Экспериментальные методы в психологии это: Экспериментальный метод в психологии — Экспериментальная психология

Экспериментальный метод исследования в психологии

Содержание

Понятие и специфика экспериментального метода исследования в психологии

Определение 1

Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или процессе.

Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта, явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия, либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение, поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Свойства эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфика экспериментальных методов исследования состоит в следующем:

  1. Данные методы исследования базируются на организации особых условий пребывания объекта исследования и реализации его деятельности, которые оказывают решающее воздействие на изучаемые психологические параметры объектов изучения;
  2. В процессе прохождения эксперимента, первоначальные условия пребывания объекта преобразуются в различных направлениях.

Замечание 1

Эксперимент позволяет исследователю занять активную позицию, наблюдать и при необходимости возобновлять это наблюдение в любое время и в любом удобном для этой деятельности месте.

Экспериментальное исследование проводится при тщательном контроле и четко установленных условиях организации.

Стоит отметить, что экспериментальное исследование отличается достаточно высокой стоимостью, а условия его проведения не всегда в точной степени отражают реальность, настоящие показатели исследуемого объекта или процесса.

И все же, экспериментальное исследование обеспечивает научное обоснование психологическому исследованию. Научность психологического исследования подтверждается следующими факторами:

  1. Аналитический подход в исследовании с применением разнообразных переменных.
  2. Сравнительный подход в исследовании. Результаты эксперимента рассматриваются в качестве итогов функционирования причинных параметров, находящихся под контролем экспериментатора.
  3. Проведение проверки, сделанных в процессе исследования выводов о том, каким образом, исследуемый показатель воздействует на психику и ее процессы.
  4. Проведение оценки реальности психологической гипотезы, ее принятие или отвержение.

Применение экспериментов в психологической области предполагает обязательное вмешательство экспериментатора в развитие личности. Оно может носить разнообразный характер: быть как вредным, так и нести пользу. В этой связи важно обращать внимание на верное истолкование и интерпретацию данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Экспериментальная психология — Психологос

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

— Лабораторный эксперимент

— Естественный эксперимент

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

— тест Люшера

— графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

Клуб distant-nik Сентябрь 2020

Экспериментальные методы в психологии

В отличие от наблюдения здесь психолог активно вмешивается в процесс. Он целенаправленно и преднамеренно варьирует какие-то факторы (входные воздействия) и фиксирует изменения в изучаемом процессе. Эксперимент ориентирован на изучение причинно-следственных связей психического явления. Одно из важных требований к эксперименту — его воспроизводимость, т. е. возможность неоднократно повторять наблюдения в одних и тех же условиях для исключения случайных ошибок.

Различают следующие виды экспериментальных методов:

  • Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, приближенных к реальным. Результаты эксперимента с определенной степенью достоверности переносятся в реальную обстановку. В юридической практике, например, часто используется для проведения судебно-психологической экспертизы, для оценки особенностей познавательных процессов сотрудников правовых органов и др.
  • Натуральный (естественный, или полевой) эксперимент проводится в условиях реальной деятельности испытуемого: в учебном классе, на самолете, в реально действующем трудовом коллективе. В работе следователя этот метод находит применение в виде следственного эксперимента, когда подозреваемого вывозят на предполагаемое место преступления для подтверждения его действий в реальной обстановке.
  • Формирующий эксперимент совмещает процедуры психологического исследования, обучения, воспитания, тренировки. Может проводиться в виде тренингов, игр, решения конкретных ситуаций и. .т, Д-Метод не ограничивается регистрацией результатов, а создает специальные условия для развития личностных качеств испытуемых. Широко используется в педагогической психологии.

Обычно результаты эксперимента перед их интерпретацией подвергаются математической обработке с целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на исследуемые показатели, определения общей закономерности развития исследуемого явления, а также поиска областей ожидаемого эффекта и т. д.

Экспериментальный метод в психологии. — Студопедия

Эксперимент (Бехтерев) –один из основных методов объективного исследования психики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависимые экспериментальные переменные.

Эксперимент (Дружинин) –совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.

Эксперимент (Кэмбелл) – та часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные.

Цель любого исследования – подтвердить предположение. Основная цель эксперимента – построение такой исследовательской ситуации, в которой становятся доступными для объективного изучения особенности внутренних психических явлений.

Общая принципиальная схема эксперимента.

1.Социальная потребность

2. Изучение существующего опыта

3. Гипотеза

4. Определение задач, переменных, предмета, сбор данных

5. Опровержение или подтверждение гипотезы.

При опровержении гипотезы – ее изменение

Экспериментальные переменные.

Переменная – это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены.

Независимая переменная НП – экспериментальное воздействие или экспериментальный фактор, активно изменяемая исследователем переменная.


Зависимая переменная ЗП – фактор, изменение которого обусловлено действием НП.

НП включает:

1. Характеристики заданий – то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно.

2. Особенности ситуаций – относятся те переменные, которые непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.

3. Состояние испытуемого (физические, химические, психологические. биологические признаки, возраст, пол, статус).

В качестве ЗП выступают параметры вербального и невербального поведения (число ошибок, время, затраченное на выполнение задания). Выбор параметра определяется экспериментальной гипотезой. Исследователь должен добиться того, чтобы ЗП была операционализирована – поддаваться регистрации в ходе эксперимента.


Преимущества эксперимента:

1. Наиболее рациональный метод – ориентирован на выделение интересующего феномена и на контроль над его динамикой в специально созданных условиях.

2. Возможности измерений динамики феномена.

3. Возможности использования количественных мер в анализе данных.

4. Возможности использования статистически методов ( элементы статистики позволяют находить более устойчивую базу для объяснения данных и выдвижения новых гипотез).

5. Единственный метод, который может быть воспроизведен, повторен. Повторение действия помогает уточнить эффект, получить новые данные.

Недостатки эксперимента:

1. Искусственность – побуждает к активности механизмы психики, которые могут не входить в предмет исследователя, но влияют на предмет.

2. Опосредованность – в качестве средства выбирается модель естественных условий, которая побуждает к активности феномены, о наличии которых экспериментатор может не знать.

3. Аналитичность (умозрительность) – изучается модель.

4. Наличие экспериментатора.

Метод эксперимента в психологии — основные задачи, цели

Научно-психологическую работу в настоящее время трудно представить без проведения экспериментальных исследований. Метод эксперимента в психологии — это опыт, который осуществляется исследователем в особых условиях с целью получения новых знаний о психике испытуемого. Одной из особенностей психологического эксперимента является «субъектность» объекта изучения.метод эксперимента в психологии

Понятие психологического эксперимента по-разному трактуется современными психологами. Обычно подразумевается проведение наряду с экспериментом, целого комплекса эмпирических методов:

  • тестирование;
  • опрос;
  • наблюдение.

Рассматривая человека как объект познания, нужно учитывать то, что он обладает сознательностью и определенной активностью. А значит, может оказывать существенное влияние не только на процесс исследования, но и на результат.

Главные цели и задачи экспериментального метода

цели и задачи экспериментального методаЦелью проведения психологического эксперимента всегда является достижение наибольшей однозначности в установлении связей между внутренними психическими процессами и их внешними проявлениями.

Основной задачей экспериментального метода в психологии считается выявление и осуществление максимальной доступности для проведения внешнего наблюдения за особенностями внутренних психических процессов.

Для этого изменяют условия внешней деятельности и экспериментальным путем подбирают такую ситуацию, при которой наблюдаемое протекание данного акта в полной мере свидетельствовало о внутреннем психическом содержании. Задачей для варьирования условий служит нахождение одной, единственно верной интерпретации совершенного поступка или действия, исключив при этом вероятность других.

Метод эксперимента в психологии и типы исследований

типы исследований

Для получения материала применяют следующие способы:

  • активный — квазиэксперименты, модификации лабораторных экспериментов;
  • пассивный — измерения, корреляционные исследования, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Методы, относящиеся к первой группе, применяют для воздействия на объект, чтобы вызвать конкретное явление или процесс. А использование методов из последней группы приводит к фиксированию естественно протекающих процессов.

При проведении исследований отбирают основную рабочую группу и контрольную.

Типы экспериментальных исследований в зависимости от формальных оснований:

  1. Исследовательский или поисковый эксперимент. Он проводится для выяснения, есть ли причинная связь между переменными. То есть, проверяют гипотезу о существовании зависимостей, которые вероятно возможны между независимой и зависимой переменными A и B. Например, может ли быть связь между появлением у человека идеального слуха и прослушиванием классической музыки?
  2. Подтверждающий эксперимент проводится лишь в том случае, если получены данные о том, что между переменными есть качественная связь. После чего исследователь выдвигает гипотезу о виде связи. Например, не все музыкально одаренные люди предпочитают слушать классическую музыку. Но стоит узнать, какие музыкальные жанры им больше всего нравятся.

эксперимент

В качестве характеристики методов эксперимента в психологии используют такие понятия как:

  • полевые исследования — наблюдения за процессами, протекающими естественным путем;
  • пилотажный эксперимент — пробный, предваряющий целую серию экспериментов, для него характерен сокращенный план работы и меньшее число испытуемых;
  • критический эксперимент — проводится с целью одновременной проверки всех выдвинутых гипотез и предположений.

В психологии методы эксперимента позволяют обеспечить исследователям высокую точность полученных результатов. При возникших сомнениях всегда можно провести повторное изучение в тех же условиях.

Метод эксперимента в психологии (человеческое поведение) — видео

Экспериментальная психология — Википедия с видео // WIKI 2

Эксперимента́льная психоло́гия — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.

Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    19 675

    4 388

    7 748

    4 474

    3 518

  • ✪ Экспериментальная психология (лекция 1)

  • ✪ Экспериментальная психология (лекция 3)

  • ✪ Экспериментальная психология (лекция 2)

  • ✪ Бредовые идеи. Психология бреда. Лекция И.В. Журавлева

  • ✪ Экспериментальная психология (лекция 4)

Содержание

Общие сведения

Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.

В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.

В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  1. Организационная группа:
  2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
  3. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
  4. Интерпретационные методы
    • Генетический метод (анализ фаз развития)
    • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярные точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации[1]. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Diagramma.jpg

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

См. также

Примечания

  1. ↑ Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993. — С.88-95.

Литература

  • Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов.— 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — ISBN 5-8046-0176-8
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 30. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — ISBN 5-94723-290-1.
  • Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — ISBN 5-7567-0373-X.
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1.
  • Серебреников В. С. Экспериментальная психология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

Ссылки

Diagramma.jpg Эта страница в последний раз была отредактирована 31 мая 2020 в 12:20.
классификация, выбор метода и обработка результатов :: BusinessMan.ru

Молодая наука психология долгие десятилетия подвергалась гонениям и не воспринималась научным сообществом. Выделиться из философии ей удалось только в конце девятнадцатого века, но и после ей приходилось доказывать свою состоятельность. Делалось это, в первую очередь, посредством экспериментально-психологических методик. Они позволили отыскать обоснование многим научным теориям и сделать несколько значимых для мирового сообщества открытий.

Стоит отметить, что в этот период времени методы экспериментального исследования были основными и единственными. Ученые только накапливали знания в данной области, поэтому остро нуждались в поисках новых подходов к предметам своего исследования. Со временем применение экспериментального метода исследования стало всего лишь частью методологии и сейчас используется наравне с другими способами доказать справедливость той или иной теории.

Однако на сегодняшней день экспериментальная психология вызывает множество споров. Ученые не могут определить ее допустимые границы и то место, которое ей можно отвести в системе знаний. Несмотря на эти сложности, методы проведения экспериментальных исследований вызывают с каждым годом все больший интерес у специалистов в данной области и людей, которые желают применять психологические знания на практике.

методы экспериментального исследования

Методы научных исследований: краткая характеристика

Перед тем как полностью погрузиться в классификацию методов экспериментального исследования, необходимо составить общее представление о методиках исследований, без которых сложно представить деятельность ученых.

Простым языком их можно охарактеризовать как совокупность приемов и способов, дающих возможность специалистам получить достоверные сведения об объекте исследований. Это позволяет выстроить очередную научную теорию, а также разработать ряд практических рекомендаций, которые будут активно использоваться в дальнейшей работе другими учеными.

Так как психологию сложно представить без исследовательских методик, то на примере этой науки их разобрать проще всего. К тому же методы исследования в психологии крайне ограничены, в них несложно разобраться даже стороннему человеку. А результат их применения может оказаться очень впечатляющим.

Методы исследования в психологии: виды

Основные методы разделяют на две группы:

  • наблюдение;
  • эксперимент.

Первый метод можно охарактеризовать как целенаправленный сбор данных по объекту исследования и анализ полученной информации. По итогу он должен дать объяснение тем или иным психологическим факторам, регулирующим поведение личности.

Метод наблюдения имеет ряд требований, на которых мы остановимся кратко:

  • естественные условия;
  • четкая направленность;
  • регистрация всех полученных результатов.

При этом методика имеет свою процедуру и делится на несколько подвидов. Так как это не является темой нашей статьи, то мы не станем акцентировать внимание читателей на данной информации. А вот о методах экспериментального исследования мы поговорим более подробно.

 методы исследования в психологии

Эксперимент: краткая характеристика и отличительные черты

Методы экспериментального исследования можно описать как целую стратегию и совокупность действий. Она включает в себя отслеживание того или иного процесса, а также влияние на него с помощью изменения тех или иных условий. Благодаря этому проверяется та или иная гипотеза, ее можно подтвердить или опровергнуть. Причем возможность влиять на процесс и менять изначальные условия дает более полную информацию об объекте исследования.

Главное отличие метода экспериментального исследования от наблюдения заключается в том, что ситуация, в которой будет находиться объект исследования является искусственно смоделированной. Причем организатор активно вмешивается в нее. Он может в зависимости от поставленных задач эксперимента менять одну или несколько переменных, фиксируя происходящие изменения. Можно сказать, что исследователь изучает не только сам объект и его реакции, но и то, каким образом взаимодействуют между собой и объектом переменные.

Также хочется уточнить, что экспериментальная методика подразумевает полный контроль за исследуемым и переменными, вводимыми для отслеживания реакций. В этом заключается еще одно различие между обеими методиками. Если наблюдение не дает возможности предвидеть какие-то процессы, то эксперимент позволяет их спрогнозировать и смоделировать. Также часто исследователи осознанно вызывают те или иные реакции, манипулируя переменными. Это позволяет наиболее полно изучить объект. Считается, что данная методика единственная, которая может в полной мере доказать состоятельность той или иной теории либо гипотезы.

Специфика методики и ее достоинства

Основная специфика эксперимента крайне проста – это вмешательство в процесс исследования для того, чтобы менять условия, пока не будут получены все данные. Именно это и является основной целью применяемых методов опытно-экспериментального исследования.

Нельзя не упомянуть о достоинствах методики. Они довольно многочисленны, что и объясняет ее востребованность в научном мире:

  • возможность осознанно вызывать определенные психические явления;
  • возможность воздействия на условия эксперимента;
  • выявление причинно-следственных связей.

Экспериментальным путем можно получить достаточно много фактов, ведь он позволяет четко устанавливать взаимосвязь между изменяющимися условиями и психологическими процессами.

лабораторные методы исследования

Ограничения в применении эксперимента

Выбор метода экспериментальных исследований подходит не для всех ситуаций. Ведь организовать грамотный эксперимент довольно сложно. Специалисты утверждают, что он должен быть смоделирован таким образом, чтобы объект исследования даже не подозревал о своем участии в тех или иных процессах.

К сожалению, это удается не всегда, и тогда возникает опасность того, что сам объект исследования начнет влиять на результаты процесса. Испытуемый может ощущать страх, желание подать себя в более выгодном свете, что не позволит получить информацию о его истинных психологических реакциях.

Также в некоторых психологических экспериментах недопустимо произвольно менять переменные. Данное действие не позволит выявить причинно-следственные связи и сводит на нет все преимущества обсуждаемой методики.

Еще одна сложность заключается в том, что в ряде экспериментов исследователь и объект изучения должны тесно общаться между собой. При этом между ними устанавливается эмоциональная связь, которая способна повлиять на поведение объекта. В этом случае результат не может считаться абсолютно чистым и требует дополнительных исследований. Возможно, в этом случае должны использоваться иные методики.

Виды эксперимента

В научном мире принято выделять два вида эксперимента:

  • лабораторные методы исследования;
  • естественный эксперимент.

Если их охарактеризовать кратко, то лабораторный эксперимент заключается в тщательной подготовке. Он проходит в специальных помещениях с большим количеством оборудования, при этом все объекты отдают себе отчет в том, что принимают участие в исследованиях. Однако истинные цели происходящего могут быть от них скрыты.

Естественный эксперимент подразумевает тщательное сокрытие от объекта всех данных о его вовлечении в научный процесс.

применение экспериментального метода исследования

Лабораторный эксперимент

Рассматривая лабораторные методы исследования более широко, можно представить их как моделирование деятельности объекта в ограниченном пространстве. При этом используются все возможные методы изучения, очень важным нюансом является применение современных технических средств и разработка специальной инструкции. Ее должен придерживаться индивид, принимающий участие в эксперименте, и все его участники.

Полученные в результате научные данные должны быть максимально чистыми, это возможно лишь при условии стопроцентного повторения естественных условий в ограниченном пространстве. Однако стоит учесть, что полностью воспроизвести данные условия невозможно. Обычно это делается лишь фрагментарно. В этой методике сочетаются главные достоинства и недостатки эксперимента, как психологического исследования. С одной стороны, она позволяет максимально точно контролировать все введенные в процесс переменные, а с другой – не дает скрыть вовлеченность объекта в исследовательский процесс.

Естественный эксперимент

Экспериментально-теоретический метод исследования, названный позже «естественным», был впервые введен в практику в начале двадцатого века. Его суть заключается в неведении объекта исследования о проведении эксперимента и условиях, максимально приближенных к его привычной среде обитания.

Главным плюсом данной методики является возможность исследователя активно влиять на испытуемого и сам процесс, но при этом оставаться не вовлеченным во все действия. Это дает невероятную чистоту полученных данных, но одновременно лишает возможности повторить эксперимент. Попадая в сходные условия еще раз, объект начинает понимать, что они созданы целенаправленно.

Последние годы в научном мире регулярно ведутся диспуты на тему этичности подобной методики. Дело в том, что в процессе эксперимента используется скрытая техника. Жизнь индивида становится источником пристального внимания, при этом исследователи не получают его согласия на участие в процессе. Эксперимент может стать настоящей психологической травмой в случае раскрытия его условий.

экспериментально психологические методики

Этапы эксперимента

Стоит учитывать, что каждый эксперимент состоит из определенных этапов. Этот нюанс очень важен для чистоты процесса:

  • Определение целей и задач. Данный этап считается определяющим, на нем выявляется актуальность проблемы. Параллельно выстраивается план, который должен учитывать все накопленные по изучаемой теме знания.
  • На втором этапе непосредственно и происходит эксперимент. Он состоит в воздействии исследователей на окружающий мир. При этом вырабатывается специальная методика. Она напрямую зависит от поставленных задач и изучаемых проблем. Причем она вполне может стать и универсальной, все зависит от того, насколько востребована проблематика эксперимента.

При этом методы обработки экспериментальных исследований в зависимости от задач остаются неизменны. Главным в этом процессе остается, повторимся, чистота полученных данных.

Классификация экспериментов

Данный вопрос требует детального рассмотрения, так как на сегодняшний день классификация находится в прямой зависимости от многих факторов. Обычно она ставится в зависимость от двух характеристик. О них стоит поговорить подробно.

По результату воздействия выделяют три вида экспериментов:

  • Констатирующий. В процессе исследования у объекта не формируются какие-либо новые установки, не появляются новые свойства, а уже имеющиеся не получают должного развития. Согласно данной классификации экспериментатор занимает позицию, сходную с поведением стороннего наблюдателя.
  • Формирующий. Здесь участие организатора эксперимента является наиболее активным. Во многих случаях объект полностью изменяется, зачастую эти изменения носят необратимый характер. При этом сама организация эксперимента позволяет не просто регистрировать полученные данные, но и раскрывать динамику, механизмы воздействия, этапы формирования тех или иных психологических процессов и так далее.
  • Патопсихологический. Данный эксперимент можно поставить в особенный разряд, так как исследователя мало интересуют итоговые результаты. В процессе своего воздействия на объект выявляются и изучаются способы, которыми индивид приходит к данному результату. Можно сказать, что основной оценке подвергаются мыслительные процессы.

Специалисты классифицируют эксперименты и по уровню осознанности:

  • полная осведомленность объекта обо всех нюансах будущего эксперимента;
  • частичная осведомленность индивида, где кроме конкретных фактов ему могут предоставить и ложные гипотезы;
  • сокрытие задач, целей и сроков эксперимента (зачастую испытуемый даже не имеет представления, что стал объектом наблюдения).

Кроме перечисленных категорий можно еще назвать контрольный и пилотажный эксперименты.

экспериментально теоретический метод исследования

Работа с испытуемым и обработка данных

Объект исследований и сам экспериментатор должны находиться в некоем взаимодействии. Этот момент является самым сложным, поэтому методика не может работать без разработки инструкции.

При этом необходимо учитывать, что главной задачей является не сама разработка подобного текста, а понимание его участниками эксперимента. Именно за это в первую очередь отвечает психолог, ведь зачастую в одинаковых условиях люди абсолютно по-разному воспринимают информацию. Одни сразу же понимают все требования, указанные в инструкции, а вот другим требуется некоторое время. Эксперимент нельзя начинать, пока не будут готовы все его участники.

Еще одной проблемой является отбор объектов. По результатам, показанным той или иной категорией испытуемых, будут делаться выводы по довольно обширной социологической группе. Поэтому исследователи часто подбирают первые объекты ошибочно, и только потом формируются более подходящие группы индивидов. Но даже в этом случае они разделяются на две группы.

Инструкция, выдаваемая объектам, создается по общим правилам. Она должна отражать следующие моменты:

  • цель и задачи;
  • ход и особенности происходящего.

К тому же текст должен быть максимально информативным и лаконичным.

методы проведения экспериментальных исследований

Обработка результатов требует долгого времени. При этом важно учитывать, насколько были искажены они в процессе эксперимента. Психология знает случаи, когда исследователь, глубоко убежденный в состоятельности своей теории, влиял на поведение объектов. Также сами участники эксперимента могут в процессе угадать задачи и цели всего происходящего, непроизвольно подстраиваясь под ожидаемый результат.

экспериментальных методов в психологии 101 на AllPsych Online

Экспериментальные методы

Начиная с общего и переходя к более конкретному, первая концепция, которую мы должны обсудить, — это теория. Теорию можно определить как «общий принцип, предложенный для объяснения взаимосвязи ряда отдельных фактов». Другими словами, теория — это «идея об отношениях». Чтобы проверить правильность теории или нет, нам нужно провести исследование. Теории изложены в общих чертах, поэтому нам нужно более точно определить, что мы будем делать в нашем эксперименте.

Для этого нам нужно определить переменные в нашей теории, чтобы они были тестируемыми, и в каждом эксперименте есть два типа переменных: experiment

  • Независимая переменная (IV) — переменная, которой манипулирует экспериментатор (входная переменная)
  • Зависимая переменная (DV) — переменная результата (результаты эксперимента)

Определяя наши переменные, которые мы будем использовать для проверки нашей теории, мы выводим нашу гипотезу, которая является проверяемой формой теории.

В качестве примера скажем, что у нас есть теория, что люди, которые водят спортивные автомобили, более агрессивны в теории взаимодействия с другими. Нашей независимой переменной будет тип автомобиля, на котором вы ездите (спорт, седан, внедорожник и т. Д.). Наши зависимые переменные, результатом нашего исследования, будет агрессия. Нам нужно было бы дополнительно определить агрессию, чтобы мы могли ее протестировать, например, ускорить или отключить других людей в пробке. Теперь у нас есть основы нашего очень простого эксперимента, и мы можем написать нашу гипотезу: люди, которые водят спортивные автомобили, ездят с превышением скорости чаще, чем люди, которые водят другие типы автомобилей.

Научные предубеждения

Теперь у нас есть гипотеза, которая является первым шагом в проведении эксперимента. Однако прежде чем мы сможем продолжить, нам необходимо знать о некоторых аспектах исследований, которые могут повлиять на наши результаты. Другими словами, что может помешать нашим результатам в этом исследовании быть точными. Эти аспекты называются научными предубеждениями, и есть три основных искажения, которые нам необходимо учитывать.

  • Смещение выбора — происходит, когда различия между группами присутствуют в начале эксперимента.
  • Placebo Effect — включает в себя влияние на производительность из-за убеждения субъекта в результатах. Другими словами, если я верю, что новое лекарство поможет мне чувствовать себя лучше, я могу чувствовать себя лучше, даже если новое лекарство — только таблетка сахара. Это демонстрирует способность ума изменять восприятие человеком реальности.
  • Предвзятость экспериментатора — Точно так же, как убеждения человека могут влиять на его или ее восприятие, так же как и убеждение экспериментатора.Если я делаю эксперимент и действительно верю, что мое лечение работает, или я действительно хочу, чтобы лечение работало, потому что это будет означать большие деньги для меня, я мог бы вести себя таким образом, что будет влиять на предмет.

Управление смещением

После тщательного изучения нашего исследования и определения того, что может повлиять на наши результаты, которые не являются частью эксперимента, нам необходимо контролировать эти предубеждения. Для контроля смещения выбора в большинстве экспериментов используется так называемое «случайное назначение», что означает назначение субъектов каждой группе на основе случайного, а не человеческого решения.Чтобы контролировать эффект плацебо, субъекты часто не информированы о цели эксперимента. Это называется слепым исследованием, потому что испытуемые слепы к ожидаемым результатам. Чтобы контролировать отклонения экспериментатора, мы можем использовать двойное слепое исследование, что означает, что как экспериментатор, так и испытуемые не видят цели и ожидаемых результатов исследования.

Стандартизация

У нас есть наша гипотеза, и мы знаем, что такое наш предметный пул, следующее, что мы должны сделать, это стандартизировать эксперимент.Стандартизация относится к конкретному набору инструкций. Причина, по которой мы хотим, чтобы эксперимент был стандартизирован, двояка.

Во-первых, мы хотим убедиться, что всем субъектам даны одинаковые инструкции, представлены эксперименты одинаковым образом, и что все данные собираются точно так же или все субъекты. Во-вторых, одиночные эксперименты, как правило, не могут стоять самостоятельно. Чтобы действительно показать, что результаты действительны, эксперименты должны быть воспроизведены другими экспериментаторами с другими субъектами.Чтобы сделать это, экспериментаторы должны точно знать, что мы сделали, чтобы они могли повторить это.

,
17 Преимущества и недостатки экспериментального метода исследования в психологии — ConnectUS

Существует множество методов исследования, используемых для определения того, имеют ли теории, идеи или даже продукты обоснованность на рынке или в сообществе. Одним из наиболее распространенных вариантов, используемых сегодня, является экспериментальное исследование. Его популярность объясняется тем, что становится возможным получить полный контроль над одной переменной при проведении исследований. Этот процесс позволяет манипулировать другими задействованными переменными, чтобы определить обоснованность идеи или ценность того, что предлагается.

Результаты экспериментальных исследований проходят через процесс администрирования и мониторинга. Эта структура позволяет исследователям определить подлинное влияние того, что находится под наблюдением. Это процесс, который дает результаты с высокой степенью точности практически в любой области.

Таким образом, заключение может предложить окончательную ценность, которую можно рассмотреть, что позволит узнать, выгодно ли каким-либо образом продолжение поиска информации.

Плюсы и минусы экспериментальных исследований показывают, что этот процесс очень эффективен, создавая точки данных для оценки со скоростью и регулярностью.Это также вариант, которым можно легко управлять, когда исследователи хотят, чтобы их работа делала конкретные выводы.

Список плюсов экспериментальных исследований

1. Экспериментальные исследования предлагают самые высокие уровни контроля.
Процедуры, связанные с экспериментальными исследованиями, позволяют выделить конкретные переменные практически по любой теме. Это преимущество позволяет определить, являются ли результаты жизнеспособными. Переменные управляются сами по себе или в сочетании с другими, чтобы определить, что может произойти, когда каждый сценарий доведен до конца.Это преимущество, которое применяется к идеям, теориям и продуктам, предлагая значительное преимущество, когда для прогресса необходимы точные результаты или показатели.

2. Экспериментальные исследования полезны в любой отрасли и предмете.
Поскольку экспериментальные исследования предлагают более высокие уровни контроля, чем другие доступные методы, они предлагают результаты, которые обеспечивают более высокие уровни актуальности и специфичности. Возможные результаты также имеют превосходную согласованность.Это полезно в различных ситуациях, которые могут помочь каждому участнику увидеть ценность своей работы, прежде чем они будут реализовывать серию событий.

3. Экспериментальные исследования воспроизводят естественные условия со значительными преимуществами в скорости.
Эта форма исследования позволяет копировать определенные параметры окружающей среды в контроле лабораторной обстановки. Эта структура позволяет экспериментам воспроизводить переменные, которые в противном случае потребовали бы значительных временных затрат.Это процесс, который дает исследователям возможность получить значительный контроль над посторонними переменными, которые могут возникать, создавая пределы непредсказуемости элементов, которые неизвестны или неожиданны при достижении результатов.

4. Экспериментальное исследование предлагает результаты, которые могут повторяться.
Причина, по которой экспериментальное исследование является таким эффективным инструментом, заключается в том, что оно дает определенный набор результатов из документированных шагов, которым может следовать любой.Исследователи могут дублировать переменные, используемые во время работы, а затем контролировать переменные таким же образом, чтобы создать точный результат, который дублирует первый. Этот процесс позволяет подтвердить научные открытия, понять эффективность программы или предоставить доказательства того, что продукты полезны для потребителей.

5. Экспериментальные исследования дают конкретные выводы.
Благодаря высоким уровням контроля, которые доступны в результате экспериментальных исследований, результаты, которые происходят в результате этого процесса, обычно являются актуальными и конкретными.Исследователи определяют неудачу, успех или какой-то другой конкретный результат из-за точек данных, которые становятся доступными в результате их работы. Вот почему легче перенести идею любого типа на следующий уровень с помощью информации, которая становится доступной благодаря этому процессу. Во время манипуляций с переменными всегда необходимо доводить результат до его естественного вывода для сбора желаемых данных.

6. Экспериментальные исследования работают и другими методами.
Вы можете использовать экспериментальные исследования с другими методами, чтобы гарантировать, что данные, полученные в результате этого процесса, являются максимально точными.Результаты, которые получают исследователи, должны быть в состоянии стоять самостоятельно для проверки, чтобы иметь результаты, которые являются действительными. Такое сочетание факторов позволяет стать сверхспецифичным с информацией, получаемой в ходе этих исследований, одновременно предлагая новые идеи для других форматов исследований.

7. Экспериментальные исследования позволяют определить причинно-следственную связь.
Поскольку исследователи могут манипулировать переменными при проведении экспериментальных исследований, становится возможным искать различные причинно-следственные связи, которые могут существовать при поиске новой мысли.Этот процесс позволяет вовлеченным сторонам глубоко изучить имеющиеся возможности, демонстрируя, какие конкретные выгоды возможны при достижении результатов. Это структура, которая стремится понять конкретные детали каждой ситуации как способ получения результатов.

Список минусов экспериментальных исследований

1. Экспериментальные исследования страдают от потенциальных ошибок человека.
Экспериментальные исследования требуют от тех, кто участвует, поддерживать определенные уровни переменного контроля для создания значимых результатов.Этот процесс сопряжен с высоким риском возникновения ошибки на некоторой стадии процесса по сравнению с другими возможными вариантами. Когда эта проблема остается незамеченной, поскольку результаты становятся передаваемыми, создаваемые ею данные отражают неправильное понимание рассматриваемой проблемы. Это недостаток, который может исключить ценность любой информации, которая развивается из этого процесса.

2. Экспериментальные исследования — это длительный процесс.
Экспериментальные исследования должны выделить каждую возможную переменную, когда предмет изучается.Затем он должен провести тестирование каждого рассматриваемого элемента, пока не станет возможным разрешение, которое затем требует сбора данных. Этот процесс должен повторяться, чтобы любые выводы были подтверждены усилиями. Затем комбинации переменных должны пройти оценку таким же образом. Это область исследований, которая иногда стоит больше, чем потенциальные выгоды или прибыль, которые достижимы, когда в конечном итоге достигается благоприятный результат.

3. Экспериментальные исследования создают нереальные ситуации, которые все еще получают обоснованность.
Средства управления, необходимые при проведении экспериментальных исследований, увеличивают риск того, что данные со временем станут неточными или поврежденными. Исследователям, участвующим в исследовании, все еще будет казаться, что они могут не увидеть, что переменная — это нереальная ситуация. Переменные могут отклоняться в определенном направлении, если информация перемещается в определенном направлении благодаря усилиям вовлеченных исследователей. Исследовательская среда также может сильно отличаться от реальных обстоятельств, что может свести на нет ценность результатов.

4. Экспериментальные исследования пытаются измерить человеческие реакции.
Люди испытывают стресс бесчисленным образом в течение среднего дня. Персональная драма, политические аргументы и сроки работы могут повлиять на данные, которые собирают исследователи при измерении тенденций человеческого реагирования. То, что происходит внутри контролируемой ситуации, не всегда происходит в реальных сценариях. Вот почему этот метод не является правильным выбором для использования в группе или индивидуальной обстановке, где человеческий ответ требует измерения.

5. Экспериментальные исследования не всегда создают объективную картину.
Объективное исследование необходимо для обеспечения эффективных результатов. Когда у исследователей есть разрешение манипулировать переменными любым способом, который они выбирают, тогда этот процесс увеличивает риск личного смещения, неосознанного или иного, влияющего на результаты, которые в итоге получаются. Люди могут смещать свое внимание, потому что им становится неудобно, они вызваны этим событием или хотят манипулировать результатами для своей личной повестки дня.Таким образом, выборки данных являются лишь отражением этой одной группы, а не предлагают данные по всей демографической группе.

6. Экспериментальные исследования могут испытывать влияние событий в реальном времени.
Проблема с человеческой ошибкой в ​​экспериментальных исследованиях часто затрагивает исследователей, проводящих эту работу, но она также может влиять на изучаемых людей. Многочисленные внешние переменные могут повлиять на ответы или результаты без ведома исследователей. Внешние триггеры, такие как окружающая среда, политический стресс или физическое влечение, могут изменить обычную точку зрения человека, не будучи очевидной.Внутренние триггеры, такие как клаустрофобия или социальные взаимодействия, также могут изменить реакцию. Трудно понять, являются ли данные, собранные с помощью этого процесса, элементом честности.

7. Экспериментальные исследования не всегда могут контролировать все переменные.
Хотя экспериментальные исследования пытаются контролировать каждую возможную переменную или комбинацию, лабораторные установки не могут достичь этого ограничения при любых обстоятельствах. Если данные должны быть собраны в естественной обстановке, то риск неточной информации возрастает.Некоторые исследовательские работы делают упор на один набор переменных над другим из-за воспринимаемого уровня важности. Вот почему в некоторых ситуациях становится практически невозможно применить полученные результаты к общей численности населения. Группы не всегда сопоставимы, даже если этот процесс обеспечивает более значительную переносимость, чем другие методы исследования.

8. Экспериментальные исследования не всегда стремятся найти объяснения.
Цель экспериментального исследования — ответить на вопрос

.

экспериментальных исследований

Если исследователи намереваются сделать причинно-следственные связи, они обычно используют экспериментальное исследование , которое обычно, но не всегда, проводится в лаборатории. Лабораторная среда позволяет экспериментатору проводить контролируемые наблюдения с использованием шагов научного метода.

Постановка задачи. При формулировании проблемы в психологическом исследовании исследователь поднимает вопрос о поведении или психических процессах.Возможно, следователь задается вопросом, улучшают ли определенные условия окружающей среды или отрицательно влияют на работу двигателя. Исследователь может оперативно определить представляющее интерес состояние окружающей среды как «фоновую музыку», а характеристики двигателя — как «скорость печати». Затем исследователь предлагает ответ на вопрос исследования («Какова связь между скоростью набора текста и фоновым шумом?»), Который называется гипотезой. Гипотеза постулирует взаимосвязь между двумя переменными, независимой переменной (той, которой манипулирует экспериментатор — в данном случае фоновая музыка) и зависимой переменной (той, которая изменяется в результате манипулирования независимой переменной — в этом случае скорость печати).Экспериментатор предполагает, что «увеличение громкости фоновой музыки приведет к снижению скорости набора текста».

Дизайн исследования. После того, как исследуемая проблема выбрана, экспериментатор должен решить, как провести исследование. Большая часть информации, используемой в психологии и других науках, была собрана в лабораторных ситуациях, потому что они облегчают использование многих элементов управления во время сбора данных. Например, при изучении скорости фоновой музыки / скорости набора текста все предметы будут отправлены в лабораторию для тестирования и будут использовать одни и те же пишущие машинки для прохождения тестов.Экспериментатор должен будет решить, использовать ли две группы предметов с сопоставимыми навыками набора текста и выставить одну группу на уровень громкости музыки, отличный от того, который используется с другой (, дизайн между субъектами ), или последовательно выставить те же предметы на музыку двух уровней громкости ( в рамках предмета дизайна ). Каждая процедура имеет свои преимущества и недостатки. (Решения относительно процедуры использования зависят от многих факторов, которые изучаются на курсах экспериментального дизайна.)

Сбор данных. Экспериментатор собирает данные (скорость набора при разных уровнях громкости) для проверки гипотезы в соответствии с выбранным планом эксперимента.

Анализ данных. Данные анализируются соответствующими статистическими методами. В этом случае средние оценки двух наборов данных скорости / уровня громкости будут сравниваться, чтобы увидеть, являются ли различия значительными или могут быть случайными.

Выводы по данным. На основании анализа данных можно сделать выводы о предполагаемой взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными. Гипотеза о том, что «увеличение громкости фоновой музыки приведет к снижению скорости набора текста», может быть подтверждена данными (увеличение громкости фоновой музыки — манипулирование независимой переменной — , а — уменьшение набора текста скорость — зависимая переменная) или может не поддерживаться данными (увеличение громкости не привело к снижению скорости набора текста ).

Отчет о результатах. Процесс, используемый в и результаты, полученные в результате исследования собираются и записываются. Если результаты исследования имеют достаточную значимость, они могут быть опубликованы в научном журнале (как упомянуто выше, что позволяет воспроизвести или опровергнуть исследование другим исследователем) и могут в конечном итоге использоваться довольно прагматично. Например, если исследование определит, что фоновая музыка (или, возможно, фоновая музыка определенного уровня громкости) улучшает производительность при наборе текста, некоторые работодатели могут использовать результаты в своих компаниях.Научные знания во всех науках растут в результате информации, собранной с помощью научного метода.

Фундаментальные и прикладные исследования. Целью фундаментального исследования в области психологии является, прежде всего, описание и понимание поведения и психических процессов без непосредственного участия в практическом использовании. Такие исследования, обычно проводимые в университетских условиях, имеют важное значение для расширения научных знаний и развития теорий. Прикладные исследования использует научные исследования для решения проблем повседневной жизни.

На самом деле между двумя типами исследований существует кроссовер. Например, после проведения фундаментальных научных экспериментов по определению нейронных механизмов, связанных с болезнью Паркинсона, тот же исследователь может затем предпринять прикладной проект, продолжив исследование, чтобы найти терапевтическое лекарственное средство, которое изменяет функционирование выявленных нервных механизмов расстройства и тем самым снимает симптомы.

,

Лучшие 6 методов педагогической психологии

В следующих пунктах выделены шесть лучших методов педагогической психологии. Методы: 1. Самоанализ 2. Метод наблюдения 3. Экспериментальный метод 4. Клинический метод 5. Генетический или развивающий метод 6. Методы тестирования.

Психология, которую мы наблюдали раньше, является систематическим и научным исследованием поведения человека. У него есть свои специальные инструменты и процедуры. Эти инструменты и процедуры помогают нам собирать и систематизировать его предмет или существенные факты о нем.Эти процедуры называются его методами.

Эти методы должны быть научными, последовательными и систематическими, если знания, которые мы получаем через них, будут использоваться в научных целях. Педагогическая психология использует все эти основные методы психологии. Помимо этих методов, существуют некоторые другие методы, которые используются педагогами-психологами при сборе и организации необходимых данных.

Ниже приведены некоторые из его методов:

Метод № 1.Самоанализ:

(a) Метод :

Самоанализ является одним из самых старых методов и присущ психологии. Это означает заглядывать внутрь себя, изучать работу наших собственных умов и сообщать о том, что мы там находим. Другими словами, это метод «самонаблюдения» — наблюдения индивида за его собственными психическими состояниями непосредственно путем направления внимания на определенный опыт с определенной целью.

Этот вид самонаблюдения, следовательно, не является смутным, бессистемным или случайным наблюдением.Например, студенту было предложено ответить на вопрос. Он должен вспомнить некоторые факты, полученные им, чтобы организовать их определенным образом, а затем сообщить, каким образом он пытался вспомнить, что он думал и чувствовал, пытаясь вспомнить. Таким образом, это метод, в котором человек наблюдает, анализирует и сообщает о своих собственных чувствах, мыслях или обо всем, что происходит в его уме в ходе умственного действия или опыта.

(b) Преимущества :

Метод имеет много преимуществ.Это позволяет нам понять свой ментальный настрой в определенное время и, таким образом, проливает свет на поведение, которое отражает умственный опыт. Простого объективного и прямого наблюдения за человеком недостаточно. Нам нужно знать, что происходит в уме этого человека. Художник рисует картину. Мы внимательно наблюдаем за ним и обнаруживаем, что он сидит, поглощенный определенной позой, что он делает определенные жесты или что он смешивает те или иные цвета.

Но как он это делает, какие чувства и мысли передают его разум, мы можем узнать только тогда, когда он анализирует свой собственный ум и сообщает.Только тогда мы в состоянии полностью понять его действие или поведение живописи. Опять же, метод не влечет за собой никаких затрат. Нет необходимости в какой-либо лаборатории или оборудовании. Мы получаем непосредственное знание о ментальном опыте личности.

(c) Возражения :

Несколько возражений были высказаны против этого метода более поздними психологами, то есть после Титчнера. Это чисто личное дело. Результаты самоанализа являются только субъективными. Что-то происходит в уме другого человека; это не доступно ни мне, ни вам.Следовательно, это не может быть проверено другими наблюдателями. То, что не может быть проверено или повторено другими, не имеет научной обоснованности. Сущность науки заключается в контролируемом наблюдении в условиях эксперимента. Научные результаты всегда поддаются проверке. Следовательно, самоанализ рассматривается как ненаучный метод.

Другая сложность метода заключается в том, что он может разрушить сам опыт или процесс, который он стремится изучать. Наша непосредственная память может прийти нам на помощь, и мы можем вспомнить процесс в значительной степени.Таким образом, самоанализ становится ретроспекцией. Кроме того, этот метод не может быть полезен при изучении детей, животных, безумных людей и умственно отсталых, а также тех, кто плохо разбирается в языке. Это ограничение метода.

(d) Формы :

Одной из форм интроспекции, используемой в психологии образования, является анекдотический метод. Он состоит из записи личных впечатлений о некотором аспекте поведения ученика, который кажется значимым для наблюдателя.По словам Брауна и Мартина, «анекдоты представляют собой описательные описания эпизодов или происшествий в повседневной жизни студента». Эти отчеты пишутся из памяти учителя или наблюдателя.

Метод открыт для критики, так как учитель или наблюдатель, возможно, пропустили определенные вещи или могут не помнить точно. На него также может повлиять внушение.

Анкета является еще одной формой интроспективного метода, который используется для оценки личных качеств, взглядов, мнений и убеждений отдельных лиц.Гальтон использовал этот метод в своем исследовании индивидуальных различий, а Стэнли Холл — в своем исследовании детства и юности.

Анкета — это серия печатных или письменных вопросов, на которые должен ответить человек. Это полезное устройство, которое часто используют консультанты по вопросам образования и профессиональной подготовки. Но полезность этого метода зависит от того, насколько конкретными и понятными являются инструкции. При составлении анкеты необходимо четко понимать поставленные цели.

Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы можно было легко дать ответы или легко проверить правильный ответ.Полученные ответы затем компилируются, классифицируются и анализируются или классифицируются и интерпретируются. Анкета является типом интроспективного метода, потому что ответы на различные вопросы вызывают «ретроспективные процессы», как в чистом интроспекции.

Метод # 2. Метод наблюдения :

1. Метод :

Это один из самых популярных методов, используемых в психологии для сбора данных. Этот метод также называется методом «объективного наблюдения» в отличие от самоанализа, который является методом самонаблюдения.Поведение человека наблюдает кто-то, кроме самого человека. Наблюдаемое поведение может быть выражено в форме телесных изменений, телесных действий, жестов, выражения лица и речи.

Психолог может сесть и сделать заметки о поведении субъекта в определенных условиях. Этот метод широко использовался детскими психологами, которые готовили протокольные записи всего, что ребенок делал в течение определенного периода и в определенной ситуации. Эти наблюдения позволили им сделать определенные обобщения о поведении человека в целом.

2. Трудности :

Психологи обнаружили, что они не могут идти в ногу со скоростью поведения и мышления субъектов, выраженными ими. Эта проблема была решена в значительной степени за счет введения типографской записи, фотографических пленок или использования нескольких стенографистов для записи поведения.

Была и другая проблема, кроме скорости поведения. Чувствовалось, что на поведение субъекта может влиять присутствие психолога в комнате.Субъект может стать застенчивым и не вести себя естественно, что он сделал бы, находясь один в комнате. Это ввело использование односторонних экранов и системы наблюдательных кабин.

Субъект будет вести себя наиболее естественным образом, не зная, что его наблюдают или изучают. Центры развития ребенка и детские консультации обычно оснащены односторонними стеклянными экранами или кабинами для наблюдения. Однако непосредственное наблюдение может быть достаточно эффективным, если субъект или субъекты привыкнут и приспособятся к присутствию психолога.

3. Меры предосторожности :

Чтобы иметь надежные и правильные наблюдения, необходимо принять во внимание определенные меры предосторожности:

Во-первых, наблюдатель должен принять объективную позицию. Наши наблюдения должны быть свободны от наших собственных предубеждений, предрассудков и быть результатом постоянного внимания.

Во-вторых, необходимо, чтобы до того, как мы сформируем оценку поведения человека, мы должны были сделать ряд наблюдений за тем же поведением в аналогичных условиях,

В-третьих, если это необходимо.Мы должны объединить наши наблюдения с наблюдениями других.

В-четвертых, проблема, которую необходимо наблюдать, четко определена, и наблюдатели обучены различать наблюдаемое и интерпретируемое.

В-пятых, чтобы обеспечить точность наблюдения и уменьшить влияние смещения, поведение может наблюдаться в течение определенного периода времени после того, как оно было проанализировано в его различных аспектах.

Это устройство называется «выборкой по времени», т. Е. Поведение выбирается в течение короткого и определенного периода времени, и оно считается представительным для поведения в целом, охватываемого различными анализируемыми элементами вместе.Это устройство было использовано Ивером Джеймсом Робертсоном в его исследовании. «Двухлетний мальчик едет в больницу». Он наблюдал за реакциями госпитализированного ребенка на различные ситуации и людей с подходящими интервалами каждый раз в течение короткого периода времени с помощью тщательно составленной формы, которую должен заполнить наблюдатель.

Метод № 3. Экспериментальный метод :

Экспериментальный метод в психологии был впервые популярен немецким психологом по имени Вундт, который открыл первую психологическую лабораторию в Лейпцинге в 1879 году.Огромный прогресс, достигнутый психологией за последние 50 лет, связан с использованием этого метода.

Экспериментальные исследования пролили свет на различные способы запоминания, влияние различных факторов на обучение, умственную усталость, образ и воображение, размах внимания, влияние практики или тренировки детей на тесты интеллекта, передачу обучения, роль созревания в обучении и тому подобное.

По словам Чапина «Эксперимент — это наблюдение в контролируемых условиях.Фестингер говорит: «Суть эксперимента можно описать как наблюдение влияния зависимой переменной на манипулирование независимой переменной».

Историческая справка:

Экспериментальный метод был впервые введен Уильямом Вундтом в 1879 году в Лейпцигской лаборатории. В 1880 году Эббингхаус провел много экспериментов с памятью. Райс и Обыкновенный провели много экспериментов по достижению правописания. Торндайк, Джуад, Фриман, Колер, Павлов, Скиннер и др.провел много экспериментов в разных областях.

Использование этого метода подняло психологию до статуса экспериментальной науки, такой как физика, химия и физиология, хотя первая не может достичь той степени объективности и проверяемости, которую мы можем получить во второй.

Здесь желательно понять основы экспериментального метода. «Суть эксперимента состоит в том, чтобы контролировать условия, при которых возникает явление, затем систематически изменять эти условия и отмечать результаты.При наблюдении мы довольствуемся фактами, которые мы находим; но в эксперименте мы не. Мы вмешиваемся в них и устраиваем их сами, чтобы посмотреть, что произойдет ………………………. Таким образом, эксперимент — это вопрос природы ».

Таким образом, в этом методе все условия или переменные, влияющие на поведение, поддерживаются постоянными, неизменными или контролируемыми: изменяется только одно конкретное условие. Это конкретное условие или переменные называют «независимой переменной»; другие условия или переменные называются «зависимыми переменными».

Предположим, мы хотим экспериментально изучить повседневное влияние комнатной температуры на группу учащихся, которые учатся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *