Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов
Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.
Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.
Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства Российской Федерации входят назначаемые Президентом Председатель Правительства Российской Федерации (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства Российской Федерации). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносятся Президентом в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения.
Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств и возглавляется входящим в состав Правительства Российской Федерации министром Российской Федерации (федеральным министром), федеральная служба и федеральное агентство возглавляются руководителем (директором).
Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [1]:
1 блок — органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации:
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
2 блок — федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Федеральное медико-биологическое агентство
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная таможенная служба
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство связи
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по аккредитации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Федеральное агентство по туризму
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство энергетики Российской Федерации.
3 блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство по делам молодежи
Федеральное агентство по делам национальностей.
Правительство по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и их заместителей. Федеральный министр назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом.
Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452.
Такие органы образуются приказом федерального органа исполнительной власти для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство Российской Федерации или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством Российской Федерации, приказом федерального министерства.
Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и федеральных агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.
Правовой отдел УМВД России по Ярославской области
[1] Перечень полных и сокращенных наименований дан в распоряжении Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации № 943/788 от 16.07.2008 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».
76.xn--b1aew.xn--p1ai
1.3 Виды федеральных органов исполнительной власти.
Как было ранее сказано, виды органов исполнительной власти- это система исполнительных органов.
Классификация органов исполнительной власти следующая:
1) По федеративному устройству:
2) По объему компетенции:
органы общей компетенции;
органы специальной компетенции;
органы отраслевой компетенции;
органы внутриотраслевой компетенции;
органы межотраслевой компетенции;
органы смешанной компетенции9.
3) По организационно-правовым формам:
правительства;
советы министров, имеющие статус правительства;
министерства;
государственные комитеты;
комитеты;
службы;
главные управления;
управления;
инспекции;
агентства;
департаменты;
администрации;
мэрии;
отделы;
другие органы исполнительной власти.
4) по порядку разрешения подведомственных вопросов:
Как раньше было отмечено, система и структура органов исполнительной власти не одно и то же. Но данные понятия связаны между собой. На их развитие влияет множество политических, социальных, правовых и других факторов. В последнее время система федеральных органов исполнительной власти часто менялись. Раньше эта система создавалась на основе улучшения принципа негосударственного управления экономической сферой.
УказПрезидента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) утвердил новую систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входит Правительство РФ, и алфавитный перечень федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб, агенств. Виды органов представляют некую совокупность взаимодействующих между собой органов, как в рамках каждого вида, так и между ними, не могут выступать в качестве структуры целого (системы) 11.
1. Федеральные министерства– это федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ в сфере деятельности. Функции по принятию нормативных правовых актов- это издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Министерство возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром. Министерство в установленной сфере деятельности не может выполнять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, которые установлены указами Президента РФ.
Суть федеральных министерств заключается в осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности, кроме вопросов, правовое регулирование которых согласно Конституции РФ и законодательству осуществляется исключительно федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
2. Федеральная служба– это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Функции по контролю и надзору — это действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, законодательством.
Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может находиться в ведении Президента РФ или быть подведомственна Правительства РФ.
3.Федеральные агентства– это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Функции по оказанию государственных услуг- это осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц;
Федеральные агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства.
Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.
Многообразие федеральных органов исполнительной власти обуславливается стремлением к наиболее эффективному осуществлению функций государственного управления. Но следует отметить, что нет закона, который конкретизирует все положения об исполнительной власти.
На данный момент данные положения содержаться в нескольких нормативных актах. Принятие единого нормативного акта создаст устойчивую правовую основу для формирования эффективной исполнительной власти, в том числе системы федеральных органов исполнительной власти.
studfiles.net
Федеральные органы исполнительной власти — это… Что такое Федеральные органы исполнительной власти?
- Федеральные органы исполнительной власти
- Федеральные органы исполнительной власти
- Федеральные органы исполнительной власти — в РФ — федеральные министерства, государственные комитеты, государственные службы и др.
Финансовый словарь Финам.
.
- Федеральные налоги и сборы
- Федеральные суды Российской Федерации
Смотреть что такое «Федеральные органы исполнительной власти» в других словарях:
Федеральные органы исполнительной власти — (англ. federal executive bodies) в РФ органы, исполнительной власти, осуществляющие исполнительную власть в от имени Федерации в соответствии с их компетенцией. В систему Ф.о.и.в. входят … Энциклопедия права
Федеральные органы исполнительной власти РФ — В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав… … Википедия
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — обобщенное наименование органов исполнительной власти РФ, используемое Конституцией и другими нормативными актами РФ. В соответствии с Указом Президента РФ О системе федеральных органов исполнительной власти от 14 августа 1996 г. (с последующими… … Энциклопедический словарь конституционного права
Федеральные органы исполнительной власти — (англ. federal executive bodies) в РФ органы, исполнительной власти, осуществляющие исполнительную власть в от имени Федерации в соответствии с их компетенцией. В систему Ф.о.и.в. входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные Ф.о.и.в … Большой юридический словарь
Федеральные органы исполнительной власти — Система федеральных органов исполнительной власти образована в 2004 г. В нее входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Позднее в нее были включены государственные комитеты. Конкретный перечень ф.о.и.в.… … Большой юридический словарь
Федеральные органы исполнительной власти РФ и их руководители — В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав… … Википедия
Федеральные органы исполнительной власти России и их руководители (с 2004) — В статье представлен список федеральных органов исполнительной власти России, действующих после проведения административной реформы 2004 г., и их руководителей (кроме министерств и министров, которые по должности входят в состав Правительства… … Википедия
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — Согласно «Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2005 № 452, поступившие на имя руководителя федерального органа… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Энциклопедия права
Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… … Большой юридический словарь
dic.academic.ru
61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).
Общие права территориальных органов:
представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;
осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;
запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;
участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ;
принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;
вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.
Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ подразделяются: на территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, и территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ.
К территориальным федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим с органами исполнительной власти субъектов РФ, относятся органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства внутренних дел РФ; Федеральной налоговой службы; Федеральной таможенной службы; Федеральной службы безопасности и др.
62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.
В соответствии со ст.77, абз.3 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.78, абз.2)
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78, абз.3)
В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена такая должность. Законодательное определение, схема организации, структура, порядок деятельности органов исполнительной власти в субъекте федерации определяется законодательными органами субъекта федерации.
Как правило, исполнительная власть в субъектах Российской Федерации представлена, во-первых, высшим должностным лицом – Главой или Президентом республики, Главой администрации или Губернатором в других субъектах федерации. Во-вторых, это должностное лицо назначает Правительство (Кабинет министров, Администрацию) – высший орган исполнительной власти (такой орган может быть и непосредственно избран населением), а также органы исполнительной власти специальной компетенции – министерства, ведомства, комитеты и др.
studfiles.net
ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ это что такое ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: определение — Право.НЭС
Исполнительные органы власти (исполнительные органы публичной власти)
это совокупность органов исполнительной власти, исполнительных органов иных ветвей государственной власти Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления (местных администраций).
Оцените определение:
Источник: Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий
ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
коллегиальный или единоначальный государственный орган, осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства, совершением в этих целях распорядительных действий. О. и. в. делятся на органы общей компетенции, которые ведают всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (например, правительство, областная администрация и др.), и органы специальной компетенции, ведающие отдельными сферами и отраслями (например, министерство, департамент и др.). Последние делятся на отраслевые (руководят конкретными отраслями управления) и межотраслевые (осуществляют функции межотраслевого управления, координации, контроля, регулирования).
В РФ О. и. в. могут быть федеральными или О. и. в. субъектов РФ. К числу федеральных О. и.в. относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры. К числу О. и. в. субъектов РФ относятся президенты некоторых субъектов, губернаторы, правительства, министерства, комитеты, департаменты и др.(С. А.)
Оцените определение:
Источник: Энциклопедический словарь конституционного права
ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
вид государственных органов, созданных для осуществления функций исполнительной власти и наделенных государственно- властными полномочиями. О.и.в.: 1) относится к государственным органам и этим отличается от органов исполнительной власти местного самоуправления и от исполнительных органов (администрации) предприятия, учреждения, организации, общественных объединений; 2) осуществляет специфическую по своему содержанию и методам исполнительную и распорядительную деятельность по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно- политической сферами жизни общества, поэтому относится к органам государственного управления. Деятельность О.и.в. подзаконна и направлена на исполнение законов. В пределах своей компетенции О.и.в. издает нормативные правовые акты, обязательные к исполнению, и обеспечивает их исполнение. Федеральные 0.и.в. формируются Президентом РФ, О.и.в, субъектов РФ формируются как их представительными (законодательными) органами, так и администрацией. Особенность правового положения О.и.в. в РФ заключается в том, что они в основном осуществляют координацию и контроль в подведомственных отраслях и сферах, и в меньшей степени — непосредственное управление предприятиями, учреждениями, организациями. Эти органы на основе ряда критериев классифицируются на: федеральные и субъектов РФ; общей, отраслей, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции; коллегиальные и еди- ноначальные. По организационно-правовым формам различаются: правительство, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, главные управления, управления, агентства, департаменты и др. Лит.: Алехин А.П., Кармолицкий АЛ., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1997; Бах- рахДН. Административное право. М., 1996. М.В. Пучкова
Оцените определение:
Источник: Юридическая энциклопедия
determiner.ru
Структура федеральных органов исполнительной власти России (1994—2000)
Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.
Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в нее вносятся изменения).
До 2004 г. в структуре федеральных органов исполнительной власти значком <*> отмечались федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
10 января 1994 г. – 14 августа 1996 г.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66.
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные органы исполнительной власти
1. Федеральные министерства
2. Иные федеральные органы исполнительной власти
14 августа 1996 г. – 9 июля 1997 г.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177.
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные органы исполнительной власти
1. Федеральные министерства
2. Иные федеральные органы исполнительной власти:
Государственные комитеты Российской Федерации
- Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации
- Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике, по Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. № 1326 – Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
- Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера
- Государственный комитет Российской Федерации по государственным резервам
- Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи
- Государственный комитет Российской Федерации по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности
- Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству
- Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии
- Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям
- Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
- Государственный комитет Российской Федерации по печати
- Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства
- Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
- Государственный комитет Российской Федерации по рынку ценных бумаг (исключен Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. № 1326)
- Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации
- Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом
- Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму
Федеральные комиссии России
- Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (введена Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. № 1326)
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг <*> (введена Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. № 1326)
- Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости (введена Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 г. № 1326)
Федеральные службы России
Российские агентства
Федеральные надзоры России
- Федеральный горный и промышленный надзор России
- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности <*>
Управление делами Президента Российской Федерации (введено Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 1234)
9 июля 1997 г. – 30 апреля 1998 г.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1177 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 710).
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства
III. Иные федеральные органы исполнительной власти
1. Государственные комитеты Российской Федерации
- Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации
- Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации
- Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера
- Государственный комитет Российской Федерации по государственным резервам
- Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи
- Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике
- Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству
- Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии
- Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
- Государственный комитет Российской Федерации по печати
- Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства
- Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации
- Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации
- Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (исключен Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. № 1063)
- Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму
- Государственный комитет Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию (введен Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1998 г. № 14)
2. Федеральные комиссии России
3. Федеральные службы России
4. Российские агентства
5. Федеральные надзоры России
- Федеральный горный и промышленный надзор России
- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности <*>
6. Управление делами Президента Российской Федерации <*>
30 апреля – 22 сентября 1998 г.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. № 483.
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства
III. Государственные комитеты Российской Федерации
- Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации
- Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии
- Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера
- Государственный комитет Российской Федерации по государственным резервам
- Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, по Указу Президента Российской Федерации от 13 августа 1998 г. № 961 – Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и гидрометеорологии
- Государственный комитет Российской Федерации по печати
- Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства
- Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации
- Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму
IV. Федеральные комиссии России
V. Федеральные службы России
VI. Российские агентства
VII. Федеральные надзоры России
- Федеральный горный и промышленный надзор России
- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
VIII. Иные федеральные органы исполнительной власти
22 сентября 1998 г. – 25 мая 1999 г.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142.
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства
III. Государственные комитеты Российской Федерации
IV. Федеральные комиссии России
V. Федеральные службы России
VI. Российские агентства
VII. Федеральные надзоры России
- Федеральный горный и промышленный надзор России
- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
VIII. Иные федеральные органы исполнительной власти
25 мая – 17 августа 1999 г.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 651.
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства
III. Государственные комитеты Российской Федерации
IV. Федеральные комиссии России
V. Федеральные службы России
VI. Российские агентства
VII. Федеральные надзоры России
- Федеральный горный и промышленный надзор России
- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
VIII. Иные федеральные органы исполнительной власти
17 августа 1999 г. – 17 мая 2000 г.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1999 г. № 1062.
I. Правительство Российской Федерации
II. Федеральные министерства
III. Государственные комитеты Российской Федерации
IV. Федеральные комиссии России
V. Федеральные службы
VI. Российские агентства
VII. Федеральные надзоры России
- Федеральный горный и промышленный надзор России
- Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности
VIII. Иные федеральные органы исполнительной власти
Примечания
- ↑ Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 2245 Федеральная пограничная служба – Главное командование Пограничных войск Российской Федерации переименована в Федеральную пограничную службу Российской Федерации. Изменения в структуру федеральых органов исполнительной власти при этом не вносились.
См. также
dic.academic.ru
Федеральные органы исполнительной власти. Функции федеральных органов исполнительной власти
Каждое без исключения государство организовывает управление жизнедеятельностью общества посредством власти. Это ключевой элемент координации любых отношений социума. Однако власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть, появилась недавно. Если говорить точнее, то государственная форма управления на сегодняшний день основывается на праве. Такое было далеко не всегда. В древние времена власть в племенах, общинах и небольших странах практически во всех случаях строилась исключительно на насилии. Однако, такая форма координации социума действует только в руках сильного и независимого лидера. С его смертью любая насильственная структура попросту рушится.
Позднее люди начали использовать религию. Эта форма организации власти в стране получила большее распространение. Но в эпоху Просвещения, когда на первый план вышла наука и фундаментальные знания, религиозные верования начали забываться. Таким образом, люди начали использовать более подходящую форму организации государственного управления, а именно – право. Следует отметить, что благодаря этой категории, власть в любой стране является легитимной и делится на три основные части. В статье мы рассмотрим лишь одну из них, а также представим основные федеральные органы исполнительной власти. Расскажем про их полномочия и функции.

Понятие власти
Следует отметить, что практически все федеральные органы исполнительной власти РФ существуют для координации общества и отношений в нём. Иными словами, с их помощью верхушка страны реализует свою политическую программу. Таким образом, исполнительные органы достаточно тесно соотносятся с государственной властью. Однако мало кто знает, что собой представляет последняя категория. Существует множество способов её правовой характеристики. Наиболее «классический» взгляд на проблематику государственной власти даёт утверждение о том, что этой категорией обуславливается возможность группы лиц или одной особы полностью контролировать деятельность общества. Следовательно, государственная власть – это не только единичное понятие, а целая система интересов, прав и обязанностей, органов, в лице которых категория фактически реализуется.
Признаки государственной власти
Чтобы понять функции и ключевые задачи органов исполнительного характера, следует ознакомиться с признаками государственной власти. В теории права обычно выдвигается большое количество разнообразных черт государственного управления. Однако наиболее распространёнными являются следующие:
- Государственная власть осуществляется при наличии субъекта, объекта и содержания правоотношений между ними.
- В законодательстве детально прописаны ключевые полномочия государственных органов.
- На практике задачи государственной власти реализуются максимально чётко и полно.
- В Российской Федерации, как и в иных странах, действует принцип разделения властей.
- В государстве власть легитимна. Лишь в этом случае она будет реализовать свои функции наиболее качественно.
Особенности принципа разделения управления в стране
Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации существуют лишь благодаря некогда созданному принципу разделения властей.


Исполнительная ветвь
Как мы понимаем, федеральные органы исполнительной власти состоят в структуре одноимённой ветви государственного управления. Она, в свою очередь, представляет собой систему отдельных полномочий, которые позволяют управлять делами страны. Помимо того, исполнительную власть также часто характеризуют, как систему органов, которые занимаются реализацией законодательства в целом и его отдельных норм. Эти ведомства существуют в виде целостной структуры, основанной по принципу подчинения, иерархичности. Чтобы разобраться, как действуют федеральные органы исполнительной власти, необходимо понять их правовую суть. Понять её не сложно.
Понятие структур исполнительной ветви
Федеральные органы исполнительной власти РФ – это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка. Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти России имеют свои особенные признаки, структуру, штат, а также исключительные полномочия. При этом их деятельность взаимосвязанна с иными ветвями государственного управления. Таким образом, федеральными органами исполнительной власти являются ведомства, структуры или же организации, отвечающие за исполнение действующего законодательства. Думаем, это понятно.

Признаки ведомств
Федеральные органы государственной исполнительной власти наделены рядом характеризующих признаков, которые нельзя встретить в иных официальных структурах. Таким образом, представленные в статье ведомства имеют следующие характерные черты:
- Исполнительные органы являются элементом центрального аппарата.
- Они имеют собственную структуру, которая может изменяться в зависимости от конкретного ведомства.
- Акты федеральных органов исполнительной власти распространяют своё действие на всю страну.
- Их образование происходит в установленном действующим законодательством порядке.
- В своей работе органы власти исполнительного характера реализуют специфические методы и способы регулирования общественных отношений.
- В соответствии с регулятивными нормами реализуют руководство в социально-культурной, экономической и административно-политических сферах.
Функции федеральных органов исполнительной власти
Как уже указывалось ранее, исполнительная власть реализует в своей работе ряд специфических задач и функций. Эти категории показывают качество и эффективность упомянутых в статье ведомств. Следует также отметить, что исполнительная власть является всецело независимой ветвью государственного управления обществом. Специфика её функций обусловлена тем, что вся структура, по сути, является методом непосредственной реализации публичных интересов. Это утверждение во многом подтверждается, если детально проанализировать акты федеральных органов исполнительной власти, в которых представлен особый порядок осуществления тех или иных специфических действий. В соответствии с этим суждением, можно выделить ряд ключевых функций:
- Правозащитная. Свидетельствует о том, что исполнительные органы реализуют на практике принцип соблюдения основных прав и свобод человека.
- Исполнительная. Позволяет исполнять Конституционные нормы РФ.
- Обеспечительная. Влияет на многие секторы общественной жизни. Благодаря ей нормально функционирует административно-политический, социально-культурный и хозяйственный сектор Российской Федерации. Именно обеспечительная функция отвечает за общее благосостояние населения державы.
- Функция обеспечения законности обуславливает существующий режим правопорядка.
Кроме того, в установленном законом порядке исполнительные ведомства могут издавать специальные нормативные акты, что свидетельствует о наличии нормотворческой функции. Полномочия федерального органа исполнительной власти той или иной направленности обуславливаются охранительной функцией всей ветви. В соответствии с её положениями, эти ведомства уполномочены применять различного рода меры юридического воздействия, в случае нарушения правового режима юридическими или физическими лицами. Таким образом, представленные функции во многом объясняют специфику деятельности исполнительной ветви власти в целом. Следует также отметить, что большой интерес представляет структура органов государственного управления. Она имеет характерные черты, во многом обусловленные федеративным устройством РФ.
Центральный исполнительный орган
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общее регулирование всей структуры этого вида государственного управления, является Правительство РФ. Согласно положениям конституции, это высший или же главный распорядительный, исполнительный орган России. В процессе своего функционирования структура реализует публичную политику государства в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В своей работе она подконтрольна исключительно Государственной думе или же парламенту. Такой подход имеет демократические начала построения управления в государстве. Потому что правительство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно может осуществлять непосредственную реализацию нормативных актов и отдельных норм действующего законодательства. Нормативное регулирование деятельности указанной структуры представлено в 6 главе Конституции России.

Полномочия Правительства России
Ранее было указано, что Правительство нашего государства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно способно реализовать публичную политику и законодательство государства. Помимо этого, структура имеет ряд иных достаточно интересных задач. Они, в свою очередь, проявляются в полномочиях, которыми наделено правительство. В соответствии с тезисом, можно говорить о том, что Правительство имеет следующие фундаментальные возможности:
- Непосредственно разрабатывать, а также предоставлять государственный бюджет РФ.
- Обеспечивать грамотное и единое проведение кредитной, денежной, экономической, культурной, экологической, здравоохранительной и социальной политики.
- Реализовать управление федеральной собственностью.
- Разрабатывать меры, которые обеспечивают государственную безопасность РФ, законность, реализацию прав и свобод человека.
В соответствии с действующим законодательством, Правительство имеет право создавать подзаконную базу. Она, в свою очередь, позволяет более точно реализовать правовой режим, который существует в Российской Федерации на сегодняшний день.
Структура органов исполнительной власти
Федеральные органы исполнительной власти, 2014 год для которых стал переломным, с точки зрения системной реорганизации, являются частью одной достаточно большой структурой. Классификация в этом случае осуществляется в зависимости от лица, непосредственно руководящего ведомствами. Следует отметить, что помимо Правительства существует также такой орган, как министерство. Федеральный орган исполнительной власти этого типа является структурированным. В его систему обычно входят службы, агентства и т. п. Что касается министерств, то они, как правило, относятся к правительству.

Итак, сегодня в Российской Федерации исполнительная власть представлена следующим образом:
- Министерства и службы. Ними руководит президент Российской Федерации. К числу подобных можно отнести Министерства внутренних, иностранных дел, обороны, юстиции, Федеральные службы безопасности, охраны и т. п.
- Ко второй группе относятся ведомства, непосредственно подчинённые Правительству России. Как правило, министерства находятся в составе центрального органа исполнительной власти. А более мелкие формирования (агентства и службы) входят в состав того или иного министерства. Сегодня существует большое количество подобных элементов Правительства. К ним можно отнести Министерства здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии, промышленности, транспорта, финансов и т. д.
- Достаточно интересными по своей сути формированиями являются службы и агентства, деятельность которых координирует президент. Они не входят в состав каких-либо министерств и являются совершенно самостоятельными ведомствами. На сегодняшний день подобных осталось всего пять: антимонопольная служба, служба государственной статистики, служба по надзору в сфере прав потребителей, служба по экологическому, техническому и транспортному надзору, а также агентство по делам национальностей.
- В Российской Федерации, учитывая её федеративное устройство, существуют территориальные федеральные органы исполнительной власти. Но они в своей деятельности подчиняются общенациональным, хотя в некоторых локальных вопросах наделены самостоятельностью.
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют собой достаточно интересную структуру, которая действует на основе децентрализации подчинения. То есть власть над всей исполнительной веткой разделена между президентом и Правительством России. Свои функции, представленные в статье, органы реализуют через собственные нормативные акты. Например, приказы федеральных органов исполнительной власти достаточно часто регулируют законодательные пробелы, что, безусловно, является крайне позитивным фактором.
Итак, в статье мы попытались разобраться, какие федеральные органы исполнительной власти существуют в России. В заключение следует отметить тот факт, что теоретические аспекты исполнительной власти нуждаются в доработке. Ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть качество и эффективность её непосредственной деятельности.
fb.ru