Экологическое право понятие – 1. Понятие, предмет и метод экологического права

1. Понятие, предмет и метод экологического права

Предмет, источники и объекты экологического права

Экология — это наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека и ок­ружающей среды. Впервые в научную терминологию термин «эколо­гия» был введен немецким ученым Гсккелем в 1866 г., но как наука эко­логия возникла в начале XX века. Современная экология в литературе определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окру­жающей их природной средой обитания.

Экологическое право — это совокупность норм, регулирующих обще­ственные (экологические) отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений лю­дей [77, с. 2].

Предметом экологического права

являются общественные (эколо­гические) отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения ~ это земельно-охранитель­ные отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

Комплексные отношения относятся к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологи­ческое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Метод экологического права — это совокупность приемов и спосо­бов правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления значимых элементов экологиче­

ской системы страны, стриктуры органов управления и круга природа-пользователей, а также установление четкой регламентации правил природопользования и юридической ответственности за их нарушение. Содержание метода экологического права составляют следующие элементы.

1. Закрепление в экологическом законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономиче­ски значимы и использование которых нуждается в правовом регули­ровании и обеспечении,

  1. Закрепление в экологическом законодательстве структуры орга­нов, осуществляющих управление использованием природных объек­тов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

  2. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.

  1. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с дру­гой — правовым статусом природопользователя.

  2. Установление юридической ответственности за нарушение пра­вил природопользования.

1.2. Источники экологического права

Источниками экологического права признаются нормативно-право­вые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие эколо­гические отношения.

К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Рос­сийской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), норматив­ные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздра­ва, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности:

а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с дру­гими формами права;

б) они отличны по содержанию так называемых «экологизирован­ных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, кото­рые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопут­ствующие им требования охраны окружающей среды;

в) в числе источников экологического права определенное место за­нимают между народно-право вые акты, регулирующие внутрен­ние экологические отношения на основе примата международно­го права.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательств.

Подсистему природоохранительного законодательства образуют Фе­деральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды*, Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха, а также другие законодательные акты комплекс­ного регулирования.

В подсистему природе ресурсного законодательства входят: Земель­ный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законо­дательные и нормативные акты, регулирующие использование природ­ных ресурсов.

studfiles.net

Экологическое право: понятие, источники

Экологическое право как отрасль российского права призвано регулировать отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Нерациональное использование природных ресурсов в процессе производственной деятельности привело человеческую цивилизацию на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности является важнейшей задачей государства на современном этапе развития цивилизации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Граждане имеют право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

  • оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

  • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;

  • бережно относиться к природе и природным богатствам;

  • соблюдать иные требования законодательства.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей природной среды составляют: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Природоохранная деятельность — это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Правовое регулирование охраны окружающей среды осуществляется по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

  • земли, недра, почвы;

  • поверхностные и подземные воды;

  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологическое право можно характеризовать как систему правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

  • обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

  • разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

  • разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

  • объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

  • координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

  • установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

  • установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации;

  • установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

  • обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

  • установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;

  • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

  • установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

  • установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

  • организация и проведение государственной экологической экспертизы;

  • взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

  • установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

  • организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

  • обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

  • образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

  • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;

  • ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

  • экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

  • экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

  • установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

  • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

  • осуществление иных, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, полномочий.

Источники экологического права — нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

studfiles.net

Понятие и предмет экологического права

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего

Профессионального Образования

«Сибирская Академия Государственной Службы»

Юридический факультет

кафедры теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: “Правоведение”

Тема:

“Понятие и предмет экологического права”

Выполнила студентка

Группы 09133

Чистякова Лилия Геннадьевна

Проверил: к. ю. н — доцент

Ягодина Людмила Павловна

Новосибирск 2009

Оглавление

Введение

1. Понятие экологического права

2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

3. Предмет экологического права

4. Метод правового регулирования экологического права

5. Принципы экологического права

6. Система экологического права

7. Общая характеристикаэкологического права

Заключение

Литература

Введение

Термин “экология» был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле. В1980-е вошло в оборот понятие”экология человека”-дисциплина, изучающая закономерности взаимоотношений в биосфере , а также эволюцию и развитие антропосистемы. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во2-й половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. В начале XXстолетия большое значение приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях — для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, образовавших» природоресурсное право”. На современном этапе научного развития экологию человека рассматривают как науку, систематизирующую данные отраслевых наук — медико-биологических, географических, исторических и общественных. Особый интерес на наш взгляд представляет, юридическая экология , разрабатывающая систему нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей среды. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического права. Как подотрасль экологического права экология человека представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы. Экологическое право-это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охране природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В началеXXстолетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях — для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием “природоресурсовое право”. Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.

1. Понятие экологического права

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природоресурсовые отношения ) , так и на охрану природной среды жизнедеятельности человека (природоохранительные отношения ) Таким образом, экологическое право –это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации

Экологические права и обязанности граждан РФ истекают из главного конституционного права каждого человека-права на жизнь (ч. 1, ст. 20Конст. ) основанного на положениях Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет три экологических права человека:

1) право на благоприятную окружающую среду (ст. 11-13)

2) право на достоверную информацию о ее состоянии (п. 2ст. 11. Ф. З. от20. 02. 1995№24-ФЗ» Об информации, информатизации и защите информации ”

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. XIV, ст. 79)

Ст. 58 Конституции РФ содержит положение, о том, что каждый должен сохранять и бережно относиться к природе и окружающей среде. В ст. 18 Конституции РФ сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Экологические права граждан состоят из:

а) возможности использовать их в своих интересах.

б) возможности требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей.

в) возможности обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам.

Конституция РФ впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной ценностью, она значительно расширила круг отношений, регулируемых экологическим правом, поэтому вместо устаревшего закона РСФСР был принят Федеральный закон от 10. 01. 2002№7-ФЗ» Об охране окружающей природной среды”. При таком подходе в качестве субъектов правоотношений выступают все участники хозяйственной и иной деятельности, органы государственной власти управления, контроля в области экологопользования и охраны окружающей среды, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией. Также к экологическим правам следует отнести право на экологическую безопасность, закрепленную в ст. 22 Ф. З. от 09. 01. 1996№3-ФЗ”О радиационной безопасности населения”, права граждан на посещение объектов использования атомной энергии, регламентирующиеся постановлением правительства от 18. 12. 1996№1516”Об утверждении Положения о посещении гражданами объектов использования атомной энергии”, право”Об экологической экспертизе” (гл. IV. ОТ23. 11. 1995№174-ФЗ) и право на приоритетное пользование животным миром (ст. 48, 49)

3. Предмет экологического права

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.

Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества. 2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении. 3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа. 4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:

mirznanii.com

Понятие экологического права

Юридической формой экологических отношений выступает экологическое право, которое представляет собой объективно обособившуюся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Однако в эколого-правовой литературе нет единства мнений относительно определения понятия и сущности экологического права. Существует множество различных концепций относительно данного вопроса, которые охватывают различные мнения о природе экологического права как отрасли (комплексной либо самостоятельной), так и о полном отсутствии таковой. Наиболее правильной, хотя и не доминирующей является позиция, где экологическое право рассматривается как самостоятельная отрасль права с внутренней дифференциацией.

Научные концепции о понятии экологического права как отрасли права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы полагают, что экологическое право относится к числу комплексных (интегрированных) отраслей права, в состав которой входит несколько самостоятельных отраслей права, которые регулируют разные виды экологических отношений. При этом нет единообразного подхода при рассмотрении комплексности экологического права. Например:

  • каждая отрасль права, которая входит в состав экологического права, регулирует самостоятельный вид экологических отношений, в основе которых лежат разные экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, флористическое, водное, горное, фаунистическое, атмосферновоздушное и др.;
  • экологическое право – интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, которые регулируют экологические отношения с целью эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, гарантирования экологической безопасности, реализации защиты экологических прав, либо рассматривают экологическое право, как систему правовых норм, которые регулируют отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы с целью рационального природопользования, сохранения, восстановления и улучшения состояния окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также как комплексную отрасль права, которой регулируются общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды; использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности и охраны особо охраняемых природных объектов и территорий (объектов и территорий экосети) в интересах настоящих и будущих поколений.

Существует также мнение о том, что название отрасли должно выражать объект правового регулирования в силу того, что проявление и признание социальной экологии как науки не может служить причиной наименования отрасли права экологическим. Как известно, в последние годы трансформация в названии отрасли права в экологическое стала происходить под влиянием социальной экологии как одного из направлений экологии, предметом которой стало изучение взаимодействия общества и окружающей среды.

Ученые, разделяющие точку зрения о том, что в широком смысле – все отношения в сфере «общество – природа» – предмет экологического права, вместе с тем обращают внимание на опасность его расширенного толкования, так как в этом случае предмет экологического права будет включен в отношения, возникающие в процессе материального производства. Ведь именно в рамках этого процесса преимущественно осуществляются как использование природных ресурсов, так и охрана окружающей природной среды. Правовым нормированием охватывается, в принципе, какой угодно объем экологических общественных отношений, которые могут быть предметом экологического права. Юридические нормы способны, в принципе, регулировать все общественные отношения, которые могут быть подвергнуты внешнему контролю и обеспечены в процессе своей реализации государством. При этом государство, определяя круг таких общественных отношений, исходит из объективных потребностей развития, определенную роль может сыграть и субъективный фактор (включая и то, в какой мере понята необходимость регулирования данных отношений). Кроме того, содержание экологических отношений не всегда требует всеобъемлющего регулирования и не всегда возможно регулировать некоторые.

В юридической литературе бытует мнение о том, что необходимо вместо термина «экологическое право» ввести термин «право окружающей среды». С этой позицией нельзя согласиться, так как первое включает помимо экологических производственно-хозяйственные и иные отношения, что не дает возможности четко определить границы действия данной отрасли права.

О.Л. Дубовик рассматривает экологическое право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующую отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей природной средой и предлагает определить место экологического права в правовой системе как над/супер/сверх отрасли права, мотивируя это тем, что главная цель экологического права – сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека.

Получает развитие и концепция, в соответствии с которой экологическое право не является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль права в общей системе права. Так, Ю.А. Вовк считает, что природоресурсовое (экологическое) право имеет самостоятельный предмет правового регулирования – своеобразные общественные отношения, существующие по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов, объектов природы нашей страны. Этот предмет един в силу единства и неразрывной связи всех объектов природы, а также общих принципов природопользования. Другие авторы, поддерживая указанную мысль, полагают, что единые экологические отношения имеют внутреннюю дифференциацию (земельные, водные, флористические, горные, фаунистические, атмосферовоздушные и прочие), которой присущи специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного, водного, лесного, горного, фаунистического, атмосферовоздушного, природно-заповедного и прочие. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексной) отрасли права и его внутреннюю дифференциацию.

Следует отметить, что В.В. Петров, продолжительное время не разделявший таких взглядов, в последних работах обоснованно утверждает, что экологическое право, учитывая его предмет, является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо утверждается, что экологические отношения являются едиными.

Таким образом, в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированной, можно полагать, является позиция тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексную) отрасль права с подотраслевой структурой.

Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как самостоятельная отрасль права представляет собой систему правовых норм, которые регулируют экологические отношения, возникающие между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, а также охраны, в определенных случаях защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия в целях его предотвращения, устранения, поддержания экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах для удовлетворения экологических и иных интересов.

Источники:

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л.Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

pravo-znanie.ru

Понятие экологического права | Учеба-Легко.РФ

   Экологическое право — одна из отраслей в системе российского права, история развития которой уходит своими корнями во времена Русской Правды. Иногда эту отрасль называют правом окружающей среды.

   В качестве общего объекта экологического права выступает сама окружающая среда, которая состоит из совокупности компонентов:

  а) природная среда;

  б) природные и природно-антропогенные объекты и

  в) антропогенные объекты.

   Общество окружено природой. Общественная жизнь, производство, человек и его сознание существует на базе природных материалов, действует в соответствии с природными закономерностями. Природа для общества имеет многогранное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое.

   Любые потребляемые человеком продукты создаются путем использования природных ресурсов. Неоценимо оздоровительное значение природы. Воздух в сосновом бору насыщен озоном, он лишен промышленных выбросов и других загрязнений, имеющих место в атмосфере крупных городов. Чистая вода горных рек, определенный климат местности и множество других благоприятных природных факторов положительно действуют на организм человека.

   Понятие «природа» относится к основополагающим в сфере экологического права. В естественнонаучном смысле природа — это вся Вселенная, совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющихся продуктом трудовой деятельности человека. Но как объект отношений, регулируемых экологическим правом, понятие «природа» ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.

   В понятие «природа» (в юридическом смысле) включают некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба и т.п. Основными критериями при определении правового статуса природного объекта служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

   Термин «экология» (экос — местообитание, дом; логос — наука) был предложен немецким ученым Эрнстом Геккелем в прошлом веке. Экология изучает взаимосвязи организмов между собой и окружающей природной средой. Экология — это биология окружающей среды.

   Окружающая среда — одна из наиболее фундаментальных категорий современной науки. Именно окружающая среда, а не природа является интегрированным объектом правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы.

   Понятие «окружающая среда» было введено в науку экологии во второй половине XIX в. немецким биологом Якобом Икскюлем. Это было сделано, как он писал, «для обозначения внешнего мира, окружающего живые существа в той мере, в какой он воспринимается организмами чувств и органами передвижения животных и побуждает их к определенному поведению».

   Как объект природоохранного законодательства понятие «окружающая среда» в экономически развитых странах вошло в употребление в 60-70 гг. XX в., то есть в то время, когда состояние природы было признано в некоторых из них (США, Японии, Великобритании, Германии, Франции и др.) как кризисное. В нашей стране это понятие было введено в оборот позже (1991г.).

   К основным в экологическом праве относится также понятие «охрана окружающей среды» (охрана природы). Отношения по охране окружающей среды образуют предмет регулирования данной отрасли. Чтобы определить данное понятие, следует ответить на вопрос: охрана окружающей среды от чего или для чего? В процессе жизнедеятельности, удовлетворения разнообразных потребностей и антропогенных воздействий на природу имеют место разные формы ее неблагоприятных изменений. Соответственно окружающую среду охраняют от деградации, от неблагоприятных изменений ее качественных характеристик и истощения природных ресурсов.

   Таким образом, под охраной окружающей среды понимают деятельность по поддержанию благоприятного состояния окружающей среды, предупреждению деградации в процессе общественного развития и по восстановлению такого состояния, если оно нарушено, для поддержания экологического равновесия.

   Одна из основных категорий современного экологического права —правовые экологические требования. Под правовым экологическим требованием понимают предусмотренное правовой нормой правило, устанавливающее меру должного поведения субъектов природопользования, которым оно адресовано. В идеале такие требования должны устанавливаться на основе познания закономерностей функционирования природы под действием естественных антропогенных факторов с учетом интересов общества в экологически обоснованном экономическом и социальном развитии.

   Следующий используемый в экологическом праве термин«экологическое равновесие». Это такое состояние экологической системы, которое характеризуется устойчивостью, способностью к саморегуляции, сопротивляемостью нарушениям, восстановлением первоначального состояния, существовавшего до нарушенного равновесия.

   Экологическое право использует также понятие «экологическая безопасность». Из определения экологической безопасности можно выделить три объекта — интересы личности, общества, окружающей природной среды. К правовым средствам обеспечивающим экологическую безопасность названных объектов можно отнести нормирование качества окружающей среды, оценку воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическую экспертизу, лицензирование, сертификацию, регулирование режима экологически неблагополучных территорий, контроль, ответственность и некоторые другие.

   В современной экологической литературе применяют международный термин «экосистема». Глобальной экосистемой стала биосфера. Специалисты в области экологии определяют «экологическую систему» как «закрытую функционально единую совокупность организмов (растений, животных, микроорганизмов), населяющих общую территорию и способных к длительному существованию при полностью замкнутом круговороте веществ (то есть при отсутствии материального обмена через ее границы)».

   В экологическом словаре дано следующее определение экосистемы: «Любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами».

   Ученые дифференцируют экосистемы на микроэкосистемы (например ствол гниющего дерева), мезоэкосистемы (лес, пруд) и макроэкосистемы (океан, континент).

Признаки экосистемы:

  1. Замкнутость экосистемы. Ее самостоятельное функционирование. Можно сказать, что, например, капля воды, лес, море и т.д. являются экосистемами, поскольку в каждом из этих объектов функционирует собственная устойчивая система организмов (инфузорий в капле, рыб в море и т.п.).

  2. Взаимосвязь экосистем.

   Этот признак обусловливает необходимость комплексного подхода при использовании природных объектов, который на практике получил название ландшафтного. Например, при отводе земель под пахотные угодья или проведении мелиорации необходимо учитывать миграционные пути представителей дикой фауны, сохранять нетронутыми отдельные кустарники, болота, перелески и т.д., то есть не нарушать сложившийся в данной местности ландшафт.

  3. Биопродуктивность.

   Данный признак способствует самовоспроизводству экосистемы, выполнению той или иной функции, что определяет в результате различный правовой статус природного объекта. Так, земли повышенного плодородия нужно отводить для нужд сельского хозяйства, а для других целей — малопродуктивные. Продуктивность также учитывают при установлении платы за пользование природным объектом, при налогообложении, в случае возмещения ущерба или наступления страхового события.

   Экосистема — это понятие многоаспектное. Оно применяется как к естественным экосистемам (лес, река), так и к искусственным (закрытый бассейн). Наряду с этим понятием широко употребляются и другие.

   Так, группы особей называют популяциями (от латинского слова «популус» — народ, население), а совокупно обитающие популяции различных живых организмов, которые образуют исторически сложившиеся определенные сообщества, — биоценозом (от греческих слов «биос» — жизнь и «ценоз» — общее). Биоценоз является составным элементом природного ландшафта — определенной территории со специфическими признаками, где расположено множество биоценозов.

   Экологическое право как отрасль российского права регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

   Формирование экологического права прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права»; развитие в рамках природно-ресурсового права и современный период развития — выход за рамки природно-ресурсовых отраслей права.

   Первый этап охватил 1917-1968 гг. Это было до принятия Основ законодательства о земле, которые отделили иные природно-ресурсовые отрасли (горное, водное, лесное) от земельного права. Второй этап — период с 1969 по 1988 гг. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования природопользования и охраны различных природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др.). Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по экологическому праву.

   На современном этапе экологическое право развивается с учетом следующих важнейших факторов:

  1) кризисного состояния окружающей среды в стране и общественных потребностей в восстановлении благоприятной окружающей среды;

  2) дефектов существующего экологического законодательства, для которого характерны пробелы и фрагментарность правового регулирования экологических отношений;

  3) перспектив создания правового государства;

  4) происходящей трансформации общественных экономических отношений;

  5) тенденций развития взаимоотношения общества и природы и экологического права в мире.

    На конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро прозвучал вывод о том, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде развитых стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы. Так, население США составляет менее 5 % населения планеты, а потребляет около 40 % всех мировых ресурсов. При таких темпах потребления они будут исчерпаны в течение двух десятилетий.

 

Нерациональное использование природных ресурсов в процессе производственной деятельности привело человеческую цивилизацию на грань экологической катастрофы. Поэтому сохранение благоприятной окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности является важнейшей задачей государства на современном этапе развития цивилизации.

   Стремление господствовать над природой вопреки ее законам и таким образом одержать над ней легкую победу оканчивается для человека всегда печально — в области химии, физики, энергетики и в др.

   За каждую такую победу природа нам мстит и мстит порой жестоко. Мстит, конечно, не в силу своего злого нрава, а потому, что человек необдуманным вмешательством нарушает сложившуюся миллионами и миллиардами лет взаимосвязь и взаимообусловленность явлений в природе и получает отрицательный результат, ибо в природе ничего не совершается обособленно, каждое явление связано с другими.

   В подтверждение сказанного можно привести множество примеров. Человек далеко не всегда действует умышленно, а чаще из благих намерений. Так, истребление некоторых хищников в Боливии привело к таинственной болезни у людей, над распознаванием и установлением источника которой медики работали два года. Оказалось, что источником болезни явились чрезмерно расплодившиеся из-за сокращения количества именно этих хищников крысы и мыши.

   Из благих намерений человек завез в Австралию кроликов и домашний скот. Первые настолько размножились, что стали интенсивно уничтожать сельскохозяйственные культуры, а навоз вторых природой не перерабатывался и портил почву. Тогда для сокращения поголовья кроликов пришлось завозить собак, названных впоследствии динго, а для переработки навоза — колорадского жука. Собаки вскоре одичали и стали поедать и домашний скот. Возникла проблема борьбы с динго.

   Еще один пример неумышленного нарушения равновесия в природе. В Индии обнаружили массовое заболевание среди молодых крестьян юга — искривление коленных суставов (остеопороз). Началось с того, что там соорудили плотину. Вследствие этого повысился уровень грунтовых вод и в почве стало больше щелочей. В растении сорго, которым питаются жители, возросло содержание молибдена, а это привело к снижению количества меди в организме человека, особенно у молодых людей. Отсюда и массовое заболевание остеопорозом.

   Печальные примеры отрицательного результата вмешательства человека в природу можно привести из жизни России и других государств СНГ. После повального осушения болот в Белоруссии земли многих ее районов были буквально оголены из-за сдувания пересушенной болотной почвы. Аналогичный результат был получен в России, но уже из-за ветровой эрозии почвы целинных земель. По этой причине только на Алтае были выведены из сельскохозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земель.

   Нельзя не упомянуть о строительстве водохранилищ на равнинных землях. Вопреки ожидаемому результату в таких водохранилищах рыба погибает, вода плесневеет, не говоря уже о том, что навсегда теряются для сельского хозяйства многие десятки и сотни тысяч гектаров земель.

   Человек нарушает законы природы и получает печальный результат также в связи со сведением (чрезмерной рубкой) лесов, неразумным истреблением диких животных и т.д. Нарушением законов природы является и загрязнение воды и воздуха, ибо природа без вмешательства человека представляет собой безотходное производство.

   Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

   Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

   При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

   Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

   Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей природной среды составляют: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральный закон от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

   Природоохранная деятельность – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

   Правовое регулирование охраны окружающей среды осуществляется по поводу конкретных объектов природы, сферы жизни человека.

   Объектами охраны окружающей среды:

  • земли, недра, почвы;

  • поверхностные и подземные воды;

  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

uclg.ru

Основные понятия экологического права

Количество просмотров публикации Основные понятия экологического права — 2089

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Антропогенное воздействие на биосферу в настоящее время привело к возникновению предпосылок экологического кризиса. Последствия деятельности человека, в совокупности с экспотенциальным ростом численности человечества, достижениями технической революции и стремлением к повышению уровня благосостояния человека, вызвали значительные противоречия между потребностями цивилизации и возможностью сбалансированного существования природной среды.

Человечество находится почти у предела допустимой численности и уровня потребления. Кризисная ситуация усугубляется снижением биологического разнообразия и численности многих организмов, так как поддерживать качество природной среды путем саморегуляции, самоочищения и самовосстановления может только биота (совокупность всœех живых организмов Земли). Вот почему, глобальной задаче современного человечества является сохранение качества окружающей среды. Эффективными механизмами для решения задачи совершенствования взаимоотношений человека с природой является выработка экологических правоотношений.

Основы экологического права базируются на содержании Конституции РФ: ʼʼКаждый вправе на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, и на возмещение ущерба, причинœенного его здоровью или имуществу, экологическим правонарушениемʼʼ (статья 42).

ʼʼКаждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствамʼʼ (статья 58).

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Экологическое право включает в себя нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральные законы РФ, международные договоры РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомств, органов местного самоуправления.

В настоящем тексте всœе Федеральные законы РФ (ФЗ РФ) приведены в состоянии на 01.02.2012 ᴦ.

Система экологического законодательства РФ включает два направления:

— природоохранное законодательство

— природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят правовые акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Федеральный Закон РФ от 10.01.2002 ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ № 7-ФЗ, Федеральный Закон РФ ʼʼО санитарно-эпидемиологическом благополучии населœенияʼʼ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Федеральный закон ʼʼОб охране озера Байкалʼʼ от 01.05.1999 № 94-ФЗ и т.п.

В природоресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов – Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ, Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Водный Кодекс РФ 12.04.2006 № 74-ФЗ, Федеральный Закон РФ ʼʼ О недрахʼʼ от 21.02.92 N 2395-1, Федеральный Закон РФ ʼʼОб охране атмосферного воздухаʼʼ от 02.04.1999 № 96-ФЗ и др.

В РФ закон, в котором были изложены основы экологического права, был принят 19.12.91 и назывался ʼʼОб охране окружающей природной средыʼʼ. Развитие государственной экологической политики нашло отражение в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ с последними изменениями от 21.11.2011 года (далее по тексту – Закон). Новый Закон направлен на укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В Законе четко определœены основные понятия экологического права:

Природная среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Антропогенный объект— объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и объект, созданный человеком, обладающий свойствам природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и не живые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

В новой редакции Закона от 2002ᴦ. (по сравнению со старой его редакцией от 1991 г) указывается на неразрывную связь человека и природы, на природоформирующую деятельность человека.

В Законе дается также определœение понятия ʼʼохрана окружающей средыʼʼ или ʼʼприродоохранная деятельностьʼʼ как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединœений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Закон определяет виды негативного воздействия на окружающую среду:

— загрязнение экологической системы продуктами деятельности человека;

— истощение природных ресурсов;

— деградация;

— порча;

— уничтожение.

В Законе выделяются группы объектов экологического права:

— земли, почвы, недра;

— поверхностные и подземные воды;

— леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

referatwork.ru

Понятие экологического права

Экологическое право является юридической формой экологических отношений. Вопрос об экологическом праве как отрасли права, его становление впервые были рассмотрены в правовой литературе в монографии А. С. Колбасов. Его развитие и становление проходит в широкой научной дискуссии, что является вполне оправданным, так как только в процессе научного обсуждения можно выработать оптимальный подход к пониманию экологического права.

И.И. Каракаш обращает внимание на то, что когда в 80-е годы прошлого века преимущественно признавалось природноресурсового право, в которое включались и экологические отношения, то в 90-е — наоборот, приоритетным стало экологическое право, интегрировало природноресурсови отношения. Несмотря на сходство этих отраслей законодательства и права, они все же имеют существенные различия и отличаются по своей структуре, системе, источниками, методами и принципами регулирования, содержанием правовых институтов и т.п.. В связи с этим И. Каракаш считает, что природноресурсови отношения достаточно самостоятельны и могут рассматриваться как отдельные общественные отношения. Этим он объясняет выделение природноресурсового отношений из состава экологических отношений. Кроме того, природноресурсови отношения имеют комплексный характер, поскольку объединяют земельные, горные, водные и лесные общественные отношения, также отношения по использованию объектов природно-заповедного фонда, растительного и животного мира и других природных объектов и их ресурсов. Вызывает определенные сомнения позиция автора относительно характера природноресурсового отношений, поскольку вряд ли на основании разновидностей указанных отношений говорить об их комплексность. Скорее всего более обоснованным будет положение по сложного характера правоотношений. Но впоследствии автор приходит к выводу, что так или иначе дифференцированный и интегрированный взгляды на современное экологическое право предоставляют основания для определения однородности или комплексности содержания его правовых норм и структуры как отрасли права. Однако они существенно не влияют на определение самостоятельной природы самой отрасли экологического права. Таким образом, экологическое право рассматривается им как самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных и гарантированных государством, регулирующих общественные отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, с целью защиты экологических прав и свобод граждан, обеспечения экологической безопасности общества и экологических интересов нынешних и будущих поколений людей в качественном состоянии окружающей среды.

Высказанные в науке мнения относительно понятия экологического права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы считают, что экологическое право принадлежит к комплексным (интегрированных) отраслей права, в состав ее входит несколько самостоятельных отраслей права, регулирующих различные виды экологических отношений. При этом комплексность экологического права такие авторы трактуют по-разному. Например: а) каждая отрасль права, входит в состав экологического права, регулирующего самостоятельный вид экологических отношений, в основу которых положены различные экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, лесное, водное, горное, фаунистическое, атмосфероповитряне и др.. Б) экологическое право — интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, реализации защиты экологических прав. С точки зрения Ю. С. Шемшученко, определяющим для предмета экологического права как комплексной отрасли есть четыре группы общественных отношений: а) отношения по охране окружающей природной среды, б) отношения по использованию природных ресурсов, в) отношения по обеспечению экологической безопасности; г) отношения по формированию, сохранению и рациональному использованию экосети. И напоминает позиция В. В. Костицкого.

В современных условиях все больше обращается внимание на общепризнанные принципы приоритета международного права, в соответствии с которыми государство обязано адаптировать свою эколого-правовую терминологию с международными стандартами. Некоторые специалисты считают, что целесообразно употреблять термин «окружающая среда», который является более адекватным термину «окружающая среда», чем «окружающую среду» или «экологическое», в названии отрасли права. А ситуацию, когда одна и та же отрасль права имеет разные названия, нельзя считать нормальной.

Одновременно получает развитие и концепция, согласно которой экологическое право не является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль в общей системе права. Так, Ю. А. Вовк считает, что природоресурсовое (экологическое) право имеет единственный предмет правового регулирования — общественные отношения, которые складываются по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов. Другие авторы, поддерживая такое мнение, считают, что единственные экологические отношения имеют несколько разновидностей (земельные, водные, лесные, горные, фаунистические и др..), Которым присущи свои существенные специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного , водного, лесного, горного, фаунистического, атмосфероповитряного, природно-заповедного и т.п.. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексных) отрасли права и внутреннюю дифференциацию.

Важно подчеркнуть, что В. В. Петров, долгое время не разделял таких взглядов, в последних работах обоснованно отмечает, что экологическое право, учитывая его предмет является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо отмечается, что экологические отношения являются единственными.

Еще одна интересная точка зрения О. Л. Дубовик рассматривает экологическое право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей средой, предлагает определить экологического права в правовой системе как над / супер / более отрасль права , мотивируя это тем, что основная цель экологического права-сохранения жизни на Земле и обеспечения необходимых условий жизнедеятельности человека.

В юридической литературе есть и другие предложения относительно выделения подотраслей (отраслей) экологического права — флористического права, ландшафтного права и т.п. Юристы также обосновывают наличие комплексной отрасли экологического права — права экологической безопасности, а также эколого-процессуальной подотрасли.

Можно сделать вывод, что в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированной мнение тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексную) отрасль права с подотраслевой структурой. Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические отношения, которые возникают между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны , а в определенных случаях — защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий, и удовольствие экологических и других интересов соответствующих субъектов и поддержания устойчивого экологического развития, экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах.

Наряду с изложенным следует помнить, что экологическое право — это относительно «молодая» отрасль права, которая развивается очень динамично в современных условиях. Многочисленность и разнообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих экологические отношения, обусловленные большим количеством объектов данной отрасли права и их видовой дифференциацией. Многие общественных отношений уже экологизированная, часть еще нуждается в дальнейшей экологизации, продолжается процесс систематизации экологического законодательства.

 

 

Метод правового регулирования связан с вопросом, каким образом право регулирует общественные отношения. Под методом правового регулирования общественных отношений понимают совокупность средств и приемов, с помощью которых право через поведение субъектов влияет на общественные отношения. Это общее определение метода правового регулирования общественных отношений в своей основе касается и метода регулирования экологических отношений.

В действующей системе права по регулированию общественных отношений используют два основных способа воздействия на поведение человека: диспозитивный, который характеризуется автономией и равноправием сторон; императивный, основанный на властных предписаниях. Если исходить из этой классификации метода правового регулирования, то нет необходимости в обязательном определении метода для каждой отрасли права, поскольку указанные элементы охватывают основные способы и приемы воздействия на общественные отношения. Однако использование указанных методов не исключает, а даже предполагает установление дополнительных и специфических способов воздействия на субъектов отношений, регулируемых с учетом их характера. Кроме того, в литературе справедливо отмечается, что метод правового регулирования является многоэлементной явлением и может заимствовать приемы и способы воздействия на субъектов в однородных областях права, формируя при этом определенные специфические черты метода самостоятельной отрасли права.

В экологическом праве применяются приемы и способы диспозитивного (гражданско-правового) и императивного (административно-правового) методов правового регулирования экологических отношений. Этот особый (смешанный) метод правового регулирования составляют названные элементы. их сочетание образует этот отраслевой метод, определяет его специфику, которая проявляется во всех элементах системы экологического права.

Приемы и способы диспозитивного метода используются чаще всего при регулировании отношений собственности на природные объекты, договорных отношений, отношений по совместному использованию природных объектов, при решении эколого-правовых споров, при возмещении убытков различных видов и т.д. В современных условиях, учитывая развитие рыночных отношений, этот метод получать все более широкое применение. Оптимальное сочетание двух методов правового регулирования экологических отношений — единственно верный путь надлежащего правового регулирования. Использование императивного метода регулирования экологических отношений в настоящее время является необходимым и оправданным. Этому методу присущ проявление власти и подчинения. Сущность метода заключается в установлении предписаний, разрешений, запретов, ограничений и др.. Он проявляется в проведении экологической экспертизы, в случаях возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, при осуществлении необходимых охранных экологических мероприятий и т.п.. В таком случае следует преимущественно использовать властные предписания, обязательные для исполнения. Необходимо подчеркнуть, что при регулировании экологических отношений применяется преимущественно именно императивный метод.

Итак, метод правового регулирования экологических отношений базируется на сочетании императивных и диспозитивных способов и приемов воздействия норм экологического законодательства на субъектов таких отношений. Таким образом, экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свой ??метод правового регулирования экологических отношений.

 

 

Предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны, а в определенных случаях — защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий и удовлетворение экологических и других интересов.

Экологические отношения по своему содержанию разнообразны, но взаимосвязанными и единственными, их единство обусловлено связью всех природных объектов между собой, в результате чего существует единая экологическая система.Наряду с этим единство экологических отношений не исключает существования их разновидностей, обусловленных экологическими факторами. В частности, природные объекты (земля, воды, растительный мир, леса, недра, фауна, атмосферный воздух и т.д.) по своим природным характеристикам отличаются друг от друга и имеют различные природно-антропогенные ценности. В силу этого возникают разновидности единых экологических отношений: земельные, водные, флористические, фаунистические, атмосферно-воздушные и другие, обусловливающих необходимость определения их правовых форм. Дифференциация экологических отношений природными объектами не нарушает единства экологических отношений, их предметной целостности. В соответствии со ст. 5 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года № 1264-ХII объектом государственной охраны от негативного воздействия неблагоприятной экологической обстановки также жизни и здоровья людей наряду с природными ресурсами, природными территориями и объектами, подлежащих особой охране. Непосредственно все многообразие особо охраняемых территорий и объектов охватывается понятием экологическая сеть, правовой режим которой устанавливается в соответствии с Законом Украины «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 года № 1864-1V2.

Дифференциацию экологических отношений можно проводить по основным сферам деятельности людей в области окружающей среды: 1) отношения, возникающие по поводу обеспечения экологической безопасности окружающей среды, общества и граждан, 2) отношения, возникающие по поводу принадлежности природных объектов и комплексов определенным суб ‘объектам на праве собственности или на праве пользования, 3) отношения по эксплуатации природных ресурсов конкретными субъектами с целью удовлетворения интересов 4) отношения, складывающиеся в области воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, улучшение их качества, 5) отношения, возникающие в сфере охраны окружающей природной среды; 6) отношения по защите окружающей среды и человека от вредного воздействия.

Возможно существование производных от них отношений, в частности, эколого-процессуальных, эколого-информационных отношений в сфере рассмотрения споров и др. Производности этих отношений заключается в том, что они осуществляются наряду с основными экологическими отношениями в процессе их возникновения, развития, прекращения. Поэтому такие отношения имеют подчиненный характер относительно основных экологических отношений.

Экологические правоотношения можно классифицировать на виды по другим основаниям. По методу регулирования они подразделяются на: управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов, и договорные, для которых характерны равенство сторон, автономное положение относительно друг друга. В зависимости от взаимоотношений субъектов экологических правоотношений они подразделяются на относительные и абсолютные. В относительных четко определяется и уполномоченный, и обязанный субъект. В абсолютных персонально определена только уполномоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы уполномоченного. В зависимости от характера экологических отношений можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей, и процессуальные, регулирующие порядок решения конкретных вопросов. Для дифференциации экологических правоотношений могут применяться и другие критерии, например, по функциям права, составу участников, по времени действия и т.д.

studies.in.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *