Экспериментальный метод это метод – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — это… Что такое ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД?

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — это… Что такое ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД?



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
(EXPERIMENTAL METHOD) В физических науках эксперимент — это метод исследования, в ходе которого в исследуемый процесс умышленно вносятся изменения, последствия которых отслеживаются и измеряются. Эксперимент позволяет естествоиспытателю контролировать все факторы, которые могут воздействовать на изучаемый феномен. В социологии полный контроль (если он вообще возможен) достигается редко, и многие исследования более точно могут быть названы неконтролируемыми наблюдениями. В таких исследованиях для обеспечения некоторой оценки причины и следствия могут использоваться различные методы. Одним из них является метод контрольной группы, который уменьшает, хотя и не устраняет полностью, действие неконтролируемых факторов. Когда предметом исследования являются социальные процессы, и оказывается невозможным использование контрольных групп, а это наиболее распространенная исследовательская ситуация, может быть предпринята попытка причинного моделирования данных.

Социологический словарь. — М.: Экономика.
Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер.
2004.

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ или ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ
  • ЭКСПЕРТИЗА

Смотреть что такое «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД» в других словарях:

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — способ познавания, основанный на опыте. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • экспериментальный метод — eksperimentinis metodas statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Reiškinio ar vyksmo sukėlimas ir jo tyrimas. atitikmenys: angl. experimental method vok. experimentelle Methode, f rus. экспериментальный метод, m pranc. méthode… …   Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

  • экспериментальный метод — eksperimentinis metodas statusas T sritis chemija apibrėžtis Reiškinio sukėlimas ir jo tyrimas. atitikmenys: angl. experimental method rus. экспериментальный метод …   Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

  • экспериментальный метод — eksperimentinis metodas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. experimental method vok. experimentelle Methode, f rus. экспериментальный метод, m pranc. méthode expérimentale, f …   Fizikos terminų žodynas

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — (experimental method) – научный метод для проверки экспериментальной гипотезы посредством сравнения экспериментальной группы, подвергнутой независимой переменной, с не подверженной ей контрольной группой. Это метод отбора в психологии, но в… …   Большой толковый социологический словарь

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — См. эксперимент и научный метод …   Толковый словарь по психологии

  • Экспериментальный метод — (experimental design). Широкий термин, обозначающий выбор исследователем обстановки, испытуемых, способов измерения, а также многие другие аспекты, которые необходимо учитывать для проведения осмысленных и валидных экспериментов …   Психология развития. Словарь по книге

  • Экспериментальный метод — (Experimental method). Стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор манипулирует одной или большим количеством независимых переменных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую… …   Теории личности: глоссарий

  • экспериментальный метод определения надежности — Метод, основанный на статистической обработке данных, получаемых при испытаниях или эксплуатации объекта в целом Примечание Аналогично определяют соответствующие методы контроля надежности. [ГОСТ 27.002 89] экспериментальный метод определения… …   Справочник технического переводчика

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В РАЗВЕДКЕ — см. Метод в разведке экспериментальный. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 …   Геологическая энциклопедия

sociological_dictionary.academic.ru

3. Определение понятия «экспериментальный метод» в широком и узком смысле.

Экспериментальный
метод в широком смысле слова
,
по Т.В. Корниловой, — это изменение
каких-либо условий при изучении
закономерностей в той или иной области
эмпирической реальности.

Экспериментальный
метод в узком смысле слова
,
по Т.В. Корниловой, — это проверка научных
гипотез каузального (причинного)
характера на основе применения нормативов
экспериментального метода.

Материал
последующих лекций будет посвящен
ответам на вопросы:


чем отличаются каузальные, или
причинно-следственные, гипотезы от
других видов научных гипотез?


чем характеризуется эксперимент как
система нормативов проверки гипотез?

4. Понятие эксперимента, его отличие от наблюдения и измерения. Признаки экспериментального психологического исследования.

1.
Первый метод, с которым обычно начинают
знакомить студен­тов, —
наблюдение.

В ряде наук это единственный эмпирический
метод. Классической наблюдательной
наукой является астрономия. Все ее
достижения связаны с совершенствованием
техники наблю­дения. Не меньшее
значение наблюдение имеет в поведенческих
науках. Основные результаты в этологии
(науке о поведении живот­ных) получены
с помощью наблюдения за активностью
животных в естественных условиях.
Наблюдение имеет огромное значение в
физике, химии, биологии. С наблюдением
связан так называемый идиографический
подход
к
исследованию реальности. Последовате­ли
этого подхода считают его единственно
возможным в науках, изу­чающих
уникальные объекты, их поведение и
историю.

Идиографический
подход требует наблюдения и фиксации
еди­ничных явлений и событий. Он широко
применяется в историчес­ких дисциплинах.
Важное значение он имеет и в психологии.
До­статочно вспомнить такие исследования,
как работу А.Р. Лурии «Ма­ленькая
книжка о большой памяти» или монографию
З.Фрейда «Ле­онардо да Винчи».

Идиографическому
подходу противостоит номотетический
подход

исследование, выявляющее общие законы
развития, существова­ния и взаимодействия
объектов.

Наблюдение
является методом, на основе которого
можно реа­лизовать или номотетический,
или идиографический подход к по­знанию
реальности.

Наблюдением
называется
целенаправленное, организованное и
определенным образом фиксируемое
восприятие исследуемого объ­екта.

Результаты фиксации данных наблюдения
называются описа­нием поведения
объекта.

Наблюдение
может проводиться непосредственно или
же с ис­пользованием технических
средств и способов регистрации данных
(фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты
наблюдения и пр.). Одна­ко с помощью
наблюдения можно обнаружить лишь
явления, встре­чающиеся в обычных,
«нормальных» условиях, а для познания
су­щественных свойств объекта
необходимо создание особых условий,
отличных от «нормальных». Кроме
того, наблюдение не позволяет исследователю
целенаправленно варьировать условия
наблюдения в соответствии с замыслом.
Исследователь не может воздействовать
на объект, чтобы познать его характеристики,
скрытые от непосред­ственного
восприятия.

Эксперимент
позволяет выявить причинные зависимости
и от­ветить на вопрос: «Что вызвало
изменение в поведении?». Наблю­дение
применяется тогда, когда либо невозможно,
либо непозволи­тельно вмешиваться в
естественное течение процесса.

Главными
особенностями метода наблюдения
являются:

— непосредственная
связь наблюдателя и наблюдаемого
объекта;

— пристрастность
(эмоциональная окрашенность) наблюдения;

— сложность
(порой — невозможность) повторного
наблюдения. В естественных науках
наблюдатель, как правило, не влияет на
изучаемый процесс (явление). В психологии
существует проблема взаимодействия
наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие
иссле­дователя, если испытуемый знает,
что за ним наблюдают, оказывает влияние
на его поведение.

Ограниченность
метода наблюдения вызвала к жизни
другие, бо­лее «совершенные»
методы эмпирического исследования:
экспери­мент и измерение. Эксперимент
и измерение позволяют объективи­ровать
процесс, ибо они проводятся с использованием
специальной аппаратуры и способов
объективной регистрации результатов
в ко­личественной форме.

В
отличие от наблюдения и измерения,
эксперимент позволяет воспроизводить
явления реальности в специально созданных
усло­виях и тем самым выявлять
причинно-следственные зависимости
между явлением и особенностями внешних
условий.

2.
Измерение
проводится
как в естественных, так и искусственно
созданных условиях. Отличие измерения
от эксперимента состоит в том, что
исследователь стремится не воздействовать
на объект, а ре­гистрирует его
характеристики такими, какими они
являются «объ­ективно»,
независимо от исследователя и методики
измерения

(пос­леднее для ряда наук невыполнимо).

В
отличие от наблюдения, измерение
проводится в ходе прибор-но-опосредованного
взаимодействия объекта и измерительного
ин­струмента: естественное «поведение»
объекта не модифицируется, но контролируется
и регистрируется прибором. При
измерении не­возможно выявить
причинно-следственные зависимости, но
можно установить связи между уровнями
разных параметров объектов. Так измерение
превращается в корреляционное
исследование.

Измерение
обычно определяют как некоторую операцию,
с по­мощью которой вещам приписываются
числа. С математической точки зрения
это «приписывание» требует
установления соответст­вия между
свойствами чисел и свойствами вещей. С
методической точки зрения измерение —
это регистрация состояния объекта
(объ­ектов) с помощью состояний другого
объекта (прибора). При этом должна быть
определена функция, связывающая состояния
— объ­екта и прибора. Операция
приписывания чисел объекту является
вто­ричной: числовые значения на шкале
прибора мы считаем не пока­зателями
прибора, а количественными характеристиками
состояния объекта. Специалисты по теории
измерений всегда большее внима­ние
уделяли второй процедуре — интерпретации
показателей
,
а не первой — описанию взаимодействия
прибора и объекта. В идеале операция
интерпретации должна точно описывать
процесс взаимо­действия объекта и
прибора, а именно — влияние характеристик
объ­екта на его показания.

Итак,
измерение
можно
определить как эмпирический
метод выявления свойств или состояний
объекта путем организации взаи­модействия
объекта с измерительным прибором,
изменения состо­яний которого зависят
от изменения состояния объекта
.
Прибором может быть не только внешний
по отношению к исследователю пред­мет.
Например, линейка — прибор для измерения
длины. Сам ис­следователь может быть
измерительным инструментом: «человек
есть мера всех вещей». И действительно,
ступня, палец, предплечье слу­жили
первичными мерами длины (фут, дюйм,
локоть и пр.). Также и с «измерением»
человеческого поведения: особенности
поведения другого исследователь может
оценивать непосредственно — тогда он
превращается в эксперта. Такой вид
измерения сходен с наблюде­нием. Но
существует инструментальное измерение,
когда психолог применяет какую-нибудь
измерительную методику, например тест
на интеллект. Особенности метода
измерений в психологии будут рассмотрены
в дальнейшем. Здесь отметим лишь то, что
в психологии под изме­рением понимают
два совершенно различных процесса.

1.
Психологическим измерением считают
оценку величины тех или иных параметров
реальности или оценку сходств и различий
объек­тов реальности, которую производит
испытуемый. На основании этих оценок
исследователь «измеряет» особенности
субъективной реаль­ности испытуемого.
В этом смысле «психологическое
измерение» является задачей, данной
испытуемому.

2.
Психологическое измере­ние во втором
значении, о котором мы и будем говорить
в дальней­шем, проводится исследователем
для оценки особенностей поведе­ния
испытуемого. Это — задача психолога, а
не испытуемого.

Наблюдение
условно можно отнести к «пассивным»
методам ис­следования. Действительно,
наблюдая поведение людей или изме­ряя
параметры поведения, мы имеем дело с
тем, что нам предостав­ляет природа
«здесь-и-теперь». Мы не можем повторно
провести на­блюдение в удобное для
нас время и воспроизвести процесс по
своей воле. При измерении мы регистрируем
лишь «внешние» свойства;

зачастую,
чтобы выявить «скрытые» свойства,
необходимо «спро­воцировать»
изменение объекта или его поведения,
сконструировав иные внешние условия.

3.
Для установления причинно-следственных
связей между явле­ниями и процессами
проводится эксперимент.
Исследователь ста­рается изменить
внешние условия так, чтобы повлиять на
изучае­мый объект. При этом внешнее
воздействие на объект считается
при­чиной, а изменение состояния
(поведения) объекта — следствием.

Эксперимент
является «активным» методом изучения
реальнос­ти. Исследователь не только
задает вопросы природе, но и «вынуж­дает»
ее на них отвечать. Наблюдение и измерение
позволяют отве­тить на вопросы: «Как?
Когда? Каким образом?», а эксперимент
отвечает на вопрос «Почему?».

Экспериментом
называется

проведение исследований в специально
созданных, управляемых условиях в целях
проверки эксперименталь­ной гипотезы
о причинно-следственной связи. В процессе
экспери­мента исследователь всегда
наблюдает за поведением объекта и
из­меряет его состояние. Процедуры
наблюдения и измерения входят в процесс
эксперимента. Кроме того, исследователь
воздействует пла­ново и целенаправленно
на объект, чтобы измерить его состояние.
Эта операция называется
экспериментальным воздействием.
Эксперимент
— основной метод современного
естествознания и естественнонаучно
ориентированной психологии. В научной
ли­тературе термин «эксперимент»
применяется как к целостному
экс­периментальному исследованию —
серии экспериментальных проб, проводимых
по единому плану, так и к единичной
эксперименталь­ной пробе — опыту.

Подводя
промежуточный итог, отметим, что
наблюдение
явля­ется непосредственным, «пассивным»
методом исследования. Из­мерение —
пассивный, но опосредованный метод.
Эксперимент — активный и опосредованный
метод изучения реальности.

Эксперимент
является одним из основных методов
научного исследования. В общенаучном
плане эксперимент
определяется как особый метод исследования,
направленный на проверку научных и
прикладных гипотез, требующий строгой
логики доказательства и опирающийся
на достоверные факты. В эксперименте
всегда создается некоторая искусственная
(экспериментальная) ситуация, выделяются
причины изучаемых явлений, строго
контролируются и оцениваются следствия
действий этих причин, выясняются связи
между исследуемыми явлениями.

Эксперимент
как метод психологического исследования
соответствует приведенному выше
определению, однако имеет некоторую
специфику. Многие авторы, как указывает
В.Н. Дружинин, в качестве ключевой
особенности психологического эксперимента
выделяют «субъектность объекта»
исследования. Человек как объект познания
обладает активностью, сознательностью
и тем самым может оказать влияние, как
на процесс своего изучения, так и на его
результат. Поэтому к ситуации эксперимента
в психологии предъявляются особые
этические требования, а собственно
эксперимент может рассматриваться как
процесс общения экспериментатора с
испытуемым.

Задача
психологического эксперимента заключается
в том, чтобы сделать внутреннее психическое
явление доступным объективному
наблюдению. При этом исследуемое явление
должно адекватно и однозначно проявляться
во внешнем поведении, что достигается
за счет целенаправленного контроля
условий его возникновения и протекания.
С.Л. Рубинштейн писал:

«Основная
задача психологического эксперимента
заключается в том, чтобы сделать
доступными для объективного внешнего
наблюдения существенные особенности
внутреннего психического процесса. Для
этого нужно, варьируя условия протекания
внешней деятельности, найти ситуацию,
при которой внешнее протекание акта
адекватно отражало бы его внутреннее
психическое содержание. Задача
экспериментального варьирования условий
при психологическом эксперименте
заключается прежде всего в том, чтобы
вскрыть правильность одной-единственной
психологической интерпретации действия
или поступка, исключив возможность всех
остальных».

В.В.
Никандров указывает, что достижение
главной цели эксперимента – предельно
возможной однозначности в понимании
связей между явлениями внутренней
психической жизни и их внешними
проявлениями – достигается благодаря
следующим основным характеристикам
эксперимента:

1) инициатива
экспериментатора в проявлении интересующих
его психологических фактов;

2) возможность
варьирования условий возникновения и
развития психических явлений;

3) строгий
контроль и фиксация условий и процесса
их протекания;

4) изоляция
одних и акцентирование других факторов,
обусловливающих изучаемые феномены,
которая дает возможность выявления
закономерностей их существования;

5) возможность
повторения условий эксперимента для
многократной проверки получаемых
научных данных и их накопления;

6) варьирование
условий для количественных оценок
выявляемых закономерностей.

Таким
образом, психологический эксперимент
можно определить как метод, при котором
исследователь сам вызывает интересующие
его явления и изменяет условия их
протекания с целью установить причины
возникновения этих явлений и закономерности
их развития. Кроме того, получаемые
научные факты могут неоднократно
воспроизводиться благодаря управляемости
и строгому контролю условий, что дает
возможность их проверки, а также
накопления количественных данных, на
основе которых можно судить о типичности
или случайности изучаемых явлений.

studfiles.net

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — это… Что такое ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД?



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

способ познавания, основанный на опыте.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф.,
1907.

.

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИКА

Смотреть что такое «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД» в других словарях:

  • экспериментальный метод — eksperimentinis metodas statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Reiškinio ar vyksmo sukėlimas ir jo tyrimas. atitikmenys: angl. experimental method vok. experimentelle Methode, f rus. экспериментальный метод, m pranc. méthode… …   Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

  • экспериментальный метод — eksperimentinis metodas statusas T sritis chemija apibrėžtis Reiškinio sukėlimas ir jo tyrimas. atitikmenys: angl. experimental method rus. экспериментальный метод …   Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

  • экспериментальный метод — eksperimentinis metodas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. experimental method vok. experimentelle Methode, f rus. экспериментальный метод, m pranc. méthode expérimentale, f …   Fizikos terminų žodynas

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — (experimental method) – научный метод для проверки экспериментальной гипотезы посредством сравнения экспериментальной группы, подвергнутой независимой переменной, с не подверженной ей контрольной группой. Это метод отбора в психологии, но в… …   Большой толковый социологический словарь

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — (EXPERIMENTAL METHOD) В физических науках эксперимент это метод исследования, в ходе которого в исследуемый процесс умышленно вносятся изменения, последствия которых отслеживаются и измеряются. Эксперимент позволяет естествоиспытателю… …   Социологический словарь

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД — См. эксперимент и научный метод …   Толковый словарь по психологии

  • Экспериментальный метод — (experimental design). Широкий термин, обозначающий выбор исследователем обстановки, испытуемых, способов измерения, а также многие другие аспекты, которые необходимо учитывать для проведения осмысленных и валидных экспериментов …   Психология развития. Словарь по книге

  • Экспериментальный метод — (Experimental method). Стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор манипулирует одной или большим количеством независимых переменных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую… …   Теории личности: глоссарий

  • экспериментальный метод определения надежности — Метод, основанный на статистической обработке данных, получаемых при испытаниях или эксплуатации объекта в целом Примечание Аналогично определяют соответствующие методы контроля надежности. [ГОСТ 27.002 89] экспериментальный метод определения… …   Справочник технического переводчика

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В РАЗВЕДКЕ — см. Метод в разведке экспериментальный. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 …   Геологическая энциклопедия

dic.academic.ru

Экспериментальный метод

Поделись с друзьями

Единственным способом для исследователя установить причинно-следственные отношения (то есть определить, вызывает ли изменение одной переменной изменение другой переменной) является проведение эксперимента. Именно по этой причине экспериментальный метод можно считать идеальной стратегией для изучения центральных вопросов, касающихся личности.

Ключ к пониманию экспериментального метода и основного различия между ним, методом изучения клинических случаев и корреляционным методом заключается в следующем: первый позволяет исследователю манипулировать одной переменной и в условиях тщательного контроля наблюдать ее влияние на другую интересующую его переменную. Переменная, которой манипулируют, называется независимой переменной. Независимая переменная – это некое условие, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение независимой переменной, называется зависимой переменной. Зависимая переменная – это любой аспект поведения субъекта, наблюдаемый или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная является функцией от независимой переменной; она «зависима» от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

Хотя логика экспериментального метода проста, в действительности процесс постановки эксперимента довольно сложен. Хорошо организованный эксперимент должен принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов. На практике это означает, что все переменные и условия (кроме интересующей независимой переменной), могущие оказать хоть какое-нибудь влияние на то, что мы измеряем, следует устранить или они должны поддерживаться на постоянном уровне в течение всего эксперимента. Существует много способов исключения посторонних переменных, способных оказывать влияние на зависимую переменную. Но наиболее распространенный – поместить объекты случайным образом в разные экспериментальные условия или группы. Случайное распределение (часто достигаемое такими средствами, как выбрасывание орла/решки или использование таблицы случайных чисел) гарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе в эксперименте. В этом случае исследователь может быть уверен в том, что любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент (возраст, интеллект, этническая принадлежность или порядок рождения), имеют равные шансы при распределении в различных экспериментальных условиях или группах. Рандомизация как определяющая характеристика экспериментального метода основывается на предположении о том, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением одного параметра: присутствие или отсутствие независимой переменной. Поэтому, если поведение субъекта меняется в ответ на изменение независимой переменной, исследователь может быть уверен, что только она одна, и никакая другая, отвечает за изменения в поведении. После того, как исследователь изменил независимую переменную, любой аспект наблюдаемого или измеряемого поведения субъекта не может быть следствием действия какой-либо другой переменной, поскольку никакая другая не допускается в течение всего эксперимента.

Эксперимент в своей самой простой форме требует, чтобы проводилось сравнение по крайней мере между двумя группами испытуемых. Те испытуемые, которые подвергаются некоторым специальным воздействиям (манипуляции, предпринимаемые экспериментатором), называются экспериментальной группой. Другие испытуемые, которые не получают специального воздействия, образуют контрольную группу. Затем производится сравнение субъектов из обеих групп с целью проверки, оказало ли экспериментальное воздействие какое-либо влияние на выбранную зависимую переменную.

Используя процедуру и данные одного из наиболее остроумных экспериментов в истории социальной психологии личности. Обзор соответствующей эмпирической литературы привел Шахтера к заключению, что люди, опасающиеся чего-нибудь неожиданного, что может произойти с ними в неизвестной ситуации, предпочитают, чтобы рядом с ними находился другой, пусть даже совершенно чужой человек, чем быть в одиночестве. Если быть более точными, то Шахтер предположил следующее: возрастание тревоги может вызвать нарастающее предпочтение быть рядом с другими – то, что психологи называют «потребностью в аффилиации» (то есть в присоединении к группе). Для проверки этой гипотезы Шахтер пригласил студенток-старшекурсниц. Когда испытуемые пришли на обследование, их приветствовал экспериментатор в белом лабораторном халате, в окружении разнообразного электрического оборудования. Он назвался доктором Зильштейном из отделения неврологии и психиатрии и объяснил, что цель исследования – изучение влияния удара электрического тока на частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Затем каждой участнице эксперимента сообщили (индивидуально), что они подвергнутся серии ударов электрическим током и в это время будут производиться замеры пульса и давления. Для манипулирования уровнем тревоги у испытуемых (независимая переменная) Шахтер использовал два разных описания действия электрического разряда.

Для создания «высокотревожной» ситуации половина испытуемых получила предупреждение, сказанное зловещим тоном: «Буду с вами совершенно откровенен и расскажу правду о том, что вас ждет. Разряды тока будут очень сильными, очень болезненными. Как вы сами понимаете, в исследованиях такого рода мы должны изучать все, что действительно может помочь человеку, и поэтому просто необходимо, чтобы удары тока были интенсивными». Другой половине испытуемых Шахтер говорил, что удары тока будут весьма умеренными и безболезненными. Например, давалось такое объяснение: «Пусть слово «удар» вас не беспокоит. Не сомневаюсь, что эксперимент доставит вам удовольствие. Уверяю вас, все, что вы почувствуете, ни в коей мере не будет болезненным. Это будет похоже скорее на щекотку или пощипывание, чем на что-то неприятное». На самом деле в исследовании Шахтера никакие удары тока не были запланированы. Инструкция служила цели моделирования у испытуемых различных уровней тревожности.

После того как у испытуемых при помощи инструкции было вызвано состояние тревоги, высокой и низкой соответственно, экспериментатор говорил им, что придется подождать десять минут, пока он не отрегулирует аппаратуру. Далее он объяснил, что можно подождать в компании вместе со всеми в соседней комнате, а можно и в одиночестве – кто как захочет. После этого каждую студентку спрашивали, может ли она сказать, как предпочитает провести эти десять минут или у нее нет никаких особых предпочтений. То или иное заявление (побыть в одиночестве, остаться вместе с другими) являлось зависимой переменной, которая и интересовала Шахтера.

Как и предполагалось, испытуемые с высоким уровнем тревоги продемонстрировали гораздо более сильное предпочтение побыть с другими, чем испытуемые с низким уровнем тревоги. Процент тех, кто предпочел ждать вместе с другими, был в случае высокотревожной ситуации почти в два раза выше, чем в случае низкотревожной. Это означало, что изменение уровня тревожности оказало решающее влияние на поведение присоединения.

students-library.com

Экспериментальный метод в истории науки

Эксперимент

Эксперимент (лат. experimentum — “опыт, проба,
испытание”) как общенаучный метод
занимает важнейшее, если не центральное
место в методологии современной науки.
Эксперимент представляет собой
исследовательскую ситуацию изучения
явления в специально создаваемых,
контролируемых условиях, позволяющих
активно управлять ходом данного процесса,
т.е. вмешиваться в него и видоизменять
его в соответствии с исследовательскими
задачами, а также воспроизводить
изучаемое явление при воспроизведении
данных условий. Задача
исследователя-экспериментатора —
изолировать изучаемое явление от
несущественных влияний, выделить
интересующий его феномен в “чистом
виде”. Таким образом, в эксперименте,
в отличие от наблюдения, создаются
условия для более интенсивного анализа,
для активного и сознательного воздействия
на исследуемые объекты, часто с глубоким
вмешательством в те или иные процессы.
Конечно, в реальной экспериментальной
практике далеко не всегда удается
действительно овладеть изучаемым
явлением, т.е. научиться вызывать его,
управлять им, модифицировать в нужную
сторону и т.п. Однако цель, которую
преследует экспериментальная деятельность,
состоит именно в этом — в достижении
максимально возможного уровня управления
данным процессом. Эго является
методологическим идеалом экспериментального
подхода. Очевидно, что эксперимент
является более мощным исследовательским
средством, чем наблюдение. Ведь эксперимент
по своему предназначению направлен на
интенсификацию опыта, в отличие от
экстенсивно ориентированного наблюдения.
К несомненным достоинствам экспериментального
метода можно отнести такие, как
воспроизводимость данного явления
тогда, когда это требуется; варьируемость
экспериментальной среды, благодаря
чему ученый может изучать объект в самых
разных условиях, вводить в действие
новые факторы и т.п.; возможность
добиваться достаточно высокой
достоверности получаемых результатов;
(возможность создавать такие процессы,
явления, свойства объектов, которые в
естественном виде в природе не существуют.

Прежде всего необходимо четко различать
нижеследующее:

1) экспериментирование вообще как вид
познавательной деятельности, т.е. как
особую поисковую активность. Целью
такой активности, во многом спонтанной,
неупорядоченной, иногда включающей
игровые моменты, являются испытание и
расширение собственных возможностей,
общая “разведка” и освоение природной
среды. Ярким примером такой
когнитивно-исследовательской деятельности
служат игровые манипуляции, которые
проводят дети с незнакомым предметом;
это феномен, хорошо изученный в
психологической науке. Конечно, такого
рода экспериментирование было присуще
человеку во все исторические эпохи.
Так, историки говорят о существовании
неких зачатков экспериментирования в
античной науке (в военном деле, в механике)
и в Средние века (например, в оптике). Но
лишь в эпоху Возрождения и с началом
Нового времени поисковая экспериментальная
деятельность достигает высокой степени
активности; интересно, что вначале это
происходит в большей степени в искусстве,
чем в научном познании (впрочем, в ту
пору наука и искусство еще не разъединялись,
а скорее, согласовывались друг с другом).
Показательным примером здесь являются
поиски и достижения итальянских
художников Возрождения в области
перспективы или длительный процесс
экспериментирования в музыке в XVI-XVII
вв. по созданию равномерных интервальных
соотношений музыкального строя;

2) научный эксперимент как осознанный
методологический принцип. Формирующийся
в начале Научного времени экспериментальный
подход становится основой нового
естествознания вообще. Заслуга в
разработке эксперимента как основы
научной методологии принадлежит прежде
всего Галилео Галилею (1564-1642), который
в конце XVI в. соединил экспериментальный
подход с математическим мышлением и
дал первое теоретическое осмысление
этого методологического принципа.
Современник Г. Галилея Фрэнсис Бэкон
(1561-1626) дал развернутое изложение
экспериментального метода как программы
создания новой науки. С начала Нового
времени, с периода, называемого научной
революцией XVI—XVH вв., экспериментальное
естествознание становится символом
науки вообще, образцом научного метода.
До наших дней экспериментальный подход
занимает ведущую позицию в эмпирических
науках.

Структура эксперимента.

В нее включаются:

1) субъект, проводящий экспериментальное
исследование, или экспериментатор

2) исследуемый объект;

3) условия и обстоятельства
экспериментирования, к которым относят
конкретные условия времени и места,
технические средства экспериментирования
(прежде всего экспериментальную
установку, а также сопутствующие
инструменты и приборы) и теоретический
контекст, поддерживающий данную
исследовательскую ситуацию.

Логическая схема эксперимента.

Терминология экспериментального подхода
включает следующие понятия. Все явления,
факторы, воздействия, состояния, которые
могут изменяться в данной исследовательской
ситуации и принимать различные значения,
называются переменными. Эго могут быть
как количественные величины, подлежащие
измерению, так и неизмеряемые качественные
состояния. Каждой переменной соответствует
какое-либо число (но не менее двух) ее
возможных значений, т.е. область значений
переменной. Среди переменных, включенных
в экспериментальную ситуацию, есть
непустое множество переменных, которыми
исследователь может управлять, меняя
их значение. Эти переменные (как правило,
это определенные виды воздействий,
которые использует исследователь в
данной ситуации) называются независимой
переменной. Те переменные, которые,
наоборот, изменяются при изменениях
независимых переменных, называются
зависимыми переменными. И наконец,
существует еще некоторая совокупность
факторов, которые не являются предметом
прямого исследовательского интереса,
но оказывают дополнительное воздействие
на зависимую переменную, затрудняя
изучение связи зависимой и независимой
переменных и внося неопределенность в
результаты эксперимента. Они называются
побочными факторами. Очень простой
иллюстрацией данной схемы может служить
физиологический эксперимент по
определению зависимости частоты дыхания
испытуемого от выполняемой им физической
нагрузки. Здесь дозируемая физическая
нагрузка будет независимой переменной,
изучаемая частота дыхания — зависимой
переменной, а побочным фактором может
выступать, скажем, содержание углекислоты
в физиологической лаборатории: когда
в помещении с недостаточной вентиляцией
становится душно, у испытуемого
соответственно возрастает частота
дыхания, что создает помехи в достижении
цели эксперимента.

Простейшая схема экспериментальной
ситуации, которая на самом деле
представляет собой структуру классического
однофакторного эксперимента, состоит
только из двух переменных — независимой
и зависимой (плюс побочные факторы) (см.
рис. 1). В общем случае задачами
экспериментатора являются устранение
(или стабилизация) побочных факторов и
выделение в чистом виде структуры
“независимая переменная -> зависимая
переменная”.

Легко видеть, что структура “независимая
переменная — > зависимая переменная”
обнаруживает значительное родство с
математическим по-

нятием функции: оно отражает идею
зависимости одной переменной от другой,
“аргумент функции -> значение функции”
(где аргумент пробегает область
определения данной функции, а значение
— соответственно, область значений).
Действительно, с началом Нового времени
происходит не только становление нового
экспериментального метода в естествознании,
но и практически синхронно этому
разработка понятия функции в математике
(хотя общие формулировки понятия функции
были даны лишь в XVIII в.).

Итак, экспериментатор в ходе исследования
пытается вмешаться в сам механизм
протекания изучаемого процесса, в
структуру того или иного явления. Цель
эксперимента как исследовательской
стратегии — выделить в изучаемом объекте
существенные взаимосвязи, или, как мы
говорили выше, интенсифицировать,
углубить содержание эмпирического
материала. Для прояснения общей логической
схемы этой стратегии полезно ввести
понятие идеального эксперимента (1). Это
абстракция, которая представляет в
явном виде и стратегию экспериментатора,
и логическую структуру, извлекаемую
экспериментатором из исследуемой
области.

В идеальном эксперименте ученый действует
в абсолютно благоприятной для него
ситуации; в реальности же мы работаем,
как правило, лишь в условиях достаточно
грубого приближения к ней.

studfiles.net

Экспериментальный метод. Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.
1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.
2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.
3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.
4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.
В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

Первоначальный вундтовский эксперимент был экспериментом психофизиологическим. Он заключался по существу в регистрации физиологических реакций, сопутствующих психическим процессам, которая сопровождалась самонаблюдением.

Вундтовский эксперимент был целиком построен на дуалистической теории внешнего параллелизма психического и физиологического. Эти методические принципы легли в основу экспериментальной методики и определили первые шаги экспериментальной психологии.

Но экспериментальная методика стала скоро прокладывать себе и несколько иные пути. Существенный этап составили в этом отношении исследования Г.Эббингауза о памяти (см. главу о памяти). Вместо того чтобы изучать исключительно соотношение между физическими раздражителями, физиологическими процессами и сопутствующими им явлениями сознания, Эббингауз направил эксперимент на изучение протекания самого психологического процесса в определенных объективных условиях.

Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел на изучение его внутренних закономерностей.

С тех пор и главным образом за последние годы эксперимент получил очень многообразные формы и широкое применение в самых различных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из новейших экспериментов отличаются большой строгостью методики; по простоте, изяществу и точности результатов они иногда не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.

Ряд глав современной психологии может уже опереться на точные экспериментальные данные. Особенно богата ими современная психология восприятия.

Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось:
1) на искусственность эксперимента,
2) на аналитичность и абстрактность эксперимента и
3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что в эксперименте выключаются некоторые осложняющие условия, встречающиеся в жизненных ситуациях. Искусственным эксперимент становится, лишь поскольку в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия. Так, эксперименты Г.Эббингауза с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловых связей, между тем как в большинстве случаев эти связи играют существенную роль в работе памяти. Если бы теория памяти Эббингауза по существу была правильной, т.е. если бы лишь механические повторения, чисто ассоциативные связи определяли воспроизведение, эксперименты Эббингауза не были бы искусственными. Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать прежде всего внутри экспериментального метода.

Известная аналитичность и абстрактность была в значительной мере свойственна лабораторному эксперименту. Эксперимент обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств. Их доставляют главным образом генетический и патологический методы. Далее, эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека. Так как закономерности, которые вскрывал эксперимент, были очень общего, абстрактного характера, то они не давали возможности непосредственных выводов для организации человеческой деятельности в производственном труде или педагогическом процессе. Попытка приложения этих абстрактных закономерностей к практике превращалась часто в механическое перенесение результатов, полученных в одних условиях, на другие, нередко совершенно разнородные. Эта абстрактность психологического эксперимента заставила искать новые методические приемы для решения практических задач.

Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия экспериментатора на испытуемого. Для преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т.п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

При оценке и истолковании результатов эксперимента необходимо специально выявить и учесть отношение испытуемого к экспериментальному заданию и экспериментатору. Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте – это не автоматическая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанавливает свое отношение к окружающему. Это отношение сказывается на ее поведении и в экспериментальной ситуации.

Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним.

Учитывая все это, необходимо:
1) преобразовать эксперимент изнутри, чтобы преодолеть искусственность традиционного эксперимента;
2) дополнить эксперимент другими методическими средствами. Для разрешения тех же задач:
3) вводятся методические варианты, являющиеся промежуточными формами между экспериментом и наблюдением, и другие вспомогательные методы.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, предложенный А.Ф.Лазурским.

Его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий – весьма ценна и значима. Конкретно эта тенденция у Лазурского в его методике естественного эксперимента реализуется следующим образом: при методе естественного эксперимента экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, самая же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании.

Например, предварительным анализом обнаруживается значимость различных предметов школьного обучения, их влияние на проявление тех или иных психических процессов ребенка, которые затем изучаются в естественных условиях школьной работы по данному предмету. Или предварительно устанавливается, в какой игре особенно ярко проявляется та или иная черта характера; затем в целях изучения проявления этой черты у различных детей они вовлекаются в данную игру. В процессе этой игры исследователь наблюдает их деятельность в естественных условиях. Вместо того чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие целям исследования. В этих соответственно подобранных условиях подлежащие изучению процессы наблюдаются в их естественном протекании, без всякого вмешательства со стороны экспериментатора.

Мы вводим в наши исследования по психологии ребенка другой вариант естественного эксперимента. А.Ф.Лазурский избегал непосредственного воздействия на ребенка в интересах «естественности». Но в действительности ребенок развивается в условиях воспитания и обучения, т.е. определенным образом организованного воздействия на него. Соблюдение естественных условий развития поэтому никак не требует устранения всякого воздействия вообще. Воздействие, построенное по типу педагогического процесса, вполне естественно. Мы и вводим его в эксперимент, реализуя таким образом новый вариант «естественного» эксперимента, который должен, по нашему мнению, занять центральное место в методике психолого-педагогического исследования ребенка.

Мы изучаем ребенка, обучая его. Мы не отказываемся для этого от экспериментирования в пользу наблюдения за педагогическим процессом, а вводим элементы педагогического воздействия в самый эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока. Обучая ребенка, мы стремимся не зафиксировать стадию или уровень, на котором находится ребенок, а помочь ему продвинуться с этой стадии на следующую высшую стадию. В этом продвижении мы изучаем закономерности развития детской психики.[17]z:\user\Local Settings\Temp\_tc22\rubin01\refer.htm — s16 <…>

Система основных психологических методов, в совокупности своей позволяющих разрешить все стоящие перед нею задачи, развернута в своих основных звеньях. В этой ориентировочной характеристике методов даны, конечно, лишь общие рамки. Каждый метод, чтобы стать действительным средством научного исследования, должен явиться сначала результатом исследования. Он не форма, извне накладываемая на материал, не внешний только технический прием. Он предполагает знание реальных зависимостей: в физике – физических, в психологии – психологических.

Рефлексологический метод в физиологии, который служит средством физиологического исследования, был построен на предварительном открытии и изучении рефлексов; он и результат и средство изучения закономерностей рефлекторной деятельности – сначала результат и лишь затем средство; точно так же ассоциативный эксперимент опирается на учение об ассоциациях. Поэтому каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других; методы психологии животных отличны от методов психологии человека: отпадает самонаблюдение, и преобразуются другие методы. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для ее изучения. В связи с определением предмета психологии здесь намечены только основные виды методов и общие принципы их построения.

Глава III

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

megaobuchalka.ru

Экспериментальные методы

Поделись с друзьями

Лабораторный эксперимент. Главная характеристика лабораторных экспериментов заключается в способности исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные.

Достоинства лабораторного эксперимента:

•      Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи.

•      В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке.

•      Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.

Недостатки лабораторного эксперимента:

•      Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, результаты нельзя экстраполировать на внешний мир.

•      Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента, либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора.

•      Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.

Полевой эксперимент. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте.

Достоинства полевого эксперимента:

•      Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий.

•      Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки.

•      Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения.

Недостатки полевого эксперимента:

•      Поскольку многие манипуляции с независимой переменной проводятся довольно аккуратно, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом нюансы реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора.

•      По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений.

•      Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

Естественный эксперимент. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора.

Достоинства естественного эксперимента;

•      Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, исследователь получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия.

•      Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем.

Недостатки естественного эксперимента:

•      Поскольку экспериментатор практически не контролирует изучаемые переменные, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер.

•      Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.

 

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о