Функции ап – 6. Принципы и функции ап.

6. Принципы и функции ап.

Принципы АП — Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

• определяют юридическую природу административного права;

• закрепляются в административно-правовых нормах;

• являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;

• выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;

• обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам АП относятся:

  1. Приоритет личности и её прав и свобод — устанавливает границы действия норм административного права, цели деятельности публичной администрации. Административно-правовое регулирование допустимо, если оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина. Вторжение, вмешательство в сферу этих прав возможно только на основании предписания в законе и должно быть разумно обоснованным. Естественные права человека носят абсолютный характер, а полномочия администрации – относительный и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами.

  2. Разделение властей

  3. Демократизм и народовластие — он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

  4. Законность — Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

  5. Федерализм — проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

  6. Гласность —  нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан и имеющие межотраслевое значение применяются при условии, если они официально опубликованы для всеобщего сведения. Если такие нормативные акты официально не опубликованы, то они не применяются и могут быть признаны ничтожными.

  7. Гуманизм — административное право, как и право в целом, должно иметь социальную направленность. Идеи гуманизма определены ст.ст. 38-42 Конституции РФ. В частности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

  8. Справедливость — требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

  9. Равенство граждан перед законом и судом — се граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Функции АП – понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Выделяют следующие функции административного права:

1. Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.

2. Правотворческая —  выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3. Организационная — основана на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4. Координационная — имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5. Правоохранительная — обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

studfiles.net

Функции административного права, которые оно выполняет

Несмотря на масштабную разработку базовых теоретических понятий в науке административного права, учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно функций этой отрасли. Функции административного права можно определить как приоритетные направления воздействия норм отрасли на общественные отношения. Понимание этих направлений даст представление о месте административного права в системе общественных отношений в целом. Также стоит обратить своё внимание на то, что собой представляет административный прецедент как источник права.

Регулятивная функция административного права

Регулятивная направлена на:

  • установление правового статуса органов исполнительной ветви власти
  • определение порядка организации работы
  • закрепление компетенции должностных лиц
  • регламентацию правового статуса государственных служащих
  • регулирование иных отношений

По мнению Ю.А. Тихомирова, вместо данной функции следует выделить три других:

  • государственное регулирование
  • организация государственного управления
  • самореализацию прав граждан в публичной сфере.

Для подробно изучения административно правового статуса человека и гражданина, стоит перейти по ссылке и прочесть содержание данной статьи.

Такая конкретизация порождает массу вопросов. Например, основы правового статуса высших государственных органов регулируются конституционным правом. В Основном законе РФ можно найти основные права и обязанности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ. Следовательно, функция организации государственного управления присуща административному праву лишь отчасти.

Правильнее будет говорить о наличии определённых видов деятельности субъектов административного права, в рамках которых раскрывается регулятивная функция этой отрасли. Так, наряду с государственным регулированием и организацией государственного управления, можно выделить нормотворческую деятельность, которая заключается в издании административно-правовых актов органами исполнительной власти на различных уровнях в рамках их компетенции.

Возможно вас также сможет заинтересовать информация о том, что собой представляет административное право и административное законодательство и каково соотношение понятий.

Кратко про охранительную

Её можно определить как побуждение граждан, юридических лиц, работников государственных органов соблюдать правовые предписания, воздерживаться от нарушения норм законодательства. Реализация рассматриваемой функции достигается через закрепление в нормативных актах негативных последствий для нарушителей.

Наиболее мягкое проявление охранительной функции – принуждение субъектов к определённым действиям. Например, гражданин, который приобрёл автомобиль, обязан поставить его на учёт. Государство предписывает человеку совершить определённый перечень действий, чтобы в будущем было проще контролировать соблюдение им требований закона.

Отдельно следует упомянуть межотраслевой институт административной ответственности. Именно посредством санкций статей КоАП РФ, предусматривающих негативные последствия для нарушителей, защищаются нормы практически всех отраслей права. Только гражданское право и уголовное имеют собственные виды ответственности. а вот что собой представляет принцип законности в административном праве, можно прочесть здесь.

Например, если собственник квартиры произвёл самовольную перепланировку, то к нему будет применена статья 7.21 КоАП РФ, которая предусматривает штраф за подобные действия. Хотя правила переустройства жилых объектов недвижимости относятся к жилищному праву.
Охранительная функция реализуется через контрольно-надзорную деятельность уполномоченных государственных органов, которые следят за соблюдением требований законодательства в различных сферах.

А вот какие бывают виды норм административного права и что собой представляет та или иная норма, можно прочесть здесь.

Для исполнения своих обязанностей должностные лица наделены полномочиями по привлечению к ответственности виновных лиц и изданию управленческих актов для пресечения противоправной деятельности.

В качестве примера можно привести работу ГИБДД. Если инспектор обнаруживает нарушение правил дорожного движения, то он не только начинает административный процесс с целью наложения взыскания на водителя, но и требует от участника дорожного движения впредь действовать в рамках закона.

Также стоит остановиться на таком вопросе, как общественные объединения как субъекты административного права.

Понятие обеспечивающей функции и какие задачи она выполняет

Старилов Ю.Н. и Россинский Б.В. склоняются к тому, что в административном праве выделилась обеспечивающая функция. Она заключается в деятельности заинтересованных лиц, которые обращаются в суды или в вышестоящие инстанции для того, чтобы:

  • обжаловать правовые акты органов исполнительной власти.
  • опротестовать действие или бездействие должностного лица
  • оспорить законность принятого нормативного акта

То есть, по мнению авторов, административно-правовые споры являются одним из механизмов достижения целей данной отрасли права, то есть выполняют важную задачу.

Батычко В.Т. придерживается другой позиции при определении функций административного права. Он выделяет следующие:

  • Правоисполнительная, так как основное предназначение рассматриваемой отрасли права – юридическое обеспечение органов исполнительной ветви власти.
  • Правотворческая. Она выражается в том, что государственным исполнительным структурам даны полномочия по изданию нормативных правовых актов.
  • Организационная, которая определяется организационно-правовым характером государственно-управленческой деятельности.
  • Координационная. Она подразумевает согласование деятельности всех субъектов административного права.
  • Правоохранительная – обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

А вот какие существуют виды юридических фактов в административном праве, можно увидеть здесь.

Данный подход не получил достаточной разработки в науке административного права. Так, правоисполнительная функция сливается с правотворческой. Например, основным результатом работы любого министерства является издание нормативного правового акта. В данном случае, невозможно отличить первую функцию от второй.

Также стоит больше узнать про понятие субъекта.

Также не представляется возможным вычленить нормы, направленные на реализацию организационной функции. Сам характер права как формы организации жизни общества подразумевает наличие определённой системы.

Больше полезной информации касательно функций и особенностей административного права смотрите на видео.

Основные функции административного права

Таким образом, если сказать кратко, в административном праве традиционно выделяют 2 функции – охранительную и регулятивную. Выделение иных направлений воздействия норм административного права не получило должного теоретического обоснования. О функциях и понятии права узнайте в этом материале.

ruleconsult.ru

3.Сущность, цели, принципы и функции ап

Сущностью АПявл.регламентация общественных отношений, возникающих в процессе реализации ИВ

Цели АП:

1.обеспечение управленческого воздействия органов ИВ на процессы экономич., социаольно-культ., административно-политич.жизни с целью их упорядочивания

2.создание системы и структуры органов ИВ

3.обеспечение защиты прав и свобод чел-ка

Функции АП:

1.регулятивная — посредством АП норм регламентируются ОО в области ИВ, определяются правила поведения субъектов в конкретной жизненной ситуации, создаются оптимальные условия для функционирования общества и гос-ва

2.охранительная — АП призвано оградить управленческие отношения от противоправных посягательств и предупреждать причинение вреда

3.обеспечительная — обеспечивает деят.др.органов власти (о существовании данной функции ведется спор)

Принципы АП— исходные идеи, руководящие начала, в соответствии с которыми строится вся система отрасли АП

1.конституционные принципы — закреплены в Конституции РФ

— приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2)

— законности (ст.15)

— разделения властей

— единства системы гос.власти (ст.11)

— федерализма

— признания местного самоуправления

2.организационно-функциональные принципы

— принцип ответственности за принимаемые решения

— профессионализм и компетентность органов власти и должностных лиц

— принцип равного доступа граждан к гос.службе

— гласности

— иерархичности и подчиненности органам ИВ

— научности

Значение вышеназванных принципов заключается в том, что они способствуют устранению пробелов в правовом регулировании, учитываются при осуществлении нормотворчества, применяются при разрешении коллизий.

4.Ап как наука и уч.Дисциплина

Наука АП— составная часть российской правовой науки, система научных взглядов, представлений, теорий о развитии административного законодательства и о совершенствовании гос.управления.

В предмет науки АП входят:1.зарубежное и российское административное законодательство, в том числе и недействующее2.практика его правоприменения3.вгляды и представления ученых и ГУ4.категориальный аппарат

Методы науки АП:

1.общенаучные-синтез-соединение составных частей-сравнение-дедукция — от общего к частному-индукция — от частного к общему-системный — рассматривание предметов в системе

2.частнонаучные-метод сравнительного правоведения-метод юридического эксперимента-метод правового прогнозирования — изучение перспектив развития какого-либо явления

Задачи науки АП:

-выявление проблем АП, сложностей применения его норм

-толкование АП норм

-разработка новых понятий, принципов, направлений развития АП

Следует отличать науку административного права от соответствующей учебной дисциплины.

Во-первых, учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными.Во-вторых, результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях.

В-третьих, не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения

В-четвертых, различны цели науки и учебной дисциплины.

Цель науки— систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. А учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.

В-пятых, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.

Соотношение АП с др.отраслями права:

1.с КП — КП закладывает основы функционирования АП институтов, регулирует взаимоотношения высших органов власти, устанавливает принципы АП

2.с ГП — нормы АП определяют порядок передачи имущества, лицензирования отдельных видов деят., гос.поддержку предпринимателей

3.с УП — обеспечение порядка безопасности

4.с Фин.П — АП закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деят. ФП регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы

5.с Земельным и Экологич.П — АП регулирует гос.принуждение в области защиты экологии

6.с Труд.П — в области институтов гос.службы

7.с УПП и ГПП — в области институтов адм.процесса

studfiles.net

Функции административного права. Административное право

Функции административного права

Под функциями административного права понимают основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Они обусловливают значение и роль административного права в уставновлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Исходя из основной структуры административного права, выделяют две функции: 1) регулятивная; 2) охранительная.

Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения через установление прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется: 1) в сфере установления материально-правовых отношений; 2) в процессуальном регулировании отношений в управлении. К примеру, правовые нормы устанавливают понятие и виды государственных должностей, права и обязанности госслужащих и т. д.

Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государство административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции может быть применено правовое государственное административное принуждение, меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т. д. Охранительная функция реализуется через соответствующие виды деятельности госорганов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права.

К примеру, госслужащий вправе обратиться в соответствующие госорганы или в суд для разрешения споров, связанных с госслужбой (по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты госслужащего и т. д.).

В литературе выделяют также другие функции административного права:

1) организация и осуществление госуправления;

2) государственное регулирование;

3) защита публичных интересов;

4) самореализация прав граждан в сфере госуправления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Функции и принципы административного права

При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Административное право обладает рядом функций. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). С учетом этого можно выделить следующие функции административного права.

1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который определяется нормами административного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Административное право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом. Основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Данные принципы являются следующими.

6. Важнейшим принципом административного права является приоритет личности и ее интересы в жизни общества (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.

7. К принципам административного права относится разделение властей. Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

8. Принципом административного права является законность. Этот принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) в процессе применения административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации.

9. Принципом административного права является гласность. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм. Гласность означает также, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования тех или иных управленческих отношений, т.е. их прозрачность.

10. Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

11. Механизм административно-правового регулирования строится и с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Соответственно важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами федерального законодательства.

Система административного права

Административное право регулирует многообразные отношения управленческого характера, которые могут быть сгруппированы в однородные комплексы. На этой основе строится система этой отрасли права, предполагающая выделение административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, в самостоятельные правовые институты (например, институт государственной службы, административной ответственности). Институты административного права регулируют отношения, имеющие общий для всех направлений управленческой деятельности характер. Вместе с тем нормы административного права группируются в рамках их регулирующего воздействия на отдельные области (например, культура, наука, образование, оборона, внутренние дела).

Соответственно складывается следующая система административного права:

а) часть первая административного права — это общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права. К ним относятся предмет и метод административного права, административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, субъекты административного права, административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления, административная ответственность, административно-процессуальное право;

б) часть вторая административного права определяет вопросы организации государственного управления в сферах государственной деятельности — в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической.

В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных областях государственной деятельности — промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, внутренних дел, юстиции и ряда других.

Таким образом, административное право является крупной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления (организации государственного управления) в очень большой степени зависит вся жизнь государства, гарантированность реализации гражданами прав и свобод.

Соответственно на системе административного права строится и система учебной дисциплины «Административное право».

Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права.

Характеристика предмета и метода административного права позволяет определить понятие административного права как отрасли российского права.

При этом следует отметить, что в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения предмета административного права.

Так, Б.М. Лазарев определял административное право как отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности*(30).

Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)*(31).

Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Он определяет административное право как отрасль российского права, т.е. систему правовых норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами. Административное законодательство представляет собой систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. А наука административного права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования административно-правовой сферы*(32).

Таким образом, ключевым понятием в определении административного права является то, что административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач и функций государственного управления.

Вместе с тем при формулировании понятия административного права необходимо также учитывать и то, что к его предмету относятся внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, отношения связанные с государственной службой, а также отношения, которые возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с государственной службой и осуществлением административной юрисдикции.

Административное право тесно связано с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны осуществлять регулирование общественных отношений с помощью правовых средств.

Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере.

Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права.

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права.

Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью.

Следовательно, если имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с имущественными правами граждан и юридических лиц, то административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

studfiles.net

60. Функции административного права

Административное право (АдП)отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Функция – назначение, роль, направление деятельности.

Предмет АдП – общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

АдПотрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации ИВ. АдП выполняет регулятивную функцию, т.е. создает определенный правовой режим организации и деятельности органов ИВ, а также обеспечивает правомерное поведение участников регулируемых общественных отношений.

Административно-правовое регулирование управленческих общественных отношений может иметь различную целевую нагрузку и, соответственно, три важнейших проявления регулятивной функции:

  • Правоисполнительная функция. Главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего российского законодательства. АдП есть юридическая форма реализации ИВ.

  • Административно-правовое регулирование выражается в том, что соответствующие субъекты ИВ полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы – это правотворческая функция АдП. Эти нормы являются конкретной нормой правоисполнения. Так, Правительство РФ издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение КРФ, ФЗ и норм. Указов Президента РФ. Наделение субъектов ИВ полномочиями по административному нормотворчеству.

  • Организационная функция – проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами АдП.

  • Координационная функция – имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой АдП сферы гос. управления.

  • Правоохранительная функция служит обеспечению соблюдения установленного правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общественных отношений. При осуществлении широкого круга контрольно-надзорных полномочий и применения мер административного принуждения органы ИВ практически обеспечивают правовую защиту многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.

Основные цели АдП

  • создание условий для эффективной деятельности ИВ как инструмента обеспечения безопасности граждан, общества, государственного аппарата, страны;

  • обеспечение демократической организации ИВ;

  • создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием ИВ;

  • обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов ИВ.

Основные принципы АдП (схожи с принципами ИВ):

  • Принцип приоритета личности и ее интересов в жизни общества;

  • Принцип разделения властей;

  • Принцип федерализма;

  • Принцип законности;

  • Принцип гласности;

  • Принцип ответственности;

studfiles.net

Понятие, принципы, функции АП и его место в правовой системе РФ.

Понятие, принципы, функции АП и его место в правовой системе РФ.

АП – ч публ права и в странах ром-герм правовой семьи. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Характерной особенностью А.п. РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений.

Особенности АП в правовой сис-ме РФ:

1. АП – отрасль одновременно регулятивная и охранительная

2. АП – отрасль и мат и процесс

3. АПП (как ч АП) обслуживает и иные отрасли права (налоговое, экологическое, земельное, фин, ГП…)

4. АП вкл в себя зак-во РФ и субъектов РФ, т.к. согл п.К ч.1 ст. 72 КРФ нах в совм ведении

5. АП охватывает как деят-ть ИВ, так и деят-ть суд власти (в ч разрешения споров, вытекающих из деят-ти Г администрации – адм отв-ть). !!! защита прав гр-н и орг-ций в их взаимоотношениях с публ властью

6. АП – право и законодательное и подзаконное!

7. АП – фундаментальная отрасль рос права

Место АП в системе др отраслей росс права:

Наиболее тесно АП взаимоно с КП. И задача АП – обеспечить реализацию Конст норм и принципов в отношениях, связанных с взаимодействием граждан и орг-ий с Испол Властью. Задача АП – обеспечить, чтобы Конст нормы не превратились в фикцию на уровне их реального исполнения. С иными фунд отраслями мат права АП вз-ет опосредованно. УП – разгр У и А отв-ти. ГП – обеспечение предпр деят-ти, част возмещения вреда и закупки д\Г и муницип нужд. Судебный процесс — вз-ие плотное. УПП – не вз-ет. ГПП и Арб.процесс- АП вз-ет ,когда соотв суды рассм споры, связанные с защитой прав и зак инт гр-ан и орг-ций от незак действий и решений + рассматривая споры, связ с прим адм отв-ти. С комплексными отраслями АП вз-ет предоставляя им инструментарий принятия решений в соотв сфере деят-ти.

Принципы АП:

1. Общеправовые принципы

2. Обеспечение публичного интереса

3. Подзаконный хар-р деят-ти субъектов АП:

a. Субъекты АП д действовать в соотв с з-ном

b. Субъекты АП В своей деят-ти к.п. руководствуются подзак актами

4. Иерархичность и подотчётность (ОИВ образуют иерархич сис-му)

5. Специализация. В отличие от парламента и суд сис-мы ОИВ узко специализированы и решают т те задачи ,кот прямо отнесены к их предметам ведения.

6. Оперативность. С учётом кол-ва решаемых задач ОИВ д действовать не т качественно, но и быстро. Д искать баланс м\у качеством и скоростью.

7. Процедурная гарантированность объективного анализа и решения управленческих дел.

Особенности АП:

1. У АП нет 1-го основополагающего акта

2. Некодифицированная отрасль

3. АП некодифицируемо в принципе (по отд элементам м)

4. Фундаментальная отрасль

5. АП – право правоприменителей без юр образования

6. Его нельзя изменить, просто поменяв нормативную основу – нельзя приняв новый акт коренным образом изменить отношения

7. АП обслуживает деят-ть исполнит власти – самой большой и самой сложно организованной → на особенности АП оказывает влияние специфика исполнит власти.

Функции АП: 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

 

Метод ад-правового регулирования.

Особенности:

-влияет на правовое положение сторон

— приёмы и способы, с пом кот субъект реализует свои права

— влияет на то, как возникают, изменяются и прекращаются правоотношения

-влияет на применение сторонами приёмов защиты своих прав

Метод АП – 1 из фундаментальных методов прав рег. Большинство отраслей росс права используют метод адм-павового регулирования.

Признаки метода АП регулирования:

1. Характерна дача одной стороной властных предписаний, обязательных д\исполнения др стороне

2. Характерно неравенство сторон

3. Императивность регулирования (строгое предписание)

4. Централизованное регулирование (ст не м самостоятельно определять своё поведение в правоотношении)

5. Субординация сторон (характерно подчинение 1 субъекта др). подчинение м выражаться в 2 формах:

1. Организационная подчинённость

2. Функциональная подчинённость

Приёмы реализации метода АП:

1. Административное распорядительство (когда Ор \ д\л имеет право обязать совершить опред действия)

2. АП удостоверения – издание властью инд акта, кот-ым подтверждается наличие опред набора прав и обязанностей

3. Административное разрешение – Ор публ администрации путём издания инд акта делает д\вам исключсение из общего запрета

4. Административное усмотрение – вариант полномочий, при кот д\л м выбрать 1 из вариантов решений. Усмотрение \ дискреция мб 2 видов

5. Административное ограничение – издание актов\совершение действий, кот запрещают чьи-то чужие действия.

6. Помимо публ методов АП использует отд методы ЧП регулирования. Применяются такие способы, как закл соглашений.

7. Широкое использование диспозитивности.

 

Система ад-правового регулирования.

Система АП — деление отрасли на более мелкие структурные единицы. Самые крупные блоки – части (Общая и особенная), подотрасли – институты – подинституты. Институты м выступать и самост элементами сис-мы. Задача сис-мы – объединение сов-ти норм в опред структурную единицу, создание каркаса, позволяющего структурировать отрасль в строгую сис-му. Объединить сов-ть норм в опред единицу позволяет общность предмета, источников\приёмов регулирования. 1 фактора определяют сис-му отрасли – зак-во, теория.

Общая часть:

1. Общие положения и общие пр-пы АП (предмет, метод, сис-ма, правоотношения, источники, нормы, субъекты

2. Общие ?? организации деят-ти ОИВ (?? сис-мы ФОИВ и ОИВ субъектов РФ\ правовое положение ФОИВ и субъектов РФ)

3. Подотрасль служебное право:

a. Институт г должностей

b. Институт правового статуса г служащего

c. Институт прохождения г службы

4. Институт спец АП статусов

5. Институт административных процедур

6. Институт АП принуждения

7. Административно-деликтное право с привлечением к отв-ти

8. А судопроизводство

Особенная часть не имеет законченной сис-мы и структуры отрасли зак-ва. Есть 2 подхода к особенной ч АП:

1. По сферам управления, в рамках кот выделяются сферы:

a. Управление в сфере администативно-полит деят-ти (ГУ в сферах обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции)

b. Управление в сфере эк деят-ти Г (финансы, финн контроль, упр публ собств-тью)

c. Управление в соц-К сфере деят-ти Г (образование, Н, К, соц защита)

2. Осн элементом особенной ч явл подотрасль, кот группируется по специфич предмету регулирования, доминированию АП метода и наличию относит обособленной нормативной базы:

a. Таможенное право

b. Образовательное право

c. Градостроительное право

d. Антимонопольное право

e. Медицинское право

f. Транспортное право (вкл трубопроводный транспорт)

g. Право общественной и г безопасности

h. Право г связи

Процедура

Обращение мб подано в письменном\устном виде. В устном виде мб подано т в порядке личного приёма. В этой ситуации содержание обращения дб зафиксировано в карточке личного приёма кратко и ответ тоже. Письменное обращение д содержать наименование ГО, куда обращается гражданин \ ФИО д\л, свои ФИО, почтовый адрес, по кот дб направлен ответ, ставит личную подпись и дату. Но при исчислении сроков ориентируются не на эту дату, а на дату на почтовом… Обращение направляется в ГО, кот уполномочен его рассм по существу. Если подано не в тот Ор, то он обязан сам переслать обращение и уведомить об этом гражданина. Если Ор, кот первому направили обращение, тоже ошибётся – ходит долго. Обращение подлежит регистрации в теч 3 дней с момента поступления в ГО. В теч 7 дней с момента регистрации решается вопрос о подведомственности данного обращения к Ор, в кот оно поступило. И в теч 7 дней, если не подведомственно, пересылаем в соотв Ор. общий срок рассм обращения составляет 30 дней с момента регистрации. Календарные \ рабочие дни???

*мы будем придерживаться научной позиции: если сроки большие (более 5 дней), то это сроки в календарных днях. Если сроки маленькие (1-3 дня), то к.п. имеются ввиду рабочие дни. Если срок исчисляется в сутках, то это всегда календарные дни!

При рассм обращения гражданин наделён след правами:

1. Представлять доп док-ты и материалы \ обращаться с просьбой об их истребовании

2. Право знакомиться с док-ми и материалами, касающимися рассм обращения (Ор м и не предоставлять ,если пр нет технич возм-ти)

3. Право получить письменный ответ по существу (1.получить письменный ответ; 2.чтобы ответ б по существу)

4. М обратиться с заявлением о прекращении рассм обращения

5. Гражданин вправе обжаловать решение, принятое по его обращению

Если д\разрешения обращения Ор необх обратиться к др ор, запросив док-ты – пр, то срок – 15 дней

Что м препятствовать рассм обращения:

1. Обращения не рассм, если они нечитаемы (почерк, иностр язык)

2. Если в обращении содержатся угрозы \ нецензурная брань (не отвечает по существу, а напр ответ – ваше обращение не рассм, потому что….)

3. Если «многократно давались письменные ответы по существу» — в порядке личного приёма м мучить Г служащих сколько угодно; многократно?

4. Если обращение анонимно \ не соотв др требованиям к оформлению – анонимное не рассм, но м служить основанием д\проведения проверки

Специальная А жалоба

Признаки и отличие от общей А жалобы:

1. Спец АЖ всегда регулируется отд ПА. Общая АЖ рег ФЗ «О порядке рассм обращения граждан РФ». Принятие актов д\спец АЖ, т.к. общие положения здесь неэффективны и нерациональны (пр – таможенные отношения – предусм спец вид жалобы – выявлено нарушение, жалоба рассм незамедлительно! Не надо письм жалобу рук-лю, кот рассм в теч 30 дней, а самолёт уже улетит!)

2. Спец АЖ мб подана т строго опред лицами, причём к.п. такие Л д явл участниками соотв правоотношений (пр – подача жалобы по делам на привлечение к адм отв-ти….)

3. Спец АЖ подаётся в строго указанный Ор \ д\л, причём, к.п., устанавливается порядок, согласно кот жалоба подаётся тому Л, чьи действия обжалуются, а уже оно передаёт жалобу по подведомственности. К.п. это связано с тем, что подача спец АЖ связана с сокр сроком \ более сложным характером отношений

4. Спец АЖ всегда письменная. Часто устанавливаются требования о приложении к ней опред перечня док-тов, кот призваны доказать:

a. Что Л явл участником соотв отношений

b. Обеспечивает сбор инф, необх д\разрешения более сложного по своей природе дела

5. Помимо адресата и спец данных субъекта ,кот подаёт жалобу, устанавливаются требования об указании в жалобе иных сведений:

a. Реквизитов вынесенного решений

b. И т.д.

6. д\к спец АЖ установлены собственные сроки её рассмотрения (всегда разные сроки)

7. в отношении жалоб, к.п. кстанавливается спец перечень решений, кот не сводится к 3 типовым по общей АЖ (удовлетворить\отказать\удовлетворить частично)

Министерство

-единственный ФОИВ, кот имеет хотя бы косвенную легитимацию в КРФ (там упомянуты фед министры).

-в рамках сис-мы ФОИВ министерство б поставлено как нормотворческий Ор \ ему б предана главенствующая роль над службами и агентствами. Прав-ву подведомственны мин-ва, а мин-ву службы и агентства.

За мин-вом закреплены 4 вида осн фф:

1. выработка Г политики. Мин-во – центр Ор, предназначенный д\выработки стратегии и развития подведомственной ему сферы. Именно министерство ставит цели, определяет сп-бы их достижения. На практике:

a. Мин-во готовит осн законодат инициативы в рамках своей сферы деят-ти,

b. Готовит основные проекты указов ПРФ и Постановлений Прав-ва

Определяет орг-управленческий механизм реализации ГВ в подведомственной сфере. Именно министерство определяет с пом каких форм и методов деят-ти б осуществляться полномочия служб и агентств.

Фед министр обладает большими полномочиями в выработке Г политике как член высшего исполнит Ор

2. НП регулирование. ??, по кот министерства уполномочены принимать НА, определяются в положениях о министерствах. Сегодня, хотя это нигде формально ни закреплено, но позиция Минюст РФ – если за Ор полномочия по изданию опред НА прямо не закреплено, то Ор принять этот НА не м. нормотворческая компетенция разных мин-в по объёму очень разная, но в целом все полномочия по НП регулированию укладываются в след гр:

a. Акты, регулирующие порядок деят-ти подведомственных служб и агентств \ самого мин-ва (принятие А регламентов, исполнение Г фф, предост Г….) – пр.регламент минздрав и соц защиты о порядке предоставления…

b. НА, определяющие порядок жизнедеятельности населения в опред сфере (правила, нормы, нормативы) – санитарные правила и нормы, тарифное регулирование, пр.

c. НА, посвящённые организации сис-мы ФОИВ, подчинённых министерству.

Кроме мин-в и др фед Ор м б наделены полномочиями по НП регулированию. Службы и агентства всегда наделяются такими полномочиями, если они подведомственны напрямую прав-ву\ПРФ, минуя мин-ва.

3. Координация и ктрл за подведомственными фед службами и агентствами.

a. Утверждения осн показателей деят-ти на очередной период, планов и отчётов по их выполнению

b. Назначение зам-лей и рук-лей фед служб и агентств, подведомственных мин-ву

c. Утверждение положения о терр Ор подведомственных служб и агентств

d. Отмена незак актов подведомств служб и агентств

e. Дача поручений подведомств службам и агентствам

f. Привлечение к дисциплинарной отв-ти и поощрение тем, кого мин-во назначает.

4. Координация деят-ти Г внебюджетных фондов (пенсионного фонда, фонда соц страхования). В этих целях фед министр вносит в прав-во предложения о назначении и освобождении от д\ти рук-ля фонда, а также вносит в прав-во проекты ФЗ о бюджете и исполнении бюджета внебюджетного фонда. Рук-во деят-тью.

Внутренняя структура фед министерства

Руководитель назначается ПРФ по предст председателя Прав-ва. Заместители назначаются правительством \ президентом, в зав от того, кому подведомственно.

Основным структурным подразделением мин-ва явл департамент. Численность департамента от 10до 50 Г служащих. Внутри они делятся на более мелкие стр подразделения. В отн министерств это отделы.

Полномочия министра

1. Распределяет об-ти м\у заместителями

2. Утверждает положения о структурных подразделениях

3. Выполняет фф представителя нанимателя при найме на службу Г служащих \ передаёт эти полномочия 1 из своих замов

4. Утверждает стр-ру и штатную численность в пределах, установленных прав-вом \ ПРФ

5. Утверждает план работы мин-ва

6. Даёт поручения фед службам и агентствам

7. Принимает от им мин-ва нормативные и инд акты

8. Явл гл распорядителем бюджетных средств – подписывает фин док-ты

Общий пр-п назначения в сис-ме ИВ – на д\ть всегда назначает не непосредственный рук-ль, а вышестоящий над ним Ор \ д\л!!!

Понятие и классификация гос. гражданских служащих. Требования к ним.

Гос служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном ФЗ, обязанности по гос должности гос службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фед бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Гос должность – это должность в федеральных органах гос власти, органах гос власти субъектов РФ, а также в иных гос органах, образуемых в соответствии с Конс РФ с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Гос должности подразделяются на:

1- должности, устанавл Конст, Фед законами, конст, уставами субъектов – для непосредственного исполнения полномочий гос органов (Президент РФ, председатель Правительства, депутаты, и др) -–гос должности категории «А»

2- должности, учреждаемые в установленном законод порядке для непосредственного обеспечения исполнений полномочий лиц, замещающих должности категории «А» – гос должности категории «Б»

3- должности, учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий – гос должности категории «В».

Обязанности:

1- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конст РФ, реализацию фед законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий

2- добросовестно исполнять должностные обязанности

3- обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод граждан

4- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

5- В пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общ объединений (и др) и принимать по ним решения в порядке, установленном ФЗ и законами субъектов РФ

6- Соблюдать установленные в госоргане правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служ информацией

7- Поддерживать уровень квалификации, достаточной для исполнения своих должностных обязанностей

8- Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан

Права:

Подразделяются на служебные и личные. Служебные – связаны с выполнением должностных обязанностей, их принято называть полномочиями. Существуют общеслужебные, профессиональные, должностные полномочия.

Общеслужебные — ознакомление с документами, получение информации и материалов, внесение предложений

Профессиональные:

Вызваны спецификой выполняемой деятельности и обязанностями

Личные: — участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности гос службы

— продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов, стажа работы, уровня квалификации

— переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.

А также на материальное обеспечение и отдых. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавок за квалификац разряд, особые условия гос службы, выслугу лет,премий

 

32.Адм. – правовые основы прохождения гос. гражданской службы.

Прохождение гражданской службы представляет собой систему юридических фактов, порождающих издание индивидуальных актов субъектами ИВ, влияющих на правовой статус государственного гражданского служащего.

Элементы: Все этапы отражаются в лич.

1.поступление на ГГС деле, которое ведётся кадровой службой

2.аттестация и повышение квалификации при переводе лич. дело следует за

3.присвноение чинов служащим. Кадровая служба

4.перевод на другую должность обеспечивает конфиденциальность;

5.поощрения ознакомленность ГГС с их делами.

6.привлечение к ответственности

7.прекращение службы.

 

Прохождение – это система юр.фактов, порождающих издание индивидуальных актов субъектами исполнительной власти, влияющих на правовой статус служащего.

 

Прохождение гос.службы отражается в личном деле служащего.

При переводе на новое место сл-бы дело передаётся туда. Ведение неск-х личных дел на одного служ-го, внесение сведений о пол-кой и рел-ной принадлежности, о личной жизни запрещается.

Док-ты, к-ые приобщаются к личному делу гос.служащего: заявление о согласии на замещение должности или о приёме на службу, копия трудовой книжки, копии приказов о назначении на должность и осв-нии от неё, сведения о доходах лица и об имущ-ве на праве соб-сти, справка о соблюдении служащим ограничений, уст-х з-ном, данные об ознакомлении служащего с док-ми его личного дела, копии актов о присвоении квалиф-ных разрядов, копии актов о поощрении, копии актов о наложении на служащего дисциплинарных взысканий.

 

Кадровая служба д.обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в личных делах, ознакомление служащих с док-ми их личных дел не реже 1 раза в год и по их просьбе. Личные дела хранятся в течение 10 лет со дня прекращения лицом гос.службы.

 

 

33Военная и п/о гос. служба: понятие, виды, признаки, особенности.Это считается одним видом(военная и правоохранительная) службы и называется милитаризироапнная

 

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Из всех трех видов гос.службы правовое регулирование правоохранительной службы является максимально децентрализованным. Оно максимально раздроблено. Единого закона нет. Проект з-на подготовлен, обсужден, внесен в 1 чтении (рассмотрели года 2 назад). В отсутствие единого акта о правоохранительной службе нормативное регулирование строится по критерию разновидности правоохранительной службы. Соответственно в условиях децентрализации осн.часть нормативного регулирования ложится на подзаконные акты, причем регулирование осуществляется актами президента.

Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Федеральная гос служба по правовому положению служащих подразделяется на гражданскую и милитаризированную.

Гражданская гос служба подразделяется на общегражданскую и специальную.

Милитаризированная служба: военная и военизированная.

Военная служба – в пограничных войсках, внутренних войсках МВД, в вооруженных формированиях, в органах гос власти

Военизированная – в милиции, в таможенных органах, судебных приставов, в конвойной охране, налоговой полиции, и др

Милитаризованная (военизированная) государственная служба — понятие собирательное. Оно объединяет военную и правоохранительную службу. Термин «милитаризованная (военизированная) государственная служба» в законодательстве не определен, но широко используется в юридической науке. Милитаризованная (военизированная) государственная служба осуществляется в органах военного управления, в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах прокуратуры, в некоторых других государственных органах, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Для милитаризованной (военизированной) государственной службы характерны высокая степень централизации и жесткая дисциплина, более строгая иерархичность построения, наконец, повышенные требования к состоянию здоровья и физической подготовке государственного служащего. Милитаризованная государственная служба регламентируется исключительно федеральным законодательством. Субъекты федерации не имеют права принимать нормативные правовые акты в данной области.

Милитаризованная (военизированная) государственная служба регламентируется нормами права значительно полнее и обстоятельнее, чем государственная гражданская служба.

Принципы:

— федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

— законность;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и зашиты;

— равный доступ граждан к государственной службе;

— единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

— взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

— открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

— профессионализм и компетентность государственных служащих.

В федеральном законе не уточняется, какие из перечисленных принципов относятся к построению, а какие к функционированию системы государственной службы.

 

 

Гос. должности в РФ.

Все гос.должности делятся на 2 группы (неравные по объему и по значимости):

1. Гос.должности РФ и гос.должности субъектов РФ.

Это должности, которые установлены Конституцией РФ или Конституцией (Уставом) субъекта и предназначены для непосредственного осуществления полномочий РФ или субъекта.

 

Президент

Депутаты Гос.Думы

Члены СФ

Фед.министры — по Конституции РФ

Члены Правительства

Аудиторы Счетной палаты

Судьи

Ген.Прокурор.

Перечень гос.должностей РФ устанавливается Указом Президента «О государственных должностях РФ».(их там 43 и если выучить все,то помазотти подумает что ты заболел)

Перечень гос.должностей субъекта утверждается высшим должностным лицом или при его отсутствии – руководитель высшего исполнительного органа. В отношении каждого вида государственных должностей РФ или субъекта существует собственная нормативная база или собственное нормативное регулирование. При этом на всех на них не распространяется законодательство о государственной службе. Правовое регулирование должностей государственной службы осуществляется фед.законами по отдельным видам службы и актами президента.

 

 

Длящееся правонарушение

— А правонарушение, кот выражается в длительном непрекращающемся невыполнении \ ненадлеж выполнении предусм з-ном об-тей. При этом с практич т.з. значение имеет не столько фактич длительное невыполнение, сколько формулировка состава. Предусматривает ли она отв-ть за длительное непрекращ выполнение \ отв-ть связана с выявлением конкр обст-ва.

Пример.1 – проживание без паспорта – длящееся правонарушение.

Прим.2 – утрата документа воинского учёта. Если д\выполнения опред требований установлен конкр срок (пр устранить допущ нарушение к 18 марта), то неисполнение таких требований никогда не б длящимся правонарушением. С практ т.з это связывается с тем, что Ор знает к какому числу он вам сказал сделать и когда м проконтролировать исполнение предписания. Длящееся правонарушение важно д\порядка исчисления срока давности привлечения к АО. И важно с т.з. момента окончания А правонарушения. Оно всегда длится на стадии оконченного.

Продолжаемое правонарушение

Прямого закрепления нет, конструкция аналогична УП. – совершение тождественных действий, если они охватываются единым умыслом и направлены к 1 цели. Факультативный элемент– окончено мб т в опред промежуток времени. местом м выступать особо охр, Г граница, там граница, О место… Способы – различные. Пример – мелкое хищение мб совершено путём мошенничества, путём кражи… АП не знает конструкции покушения на совершение правонарушения. Привлекать к А отв-ти м т за оконченное деяние. Искл нет!!! Это связ с 2 обст-вами – КоАП рассчитан на опред категорию правоприменителей и б-во составов явл формальными.

 

Виды ПДАП

В зав-ти от хар-ра дела набор стадий и их содержания м сущ-о варьироваться. Вместо типового набора 4 стадий м получать разные специфич сочетания.

  1. Обычное \ общее производство

Присутствует все 4 стадии. Нет особенностей. К из стадий протекает в рамках общих правил, кот д\нёё устанволены.

  1. Ускоренное производство

Имеет место по делам, в кач-ве Н, за кот предусм А арест, А выдворение, А приостановление деят-ти, а такде при рассм дел, посягающих на избирательные правоотношения. Устанавливаются более краткие сроки д\рассм дела, д\подачи жалоб и принесения протестов. Присутствуют все стадии, но сроки к из них сокращаются. Сокр сроки уст в КоАПе.

  1. Упрощённое производство

Норм основа – ст.28.6 КоАП – назначение Н при сост протоколов. Совершаем правонарушение, за кот Н – предупреждение и штраф \ не оспариваем наличия вины – то протокол м не составляться, а вместо этого сразу выносится постановление по делу об АПр. Если Л оспаривает свою виновность в совершении данного правонарушения, то сотавляется протокол и дело рассм-ся в общем порядке.

  1. Усложнённое производство

В сототв со ст.28.7 КоАП применяется А расследование. Это отд этап стадии, значит по времени, в рамках кот м проводиться исследования \ экспертизы. Этот этап на сталджии возбуждения дела

  1. Особое производство,

кот имеет место при фиксации правонарушения в сфере безопасности ДД с пом спец технич средств, работающих в авт режиме – фиксация превышения скорости. Протокол не составляется. Дело рассм-ся без участия ст. презумпция невиновности на эти отношения не распространяется. Постановление выносится в авт режиме. Мы м его обжаловать, но нет стадии возбуждения дела и рассм дела.

Нормативная основа производства по делам об административных правонарушениях

КоАП. ОИВ всегда им руководствуются при разрешении дел.

Арбитражные дела, помимо КоАП, субсидиарно применяют АПК.

При рассмотрении дел об АП судами общей юрисдикции ГПК не применяется субсидиарно, тем не менее, при решении определенных вопросов судопроизводства использует аналогию процессуального законодательства.

Законы субъектов не могут регулировать вопросы производства по делам об АП, за исключением определения должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы.

Подзаконные акты:

· Постановления Правительства, определяющие порядок применения мер обеспечения (например, касающиеся порядка исполнения)

· Акты ОИВ, которые подразделяются на:

1. акты, регламентирующие применение отдельных мер обеспечения

2. их принимает каждый орган, уполномоченный составлять протоколы по делам об АП – акты, регламентирующие перечень должностных лиц этого органа, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об АП. КоАП указывает орган, который вправе по тому или иному составу составлять протокол.

3. административные регламенты исполнения государственных функций по привлечению к административной ответственности

 

Правовое положение участников производства по делам об А правонарушениях: лицо в отношении которого ведется производство по делу об А правонарушении, потерпевший, законные представители ФЛ, законные представители ЮЛ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – это участник производства по делу об А правонарушении, в отн которого составляется протокол об А правонарушении, применяются меры обеспечения производства по делу и рассматривается дело. В КоАП РСФСР такое Л называлось «нарушителем», но изменив эту формулировку законодатель подчеркнул незыблемость в производстве по делам об административных правонарушениях принципа презумпции невиновности (лицо, в отношении которого ведется производство по делу об А правонарушении, считается невиновным, пока его вина не б доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в зак силу постановлением судьи, Ор, ДЛ, рассмотревших дело).

Лицом, в отн кот ведется производство по делу об АПр, мб не т физ, но и юр Лицо.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАПом. Лицу, в отношении кот ведется производство по делу, не владеющему языком, на кот ведется производство, являющемуся немым\ глухим, предоставляется переводчик либо Л, владеющее навыками сурдоперевода. Это позволяет лицу активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и т.д.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями мб его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Лицу, в отн кот ведется производство по делу об АПр, гарантируется след. право при составлении протокола: в протоколе отражается объяснение ФЛ или законного представителя ЮЛ, в отн кот возб дело, при составлении протокола, и при составлении протокола этим Л разъясняются их права и обязанности. Им дб предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Они вправе предъявить объяснения и замечания по содержанию протокола, кот либо заносятся в бланк протокола, либо к нему прилагаются. Протокол подписывается ФЛ\ зак представителем ЮЛ, в отн кот возб дело. Этим Л вручается под расписку копия протокола. В случае А задержания Л, составляется спец протокол, в кот среди прочего указ мотивы задержания и кот подписывается задержанным лицом. По просьбе задержанного Л о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту его работы (Учебы), а также защитник. Об А задержании несовл обязат уведомляются его родители или Л их заменяющие. Задержанному Л разъясняются его права и обязанности.

Одним из важнейш прав явл право Л заявлять ходатайства и отводы. Могут заявляться ходатайства о приобщении к делу документов и веществ доказательств, вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, а также предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. Ходатайство заявляется в письм форме, подлежит немедл рассмотрению судьей, Ор, ДЛ, в производстве которых находится дело. Важной гарантией защиты прав и свобод Л, в отношении кот ведется производство, явл возможность пользоваться юр помощью защитника. В качестве защитника доп не т адвокат, но и люб иное лицо. Защитник доп к участию в производстве по делу об АПр с момента возбуждения дела.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *