Федерация примеры – Государственная федерация: определение, признаки, виды, примеры

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

степень централизации:

  • централизованные (Аргентина, Индия)

  • децентрализованные (Швейцария, США)

  1. Достоинства и основные проблемы федеративного устройства.

Можно отметить ряд достоинств и недостатков,присущих федерализму. Достоинства  1. Препятствие злоупотреблениям власти . Во-первых, разграничение предметов ведения между федерацией в целом и ее субъектами существенно ограничивает власть. Во-вторых, наличие специфических интересов субъектов федераций требует их согласования и препятствует монополизации власти. 2. Эффективность инноваций . Федеративная система государственного устройства позволяет минимизировать ошибочные решения на общегосударственном уровне. В федерации существует возможность апробировать любые нововведения, проекты реформ в одном или нескольких субъектах федерации. 3. Расширение возможностей преодоления конфликтов . В федеративных государствах сужается социальное пространство конфликтов. Чаще всего они возникают и развиваются на региональном уровне, носят автономный характер и не подрывают стабильность государства.

4. Активизация политического участия . Федерализм позволяет разнообразить формы политического участия. Индивиды имеют право участвовать не только в выборах общефедеральных органов власти, но и на уровне субъектов федерации, а также в органы местного самоуправления. 5. Военные и политические преимущества . Федерализм позволяет объединить ресурсы и силы для обеспечения национальной безопасности и достижения внешнеполитических целей. 6. Экономический выигрыш . Федеративное государственное устройство позволяет снять таможенные барьеры между регионами, минимизировать затраты для внутреннего перемещения товаров, рабочей силы и других ресурсов, а также создать общие «правила игры» в экономике, что существенно облегчает работу на внутреннем рынке. Недостатки  1. Эгоизм субъектов федерации . Каждый субъект имеет специфические интересы, которые могут противоречить интересам других субъектов.

Стремление к их реализации, ущемляющее интересы других участников федерации, ослабляет государство в целом. 2. Проблемы координации . Усложняется координация деятельности органов власти, особенно если они мало зависят друг от друга. Полицентризм власти приводит к затягиванию решений, что обусловлено необходимостью их согласования между различными уровнями власти. Возникают проблемы строительства властной вертикали. 3. Социально-экономическое неравенство . В условиях федерализма возможно существование достаточно глубоких социальных различий (в уровне экономического развития, доходов населения и т. п.) между различными регионами и субъектами федерации.

  1. Методы централизованного контроля за регионами в федерациях.

Третьим направлением территориально-политическогоконтроля является создание специальных институтов централизованного контроля

 и санкций в отношении региональной власти. В государствах, использующихцентрализованную модель регионального управления, данная проблема решается проще всего. Поскольку центр назначает региональных чиновников, постольку он может отстранить от должности тех, кто не справляется с поставленными задачами в соответствии с формализованными на уровне законодательства или неформальными критериями. Наибольшую проблему представляет формирование этой системы в федеративном государстве, где нарегиональном уровне действует выборная власть,отождествляемая с реализацией региональныхинтересов и самоуправлением. Необходимость решения общенациональных задач и поддержания политической стабильности требует создания институтов, позволяющих контролировать региональную власть и применятьсанкции в ее отношении. В этой связи говорят об институтах федерального вмешательства. В более широком смысле, включая в рассмотрение унитарные государства, следует говорить об 
институтах централизованного контроля.
Федеральное вмешательство можно определить как систему мер, используемых федеральным центром дляконтроля за функционированием органов регионального самоуправления и предполагающих, в частности,санкции в отношении этих органов, временное ограничение или отмену самоуправления. Обычно федеральное вмешательство используется в особых ситуациях, связанных с этнополитической нестабильностью (особенно вооруженными межнациональными конфликтами), когда региональные власти не в состоянии восстановить порядок, или вопиющей коррупцией региональных властей, когда региональноеуправление теряет эффективность и оказывается скомпрометированным. Понятно, почему институтыфедерального вмешательства востребованы прежде всего в неустойчивых федерациях. Мировая практика позволяет говорить о большом наборе «мягких» и «жестких» форм федерального вмешательства. 1. Кадровый 
контроль
 предполагает определенные формы централизованного контроля за формированием выборных органов регионального самоуправления. Например, в Мексике результаты региональных выборов должны быть утверждены федеральным правительством, что теоретически делает возможным непризнание их результатов. 2. Ответственность и подотчетность региональной власти перед центром. Так, в Австрии примечателен такой символический факт, как принесение губерна тором клятвы на федеральной конституции, которая принимается федеральным президентом. Подотчетность выборных губернаторов перед центром специально разработана в новой венесуэльской конституции 1999 г. Она предполагает, что губернаторы ежегодно представляют публичный отчет о своей деятельности Главному ревизору и выступают с докладом перед Законодательным Советом и Советом по планированию и координации государственной политики. При этом роль агента федерального правительства с функциями главного 
контролера
 в штате выполняет местное ревизионное управление. 3. Утверждение или отмена региональных нормативных актов. Примеры рас сматривались выше, когда речь шла о способах, которые позволяют поддерживать единство общенационального правового пространства. Эти нормы предполагают, что региональный нормативный акт может быть отменен соответствующей компе тентной инстанцией (например, Верховным судом в странах Латинской Америки) в случае установленного ею противоречия национальной конституции. Распространена ситуация, когда наиболее важные нормативные акты не вступают в силу без одобрения федеральных властей.

В унитарной Финляндии все нормативные акты, принимаемые парламентом Аландских островов, вступают в силу только после одобрения национальными властями. В Швейцарии, которая считается одной из самых децентрализованных федераций, конституции кантонов подлежат одобрению парламентом страны. 4. Более жесткие формы централизованного контроля

 связаны с применени ем санкций в отношениивыборных органов регионального самоуправления. Одной из таких санкций может быть роспуск региональной легислатуры, который может производиться в соответствии с более сложной или простой процедурой. Например, в Австрии президент имеет право распустить ландтаг (представительный орган регионального самоуправления) по просьбе федерального правительства и с согласия двух третей бундесрата (палаты австрийского парламента, представляющей интересы регионов). Аналогичные санкции в унитарных государствах могут быть предусмотрены для представительных органов местного самоуправления. Во Франции местные советы могут быть распущены президентским указом. Такие же санкции в отношении представительных органов местного самоуправления используются и в федеративных государствах (Мексика, Индия и др.). Другим объектом федерального вмешательства и связанных с ним санкций может быть всенародно избранный губернатор. Санкции предполагают его смещение с должности и назначение лица, временно исполняющего губернаторские обязанности. В этой связи интересен пример Мексики с ее 
институтом
 временных губернаторов. Острые конфликты между ветвями власти, сделавшие недееспособным региональное самоуправление в штатах Юкатан и Коауила в 1872 и 1873 гг. соответственно, вызвали реформу конституции в 1874 г. Мексиканское законодательство квалифицирует острую конфликтную ситуацию во властных структурах на региональном уровне как «исчезновение из пределов штата всех конституционных властей». После реформы законодательства в 1874 г. было решено, что в таком случае мексиканский Сенат провозглашает наличие оснований для назначения временного губернатора. Мексиканские штаты сами согласились с такой нормой, и их конституции часто предполагают назначение временных губернаторов. Волна губернаторских назначений была характерна для Мексики после принятия конституции 1917 г., которая описывает соответствующую процедуру федерального вмешательства (эта конституция действует до сих пор). В соответствии с конституцией Мексики решение о назначении временного губернатора принимает Сенат, выбирая одну из трех кандидатур, предложенных президентом страны. Важно отметить, что временный губернатор не имеет права участвовать в новых губернаторских выборах, и его задачей видится сохранение конституционного порядка на время подготовки этих выборов. Наряду с конфликтами между ветвями 
власти
 другим важным поводом для отстранения губернаторов в Мексике была их коррупция. Расследование фактов коррупции, заведение уголовных дел и соответствующие решения федеральных властей позволили сместить ряд губернаторов мексиканских штатов: несколько важных прецедентов отмечается на протяжении всего XX в. 5. Институт прямого президентского правления является жестким механизмом федерального вмешательства. В этой ситуации органы регионального самоуправления распускаются или временно отстраняются от власти, и центр осуществляет прямое управление территорией. Институт прямого президентского правления может быть связан с официальным введением в регионе чрезвычайного положения, которое означает особый правовой режим в регионе с предусмотренными законом ограничениями политических свобод. Данный институт федерального вмешательства наиболее характерен для таких стран, как Индия и Пакистан, где во многих регионах отмечается острая этно-политическая нестабильность.

В этой связи можно говорить об индо-пакистанской модели федерального вмешательства. Поводом для введения президентского правления в каком-либо штате Индии является невозможность управления этим штатом в соответствии с конституцией. Если ситуация квалифицируется таким образом, президент страны берет на себя все или часть функций региональной администрации, а также может передать законодательные функции региональной легислатуры национальному парламенту. Другими словами, федеральное вмешательство предполагает, что общенациональные органы власти, как исполнительные, так и законодательные, временно выполняют функции регионального самоуправления. При этом президент своим декретом вводит в этом штате чрезвычайное положение. Введение режима президентского правления в индийском штате возможно с существенными ограничениями. Этот режим может действовать не более трех лет. Решение президента (который в индийской политической системе выполняет скорее представительские функции) должен одобрить национальный парламент, сделав это в течение двух месяцев. После этого парламент страны должен подтверждать данное решение каждые полгода. С одной стороны, очевидно, что режим президентского правления в соответствии с индийским законодательством предназначен для крайних случаев, например, связанных с режимом чрезвычайного положения. С другой стороны, введение президентского правления нередко использовалось в Индии в контексте политической борьбы между основными партиями. Например, в 1977 г. оно было введено сразу в девяти штатах, где правительства, контролируемые партией «Индийский национальный конгресс», не подали в отставку после победы на общенациональных выборах Джаната парта. Кроме того, в Индии существует «облегченный» порядок федерального вмешательства, не предполагающий «крайние» формы чрезвычайного положения и прямого президентского правления. Региональная власть в штате может быть взята под контроль центра по решению Совета штатов — региональной палаты индийского парламента. Такое решение может действовать один год. Похожее законодательство действует и в соседнем Пакистане. Введение президентского правления означает, что действие конституции на территории провинции приостанавливается. В этой ситуации президент страны может взять на себя функции главы региона, а парламент страны — функции регионального парламента. Однако продолжительность президентского правления в Пакистане предусмотрена на период не более шести месяцев. В то же время наиболее жесткая форма прямого управления регионом — чрезвычайное положение, введение которого, как правило, связано с вооруженными конфликтами и передачей власти в руки военной администрации, может продлеваться. Как показывает анализ, введение санкций в отношении региональной власти и (или) принятие федеральнойвластью на себя ее функций возможно при соблюдении ряда условий. • Во-первых, наличие юридически квалифицируемых особых обстоятельств, которые не позволяютрегиональным властям выполнять свои функции. • Во-вторых, временный характер процедуры, которая может быть использована до истечения негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, причем сохранение этих обстоятельств должно официально подтверждаться с определенной периодичностью. • В-третьих, введение санкций не означает смену политического режима в регионе, а только устранение тех конкретных органов власти, которые создали чрезвычайную ситуацию (или не справились с таковой). Вслед за этим через определенное время в регионе должны пройти новые выборы

  1. Институты влияния субъектов федерации (примеры в странах).________________

  2. Проблемы суверенитета и сепаратизма в федеративных и федерируемых государствах.

studfiles.net

Что такое федерация и для чего она нужна?

Каждая страна на нашей планете имеет определенный статус. Одна называет себя конфедерацией, вторая – республикой, а третья – федерацией.

Федеративное устройство считается одним из наиболее эффективных и действенных, поскольку позволяет по максимуму учитывать интересы всех народов и национальностей, проживающих на территории государства. Что же такое федерация?

Что означает слово «федерация»?
Что такое федеративное государство?
Что такое субъект федерации?
Что такое Российская Федерация?
Чем федерация отличается от конфедерации?

Что означает слово «федерация»?

Слово «федерация» произошло от латинского foederātiō, что переводится как союз, объединение. Впервые его стали использовать в XVII веке, когда в связи с ростом общественного сознания начали появляться первые объединения территорий с ограниченным суверенитетом.

Пионерами этого направления были бывшие европейские колонии (например, Федеративные Малайские Штаты), за ними последовали различные регионы Европы (Федеративная Республика Испания). Многие из них позже распались, но некоторые существуют по сей день.

Что такое федеративное государство?

Под федеративным государством понимается такая форма устройства, при которой отдельные части страны имеют определенную политическую самостоятельность. В федерациях, в отличие от стран с унитарным способом организации общества, предусмотрены две системы управления – одна выполняет общегосударственные функции, другая представляет интересы отдельных регионов страны.

Каждая территория обладает правом издавать уставы, законы, нормативные акты, создавать свои органы законодательной и исполнительной власти.

Часто у регионов, входящих в федеративное государство, имеются свой герб, своя столица и гражданский институт. В то же время при такой форме устройства отдельные территории не могут самостоятельно решать международные вопросы – этим занимаются федеральные органы, которые официально сотрудничают с другими странами от имени всего федеративного государства. Хорошими примерами федераций выступают Россия, Соединенные Штаты, Германия.

Что такое субъект федерации?

Субъекты федерации – это ее составляющие, то есть отдельные территории, объединенные в одну страну. В разных федеративных государствах они носят свои названия. Например, в Бразилии и США – штаты, в Австрии – федеральные земли, в России – республики, области, края, автономные области и автономные округи. В отдельных странах федеративными субъектами могут выступать города. Так, в РФ это Москва и Севастополь, в Аргентине – Буэнос-Айрес с пригородами.

Объединение субъектов в федеративные государства может происходить по различным причинам. Часто страны формируются по территориальному признаку, то есть союз создается из расположенных рядом территорий (примеры – Германия, США).

Иногда основой появления новой страны становится объединение по национальной принадлежности, когда в одну страну вливаются территории с жителями разных национальностей (Югославия, Чехословакия). Бывают и смешанные формы (Россия), в которых объединение осуществляется и по национальным, и по территориальным признакам.

Что такое Российская Федерация?

Российская Федерация в своем современном виде появилась после распада СССР – в 1991 году, хотя история ее федерализма насчитывает почти столетие. В состав России входит 85 равноправных субъектов, имеющих собственные законодательные и исполнительные органы.

Дополнительно государство делится на 9 федеральных округов, где интересы президента РФ представляет назначенное им должностное лицо. Представительным и законодательным органом России является парламент, состоящий из двух палат. Одна из них, Совет Федерации, представляет интересы субъектов государства и насчитывает 170 членов – по два из каждого региона.

Чем федерация отличается от конфедерации?

Конфедерация – это союз суверенных государств, не имеющих общей конституции, единых систем управления и законодательных органов.

В отличие от федераций государства в составе конфедераций сохраняют международный статус и не предоставляют своим жителям единого гражданства. К числу стран с конфедеративным устройством относятся Швейцария, Босния и Герцеговина, отчасти таковой можно назвать Европейский Союз.

www.mnogo-otvetov.ru

ФЕДЕРАЦИЯ это что такое ФЕДЕРАЦИЯ: определение — Политика.НЭС

ФЕДЕРАЦИЯ

1) Объединение государств в одно союзное государство (напр. Российская Ф). 2) Союз, объединение общественных организаций (напр. Всемирная Ф. профсоюзов).

Оцените определение:

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Федерация

форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства территориальные единицы (штаты, земли, провинции, республики и т. д.) обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.

Оцените определение:

Источник: Политико-терминологический словарь

ФЕДЕРАЦИЯ

от лат. federatio — союз, объединение) — форма территориального устройства, представляющая собой сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих политической самостоятельностью в рамках разделения полномочий между общефедеральным центром и ее субъектами.

Оцените определение:

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

ФЕДЕРАЦИЯ

federation, от лат federatio — союз, объединение) — союзное федеративное государство 1) форма государственного устройства, при которой соответствующие входящие в данное государство федеральные единицы, являясь членами Ф. (республики, земли, штаты и т.п.) имеют свои собственные конституции, органы всех трех ветвей власти, а наряду с ними образуются и действуют единые федеральные органы власти устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т.д. Ф. являются США, ФРГ, Индия, а с 1993 г. по нынешней Конституции Россия; 2) международная или общественная организация.

Оцените определение:

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Федерация

союз государств, при котором объединяющиеся государства сохраняют свои самостоятельные законодательные и исполнительные органы власти (действующие в определенных пределах). В федерации устанавливается единое гражданство, образуются единая армия, единые высшие государственные органы. Примером советской федерация является Союз Советских Социалистических Республик — объединение советских союзных и автономных национальных республик в единое союзное государство, основанное на добровольности объединения, равноправии народов, на сохранении всеми членами федерации своих суверенных прав. В другом значении федерация — это союз обществ или организаций.

Оцените определение:

Источник: Политология: понятия и дефиниции

ФЕДЕРАЦИЯ

форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-политические единицы (субъекты федерации) не обладают суверенитетом, пользуясь только теми правомочиями, которые устанавливаются для них федеральным центром. Отношения между субъектами федерации и между федеральным центром и субъектами федерации определяются норма

politike.ru

Что такое федерация — определение. Федерация — государство. «Федерация»

В современном мире существует два вида гос. устройства: простое (унитарное государство) и сложное (конфедерация, федерация). Определение термина (второго) следующее: слово «федерация» произошло от латинского foederātiō, что означает «союз , объединение». Слово «унитарный» также переводится с французского как «единый, объединенный». Получается, что эти два понятия практически идентичны. Так в чем же разница между федеративным и унитарным видами государственного устройства? Чем первый термин отличается от второго?

Что представляет собой унитарное государство и что такое федерация? Определение

Унитарное государство является целостным государством, которое, если и состоит из нескольких составляющих, являющихся административно-территориальными единицами, но тем не менее является неделимым образованием. В отличие от этого, определение слова «федерация» в современной науке дается следующим образом: данная форма государственного устройства присуща тем странам, которые состоят из территориальных образований, имеющих юридически определённую политическую самостоятельность. Эти составляющие в каждой отдельной стране называются по-разному, однако в правоведении независимо от их наименований их принято обозначать субъектами федерации. Как известно, США состоит из штатов, Российская Федерация — из республик, краев, автономных округов, Германия — из федеральных земель, Канада — из провинций и т.д. Однако все эти составляющие юридически считаются субъектами федерации. Наиболее крупные государства во всем мире с федеративным типом государственного устройства — это Россия, США, Германия, Индия, Бразилия и другие. Подведя итоги, попробуем обобщить, что такое субъект федерации. Определение данного термина можно найти в любом словаре, в том числе и электронном. Суть данного понятия сводится к следующему: субъектом федерации является государственное образование, которое входит в состав федеративного государства и которое не обладает суверенитетом.

Системы высших органов власти

В Федеративном государстве действуют 2 системы высших органов управления и власти: субъективные и федеральные. Несмотря на то что конституция данного государства едина для всех субъектов федерации, каждая из федеральных единиц имеет право принимать собственные региональные законы и уставы, имеет собственную столицу, герб и другие символы, институт гражданства и др., однако нет государственного суверенитета. Субъективные власти не имеют права устанавливать внешнеполитические отношения с другими государствами, это делается на федеральном уровне.

Признаки федерации

Теперь вы знаете, что такое федерация, определение уже было дано выше, однако рассмотрим, по каким признакам можно установить, что данное государство имеет соответствующую форму гос. устройства.

1. Если то или иное государство состоит из отдельных субъектов (республик, штатов, номов и др.), имеющих собственную территорию и обладающих суверенитетом, то оно является федерацией.

2. При данном государственном устройстве верховная исполнительная, судебная и законодательная власти находятся в руках федеральных госорганов.

3. Субъектам федерации дано право принимать собственные законы, иметь собственную конституцию, не противоречащую федеральной конституции, а также иметь высшие органы тройной власти.

4. В федеративных государствах обязательна двухпалатная парламентская структура. Одна из палат является органом власти общефедерального представительства, а вторая — конкретного субъекта федерации.

История возникновения федераций

Федерации в современном понимании возникли в прошлом веке. Существуют более ранние страны с подобным государственным устройством. Они возникли в те времена, когда ученые еще не задумывались над вопросом о том, что такое федерация. Определение данного термина было дано намного позже. В разных странах этот процесс происходил по-разному. Так, например, от объединения африканских суверенных государств Занзибара и Танганьики в шестидесятых годах прошлого столетия возникла Федеративная Республика Танзания. Соединенные же Штаты образовались вследствие объединения нескольких десятков политических единиц с фактическими признаки государственности. Помимо США таким же образом образовались Швейцария, Арабские Эмираты и т.д. А есть случаи, когда федерация образовалась в результате атак со стороны государственной власти. К таким странам относятся Индия, Пакистан и др.

Первые федерации

Самые первые современные федерации были образованы на основе союза между государствами. В советское время возникло сразу несколько подобных федераций. В данном случае субъекты федерации сохраняли свой суверенитет и право выхода (сецессия) из объединения, имели свою конституцию, гражданство, и их границы не могли изменяться без их согласия.

Федерации второго типа

К этому виду относятся конституционные федерации, которые были основаны на автономии. Что такое федерация, определение которой попадает под вторую группу? Их отличие от первой заключается в том, что в данном случае субъекты федерации не имеют суверенитета, их границы могут изменить без получения согласия с их стороны. При этом их мнение не игнорируется, но не может считаться основополагающим. После стремительного распада социалистического лагеря почти все федеративные государства первой группы распались на унитарные: Чехия отделилась от Словакии, отделились друг от друга Югославские республики Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Косово и др., да и советские республики отделились друг от друга.

Тем не менее в некоторых из стран постсоветского пространства по-прежнему сохранилось федеративное государственное устройство. На сегодняшний день практически все федерации в мире являются автономными, то есть конституционными.

Федеративное устройство РФ

Рассмотрим данный вид гос. устройства на примере России — самой крупной по площади страны в мире. Российская Федерация — государство с демократическим федеративным устройством, которое состоит из 85 равноправных субъектов: 46 областей, 21 республики, 1 автономной области, 9 краев, трех городов (Москва, Санкт-Петербуг и Севастополь), имеющих федеральное значение, и четырех автономных округов, а также арендованного до 2050 года города и космодрома Байконур. Кроме этого, территория Российской Федерации условно разделена на 8 округов , которые хоть и не являются субъектами федерации, но в них входят несколько административных регионов (субъектов) РФ.

Государственно-правовое образование в РФ называется субъектом федерации. Конституцией установлено 6 видов субъектов (республика, край, область и др.). Каждый из них имеет свой определенный статус с присущими ему конституционно-правовыми особенностями.

1.Республика, согласно конституции, является государством. Она может иметь свой государственный язык и конституцию.

2. Область федерального значения и край. Имеет свой устав, который устанавливается законодательным органом власти данного субъекта.

3.Автономная область. Она также может иметь свой собственный устав, установленный законодательный органом данной области.

4. Автономный округ. Его статус определяется Конституцией РФ. Он входит в тот или иной край или область. Имеет собственный устав.

fb.ru

федерация — это… Что такое федерация?

  • ФЕДЕРАЦИЯ — (лат. foederatio, оте foedus союз). Союз нескольких государств. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФЕДЕРАЦИЯ [лат. foederatio объединение, союз] 1) государство, состоящее из объединившихся в единое… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • федерация — и, ж. fédération f. <лат. foederatio. 1. Государственное объединение, состоящее из нескольких государств, объединение племен, родов и т. п. с общей верховной властью; создание организация такого объединения. БАС 1. Устроив областные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • федерация — См …   Словарь синонимов

  • Федерация — «ФЕДЕРАЦИЯ» федерация объединений советских писателей (ФОСП) образована была 27 декабря 1926 на учредительном собрании, созванном Всероссийской ассоциацией пролетарских писателей (ВАПП), Всероссийским обществом крестьянских писателей (ВОКП) и… …   Литературная энциклопедия

  • ФЕДЕРАЦИЯ — ФЕДЕРАЦИЯ, федерации, жен. (франц. federation от лат. foedus союз). 1. Государство, состоящее из объединенных государств, сохраняющих свою самостоятельность в известных пределах (полит.). РСФСР есть федерация. 2. Всякий союз, состоящий из… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФЕДЕРАЦИЯ — (от позднелатинского foederatio союз, объединение) (союзное, федеративное государство), 1) форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы члены, субъекты федерации (например, земли, штаты). В федерации… …   Современная энциклопедия

  • ФЕДЕРАЦИЯ — (от позднелат. foederatio союз объединение) (союзное, федеративное государство),..1) форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты). В федерации действуют… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Федерация — (от позднелат. foederatio союз, объединение) 1) союзное, федеративное государство; 2) форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты). В федерации действуют… …   Политология. Словарь.

  • Федерация — (от позднелатинского foederatio союз, объединение) (союзное, федеративное государство), 1) форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы члены, субъекты федерации (например, земли, штаты). В федерации… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФЕДЕРАЦИЯ — (фр. federation, от позднелат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие …   Юридический словарь

  • ФЕДЕРАЦИЯ — (от лат. foederare укреплять союзом) единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов, государственных образований; форма государственного устройства. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… …   Экономический словарь

  • dic.academic.ru

    ФЕДЕРАЦИЯ это что такое ФЕДЕРАЦИЯ: определение — Право.НЭС

    ФЕДЕРАЦИЯ

    лат. Foedus — союз) Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства образования (земли, штаты и т.д.) обладают определенной политической самостоятельностью, т.е. имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы; наряду с ними существуют федеральные органы государственной власти.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран

    Федерация

    это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов или членов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью. Асимметричная федерация — вид федерации, субъекты которой обладают различным конституционным статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Российская Федерация является асимметричной, поскольку особое правовое положение в ней занимают республики, автономные округа, автономная область. Одним из основных принципов федеративного устройства выступает верховенство федерального закона, согласно которому законы, принятые на общефедеральном уровне, обладают высшей юридической силой по сравнению с законодательством субъектов Федерации.

    Оцените определение:

    Источник: Большой юридический словарь

    Федерация

    форма государственного устройства, существующая, как правило, в крупных или многонациональных государствах. Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, элементами суверенитета. Составляющие федеративное государство государственные образования (республики, штаты, земли и т.п.) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федерация имеет две системы высших органов власти — федеральные органы и соответствующие органы субъектов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны; парламент имеет две палаты, одна из которых представляет интересы субъектов федерации, имеется два вида законов — федеральные и субъектов федерации.

    Оцените определение:

    Источник: Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие

    ФЕДЕРАЦИЯ

    фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие Ф. государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти — федеральные и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являются государствами в. собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту Ф. (см. Федеральная интервенция). Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), национальной (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).

    determiner.ru

    Федерация — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    (перенаправлено с «»)
    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2019; проверки требуют 4 правки.

    Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

    Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.

    Субъект федерации — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

    Основные признаки федеративного государства[ | ]

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария [также Швейцарский Союз], до сих пор провозглашаемый как конфедерация, де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример классической конфедерации.

    Можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

    • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, провинций,

    encyclopaedia.bid

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *