Экономические нормы это – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМЫ это что такое ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМЫ: определение — Экономика.НЭС

Политические и экономические социальные нормы

Политические нормы

Политические нормы, регулируя отношения социальных групп, классов и отношения между ними, нациями и народами, занимают важное место в группе социальных норм.

Политические нормы занимаются регулированием социальных групп, классов, участие народа в жизни государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества.

Политические права и свободы граждан страны закрепляют и регулируют Конституция и соответствующие законы.

Каждый гражданин страны является политической личностью, свободным и равноправным членом государственной организации общества.

Граждане страны имеют такие политические права, как свобода слова, собраний, уличных шествий, демонстраций. Граждане страны имеют право участвовать в управлении государством, имеют право доступа к государственной службе.

Исходя из объема содержания регулируемых политических отношений, политические нормы могут быть различны.

Среди политических норм выделяют политические принципы, для них характерна наибольшая широта содержания и общественно-политическая значимость – это принцип народовластия, суверенитета, равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип разделения властей, принцип мирного разрешения международных споров и др.

Формы выражения политических норма различны, это могут быть политические декларации, манифесты государств.

Политические нормы могут быть выражены в программных документах политических партий, конституциях государств.

Политические нормы приобретают значение правовых норм, если выражаются в юридических актах государства.

Замечание 1

Однозначно не решен вопрос о соотношении политических норм и права, по этому поводу в отечественной литературе высказываются противоречивые мнения. Но, тем не менее, жизнь свидетельствует, что в государственно-организованном обществе существуют многообразные связи между правом и политикой.

Существует различие между политической нормой и политической оценкой социальной правовой нормы.

Политическая норма может быть выражена в политическом акте непосредственно. Политическое значение юридическая норма приобретает тогда, когда к её оценке применяется политический подход, когда она устанавливается компетентным государственным органом.

Взаимоотношения граждан с государством и его органами регулируются политическими нормами. Например, порядок выборов и участие в них граждан регулируются политическими нормами, выраженными в юридическом акте.

К политическим относятся нормы, которые определяют, регулируют отношения законодательной, исполнительной, судебной власти. Принимаемый государственной властью закон ещё на стадии разработки получает экономическое, социальное, политическое обоснование, который после публикации оценивается обществом.

Экономические нормы

Хозяйство страны функционирует сегодня в системе рыночных отношений. Государственное регулирование в определенной мере происходит с целью более эффективного развития производственных отношений, обмена и потребления.

В этом вопросе важная роль отводится экономическим законам, нормам, нормативам, которые регулируют отношения между производственной сферой, сельским хозяйством и торговлей.

Деятельность банков, бирж, денежно-финансовая система, налоговая система также регулируются экономическими нормами, например, экономический закон, определяющий количество необходимых денег в стране, есть закон денежного обращения.

На основе выводов и положений экономической науки разрабатываются и принимаются государственно-правовые акты, в которых находят свое выражение требования экономических законов.

«Норма» в экономической науке есть не что иное, как признанный обязательный порядок, средняя величина чего-нибудь, например, «норма рентабельности», «норма естественной убыли», «норма выработки» и др.

Поэлементарными составляющими норм являются нормативы – это экономические и технические показатели норм.

Опорой рыночной экономики является саморегулирующаяся система рыночных отношений, но, несмотря на это, в развитых странах мира её развитие стимулирует государство, обеспечивая социально-политическую стабильность общества.

Порядки свободного предпринимательства, установившиеся в рыночной экономике, защищает государство и принимает меры по росту и укреплению экономики на основе научно-технических достижений.

Средствами экономического и государственно-правового характера являются:

  • налоги,
  • кредиты,
  • инвестиции.

Большую роль имеет государственный бюджет, являющийся показателем экономического благополучия и рычагом воздействия на все сферы жизни общества. Государственный бюджет ежегодно принимается высшим органом государственной власти.

Переход к рыночной экономике сопряжен с изменениями в формах собственности, с утверждением частной собственности, свободой предпринимательской деятельности.

Государство и право принимают активную роль в устройстве новой хозяйственной жизни общества, о чем свидетельствует либерализация цен, налоговая политика, природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы. Примером соединения рынка и активной роли государства является КНР.

Замечание 2

Безусловно, для формирования здоровых рыночных отношений требуется значительный период в жизни страны, усилие народа и самого государства. Этот переход предполагает не только устойчивое развитие страны, но и решительную борьбу с организованной экономической преступностью и коррупцией, борьбу за утверждение демократии и законности.

Политика и мораль

Мораль или нравственность своими оценками охватывает все сферы жизни общества, включая экономическую и политическую.

Политика и мораль представляют собой сложные отношения политики к тем нравственным нормам, которые приняты в обществе.

Являясь организационными и контрольными сферами социума, функционируют они в нем по-разному.

Мораль сдерживает человека и не позволяет ему совершать недостойных поступков.

Политика появляется с началом возникновения государств и политических институтов, появляется две системы управления – мораль и политика.

Для создания управленческой структуры они имеют разные источники.

Источниками для морали являются традиции, обычаи, ценности, т.е. существует нормативно-ценностная подоплека.

Основу политики составляют интересы всех общественных групп, перерастающие потом в законы.

Надо сказать и о том, что правящая верхушка может навязать обществу законы, которые защищают только её интересы.

Различия политики и морали:

  • Требования морали универсальны и к какой-то конкретно существующей ситуации не относятся. Они абстрактны, и их сложно оценить.
  • Политика должна учитывать конкретные общественные условия, нарушение которых ведет к наказанию.

Попытку разделить понятия морали и политики теоретически предпринял Н. Макиавелли, утверждавший, что человек имеет коварную природу, и, если, например, правителю необходимо удержать власть, он способен прибегнуть к средствам, далеким от общепринятых моральных норм.

Аморальную и безнравственную политику используют тоталитарные режимы.

Замечание 3

Для политической ситуации в России в 90-е годы свойственна была аморальная политика, прикрывавшаяся либералистическими идеями. Провозглашаемые демократические лозунги того времени с точки зрения права были не только безнравственными, но и преступными.

Но, только одни моральные принципы в управлении обществом, тоже утопичны. Политика и мораль, таким образом, являются понятиями трудно совместимыми на практике. Политические интересы стоят на первом плане и, чтобы политика не стала аморальной, общество должно контролировать правящую верхушку.

spravochnick.ru

Социальные нормы в экономике труда

В статье рассматривается роль социальных норм в трудовой сфере, их назначение, функции социального контроля. Выделены факторы, влияющие на выработку социальных норм. Определено воздействие социальных норм на трудовое поведение работников в коллективе.

Социальные нормы – это общепринятые правила, регулирующие поведения людей и деятельность организации в их взаимоотношениях. К ним относят:

  • нормы морали;
  • обычаи, традиции, обыкновения;
  • корпоративные нормы или нормы общественных объединении;
  • религиозные нормы;
  • правовые нормы.

Выделяют также эстетические нормы, нормы этикета (в том числе нормы дипломатического этикета), экономические, технические.

Эффективная трудовая деятельность работников в коллективе, независимо от уровня объединения, возможна при условии выполнения всеми членами коллектива социальных норм, принятых в коллективе и ожидаемых в поведении каждого. Осуществление этого условия призвано обеспечить социальный контроль поведения в сфере труда.

В основе социальных норм лежат ценности, которые представляют собой совокупность значимых для работника или же всего коллектива объектов, субъектов или же каких-либо процессов. Под социальными нормами в рамках экономики труда, понимают единые стандарты, модели, эталоны и предписания должного поведения работника, которые ожидают от представителя того или иного коллектива либо какой-то его части, к примеру, от руководителей, подчиненных и т.д. В случае, когда система социальных ценностей характеризуется устойчивостью, воспроизводимостью и распространенностью в рамках коллектива, то формируется и конкретизируется система социальных норм. Таким образом, вырабатываются определенные социальные роли, которые необходимы и присущи каждому работнику.

Социальные нормы необходимы для осуществления регуляции и саморегуляции какой-либо социальной общности. Способом обеспечения единства и целостности коллектива часто выступает социальный контроль труда. Он заключается в оценке поведения работников в коллективе и воздействии на него с целью обеспечения его соответствия принятым общеколлективным нормам. Без выработки социальных норм и их соответствия становится практически невозможной слаженная работа коллектива.

Выделим три функции социального контроля в сфере трудовых отношений:

  • оценочная, выражается в оценке социально значимых поступков работников и сравнении их с теми нормами, которые выработаны в данном коллективе;
  • стимулирующая, выражается в реагировании на поведение работника, как на позитивное, так и на негативное с целью регуляции;
  • укрепление трудовой дисциплины, выражается в формировании таких условий труда, которые будут способствовать повышению дисциплины.

Примерами социальных норм труда могут выступать: творческий подход к труду, желание трудится, высокая степень инициативности и наличие общих целей в трудовом коллективе и целей широкого сообщества. Отношение члена трудового коллектива к принятым нормам трудовой морали отражает его отношение к собственной трудовой деятельности. Выделим ряд факторов, которые способны оказать положительное влияние на отношение работника к социальным нормам:

  • постоянная работа, в отличие от временной более четко указывает ориентиры для работы и способствует выработки и закреплению у работника ценностных ориентиров.
  • интересная работа способствует выполнению рабочих обязанностей в срок и с личной заинтересованностью.
  • поощрения, как дополнительный стимул к качественному труду.
  • заработная плата — важный экономический фактор, который позволяет человеку выработать и закрепить социальные нормы.
  • уважение со стороны руководителя – это фактор, который дает понимание работнику о том общем деле, цели трудового коллектива, которая является основополагающей для всего коллектива и определенного сообщества.
  • условия труда позволяют выработать определенные модели и тактики поведения различным категориям работников.

Наряду с факторами положительно, влияющими на выработку и усвоение работниками социальных норм, можно выделить и негативно влияющие: малозначительность труда работника, отстраненной участие в производстве, отсутствие карьерного роста, плохие условия труда, экономическая ненадежность работы для индивида и другие.

Социальные нормы, поскольку являются правилами трудового поведения работников, отличаются от экономических и иных технологических норм труда. Ценности членов трудового коллектива и выработанные на их основе социальные нормы регулируют сферу взаимодействия работника с обществом, другими работниками или с социальными организациями. Такие выработанные нормы предписывают работнику должное поведение и допустимые поступки, а также проступки в сфере труда. Коллектив ожидает, что каждый работник будет следовать правилам поведения, в основе которых лежат выработанные социальные ценности и нормы.

Установление норм трудового поведения в качестве важнейших внешних регуляторов активности работников раскрывается в двух выполняемых ими функциях — предписывающей и оценочной. Выполняя предписывающую функцию, социальная норма задает работнику или группе работников определенный, должный вид поведения. В этом случае, норма выполняет роль особой меры обязательных или допустимых вариантов поведения, являясь основанием для выбора работником тех или иных его вариантов. С помощью оценочной функции фактическое поведение работников оценивается в соответствии со стандартами поведения. На базе получаемой оценки, поведение регулируется поощрением желательных и осуждением нежелательных поступков. Таким образом, нормы трудового поведения являются эталоном, с которым субъект социального контроля соотносит поступки работников.

novainfo.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ — это… Что такое ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ?


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
— 1) экономические показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических отношений. На основе Э.н. строятся взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом; наряду с налогами, ценами они продолжают выступать как реальные рычаги регулирования экономики; 2) в банковской деятельности: методы управления денежным оборотом и регулирования банковских операций. К ним относят показатели отчисления для регулирования кредитных ресурсов, других отчислений, введение коэффициентов ликвидности, достаточности капитала. Установление таких нормативов для коммерческих банков — прерогатива центрального банка.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ» в других словарях:

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ — показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических отношений. На… …   Экономический словарь

  • Экономические нормативы — – экономические показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических …   Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • экономические нормативы —    показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических отношений.… …   Словарь экономических терминов

  • Экономические нормативы для банков — методы управления денежным оборотом и регулирования банковских операций. Установление экономических нормативов для коммерческих банков является прерогативой центрального банка. См. также: Экономические нормативы для банков Банковское… …   Финансовый словарь

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ БАНКОВ — методы управления денежным оборотом и регулирования банковских операций. К ним относят показатели отчисления для регулирования кредитных ресурсов, других отчислений, коэффициенты ликвидности, достаточности капитала. Установление таких нормативов… …   Экономический словарь

  • экономические нормативы для банков —    методы управления денежным оборотом и регулирования банковских операций. К ним относят показатели отчисления дня регулирования кредитных ресурсов, других отчислений, введение коэффициентов ликвидности, достаточности капитала. Установление… …   Словарь экономических терминов

  • НОРМАТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Регуляторы Экономические — стоимостные формы (цены, налоги,банковские проценты, экономические нормативы), влияющие через механизм интересов на участников рынка. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • НОРМЫ И НОРМАТИВЫ — экономические показатели, применяемые для централизованного управления хозяйственной деятельностью предприятий, имеют особое значение для контроля над соблюдением технических и экономических условий хозяйствования (Н. запасов, Н. расходования… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — экономические показатели, в соответствии с которыми производится финансирование образования на федеральном уровне …   Профессиональное образование. Словарь


dic.academic.ru

ВОПРОС 38. ПРАВО И ЭКОНОМИКА.


⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 18Следующая ⇒

Право есть система правовых норм, обладающих общеобязательной силой, установленных или санкционированных государством, обеспечиваемых государственным принуждением, обладающих формальной определенностью и направленных на регулирование общественных отношений.

Экономика определяется в словаре С.И. Ожегова как:

1) совокупность производственных отношений, соответтсвующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе;

2) организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности;

3) научная дисциплина.

Правовые нормы и экономические нормы являются одной из разновидностей социальных норм.

Социальная норма – это правило общежития людей, правило социально значимого поведения членов общества.

Однако, важно иметь ввиду, что между правовыми нормами и иными социальными нормами (в том числе экономическими) существуют следующие принципиальные различия:

1. Если правовые нормы носят общеобязательный характер, являясь обязательными для всех граждан, находящихся на территории данного государства, то иные социальные нормы общеобязательного характера не имеют.

2. Нормы права санкционируются или устанавливаются государством тогда, как иные социальные нормы возникают спонтанно или вырабатываются обществом либо общественными группами.

3. В то время, как право обеспечивается государством путем применения государственного принуждения в случае нарушения правовых норм, иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и то при условии, что они не противоречат праву.

4.Правовые нормы отличаются от всех иных видов социальных норм признаком формальной определенности.

5. Формальная определенность требует их письменной, документальной формы. Такая форма дает всем исполнителям права ясное и точное представление о содержании, пределах действия норм и другие необходимые сведения. Правовые нормы фиксируется в официальных государственных документах (нормативно-правовых актах), тогда как иные социальные нормы не имеют такого закрепления. И если иногда они и закрепляются в письменных источниках (например, нормы морали и религии в Библии), то государство не имеет к этому никакого отношения.

В сфере хозяйственной жизни общества, где действует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование, важная роль принадлежит экономическим законам, нормам, нормативам.

Экономические законы, нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, с/х, торговли, денежно-финансовую систему, деятельность банков, бирж, налоговой системы.

Например, закон денежного обращения — экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения.

Требования экономических законов находят выражение в правовых актах, которые разрабатываются и принимаются на основе выводов и положений экономической науки.

Рыночная экономика опирается прежде всего на саморегулирующуюся систему рыночных отношений. В то же время государство во всех высокоразвитых странах стимулирует развитие экономики, обеспечивает социально-политическую стабильность общества. Экономическая функция государства относится к числу самых главных функций государства.

Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.

Правовое воздействие на экономику.

Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Правовое регулирование понимают как одну из форм правового воздействия.

Информационное и ценностное правовое воздействие на экономику, равно как и экономики на право, может иметь различную результативность и направленность. Например, когда правовая информация оказывает одностороннее воздействие, то есть сообщая сведения правового характера, при этом учитывая частично или не учитывая вобще информацию, поступающую из экономической сферы. Или, получая эк инф, данные об уровне развития экономики и т.д., право при необходимости, и, прежде всего, потребности в этом экономики преобразовывает эту информацию в правовую. Взаимное воздействие права и экономики друг на друга по информационному и ценностному направлениям, строго говоря, не является не собственно экономическим, не собственно юридическим. Собственно юридическое воздействие на общественные отношения оказывает правовое регулирование.

Не только регулируя, но и охраняя от антиправовых посягательств общественные отношения, используя соответствующие принудительные средства, право достигает, в нашем случае, такого состояния экономики, когда регламентированный нормами правовой режим действует в равной степени во всех ее масштабах. Прежде всего по средствам правового регулирования можно достичь определенной запрограммированной результативности в экономике, в общественных отношениях в целом.

Правовое воздействие – это процесс, включающий в себя имеющие отношение к праву функциональные системные образования. Генеральной целью правового воздействия является воплощение в общественную жизнь прежде всего правовых предписаний.

Правовое воздействие шире правового регулирования. В него можно включать (а не только выделять как формы) информационное воздействие права, ценностно-ориентированное влияние, правовое регулирование как таковое и правореализацию.

Формы правового воздействия:

Опережающее воздействие. В процессе правового воздействия может отсутствовать правовая норма, она может существовать в своем прообразе – правовой идее, которая может и не трансформироваться в правовую норму, однако экономическая система уже реагирует на эту правовую идею, особенно в случае если это может повлечь за собой ухудшение положения кого-либо из хозяйствующих субъектов. Например, мы можем наблюдать реакцию рынка ценных бумаг на идею об ограничении участия иностранных инвесторов изменением спрос на соответствующие ценные бумаги и активизацию рынка недвижимости в следствие обсуждения предложений об усилении гос контроля за крупными сделками и т.п.

Запаздывающее воздействие. Реакция правотворца на меняющуюся экономическую ситуацию появляется не всегда тогда, когда этого требует экономика, а с некоторым опозданием, так как требуется время для принятия решения. За то время состояние экономики меняется, и попытки стабилизации могут оказаться безуспешными. Кроме того, есть другие обстоятельства, в силу которых результат часто отдален во времени от самого решения (как бы ни был эффективен правовой акт, он не может тотчас ликвидировать безработицу, изменить уровень доходов, снизить инфляцию и т.п.).

Деструктивное правовое воздействие, как крайний вариант правового воздействия, при котором само действие нормативного акта может привести к правонарушениям, в интересующем нас аспекте – к теневой экономике. Например, с развитием товарного производства становится деструктивным Закон 12 Таблиц, требовавший осуществление обмена в форме манципации. С развитием ремесла и торговли правило манципации стало трудно выполнимым и тормозило развитие товарного производства.

К. Маркс. Человек, конечно, не в состоянии изменить объективные законы, по которым развививаются производственные отношения, однако он может либо ускорить развитие эк отношений в соответствии с существующей объективной закономерностью, либо затормозить их.

Экономической сфере органически присуще право, июо экономика, в которой сталкиваются интересы различных индивидов, фирм, продавцов и потребителей, государства, наконец – без права существовать не может, поскольку именно право определяет меру дозволенного эгоизма.

Таким образом, право в экономической сфере выступает своего рода экономическим продуктом, ценность и полезность которого для общества заключается в его определенности, предсказуемости и обеспеченности.

Можно выделить 2 группы экономических отношений, отличающихся правовыми режимами, в которых действует субъекты:

1) отношения в имущественно-стоимостной сфере овеществленного труда. Правильная оценка (цена) товара может возникнуть лишь в ситуации правового равенства и свободы воли индивидов.

2) Отношения связанные с общественным характером экономических процессов. Соответственно, чтобы их синхронизировать, совместить с процессами в иных сферах, необходимо вмешательство общественной воли через властные структуры в экономическую сферу. Такое вмешательство не всегда можно провести на принципах равенства, и оно порой имеет вид административного воздействия.

В условиях рыночной экономики очевидна необходимость закрепления «принципа экономической свободы», и приоритет в развитии гражданско-правового законодательства, в условиях административно-командной экономики – настоятельна необходимость перераспределения доходов и структурирования хозяйственных связей, и налицо крен в развитии «законодательства» хозяйственного, об общественных фондах потребления, социального и т.д. (при этом объем налогового зак-ва незначителен).

Особое внимание в современной экономической литературе уделяется вопросам правового регулирования рынка. И рынок и право относятся к разряду общечеловеческих ценностей, являются достоянием мировой цивилизации, вероятно, они должны взаимодействовать не нанося ущерба друг другу.

Функциями права в рыночной экономике можно считать:

1) создание соответствующей правовой базы для поддержания условий функционирования рынка: экономические свободы и ценовой конкуренции;

2) установление «правил игры» для экономических агентов, с одной стороны стимулирую предпринимательсткую деятельность, с другой стороны, учитывать интересы личности, общества, государства.

Право в экономической сфере, учитывая нравственные ценности общества, должно ориентироваться на экономические интересы агентов экономики, тем самым экономически ( а не императивно) вытесняя альтернативные праву институты.

Особенностью правового воздействия на экономические отношения является то, что право устанавливает лишь ограничения, параметры, нормативы, заданные велечины, экономика преобразует их в конкретные экономические показатели.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

НОРМЫ И НОРМАТИВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ это что такое НОРМЫ И НОРМАТИВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: определение — Экономика.НЭС

НОРМЫ И НОРМАТИВЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

классифицируются по периоду действия на долгосрочные (перспективные), среднесрочные (пятилетние), краткосрочные (годовые), оперативные (квартальные, месячные, суточные, сменные, часовые). По функциональному назначению нормы и нормативы являются основой для прогнозирования, планирования, организации, регулирования, контроля и учета потребности в производственных ресурсах и их использования. По признаку «степень научной обоснованности» нормы и нормативы подразделяются на постоянные, которые пересматриваются по мере изменения организационно-технических условий; временные, наименее обоснованные и требующие корректировки после применения, имеющие ограниченный срок действия, по истечении которого они непременно должны быть уточнены и скорректированы; разовые, разработанные для определенных условий на основе ограниченного массива данных, срок действия которых прекращается после введения постоянных нормативных величин; типовые, прогрессивные, научно обоснованные нормы и нормативы, являющиеся основой для разработки на их базе местных, учитывающих конкретные условия производства. Следующим признаком классификации является «степень дифференциации ресурсов», согласно которой они могут быть укрупненными (групповыми), т.е. разработанными в целом на технологический процесс, определенный объем производства, группу оборудования, или индивидуальные, предназначенные для нормирования детали, узла, технологической операции, единицы оборудования, работы, продукции. Одним из признаков классификации является «способ количественного выражения», т.е. оценка показателей в абсолютном или относительном измерении. По целевому назначению технико-экономические нормы и нормативы предназначены для нормирования труда и заработной платы, сырья и готовой продукции, вспомогательных материалов, топлива и энергии, оборудования и запасных частей к нему.

Оцените определение:

Источник: Глобальная экономика. Энциклопедия

vocable.ru

Плановые экономические нормы и нормативы

Важнейшими направлениями дальнейшего совершенствования планирования являются выбор наиболее эффективных путей достижения высоких конечных результатов, рациональное сочетание отраслевого и территориального планирования, перспективных и текущих планов, внедрение более совершенных плановых показателей, разработка плановых заданий, сбалансированных по всем показателям. При разработке планов экономического и социального развития предприятий необходимо усилить роль пятилетних планов, внедрять систему научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов в планах следует более полно учитывать внутренние резервы производства и новейшие достижения научно-технического прогресса.  [c.75]
Технико-экономические нормы и нормативы организации производства включают календарно-плановые длительности производственного цикла, размер оптимальной партии выпуска одноименных предметов, норму опережения в обработке предмете труда производственными подразделениями и др. Эти нормы характеризуют рациональность организации производственного процесса и внедрение передовых методов его организации.  [c.131]

Наличие прогрессивных норм и нормативов—непременное условие планового ведения народного хозяйства, ибо научная обоснованность плана и его показателей определяется прогрессивностью соответствующих технико- экономических норм и нормативов. Прогрессивные нормы и нормативы способствуют выявлению и максимальному использованию резервов производства, разработке напряженных плановых заданий во всех звеньях народного хозяйства, служат базой оперативного планирования и контроля производственных процессов.  [c.230]

Технико-экономические нормы и нормативы организации производства включают календарно-плановые нормативные показатели длительность производственного цикла, размер оптимальной партии выпуска одноименных предметов, нормативы отчислений в фонды экономического стимулирования и др.  [c.231]

Для эффективного функционирования хозяйственного механизма бригад необходим ряд организационных предпосылок обеспечение производственно-технологической завершенности работ, поручаемых бригаде организация разделения и кооперации труда в бригаде организация контроля и учета использования ресурсов создание организационных условий для функционирования экономического механизма, т. е. создание и постоянное поддержание на прогрессивном уровне системы технико-экономических норм и нормативов использование планово-учетных единиц, непосредственно характеризующих конечную продукцию бригады и связанных с конечной продукцией объединения сочетание директивного планирования с бригадным хозрасчетом, с предоставлением бригаде широкой оперативно-хозяйственной самостоятельности и использование присущих хозяйственному расчету экономических рычагов и стимулов.  [c.188]

В задачи раздела плановые технико-экономические нормы и нормативы входят создание и систематизация плановых технико-экономических нормативов и норм для разработки научно  [c.143]

Кроме контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов при разработке пятилетних планов в основу расчета плановых показателей должна быть положена система научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов по видам работ, затратам труда, сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также нормативов использования производственных мощностей и удельных капитальных вложений.  [c.11]

В социалистическом хозяйстве нормы и нормативы служат основой планирования затрат живого и овеществленного труда, разработки плановых балансов трудовых, технических и материально-энергетических ресурсов. Они способствуют пропорциональности развития производства в соответствии с требованиями экономических законов, с учетом объективных условий той или иной отрасли, района, предприятия. Прогрессивные нормы и нормативы — непременное условие планового ведения народного хозяйства, ибо научная обоснованность плана и его показателей определяется прогрессивностью соответствующих технико-экономических норм и нормативов. Прогрессивные нормы и нормативы способствуют выявлению и максимальному использованию резервов производства, разработке напряженных плановых заданий во всех звеньях народного хозяйства, служат базой оперативного планирования и контроля производственных процессов.  [c.25]

Методы разработки плановых технико-экономических норм и нормативов обусловлены отраслевыми особенностями вырабатываемой продукции, технологических процессов и состава производственных ресурсов  [c.29]

Реализация принципов внутрипроизводственного хозяйственного расчета требует определения системы планирования деятельности хозрасчетных звеньев, разработки системы экономических норм и нормативов установления обоснованных плановых заданий организации точного учета и контроля, построения правильной системы материальной заинтересованности и ответственности.  [c.314]

При планировании применяют технико-экономические нормы и нормативы, разработка которых является одним из этапов плановых расчетов. Основной задачей, решаемой при подготовке нормативного обеспечения плана, является оптимальное использование и распределение нововведений, включая внедрение новой техники, технологии, средств и систем организации труда и производства, методов экономического стимулирования. Нормативы пятилетнего планирования разрабатывают по объектам планирования (нефтепроводным предприятиям, направлениям перекачки и т. п.). Нормативы перспективного планирования уточняют и конкретизируют.  [c.155]

План производства и реализации продукции — основной и ведущий раздел плана экономического и социального развития предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели плана в целом. При разработке этого раздела следует исходить из заданий вышестоящих организаций по производству важнейших видов продукции и освоению ее новых видов заданий пятилетнего плана предприятия по производству и реализации продукции установленных вышестоящими организациями объемов работ промышленного характера и услуг на сторону хозяйственных договоров расчета производственных мощностей предприятия и увеличения степени их использования в течение планируемого периода остатков продукции на начало и конец планируемого года мероприятий по плану технического развития производства плановых технико-экономических норм и нормативов форм расчетов и сроков документооборота.  [c.226]

Плановые технико-экономические нормы и нормативы  [c.234]

Плановые технико-экономические нормы и нормативы должны быть прогрессивными и научно обоснованными, т. е. отражать не только современный достигнутый уровень развития техники, технологии и организации производства, но и прогнозируемый на будущий период. Поэтому нормы и нормативы должны своевременно пересматриваться.  [c.235]

План технико-экономических норм и нормативов. Разработка плановых технико-экономических нормативов и норм необходима для научного обоснования всех плановых показателей. Здесь обосновывают нормативы использования оборудования и производственных мощностей, нормы и нормативы использования основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, а также нормы и нормативы труда — норму времени, норму выработки, нормированные задания, нормы обслуживания. В разделе содержатся долгосрочные (утверждаемые на пятилетку) экономические нормативы, которые используют при планировании соответствующих показателей.  [c.253]

Плановые технико-экономические нормы и нормативы. Основой всякого плана являются прогрессивные нормы и нормативы, разрабатываемые с учетом конкретных условий производства, передового опыта и оптимальных технологических режимов.  [c.81]

В разделе плановые технико-экономические нормы и нормативы содержатся разработанные с учетом конкретных условий производства, передового опыта и оптимальных технологических режимов прогрессивные нормы и нормативы использования производственных мощностей, нормы расхода различных материально-технических средств, нормативы использования оборотных средств, а также нормативы и нормы живого труда. Нормы и нормативы служат основой для разработки научно обоснованного техпромфинплана и повышения эффективности производства. Основные резервы, включаемые в план, вскрываются при разработке этих и предшествующих разделов техпромфинплана. Поэтому следует разработать и утвердить нормы и нормативы в самом начале работы над техпромфинпланом.  [c.104]

Нормы — это установленные максимально допустимые абсолютные величины затрат материалов, топлива, энергии, труда на единицу продукции с учетом достижений современной науки, техники и передового опыта. Нормативы — это показатели, характеризующие степень относительного использования ресурсов либо устанавливающие величину параметров, определяющих плановые задания. Нормы и нормативы подразделяются на технико-экономические и экономические. Наиболее распространены технико-экономические нормы и нормативы, с помощью которых составляется научно обоснованный план хозрасчетного предприятия, проверяется степень его напряженности, оцениваются результаты хозяйственной деятельности. Вместе с тем для организации хозрасчета большое значение имеют экономические нормы, с помощью которых регулируются распределение финансовых ресурсов предприятия, его экономические взаимоотношения с вышестоящей организацией и другими предприятиями. 302  [c.302]

Поощрительные фонды для планово-рентабельных и планово-убыточных предприятий определяются в проектах их пятилетних планов с разбивкой по годам в зависимости от фондообразующих показателей, исчисляемых нарастающим итогом с начала пятилетки. Установление одновременно с контрольными цифрами нормативов для определения размеров поощрительных фондов призвано заинтересовать предприятия в разработке напряженных пятилетних планов. Такими планами считаются те из них, которые обеспечивают выполнение установленных заданий и рациональное использование на нормативном уровне производственных мощностей и затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Указанный уровень рассчитывается на основе системы прогрессивных, научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов.  [c.283]

Финансовое планирование является органической составной частью плакирования экономического и социального развития СССР. В соответствии с этим финансовое планирование — неотъемлемая часть технико-экономического планирования. В основе составления финансового плана лежат показатели планов производства, материально-технического обеспечения, труда и социального развития, капитального строительства, по прибыли, издержкам и рентабельности производства, по внедрению новой техники, фондам экономического стимулирования, а также плановые технико-экономические нормы и нормативы.  [c.266]

Трудовые показатели содержатся в пяти разделах годового плана (основные показатели, план повышения эффективности производства, плановые технико-экономические нормы и нормативы, план по труду и кадрам и план по фондам экономического стимулирования).  [c.167]

С учетом взаимодействия всех указанных факторов устанавливается набор планово-оценочных показателей и экономических норм и нормативов для цехов при переходе их на хозрасчет. Ниже приведена общая схема процесса формирования системы показателей и нормативов хозрасчетного цеха.  [c.28]

Показатели и нормативы должны соответствовать конкретному производству и быть понятными трудовому коллективу. Это третье требование, предъявляемое к системе планово-оценочных показателей и экономических норм и нормативов.  [c.29]

Реализация принципов внутрипроизводственного хозяйственного расчета предусматривает регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения, предоставление им необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности в маневрировании производственными ресурсами, в выборе путей выполнения плановых заданий и мобилизации внутренних резервов производства. Для этого за подразделениями закрепляются необходимые производственные фонды, разрабатывается система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов для планирования, учета, контроля, экономических оценок и стимулирования хозяйственной деятельности. Подразделениям устанавливаются также обоснованные плановые задания, обеспечивающие выполнение задач, стоящих перед предприятием в целом.  [c.120]

Кравченко В.А. Система экономических норм и нормативов -инструмент планового управления социалистическим производством /V Вопр. полит, экономии. — Киёв, 1987. — Внп. 191. — С.41-47.  [c.56]

Плановые технико-экономические нормы и нормативы содержат обоснование различных видов норм и нормативов, составляющих расчетную базу техпромфинплана.  [c.228]

Плановые технико-экономические нормы и нормативы. В этом разделе рассчитываются нормы и нормативы на средства труда, предметы труда и затраты живого труда, которые используются при разработке других разделов техпромфинплана. Нормы и нормативы устанавливаются с учетом вскрытых в ходе технико-экономического анализа резервов.  [c.176]

ПЛАНОВЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ  [c.248]

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы Госплану СССР предложено поднять на качественно новый уровень содержание планирования на основе усиления роли перспективных планов, широкого применения программно-целевого метода, внедрения системы научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов. Таким образом, научное обоснование норм затрат труда способствует совершенствованию плановой работы на предприятиях газовой промышленности. Для стимулирования внедрения научно обоснованных норм в Постановлении разрешается выплачивать рабочим единовременное вознаграждение за счет экономии, получаемой в результате пересмотра этих норм. Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам предоставлено право разрешать по согласованию с ВЦСПС министерствам и ведомствам вводить в производственных объединениях (на предприятиях) повышенные до 20 % расценки при работе по прогрессивным технически обоснованным нормам.  [c.149]

Техпромфинплан состоит из сводного раздела, который содержит основные показатели производственно-хозяйственной деятельности, плана производства и реализации продукции, повышения эффективности производства плановых технико-экономических норм и нормативов плана капитального строительства, материально-технического снабжения, по труду и заработной плате, по прибыли, издержкам производства и рентабельности, по фондам экономического стимулирования, финансового плана и плана социального развития коллектива предприятия. Все эти разделы соответствуют разделам пятилетнего плана, вза имосвязаны и направлены на всемерное повышение производства.  [c.226]

Система планово-оценочных показателей и экономических норм и нормативов должна отвечать ряду общих требований. Во-первых, состав хозрасчетных показаге-  [c.28]

economy-ru.info

экономические нормативы — это… Что такое экономические нормативы?


экономические нормативы

   показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических отношений. На базе экономических нормативов строятся взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом; наряду с налогами, ценами они продолжают выступать как реальные рычаги регулирования экономики.

Словарь экономических терминов . 2015.

  • экономические категории
  • экономические нормативы для банков

Смотреть что такое «экономические нормативы» в других словарях:

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ — показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических отношений. На… …   Экономический словарь

  • Экономические нормативы — – экономические показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических …   Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ — 1) экономические показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Экономические нормативы для банков — методы управления денежным оборотом и регулирования банковских операций. Установление экономических нормативов для коммерческих банков является прерогативой центрального банка. См. также: Экономические нормативы для банков Банковское… …   Финансовый словарь

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ БАНКОВ — методы управления денежным оборотом и регулирования банковских операций. К ним относят показатели отчисления для регулирования кредитных ресурсов, других отчислений, коэффициенты ликвидности, достаточности капитала. Установление таких нормативов… …   Экономический словарь

  • экономические нормативы для банков —    методы управления денежным оборотом и регулирования банковских операций. К ним относят показатели отчисления дня регулирования кредитных ресурсов, других отчислений, введение коэффициентов ликвидности, достаточности капитала. Установление… …   Словарь экономических терминов

  • НОРМАТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Регуляторы Экономические — стоимостные формы (цены, налоги,банковские проценты, экономические нормативы), влияющие через механизм интересов на участников рынка. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • НОРМЫ И НОРМАТИВЫ — экономические показатели, применяемые для централизованного управления хозяйственной деятельностью предприятий, имеют особое значение для контроля над соблюдением технических и экономических условий хозяйствования (Н. запасов, Н. расходования… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — экономические показатели, в соответствии с которыми производится финансирование образования на федеральном уровне …   Профессиональное образование. Словарь


economics_ru.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *