📌 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — это… 🎓 Что такое ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ?
порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному выборному органу, различаются монархическая и республиканская Ф.п. (см. Монархия, Республика.При монархической Ф.п. носителем и источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской — выборный орган.
На современном этапе развития общества и государства существуют монархии двух видов — дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная — у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность •перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Великобритания, Голландия, Швеция и др.
Современные республики можно разделить на два вида: президентские, особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные, для которых характерна довольно слабая власть президента. Особенностью парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.
Примерами президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия, США, парламентарной. — -Греция, Германия.
Промежуточным видом между парламентарной и президентской республикой является полупрезидентская республика (см. Республика смешанного типа. Такая республика существует во Франции, Португалии, Польше и ряде других стран.РФ — президентская республика. Согласно Конституции РФ президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в ГД, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией,назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы.
Марченко М.Н.
Энциклопедия юриста. 2005.
dic.academic.ru
Л. Р. Симонишвили. Формы правления. История и современность: учебное пособие
Форма правления, ее сущность и содержание никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они постоянно изменялись и развивались вместе с представлениями о них. Справедливо утверждение Л. Гумпловича, что «учение о различии государств или о государственном правлении является столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства»Чтобы убедиться в этом, достаточно указать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах правления. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы.
Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой правления, какие формы правления существуют, чем они отличаются друг от друга.
Один из величайших мыслителей античности – Платон (427–347 гг. до н. э.) – исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия[3].
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, вследствие испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свои формы.
Аристократия, способствующая появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип государства – господство наиболее сильных воинов, – может постепенно превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, – в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, может перерождаться в свою противоположность – тиранию. Это самая худшая форма правления, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие и обречены на бесправие широкие массы. Глава государства – тиран, захватывает власть от имени народа и как «ставленник народа».
Такой подход впоследствии был развит Аристотелем (384–322 гг. до н. э.).
При этом Аристотель впервые предложил соединить начала нескольких форм правления[4], сконструировав, таким образом, некое подобие модели организации государственной власти современных государств. Он, будучи сторонником народовластия в соответствии с законом (демократии), в то же время считал, что большинство народа должно обладать собственностью среднего размера (т. е., говоря современным языком, представлять собой сильный средний класс). В свое время мыслителю не удалось привести пример практики реализации данной конструкции. На сегодняшний же день примеры реального ее воплощения можно наблюдать в организации государственной власти США, Швеции, Финляндии и других стран. Разумеется, формы правления в перечисленных государствах гораздо сложнее, чем в рамках, очерченных Аристотелем для демократии, но в них выдерживается основной принцип: общенациональный консенсус и забота обо всех членах общества при наличии и богатых (или крепкого среднего класса), и очень богатых граждан.
Концепция относительно возможности соединения начал нескольких форм правления воедино впоследствии была детализирована Полибием (200–120 гг. до н. э.), считавшим смешанную форму правления наиболее оптимальной, а главным ее достоинством – взаимное сдерживание и противодействие друг другу составных ее элементов. Это в конечном счете позволило бы добиться надлежащей стабильности организации политического строя. Под «смешиванием» Полибий понимал совмещение, соединение основных начал и элементов трех правильных форм правления: царской власти (принцип власти одного), аристократии (принцип власти немногих) и демократии (принцип власти большинства).
В организации государственной власти некоторых современных стран довольно часто наблюдается смешение трех указанных форм. Так, можно отметить, что даже в США (классической президентской республике) президент – это избранный на четыре года «монарх», полномочия которого велики [6], Конгресс – это лучшие люди государства (по Аристотелю, лучшие всегда из богатых и знатных, т. е. аристократия), и наконец, выборы президента США, конгрессменов, сенаторов на федеральном уровне и других должностных лиц на местном уровне, в которых участвуют рядовые граждане, – это демократия.
На средневековую политическую мысль значительное влияние оказывала борьба монархов с церковью за политическое господство, причем власть священного престола рассматривалась выше власти земных монархов. Такое понимание публичной организации общества было заложено еще Аврелием Августином (Августином Блаженным) (354–430).
Папа Григорий VII в 1075 г. издал «Dictatus Рарае», в соответствии с которым только он один имел право распоряжаться знаками императорского различия, смещать монархов с престолов и освобождать подданных от присяги на верность, принесенной своему государю
Иоанн Солберийский (ум. в 1180 г.) выделял два вида королевской власти: монархическую и тираническую, единственным различием которых был способ осуществления политического господства. Так, добродетельный правитель должен основывать управление на законе, а не на своеволии. Поэтому справедливый самодержец имеет все основания пользоваться особыми привилегиями, способствующими осуществлению его прерогатив. В соответствии с данной теорией Бог может допускать деспотическую власть в государстве в качестве наказания за грехи народа, но подданные монарха имеют право свергнуть его с престола при условии, что они не состоят у него на службе и не связаны с ним клятвой. И. Солберийский вывел зависимость авторитета монарха от соблюдения им закона, который он обязан сохранять и соблюдать. Однако государь считается свободным от пут права не потому, что ему дозволена несправедливость, но потому, что он должен быть тем, кто почитает справедливость не из страха наказания, а из воли к правосудию. Исходя из этого, по мнению мыслителя, королевская власть несравненно выше человеческого права, но ниже божественного закона.
Следуя аристотелевской традиции, Фома Аквинский (1228–1274) также различал справедливые и несправедливые формы правления. К первым он относил монархию, аристократию и политик», а ко вторым – тиранию, олигархию и демократию. Аквинат продолжил традицию античности, осуществляя градацию единоличных моделей организации публичной власти через призму достижения общей цели правления. Так, монархическое государство управляется царем ради всеобщего блага, а тираническое – для удовлетворения личных прихотей венценосца. Во главу всех форм правления Ф. Аквинский ставил самодержавие как наилучшую из всех существующих моделей верховной власти в государстве. С его точки зрения, разумнее выбирать монархию, нежели другие плюралистические формы правления, в которых господствуют многие, а не один. Однако власть государя, по мнению философа, не абсолютна, ибо она подчиняется духовному авторитету священнослужителей, так как правители выполняют частные задачи спасения человеческих душ, а церковь – глобальные
Совершенно иной подход к анализу самодержавия предложил Марсилий Падуанский (1275–1343), считавший лучшей формой правления избирательную монархию[9]. Фактически он разработал средневековую теорию разделения властей между законодательствующим народом и исполняющим его волю монархом. Данные взгляды стали катализатором новых тенденций в политико-правовой мысли Средневековья, отвергающих господство церкви в государстве и впоследствии приведших к новому взгляду на организацию государственной власти, основанную на концепции разделения властей.
Яростным защитником светского идеала самодержавия стал и Данте Алигьери (1265–1321). Понятие «монархия» он отождествлял с империей, власть в которой обладает абсолютным верховенством в обществе. Он полагал, что такое самодержавие уже существовало во времена римского императора Цезаря Августа. Анализируя данную концепцию он выделил несколько принципов самодержавия’.
1) принцип светского государства, в котором власть монарха не зависит от власти церковного иерарха;
2) принцип справедливости. Его обеспечение более других возможно при самодержавной форме правления, так как императорская власть парализует клановую борьбу в государстве, поэтому не граждане существуют ради консулов и не народ ради царя, а наоборот, консулы ради граждан и царь ради народа;
3) принцип национализма, или господства знатнейшего и сильнейшего народа в империи[10].
На рубеже XV–XVI вв. Эразмом Роттердамским (1469–1563) была сформулирована идея просвещенного абсолютизма[11]. Он утверждал, что самую важную роль в становлении будущего правителя играет воспитание, особенно если монарх получает свою власть по наследству. Следовательно, в монархе необходимо развивать три главных качества: наивысшее могущество, наивысшую мудрость и наивысшую доброту.
Томас Гоббс (1586–1679), напротив, акцентировал внимание на источнике политической власти в обществе. Он различал три формы государства: монархию, аристократию и демократию, отличительным признаком которых служит количественный состав суверенов. Так, по мнению мыслителя, если правителем является один человек, тогда государство представляет монархию, если собрание всех, кто хочет править, – тогда это демократия или народоправство; а если верховная власть принадлежит собранию лишь части горожан – тогда это аристократия. Других видов государства не может быть, ибо верховную власть имеют или один, или немногие, или все[12]. Прообразом монархии, по мнению мыслителя, является патриархальная семья, которая постепенно эволюционирует в отеческое самодержавие. Но это не единственный способ становления единоличной власти, так как она может возникнуть и в результате завоевания. Как правило, господство военной силы приводит к деспотии[13].
В более поздний период Шарль-Луи Монтескье (1689–1755), рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – аристократии, честь – монархии и страх – деспотии.
В вопросе о первопричинах выбора государством той или иной формы правления значительный вклад принадлежит Джамбаттисте Вико (1668–1744), полагавшему, что форма правления опосредована природой управляемых людей. Так, по мнению мыслителя, к монархии склонны преимущественно народы, достигшие высокого уровня развития разума, поскольку единоличная власть возникает вследствие острых социальных противоречий, перед которыми бессильны республиканские учреждения[14].
Дальнейшее развитие монархические идеи получили в трудах классика немецкой философии Георга Гегеля (1770–1831), считавшего конституционную монархию венцом политического развития общества. В своей доктрине государственной власти он, отвергая теологическую концепцию самодержавия, вместе с тем отмечал, что суверенитет власти должен принадлежать государю, который на легальном основании может казнить и миловать. В его представлении государственная власть должна быть разделена на три ветви: царскую, законодательную и правительственную (исполнительную). Таким образом, верховенство монаршей власти не должно снижать значения иных политико-публичных учреждений, таких как правительство и парламент. В правительстве должны сочетаться полномочия судебной и полицейской юрисдикции, а в парламенте – интересы всех сословий государства[15].
Таким образом, начиная с античности и вплоть до европейских буржуазных революций в политико-правовой мысли в целом господствовали монархические идеалы в различных проявлениях (от самодержавия и абсолютизма и вплоть до конституционализма). Рубиконом в данном вопросе стал именно период буржуазных революций, заложивший основу концепций о достоинствах республиканской формы правления. На сегодняшний день на ней базируется американская правовая школа, достаточное распространение она получила на европейском континенте: во Франции, Германии и России.
Значительный вклад в развитие идей о сущности и видах форм правления внесла российская дореволюционная школа права. Так, в свое время Н.М. Коркунов (1853–1904) отмечал, что при республиканской форме правления все лица, участвующие в распоряжении властью, ответственны перед народом – от последнего избирателя до президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот – имеется безответственный орган власти, называемый монархом. Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере их функций[16]. Безусловно, объем и характер полномочий президента США и английской королевы несопоставимы. Президент пользуется большей властью, нежели королева. Однако президент ответствен перед народом и потому – не монарх. Английская же королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается монархом[17].
Аналогичной точки зрения придерживался и А.Ф. Кистяковский (1868–1920), отмечая, что юридическое различие между монархией и республикой нужно искать не в компетенции правительственной власти, а в ее организации, именно в юридическом положении носителя такой власти[18].
Это юридическое положение, с точки зрения ученого, может выражаться в выборности (в условиях республики) или наследственности (в условиях монархии) высших органов государства и самой государственной власти[19]. Выборность и наследственность как критерии деления форм правления государства на два главных вида органически сочетаются с такими признаками, как срочность пребывания у власти главы государства в республиках и бессрочность в монархиях.
Различное юридическое положение носителей власти как общий критерий классификации форм правления может выражаться в ответственности их перед народом, нацией, парламентом в республиках и безответственностью – в монархиях.
Классификация форм правления государства в зависимости от числа стоящих у власти, правящих, является одной из старейших и широко признанных в науке. Ее наличие отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса. При проведении этой классификации учитывается количественный критерий. Так, «если высшее распоряжение государственной властью принадлежит одному липу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем – то демократия», – писал Н.М. Коркунов[20].
Однако, руководствуясь только этим критерием, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами правления. Возникает вопрос: какая часть общества или правящих слоев должна стоять у власти для того, чтобы появилось основание называть такую форму правления аристократической республикой? И кого следует называть правящими? Ученый поясняет свою позицию, отмечая, что если в руках правителей сосредоточено все распоряжение государственной властью, а все другие учреждения являются лишь содействующими им или действующими по их полномочию, то под определение монархии как власти и правления одного лица подойдет только неограниченная, абсолютная монархия, так как в конституционной монархии парламент не содействует только монарху и не от него получает свои полномочия. Напротив, парламент, будучи самостоятельным органом и опираясь на полномочия, данные ему от народа, всячески ограничивает власть монарха. Если же под правящими разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не все распоряжение властью, а только функции исполнительной власти, тогда большинство республик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определение монархии[21].
thelib.ru
📌 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — это… 🎓 Что такое ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ?
порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.
При монархической Ф. п. источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской — выборный государственный орган. История и современность знают различные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.
На современном этапе развития общества и государства монархии бывают двух видов: дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная — у парламента. Однако парламент фактически подчиняется монарху.
Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства — символично. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция.
Различают два вида современных республик: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента, а также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.
К президентским республикам относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США и др., к парламентарным — Греция, Германия и др.
В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью Президента. Согласно Конституции РФ 1993 г., Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, назначает референдумы, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и т. д. (см.: Президент Российской Федерации). (М. М.)Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.
constitutional_law.academic.ru
📌 РЕСПУБЛИКА (форма правления) — это… 🎓 Что такое РЕСПУБЛИКА (форма правления)?
- РЕСПУБЛИКА (форма правления)
- РЕСПУБЛИКА (форма правления)
РЕСПУ́БЛИКА (лат. respublica, букв. — общественное дело), форма государственного правления (см. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ), при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государств мира являются республиками. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую республику). Особой разновидностью республики являлась советская республика. Законодательная власть (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ) в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту (см. ПАРЛАМЕНТ)).
Республика в составе Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) — вид субъекта Российской Федерации. Юридически и фактически республики обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации были образованы на национально-территориальной основе, являются преемниками автономных республик в составе РСФСР и соответственно СССР. Всего в Российской Федерации 21 республика, примерно четверть от общего числа субъектов федерации. Наименования республик отражают название коренной этнической группы, однако лишь в нескольких из них коренная национальность составляет по численности более 50 % населения. Республики имеют некоторые отличия от других субъектов федерации. Они принимают свою конституцию (остальные субъекты федерации — уставы), вправе устанавливать свои государственные языки, некоторые из них ввели республиканское гражданство.
Энциклопедический словарь. 2009.
- РЕСПУБЛИКА (информационно-издательский центр)
- РЕСПУБЛИКА НЕМЦЕВ ПОВОЛЖЬЯ
Смотреть что такое «РЕСПУБЛИКА (форма правления)» в других словарях:
форма правления — принцип организации государственной власти. Различают: монархические формы правления монархии и республиканские формы правления республики. * * * ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, конституционно правовой институт; организация государственной… … Энциклопедический словарь
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — комплексный конституционно правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений … Юридический словарь
Форма правления — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия … Википедия
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от… … Энциклопедический словарь конституционного права
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или… … Энциклопедия юриста
Форма правления — организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства. Основной Ф. п. эксплуататорских государств являются Монархия и Республика. Для… … Большая советская энциклопедия
Форма правления — система высших органов власти, определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти: главы государства, парламента, правительства, а также установленным порядком взаимоотношений между ними. Определяющим признаком… … Теория государства и права в схемах и определениях
форма правления — комплексный конституционно правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимо … Большой юридический словарь
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Определяющим признаком Ф.п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике,… … Политология: словарь-справочник
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА) — (от лат. respublica общественное дело) форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. это принцип… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Книги
- Конституционное право зарубежных стран: Учебник, Черкасов Александр Игоревич, Даны основные понятия конституционного права зарубежных стран (предмет, система и источники конституционного права). В сравнительном подходе проанализированы конституции этих стран (понятие и… Категория: Разное Издатель: Альфа-Пресс, Производитель: Альфа-Пресс, Подробнее Купить за 575 грн (только Украина)
- Конституционное право зарубежных стран: Учебник, Черкасов Александр Игоревич, Даны основные понятия конституционного права зарубежных стран (предмет, система и источники конституционного права). В сравнительном подходе проанализированы конституции этих стран (понятие и… Категория: Конституционное право Издатель: Альфа-Пресс, Подробнее Купить за 449 руб
- На обломках трона, Евгений Маурин, «При Робеспьере, особенно в последние месяцы его «царствования», террор дошел до апогея безумия. С падением Робеспьера террор пошел на убыль. Но обстоятельства сложились так, что лишь… Категория: Русская классика Серия: Приключения Аделаиды Гюс Издатель: Public Domain, Подробнее Купить за руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
dic.academic.ru
форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима
Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления.
Республиканская форма правления возникла в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика, V—IV вв. до н. э.; Римская аристократическая республика, V—II вв. до н. э.; города-республики: Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России и др.). Но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).
Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика. К ним относились — бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне.
Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, и африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 1960—70-е годы.
Вместе с тем надо иметь в виду, что форма правления отнюдь не унифицирует республики. Между ними существуют различия и в политическом, и в социальном, и в иных отношениях.
Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления.
Первой в истории человечества формой государственного правления считается Древневосточная монархия (причем организацию государственной власти в странах Древнего Востока — Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. называют еще «восточной деспотией»).
Древнеримская монархия также выступала в форме империи (I—III вв. н. э.). Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней стадии ее существования, стали образцом для подражания в средние века в государственности Франции, Германии, Испании и др.
В настоящее время на политической карте мира — 30 монархий: нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и одна — в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан. К теократическим монархиям кроме Ватикана, относят еще Саудовскую Аравию и Бруней (где глава светской и духовной власти — одно лицо).
Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий — конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.). Однако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.
Наряду с конституционными (парламентарными) на современной политической карте сохранилось еще несколько абсолютных монархии, где правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт и др.).
Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах монархов избирают на пятилетний срок.
Следует отметить также межгосударственное объединение — Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth).
Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия.
После второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии. Это около 50 стран с общей территорией более 30 млн км2 и населением свыше 1,2 млрд человек, расположенных во всех частях света.
Это крайне разнородные во многих отношениях страны: по политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессиональным особенностям.
Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.
В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества символом свободной ассоциации независимых государств — его членов».
Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка — официально именуются как «государства в составе Содружества».
Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства.
Высший орган Содружества — конференции глав-правительств.
В 1991 г., сразу после распада СССР, на карте мира появилось еще одно Содружество — Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое входят бывшие республики СССР (кроме государств Балтии).*
Форма государственного устройства. Важный элемент политической карты — административно-территориальное устройство государств. Оно непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.
Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную. Первая из них появилась значительно раньше.
Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.
Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.
Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие:
Подробная характеристика социально-экономической ситуации в Российской Федерации и других независимых республиках СНГ представлена во второй и третьей части настоящего пособия.
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;
- каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;
- в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц; Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их, по существу, можно рассматривать как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах).
Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конферерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США — 1787 г.).
В 1980-х годах почти повсюду в мире резко обострились проблемы межэтнических, межнациональных отношений и на этой почве, в некоторых случаях, внутри- и межгосударственные конфликты. Взрывной характер межнациональных отношений в последние годы наблюдается в нашей стране, а также в Югославии, Индии, Канаде, ЮАР и некоторых других федеративных государствах.
Однако это не относится, например, к Швейцарии, Австрии, Малайзии, Бразилии и иным федеративным странам. Так что дело не в самом федеративном принципе. Далеко не всегда такие ситуации возникают и из-за сложности национального (этнического) состава населения. Более того, межэтнические конфликты остро проявляются и в унитарных государствах, нарушая их монолитность. Примеров тому немало: Ирак, Эфиопия, Сомали, Кипр, Шри-Ланка, Испания, Великобритания (Ольстер) и т. д.
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе (т.к. последнее понятие — более широкое). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).
Справочные материалы:
Демократия — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами). 24
Тоталитаризм — одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, нацистской Германии и др.).
Диктатура (неограниченная власть) — осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим.
Диктатура пролетариата — власть, которая устанавливается в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Исторические формы: Парижская Коммуна 1871 г.; Советы, народная демократия.
Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции 1917 г., на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим. Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата (социалистические страны и страны народной демократии).
Авторитаризм — система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой.
К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.
Апартеид (расизм) — крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.
Геноцид (в международном праве одно из тягчайший преступлений против человечества) — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным или иным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп населения.
geographyofrussia.com
📌 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — это… 🎓 Что такое РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ?
- РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
понятие российского конституционного лексикона. Используется в ст. 1 Конституции РФ, которая гласит, что РФ — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с Р. ф. п. Означает принадлежность народу всей полноты власти в стране; избрание народом для осуществления государственной власти и власти местного самоуправления соответствующих органов; невозможность получения власти в порядке ее наследования либо захвата или присвоения власти. (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.
- РЕСПУБЛИКА
- РЕФЕРАТ
Смотреть что такое «РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ» в других словарях:
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА) — (от лат. respublica общественное дело) форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. это принцип… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — принцип организации государственной власти. Различают: монархическая форма правления монархии и республиканская форма правления республики … Большой Энциклопедический словарь
Форма правления — принцип организации государственной власти. Различают: монархическая форма правления монархии и республиканская форма правления республики. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от… … Энциклопедический словарь конституционного права
Форма правления — организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства. Основной Ф. п. эксплуататорских государств являются Монархия и Республика. Для… … Большая советская энциклопедия
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или… … Энциклопедия юриста
Форма государственного правления — Страны мира по формам правления: Синий президентские республики, полное руководство исполнительной властью президентом, президент является главой правит … Википедия
Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора
Монархия — Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия
Аргентина — Аргентинская Республика, гос во в Юж. Америке. В начале XVI в. территория совр. Аргентины была захвачена исп. завоевателями, которые дали вновь приобретенным землям название Ла Плата по принятому в то время общему названию р. Парана и залива Рио… … Географическая энциклопедия
constitutional_law.academic.ru
Основные формы правления
Под понятием «форма правления» понимается некая система организации и взаимодействий высших органов власти страны. Существует два вида систем: республика и монархия.
Слово «монархия» имеет греческое происхождение и дословно обозначает «власть одного» (единовластие). Для этой формы правления характерно сосредоточение (частичное или полное) власти в руках одного человека – главы страны (шаха, императора, короля, царя и т.п.). Как правило, власть передается при такой системе по наследству.
Для абсолютной монархии характерно единовластие главы страны. В этом случае правитель – единственный суверен власти, он самостоятельно издает законы, вершит суд, назначает правительство. Сегодня такую форму правления можно наблюдать только в некоторых странах: ОАЭ, Катаре, Омане, Брунее, Саудовской Аравии.
Конституционная монархия имеет несколько другие черты. Для этой формы правления характерно определенное ограничение власти главы государства. Как правило, это ограничение отражено в Конституции. Развивается конституционная монархия в условиях формирования буржуазного общества.
В соответствии со степенью ограничения власти определяют две формы правления: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархия предусматривает сохранение исполнительной власти за монархом. У главы страны сохраняется также право на формирование правительства, роспуск парламента и наложение вето.
Для парламентской монархии характерно разделение властей. Формирование правительства происходит за счет представителей от партии (либо от нескольких партий) большинства. Для этой формы правления характерно также наличие ответственности правительства не перед монархом, а парламентом.
Среди стран с парламентской монархией следует выделить Великобританию, Швецию, Японию, Испанию и прочие.
Республиканская форма правления характеризуется выборностью государственного главы. Понятие «республика» дословно трактуется как «общественное дело». При такой системе государственного управления в качестве источника власти выступает народ. Республиканская форма правления сформировалась впервые в 5-4 веках до н. э. в Афинах.
В соответствии с методом организации и взаимодействия ветвей государственного управления, различают три вида республики.
Первая, президентская форма правления характеризуется тем, что президент – это одновременно глава и в государстве, и в правительстве. В этом случае обычно такая должность, как премьер-министр, не предусмотрена. Для этой системы характерна также выборность президента. Глава государства обладает рядом полномочий. В первую очередь, он может формировать правительство, которое перед парламентом не ответственно. При данной форме правления отмечается жесткое разделение власти. Такая система государственного управления существует, в частности, в США.
Республика может быть также парламентской. В этом случае парламент обладает всей верховной властью в государстве. Президент обычно в таких условиях имеет власть чисто символическую и не обладает существенным влиянием на политическую жизнь в стране. Парламент при этом избирается народом. Правительство же образуется из представителей коалиции или партии большинства в парламенте.
Существуют также и нетипичные формы правления в государстве. К таким системам относят монархическую, полупарламентскую, полупрезидентскую республику, республиканскую монархию.
Для смешанных республик характерно наличие черт как парламентской, так и президентской системы государственного управления. Такая форма целесообразна и эффективна при условии, что парламентское большинство и глава государства придерживаются одного политического направления, а не противоположного.
fb.ru