Элементы налогов и способы взимания налогов – 1.2 Сущность налога. Основные принципы налогообложения.

Способы и методы взимания налогов

 

Начисление и взимание налога осуществляется по определенной схеме, установленной в данном регионе. Выбор ее зависит от собственно налогооблагаемой базы, статуса плательщика и прочих условий.

 

Также имеет значение способ получения дохода и его источник. В зависимости от этого устанавливаются способы и методы взимания налогов: по декларации, налоговым агентом или по уведомлению.

Элементы налога


Налог можно считать определенным и подлежащим перечислению в бюджет только в том случае, когда определены все присущие ему элементы. Элементы налога и способы его взимания имеют прямую взаимосвязь. К элементам относят:

 

  • объект (база) и субъект (плательщик) налога;
  • ставка;
  • период уплаты;
  • •льготы и освобождения;
  • порядок начисления;
  • порядок уплаты.

 


Объектом может быть чистая прибыль, общий доход, стоимость продукции, имущество движимое или недвижимое. Субъектами являются физлица и предприятия, в том числе, нерезиденты и ИП. Базой является стоимостное выражение объекта – имущества, участка земли, ТС или дохода.

 

Ставки устанавливаются как на местном, так и на федеральном уровне. Делятся на регрессивные, прогрессивные и пропорциональные, а также на процентные и твердые. Методы и способы исчисления и взимания налогов применяются с учетом этих элементов.

Три основных метода взимания налога


Сегодня в налоговой практике действует следующая классификация налогов по способу взимания их с плательщика:

 

  • По декларации. Эта отчетность перед государством позволяет показать все доходы и расходы плательщика за период – месяц, квартал, год. В ней же осуществляется и расчет суммы налога, который необходимо перечислить в бюджет. Отчитываться необходимо только после получения прибыли, но не позднее установленного в законодательных актах числа.
  • Кадастровый. Используется в тех случаях, когда объект (налоговая база) дифференцирован по конкретному признаку. Составлены специальные справочники и таблицы, в которые вносятся эти признаки, тем самым разделяя объекты налогообложения по присущим им признакам. В зависимости от группы устанавливается величина ставки. При этом не учитывается величина прибыли, которую приносит тот или иной объект.
  • По источнику. В этом случае налог перечисляется лицом, которое этот доход выплачивает. Оплата происходит до момента выдачи прибыли получателю, а последний увидит сумму, уменьшенную на налог.


Характерные примеры видов налогов по способу взимания:

 

  • у источника – заработная плата, с которой происходит удержание НДФЛ;
  • кадастровым способом чаще всего взимаются налоги на участки земли, имущество;
  • по декларации происходит перечисление налогов с прибыли организаций и ИП, продажу имущества физлиц.


Кроме этих 3 способов взимания налогов, НК предусмотрены еще два вида: в момент трат и в процессе использования имущества. Однако они не столь распространены в практике.

 


К способам взимания налогов относится также административный способ. Он является наиболее автономным: налоговые службы на местах самостоятельно определяют методы и способы взимания, устанавливают ставки и сроки. Налогоплательщик в этом случае не декларирует доход самостоятельно. Яркий пример – имущественный налог. Оплата осуществляется на основании уведомления, в котором по ранее произведенному расчету указан размер, срок уплаты налога.


Также по способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные:

 

  • прямой налог перечисляется непосредственно плательщиком;
  • косвенный налог взимается как надбавка к основному тарифу либо стоимости (например, таможенная пошлина или НДС).

Схемы исчисления


Сегодня действует 2 основных метода исчисления налога:

 

  • Некумулятивный. База по налогу облагается частями. По нарастающему итогу она не подсчитывается. Система эта используется не так часто, поскольку не обеспечивает равномерного наполнения казны всех уровней ввиду неравномерного поступления денежных средств от налогоплательщиков.
  • Кумулятивный. Этот способ еще именуют накопительным. Система такого исчисления налога выглядит следующим образом: с начала года (периода) начисляется налог нарастающим итогом. Льготы также учитываются по нарастающей. Когда приходит срок перечисления сумм в бюджет, сумма налога может быть уменьшена на ранее перечисленную (или ошибочно перечисленную), а также на льготы. Такой способ позволяет примерно рассчитать объем поступлений в казну и распланировать дальнейшее расходование средств.

 


Ранее использовались еще и другие способы исчисления налога. Использовалась шедулярная схема – прибыль разделялась на части: от основной деятельности юрлица или ИП, внереализационная прибыль и так далее. Также прибыль делилась по источнику дохода. Любая из частей прибыли облагалась отдельно (иногда по разным ставкам) для соблюдения принципов справедливого налогообложения.


Самой распространенной в мировой практике является глобальная система. Она предполагает исчисление налога с совокупного дохода. При этом не играет роли источник ее получения, вид деятельности, по которой был получен доход. Такой метод наиболее простой и востребованный.


Выбор метода и способа взимания налога зависит от множества факторов:

 

  • территориальное устройство страны;
  • экономическое состояние;
  • особенности налоговой системы и так далее.


Выбор определяет и бюджетная политика государства, поставленные ей задачи. В отдельных случаях каждый из этих способов может иметь приоритет. Все зависит от конкретной ситуации. Однако налогоплательщик лишь подчиняется налоговому законодательству, способы взимания налогов выбираются и вводятся в действие налоговыми структурами государственного уровня.

creditnyi.ru

Основные элементы налога и способы взимания

 

К законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить:

а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его использования;

б) границы требований государства относительно имущества плательщика.

Налог- это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Поэтому положение об определении этих элементов нашло отражение в законодательстве (ст.10 Закона Республики Абхазия «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия»). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность уплаты налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность законов о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т.е. к различному толкованию положений закона. Только при наличии полной совокупности элементов в налоговых законах обязанность уплаты налогов может считаться установленной. Если законодатель не установил или не

определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик может не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Каждый налоговый закон должен содержать основные (существенные) элемента налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными. К ним относятся:

— субъект (налогоплательщик) и объект налогообложения;

— единица налогообложения;

— налоговая база;

— ставка налога;

— порядок исчисления налога;

— порядок уплаты налога;

— сроки уплаты налога.

Во вторую группу входят факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам. К ним относятся:

— налоговые льготы;

— форма отчетности по этим налогам;

— порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; — ответственность за налоговые правонарушения и др.

Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены законодательством в обязательном порядке для установления налогов, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства:

— предмет налога;

— масштаб налога;

— налоговый и отчетный период и др.

Каждый из рассмотренных в трех группах элемент несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство, сделать просто невозможным уплату налога. Поэтому идеальный вариант закона о налоге должен содержать всю совокупность элементов, а не только те, которые в настоящее время перечислены в Законе Республики Абхазия «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия»

Субъект, предмет и объект налогообложения

 

Субъект налогообложения (налогоплательщик) — лицо, на которого возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств; налог как правило сокращает доходы субъекта.

Налогоплательщик не всегда является реальным плательщиком налога. Это происходит потому, что существует экономическая возможность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет налог в бюджет, на другое лицо. Это лицо называется носителем налога.

Носитель налога – это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении процессов переложения налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предприниматели, производящие и реализующие продукцию. Они должны исчислять сумму налога и перечислять ее в бюджет. Сумма налога включается в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачивает и сумму НДС. Если этот покупатель использует товар для производства другой продукции и затем ее реализует или просто перепродает купленный товар, то он возмещает себе уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем товара (т.е. не использует его на производственные цели и не перепродает), то он является носителем налога, реальным его плательщиком.

От имени налогоплательщика могут осуществлять налоговые платежи и их представители. При этом различают представительство по закону (например, выплата налога опекунами, попечителями) и представительство по доверенности (например, поручение налогоплательщика третьему лицу уплатить налог за счет причитающегося налогоплательщику долга).

 

Предмет налогообложения — это имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и пр.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения — это юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог: совершение оборота по реализации товара, владение имуществом,

совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение

дохода и др.

Объект и предмет налогообложения — понятия не тождественные. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Например, предметом налогообложения является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объектом же налога является право собственности на землю.

 

Масштаб налога, единица налогообложения и налоговая база

Чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести оценку для отражения в бухгалтерском учете. Любая оценка требует выбора соответствующего масштаба.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. В этом случае для измерения сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масштаб налога.

Масштаб налога — установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб определяется посредством экономических (стоимостных) и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств — мощность двигателя, вес автомобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения — это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении земель используются единицы измерения, принятые в стране, например гектар, сотка, квадратный метрии и т.п.; при налогообложении добавленной стоимости — рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств — лошадиная сила.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика, является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога (см. рис. 1.2.).

Различают налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода), объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг) и физическими показателями (объем добытого сырья). Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, при сборе за использование национальной символики наличие определенных символов рассматривается как объект налогообложения, тогда как базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы.Существуют два основных метода: кассовый и накопительный.

При использовании кассового метода доходом считаются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами — реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название — метод присвоения.

При использовании накопительного метода доходами признаются все суммы, право на получение которых, возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде. При этом не имеет значение, произведены ли по этим обязательствам выплаты.

Кассовый метод используется, например, при налогообложении имущества переходящего в порядке дарения или наследования; накопительный — при исчислении подоходного налога с физических лиц. Иногда лица могут выборочно использовать один из методов (например — налог на прибыль предприятий и организаций).

 

            
 
СУБЪЕКТ НАЛОГА
 
ОБЪЕКТ НАЛОГА
 
ПРЕДМЕТ НАЛОГА
 
    

Физическое лицо
Владение

Рис. 1.2. Основные элементы налога

. В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения налоговой базы:прямой, косвенный, условный.

Суть прямого метода налогообложения состоит в определении реально и документально подтвержденных показателей налогоплательщика. Данные о доходах и расходах учетных регистров служат для расчета базы налога на прибыль.

Косвенный метод налогообложения основан на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. При отсутствии учета доходов и расходов расчет облагаемого дохода ведется по аналогии с другими налогоплательщиками.

Условный метод заключается в определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода. В этом случае доход лица может определяться исходя из суммы аренды, средней суммы расходов на жизнь.




infopedia.su

Классификация и способы взимания налогов :: BusinessMan.ru

Налоговые системы современных государств могут работать по самым разным принципам. Главная задача властей — вне зависимости от специфики национальной системы налогообложения, обеспечить как можно больший объем поступлений в бюджет. Для этого власти могут задействовать самый широкий спектр способов. Какие из них наиболее распространены в российской и мировой практике? Как они соотносятся с теми или иными разновидностями сборов?

Взимание налогов: основные способы

Рассмотрим основные способы взимания налогов, которые выделяют современные исследователи. Распространен подход, который предполагает формирование перечня, включающего такие методы, как:

  • кадастровый,
  • декларационный,
  • изъятие до получения дохода,
  • взимание при расходах,
  • изъятие в ходе потребления,
  • административный метод.

В чем их специфика?

Кадастровый способ взимания налогов предполагает сбор соответствующих платежей исходя из сведений, зафиксированных в государственном кадастре. Данный источник включает сведения об объектах налогообложения, что предусмотрены законодательством. Таковыми могут быть жилая недвижимость, участки. Рассматриваемый способ взимания налогов предполагает формирование усредненных показателей доходности, не требующее детального просчета налогооблагаемой базы по каждому объекту, находящемуся в собственности граждан или организаций.

Декларационный способ взимания налога предполагает, что соответствующие платежи исчисляются на базе отчетных документов, которые составляет налогоплательщик.

Метод, предполагающий взимание сбора до получения плательщиком того или иного дохода, предполагает, что необходимый процент отчислений в бюджет производится от начисленной, но еще не полученной субъектом выручки. Пример — исчисление и уплата НДФЛ с оклада наемного работника. Данную сумму — если не применяются те или иные вычеты по ней, работодатель обязан внести в бюджет еще до выплаты работнику зарплаты. Налоги могут взиматься в момент совершения плательщиками расходов. Можно отметить, что особенно распространены косвенные налоги по способу взимания, о котором идет речь. Например, если говорить об НДС, то де-юре обязательство по его исчислению и уплате в бюджет возложено на коммерческие предприятия. Однако, де-факто его плательщиком выступает покупатель того или иного товара — поскольку данный сбор, как правило, входит в отпускную стоимость соответствующего изделия.

Есть способы взимания налогов, предполагающие исчисление и сбор необходимых платежей в момент совершения плательщиком тех или иных расходов. Таковыми могут быть, например, сборы с владельцев автомобилей, которые ездят по платным магистралям, находящимся в государственной либо муниципальной собственности.

Существует также административный метод — при котором налоговые службы вычисляют предполагаемый размер дохода налогоплательщика и устанавливают для него соответствующее платежное обязательство.

Элементы налогов

Отмеченные нами способы взимания платежей в бюджет имеют много общего — например, в части задействования тех или иных элементов налога при определении его величины. В числе таковых: база, ставка, периодичность, различные коэффициенты. Как правило, первый элемент определяется активностями налогоплательщика, остальные — законодателем. Ставки могут быть как фиксированными, так и динамическими. Касательно первых — государством может привязать их величину к величине базы.

Прямые и косвенные налоги

Существует еще одна классификация методов обеспечения государством поступлений в бюджет. Налоги по способу взимания бывают прямыми либо косвенными. Сборы первого типа предполагают, что их будет уплачивать непосредственно налогоплательщик. Косвенные налоги — де-юре обязан уплачивать один субъект, де-факто — другой. Выше мы рассмотрели пример подобного сценария — при купле-продаже товаров, на которые должен начисляться НДС.

Рассмотрим теперь подробнее обозначенные выше способы взимания платежей в бюджет.

Кадастровый метод сбора налогов

Специфика рассматриваемого метода исчисления и обеспечения уплаты налогов — в установлении государством либо аффилированными с ним структурами конкретных показателей стоимости активов, которые формируют базу для налогообложения. В России чаще всего таковыми становятся объекты недвижимости — квартиры, земельные участки, коммерческие сооружения. В отношении каждого из типов недвижимости устанавливается кадастровая стоимость. Как правило, она сопоставима с рыночной — и потому, может пересматриваться в зависимости от динамики цен в том или ином сегменте купли-продаж недвижимости.

Государство либо муниципалитеты — если взимание налогов находится в их компетенции, определяют соответствующий показатель стоимости, затем исчисляют сбор — исходя из установленной ставки. В ряде случаев в «формулу» расчета подобных платежей включаются вычеты и льготы. Основные параметры, влияющие на фактическую величину налога, определяемого по кадастровому методу — площадь, а также тип недвижимости.

Декларационный метод сбора налогов

Рассмотренные нами способы взимания налогов включают декларационный. Он предполагает, что плательщик самостоятельно — главным образом в силу законодательных предписаний, формирует отчетные документы, отражающие доходность по тем или иным активам или видам деятельности, и предоставляет их в налоговую службу. Как правило, данные активности осуществляются на регулярной основе. Например, декларация по НДФЛ должна предоставляться гражданами в ФНС раз в год до 30 апреля. Отметим, что на практике данный источник чаще направляют в ФНС работодатели — поскольку основным источником дохода россиян является их зарплата. В России фактическая уплата налогов в бюджет при декларационном методе, как правило, осуществляется до передачи соответствующего документа в налоговую службу. В декларации, таким образом, фиксируется не только величина сборов, но также и тот факт, что они уплачены.

Метод изъятия налогов до получения дохода плательщиком

Способы взимания налогов в РФ включают тот, что предполагает исчисление и уплату в казну сбора еще до того, как плательщик получит доход, облагаемый по соответствующему основанию. Выше мы привели практический пример подобного сценария — когда работодатель удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ еще до того, как зарплата будет выдана сотруднику на руки. Вместе с тем подобные схемы могут реализовываться также и в коммерческой деятельности. Например, никто не мешает предпринимателю, осуществляющему деятельность по УСН, уплачивать налоги еще до обналичивания денежных средств с расчетного счета. Данная схема считается общераспространенной. Рассматриваемый способ сбора налогов может коррелировать с декларационным. В российской системе налогообложения на практике это происходит регулярно. Так, декларация НДФЛ, которая передается в ФНС работодателями или самими гражданами, в большинстве случаев отражает уже уплаченные сборы — по схеме, о которой идет речь.

Изъятие налогов при расходах

Есть способы взимания налогов прямые и косвенные. Рассматриваемый метод обеспечения поступлений в бюджет, если говорить о российской системе — как правило, косвенные. В числе таковых — НДС, акцизы. Покупатель, приобретая товар у продавца, одновременно оплачивает оба сбора, которые обычно включаются в отпускную цену продукции.

Вместе с тем юридически обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет возложена как раз таки на торговую организацию. В свою очередь, когда магазин покупает товар у поставщика — он также платит НДС. Обычно он меньшего размера — так как оптовая либо закупочная цена, как правило, заметно ниже отпускной. Многие российские предприятия, которые являются плательщиками НДС, используют налоговые вычеты, предусмотренные законодательством.

Изъятие налогов при потреблении

Классификация налогов по способу взимания, распространенная в РФ, предполагает исчисление и уплату сборов в бюджет непосредственно в момент потребления плательщиком тех или иных ресурсов. Многие исследователи рассматривают данный метод как разновидность предыдущего. Основной критерий разграничения между ними — в первом случае речь идет об исчислении сбора иных расходов. Например — при покупке того или иного товара по установленной цене. Текущий способ предполагает взимание налогов в чистом виде — как критерий доступа к тому или иному ресурсу. Выше мы привели пример — когда владелец машины платит государству либо муниципалитету за проезд по платной магистрали. В России, однако, пока такая схема не реализована — у нас плату за проезд по дорогам соответствующего типа взимает не орган власти, а компания «Автодор». Которая полностью принадлежит государству, и основная часть ее выручки направляется в бюджет.

Административный метод

Специфика административного способа сбора налогов — в преимущественной автономной работе налоговой службы в части определения величины платежей в бюджет. Действия налогоплательщика сводятся к минимуму — он не декларирует каких-либо доходов, ожидая решений от налоговиков, которые выносятся в административном порядке. Вместе с тем критерии их принятия должны быть прозрачны и зафиксированы на уровне нормативно-правовых актов. Примером сбора такого типа может быть налог на имущество физлиц. ФНС, взаимодействуя с различными ведомствами, самостоятельно определяет размер соответствующего платежного обязательства, после чего рассылает квитанции гражданам. Можно отметить, что соответствующий метод сбора в РФ соседствует с кадастровым — поскольку величина имущественного налога для физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Что определяет приоритетность конкретного способа взимания налога?

Итак, мы рассмотрели основные элементы налога и способы его взимания, что распространены в российской и мировой практике. Приоритет в использовании каких-либо из них зависит от многих факторов — территориального устройства государства, особенностей его социально-политического и экономического развития, специфики международных коммуникаций с его участием. Использование тех или иных способов взимания налога во многом предопределяется также задачами бюджетной политики страны. Каждый из отмеченных методов работы налоговиков может иметь как преимущества, так и недостатки — однако, в конкретный момент времени эффективность какого-либо из них может быть самой высокой. Это предопределит выбор соответствующего инструмента налоговыми структурами государства.

Способы исчисления налогов

Мы рассмотрели основные способы взимания налогов. Полезно будет также исследовать методы исчисления соответствующих платежей в бюджет. Современные эксперты выделяют следующий их перечень: кумулятивный (называемый также накопительным, некумулятивный, шедулярный, глобальный. Специфика кумулятивного метода в том, что определение величины налога, а также его взимание осуществляется с начала отчетного периода — с нарастающим итогом. Как только подходит срок уплаты очередного налога — его исчисленная сумма должна быть уменьшена на ту, что уплачена в предыдущие периоды. Некумулятивный метод исчисления платежей предполагает формирование баз по частям, то есть, без подсчета нарастающего итога. Шедулярный метод предполагает деление выручки на несколько составных частей, которые в силу тех или иных критериев облагаются налогом по разным ставкам. Глобальный метод исчисления сборов предусматривает исчисление бюджетных обязательств, исходя из общей суммы доходов — без какой-либо классификации на те или иные разновидности. Исследовав ключевые способы и методы взимания налогов, мы можем сделать следующие выводы.

Каждый из рассмотренных нами методов предполагает исчисление налога исходя из показателей его ключевых элементов — базы, ставки, периодичности и иных. Выбор конкретного способа взимания платежей в бюджет зависит от специфики конкретной сферы, от приоритетов государства в части развития экономики и социума.

Резюме

Налоги и сборы по способу взимания бывают прямыми и косвенными — в соответствии с одной из классификаций методов, о которых идет речь. В свою очередь, если рассматривать другие 6 перечисленных способов обеспечения платежей в бюджет — кадастровый, декларационный, основанный на текущих расходах, на исчисленных доходах, на потреблении либо административных решениях — то соответствующие им сборы могут быть как прямыми, так и косвенными. Но чаще всего — если говорить о российской практике, это будут налоги первого типа. Исключение — метод, предполагающий начисление сборов в момент совершения плательщиком тех или иных расходов. Например — при купле-продаже товаров, на которые начисляется НДС, относящийся к косвенным налогам.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *