Элементы финансового механизма это – 20.Финансовый механизм и его основные элементы.

20.Финансовый механизм и его основные элементы.

Финансовый механизм – система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Элементами финансового механизма являются:

1. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение. Составным элементом являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки.

2. Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по тек. Операциям. Вторичные финансовые инструменты – это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты,свопы.

3. Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность: законы, указы, постановления.

4. Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, нормы,тарифные ставки и т.д.).

5. Информационное обеспечение. Состоит из разного рода экономической, коммерческой и финансовой информации. Это подбор соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений финансовой деятельности.

21. Основные направления профессиональной деятельности финансового менеджера.

Финансовый менеджер является ответственным за исполнения принятого решения, осуществляет оперативную финансовую деятельность — контроль за финансовыми потоками. Он входит в состав высшего управленческого персонала фирмы.

Основные направления профессиональной деятельности финансового менеджера являются:

1)Финансовый анализ и планирование на основе определения показателей финансовой отчетности. Осуществляется общая оценка: активов и пассивов предприятия, величины и состава ресурсов (для расширения его деятельности), источников дополнительного финансирования, системы контроля за состоянием использования финансовых ресурсов.

2) Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами. Предполагает оценку: объектов, требующих финансовых ресурсов; формы их предоставления; методов мобилизации финансовых ресурсов; степени доступности и времени предоставления; затрат; риска.

3) распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами). Анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера: эффективность вложений в основные средства, их состава; оптимальность оборотных средств; эффективность финансовых вл.

4)управление текущими денежным оборотом, оптимизация финансовых отношений предприятия с другими хозяйствующими субъектами и государством;

5) управление финансовыми рисками.

Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухучет, налогообложение, методику экономического анализа, ему важно уметь читать бухгалтерский баланс, разбираться в финансовой информации, анализировать результаты финансовой деятельности, составлять отчет по использованию финансовых ресурсов.

studfiles.net

1.4. Финансовый механизм и его элементы.

Финансовый механизм предприятия — это совокупность финансовых методов, рычагов, финансовых инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития.

Финансовый механизм предприятия нацелен на привлечение и эффективное использование денежных средств и позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный капитал, решать задачи текущих финансовых обязательств перед бюджетом, а также вовремя принимать меры во избежание банкротства или краха предприятия.

Основными звеньями финансового механизма является:

  • финансовое планирование и прогнозирование;

  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;

  • управление финансами;

  • финансовые рычаги и стимулы;

  • финансовый контроль.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п.

В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

    1. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов.

К ним относятся:

— финансовый учет;

— анализ;

— планирование;

— прогнозирование;

— финансовый контроль;

— финансовое регулирование;

— система расчетов;

— кредитование;

— налогообложение;

— другие методы.

Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

2.Финансовые рычаги (цена, процентные ставки, прибыль, амортизационные отчисления, чистый денежный поток, дивиденды, пени, штрафы, неустойки, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дисконт, котировка валютного курса рубля).

Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые активы включают в себя:

— денежные средства;

— контрактное право получить от другого предприятия денежные средства;

— акции других предприятий.

К финансовым обязательствам относится:

— контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию:

  • Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

  • Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

  • Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

  • Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

  • Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).

  • Прочие виды финансовых инструментов.

Таким образом, финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные.

К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др.

Производные финансовые инструменты – производные от базовых инструментов, применяемые в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы.

3. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

4. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

5. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации.

К финансовой информации относится:

— осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;

— сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах;

— различные другие сведения.

   

   

studfiles.net

3.Финансовый механизм: понятие и основные элементы.

Финансовый механизм – система планирования, организации и регулирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

Элементы: 1. Фин. инструмент

– любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого. Два вида финансовых инструментов: 1. Первичные – кредиты и займы, облигации, дебиторская и кредиторская задолженность. 2.Вторичные и производственные – фьючерсы, форвардные контракты, процентный и валютные

В основе производственного финансового инструмента лежит базисный актив: товар, акция, облигация, вексель, валюта. Приобретается не сам товар, а право на его приобретение. Причины появления производственного финансового инструмента: 1 Хеджирование – страхование ценовых рисков; используется продавцами и покупателями реального товара (крупные товары). 2 Спекулятивность — извлечение прибыли из разницы колеблющихся цен. Нет намерения покупать, задача – отслеживание рын-й коньюктуры. Улучшение структуры обязательств, активов для снижения издержек по их обслуживанию

2. Финансовые приемы, методы и модели

: 1 Общеэкономические (кредитование, залоговые операции, страхование, начисление амортизации) 2 Прогнозно-аналитические (фин., налог., планирование, факторный анализ, моделирование). 3 Специальные методы управления (лизинг, дивидендная политика, франчайзинг)

Модели: позволяют выявить взаимосвязь. 1. Описательная … построение отч балансов, анализ отчетности. 2. Аналитические показатели 3. Предсказательная (расчеты критических точек продаж, факторный и регрессионный анализ) 4. Нормативные модели (состояние бюджета) 3. Обеспечение подсистемы Правовое и нормативное Информационное кадровое Техническое

4.Понятие и цели финансового менеджмента

Финансовый менеджмент – наука, посвященная методологии и технике управления финансами крупной компанией. Финансовый менеджмент –как самост наука и как прикладная деятельность одновременно. Синтез теории финансов, аналит аппарата бухучёта и панитийного аппарата теории управления. Предмет – финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. То, что изучается в рамках науки. Основная целевая установка – максимизация богатства владельцев компании за счет национальной финансовой политики. Метод – совокупность категорий, базовых концепций, научного инструментария финансовой работы.

Ключевые понятия:- дисконт — вычет % с кредита при возвращении его раньше срока кредитования; банковская кредитная операция с определенным исчислением расходов и %. — леверидж – процесс управления активами и пассивами предприятия с целью извлечения прибыли; объективный фактор, который возникает с появлением заемных средств в объеме используемого капитала- %- ставка

Финансовый менеджмент призван определять финансовые последствия всех управленческих решений: — инвестиционные, связанные с формированием и использованием активов предприятия (куда вложить деньги?), пассивов предприятия (откуда взять деньги?)- решения финансирования

Финансовый менеджмент – управляющая (способность принимать решения) и управляемая система (подверженность внешнему (государственному) регулированию). Финансовый менеджмент призван разработать грамотную финансовую политику: 1. Стратегический финансовый менеджмент — управление инвестиционными проектами — реорганизация предприятия — стратегическое финансовое планирование (сколько нужно заемных средств?) 2. Тактический финансовый менеджмент- оборотный капитал — краткосрочное финансирование — текущее финансовое планирование

studfiles.net

Тема 3. Финансовый механизм и его элементы

3

3.1. Содержание и структура финансового механизма

3.2. Финансовое планирование и прогнозирование

3.3. Финансовое регулирование

3.4. Финансовый контроль

Контрольные вопросы

3.1. Содержание и структура финансового механизма

Организация финансовых отношений, функционирование систе­мы финансов в целом и ее звеньев в частности, а также реализация кон­цепции, цели и задач финансовой политики государства и хозяйству­ющих субъектов осуществляются через элементы, формы, методы и инструменты управления финансовыми ресурсами, формирования, использования и контроля денежных доходов в экономике и социаль­ной сфере.

Совокупность элементов управления, финансовых форм, методов и инструментов составляет содержание финансового механизма.

Обычно выделяют три элемента финансового механизма, созвуч­ных соответствующим функциям управления:

— финансовое планирова­ние,

— финансовое регулирование

— финансовый контроль.

Финансовые формы, методы и инструменты конкретизируют инструментарий фи­нансового планирования, регулирования и контроля. Они формируют конкретные механизмы, приводящие в движение финансовые ресурсы в публично-правовой и частноправовой формах, процессы формиро­вания и использования публичных и частнохозяйственных денежных доходов.

Финансовый механизм представляет собой совокупность элемен­тов, форм, методов и инструментов формирования и использования финансовых ресурсов, публичных и частнохозяйственных доходов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы фи­нансов и реализацию финансовой политики государства (муниципаль­ных образований) и хозяйствующих субъектов.

Учитывая двусторонний характер движения финансовых ресур­сов и доходов, следует различать механизмы их формирования и меха­низмы их использования. Они различаются не только спецификой форм, методов и инструментов, но и целевой установкой:

Механизмы формирования финансовых ресурсов (доходов) направлены на полно­ценное финансовое обеспечение деятельности органов публичной вла­сти и хозяйствующих субъектов,

а механизмы использования финан­совых ресурсов (доходов) — на результативное и эффективное их расходование.

В соответствии с делением общей системы финансов на государ­ственные (муниципальные) и частнохозяйственные финансы следует различать механизмы приведения в действие государственных (муни­ципальных) и частнохозяйственных финансов.

Они различаются меж­ду собой формами, методами и инструментами управления финансо­выми ресурсами (доходами и расходами).

Государственный финансовый механизм, его элементы, формы, методы и инструменты жестко регла­ментируются нормами публичного финансового права. В его составе выделяются:

эмиссионно-денежный, бюджетный, внебюджетный, нало­говый, валютный механизмы, механизмы бюджетного регулирования, государственного заимствования и финансового резервирования и др.

Частнохозяйственный финансовый механизм отличается более мягкой регламентацией элементов и инструментария нормами частнохозяй­ственного финансового права, относительной свободой выбора хозяй­ствующими субъектами форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, доходами и расходами. В его составе можно выделить механизмы ценообразования, формирования, распределения и использования дохода и прибыли, кредитный, инвестиционный и страховой механизмы и др.

Каждому из названных элементов механизма управления финан­совыми отношениями присущи свои финансовые формы, методы и ин­струменты.

Под формой управления финансами следует понимать устойчи­вую, специфически организованную совокупность финансовых отно­шений, включающую в себя соответствующие ей методы и инструмен­ты.

Формами государственного (муниципального) финансо­вого механизма выступают, например, бюджетные доходы в налоговой и неналоговой формах, бюджетные расходы в форме социальных, уп­равленческих, оборонных и иных расходов, формы межбюджетного регулирования (фонды финансовой поддержки территорий, источни­ки покрытия бюджетного дефицита и т.д.).

Формами частнохозяйствен­ного финансового механизма могут быть, например, собственные до­ходы коммерческих организаций в форме выручки, амортизации, прибыли и их расходы в форме инвестиций (капитальных расходов и финансовых вложений), текущих расходов (материальных, на оплату­ займов и т.д., а также доходы и расходы некоммерческих орга­низаций (бюджетные сметы, поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, добровольные взносы, целе­вые расходы и т.д.).

Под методом управления финансами понимается конкретный способ формирования или использования финансовых ресурсов и до­ходов, обеспечивающий функционирование соответствующей формы (форм) финансовых отношений. Финансовые методы отличаются боль­шим разнообразием в рамках отраслей и звеньев системы финансов в со­ставе разнообразных форм финансовых отношений.

Методы форми­рования и использования финансовых ресурсов (доходов) строятся на определенной комбинации соответствующих финансовых инструмен­тов.

К методам формирования публичных (государственных и муници­пальных) финансовых ресурсов можно отнести бюджетные и налоговые методы во всем видовом многообразии видов бюджетного финансиро­вания и аккумуляции налоговых доходов, методы государственного (муниципального) заимствования, методы дотирования вышестоящи­ми бюджетами нижестоящих и др.

Методами формирования частнохо­зяйственных финансовых ресурсов являются методы самофинансиро­вания за счет прибыли и других собственных доходов, способы начисления амортизации, методы формирования выручки, ценообра­зования и расчетов с покупателями и поставщиками, способы банков­ского и иного кредитования, методы получения страховых, процент­ных и дивидендных доходов, методы оплаты труда и многие другие.

Методы использования финансовых ресурсов (доходов) для одних субъектов, в силу взаимосвязи отраслей и звеньев системы финансов, могут повторять методы формирования ресурсов других субъектов финансовых отношений, поскольку доходы субъектов одних звеньев системы финансов становятся расходами для других, и наоборот (на­пример, методы кредитования и заимствования, дивидендные и про­центные методы, способы оплаты труда, страховые методы и т.д.).

Финансовые инструменты встроены в методы формирования и использования финансовых ресурсов (доходов).

В широком понима­нии финансовыми инструментами называют прибыль, бюджет, налоги и т.д., хотя это прежде всего частные финансовые категории, производ­ные от экономической категории финансов.

Финансовые инструмен­ты в узком, управленческом их понимании — это те первичные элемен­ты, рычаги, посредством которых функционируют и реализуются на практике конкретные формы и методы финансового механизма.

Ком­бинация финансовых инструментов определяет специфику тех или иных форм и методов образования и использования финансовых ре­сурсов (доходов). Например, публично-правовые налоговые формы и методы реализуются через элементы налогообложения (объекты на­логообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период и т.д.)

Бюджетными инструментами можно назвать трансферты (до­тации, бюджетные кредиты, субсидии, субвенции), контингент бюджет­ных расходов, облигации государственных займов и их элементы и др.

Частнохозяйственными финансовыми инструментами выступают цена и ее структурные элементы, норма прибыли и рентабельность, процен­тные ставки, дивиденды и кредитные ставки, виды расходов и статьи калькуляции себестоимости, производные инструменты финансового (фондового) рынка, нормы амортизации и многие другие.

Финансовые методы и инструменты зачастую называют финан­совым инструментарием, имея в виду их единство и целостность в структуре финансового механизма.

Финансовый механизм неотделим от финансовой политики, как государственной, так и корпоративной. Нередко в теории и на практи­ке применяется выражение «финансовый механизм реализации финан­совой политики». Используя элементы финансового механизма (фи­нансовое планирование, регулирование и контроль), публичные органы власти (управления) и органы управления организаций (иногда индивидуальные предприниматели) обеспечивают реализацию целей и за­дач своей финансовой политики, ее стратегии и тактики.

Финансовый механизм — это достаточно динамичный элемент управления финан­сами. В зависимости от изменения внешней и внутренней среды он тре­бует изменения своей структуры, совершенствования в целом или от­дельных своих элементов, методов и инструментов. Фундаментальные основы финансового механизма (особенно государственного и муни­ципального) и корректировка его элементов в большей или меньшей степени регламентируются нормами публичного и частнохозяйствен­ного финансового права.

Рассмотрим подробнее элементы финансового механизма: финан­совое планирование (прогнозирование), финансовое регулирование и финансовый контроль.

studfiles.net

Тема 6. Финансовый механизм

    1. Понятие финансового механизма, характеристика его составных звеньев и элементов

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, стимулы и пр.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм.

Как самостоятельное явление термин «финансовый механизм» был пущен в научный оборот в нашей стране в конце 60-хх годов 20 века.

Финансовый механизм представляет собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его отдельные составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйствующих организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.

В соответствии с территориальным делением РБ следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Каждая из рассмотренных сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является основой функционирования финансового механизма, т.к. без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставляемых финансовых ресурсов, в каких формах, и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризует два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетными определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, чем значительнее роль финансовых регуляторов.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установления системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.

Особенное место в рыночных условия занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяют одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций — важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед РБ. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки НДС, акцизы и др. налоговых платежей.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и создание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе сумма доходов распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов.

Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (НДС, налог на прибыль, акцизы, амортизационные отчисления).

Финансовое обеспечение и регулирование взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих элементов финансового механизма.

studfiles.net

9. Финансовый механизм: сущность, элементы и звенья

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений.

В теоретических работах финансистов даны разные определения фин механизма (ФМ). Но общим в них является то, что это субъективно действующий механизм. ФМ относится к области организации государством фин отношений.

Финансовый механизм представляет собой совокупность различных способов организации фин отношений, применяемых обществом.

Элементы финансового механизма:

  • Формы организации фин отношений – это различные ФДС, которые делятся на централизованные (например, фед бюджет, пенсионный фонд рф) и децентрализованные (ФОТ- фонд оплаты труда)

  • Виды организации фин отношений – это отдельные платежи, с помощью которых формируется ФДС (НДС, НДФЛ), а также направления использования средств этих фондов (из фед бюджета финансируются расходы на эк-соц цели, на нац оборону и гос управление

  • Методы количественного определения форм и видов организации фин отношений (например, ставки налогов и налогооблагаемая прибыль)

Звенья финансового механизма:

  • Фин законодательство

  • 2 фин нормативы (нормы расходов на командировки)

  • Фин стимулы (налоговые льготы и штрафные санкции)

  • Фин лимиты (финансирование бюджетного учреждения в пределах запланированной статьи расходов по смете)

Финансовый механизм может быть подразделен на директивный и регулирующий:

  • Регулирующийопределяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства

  • Директивный, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство

10. Задачи финансового планирования, система финансовых планов и их взаимосвязь

Задачи финансового планирования:

  • Выявление потребностей в фин ресурсах (на любом уровне): предприятия, подотрасли, отрасли экономики, макроэкономики

  • Определение источников фин ресурсов с учетом сроков удовлетворения потребностей

  • Распределение средств централизованных ФДС (например, фед бюджета) по отраслям и регионам страны

  • Выявление резервов, роста ден доходов (например, прибыли)

  • Своевременное фин учреждение и организаций при соблюдении режима экономии, а также в соответствии со сметой, фин планом и бюджетом

Система финансовых планов и их взаимосвязь:

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств:

  • В финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность

  • Статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства и т.д.

studfiles.net

15 Финансовый механизм, его сущность и элементы

Фин. политика гос-ва осущ-ся с помощью фин. механизма.

Фин. механизм – совокупность установленных гос-вом видов, форм и методов организации фин-х отношений.

Различают:

1) директивный фин. механизм – определяется гос-вом путем разработки и введения обязательных для всех субъектов фин-х отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения финансового рынка.

2)регулирующий фин. механизм – связан с распределительными отношениями общего характера в той сфере финансов предприятий, где интересы гос-ва прямо не затрагиваются.

С-ма фин. механизма вкл. в себя ряд групп и методов. Фин. механизм гос-ва обеспечивает постоянное совершенствование законодательной базы финансов, развитие фин-х отношений, их регулирование, укрепление фин. системы гос-ва, стабилизацию его финансов; местных огранов власти – изыскание источников фин. обеспечения потребностей территорий.

Бюджетный механизм направлен на разработку эффективной системы налогообложения, обеспечивающей формирование доходов бюджета, определение направлений их использования и методов финансирования. Механизм внебюджетных фондов обеспечивает сбор целевых ден. средств, предназначенных для финансирования конкретных мероприятий по соц. защите населения.

В коммерческих предприятиях фин. механизм направлен на формирование и использование ден. фондов. Фин. механизм некоммерческих организаций связан с бюджетным дотированием, субсидированием и получением доп. доходов от коммерческой деятельности.

Механизм фин. рынка направлен на аккумулирование и эффективное использование временно свободных ден. средств физ. и юр. лиц.

К методам фин. механизма, раскрывающим его конструкцию относятся инструменты, рычаги, финансовое, информационно-методологическое и правовое обеспечение.

Инструменты и рычаги – элементы распределения доходов (цена, налоги, курсы валют, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию фин-х ресурсов и использованию фондов ден. средств. По выполняемым функциям подраздел-с на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты. роль стимулов выполняют льготы, роль санкций – пени, штрафы и т.д.

Фин. обеспечение вкл. изыскание различных источников фин. ресурсов для выполнения поставленных целей (собств., заемные, лизинг, факторинг и др.). Информационно-методологическое обеспечение представлено статистической и отраслевой отчетностью. Правовое обеспечение фин. механизма представлено Конституцией, Кодексами, Указами Президента и законами РБ.

16 Понятие и сущность управления финансами

Управление фин-сами – воздействие субъектов фин. системы на объекты фин. системы с целью эффективного перераспределения и использования фин-х ресурсов.

Объект управления – разнообразные виды фин. отношений.

Субъект управления – различные организационные структуры, осуществляющие управление финансами, совокупность которых образует фин. аппарат.

В управлении фин-сами можно выделить след. функциональные элементы:

1) фин.планирование и прогнозирование

Фин. планир-е – процесс обоснования фин-х отношений и движения фин-х рес-сов на определенный период.

Фин. прогнозир-е – процесс разработки научно-обоснованных гипотез о вероятном будущем состоянии эк. системы и её элементов.

2) стратегическое и оперативное управление

Оперативное упр-ние – совок-сть мер и мероприятий по исполнению ежегодных фин-х планов, основанных на перераспределении фин-х рес-сов с учетом складывающейся эк. ситуации.

Стратегическое упр-ние – прогнозирование объема фин-х рес-сов, необходимых для выполнения как общегос-х задач, так и отдельных целевых программ.

3) фин. контроль – деятельность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке обоснованности формирования денежных фондов и средств.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *