется высшим
органом исполнительной власти (ст. 1).
Структура Правительства РФ
До принятия Указа Президента РФ
от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти» структуру Правительства формально определяли Конституция РФ и вышеназванный закон 1997 года. Она включала
Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. В обоих законодательных актах отсутствует термин «первый заместитель
Председателя». Имевшее место на практике назначение первых заместителей фактически относилось к прерогативе Президента РФ, который решающим образом
влиял на формирование общей структуры
правительства; позднее такое положение
вещей было закреплено Указом Президента РФ от 17 августа 1999 года «О структуре
федеральных органов исполнительной
власти» (с изменениями от 10 января 2000 года). Кроме того, по усмотрению
Президента РФ в Правительство могли
входить должностные лица в ранге министров, которые не возглавляли федеральные
министерства (руководители Госкомимущества, Федеральной службы налоговой
полиции и др.). Таким образом, сложившаяся структура Правительства РФ, подтвержденная принятыми в августе—сентябре 1996 года и в марте 1997 года указами
Президента РФ, отличалась от установленной конституционными актами (Конституцией РФ и ФКЗ 1997 года).
Статус Председателя
Правительства РФ
Конституция РФ выделяет особое положение Председателя Правительства РФ.
Оно в первую очередь проявляется в самом порядке его назначения — Президентом и только с согласия Государственной думы. ФКЗ «О Правительстве РФ»
содержит норму, согласно которой освобождение от должности Президентом
Председателя Правительства влечет
за собой отставку Правительства РФ.
На Председателе лежит обязанность
по определению основных направлений
деятельности правительства и по организации его работы (ст. 113 Конституции).
Он представляет правительство за пределами территории РФ; ведет заседания
правительства, обладая правом решающего голоса; распределяет обязанности между своими заместителями; ставит вопрос о доверии правительству перед Государственной думой.
Председатель Правительства РФ направляет президенту на утверждение
предложения о структуре федеральных
органов исполнительной власти, о назначении на должность федеральных министров и об освобождении от нее. Он также постоянно информирует президента
о работе правительства.
Министерства
Согласно названному ФКЗ «О Правительстве РФ» 1997 года, в его работе
с правом решающего голоса вправе участвовать только федеральные министры.
Порядок подготовки и проведения заседаний правительства и его президиума
определяется Регламентом, утвержденным 18 июля 1998 года.
Конституция РФ не определяет правовое положение различных видов подведомственных Правительству органов
и порядок их образования, а также их
взаимоотношения с законодательными
и исполнительными властями. Указ Президента РФ от 10 января 1994 года
«О структуре федеральных органов исполнительной власти», расширив состав
федеральной исполнительной власти
за счет включения в нее отраслевых
и межотраслевых органов, не внес ясности относительно их субординации и распределения функций в общей системе.
Вместе с тем, по формальному признаку,
в состав правительственного кабинета не
вошли руководители важнейших народнохозяйственных отраслей (машиностроения, металлургии, химической и нефтедобывающей промышленности и др.),
поскольку они не обладали рангом министра. В то же время указ поставил в особое
правовое положение — двойного подчинения — министерства и ведомства ключевого «политического» блока, передав их
фактически в президентское управление.
За годы реформ и реорганизаций происходил постепенный отказ от традиционного понимания роли министерства как
отраслевого органа управления. Его стали
наделять функциями межотраслевого управления в соответствии с предпринятым
укрупнением объектов государственного
управления, «глобализацией сферы ведения». Появились министерства-монстры
(Минтопэнерго, Минтранспорта). Указом
Президента РФ от 17 марта 1997 года
«О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»
были ликвидированы Министерство оборонной промышленности, Министерство
промышленности и Министерство строительства. Большинство их функций отошло к Министерству экономики, частично — к другим федеральным органам.
Период с 1996 по 1998 год отмечен
появлением многочисленных президентских указов, касавшихся реорганизации
правительства и системы исполнительной власти. Они воспринимались одновременно и как поиск оптимальной модели государственного управления, и как
симптом затянувшегося кризиса власти,
не способной в полной мере обеспечить
реализацию государственной политики
в управленческой сфере. Частые изменения в структуре федеральных органов
власти и в кабинете министров препятствовали слаженной работе правительственного аппарата.
Попытки стабилизации системы
исполнительной власти
Указ Президента РФ от 17 августа 1999 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти» на время остановил
череду реорганизаций. Им установлена
шестизвенная система исполнительной
власти: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России,
российские агентства, федеральные надзоры России.
Однако с самого начала ощущалась неудовлетворенность столь громоздкой
и многоступенчатой конструкцией. Тем
более что еще в Послании Президента Федеральному собранию 1998 года говорилось о целесообразности сохранить только
три вида органов исполнительной власти:
министерства, федеральные службы и надзоры, четко дифференцировав их правовой
статус. Причем министерствам отводилась
роль «опорных элементов правительства».
Эта идея нашла воплощение в президентском указе от 9 марта 2004 года
«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Новая
система стала трехзвенной. Отныне она
состоит из федеральных министерств,
служб и агентств. На министерства возложены функции «по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию» в установленных
сферах деятельности. Их прерогативой
являются полномочия по разработке законопроектов и принятию законодательных актов. Службы и агентства лишены
полномочий нормативно-правового регулирования. Уделом федеральных служб
является в основном осуществление контрольно-надзорных функций. Агентства
же призваны управлять государственным
имуществом в рамках очерченной для
них сферы деятельности и осуществлять
все правоприменительные функции
за исключением контроля и надзора.
Исполнительная власть
в субъектах Федерации
Конституция РФ устанавливает единство
исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закрепляет
принцип единства системы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Во главе нее — высший исполнительный орган государственной власти
субъекта РФ. Помимо высшего в систему
могут входить иные органы исполнительной власти субъекта Федерации: министерства, управления, комитеты, департаменты и др. включая территориальные
(местные) органы государственной исполнительной власти, действующие в границах административно-территориальных образований (городов, районов,
административных округов).
В единой системе исполнительной
власти предусмотрена возможность взаимного перераспределения полномочий
между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими
органами субъектов Федерации. Оно осуществляется на основе добровольного
соглашения обеих сторон, соблюдения
Конституции РФ и федеральных законов. При этом перераспределение полномочий не должно приводить к изменению конституционно-правового статуса
субъектов Федерации.
Конституция РФ и Закон о Правительстве РФ 1997 года предусматривают
возможность создания федеральными органами исполнительной власти собственных территориальных органов в субъектах РФ. Статус территориальных органов,
как правило, определяется в Положении
о федеральном органе исполнительной
власти.
Система органов исполнительной власти субъектов Федерации образуется с учетом местных социально-экономических
условий и бюджетно-финансовых возможностей согласно Указу Президента РФ
от 10 января 1994 года. Она формируется
каждым субъектом в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом от 6 октября 1999 года.
Такими принципами являются: государственная и территориальная целостность
РФ; распространение суверенитета РФ на
всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей
территории РФ; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ; самостоятельное
осуществление органами государственной
власти субъектов РФ принадлежащих им
полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами
местного самоуправления.
В целом почти все субъекты Федерации скопировали основные черты федеральной системы организации исполнительной власти. В настоящее время
повсеместно приняты уставы и конституции, краевые и областные законы, а также предусмотренные уставом схемы управления. В своей совокупности они
определяют основные черты управления
в регионах, регламентируют вопросы
формирования системы и организации
деятельности органов исполнительной
власти. Уже миновал тот период, когда вопрос о реорганизации системы органов исполнительной власти решался самостоятельно главами администраций без опоры на какую-либо нормативную базу,
в противоречии с принципом законности.
При всем единообразии организации
государственной власти в регионах имеются и различия. В большинстве входящих в состав РФ республик (они, согласно
Конституции, являются государствами)
учрежден пост президента, например
в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл и др. Но некоторые
республики отказались от введения
института президентства. Функции главы
государства исполняют должностные лица, именуемые по-разному: Глава Республики (Коми), Председатель Правительства
(Хакасия), Председатель Государственного Совета (Удмуртия). Причем лишь в некоторых республиках их президенты (главы государств) обладают статусом глав
исполнительной власти. Так, Президент
Республики Бурятия одновременно является главой республики, главой ее исполнительной власти и председателем правительства. В большинстве республик
президенты (главы республик) именуются
высшими должностными лицами, гарантами конституций республик, прав
и свобод граждан. Их взаимоотношения
с правительствами и иными органами
исполнительной власти определяются
конституциями (уставами).
К органам исполнительной власти
краев, областей, городов федерального
значения, автономных областей, автономных округов относятся администрации
(правительства) и главы администраций
данных субъектов Федерации (губернаторы). Организация и деятельность органов
этого уровня регулируется федеральным
законодательством. Так, Указ Президента РФ от 3 октября 1994 года «О мерах
по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» содержит Положение о главе администрации края, области,
города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ.
Термин «администрация» официально используется не во всех субъектах Федерации (не республиканского уровня)
для наименования исполнительной власти. Однако фактически он везде является синонимом последней. В большинстве
краев и областей под термином «губернатор» понимается глава региональной исполнительной власти.
Справку подготовил Алексей Ковальчук.
[1] Нарутто С. В. Разграничение компетенции и единство системы государственной власти
Российской Федерации. Владивосток, 2001. С. 45–46.
[2] Полянский И. А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
М., 2001. С. 58.
www.strana-oz.ru
25.Исполнительная власть, ее признаки. Система исполнительных органов в России.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.
Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — организация практического исполнения Конституции России и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Признаки исполнительной власти:
• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Система исполнительной власти в РФ
Одна из трех ветвей. Совмещает в себе функции всех трех. Монополия в сфере государственного принуждения, управление финансовыми потоками и наименее подконтрольна. Система исполнительной власти в Российской Федерации (РФ).
=> исполнительная власть чрезвычайно сильно влияет на иные ветви государственной власти.
В Конституции из всех трех ветвей власти исполнительная власть «прописана» хуже всего. Конституция в силу специфики политического момента, в который она принималась, не смогла предложить развернутую систему регулирования исполнительной власти. Наличие правительства и косвенное упоминание федеральных министерств.
Система исполнительной власти в РФ строится на след.принципах:
1) Принцип дуализма. Т.к. президент не входит в исполнительную ветвь власти и не является её главой – вопрос о соотношении полномочий президента и правительства. Полномочия по руководству системы исполнительной власти оказались распределены между президентом и правительством РФ. (правовая позиция). Это четко видно в Указе президента РФ «Вопросы системы структуры ФОИВ». => органы, подведомственные президенту и подведомственные правительству. Правительство организационно президенту не подчинено. В результате система исполнительной власти – заложник политических в/отношений между президентом и правительством. При этом по Конституции президент не является руководителем каким-либо ОИВ. => КСуд сказал, что президент осуществляет руководство органами, т.к. он главнокомандующий и кто-то там ещё.
2) + 3) Принцип единства системы исполнительной власти и принцип разграничения предметов ведения и полномочий (принцип федерализма). В унитарном государстве нет смысла провозглашать принцип единства, а в федеративных важно на разных уровнях государственной власти, которые не соподчинены друг другу, обеспечить единство подходов к государственной политике. Но обеспечение единства гос.политики – принцип разграничения предметов ведения. Так или иначе, это баланс. Работают через призму друг друга. По отдельности значения не имеют.
3 вида предметов ведения:
исключительное ведение РФ
совместные предметы ведения,
исключительный предмет ведения субъектов РФ.
В каждой группе предметов ведения принцип единства определяется по-разному.
В рамках исключительных предметов ведения РФ только ФОИВ принимают НА, а исполняют их и ФОИВ (центральные и территориальные), и органы исполнительной власти субъектов.
=> по предметам ведения РФ образуется вертикальная структура.
В сфере совместного ведения ОИВ РФ и ОИВ субъектов формально и фактически не соподчинены друг другу.
=> Каждый из этих органов в рамках своей компетенции принимает акты и их исполняет.
Сфера совместного ведения – ФОИВ и ОИВ СРФ формально и фактически не соподчинены друг другу. Каждая группа органов принимает свои акты и их исполняет
3 Схемы разграничения полномочий в сферах совместного ведения:
Управление осуществляется 2 не соподчинёнными друг другу органами ИВ РФ и субъекта. Разграничение полномочий может осуществляться по схемам:
– Общее регулирование – детальное регулирование (редко)
– Прямое распределение полномочий между уровнями власти федеральным законом
Управление осуществляет ОИВ СРФ, которому федеральный орган делегировал свои полномочия
Полномочия осуществляет территориальный орган ФОИВ, которому субъект РФ делегировал свои полномочия (сейчас не встречается)
По предметам исключительного ведения субъектов – ОИВ субъектов не входят в единую систему ФОИВ РФ.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации до сих пор подвергается изменениям (т.н. административная реформа). Утверждение структуры ФОИВ осуществляется через Указы Президента РФ.
Подробную детализированную структуру ФОИВ с учетом подведомственности Президенту и Председателю Правительства можно посмотреть на официальном сайте Правительства РФ.
Система федеральных органов исполнительной власти:
1) Министерства. 2) Федеральные службы 3) Федеральные агентства.
В зависимости от направления деятельности ФОИВ определяется кому они подведомственны, Президенту или Правительству. Так, к примеру, Министерство Обороны, МВД, ФСБ, МИД всегда (в новой истории Росси) были подведомственны Президенту; а Министерство Финансов, Министерство регионального развития, министерство транспорта подведомственны Правительству РФ (Председателю Правительства РФ).
На уровне субъектов можно представить обобщенную структуру, характерную для всех субъектов:
Высшее должностное лицо субъекта (Президент республики, губернатор области и др.)
Высший исполнительный орган власти (Правительство или др.; в зависимости от субъекта)
Центральные органы исполнительной власти субъекта специальной компетенции
Территориальные органы специальной компетенции
studfiles.net
5. Исполнительная власть: система и функции
Система органов исполнительной властиосуществляетисполнительно—распорядительную деятельность.
Исполнительнаядеятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.
Распорядительнаядеятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.
В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.
В подавляющем большинстве стран глава государствавыступает носителем высшей исполнительной власти.
Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверинетета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.
Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.
Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.
Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др»1.
Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерацииустановлена Указом Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 N 1176.
В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации2.
Структура центральных органов федеральной исполнительной властив последнее время систематически подвергалась реорганизации и перестройке. Последние изменения были произведены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.20003.
В результате многие ранее действовавшие органы государственной власти были упразднены, объединены, переименованы, либо была передана часть функций от одного органа другому. Это было осуществлено, «в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»».
В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 17.05.2000 в структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят:
Правительство Российской Федерации;
20 федеральных министерств;
4 государственных комитета Российской Федерации;
2 федеральные комиссии России;
9 федеральных служб;
8 российских агентств;
2 федеральных надзора России;
иные федеральные органы исполнительной власти — Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации.
Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерацииустанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации1.
В соответствии с Конституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему органов исполнительной власти республики в составе Российской Федерации входят:
1. Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации;
2. Совет Министров республики в составе Российской Федерации;
3. Местные органы управления республики, система которых определяется Конституцией республики с учетом конкретных национальных особенностей, исторических и местных традиций.
Глава исполнительной власти республики в составе Российской Федерации является высшим должностным лицом республики и главной исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Он входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации и выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, Конституций и законов республики в составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и политические интересы Российской Федерации и республики в составе Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ (ст.136.3) исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения является соответственно краевая, областная администрации, администрация автономной области, автономного округа, городов федерального значения, которая подотчетна соответствующему Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным органам.
Деятельностью краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа, города федерального значения руководит на основе принципа единоначалия глава администрации (ст. 136.5 часть 1 Конституции РФ).
Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности краевой, областной администрации, администрации автономной области, автономного округа и города федерального значения устанавливаются законом Российской Федерации. Акты краевой, областной администрации, администраций автономной области, автономного округа, города федерального значения, противоречащие законодательству, могут быть отменены соответствующим Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительным органом или судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
studfiles.net
Вопрос 2. Организация системы исполнительной власти в рф
Единство системы и функции исполнительной власти в РФ.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство РФ:
статус Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
порядок формирования Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее 2-х-недельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
досрочное прекращение полномочий Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинство м голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.
Компетенция, полномочия и функции Правительства РФ.
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <20>;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Взаимодействие Правительства РФ с федеральными и региональными органами государственной власти.
Правовой статус и структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (ТО ФОИВ).
Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.
Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление (например, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т. д).
Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ
1 блок – органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так называемые политические органы):
2 блок – федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:
3 блок – федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ
Основные группы функций и полномочия федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб.
Согласно Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
федеральное министерство:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства сфере деятельности.
федеральная служба (служба):
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
федеральное агентство:
а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;
б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
Особенности взаимодействия ТО ФОИВ с органами исполнительной власти субъекта РФ. Содержательный аспект отраслевого и межотраслевого государственного управления.
studfiles.net