Финансовый кризис 1998 – 1998 :

причины и последствия :: BusinessMan.ru

Кризис 1998, охвативший многие государства мира, не обошел стороной и Российскую Федерацию. Для российской экономики девяностые стали одними из самых тяжелых времен. Власть в этот период была просто не в состоянии гасить весь объем внутренних займов. Обесценивание рубля по отношению к другим валютам, ликвидация банковских учреждений, волна массового закрытия предприятий – все это повергло в ужас население России. Финансовый кризис 1998 года закончился относительно быстро. Но тогда никто и подумать не мог, что финансовая проблема в перспективе повернется совершенно в другую сторону.

Истоки проблем

Такие события, как кризис 1998 года в России, не случаются мгновенно. Стремительному ухудшению финансовой ситуации предшествовало огромное количество процессов. Проблемы накапливались в течение длительного периода времени, так что пик пришелся как раз на конец девяностых.

Деструктивные явления экономики зародились еще во времена Советского Союза. В семидесятых годах избранный путь по борьбе с инфляцией заключался в искусственно созданном дефиците денежной массы. Это давало положительный эффект в виде снижения показателя инфляции. Но в то же время негативные последствия просто перекрывали полученные достижения.

Такая политика привела к резкому недостатку денежной массы в обороте. К моменту начала активной стадии кризиса отношение среднегодового значения агрегата денежной массы к внутреннему валовому продукту едва достигало отметки в десять процентов. Оптимальным же это соотношение является тогда, когда величина равна семидесяти пяти процентам. В сложившейся ситуации объем внутренней задолженности неуклонно рос.

Правительством были предложены следующие антикризисные меры:

  • повышение налоговых ставок;
  • подъем квартирной платы;
  • повышение размера тарифов на коммунальные услуги.

Но ожидаемых результатов действия не принесли, так как росло и то количество населения, которое было не в состоянии платить по счетам. Возросло количество незаконных финансовых процедур и операций, по которым работала большая часть частных предпринимателей. Появление теневых схем способствовало организации фирм по обналичиваю денег, полученных недобросовестным путем. Меры, введенные государством, не были действенны, так как огромные суммы «уходили в тень». Но и высокие чины также не пренебрегали подобными махинациями.

Распад Советского Союза

Во многом кризис в России 1998 обусловлен еще одним историческим явлением – образованием ряда независимых государств из числа республик СССР. Именно на плечи Российской Федерации, как преемницы СССР, легла выплата всех задолженностей бывшей великой державы. То есть то, что все республики обязаны были отдать другим государствам, перешло к РФ. Выплаты по кредитам неуклонно росли, и накапливались просто космические суммы.

Стимулирование местной валюты происходило искусственным образом. Это видно по тому, что цены на отечественную и зарубежную продукцию были несоизмеримы. Стоимость заграничных товаров была настолько низкой, что даже мощные российские предприятия оказались неконкурентоспособными. Это тормозило развитие отраслей народного хозяйства, ведь большая часть потребностей закрывалась за счет ввозимой продукции.

Инфляционные процессы

Кризис 1998 года в России ознаменовался значительным повышением общего уровня цен на товары и услуги. За пять лет показатели инфляции возросли в десятки раз, что свидетельствует о значительном ускорении в этот период кризисных процессов. Правительство не уделяло никакого внимания инфляции и не имело над ней никакой силы.

Кроме того, любое развитое государство отличается достойной работой наукоемких предприятий, чего нельзя сказать про Российскую Федерацию в 1998. Финансовый кризис (Россия) давал надежду на выживание только сырьевой промышленности.

После распада Советского Союза ожидался приток иностранных инвесторов, но этого не произошло. Заграничные бизнесмены, анализируя неблагоприятное положение в стране, отказывались вкладывать значительные финансовые средства в заведомо убыточное дело. Отечественные предприятия были заморожены. Проекты, которые все же предполагалось реализовывать совместными усилиями, имели черную бухгалтерию и не сыграли никакой роли в стабилизации экономики.

Усугубляющие факторы

Причины кризиса 1998 достаточно обширны. Но существует ряд особых факторов, которые отличают развитие именно этого экономического дисбаланса от других кризисов. В первую очередь финансовая нестабильность объяснялась переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. У правительства не было другого выбора, кроме как предпринимать такие меры, которые снижали качество жизни населения.

Государство пыталось расплатиться с текущими долгами. В итоге ничего накопить не удавалось. Огромные средства уходили на реализацию проектов, которые должны были хоть как-то помочь стране выйти из трудного финансового положения. Но большая часть средств прогорала впустую.

Российская экономика в девяностые годы имела спекулятивный характер. Людям не оставалось ничего другого, как выживать нечестным путем. Многие гнались за высокими доходами и не пренебрегали незаконными методами. Случалось и такое, что промышленные гиганты продавались за копейки.

Отечественная промышленность находилась на гране катастрофы. Реальных планов по спасению или запуску предприятий просто не было. Владельцев оставляли один на один с решением их проблем. Тем более что фискальная политика была направлена на сбор с предприятий последней прибыли.

Также кризис 1998 был во многом обусловлен финансовой нестабильностью в мире. Свою роль сыграло падение цен на энергоносители.

Все эти факторы во многом усилили и без того неблагоприятную ситуацию, которая была спровоцирована ошибочными действиями правительства. Власти не могли сформировать действующую законодательную базу и экономическую программу ослабленного политическими событиями государства.

Заинтересованные лица

Экономический кризис в России 1998 возник благодаря неумелому руководству со стороны правительства. Но нельзя сказать, что причиной являлась только лишь неудачно выбранная стратегия. О последствиях, которые возникнут после принятия ряда решений, власть была явно осведомлена.

Попыткой объявить дефолт экономисты пытались достичь некоторых сдвигов. Во-первых, планировалось, что за счет девальвации рубля увеличится объем полученных налоговых сборов. Во-вторых, решением заморозить счета иностранных заемщиков власти пытались добиться улучшения положения в банковской отрасли.

Ситуация усугублялась распрями в правительстве. Постоянно перетягивали одеяло на себя то коммунисты, то либеральные партии. Борьба за принципы и власть привела к тому, что страдал народ.

Хронология событий

Последствия кризиса 1998 года не были бы такими плачевными, если бы не отдельные произошедшие события, одним из которых стал так называемый «черный вторник». В девяносто четвертом году произошло просто обвальное падение рубля по отношению к доллару. Тогда же было выдвинуто предложение о прекращении кредитования дефицита бюджета. Такая вынужденная мера должна была наладить финансовое положение. Но это произошло бы при определенных условиях:

  • налаживание системы налогов и сборов;
  • отказ от получения инвестиций.

Но в связи с тем, что деструктивные процессы экономики отразились в первую очередь на простом народе, оплачивать весь объем налоговых сборов было просто некому. Финансировать проекты и заниматься привлечением инвестиций никто не хотел.

Кризис 1998 принял такой оборот благодаря предшествующим ему годам. В этот период отмечался неимоверный уровень использования казначейских обязательств, которыми должны были быть настоящие деньги. По факту же казначейские обязательства являлись лишь заменителями, которые были введены хозяйствующими субъектами для произвольного осуществления платежей. Подобная ситуация не удовлетворяла интересам ни частных, ни государственных предпринимателей. При этом государство создало дополнительный барьер в сфере бизнеса, подняв налоги.

Можно сделать вывод, что достаточно долго формировался кризис 1998. Последствия его видны и по сей день, они оказывают влияние и на современную экономику России. Тогда же, когда у руля были реформаторы Немцов и Чубайс, страна не была в состоянии выполнять долговые обязательства. Они предложили сократить бюджет государства на тридцать процентов, что позволило выплатить часть задолженностей по зарплате, но общий финансовый заем только увеличился. Страна была на грани возникновения народного бунта.

Пик кризиса

Что еще можно сказать про причины и последствия кризиса 1998? Все это отразилось на отношении со стороны: с подобными рискованными реформами не соглашается Дума, такая политика не устраивает и Международный валютный фонд, который, в свою очередь, отказывается от предоставления кредитов. Без финансовых траншей от данной организации невозможно представить погашение долгов, которые образовались от неуплаты коммунальных услуг и налоговых сборов. С каждым днем положение государства становилось все хуже, показатели качества жизни неуклонно падали.

Все это было ярко выражено в инфляционных процессах, обесценивании местной валюты и обвале фондовых рынков. Потерю авторитета среди иностранных инвесторов вызвала ликвидация «Токобанка». Это сильно задело зарубежных партнеров, потому что большая часть капитала принадлежала именно им. Событие спровоцировало резкий отток валюты.

Нестабильные политические отношения с различными государствами привели к тому, что кредитный рейтинг Российской Федерации упал. Особо ярые споры разгорелись по вопросу Чечни. Международный валютный фонд наотрез отказался от предоставления кредита, и правительство нашло другой выход. Решение заключалось в долговых обязательствах перед европейцами, которые предоставили необходимые суммы только под огромные проценты. Условия, на которые согласилась Россия, были во много раз хуже и без того строгих рамок МВФ.

Кризис 1998 набирал обороты, так как долг страны увеличился вдвое. И это даже не учитываются кредитные обязательства бывшего Советского Союза.

Отношение рубля к доллару составляло семь к одному, но это было не пределом. Из-за того, что власти не выплачивали иностранные кредиты, соотношение валют выросло до одного доллара к семнадцати рублям. Многие предприниматели терпели убытки, а цены были просто неконтролируемы. К середине сентября девяносто восьмого года доллар равнялся двадцати российским рублям.

Кадровые перестановки

В том же году правительство предприняло попытки по разрешению сложившейся ситуации. Первым шагом стали изменения в руководящем аппарате. Поменялись многие главы министерств. Кадровые перестановки поспособствовали активизации работы в направлении выхода из кризисного положения. Была создана специальная комиссия, которая непосредственно занималась решением этого вопроса. В итоге перемены во власти закончились отставкой Ельцина. Новое правительство стало налаживать отношения с зарубежными партнерами, что привело к повышению авторитета России в мировом сообществе.

Последствия для народа

Экономический кризис 1998 больше всего отразился на простых жителях государства. Они больше не доверяли ни местной валюте, ни банковской системе. Авторитет этой сферы был сильно подорван. Многие финансовые учреждения были вынуждены прекратить свою работу, что привело к ликвидации предприятий. Мелкие и средние бизнесмены просто не могли вести нормальную деятельность, ведь работа банковской системы была заморожена на полгода.

Большая часть граждан потеряла все свои сбережения. В начале 1999 года был проведен опрос среди населения. Гражданам задавали только один вопрос: «Опасаетесь ли вы потерять все свои сбережения?» Большинство респондентов ответило «нет», терять людям уже было нечего. Кризис вынуждал многих становиться на скользкую дорожку, большое число граждан было обвинено в финансовых махинациях и спекуляции.

Положительные моменты

Но даже такое неблагоприятное событие, как кризис, имеет некоторые положительные моменты. К таковым можно отнести:

  • заботу о национальной безопасности, ведь в то время волна ликвидации предприятий привела к утечке кадров за границу;
  • повышение приоритета экономического роста;
  • отказ от политики масштабных займов;
  • выплату социальных задолженностей;
  • повышение кредитного рейтинга;
  • ограничение роста естественных монополий;
  • повышение доверия граждан.

Финансовый кризис в России был невыгоден и другим странам. Другие государства опасались возникновения неконтролируемого положения, однако и положительного результата от их помощи не наблюдалось. Данный дисбаланс помог определить проблемы в экономике Российской Федерации, а также меры их решения.

businessman.ru

Мировой финансовый кризис: 1998, 2008, 2018?

Аналитики Bank of America изучили глобальные финансовые тренды, и пришли к выводу, что их динамика напоминает докризисный период 1997-1998 года.

«Отмежевание США, сглаживание кривой доходности, падение развивающихся рынков – все это предпосылки к мировому финансовому кризису 20-летней давности», – заявил лидер стратегов в Bank of America Майкл Хартнетт.

Кризис 1998 – как это было?

То, что в России принято называть кризисом 1998, в мире называют Азиатским финансовым кризисом. Он разразился в 1997 году в Юго-Восточной Азии, и стал самой серьезной проблемой мировой экономики в конце 90-х.

Условия финансового кризиса 1997-1998 года включали: а) стремительный рост экономик «азиатских тигров», сопровождавшийся притоком капитала, ростом государственного и корпоративного долга и бумом на рынке недвижимости, и б) сильный доллар, за три года укрепившийся на 25%.

К концу 90-х стремительно развивающиеся рынки Азии погрязли в долгах и кредитах. В то же время Штаты вышли из очередного витка рецессии, что, само собой, сопровождалось серьезным укреплением доллара на международном рынке. Параллельно начали падать цены на электронику – одну из основных экспортных статей азиатских стран. Таким образом, в начале 1997 года сложилась следующая ситуация: в период взрывного роста «азиатские тигры» набрали долларовых кредитов, но из-за стремительного укрепления последнего оказались не в состоянии их погашать. В это же время начинает пересыхать основный источник притока долларов в казну – доходы от продажи электроники. Добавьте сюда высокий уровень коррупции, и на выходе получите идеальные условия финансового кризиса.

Первым под откос ушел Таиланд, девальвировавший свой бат, курс которого был привязан к доллару. Сразу после этого тайский фондовый рынок просел на 75% (!). после него досталось Малайзии, потом Индонезии, Южной Корее, Японии, Гонконгу, Лаосу, Китаю, Индии, Филиппинам и Вьетнаму. Меньше других пострадали Сингапур и Тайвань.

Через год финансовый кризис докатился до России, экономическая устойчивость которой даже близко не дотягивала до уровня «азиатских тигров». Последний отголосок Азиатского финансового кризиса раздался в 2001 году в Аргентине, вынужденной объявить технический дефолт.

Мировой финансовый кризис 2018 – быть или не быть?

Эксперты Bank of America предупреждают – ситуация на мировом рынке, тренды и тенденции, политика США и прочая и прочая – все это до боли напоминает пресловутый кризис 1998.

Мы имеем дело со взрывным ростом экономики Китая и Индии, погрязших в долгах и кредитах, который сопровождается антиглобалистской политикой Дональда Трампа, целенаправленно отмежевывающего США от остального мира.

О том, что проблемы мировой экономики начинают формировать новые условия финансового кризиса, предупреждает не только Bank of America, но и Всемирный банк. Там напоминают, что мировой финансовый кризис 2008 года остался позади, но рецессии имеют свойство возвращаться каждые десять лет, и следующая может ударить по нам в любой момент.

Почему мировой финансовый кризис – это хорошо?

Потому что финансовый кризис – это результат забивания болта на проблемы мировой экономики, а единственный выход – это решение этих проблем. Я уже писала, и еще не раз напишу, что экономика и популизм несовместимы. А мировая экономика несовместима еще и с национализмом.

Перечитайте предысторию кризиса 1998, вспомните кризис 2008 – они начинались в отдельно взятой стране, но уже через несколько месяцев этот каток утюжил всех, кого ни попадя. Это урок, который экономика преподала нам два раза за последние 20 лет, но мы так его и не выучили. В XXI веке понятия «национальная экономика» и «национальная политика» предельно условны. Экономика практически любой страны завязана на благополучии ее соседей, экономических и политических союзников и партнеров. И это мы не говорим о зависимости от евро и доллара.

Поэтому, условной Италии нужно решать проблемы условной Греции, а условным Штатам придется учитывать потребности Китая. Потому что если начнет сыпаться Греция, то нет никакой гарантии, что под своими обломками она не похоронит Италию.

Но мы этот урок так и не выучили. Мы знаем, что если в доме справа живут насильники, а в доме слева – убийцы, то ни о какой безопасности в нашем собственном доме не может быть и речи. Мы знаем, что если горит соседний гараж, то существует большая вероятность того, что сгорит и наш собственный гараж. Но когда дело доходит до экономики, у всех отшибает память, и они бросаются голосовать за какую-нибудь условную Мари Ле Пен, которая с пеной у рта доказывает, что проблемы Греции – это проблемы Греции, и она не понимает, почему они должны волновать Францию.

Я еще раз напомню – последним отголоском мирового финансового кризиса 1998-го стал технический дефолт в Аргентине в 2001 году! Это был азиатский кризис, начавшийся в Таиланде, который через три года ударил по Аргентине! А люди до сих пор не понимают, почему их должно волновать экономическое благополучие какой-то там [подставьте любую страну].

Ну, ничего. Экономика – дама с характером. Нужно будет повторить – она повторит. Раз, два, пять. И так, пока не дойдет.

Автор: Александра Ковенько

Профессиональный информационно-новостной ресурс, посвященный международному бизнесу, налогообложению, банковской деятельности, инвестициям, стартапам и инновациям. Это и ещё много другого интересного Вы найдёте в наших статьях и новостях.

offshoreview.eu

Глобальный экономический кризис 1998 года

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

Кафедра «История»

Реферат на тему:

«Глобальный экономический кризис 1998 года»

Выполнила:

Студентка группы Э1-2

Вибрис И.В.

Научный руководитель:

Пачкалов А.В.

Москва 2010

Оглавление

Введение. 3

Причины кризиса. 3

Возможные выходы из кризиса. 4

Хронология кризиса. 4

Банковский кризис. 9

Уникальность кризиса в мировой истории. 12

Последствия кризиса. 13

Заключение. 14

Используемая литература. 14

В конце 90-х годов отмечались значительные сбои в функционировании мирового хозяйства: в 1998 году произошло двукратное падение темпа общемирового прироста валового продукта и международной торговли.

Российская Федерация — страна с так называемым «зарождающимся» рынком, что, в принципе, и послужило причиной ее высокой уязвимости в ходе мирового кризиса. Исследование причин и последствий кризиса 1998 года является актуальным для сложившейся в России обстановки ввиду зависимости социально-политических явлений от курса экономических реформ и преобразований.

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

17 августа 1998 года Правительство России объявило дефолт по внешнему долгу, что стало началом масштабного финансового и экономического кризиса в России. Однако что послужило причиной финансового кризиса 1998 года? Напомним, что кризису 1998 года в России предшествовал обвал на Азиатских биржах и последовавший за ним экономический кризис. Непосредственными причинами кризиса считается большой внешний долг, падение цен на нефть и другие сырьевые товары, пирамида ГКО (Государственных Краткосрочных Обязательств), которая давала доходность по инвестициям 40%. Совокупность внешних и внутренних факторов привела к тому, что государство не могло расплатиться со своими долгами, и вынуждено было объявить дефолт.

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

· напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции

· объявить дефолт по внешнему долгу

· объявить дефолт по внутреннему долгу

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым. Невыплаты по внешнему долгу также представлялись неприемлемыми для властей России

При анализе причин нынешнего кризиса важно понять, что он явился результатом не чьей-то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоятельств, многие из которых складывались против нас. В России реформы неизбежно должны были идти трудно и сопровождаться усилением социального недовольства. Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:

1. «Черный вторник» в октябре 1994 г. и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита — переход на его финансирование за счет так называемых неинфляционных источников, т.е. внешних и внутренних займов.

2. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств). Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996г. Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996г.- было представлено этими бумажками. Опасность «пирамиды» ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестких требований стабилизации. Правительство медлило с решительными действиями, Дума же прямо противодействовала.

Налоги стали собираться хуже. Попытка дать Госналогслужбе повышенное задание на 1997 год (до 15% ВВП) — явная ошибка. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов. ГКО оказались самым простым выходом в данный момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отсроченной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г. первый ее взрыв.

3. Начало 1997 г. — либерализация рынка ГКО, расширение до пуска на него нерезидентов. «Горячие деньги» устремляются в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала до 18-20% годовых, снизились процентные ставки. Экономика «задышала».

4. Март 1997 г. — обновление состава правительства РФ, приход в него А. Чубайса и Б. Немцова, что позволило говорить о правительстве «молодых реформаторов». Один из первых шагов – «урезание» на 30% только что с трудом утвержденного бюджета. Шаг, вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в штыки практически всеми. Принятые «молодыми реформаторами» меры могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только президента РФ, но и общества. Увы, {краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента РФ, только затянул долговую «петлю», заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.

5. Июль 1997 г. — аукцион по «Связьинвесту» и начало информационной «войны» олигархов против А Чубайса и Б. Немцова. Главный итог — потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.

6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с »Правительством «молодых реформаторов», в том числе с учетом итогов информационной «войны».

7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки «азиатского» кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша — еще один толчок к потере доверия правительству. Начала расти доходность ГКО — до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив, проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком зарубежных «горячих денег», теперь из-за этого же будет обостряться.

Роль «азиатского», а в действительности, как это стало ясно сегодня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать.

Если бы мы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше.

И, тем не менее, наш кризис можно понять лишь как часть мирового финансового кризиса. Весна 1997 г. — крах банковской системы в. Чехии, осень 1997 г. — в Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. — удары кризиса настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом — Россию, в начале 1999 г. — Бразилию. Во всех этих странах картина кризиса одинаковая:

· . резкое обесценение национальной валюты;

· . банковский кризис

· . падение капитализации фондового рынка

· . спад производства.

Характерно, что удары кризиса обрушились на развивающиеся страны, структура экономики которых страдает существенными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмешательство государства в экономику в интересах определенных групп. Итог — резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой

mirznanii.com

Кризис 1998 года и его последствия

 

Кризис 1998 года в сфере экономики (дефолт) является одним из самых тяжёлых во всей истории РФ. Причиной данного явления послужил огромного размера долг государства, который возник в результате упада экономики азиатских стран, а также цены в мире на сырьё, которые были основой экспорта, и экономическая политика России, в том числе создание ГКО.

Перед тем, как это произошло, МВФ выделил РФ кредит в двадцать два миллиона долларов, но доходы государства не сумели покрыть даже процентные платежи по долгу.

Финансовый кризис 1998 года выпал на семнадцатое августа. В этот день правительство РФ объявило о невыполнении договора по займу. Это событие стало неожиданным для иностранных инвесторов, веривших в то, что Россия является достаточно сильным и благополучным государством.

Следует отметить, что в мировой истории не наблюдалось случая объявления дефолта, который номинирован в национальной валюте. Однако в этом случае наблюдался дефолт по ГКО, по которым доход, перед тем как начался кризис 1998 года, составлял сто сорок процентов годовых. Обычно в таких случаях в иных странах начинали печатать денежные средства, и когда национальная валюта обесценивалась, происходило погашение долгов. Именно такого сценария ждали инвесторы, которые делали вклады в ГКО, от России. Эти вклады они обуславливали фиксированием курса национальной валюты к доллару США.

Необходимо отметить, что Россия имела несколько выходов из сложившейся ситуации. Во-первых, можно было напечатать денежные знаки, тем самым, запустить механизм инфляции. Также можно было объявить дефолт как по внешнему, так и по внутреннему долгу. РФ выбрала последний вариант по той причине, что новая инфляция не представлялась возможной, поскольку в начале девяностых годов имело место похожее явление, а непогашение внешних долгов для России было неприемлемым.

Кризис 1998 года имел серьёзные последствия для развития сектора экономики, причём как отрицательные, так и положительные. Так, снизился уровень жизни граждан, многие банки и предприятия разорились, упало доверие иностранных инвесторов к банкам России, а также к её национальной валюте, значительно снизился курс рубля. Однако все эти события дали возможность экономике РФ стать конкурентоспособной, кроме того, значительно усилилась бюджетная дисциплина. Дефолт также позволил российской промышленности набрать большую силу, отгородив её от импорта и увеличив экспорт.

Когда был объявлен кризис 1998 года в России, инвесторы начали вести переговоры с правительством РФ, однако выплаты составили только один процент от всей суммы долга.

Таким образом, для России дефолт принёс больше позитивных моментов, чем негативных. Он поспособствовал очищению экономики от тормозящих её развитие элементов, а также боле ответственному отношению к планированию бюджета страны. При этом малый бизнес взял курс на развитие в крупные предприятия. После дефолта начала быстрыми темпами развиваться лёгкая и пищевая промышленность, рос потребительский спрос.

Следует сказать, что результатом кризиса является развитие тех сфер экономики, которые раннее были замещены импортом, например, производство отвёрток ведущими автомобильными фирмами государства. Также кризис 1998 года поспособствовал тому, что в экономику России потекли инвестиции иностранных компаний, которые открывали на территории страны свои производства, поэтому вскоре началось развитие фондового рынка, вследствие чего российские компании вышли на международный рынок.

На сегодняшний день в России наблюдается взлёты и падения в экономике. Есть вероятность того, что возможный следующий дефолт будет отличаться ещё большим масштабом.

fb.ru

15.4. Финансовый кризис 1998 года и последствия дефолта

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

15.4. Финансовый кризис 1998 года и последствия дефолта

  Начавшиеся после распада СССР реформы привели к углублению экономического кризиса. Во-первых, такие кардинальные изменения, связанные со сменой форм собственности и политических институтов, не могут проходить безболезненно.
  Во-вторых, реформы проводились поспешно, без тщательной методологической и организационной подготовки. В-третьих, была разрушена централизованная планово-распределительная система управления, а на формирование рыночных отношений необходимо время.
  В результате, проведенные реформы себя не оправдали. Вместо усилий по структурной перестройке промышленности, конверсии военнопромышленного комплекса, наращиванию выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и в конечном итоге населению страны, главный акцент в реформах делался на проведение монетарной политики, направленной на снижение денежной массы в стране. Практически это свелось лишь к осуществлению мероприятий по снижению темпов роста агрегата А/2, т. е. показателя денежной массы. Действительно, если в 1996 г. этот показатель за год вырос на 34%, то в 1997 г. — на 30%. Снизились и темпы роста инфляции. В 1996 г. индекс инфляции вырос на 21,8%, а в 1997 г. — на 11%. Но одновременно с этим в стране стала ощущаться нехватка денег, что стало причиной широкого использования денежных заменителей, например, векселей, бартера, т. е. товарообмена между производителями, и взаимных зачетов между ними, а также между ними и бюджетом.
  В свою очередь это привело к ослаблению государственного финансового контроля, расширению возможностей уклонения от налогов и в конечном итоге к значительной несобираемости налогов, необеспеченности бюджетных расходов, многомесячным задержкам выплаты зарплаты в бюджетной сфере.
  В целях восполнения выбывающих налогов Правительство стало выпускать государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Для их быстрейшей реализации устанавливались высокие ставки доходности. Доходы бюджета от реализации государственных ценных бумаг стали динамичным источником федерального бюджета. В 1998 г. государственный долг составил 500 млрд долл., в том числе 130 млрд — внешний долг и 370 млрд — внутренний долг. Доля расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга составила 27% к общим расходам.
  Немаловажным фактором, оказавшим негативное влияние на экономику страны и психологический климат в российском обществе, стала криминализация многих сторон жизни.
  За всю многовековую историю России в стране не было такого уровня криминализации общества. С конца 70-х — начала 80-х годов преступные группировки, почти ликвидированные во время тоталитаризма, объединенные общими для них экономическими интересами, стали проникать во все сферы экономики страны. В 90-е годы под их контролем оказались не только сфера обращения, но и в значительной степени производственная сфера: промышленность, строительство, транспорт и др. Территории страны, областей, городов разделены на зоны влияния и контроля преступных групп, а предприятия, организации обложены данью в их пользу. Многие предприятия стали собственностью людей, вышедших из среды уголовников. На основе коррупции иугроз преступный мир соединился с частью чиновничества, кредитной системой.
  Невероятно большие проценты за кредит, выплаты уголовным элементам тяжелым бременем легли на предприятия и организации, которые включили эти расходы в цены за свою продукцию и услуги. Все это послужило одной из причин роста цен, снижения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке страны, упадка российской экономики.
  Огромные суммы денежных средств в стране, по некоторым расчетам, свыше 50%, оказались в теневой экономике, вышли из-под контроля государства и, следовательно, налогообложения.
  Укрепление позиций уголовного мира в экономике страны отразилось и на усилении его влияния в общественно-политической жизни общества. Распространенным явлением стало участие уголовных элементов или их ставленников в политической жизни, в работе представительных и исполнительных органов власти. В искусстве, особенно в кино, литературе, популярной музыке, уголовная тематика стала нередко преобладающей.
  Влияние ряда негативных факторов нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей в стране.
  За период 1992 — 1997 гт. в России объем ВВП снизился на 40%, промышленного производства — в два раза, сельскохозяйственной продукции — на 35%. Среднегодовая численность занятых в народном хозяйстве снизилась с 72,1 млн до 67,1 млн. Реальные доходы населения снизились на 43%, а доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума составила 25% к общей численности. Ввод в действие жилых домов снизился с 29,2 млн кв. м. до 9,5 млн кв. м. Если в 1992 г. естественный прирост населения (т. е. разница между числом родившихся и числом умерших на 1000 жителей) был — 1,5 промилле, то в 1995 г. он составил — 5,7 промилле. Несмотря на то, что в страну за эти годы прибыло 3,8 млн человек, число жителей России снизилось с 148,3 млн до 147,9 млн.

Кириенко Сергей Владиленович
Председатель Правительства РФ в 1998 г.

  В условиях увеличивающегося бюджетного дефицита, недостатка финансовых ресурсов, начавшаяся в конце 1994 г. война в Чечне еще больше усугубили экономическую обстановку. Уже на начальном этапе военные действия поглощали примерно 1% ВВП. Несмотря на затраты, гибель военнослужащих, материальные потери и разрушения в Чечне, война привела практически к отделению Чечни.
  Во второй половине 90-х годов экономический кризис в России углубился. В основе его были значительный спад производства, несоби- раемость налогов, отсутствие средств в бюджетной системе страны, возросший бюджетный дефицит. Дефицит федерального бюджета, в который поступала половина всех бюджетных средств государства, покрывался в основном за счет выпуска внутренних и внешних обязательств. С целью привлечения инвесторов, особенно иностранных, Правительство установило высокую доходность этих ценных бумаг, составляющую до 120 — 150%.
  Высокие проценты по государственным ценным бумагам стимулировали коммерческие банки вкладывать деньги не в производство, а в приобретение ценных бумаг и к спекуляции ими на фондовом рынке. В то же время с увеличением эмиссии ценных бумаг росла государственная задолженность, на погашение которой направлялась все увеличивающаяся часть собранных в бюджет налогов. Таким образом, создался расширяющийся круг; когда деньги, полученные в бюджет от эмиссии ценных бумаг, вместе с собранными налогами все в большем размере направлялись на погашение государственной задолженности, т. е. становились доходами коммерческих банков и, следовательно, не поступали в сферу производства.
  К этому следует добавить существенное снижение на мировых рынках с 1997 г. цен на энергоносители. В 1998 г. экспорт из страны снизился на 17%, а импорт вырос на 20%. При такой разнонаправленности тенденций для укрепления экономики Правительству необходимо было своевременно провести снижение обменного курса рубля по отношению к доллару и тем самым избежать паники на рынке.
  В этих условиях Правительство и Центральный банк принимают ряд недостаточно обоснованных решений. 17 августа 1998 г. Центральный банк объявил о расширении коридора обменного курса валюты, т. е. практически о девальвации рубля; о мораторий на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным краткосрочным обязательствам. Последствиями таких действий стали:
  • уход иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и потеря бюджетом одного из источников доходов;
  • тяжелое финансовое положение банков, вложивших в государственные ценные бумаги значительные средства своих вкладчиков, что привело к банковскому кризису. В свою очередь банковский кризис парализовал расчеты между предприятиями, а также между ними и бюджетом, что еще более усугубило проблему собираемости налогов в бюджет;
  • скупка банками долларов для восполнения своих сократившихся ликвидных активов, что вызвало повышенный спрос на них и повышение цен на валюту. Центральный банк прекратил в связи с этим поддержкукурса рубля на валютном рынке, перестав продавать доллары. За две недели курс доллара вырос в три раза. С ростом курса доллара цены на потребительском рынке выросли в три-четыре раза.
  Все это стало причиной разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса, углубления общего экономического и политического кризиса в стране, выразившегося в смене правительства, руководства Центрального банка. Страна вновь оказалась в ситуации первого

textb.net

Финансовый кризис 1998 г | Тайны веков

В 1980‑х и первой половине 1990‑х годов в странах Юго‑Восточной Азии происходил небывалый экономический подъем. В первую очередь, это относится к так называемым «восточным тиграм»: Южной Корее, Сингапуру, Тайваню и Гонконгу. Рост экономики этих стран был обусловлен рядом факторов. Во‑первых, большими западными инвестициями, которым способствовала и открытость экономики, и выбранный этими странами политический путь развития, импонировавший развитым капиталистическим державам.

Во‑вторых, ставкой на высокие технологии, занимавшие все большее место во всем мировом хозяйстве. Тут производились компьютерные комплектующие, телевизоры, магнитофоны, другая бытовая техника. В‑третьих, достаточно дешевой рабочей силой и быстрым заимствованием всего нового, что давала мировая научно‑техническая революция. В начале 90‑х к упомянутым государствам стали подтягиваться и другие страны региона, в частности Таиланд и Малайзия.

В то же время в экономике многих регионов присутствовали и проблемы, которые до поры до времени не были очевидны. Это высокий уровень сращивания властей и бизнеса, что шло рука об руку с коррупцией, недостаточно развитая собственная банковская структура, чрезмерная зависимость от краткосрочных иностранных инвестиций и от американского доллара, к которому был жестко привязан курс национальных валют. Последнее обстоятельство было более всего выгодно крупным фирмам, которые планировали экспортные сделки. И этим же обстоятельством в 1997 г. воспользовались иностранные финансовые спекулянты, устроившие атаку на банковскую систему стран Юго‑Восточной Азии.

Первым этой атаке подвергнулся Таиланд. Кризисные явления начались в нем еще в 1995–1996 гг. Промышленность испытывала серьезные проблемы, в том числе и в результате быстрого роста зарплат, который опережал темпы производительности труда и делал трудоемкие сектора экономики неконкурентоспособными на западных рынках перед лицом дешевого китайского экспорта. Не успели таиландские власти справиться с этим мини‑кризисом, как наступил кризис большой. Спекулятивная атака на тайский бат произошла в начале 1997 г., затем с особой силой повторилась в мае. Правительство некоторое время старалось поддержать фиксированный курс бата по отношению к доллару, но исчерпало все резервы. Его действия лишь усиливали беспокойство на бирже. Фондовые индексы начали падать. Когда же было объявлено о введении свободного курса тайской валюты, бат начал стремительно падать. Тайские компании и без того имели большие задолженности, постоянно привлекая иностранные инвестиции на дальнейшее развитие. Теперь же инвестиции из‑за рубежа сократились в несколько раз. Начался общий экономический кризис.

Благодаря развитию электронных средств коммуникации кризис немедленно перекинулся на соседние страны, спекулятивные атаки и на их валюты шли одновременно с оттоком инвестиций. Запаниковавшие вкладчики в срочном порядке изымали деньги из экономики региона. Катастрофа постигла финансовые системы Малайзии и Индонезии.

В 1997 г. отток частного капитала из региона составил 12 млрд долларов. Отток инвестиций заставлял правительства стран, валюты которых были привязаны к доллару, прибегать к массированным валютным интервенциям и повышать процентные ставки. Но это делало очевидной для вкладчиков проблему краткосрочной валютной задолженности восточноазиатских стран. Следовал еще больший отток инвестиций. В конце концов власти отказывались от фиксированного курса, после чего начиналась обвальная инфляция.

Лопались «мыльные пузыри» на рынках капитальных активов: слишком высокие ожидания от действительно бурно развивающейся экономики, которые поначалу привели к инвестиционному буму, не соответствовали реальным, на настоящий момент, возможностям этих экономик. Чтобы покрыть задолженность, развивающиеся страны должны были продолжать производство и развитие, а на это требовались новые инвестиции. В ситуации же, когда инвесторы остановили поток своих средств и попросили вернуть долги, это развитие было невозможным.

Новая волна кризиса зародилась после того, как международные спекулянты сделали объектом своих атак валюту Гонконга – главного финансового центра всего Восточно‑Азиатского региона. Из «тигров» под удар попала также Южная Корея. В ноябре началось падение корейской воны: с уровня 800–900 вон за доллар ее курс снизился до 1500–1600 вон за доллар.

За Гонконгом последовали и проблемы у развитых держав всего мира. Современные биржи тесно связаны друг с другом, сведения передаются моментально. Экономика же развитых стран не может не реагировать на обвалы на биржах других стран, поскольку слишком многие крупные компании размещают там капиталы, их финансовое благополучие зависит от нормальной работы предприятий, размещенных в развивающихся регионах, строгого выполнения обязательств должниками из этих стран. Резкие колебания произошли на фондовых рынках всего мира: американский индекс Доу‑Джонса снизился 28 октября на 7,2%, на бирже в Токио падение составило 4,3%, а во Франкфурте‑на‑Майне – 4,2%.

На помощь Азии поспешили Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Уже в июле – августе 1997 г. МВФ предоставил пакет помощи Таиланду. За ним последовали аналогичные стабилизационные пакеты, предоставленные Индонезии и Южной Корее. Помощь предоставлялась на условиях проведения реформ, в первую очередь – в финансовой и банковской сфере.

Катастрофическими были последствия азиатского кризиса для развивающейся экономики России, также привязанной к внешним вложениям (при явных проблемах с развитием собственной финансовой системы) и доллару. И здесь инвесторы, перестраховываясь, отзывали свои инвестиционные «портфели». Котировки наиболее ликвидных акций снизились в октябре на 20–30%. Центробанк России (ЦБР) попытался повысить процентные ставки за счет увеличения принадлежащего ему пакета государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

В середине мая макроэкономическая ситуация в России начала резко ухудшаться. Котировки государственных ценных бумаг стремительно падали. Массовый вывод средств инвесторов с финансовых рынков после снижения российских кредитных рейтингов во второй половине июня привел к новому повышению процентной ставки по ГКО, которая превысила 50%. Погашать же ГКО государство уже не успевало, превратившись в международного обманщика вкладчиков наподобие знаменитой пирамиды МММ. Примерно с 3 августа процесс приобрел неуправляемый характер. Курс доллара, несмотря на попытки ЦБР сдержать его рост, поднялся на 11%. 26 августа ЦБР, растратив значительные запасы резервов, приостановил торги на неопределенный срок. Четырехмиллиардный кредит МВФ, выданный в июле и целиком направленный на пополнение резервов, был почти полностью израсходован за четыре недели, и вынужденная девальвация наконец была осуществлена 17 августа 1998 г. («черный понедельник») с большим опозданием. Россия объявила дефолт – отказ от выплат по обязательствам. Началась волна банкротств, курс рубля резко упал, банки перестали выплачивать деньги вкладчикам. Страна долго выбиралась из экономической ямы.

agesmystery.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *