Федерации современные – Государственная федерация: определение, признаки, виды, примеры

Содержание

Какие есть федерации?

Мы живем в Российской Федерации. Но мало кто знает, что означает это слово, почему наша страна была так названа, есть ли в мире еще страны с подобным устройством государства и какие есть федерации. Сегодня мы как раз об этом и поговорим.

Определение и признаки федерации

В переводе с латыни «федерация» означает объединение, союз и представляет собой форму государственного устройства, при которой все части федеративного государства — это государственные образования, обладающие юридически некоторой политической самостоятельностью.

Следует знать, что в федеративном государстве имеются 2 системы высших органов власти, а именно федеральные и субъектов федерации. Совместно с федеральной конституцией у всех субъектов федерации есть право издавать свои нормативные правовые акты, относящиеся к учредительному характеру, то есть конституции, основные законы, уставы. У субъектов федерации зачастую имеется собственный институт, столица, гражданство, герб, исключение составляет лишь суверенитет.

Виды федераций

Рассмотрим понятие и виды федераций более тщательно. Статус субъектов федеративного государства бывает симметричным и асимметричным. В первом случае субъекты обладают равным конституционно-правовым статусом, как, например, США или Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. Во втором случае конституционно-правовой статус входящих в федерацию субъектов различен, например, в Республике Индии, Федеративной Республике Бразилии.

По особенностям формирования федерации бывают территориальные, национальные и смешанные. Когда формируются территориальные федерации, то используется территориальный географический признак (США, Германия), в национальных — национальный признак (бывшие республики СССР, Югославия, Чехословакия). В смешанных федерациях формирование происходит по обоим признакам (Россия).

Также федерации делятся и по способу их образования. Существуют договорные и конституционные федера

elhow.ru

Классификация федераций в современном мире

Транскрипт

1 31 А.С. Пивентьев Классификация федераций в современном мире Федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет выделить различные виды, формы или модели федераций, классифицировать их. Федерации подразделяются по своей структуре на симметричные и асимметричные. С точки зрения М. Баглая, «Есть немало федераций, в состав которых входят только одинаковые по своему политико-правовому статусу субъекты (например, земли в ФРГ или в Австрии, эмираты в ОАЭ сегодня; республики в СССР, Югославии и Чехословакии в прошлом), в связи с чем они именовались и именуются симметричными. Но у большинства федераций их структура и состав неодинаковы, ибо включают в себя разнопорядковые субъекты или политико-территориальные единицы, не являющиеся субъектами данной федерации. Например, РСФСР в прошлом и современная РФ имели или имеют несколько различных по статусу субъектов республики, автономные области, области, края, город федерального подчинения, автономные округа. США, наряду со штатами, включают федеральный округ, ассоциированные территории Индия штаты, один штат с особым статусом, союзные территории Бразилия штаты, федеральный округ, муниципии и т.д. Такие федерации рассматриваются поэтому как асимметричные» [1, c. 178]. Таким образом, Баглай отождествляет асимметрию только лишь с наличием в составе федеративного государства тех

2 территориальных образований, которые не являются субъектами, но не связывая асимметрию с разным правовым статусом (юридическим или фактическим) субъектов федерации. В научных исследованиях встречаются и иные подходы к сущности асимметричных федераций. Так, с точки зрения В. Чиркина, «в федеративном государстве асимметрия возможна, но не в конституционном статусе субъектов федерации». Таким образом, Чиркин, отрицая юридическую асимметрию, признает политическую асимметрию [8, c. 107]. Вместе с тем Л. Карапетян отмечает и третью точку зрения относительно асимметричности федерации. «Допускается представление отдельным субъектам отличного от других конституционного статуса, вплоть до признания за ними статуса самостоятельного субъекта международного права» [4, c. 35]. Таким образом, признается как политическая, так и юридическая асимметрия. Мы считаем, что можно дать своеобразное интегративное определение асимметричного федеративного государство. Асимметричная федерация это такая разновидность федеративного государства, составляющие единицы которого хоть в какой-то степени не равны в своём правовом статусе. Что же касается абсолютно симметричных федераций, в которых все территориальные единицы имели бы во всем одинаковый статус, были бы полностью равноправны и имели бы одни и те же полномочия, то таких сегодня практически не существует. С точки зрения Чиркина, «симметричная федерация в известной степени идеал. Однако жесткое конкретно-практическое проведение этой идеи в жизнь способно привести к игнорированию интересов тех или иных этнических общностей и территориальных коллективов, которые разнятся по своей численности, уровню развития и другим характеристикам. Симметрия не может учесть экономических, исторических и иных особенностей отдельных регионов» [7, c. 26]. 32

3 С точки зрения Карапетяна, «в признанных образцовых странах федерализма высшие уровни управления значительную часть своих полномочий делегируют низшим уровням: федеральные органы штатам, кантонам, землям, последние округам, муниципиям и т.п. Но от этого федерация не становится асимметричной» [4, c. 28]. Диалектику «симметрии» и «асимметрии» можно выразить следующей формулой. «Симметрия» федерации выражает суть такой формы государственного устройства, при которой входящие в его состав субъекты имеют равноправный конституционный статус. А «асимметрия» возможность разных полномочий этих субъектов в зависимости от географических, экономических и иных условий. Иначе говоря, федерация как форма государственного устройства предполагает безусловное наличие конституционно равностатусных составных частей, при возможном предоставлении каждой из них дополнительного объёма и характера полномочий для практической реализации своих функций. По способу образования субъектов федерации выделяют три вида федеративных государств. 1. Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны на субъекты федерации по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп. В США нет компактно проживающих национальностей (хотя в отдельных частях городов, регионов иногда проживают граждане, составляющие большинство какого-либо этноса китайцы, украинцы и др.), но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в 33

4 Германии проживают немцы (есть компактно проживающее небольшое славянское меньшинство сорбы), но созданы 16 земель (субъектов федерации). По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в тех государствах, которые возникли на месте прежних колоний. Территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане. 2. Национальные федерации. В национальных федерациях субъекты создаются на основе компактно проживающих национальных групп. Тезис о создании федераций только по национальному принципу был безусловным требованием марксистко-ленинской идеологии. Таким образом строились федерации в СССР и РСФСР, Югославии, Чехословакии. Хотя стоит отметить, что и в современных развитых странах можно встретить примеры национальных федераций. В современной Европе такой тип федеративного государства существует в Бельгии. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт: 1) субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями; 2) такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов; 3) высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации; 34

5 4) национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами, их свободу и самостоятельное развитие; 5) в национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие «Право наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это как правило не требуется. Если говорить о принципиальном отличии территориальной и национальной федерации, то отметим, что эти федерации прежде всего отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. 3. Смешанная федерация. Это особый тип федерации, где в основу формирования субъектов положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций является, например Российская Федерация, где республики и национальные округа формируются по национальному принципу, а все иные субъекты по территориальному принципу. Для смешанных федераций характерны следующие признаки: 1) субъекты федерации имеют неодинаковый правовой статус, при этом субъекты федерации, которые формируются по национальному принципу, имеют больший объем прав, чем те субъекты, которые формируются по территориальному принципу. Наиболее четко это видно на примере Российской Федерации, где республики в составе РФ имеют статус госу- 35

6 дарств, вправе принимать собственные конституции, устанавливать собственное гражданство, официальные языки. Все остальные субъекты таких прав не имеют; 2) как правило, в подобных федерациях между органами власти союза и субъектами федерации заключаются двухсторонние договоры, при этом их содержание неодинаково; 3) конституции подобного государства четко закрепляют запрет на сецессию, но попытки сецессии порой имеют место. Различаются федерации также и по характеру взаимоотношений между федерацией и субъектами на централизованные и децентрализованные. Конечно, уже сам факт политико-территориального построения страны на базе принципа федерализма означает достаточно высокую степень децентрализации государственной власти по сравнению с унитарными странами. Но и внутри федеративных государств имеют место существенные различия по характеру и уровню распределения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. В одних из них большая доля государственной власти сосредоточивается в центре, предметы же ведения и полномочия субъектов федерации серьезно ограничены задачами самостоятельного решения региональных и местных проблем в рамках, установленных федеральным центром, и под его строгим контролем. Такие федерации являются централизованными в той или иной мере (Индия, Пакистан и др.). В других федерациях предметы ведения и компетенция (совокупность полномочий) федеральных органов сравнительно ограничены, а предметы ведения и компетенция органов субъектов федерации достаточно широки, последние обладают высокой самостоятельностью и не подвергаются широкому и жесткому контролю со стороны федеральных органов. Такие федерации обычно признаются децентрализованными в той или иной мере (например, США, ФРГ, Швейцария и др.). Важно отметить, что одно то же федеративное государство со временем может эволюционировать 36

7 в сторону усиления либо централизации, либо децентрализации и даже превращаться из децентрализованного в централизованное и наоборот. В современной юридической литературе в зависимости от типа правового акта, который положен в основу федерации, выделяют два типа федеративных государств договорные и конституционные. В основе договорных федераций лежит специфический правовой договор (например, Федеративный договор России от 31 марта 1992 года), а конституционные федерации основаны исключительно на Конституции. Остановимся более подробно на рассмотрении такой классификации, так как это позволяет ещё и дать характеристику требованиям к тем правовым актам, на основе которых, собственно, и учреждается федерация. Исторически первые федерации и ряд конфедераций были именно договорными по своей сути. С точки зрения И. Умновой, «договорное понимание природы федеративного государства берёт своё начало с древних теорий обустройства общества». А с точки зрения Л. Карапетяна, «латинский термин foedus» по смыслу совпадает с древнеиудейским понятием, подразумевающим соглашение с богом» [4, c. 9]. А именно признак согласия и является основной субстанциональной сущностью любого договора. Так что в этом смысле договор может считаться более адекватным документом при образовании федеративного государства. При этом в федеративном государстве исходное значение имеет не просто консенсус, а консенсус на двух уровнях. Первый между государством и гражданами, а второй уровень консенсуса договоренность между федерацией и составными частями государства субъектами федерации. Но следует отметить, что очевидной тенденцией второй половины 20 века является стремление основать федеративное 37

8 государство не только на основе договора, но и на основе норм конституции. В связи с тем, что сущностные элементы федерализма закрепляются в учредительных актах государства договорах и конституции, принципиальным является вопрос о том, что следует считать основным правовым документом, учреждающим федеративное государство. Иначе говоря, требуется определённость в правильном понимании соотношения двух документов договора и конституции как актов, закрепляющих образование или преобразование федерации. С точки зрения Карапетяна, «договор (соглашение) между учредителями федерации или субъектами, ее преобразующими, предшествует принятию конституции. Он заключается именно для того, чтобы его положения органично вошли затем в основной закон государства. После его подписания следует принятие конституции. В нее инкорпорируются частично или полностью нормы договора, которые в дальнейшем могут подлежать изменению в порядке, предусмотренном для внесения поправок в конституцию. Договор (соглашение) лежит в основе создания федерации, а конституция в основе организации и функционирования уже созданного федеративного государства» [4, c. 10]. Заключение договора (соглашения) достаточно распространенное явление в мировой практики. Так, хотя и считается, что основы американского федерализма были заложены в Конституции США 1787 года, тем не менее ей предшествовал договор между первоначальными 13 штатами, к которым затем присоединились вновь создаваемые штаты. Путем соглашения между кантонами была образована Швейцария. В отечественной истории сначала договорный, а затем конституционный процесс прошёл СССР в период его образования. Несмотря на то что сочетание договора и конституции при учреждении (преобразовании) федерации является предпочтительным, этот способ никак не может считаться обязатель- 38

9 ным для идентификации федеративной природы государства. Создание или изменение федерации сразу и только на основе конституции также допустимо. Кроме того, иногда этот путь является не только более рациональным для становления или укрепления государственности, но и единственно реальным исходя из сложившейся ситуации. Именно этот способ в большей степени характерен для федераций, образуемых в результате децентрализации унитарных государств. Однако важнейшее условие учреждения федерации на основе конституции достижение между сторонами федеративных отношений согласия относительно избранных в Конституции основ федерализма. Средством достижения консенсуса в таком случае является особый порядок согласования и учета мнения до и в момент принятия основного закона государства. Так, Бельгия как федерация была окончательно создана 5 мая 1993 года путем внесения поправок в Конституцию, но этому предшествовали почти 15 лет переговоров между этническими общностями. Более того, возможна ситуация, когда договор принимается в период действия конституции государства и вносится в качестве поправок в текст конституции. Такая ситуация имела место в России в 1992 году. Вместе с тем в последнее время в юридической и политологической литературе происходит пересмотр подходов к классификации федеративных государств. Как отмечает Карапетян, «развал федераций в СССР, Югославии, Чехословакии, а также усиливающиеся тенденции к самоопределению народов с выходом из состава ряда федеративных и унитарных государств в определенной мере обусловили не только новые определения понятия федерализм, но и конструкцию его разных моделей» [4, c. 19]. Сам Карапетян выделяет определенные модели федерализма: гегемоническая, классическая, американский дуализм, монархическая, республиканская, кооперативная, исполнительная, бюджетная, экономическая. 39

10 Примером гегемонической модели, по мнению Е. Кастеля, является «Германия 19 века, в которой, в отличие от федераций буржуазных государства, отсутствовал принцип равноправия субъектов федерации, ибо они не были одинаковы по занимаемой территории, численности населения и экономическому потенциалу. При этом господствовал только один субъект федерации Пруссия с 62% территории и 65% населения страны» [5, c. 3 4]. Вместе с тем, как справедливо отмечает Карапетян, «по своему устройству Германия 19 века была унитарным государством с некоторыми элементами федерализма. Из входящих в состав Германии монархических и республиканских государств Пруссия занимала бесспорное положение гегемона по отношению к другим членам Империи. Поэтому не подходит под понятие федерализма соединение нескольких государств, среди которых одно занимает место господствующего» [4, c. 19]. Суть модели «дуалистического федерализма» усматривается в существовании двух уровней власти, каждая из которых в пределах своих полномочий независима от других. Считается, что такой федерализм не предусматривает обязательное объединение штатов, земель в единое союзное государство. Однако очевидно, что без объединения разных государственных образований в единое союзное государство не может быть федеративного государства. Федерализм в любой стране имеет разные уровни власти, но они существуют в системе единого государства, то есть различные уровни власти, безусловно, существуют, но не в независимом друг от друга разноуровневом федерализме, а в едином федеративном государстве. В основе модели «кооперативного федерализма» лежит идея объединения усилий центра и регионов для решения общих задач. Сторонники данной к концепции считают, что «федеральное государство это не только разграничение ком- 40

11 петенций и полномочий между общефедеральными органами и членами федерации, но и кооперация усилий и интеграция в ведении общегосударственных дел. В этих целях создаются ряд учреждений, которые организованы федерацией, но по функциям их можно квалифицировать как «общие органы», так как они в одинаковой степени обслуживают как федерацию, так и её земли» [6, c. 121]. Многие авторы обосновывают идею абсолютной ценности кооперативной федерации. Ценность унитаризма усматривается в том, что «субъекты федерации стремятся к миру и согласию с центром на основе сотрудничества и солидарности» [2, c. 21]. Вместе с тем отметим, что во всех федеративных государствах объединяются усилия между федеральными органами и органами власти субъектов, то есть фактически любые федерации в той или иной степени можно отнести к кооперативным, что просто лишает смысла любую классификацию федераций, не позволяет выделить специфические черты федеративных государств разных моделей. Критерием «республиканской» модели федерализма считается республиканская форма правления субъектов федерации. В обосновании этой идеи Е.Р. Кастель ссылается на Веймарскую конституцию, согласно которой все земли Германии были республиками [5, c. 5]. Соответственно, в такой интерпретации суть федеративных отношений характеризуется как отношения между республиками. Но, как отмечает Карапетян, «если следовать такой логике, то разновидностями моделей федерализма могут считаться штатной, кантонной, земельной, областной, а в итоге содержание федерализма как формы государственного устройства будет полностью сведено к наименованию или форме правления субъектов федерации, не говоря уже о том, что республиканская и иные формы правления имеются также при унитарном государственном устройстве» [4, c. 22]. 41

12 В ряде новых моделей федерализма появилась «бюджетная» и «экономическая» модели. Суть первой модели состоит в сведении понятия «федерализм» к бюджетной политике в федеративном государстве. А экономический федерализм определяется как «способ воспроизводства многонационального российского гражданского общества по его политической и социально-экономической структуре» [1, c. 62]. По итогам работы можно сделать следующие выводы. 1. Проблема классификации типов федераций одна из наиболее важных и спорных в теории права. До недавнего времени федерации чаще всего классифицировали в зависимости от степени равноправия субъектов федерации и способа образования субъектов федерации. 2. Весьма актуальным является деление федераций на конституционные и договорные. В основу такой классификации положен тип правового акта, на основе которого было создано федеративное государство. Хотя в настоящее время нельзя выделит чисто конституционную или чисто договорную федерацию. 3. В последние десятилетия теория права обосновывает новые подходы к типологизации федераций, выделяют такие типы федераций, как гегемоническая, классическая, американский дуализм, монархическая, республиканская, кооперативная, исполнительная, бюджетная, экономическая. Список литературы 1. Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., Асочкова А., Умнова И. От договора до конституции // Российская федерация Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая. М.,

13 4. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Издательство НОРМА, Кастель Е.Р. Германский федерализм: историко-правовое исследование. Екатеринбург, Периталер П. Проблемы федеративных отношений в Австрии // Государство и право Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., Чиркин В.Е. Конституция. Российская модель. М.,


docplayer.ru

Федерация современного пятиборья России — официальный сайт

Последние новости

Пятиборье04.09.2019

ЧМ-2019. В финал пробились Баташова и Губайдуллина

Только две наших спортсменки будут представлены в финале личного первенства среди женщин на чемпионате мира по современному пятиборью в Будапеште (Венгрия). Право продолжить борьбу за места на пьедестале почета завоевали Ульяна Баташова и Гульназ Губайдуллина.

Пятиборье03.09.2019

ЧМ-2019. Лесун и Калимуллин взяли «бронзу» в эстафете

Россияне Александр Лесун и Данил Калимуллин заняли третье место в мужской эстафете на чемпионате мира в Будапеште. Победителями турнира стали пятиборцы Германии Александр Нобис и Патрик Доге.

Пятиборье02.09.2019

ЧМ-2019. Ибатуллина и Фральцова – седьмые в эстафете

Чемпионат мира в Будапеште открылся победой мексиканского дуэта Майян Оливер – Мариана Арсео, которые стали лучшими в женской эстафете. Россиянки Аделина Ибатуллина и Ксения Фральцова (на фото), завоевавшие в этом году «золото» на юниорском первенстве мира, закончили турнир седьмыми.

ФСПР01.09.2019

Госсекретарь Союзного государства открыл кафедру современного пятиборья

Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота и президент Федерации современного пятиборья России Вячеслав Аминов открыли в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма первую в нашей стране кафедру современного пятиборья и стрельбы.

Пятиборье31.08.2019

ЧМ-2019. Семь дней в Будапеште

Со 2 по 8 сентября в Будапеште (Венгрия) пройдет чемпионат мира по современному пятиборью, а с 6 по 8 сентября параллельно с ним будут разыграны и медали мирового первенства по лазер-рану.

Календарь

Рейтинги

Мужчины[от 30.06.2019]

Лесун Александр140.25
Лифанов Александр111.25
Беляков Кирилл106.50
Зуев Андрей70.75

Женщины[от 03.06.2019]

Баташова Ульяна161.50
Губайдуллина Гульназ145.06
Буряк Анна127.31
Ибатуллина Аделина124.00

Юниоры[от 11.06.2019]

Зуев Андрей108.50
Бабанин Павел86.00
Тарасов Иван86.00
Колбасенко Сергей81.50

Юниорки[от 29.07.2019]

Ибатуллина Аделина190.00
Фральцова Ксения131.00
Утина Екатерина117.00
Авдеева Алена104.25

Юноши А[от 31.07.2019]

Шалупин Иван184.00
Заболотских Владимир160.25
Борщев Петр153.25
Ахрамович Кирилл113.00

Девушки A[от 21.06.2019]

Сергеева Юлия161.50
Тагирова Амина160.90
Соловьева Яна130.80
Волкова Ульяна123.30

Юноши B[от 31.07.2019]

Горковенко Максим182.90
Мануйло Кирилл177.10
Незнанов Глеб139.75
Зелепутин Владимир115.50

Девушки B[от 21.06.2019]

Будейкина Кристина179.40
Колобова Арина164.00
Босовская Арина134.80
Тычкина Елизавета132.80

Юноши C[от 27.05.2019]

Сокол Андрей107.00
Перегонцев Кирилл106.00
Демухамедов Матвей75.00
Бельчик Артем59.00

Девушки C[от 27.05.2019]

Исламова Диана107.00
Синицина Виктория95.00
Орехова Анастасия90.00
Гумилина Елена87.00


Публикации в прессе

09.08.2019

В Токио через Бат

На чемпионате Европы по современному пятиборью помимо медалей будут разыграны и лицензии на Олимпийские Игры 2020 года.

Фото и видео

Новости регионов

Московская область02.09.2019

В Долгопрудном прошел спортивный праздник

Одной из самых популярных площадок Дня открытых дверей спорткомплекса «Салют» стал стенд для стрельбы из лазерного пистолета, предоставленный МО РОСО «Федерация современного пятиборья».

Московская область02.09.2019

День города Мытищи отметили лазер-раном

В субботу, 31 августа, МО РОСО «Федерация современного пятиборья» совместно с Управлением по физической культуре и спорту г.о. Мытищи провели соревнования по лазер-рану, которые были приурочены к Дню города.

www.pentathlon-russia.ru

Современные федерации и их субъекты — КиберПедия

Федерация – это форма разделения объектов ведения между федераций и входящими в ее состав субъектами. Что же до собственно этих «объектов ведения» то это – круг конституционно закрепленных вопросов, по которым, считаясь с формой правления, равносильные государственные органы федерации и ее субъектов компетентны, будут принимать разнообразные решения.

Федерации отличаются друг от друга, прежде всего по степени централизации власти и управления. Превалируют федерации, в которых достаточно широкий круг вопросов находится в исключительной компетенции, то есть централизованные.

В соответствии с конституциями федеративных государств к совместному ведению федерации и ее субъектов относятся: уголовное, гражданское, трудовое, земельное право и другие отрасли, а так же социальное обеспечение, общие принципы сбора и наложения налогов, торговля, транспорт (кроме федерального), биржевое и банковское дело, образование, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды, национальная политика.

К исключительному ведению субъектов федерации, принято относить: местное управление, работы и предприятия, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение должностей, учреждение, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, а так же вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, пособий престарелым и инвалидам, организации местной полиции и городского устройства.

 

1. Германский федерализм

 

Земли ФРГ имеются свои конституции, которые не нуждаются в утверждении федерацией, собственные парламенты, правительства, законодательства и бюджета, поэтому такую федерацию можно назвать децентрализованной. Хотя, это вызывает противоречивые споры, но основной закон ФРГ закрепляет, что конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального государства, а так же то, что федерация гарантирует соответствие конституционного строя земель конституции ФРГ (статья 28) [12]. Порядок отношений федерации и земель, к тому же отношение земель между собой – определяют как кооперативный федерализм, так как имеется законодательно оформленная их кооперация между собой. В состав ФРГ, после объединения германский земель, входит 16 земель, которые являются ее субъектами, других административно-территориальных образований на территории федерации не существует. Земли имеют свои законодательные органы – ландтаги, другими словами, сенат, — обычно они состоят из одной палаты и избираются гражданами на 4 года или 5 лет. При отгораживании земель в расчет берут, прежде всего, исторические традиции и экономические связи. Германскую федерацию можно считать симметричной, хотя существуют такие элементы юридического неравенства между землями, которые оспаривают этот факт.



 

2. Американский федерализм

 

Все штаты – государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом выхода из федерации. Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, землепользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного порядка, организации и проведения выборов, определения системы местного самоуправления. Во главе штатов стоят избираемые губернаторы, имеющие достаточно широкие полномочия и руководящие всей исполнительно-распорядительной деятельностью органов штатов.[13] Штаты имеют право издавать собственные законы, так же владеют собственным гражданством, в связи с этим, их граждане равноправны на территории всей федерации. Структура органов штатов – напоминает структуру государственных органов, так как законодательные собрания в большинстве случаев – двухпалатные и избираются на основании всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Федерация в США является относительно централизованной, в соответствии с доктриной дуалистического федерализма Конституция разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов.



 

3. Швейцарский федерализм

 

Швейцария – договорная федерация, возникшая полтора столетия назад (1848) в результате перерастания конфедерации (союза независимых государств), возникшей еще в 1291г., в федерацию как единое союзное государство. Асимметрия швейцарского федерализма находит свое выражение не только в наличии, наряду с кантонами, полукантонов, но и в том, что полукантоны имеют лишь одного, а не двух представителей в Совете штатов, а при общенациональных референдумах обладают лишь полуголосом, в отличие от полного голоса неразделенных кантонов. Кантоны вправе самостоятельно создавать свои органы власти, иметь свою полицию, свой бюджет и собственные источники доходов. К исключительной компетенции кантонов относятся, прежде всего, больничное дело, поддержание порядка, коммунальное хозяйство. Федерация может делегировать часть своих полномочий кантонам. Во многих вопросах федеральные органы определяют лишь общие рамки, а практическая реализация соответствующих законов и постановлений возлагается на кантональные органы достаточно широка и сфера совместной компетенции.[14]

 

4. Индийский федерализм

 

Индия – централизованная федерация, в которой федеральный центр обладает большими полномочиями. Исключительная компетенция федерации достаточно широка и включает иностранные дела, оборону, внешнюю торговлю, банковскую систему, денежное обращение, железнодорожное, водное и воздушное сообщения, почту и телеграф, торговлю между штатами. В сферу совместной компетенции включаются в основном вопросы гражданского и уголовного законодательства, законодательства о труде, семье, браке, профсоюзах, печати, социального страхования.[15]

Индия представляет собой ассиметричную федерацию, так как имеет в своем составе как штаты, так и союзные территории с другим статусом, а так же указанный штат имеет особый статус. Штаты обладают правом собственного законодательства, так как представлены в верхней палате парламента. Согласно Конституции закрепляется единый правовой статус всех штатов, хотя в составе федерации, по существу, находятся три вида штатов: 1 – штаты, которые обладают сравнительно наибольшими правами, 2 – штаты, которые занимают обычное правовое положение, 3 – другие мелкие штаты.

 

5. Бразильский федерализм

 

Статья 1 Конституции Бразилии в этой связи указывает, что Федеративная Республика Бразилия основана на «нерушимом союзе» штатов, муниципий и федерального округа[16].

Бразильская федерация построена, с одной стороны, на основе концепции кооперативного федерализма, а с другой, на практике, поэтому ее принято считать – высокоцентрализованной федерацией. При разделении компетенций в Бразилии используют достаточно сложный подход, так как он подразумевает под собой распределение предметов ведения, учитывая роль не только союза и штата в целом, а так же федерального округа. В компетенцию штатов входит право решать самостоятельно вопросы, которые не входят в исключительную компетенцию федерации и в их совместную компетенцию. Штаты так же имеют собственные конституции, а схема их органов схожа с системой федеральных органов.

 

cyberpedia.su

Типы федераций в современном мире и некоторые особенности России как федеративного государства

Всякая типология условна, особенно когда речь идет об огромном разнообразии исторически сложившихся и нынешних факторов, влияющих на формирование федераций и их институтов в современном мире. Куда отнести, например, Индию? С одной стороны, эта страна — одна из немногих в Азии и Африке, в которых в течение всего периода после освобождения от колониальной зависимости действует режим парламентской демократии, где высоко развиты институты самоуправления в регионах, в каждом из которых сложилась своя политическая система.

‘ С другой стороны, в Индии имеются колоссальные внутренние различия, индийская федерация чрезвычайно асимметрична, во многих ее штатах центр во имя сохранения единства неоднократно вводил президентское правление, а в государственном устройстве, в том числе и в наборе и границах субъектов, возможны крупные подвижки.

И все-такиможно выделить несколько типов ф)едераций, характерных специфическими траекториями развития. На 24 конституционные федерациинабирается не менее чем семь типов, к каждому из которых тяготеют формально унитарные государства, использующие в своем устройстве принципы федерализма (рис. 15).

• Западноевропейский тип – Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария: старые западноевропейские демократии, связанные (Бельгия, Швейцария) или не связанные с национальной структурой населения, с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью. К этому же типу можно отнести многие западноевропейские государства – Испанию, Великобританию, Финляндию, Италию и др.

• Североамериканский тип – США, Канада, Австралия: старые англоязычные «переселенческие» федерации, созданные «снизу» в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, с устойчивой политической идентичностью, высокой децентрализацией государственной власти.



• Латиноамериканский тип – Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия: старые «переселенческие» федерации, созданные «сверху» в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различи-

Рис. 15. Типы федераций в современном мире.

ями, асимметричные, с большим число субъектов и высокой централизацией государственной власти, сочетающейся с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации – создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления «старых» штатов, особенно в районах нового освоения, – традиционно использовались в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеральных отношений и социальной напряженности.

• Островной тип – Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Киттс и Невис, Коморские острова: молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй, асимметричные и слабоинтегрированные.

• Афро-азиатский тип – Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР: молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные «сверху» на базе компромисса между элитами существовавших прежде феодальных государств и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации, высокоасимметричные, с сильными различиями в потенциале регионов, как правило, с сохранением существенных элементов авторитарного правления в центре и на местах. ЮАР, в которой процесс государственного строительства после слома режима апартеида еще не завершен, сочетает признаки «афро-азиатского» и «переселенческого» типов, регионы, основывающиеся на прежнем размежевании между независимыми бантустанами и традиционными историческими провинциями, возникшими в ходе освоения территории европейскими переселенцами.

• Нигерийский тип – Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма:

молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации. Принципы федеративного устройства использованы в них центральными властями («сверху») как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношениях регионов. Это федерации асимметричные, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними.

В Нигерии, в которой наиболее полно воплощены особенности этого типа федераций, пытались создать территориальную, а не этническую федерацию, состоящую из примерно одинаковых

штатов, и проводить политику равного распределения постов в центральном правительстве, чтобы избежать гегемонии какой-либо этнической, региональной или племенной группы. Но экономические противоречия в отношениях между штатами совпадали с этническими, что уже трижды вызывало коренную перекройку политико-административных границ. Нигерийские власти хотят использовать плюсы федерализма, избежав его минусов.

Даже конституция определяет нигерийскую федерацию как «высокоцентрализованную». Список компетенции федеральной власти включает более 60 пунктов. Штаты не имеют собственного гражданства, своей конституции, не могут выступать в качестве субъектов международного права, не обладают правом выхода из федерации. Их исключительная компетенция – уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, тогда как к совместной компетенции федерального центра и штатов относятся вопросы экономического развития, сбор налогов и распределение доходов, энергетика, высшее образование.

Российский федерализм:

Была ли модель?

Нынешний российский федерализм чрезвычайно эклектичен, сочетая многие элементы из советского и даже имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными «наработками». Россию, наряду с Югославией, можно отнести к уникальному«постсоциалистическому» типу. Обе эти страны – молодые многонациональные федерации с глубокими внутренними этническими и социально-экономическими различиями, унаследовавшие асимметричность и использование в государственном устройстве принципа национально-территориальной автономии и диспропорции в соотношении политической (общегосударственной) и этнической идентичности граждан от своих исторических предшественников. К этому же типу принадлежала и бывшая СФРЮ.

Асимметричность «постсоциалистических» федераций заключается, в частности, в сосуществовании национальных и обычных регионов, в строительстве федерации одновременно «снизу», как реакции на требования прежде всего «национальных» субъектов и средства сохранения единства, и «сверху», как политического проекта верхов, в особенности в отношениях с чисто русскими регионами.

Используя асимметричные отношения как средство борьбы с сепаратистскими и регионалистскими тенденциями, российское руководство не раз балансировало на опасной грани быстрой и

хаотичной трансформации централизованной федерации в аморфную договорную конфедерацию: так было в период подготовки Федеративного договора, да и после его подписания в 1992-1993 гг., когда регионам в обмен на лояльность беспорядочно раздавали льготы и они провозглашали себя республиками, но центростремительные тенденции в целом оказывались сильнее.

Эта асимметричность отчасти объясняется объективными причинами – сосуществованием в границах одного государства регионов, находящихся на разных исторических стадиях развития общества – от доиндустриальных до постиндустриальных.

В России можно встретить самые разные типы политической культуры – от традиционалисте кой до различных разновидностей западной либерально-демократической.

Варьируются и представления о том, каким должен быть российский федерализм. Носит ли он «этнический» или «территориальный» характер? Является ли политическим идеалом общества или средством сохранения единства страны? Структурой государственного управления или перестройки отношений между Москвой и регионами на новых началах? Имеет ли естественный, опирающийся на определенные традиции прошлого характер или навязан сверху? Служит ли целью государственного строительства или представляет спонтанную реакцию на текущие события и сиюминутные нужды? Ответы на эти вопросы в разных частях России дают разные, и соответственно в субъектах РФ устанавливаются разные политические режимы. Что немыслимо в Москве или Петербурге, то вполне подходит для Калмыкии или Тувы. Естественно, следовательно, что есть риск возврата к авторитарному правлению, перехода к локальным деспотиям, феодализации страны и чрезмерного ослабления федеральной власти.

Поэтому столь важна для России реинтеграция на новой основе- культурной, экономической и политической. В политической сфере, на фоне сокращения циркуляции центральной печати и наметившейся тенденции к преимущественному развитию местных студий телевидения, особенно важно сохранение общенациональной политической сцены с общегосударственными политическими актерами – партиями и движениями.

Избирательный закон, введенный накануне выборов в Государственную Думу 1995 г., стимулирует по крайней мере формальное членство местных политических деятелей в федеральных партиях. Однако в России пока на основе общеэкономических, террито-

риальных, отраслевых и иных интересов сформировались лишь кланы, легко переходящие от поддержки одной партии к другой (хотя и в определенных пределах).

Реинтеграция и «национализация» в новых условиях – безусловно, необходимый этап развития федерализма в России – и потому, что возник он в значительной мере как реакция на риск дезинтеграции на рубеже 1980-1990-х годов, и потому, что политические элиты еще долго будут нащупывать его специфически российские формы. Недаром утверждается, что федерализм – более подходящая стадия на ранних или критических этапах существования государства, когда региональная идентичность становится сильнее общегосударственной [Smith, 1996]. На этом пути возможны попятные движения, возврат к централизаторским тенденциям, но пути назад нет, и общее поступательное движение неизбежно и в долго- и среднесрочном плане вряд ли обратимо.

Принцип территориальной целостности и нерушимости границ субъектов федерации – необходимый элемент настоящего федерализма, но в ряде государств он пришел в несоответствие с реалиями.

В этой связи звучат призывы к перекройке субъектов Российской федерации, их более или менее насильственному укрупнению. Частные изменения, разумеется, могут произойти, но возможность более или менее значительного передела собственно «русской» части России, по-видимому, существовавшая в конце 1991 – начале 1992 г., была безвозвратно упущена.

Федерализм в Советском Союзе существовал как структура, набор институтов, но не как процесс – реальная практика согласования демократических интересов республик. Тем не менее было бы крайне ошибочно, а с позиций строительства федеративного государства в современной России и опасно утверждать, что наследие СССР как федерации сводится лишь к более иди менее искусственным политическим границам в постсоветском пространстве, экстерриториальным и другим этническим конфликтам.

Прежде всего, в России имелся опыт местного самоуправления на основе системы земства (см. главу 4), хотя и неизвестно, насколько его история сохранилась в коллективной исторической памяти народа. Далее, «искусственный» федерализм в СССР, как, впрочем, и в бывшей Югославии, и в Чехословакии, да и в ряде других многонациональных федераций, создал национальные политические элиты, а отчасти – и национальную интеллигенцию —

движущую силу национал-патриотизма и современных процессов строительства национальной и политической идентичности. «Федерализм создает региональные политические элиты там, где их прежде не существовало, рабочие места в управлении для региональных группировок, больше возможностей для переговоров о перераспределении власти…» [Smith, 1996].

Каждая политико-территориальная единица в бывшем Советском Союзе имела строго регламентированное право иметь собственные государственные ведомства, в том числе и внешнеполитические, пусть и рудиментарные, собственную Академию наук, национальные киностудии и оперные театры (союзные республики, кроме РСФСР) или собственные институты, занимавшиеся национальным языком, литературой, искусством (автономии), из которых, как правило, вышли многие лидеры национальных движений.

Опыт государственности, хотя бы и в такой ограниченной форме, как в бывших Югославии и СССР, имеет первостепенное значение в мобилизации этнических и/или региональных фупп населения, в формировании их идентичности, а следовательно, и в эволюции политико-территориальной организации стран и целых регионов.

Да и в таких почти мононациональных, собственно русских регионах, как Приморье, до сих пор слышны ссылки на опыт эфемерной Дальневосточной республики. Поэтому как бы ни повернулись московские власти к нынешним субъектам РФ, какими бы слабыми многие из них ни были, каким бы противоречивым ни был исторический опыт федерализации последних лет, его уже невозможно вычеркнуть из истории российских регионов. Если и удастся «росчерком пера» отнять у регионов их действительную или мнимую самостоятельность, то только силовыми методами, при условии ликвидации демократии в России вообще.

Более или менее длительное существование административных, а тем более – политических границ между субъектами федерации, пусть даже поначалу и искусственных, не связанных ни с каким реальным членением территории, по данным многочисленных исследований как европейских, так и американских географов, оказывает значительное воздействие на сознание и, в частности, на электоральное поведение людей. Между людьми, проживающими в пределах одного субъекта федерации или одной административной единицы, создается общность интересов, и соседние сельские общины, разделенные политико-административной границей, часто

голосуют совершенно по-разному – так же как центры соответствующих штатов или земель. Закрепление сначала в Федеративном договоре, а затем в Конституции административного деления, стабилизировавшегося на большей части территории России, с 1950-х годов способствует развитию или воссозданию региональной идентичности, хотя процесс этот весьма медленный.

Федерализм, по всей видимости, – теперь уже неизбежный путь развития российской государственности и в силу разнообразия природных и социально-экономических условий на огромной территории страны, национального состава населения многих регионов, и в силу уже приобретенного исторического опыта, т.е. и по морфологическим, и по генетическим причинам.

История нашего века знает несколько случаев распада федераций (Пакистан,СССР, Югославия, Чехословакия) и преобразования федеративных государств в унитарные (в многонациональных развивающихся странах). Несмотря на то что Россия унаследовала многие генетические особенности Советского Союза, у нее есть реальные шансы избежать дезинтеграции, поскольку ее «внутренняя национальная» оболочка гораздо больше интегрирована в экономическом и культурном отношении, чем большинство бывших республик, и экономические и культурные рубежи, как правило, не совпадают с границами субъектов федерации. Реальный федерализм может быть одним из средств сохранения целостности страны, хотя и далеко не единственным.

Во многих регионах России необходимо целенаправленное «культивирование» здорового регионализма, местного патриотизма, федеральной ментальности. Опыт работы по формированию политической и территориальной идентичности имеется во многих федеративных странах. Если в России федерализм будет развиваться и «сверху», и «снизу», на основе полезного опыта других федеративных стран, то ничто не мешает ей, несмотря на неблагоприятные стартовые условия, в достаточно короткой исторической перспективе стать «нормальной» федерацией.

Использованная литература

Белозеров В. С. Этнодемографические процессы па Северном Кавказе. Ставрополь, 2000. Бородулина Н. А. Факторы перераспределения бюджетных средств между

федеральным центром и регионами//Известия РАН. Серия геогр. 1995.

№6.

Валентей С. Российские реформы и российский федерализму/Федерализм.

1996. № 23-36.

Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997. Dikshif P. The Political Geography of Federalism. Delhi, 1975. Duchacek I. The Territorial Dimension of Politics. Within, Among and Across

Nations. Boulder and London, 1986. Elawr D. From Statism to Fedcralism//A Paradigm Shift. International Political

Science Review. 1996. Vol. 17. № 4. P. 417-429. Enloe С. Internal Colonialism, Federalism and Alternative State Development

Strategies. Publius., 1977. Vol. 7. № 4. P. 145-160. King D. N. Why do local authority rate boundaries difier?//Public Administration.

1982. Vol. 51. P. 165-173.

Knight D. Choosing Canada’s capital. Conflict Resolution in a Parliamentary System. Ottawa, 1981.

Paddison R. The Fragmented State. The Political Geography of Power. Oxford,

1983.

Smith G., ed. Federalism: The Multiethnic Challenge. London; New York, 1996.

Глава 4


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

понятие федерации, современные модели федерализма.

Федерация (от лат. foedus — союз, объединение) — одна из основных форм политико-территориальной организации государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или государственно-подобных образований (штатов, провинций, земель), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом. С одной стороны, федерация качественно отличается от унитарного государства, для которого, как показано выше, типично подразделение его территории не на государственные, а на адми­нистративные единицы и наличие лишь одной системы высших органов государственной власти на общегосударственном уровне, в то время как федерация состоит из государств и/или государственных образований — субъектов федерации, имеющих свою территорию, свою конституцию, свое гражданство, собственное законодательство, высшие государственные органы и т.д. С другой стороны, федерация коренным образом отличается от такой формы межгосударственного объединения, как конфедерация, поскольку образование федерации всегда означает создание государствами и/или государственными об­разованиями — субъектами федерации их общего (единого) суверенного государства с федеральными органами власти и управления, с единой территорией, общим гражданством, единой денежной единицей и т.д., в то время как конфедерация — это не одно союзное государство, а союз двух или нескольких независимых государств, объединение которых не приводит к появлению нового суверенного государства со всеми вытекающими из этого следствиями.

Необходимо иметь в виду, что понятие «федерация» уже понятия «федерализм». Федерализм — это теория и практика строительства, функционирования и развития не только собственно федеративных государств (хотя это, несомненно, ядро, главная часть федерализма), но и конфедераций и некоторых других межгосударственных объединений, в условиях которых могут развиваться и, как показывает исторический опыт, действительно нередко развиваются процессы федерализации. Поскольку образование территориальных автономий и развитие процессов автономизации и в рамках унитарных государств означает известное обособление определенных территорий от центра и идет в русле сближения таких унитарных государств с федеративными, то есть все основания говорить о зарождении и расширении элементов федерализма, о тенденциях федерализации в таких государствах, особенно в тех из них, которые в специальной литературе получили наименование регионалистских, «государств автономий», «полуфедераций», «квазифедераций» и т.д. и о которых уже говорилось выше.

69.Конституционно-правовая природа России как федеративного государства.

Российская империя (с небольшими оговорками в отношении Финляндии и Польши) являлась унитарным государством4. Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика также являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией5. Подчеркивалось стремление «создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России»6.

Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей. Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии – трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии – автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917–1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.

Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.

В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

Важным этапом в государственном строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик7.

В годы Великой Отечественной войны существующий тоталитарный режим предпринял ряд репрессивных мер по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками (Калмыкия, Чечня и т.д.)

Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации8.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *