Формы профессионального образования – Виды профессионального образования в РФ :: BusinessMan.ru

Формы профессионального обучения

ВВЕДЕНИЕ.   

   Профессиональное обучение определяется, как процесс подготовки обучающихся для специализации по какой – либо определенной профессии. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности.

   Профессиональное обучение является важнейшей частью развития навыков и умений.

    Ниже будут рассмотрены основные методы профессионального обучения, которые используются в настоящее время как в высших учебных заведениях, так и в профессионально-технических училищах. 

 

Глава I. Основные понятия профессионального обучения

   Профессиональное обучение – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах государства, личности и общества, при этом должны соблюдаться определенные государственные стандарты.

   Большое внимание исследованию понятия профессионального обучения уделено психологий. Известными психологами профессиональное образование рассматривается в контексте культуры и гуманизации образования.

   Проблема профессионального обучения многоаспектна, существуют различные теории и направления, пытающиеся дать понятие профессионального образования.

   В контексте идей психологии и педагогики, можно сказать, что общей чертой профессионального образования является внимание к возможностям саморазвития личности, его социальной адаптации в профессиональной деятельности.

   Профессиональное обучение представляет собой процесс овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков по конкретным профессиям с получением результата. Понятие «профессиональное образование» отличается от понятия «профессиональная подготовка». Различие состоит в том, что профессиональная подготовка осуществляется в целях подготовки к выполнению определенного вида работы, а профессиональное образование сопровождается повышением общеобразовательного уровня обучающихся. Результатом профессионального обучения является обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

   Профессиональное образование реализуется через систему входящих в систему профессионального образования учреждений. Сущность системы профессионального образования заключается в реализации системой профессионального образования трех важнейших функций: социокультурной, образовательной и экономической. Все выше перечисленные функции имеют важное значения для системы профессионального образования. В современных условиях сущность системы профессионального образования в основном определяется экономической функцией. Экономическая функция заключается в систематической подготовке квалифицированных кадров для рынка труда. 
Максимальное удовлетворение общественных потребностей в образовательных услугах также составляют сущность системы профессионального образования. 
   Сущность современного профессионального обучения должно составлять так называемое «опережающее образование» относительно уровня развития производства. В этих условиях усиливается роль системы дополнительного профессионального образования. Система дополнительного профессионального образования дает возможность учащимся пройти переподготовку и получить вторую профессию. Эффективно система дополнительного профессионального образования развита в филиале Московского государственного индустриального университета. Студенты, обучаясь по очной форме обучения, могут, начиная с третьего курса записаться на курсы переподготовки и получить дополнительную специальность. Таким образом, заканчивая вуз студент получает не один, а два диплома. Успешно прошли дополнительную переподготовку студенты специальности «Автомобиле – и тракторостроение», получив дополнительную специальность «Производственный менеджмент».  

Основной целью профессионального образования является профессиональное развитие личности. Адаптация специалиста к условиям конкретного производства достигается в процессе прохождения производственной практики.

1.2 Характеристика профессионального обучения

   Термин характеристика профессионального обучения можно рассматривать, применительно к образованию разных уровней. Отдельную структуру имеет характеристика профессионального образования на начальном этапе становления. Это профессионально-технические училища, характеризующиеся, как кузница рабочих кадров различных специальностей. Система среднего профессионального обучения имеет свою характеристику профессионального образования, как учреждения, подготавливающие специалистов среднего звена на производстве – техников, мастеров, технологов.

   Поговорим о характеристике высшего профессионального образования. Примечательно, что Федеральный закон «О высшем послевузовском профессиональном образовании» 1996 года заменил понятие уровень высшего профессионального образования на ступень высшего профессионального образования. Следовательно, характеристика профессионального образования высшей школы является ступенчатой, многоуровневой. Ступени высшего образования расположены в порядке возрастания сроков их освоения.               

   Ступенчатая характеристика профессионального обучения дает возможность студенту достигнуть определенной ступени, последовательно переходя с одной на другую. Такая формулировка делает ненужным и необоснованным установление счетной последовательности ступеней: первая, вторая, третья и т.д. Первая по счету ступень для выпускника, реализовавшего свое право на непрерывное освоение программы, может оказаться второй по счету для лиц, осваивающих программу поэтапно, по ступеням. Основная характеристика профессионального образования в этом случае состоит в различии ступеней по различным квалификациям выпускников, получивших соответствующее высшее профессиональное образование. Такая характеристика профессионального образования условно разделяет термины многоуровневого образования на следующие подгруппы:

-преемственные  образовательные программы и  государственные образовательные  стандарты различного уровня  и направленности,

-образовательные  учреждения различных организационно-правовых  форм, типов, видов,

-органы  управления образованием и подведомственные  им учреждения и предприятия.

   Многоуровневость, как характеристика профессионального образования, является одним из условий вхождения отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство.

   И в заключении отметим, что в качестве основной методологической идеи многоуровневой профессионально-педагогической подготовки выступает такая характеристика профессионального образования, как непрерывное образование, которое с формальной точки зрения рассматривается как структурная характеристика многоуровневой подготовки.

1.3 Направленность профессионального обучения

   Направленность профессионального обучения представлена формулированием четырех основных идей (направлений), соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов – его «потребителей»: личности, общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации, демократизации, опережающего образования, непрерывного образования.  При этом, идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование.

   В свою очередь каждая идея развивается, конкретизируется в совокупность принципов развития профессионального образования. Причем, эти совокупности выделены в каждом случае по вполне определенным основаниям классификации. В свою очередь, каждому принципу соответствует совокупность условий его реализации, также построенных по определенной классификации с вполне конкретным основанием.

   Таким образом, исходя из того, что профессиональное образование (ПО) направлено на удовлетворение потребностей четырех субъектов/объектов (заказчиков и потребителей образовательных услуг): личность; общество, государство; производство; система ПО, основными идеями, направлениями развития системы ПО будут соответственно являться:

  1. Гуманизация профессионального образования (направленность на личность)

  2. Демократизация профессионального образования (направленность на общество, государство)

  3. Опережающее профессиональное образование (направленность на производство)

  4. Непрерывное профессиональное образование (направленность на систему ПО).

  Развитие по каждому из четырех направлений должно осуществляться в соответствии с перечисляемыми ниже принципами, для реализации которых необходимо выполнение соответствующих условий. Иерархия направлений, принципов и условий обусловливает структуру изложения системной теории развития профессионального образования.

Глава II. Основные формы профессионального обучения

2.1Урок — основная форма теоретического обучения в профессиональном училище

   Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть учебного процесса, отражающая компоненты этого процесса: содержание, методы, формы организации учебной деятельности, этапы усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний.

   Повышение эффективности урока в современных условиях связано с необходимостью глубже приникнуть в природу урока. И на этой основе вывить особенности этой формы организации обучения.

    В настоящее время в практике ПТУ урок из основных формы обучения превратился в единственную, существующую в строгом соответствии с учебным временем, определенным твердым расписанием и лишь дополненную другими формами, осуществляемыми вне расписания (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация).

    Признавая урок как основную, но не единственную форму организации занятий в ПТУ, необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в отношении этой категории. Это неправомерное отождествление урока как организационной формы с классным занятием. С частью, отрезком, звеном самого процесса обучения. Урок — это, прежде всего целостная система. Включающие компоненты процесса обучения: характер целей. Содержание, методы (приемы) и средства, стиль взаимодействия между обучаемым и обучающим. С совершенствованием каждого отдельного элемента меняются функции урока. Его структура, роль и место в учебном процессе.

   Таким образом, несмотря на всю сложность понятия « урок, считаем наиболее полно сущность определенная этой дидактической категории, отражает следующая трактовка.

    Урок — это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава преподавателей и учащихся, систематически применяемая (в определенной отрезок времени) для коллективного индивидуального решения задач образования, воспитания и развития. Неразрывно с этим определением связаны и такие понятия. Как типология уроков, структура уроков.

   Типология уроков, в процессе обучения решаются различные учебные и воспитательные задачи. Поскольку урок является основной формой организации обучения, то возникает необходимость упорядочения многообразия уроков.

   В педагогической литературе встречаются различные подходы в решении этой проблемы. Одни авторы выделяют типы уроков в зависимости от дидактических целей, этапов обучения и видов деятельности. При этом называют от 3-18 типов уроков. Другие вводят понятие — вид урока. Основанием для определения вида урока является ведущий метод организации деятельности учащихся. Поскольку способов организации деятельности множественно, то и видов урока можно выделить множество. Например:

-урок — лекция 

-урок — беседа

— урок-экскурсия 

-самостоятельная  работа 

— лабораторная  работа 

— решение задач  и т.д.

   При такой классификации, хотя и можно судить о методе. С помощью, которого педагог организует деятельность учащихся, но неясно, какие дидактические задачи он при этом решает. Кроме того при таком подходе к классификации уроков очень трудно выделить общие характеристики уроков в большом их многообразии.

   В зависимости от цели организации выделяют четыре типа уроков

1. Уроки усвоения  нового материала;

2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков

3. Уроки контроля  и коррекции знаний, умений, и  навыков

4. Комбинированные  уроки

   В зависимости от характера деятельности преподавателя и деятельности учащегося уроки делят на виды. Так, например, для первого типа уроков выделяются следующие виды:

-урок-лекция 

— урок — беседа 

— киноурок

— телеурок

— теоретический или практический

— самостоятельная  работа

— урок смешанный 

Для второго  типа:

-урок самостоятельная  репродуктивная работа (устная, письменная)

-лабораторная  работа

-практическая  работа 

-экскурсия 

— семинар 

— обзорная лекция 

— конференция

— итоговый киноурок

— обобщающая самостоятельная работа

— коллективный анализ учебного материала

— контрольная  работа

Для третьего типа:

— устный опрос  (фронтальный, индивидуальный, групповой)

-письменные

-зачет

-контрольная  (самостоятельная работа)

-смешанный (сочетание первых трех видов)

   В урок комбинированного типа входят основные виды всех четырех типов уроков. 
 

Структура урока

   Самым главным показателем любого предмета, процесса является структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие сторон, частей, элементов явления, предмета, процесса как целого.

stud24.ru

«Организационные формы профессионального образования»

«Организационные формы профессионального образования»

-развитие познавательного интереса студентов к профессиональной деятельности

Сетевое взаимодействие (отраслевой ресурсный центр по подготовке высококвалифицированных рабочих для работы на высокоточном оборудовании)

-увеличение количества студентов, получивших дополнительное образование, прошедших переподготовку, повышение квалификации;

-увеличение количества человек, получивших повышенные разряды;

-динамика увеличения человек, освоивших современное оборудование;

-развитие наставничества;

-стажировки

Самостоятельная работа

-умение обучающихся ориентироваться в потоке информации и выделять главное;

-умение обучающихся четко формулировать проблему, критически

оценивать ее решение;

-умение обучающихся формулировать собственную позицию и ар-

гументировать ее;

-повышение самодисциплины, самоконтроля и ответственности студентов

Модульное обучение

-развитие у обучаемых критичности мышления и творческого подхода к познанию;

-формирование навыков самообразования и самоконтроля;

-активизация и мобилизация ресурсов личности обучаемого;

-обучение критическому мышлению

Учебные экскурсии

-формирование практических умений и навыков;

-усиление интереса к осваиваемой специальности; -повышение мотивации к обучению;

-формирование и развитие общих и профессиональных компетенций студентов

Дуальное обучение (элементы)

-высокий % трудоустройства;

-максимальное приближение обучения к запросам производства;

-разносторонне профессиональное образование студентов;

-анализ уровня профессиональной подготовки студентов руководителем структурного подразделения предприятия

Факультативные занятия

-увеличение количества студентов, занявших призовые места в конкурсах, олимпиадах, чемпионатах;

-динамика учебных достижений учащихся по учебным предметам;

-стабильность роста профессиональных компетенций обучающихся;

-оригинальность образовательных продуктов обучающихся;

-владение обучающимися новыми способами деятельности;

Участие в чемпионатах (WSR)

-увеличение количества студентов, принявших участие в чемпионатах разных уровней;

-увеличение количества студентов, занявших призовые места в чемпионатах разных уровней;

— высокий уровень учебных и внеучебных достижений, мотивации и социализации студентов

Курсовое и дипломное проектирование

-усиление творческой и исследовательской работы студентов;

-реализация практических навыков переработки, анализа и обобщения информации;

-изучение и применение на практике метода проектов;

-размещение опыта исследовательских работ в сети Интернет

Дистанционное обучение (вебинары, видеоконференции, электронные курсы и др.)

-рост ИКТ-компетенций студентов;

-рост интереса к участию в дистанционном образовании со стороны участников образовательного процесса;

-полезность и практическая значимость для обучаемых;

-динамика степени вовлечения в учебно-воспитательный процесс участников образовательного процесса;

-владение современными образовательными технологиями и методиками

Лабораторно-практические занятия

-закрепление, расширение и углубление ранее полученных знаний, навыков, умений студентов;

-развитие творческого отношению обучающихся к выполнению и оформлению работы;

-рост степени самостоятельности студентов при использовании технологической документации, правильных приемов работы;

-демонстрация умения решения ситуационных задач

Проблемное обучение

-формирование у студентов навыков выявления и решения проблем;

-развитие самопознания и самосовершенствования;

-умение анализировать результативность, прогнозировать последствия

Учебные конференции

-рост числа победителей и призеров конференций различного уровня;

-трансляция инновационного опыта;

-публикации;

-высокий уровень учебных и внеучебных достижений, мотивации и социализации студентов

Интерактивные методы обучения

-активное включение каждого обучаемого в процесс усвоения учебного материала;

-повышение познавательной мотивации;

-обучение навыкам успешного общения;

-развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

-воспитание лидерских качеств;

-умение работать с командой и в команде;

-умение принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Олимпиады профессионального мастерства

-увеличение количества студентов, принявших участие в олимпиадах профессионального мастерства разных уровней;

-увеличение количества студентов, занявших призовые места в олимпиадах профессионального мастерства разных уровней

Тренинги

-повышение результативности учебного процесса;

-наличие тесной обратной связи для корректировки и выбора обучающих технологий;

-повышение активности обучающихся в процессе обучения

infourok.ru

Конспект по технологии по теме » Виды и формы получения профессионального образования » ( 10 класс)

Урок № Дата

Тема: Виды и формы получения профессионального образования

( Технология , 10 класс)

Цели : Образовательная :

Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания обучающихся.

Познакомить с видами и формами получения профессионального образования.

Научить учащихся обосновывать выбор типа образовательного учреждения и формы обучения в соответствии с индивидуальным образовательным запросом в конкретных жизненных ситуациях.

Развивающая : развивать мышление , умение выстраивать логические цепочки .

Воспитательная : воспитывать ответственность , серьезность в подходе выбора профессионального пути .

Оборудование : ММУ , презентация , иллюстрации .

Тип урока: комбинированный .

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний .

3.Мотивация . Целеполагание .

Вопросы :

— Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?

— Чем профессиональное образование отличается от общего?

— Чем отличаются друг от друга перечисленные вами образовательные учреждения?

Выводы:

— для того чтобы получить ту или иную профессию, прежде всего необходимо

соответствующее образование;

— общее образование ставит задачу формирование общей культуры личности, ее адаптацию к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

— профессиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности.

4. Изучение нового материала

Виды образования :

— Общее образование, которое получают в школе

— Профессиональное образование для получения профессии

Профессиональное образование — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Основными виды профессионального образования, существующие в РФ :

1.Начальное : профессиональные училища

2. Среднее : средние специальные учебные заведения колледжи. техникумы, училища

3. Высшее : высшие учебные заведения институты, университеты, академии

4.Послевузовское : аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура высших учебных заведений

Начальное профессиональное образование

— имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Приобрести его можно в образовательных учреждениях начального профессионального образования

Среднее профессиональное образование

— служит для выполнения профессиональной деятельности специалиста средней квалификации ( среднего звена ) в различных областях.

Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования

Высшее профессиональное образование

— необходимо для высококвалифицированного, преимущественно умственного, труда в различных областях.

Получить его можно в высших учебных заведениях. Имеющих государственную аккредитацию ( университеты, академии, институты )

В вузы принимаются лица, имеющие полное среднее образование.

Ступени высшего образования в РФ :

— Бакалавр – не менее 4 лет 

— дипломированный специалист – не менее 5 лет, 

— магистр – не менее 6 лет. 

Послевузовское профессиональное образование

— предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования в аспирантуре, ординатуре , адъюнктуре и докторантуре, создаваемых в высших учебных заведениях .

Аспирантура — основная форма подготовки в России научных и научно — педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях. Аспиранты сдают вступительные экзамены в аспирантуру и готовят диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет. В заочной форме – четырех лет.

Ординатура клиническая – одна из форм повышения квалификации врачей.

Адъюнктура — одна из форм подготовки научных и научно — педагогических кадров в Вооруженных Силах РФ, аналогична аспирантуре в гражданских вузах и НИИ.

Докторантура – подготовка научно — педагогических кадров высшей квалификации. Докторант готовит и публично защищает диссертацию на ученую степень доктора наук, которая в определенном порядке присваивается тем. Кто уже имеет степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Формы получения образования

1.В образовательном учреждении :

— очная,

— очно-заочная (вечерняя),

— заочная;

2.Формы семейного образования

3.Самообразование

4.Экстернат

Допускается сочетание различных форм получения образования.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

— профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;

— состояние материально-технической базы обучения;

— программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;

— качество преподавательских кадров;

— финансовое обеспечение;

— качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;

— приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;

— конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе

Динамическая пауза .

Задание :

— Составьте самостоятельно определение понятия “рынок образовательных услуг”.

При этом используйте, так называемый “лингвистический конструктор” : слова и словосочетания не могут использоваться дважды ; можно добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

Система

Население

Образовательные услуги

Предлагаемые

Образовательные учреждения

Определенная территория

Рынок образовательных услуг – система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на определенной территории

6.Закрепление материала

Беседа по вопросам:

— Какое образование необходимо, чтобы получить профессию “столяр”?

— Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?

— Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?

Вывод : разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).

— Проанализируйте варианты получения профессионального образования, исходя из конкретных жизненных ситуаций, а также особенностей и устремлений отдельного выпускника :

— Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?

— По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?

— Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?

7.Подведение итогов . Выставление оценок .

8.Рефлексия .

9.Домашнее задание.

1.Рассмотрите несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализируй их, выявив плюсы и минусы каждого. Укажите , какой из вариантов вы считаете оптимальным и обоснуйте свой выбор .

infourok.ru

«Виды и формы получения профессионального образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«САКСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПЛАН УРОКА № 56 (20)

Тема программы Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования

Тема: Виды и формы получения профессионального образования.

Цель: Формирование представления о типичных ошибках

при выборе профессии; развитие логического мышления; воспитывать

пробуждение интереса к осознанному профессиональному

самоопределению.

Задачи: Изучить рынок труда, виды и формы получения профессионального

образования.

Тип урока: комбинированный

Формы организации занятия: групповые и индивидуальные

Методы: преобладание активных методов — активизация творческого

мышления, проблемный.

Оборудование: учебник, тетрадь.

На доске: «Если ты не знаешь куда плыть, то ни один ветер не будет тебе попутным». Сенека

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация.

В кабинет заходит в образе уставшего бухгалтера (старые счёты, очки, шаль), садится за стол с кипой бумаг и начинает считать. С утомленным видом считает, затем резко отодвигает счёты со словами: «Не моё это!»

Я хочу начать занятие со стихотворения Юрия Левитанского

«Каждый выбирает за себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Вот и перед вами стоит выбор- выбор будущей профессии. Этот выбор для вас очень актуален – вы на пороге взрослой жизни. И важно не ошибиться, ведь выбирая себе профессию, можно допустить ряд ошибок и долго об этом сожалеть.

III Сообщение темы и цели

Разобраться с этим нам поможет тема сегодняшнего зянятия: Виды и формы получения профессионального образования».

IV Повторение ранее изученного

Давайте вспомним, что такое «профессия»? (студенты высказывают свои версии), затем открывается

А что для вас является мотивом при выборе профессии? (студенты высказываются). Вы помните, как важно не ошибиться! Статистическая справка: безработица среди специалистов в 3 раза ниже, чем безработица среди молодёжи, потому что учатся на одну профессию, а ищут работу по другой.

Однако, прежде, чем делать выбор, неплохо бы знать ситуацию на рынке труда.

V. Самостоятельная работа в группах. (Сбор информации о рынке труда – было задано домашнее задание)

Подготовить информацию о рынке труда, определить выступающего.5 мин.

Слушаем выступающих 5 мин.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

«Но существуют типичные ошибки при выборе профессии. Давайте их разберём».

« А теперь постараемся закрепить это в памяти» (работа в группах по карточкам -5 мин)

Карточка 1.

Девушка поступила в педагогический колледж: хочет работать учителем начальных классов, как её любимая учительница. В тоже время, она по характеру очень замкнута, не любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает одиночество. Может ли эта девушка стать хорошим педагогом? Какую ошибку она допустила?

—————————————————————————————

Карточка 2

Витя давно увлекался техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По физике имел отличные и хорошие оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный институт. Но после окончания 9 классов его друг уговорил его поступить в ПУ по профессии портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя?

Карточка 3

Андрей мечтал стать военным моряком. Когда его дядя – офицер подводной лодки – приезжал в отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы. В школе Андрей учился хорошо, но у него часто кружилась голова и наблюдалась одышка. О своём недомогании он никому не говорил. С врачами не консультировался. Какую ошибку может допустить Андрей?

Карточка 4

Юноша 17 лет выбрал профессию следователя и собирается поступить в школу полиции по совету друга, который хочет работать полицейским. Юноша имеет сниженное зрение и часто болеет. Занимался в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия следователя этому юноше?

—————————————————————————————

«Молодцы. А теперь давайте рассмотрим виды и формы получения профессионального образования». Работа с учебником, рассмотреть таблицу, обсудили.

Прочитайте на стр.180 «Ступени высшего образования»

Запишем в тетради формы получения образования:

Очная – заочная — дистанционная

Дневная

Вечерняя

VI Индивидуальная самостоятельная работа (закрепление материала)

(работа разного уровня сложности)

На оценку «3» Представить виды и формы получения профессии «учитель»

На оценку «4» Определить цели и задачи профессиональной деятельности

дизайнера интерьеров.

На оценку «5» Раскрыть содержание основных компонентов процесса

профессиональной деятельности врача (специализация – по выбору).

VII. Окончание урока (рефлексия)

Синквейн.

Закончить урок хочется словами Э. Асадова

(…Подход к проблеме всё-таки один:

Желание – это максимум возможностей,

А не желание – множество причин»

VIII. Домашнее задание

infourok.ru

13.4. Формы непрерывного профессионального образования

Непрерывное образование — процесс роста образовательного (об­щего и профессионального) потенциала личности в течение жиз­ни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям лич­ности и общества.

Непрерывное профессиональное образование основывается на концепции профессионального становления личности. В профес­сиональном становлении как целостном процессе можно выде­лить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, орга­нично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях.

Есть все основания утверждать, что положение о непрерывном образовании — одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение — обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обнов­ления, развития и самоактуализации каждого человека на протя­жении всей профессиональной жизни.

Основываясь на этих исходных позициях, определим цель, за­дачи и формы непрерывного профессионального образования.

Цель — удовлетворение потребности личности в развитии, са­моразвитии, самоактуализации и реализации себя в профессио­нальной жизни.

Задачи непрерывного образования:

– формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карье­ры;

– обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;

– обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;

– формирование новых сценариев профессионального разви­тия и адекватных им репертуаров профессионального поведения.

283

Непрерывное профессиональное образование

Базовое (формальное) профессиональное образование

Начальное

Среднее

Высшее

Неформальное

Неформальное

Последипломное

Дополнительное

Стажировка

Повышение квалификации

Второе базовое

(параллельное)

Адаптационное

Переподготовка

Образование на заказ

Событийное образование

Рис. 14. Формы непрерывного профессионального образования

Рассмотрим основные формы непрерывного образования.

Непрерывное профессиональное образование (continuousvocationaleducation—CVE) — сопровождающее профессиональное станов­ление личности, включает совокупность преемственных образо­вательных программ начального, среднего, высшего, последип­ломного и дополнительного профессионального образования. На рис. 14 изображена схема образовательного пространства России.Дополнительное и последипломное образование (advancedvocationaleducation—AVE) относятся к взрослым и включают формальное, неформальное и информальное образование.

Формальное профессиональное образование осуществляется в об­разовательных учреждениях по лицензированным программам.Неформальное образование включает в себя повышение квалифи­кации, переподготовку и подготовку специалистов в институтах повышения квалификации, в отделах развития персонала на пред­приятиях и организациях, так называемое корпоративное и внут­рифирменное обучение.

284

Информальное образование — это попутное обучение в ходе вы­полнения деятельности, имеющей иную цель, не образователь­ную. Общение с окружающими, чтение и восприятие информа­ции средств массовой коммуникации в течение всей жизни обо­гащают человека новыми знаниями, умениями, способами мыш­ления, формами поведения, практическими действиями. Инфор-мальное образование происходит также в процессе активного ос­воения профессиональной деятельности на стадиях профессио­нальной адаптации, т.е. адаптивное научение.

Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супер-визорства. Необходимость этой формы последипломного образо­вания обусловлена тем, что профессионально-образовательные программы учебных заведений не ориентированы на подготовку специалистов для конкретного учреждения, предприятия и орга­низации. Основная функция адаптационного образования — оз­накомление с условиями и режимом труда, ориентировка в про­странственно-технологической среде, приобретение опыта выпол­нения нормативной профессиональной деятельности.

Супервизорство представляет систему социально-профессио­нальной помощи и психологической поддержки молодых специа­листов (адаптантов). Основная цель супервизорства — сокраще­ние сроков социальной и профессиональной адаптации выпуск­ников профессиональных учебных заведений в трудовых коллек­тивах, приобретение ими профессионального опыта и достиже­ние качественных и количественных показателей квалифициро­ванных специалистов.

Повышение квалификации, обусловленное постоянным обнов­лением техники и технологии производства, осуществляется с от­рывом и без отрыва от работы. Оно выражается в формах профес­сионально-образовательных программ, реализуемых на курсах повышения квалификации при службах развития персонала и в институтах повышения квалификации.

Повышение квалификации — важное звено последипломного профессионального образования специалистов, стимулирующее их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обес­печивает социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда.

Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и переподготовки специалистов из-за смены профессии, специальности или длительного вынужденно­го перерыва в работе. Оно направлено на получение новой или смежной профессии в профессионально образовательных центрах или вузах. Назначение параллельного профессионального обра­зования — расширение возможностей трудоустройства специали-

285

ста, повышение его профессиональной мобильности и конкурен­тоспособности.

Событийное образование — попутное образование человека в течение всей его жизни. Это непреднамеренный, нормативно не­организованный процесс переживания событий жизни, взаимо­действия с окружающими, живой и неживой природой, социаль­но-профессиональным окружением, средствами массовых комму­никаций. События, приобретая личностный смысл, побуждают че­ловека к принятию важных, подчас судьбоносных решений, акту­ализируют рефлексию прошлого и настоящего, стимулируют лич­ностное и профессиональное развитие. Есть все основания рас­сматривать жизненные события как разновидность информаль-ного образования — важного фактора формирования образован­ности человека. В результате событийного образования возника­ют жизненный опыт, социально-профессиональная компетент­ность, социально-нравственная направленность: мотивы, отноше­ния, ценности, ментальность.

Значимость развивающей, духовно-нравственной сущности событийно-деятельностного образования исследовал казанский психолог Л.М.Аболин1.

Непрерывное профессиональное образование необходимо рас­сматривать с позиции его психолого-педагогических компонен­тов: целевых ориентаций, мотивации обучающихся, доминирую­Т а б л и ц а 30

Психолого-педагогические составляющие (компоненты) непрерывного профессионального образования

Психолого-педагогические компоненты

Формы непрерывного образования

Формальное

Неформальное

Информальное

Целевые ориентации

Учебно-профес­сиональная ква­лификация по специальности

Повышение ква­лификации, со­вершенствование профессиональ­ной подготовки и переподготовки

Социально-профессиональ­ное развитие и личностный рост

Мотивация обучающихся

Получение ба­зовой специаль­ности, социаль-но-профессио-нальное развитие

Профессиональ­ное совершенст­вование, профес­сиональный рост и карьера

Социально-профессиональ­ная адаптация, самообразо­вание

1Аболин Л.М. Развитие духовно-нравственной личности в учебно-событий­ной деятельности // Мир психологии. — 2005. — № 1.

286

Окончание табл. 30

Психолого-педагогические компоненты

Формы непрерывного образования

Формальное

Неформальное

Информальное

Тип обра­зования

Нормативно ор­ганизованное в соответствии с ГОСами обра­зования

Контекстно-ком-петентностное образование

Социально-профессио­нальное научение

Ведущая дея­тельность образования

Учебно-профес­сиональная дея­тельность

Профессиональ-но-образователь-ная деятельность

Интегрирован­ная событийно-образователь­ная деятель­ность

Результаты образования

Систематизиро­ванные знания, умения, базовые компетентности, ключевые ком­петенции, соци-ально-личност-ные качества

Социально-про­фессиональная компетентность, метапрофессио-нальные качества

Социально-профессио­нально значи­мые качества, саморазвитие и самоактуали­зация

щего типа образования, ведущей профессионально-образователь­ной деятельности (и ее структурных единиц) и результатов обра­зования. В табл. 30 отражены основные структурные составляю­щие непрерывного образования.

Непрерывное профессиональное образование — важное усло­вие полноценного профессионального становления личности. Сценарии профессионального становления индивидуальны, их вариативность зависит от социально-экономической ситуации развития, базового образования, особенностей профессиональ­ной деятельности, жизненной стратегии, случайных событий и обстоятельств. И, конечно, непрерывное образование сопровож­дает профессиональное становление, определяет его индивиду­альные траектории, детерминирует формирование, развитие ос­новных психологических новообразований личности. Взаимосвязь профессионального становления и непрерывного образования, определяющая психологические новообразования, приведена в табл. 31.

В заключение, следует заострить внимание на важном значе­нии психологического сопровождения непрерывного профессио­нального образования и его влиянии на продуктивное профессио­нальное становление личности.

+ 1 строка

287

Т а б л и ц а 31

Соотнесение стадий профессионального становления, форм непрерывно­го образования и психологических результатов развития личности

Стадии профессионального становления

Формы непрерыв­ного профессиональ­ного образования

Психологические результаты

образования/

развития

Профессиональная подготовка (16—27 лет)

Базовое (формаль­ное) профессио­нальное образова­ние: начальное, среднее, высшее, послевузовское, па­раллельное (допол­нительное) фор­мальное образова­ние

Профессиональная подго­товленность, профессио­нальное самоопределение, готовность к самостоя­тельному труду, система­тизированные социально-профессиональные знания и умения, базовые компе­тентности и компетенции, социально-личностные качества

Профессиональная адаптация (18—23 года)

Информальное образование: попут­ное и адаптивное научение. Сохраня­ющее образование: обучающая подго­товка, наставниче­ство

Освоение новой профес­сиональной роли, профес­сиональная идентичность, приобретение опыта само­стоятельного выполнения профессиональной дея­тельности, профессиональ­ные компетенции, профес­сионально важные качества

Первичная профес­сионализация (25—30 лет)

Дополнительное образование: повы­шение квалифика­ции, интегрирован­ное и корпоратив­ное обучение, ста­жировка, второе последипломное образование

Динамическая профессио нальность, практический интеллект, профессио­нальная позиция, интегра-тивные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности

Вторичная профес­сионализация (30—38 лет)

Дополнительное образование: повы­шение квалифика­ции, инновацион­ное обучение, пе­реквалификация, трансграничное образование

Профессиональный мен­талитет, идентификация с профессиональным сооб­ществом, универсальные компетенции, профессио­нальная мобильность, кор­поративность, гибкий стиль деятельности, высо­коквалифицированная

288

Окончание табл. 31

Стадии профессионального становления

Формы непрерыв­ного профессиональ­ного образования

Психологические результаты

образования/

развития

профессиональная дея­тельность

Профессиональное мастерство (38—55 лет)

Информальное образование: инте­грированное, транс­граничное обуче­ние. Инновацион­ное, креативное самообразование

Социально-профессио­нальная культура, творче­ская профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологи­ческие новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального раз­вития, самоактуализация

studfiles.net

Виды и формы получения профессионального образования

Текст этой презентации

Слайд 1

Виды и формы получения профессионального образования

Слайд 2

Профессиональное образование —
система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве. Профессиональная образовательная программа направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготавливающих специалистов соответствующей квалификации.

Слайд 3

Слайд 4

Формы получения образования
в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; формы семейного образования, самообразования, экстерната — допускается сочетание различных форм получения образования.В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования: • Бакалавр – не менее 4 лет • дипломированный специалист – не менее 5 лет, • магистр – не менее 6 лет. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. 

Слайд 5

ОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
При обучении на очной форме обучения (или ее еще называют — дневной) студенты учатся преимущественно в дневные часы в будние дни (но бывают и учебными один из выходных дней). Занятиям с преподавателем отводится большая часть времени обучения, примерно 70%, остальные 30% посвящены самостоятельному изучению материала. Обучение построено в форме лекций, семинаров, коллоквиумов и пр.

Слайд 6

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ (ВЕЧЕРНЕЕ) ОБУЧЕНИЕ
Классическое вечернее обучение происходит в вечерние часы. Обычно это 6-8 занятий в неделю. Вечернее обучение удобно для тех, кто работает. Занятия, как правило, начинаются после 18.00. В один день бывает не больше 2-3 пар. Занятиям с преподавателем отводится не так много времени, как при очном обучении. Занятия с преподавателем проходят в форме лекций, семинаров, коллоквиумов и пр.

Слайд 7

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЭКСТЕРНАТ
Заочное обучение это одна из форм самостоятельного изучения дисциплин. Заочное обучение это одна из форм самостоятельного изучения дисциплин. Самообучению при данном виде обучения уделяется порядка 70% всего времени обучения, 30% это работа с преподавателями в виде вводных лекций по предмету, семинаров, коллоквиумов и пр. При заочном обучении используется предметно-курсовая система обучения по сессиям. Т.е. в начале учебного года, который обычно «сдвинут» относительно иных форм обучения студентам дается так называемая «установочная сессия», формах обучения начинается, как правило, с 1 сентября и продолжается до 30 июня включительно.

Слайд 8

Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Слайд 9

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:
• профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор;• состояние материально-технической базы обучения;• программы и методы обучения, информационное обеспечение процесса обучения;• качество преподавательских кадров;• финансовое обеспечение;• качество обучаемых работников и их мотивация и стимулирование;• приобретение практических навыков, адаптация к реальным условиям работы;• конкуренция на рынке труда; социально-психологический климат в коллективе.

Слайд 10

Все виды профессионального образования в своей работе решают целый ряд задач:
Первая — профессиональная подготовка по определённой специальности. Вторая – профессиональная переподготовка кадров. Третья задача — повышение квалификации специалистов.

Слайд 11

Источники
http://e-educ.ru/et8.html http://www.russia.edu.ru/edu/forms/ http://vfmgiu.ru/sovremennie_tendencii_v_visshem_obrazovanii_506/vidy_professionalnogo_obrazovania_553/index.html

topslide.ru

29.Организационные формы профессиональной подготовки

В системе профессионального образования чаще всего используют такие формы  учебных занятий как: урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, производственная практика, консультации, самостоятельные занятия учащихся и др.

Формы организации обучения

Формы теоретического обучения

Экскурсия

Лекция

Дополнительное занятие

Экзамен

Зачет

Семинар

Лабораторно-практическое занятие

Консультация

Урок

Формы практического обучения

Выпускной квалификационный экзамен

Производственная практика

Урок производственного обучения

Лабораторное и практическое занятие

Учебная, технологическая и преддипломная практика

Внеаудиторные формы профессиональной подготовки

Кружки

Факультативы

Конференция

Диспут

Олимпиада

Самообразование

Деятельность по интересам

Самостоятельное изучение наук

Наблюдение за окружающей жизнью

Заметим, что есть формы организации обучения, относящиеся как к одной группе выделенных нами форм, так и к другой. К примеру, курсовое и дипломное проектирование относится и к формам теоретического и к формам практического обучения.

Рассмотрим каждую форму организации обучения более подробно.

Урок – организационная форма, характеризующаяся постоянством отведенного на него времени, постоянством состава учащихся, проведением преимущественно в учебном кабинете, по расписанию, под руководством преподавателя.

В ходе урока решается комплекс дидактических задач:

— сообщение новых знаний учащимся;

— организация самостоятельного изучения нового материала;

— повторение и закрепление пройденного материала;

— обобщение и систематизация полученных знаний;

—   формирование практических умений;

— контроль, анализ и оценка знаний учащихся;

— развитие познавательной способности учащихся.

Типы уроков:

Урок изучения нового материала;

Комбинированный урок;

учетно-обобщающий урок;

контрольно-учетный.

Лекция — организационная форма, когда преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а учащиеся его активно воспринимают. При лекционной форме работы затрудняется индивидуализация обучения, позиция студента менее активна, ограничены возможности обратной связи между преподавателями и студентами, исключена возможность проверки усвоения знаний на практике.

Типы лекций:

вводная;

установочная;

текущая;

заключительная;

обзорная.

Структура лекции: вступление, основная часть, заключительная часть.

В зависимости от способа проведения выделяются следующие типы лекций:

— информационная;

— проблемная;

— лекция-беседа.

Семинар — организационная форма, которая ориентирует учащихся на проявление самостоятельности в познавательной деятельности.

Вопросы плана семинара должны быть краткими, четкими.

Типы семинаров:

Семинар-беседа;

Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов;

Семинар-диспут;

Смешанная форма семинара.

Учебная экскурсия — организационная форма, которая позволяет изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. Экскурсия позволяет установить связь обучения с жизнью.

Типы экскурсий:

вводная;

текущая;

заключительная.

Учебная конференция — организационная форма, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося с максимумом самостоятельности, активности. Конференция направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Она может проводится в связи с организацией производственной практики.

Типы конференций:

вводная;

заключительная.

Консультация — вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен, либо не усвоен совсем, изложение требований, предъявляемых к учащимся на зачетах, экзаменах.

Виды консультаций:

Систематические;

Предэкзамеционные;

По курсовому и дипломному проектированию;

Консультации в период производственной практики.

Консультации бывают индивидуальными и групповыми.

Лабораторные занятия направлены на экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, опытная проверка расчетов.

Практические занятия — организационная форма, цель которой формирование профессиональных умений у учащихся, практических умений. Особое значение эти занятия имеют при изучении специальных предметов.

Содержание практических занятий составляют: изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственных ситуаций и т.д.

Производственная практика – проводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной. Ее цель: формирование профессиональных умений, связь теории с практикой.

Курсовое проектирование – применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Работа выполняется в течение длительного времени наряду с ежедневной учебной работой. Курсовое проектирование завершается защитой курсовых работ.

Дипломное проектирование – применяется на завершающем этапе обучения и заключается в выполнении дипломной работы на основании которой ГАК выносит решение о присвоении квалификации выпускнику.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *