Функциональные обязанности педагога социального в школе – Социальный педагог в школе — Свободная школа

Содержание

Социальный педагог в школе — Свободная школа

Мы привыкли видеть в школе в первую очередь учителей и представителей  администрации (директора, его заместителей по учебной части). Однако в современной школе есть и другие должности, например, психолог или социальный педагог. А родители зачастую не знают, что входит в их обязанности, с какими вопросами они могут к ним обратиться. Эта статья о том, что входит в функции и обязанности социального педагога в школе.


Содержание статьи

Кто такой школьный социальный педагог

Этот вопрос для многих родителей остается секретом. Так кто такой социальный педагог? Постараемся на него ответить.

Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

Деятельность социального педагога в школе

Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов социально-полезной деятельности. Кроме того деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи,  помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости  помогает реализовать правовую защиту. Общение с сложными детьми требует от педагога  особого такта и профессионализма.

Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а в школьных клубах, секциях, кружках, разновозрастных отрядах. Только внеучебная обстановка дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.

 

Функции социального педагога

Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

  • детьми «группы риска»;
  • родителями;
  • правоохранительными органами;
  • социально-незащищенными семьями учащихся;
  • педагогическим коллективом.

Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).

Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.

Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.

 

Должностная инструкция социального педагога школы

Должностные обязанности социального педагога подразумевают безболезненное включение ребенка в общество. Именно поэтому так много внимания в должностной инструкции социального педагога уделено контактам с коллегами-педагогами, родителями, чиновниками, представителями детских и молодежных организаций и т. д. Мы приводим образец должностной инструкции социального педагога по ФГОС с учётом основных функциональных обязанностей специалиста этого направления.

[spoiler effect=»simple» show=»Показать должностную инструкцию»]

Должностная инструкция социального педагога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

 

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».

1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;

2. Функции социального педагога

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).

2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

3. Должностные обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Выступает посредником между обучающимися (воспитанниками, детьми) и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
3.2. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися (воспитанниками, детьми), способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.3. Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
3.4. Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

3.5. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
3.6. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
3.7. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся (воспитанников, детей), ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
3.8. Участвует в организации их самостоятельной деятельности, в том числе исследовательской. Обсуждает с обучающимися (воспитанниками, детьми) актуальные события современности.
3.9. Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
3.10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
3.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) обучающихся (воспитанников, детей).
3.12. Анализирует личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки, перспективные возможности ОУ в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде.
3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
3.14. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по социальным вопросам и охране детства. Представляет план работы на утверждение директору ОУ не позднее 5 рабочих дней до начала планируемого периода.
3.15. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности в течение 10 дней по окончании каждого учебного триместра.
3.16. Проходит периодическое (1 раз в год) медицинское обследование.
3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
3.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права социального педагога

Социальный педагог имеет право:
4.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
4.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
4.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
4.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
4.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

5. Ответственность социального педагога

Социальный педагог несет ответственность:
5.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
5.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
5.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

6 Взаимоотношения. Связи по должности.

Социальный педагог:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели .
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

[/spoiler]

Обязанности социального педагога в школе

Обязанности социального педагога заключаются в следующем:

  • создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
  • гуманизации взаимоотношений между детьми;
  • содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
  • мерах по защите прав каждого учащегося;
  • проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
  • поддержании контактов с семьями школьников;
  • выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
  • выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
  • установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
  • способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся социальным воспитанием.

Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями, организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые, туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов школы о состоянии психологического климата в разных классных коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности социального педагога входит подготовка и составление планов, в соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.

Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся, которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом нового классного коллектива.

Социальный педагог в школе

Документация социального педагога школы

Кроме работы по этим направлениям в обязанности социального педагога входит ведение и работа с документацией, которую можно разделить на три группы:

  1. Нормативно-правовые документы.
  2. Планирование работы.
  3. Материалы по основной деятельности.

1 группа. Нормативно-правовые документы

Это те документы, которыми в первую очередь руководствуется социальный педагог в своей работе. К таким документам относятся:

  1. Должностная инструкция, заверенная руководителем учреждения.
  2. Режим работы социального педагога, заверенный руководителем учреждения.
  3. Законы РФ, необходимые в работе социального педагога.
  4. Приказы, распоряжения, постановления, регламентирующие и определяющие содержание деятельности социально-психологической службы.
  5. Приказы директора образовательного учреждения, регламентирующие работу социально-психологической службы (например, приказы «О назначении ответственного за работу по профилактике социального сиротства» «О создании и работе школьного Совета профилактики» и т.п.)

2 группа. Планирование работы

  1. Анализ работы за 3 предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
  2. Планы работы социального педагога на учебный год, в который включена совместная работа с администрацией школы, психологом, классными руководителями, медицинским работником, Управляющим Советом и др.).
  3. Планы совместной работы социального педагога школы с учреждениями системы профилактики (КДН, инспекторами ПДН, участковым инспектором и др.).
  4. План работы на месяц, неделю.
  5. Циклограмма работы на неделю.

3 группа. Материалы основной деятельности

  1. Социальный паспорт школы за 3 года.
  2. Картотека (списки учащихся по категориям)Все списки необходимо формировать с максимально полно информацией
    • из многодетных семей;
    • из малообеспеченных семей; 
    • из неблагополучных семей;
    • дети с ограниченными физическими возможностями;
    • опекаемые дети;
    • состоящие на внутришкольном  учете в школе; 
    • состоящие на учете в ОДН  и КДНиЗП;
    • склонные к бродяжничеству, суициду;
    • поставленные на бесплатное питание по категориям.
  3. Карточка индивидуального изучения, подростков, стоящих на учете в школе, ОДН, КДН и ЗП.
  4. Списки неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей.
  5. Программы реабилитации на каждую неблагополучную семью.
  6. Протоколы Советов Профилактики. Протоколы Совета профилактики в обязательном порядке оформляются в соответствии с требованиями оформления протоколов, т.е. с указанием порядкового номера заседания, состава заседающих лиц, приглашенных на Совет, указывается повестка заседания, которая должна начинаться с анализа выполнения ранее принятых решений. При рассмотрении персональных дел учащихся указывается, кто из родителей или лиц их заменяющих был приглашен, какое решение принято, и кто ответственен за выполнение решения Совета профилактики и сроки выполнения данного решения.
  7. Журнал учёта проведённых рейдов, акты обследования жилищно-бытовых условий семьи, включающие  полную  информацию  (дата проведения рейда, состав участников рейда, список семей, которые планировали посетить с отметкой о результатах посещения (удалось посетить родителей или лиц их заменяющих или нет). Все сведения отмечаются в личных карточках учащихся: кто был дома, какая работа проведена (беседа, предупреждение или составлен протокол, изменилась ли ситуация с учащимся, в семье и т.д.)
  8. Информация о занятости учащихся «группы риска» во внеучебное время.
  9. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и многодетных семей, дети инвалиды, опекаемые дети), учащихся «группы риска» (из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте).
  10. Анализ успеваемости, посещаемости учащихся «группы риска» по четвертям и за учебный год.
  11. Информация о совершенных преступлениях и правонарушениях учащихся. Статистический отчет: цифровые данные УМВД о количестве случаев преступлений, дата свершения преступления, правонарушения, впервые или повторно совершил преступление или правонарушение, состоял ли на учете в школе или в ОДН на момент совершения преступления или правонарушения, категория семьи, чем занят учащийся во внеурочное время.
  12. Материалы о летней занятости учащихся, нуждающихся в социальной помощи (дети из малообеспеченных семей и неблагополучных семей, дети инвалиды, дети опекаемые), учащиеся «группы риска».
  13. Материалы выступлений на педагогических совещаниях, семинарах, родительских собраниях, классных часах и т.д.
  14. Журнал учёта проводимой работы: записи о проведенных беседах, рейдах, консультациях, выступлениях по социально-педагогическим вопросам на оперативных совещаниях, педагогических советах, методических объединениях и др. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими  проблем. Журнал консультаций, с указанием темы консультации, для кого была проведена.
  15. Журнал посещений уроков, их анализ.
  16. Учет мер по социальной защите детей из социально-неблагополучных семей. Журнал учета оказанной помощи.
  17. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы.
  18. Методические материалы для классных руководителей, родителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.
  19. Информационные странички на сайт гимназии о проведённой работе.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что анализируя разные стороны жизни ребёнка (ситуацию в семье, успеваемость, занятость во внеучебное время и т.д.),  действуя в контакте с административными и юридическими  службами, ребёнком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать ребёнка, помочь ему в решении различных проблем, укрепить в нём веру в собственные  силы и полноценность собственной личности, что позволит ему в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

freeschool-nn.ru

Должностные обязанности социального педагога в школе с примерами

Должностные обязанности социального педагога в школе

В школах должность социального педагога появилась недавно – в 2000-х годах. Ранее эти функции выполняли преподаватели и классные руководители. Социальный педагог должен обеспечивать безболезненное вхождение детей в общество. Специалист обязан уделять внимание контактам с родителями школьников, педагогическим составом, представителями различных молодежных и детских организаций. Школьный социальный педагог должен взаимодействовать с детьми, изучать их психологические и возрастные особенности. Он должен проявлять профессионализм в общении со сложными детьми. Необходимо направлять деятельность на недопущение негативного воздействия на развитие личности каждого школьника.

Требования к должности социального педагога

Роль специалиста в школе велика и важна, поэтому к социальному педагогу предъявляются такие требования:

1. Высшее образование по специальности социальной педагогике или высшее педагогическое с переподготовкой и получением квалификации социального педагога.

2. Наличие опыта в методической работе.

3. Знание законодательных актов социальной сферы.

4. Знание социальной педагогики, возрастной и детской психологии.

5. Умение общения.

6. Навыки проведения мероприятий.

Должностные обязанности социального педагога в школе

Деятельность социальных педагогов должна начинаться с постановки целей и задач. Работу следует направлять на формирование у школьников умения общаться со взрослыми людьми и сверстниками. Требуется помочь детям научиться справляться со сложными ситуациями и адаптироваться в новых условиях. Поставленные задачи и цели определяют содержание основной деятельности социального педагога в школе.

Цели и задачи специалиста

Целью школьного социального педагога является формирование и поддержание необходимой благоприятной атмосферы для нормального личностного развития школьника: духовного и физического, нравственного и интеллектуального. Деятельность специалиста должна охватывать учебно-воспитательный процесс.

Основная задача – социальная защита учащихся, организация условий для полноценного развития детей, установление и поддержание партнерских взаимоотношений между школой и семьей.

Главными задачами являются:

· оказание социальной защиты детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения, детям с ограниченными возможностями;

· социальная защита и помощь школьникам в реализации прав и свобод;

· работа с одаренными детьми;

· культурно-просветительная работа с детьми, педагогами и родителями;

· исследовательская работа по выявлению неблагополучных семей, подростков, склонных к совершению преступлений, детей, имеющих проблемы со здоровьем;

· ведение пропаганды здорового образа жизни;

· организация работы по профориентации;

· формирование нравственных качеств и сознания.

Деятельность школьного социального педагога должна быть индивидуальной и адресной.

Функциональные обязанности социального педагога

Специалист имеет обширный круг обязанностей в школе:

1. Проведение комплексной работы по воспитанию, развитию, обучению и социальной защите в организациях, учреждениях и по месту проживания.

2. Изучение особенностей каждого ребенка, среды обитания и условий жизни. Визиты на дом. Ведение соответствующей документации.

3. Выявление потребностей, проблем, конфликтов и интересов. Наблюдение за поведением и выявление отклонений. Оказание необходимой и своевременной помощи и поддержки.

4. Посредничество между школьниками, родителями, специалистами различных организаций.

5. Определение методов и форм проведения социально-педагогической работы. Поиск способов решения возникающих проблем.

6. Принятие нужных мер для социальной защиты, помощи и реализации прав и свобод школьников.

7. Организация деятельности, направленной на проявление социальных предложений, а также реализацию программ и проектов.

8. Установление нравственных здоровых отношений в коллективе и социальной среде. Профилактика межличностных конфликтов.

9. Создание психологически комфортной обстановки, обеспечение сохранности здоровья и жизни. Тесное взаимодействие со школьным психологом.

10. Организация разнообразия деятельности школьников, с учетом персональных особенностей, интересов и способностей, развитие мотивации.

11. Участие в методической работе, планерках, заседаниях педагогического совета. Подготовка к проведению родительских собраний, а также воспитательных и оздоровительных мероприятий. Консультации и методическая работа с родителями.

12. Взаимодействие с педагогическим составом и родителями, работниками социальных служб и благотворительных организаций. Оказание помощи ученикам, которым нужна опека и попечительство, тем, кто попал в тяжелые ситуации.

13. Выявление происшествий с жестоким обращением с детьми в семье. Принятие мер по защите школьников от эгоизма родителей и насилия.

14. Работа с неуспевающими школьниками, с детьми, систематически пропускающими занятия, нарушающими дисциплину.

15. Составление планов работы на учебный год и каждую четверть.

16. Систематическое повышение профессиональных качеств и квалификации.

17. Обеспечение сохранности жизни и здоровья школьников в период образовательного процесса.

18. Соблюдение правил по пожарной безопасности и охране труда.

Социальный педагог объединяет усилия семьи, школы и всей общественности для оказания помощи и поддержки в воспитании и развитии детей.

В школах внедрение социально-педагогических методов должно решать основные задачи, поставленные перед социальной педагогикой:

· диагностику;

· социальную профилактику;

· социальную адаптацию;

· социальную реабилитацию.

Деятельность социального педагога направлена на поддержку каждого ребенка, помощи в решении возникших проблем. Он стремится к достижению школьником укрепления веры в себя, к обретению им чувства личности и дальнейшей реализации в жизни творческого и физического потенциала.

Должностные обязанности социального педагога в школе образец 1. docx

Должностные обязанности социального педагога в школе образец 2. docx

ohranatrud-ua.ru

Должностная инструкция социального педагога школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Киземская средняя общеобразовательная школа»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

«Киземская СОШ»

«___»_________201__ года

______________ О.И. Седнева

М.П. Подпись

Должностная инструкция социального педагога

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с социальным педагогом, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.

1. Общие положения.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность социального педагога.

1.2. Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы. 1.3. Социальный педагог должен иметь среднее или высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических или руководящих должностях.
1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.5. Социальному педагогу непосредственно подчиняются классные руководители по вопросам социальной защиты учащихся.
1.6. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об общеобразовательном учреждением», «Семейным кодексом» Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной Инструкции), трудовым договором. Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции.
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
2.1. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.
2.2. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и его микросреды, условий жизни.
2.3. Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.
2.4. Установление сотрудничества с органами социальной защиты.
3. Должностные обязанности.
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
— личностные проблемы учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки;
— перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации учащихся в современной социальной среде;
— ход и развитие проектов и программ по адаптации учащихся.
3.2. Прогнозирует:
— последствия запланированных проектов и программ по адаптации учащихся;
— тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы.
3.3. Планирует и организует:
— процесс разработки и реализации проектов и программ адаптации, учащихся к современным социальным условиям;
— мероприятия по повышению профессиональной компетентности классных руководителей по вопросам социальной адаптации;
— сбор и накопление информации о детях, испытывающих проблемы по социальной адаптации;
— систему внешних связей школы, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по адаптации учащихся;
— систему контроля за ходом проектов и программ адаптации, учащихся к современным социальным условиям.
3.4. Координирует:
— совместную деятельность отдельных участников проектов и программ по социальной адаптации учащихся;
— взаимодействие деятельности работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам социальной адаптации учащихся.
3.5. Руководит деятельностью классных руководителей по социальной адаптации учащихся.
3.6. Контролирует:
— реализацию проектов и программ социальной адаптации;
— ресурсное обеспечение проектов и программ социальной адаптации в школе;
— выполнение принятых решений в области социальной адаптации;
— дальнейшую социальную адаптацию выпускников школы.
3.7. Корректирует ход реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся.
3.8. Разрабатывает:
— нормативные документы для структур, участвующих в проектах и программах школы по социальной адаптации учащихся;
— отдельные фрагменты программ развития школы, других стратегических документов.
3.9. Консультирует:
— родителей и классных руководителей по социальной адаптации учащихся;
— лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой по вопросам социальной адаптации.
3.10. Содействует созданию:
— обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающегося;
— гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

3.11. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.

3.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению сотрудника школы.


4. Права.
Социальный педагог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Принимать участие:
— в разработке социальной политики и стратегии развития школы, в создании соответствующих стратегических документов;
— в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов социальной адаптации учащихся;
— в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по социальной адаптации учащихся, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;
— в ведении переговоров с партнерами школы по проектам и программам социальной адаптации учащихся.
4.2. Вносить предложения:
— о создании и ликвидации временных коллективов, групп и объединений, занимающихся проектами и программами социальной адаптации учащихся;
— о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов и программ социальной адаптации.
4.3. Устанавливать от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать социальной адаптации учащихся.
4.4. Запрашивать для контроля и внесения коррективов рабочую документацию классных руководителей и воспитателей ГПД по вопросам социальной адаптации.
4.5. Контролировать и оценивать ход и результаты проектов и программ социальной адаптации учащихся, налагать вето на те из них, которые чреваты ухудшением здоровья учащихся, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.
4.6. Требовать от участников учебно-воспитательного процесса соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер), социальной адаптации учащихся.
4.7. Давать обязательные распоряжения классным руководителям, воспитателям ГПД, психологу, классным воспитателям, младшему обслуживающему персоналу по вопросам социального характера.
4.8. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.
4.9. Повышать свою квалификацию.

4.10. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.12. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.

4.13. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.14. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.15. На иные права, предусмотренные трудовым законодательством.


5. Ответственность.

Социальный педагог несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового порядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

5.5. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время организации экскурсионных поездок и мероприятий


6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Социальный педагог:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели.
6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

6.3. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.
6.5. Информирует администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.

6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

infourok.ru

Должностные инструкции социального педагога

МОУ «Ватинская общеобразовательная

средняя школа» УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________ М.В.Октябрь

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № _____ «_____» _____ 20__ г.

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.

1.2.Социальный педагог назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Социальный педагог должен иметь как минимум среднее профес­сиональное образование.

1.4. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, и законами или нормативными правовыми актами правительства ХМАО, указами Президента Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образо­вания и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Пра­вилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряже­ниями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности социального педагога яв­ляются:

2.1. социально-педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе и по месту жи­тельства детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей, детей инвалидов из числа обучающихся;

2.2. реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и защиты обучающихся;

2.3. осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образо­ванию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жи­тельства обучающихся;

2.4. осуществляет контроль за выполнением Конвенции о правах ребенка.

2.5. оказывает социально – педагогическую помощь и поддержку учащимся оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3. Должностные обязанности

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанно­сти:

3.1.Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросре­ды, условия жизни.

3.2. Выявлеяет интересы и потребности , трудности и проблемы, конфликтыне ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

3.3.Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической ра­боты, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и сво­бод личности обучающихся.

3.4.Организует различные виды социально ценной деятельности обу­чающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

3.5.Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает ох­рану их жизни и здоровья.

3.6.Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, по обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

3.7.Взаимодействует с учителями, родителями (законными предста­вителями) обучающихся, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительны­ми и иными организациями в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, детей с девиантным поведением из неблагополучных семей, а также попав­шим в экстремальные ситуации.

3.8. Оказывает помощь детям из многодетных, неполных, неблагополучных, малообеспеченных, опекаемых семей.

3.9. Принимает участие в организации мероприятий по профилактике наркомании и СПИДА, безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся школы.

3.10. Представляет:

— ежегодный аналитический и статистический отчет;

— отчет о выполнении Федерального закона № 120- ФЗ от 24.06.1999 г. «Об

основах системы профилактики безнадзорности и беспризорности

несовершеннолетних»;

— контрольный список неблагополучных семей по состоянию;

— сводную аналитическую информацию по утвержденным формам;

— статистический отчет практической деятельности социального педагога;

— отчет о деятельности, направленной на профилактику беспризорности и

правонарушений среди детей и подростков;

— информацию по профилактической работе с неблагополучными семьями.

3.11.Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасно­сти и противопожарной защиты.

3.12.Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.

3.13. Систематически повышает свою профессиональную квалифи­кацию.

3.14.Участвует в работе педагогического совета школы и совещани­ях, проводимых администрацией школы.

3.15.Проходит периодические бесплатные медицинские обследова­ния.

3.16.Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, обществен­ных местах, соответствующие общественному положению педагога.

3.17. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть под руководством заместителя директора по воспитательной работе.

3.18. Выступает посредником между личностью обучающихся и школой, семьей, средой, специалистами различных служб, ведомств и административных органов.

4. Права

Социальный педагог имеет право:

4.1.Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Ус­тавом школы.

4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.4. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом-психологом норм профессиональной этики.

4.5.На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рассле­дования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.6.Свободно выбирать и использовать методы и методики социаль­но-педагогической работы.

4.7.Повышать квалификацию.

4.8.Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую ква­лификационную категорию и получить ее в случае успешного прохож­дения аттестации.

4.9. Проводить обследование условий жизни и воспитания обучающихся, для предоставления информации в управление образования, прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

5. Ответственность

5.1. В установленном законодательством Российской Федерации по­рядке социальный педагог несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время социально-педагогических ме­роприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспи­танников) во время проведения подобных мероприятий.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважитель­ных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных норматив­ных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Ин­струкцией, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка социальный педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный про­ступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную от­ветственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Социальный педагог:

6.1.Работает по графику, составленному, исходя из 36-часовой рабо­чей недели, и утвержденному директором школы.

6.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учеб­ную четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет директору школы письменный отчет о своей дея­тельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого четного периода и по окончании учебного года.

6.4. Представляет отчет в отдел опеки и попечительства Комитета по социальной защиты администрации Нижневартовского района по установленному графику.

6.5. Получает от администрации школы материалы нормативно-пра­вового и организационно-методического характера, знакомится под рас­писку с соответствующими документами.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, вхо­дящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими и ме­дицинскими работниками школы, родителями (законными представи­телями) обучающихся (воспитанников), а также с органами опеки (по­печительства) и социальной защиты.

Согласовано: ________ ___________________

Председатель профкома (подпись) (расшифровка подписи)

Дата:

С инструкцией ознакомлен (а): _________ ____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата:

С инструкцией ознакомлен (а): _________ ____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Дата:

infourok.ru

Должностная инструкция социального педагога | Должностные обязанности социального педагога, образец должностной инструкции социального педагога — Rabota.ru

Обеспечить нормальное безболезненное включение ребенка в общество — вот суть должностных обязанностей социального педагога. Поэтому в должностной инструкции социального педагога так много внимания уделено контактам с родителями, коллегами-педагогами, представителями детских и молодежных организаций, чиновниками и т. д. В нашем образце должностной инструкции социального педагога приведены основные функциональные обязанности специалиста этого направления.

Скачать в .doc

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция социального педагога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов.
1.2. Социальный педагог назначается на должность и освобождается от нее приказом приказом директора учреждения.
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения.
1.5. На должность социального педагога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее образование по специальности «Социальная педагогика» или высшее педагогическое образования с последующей переподготовкой и присвоением квалификации «Социальный педагог».
1.6. Социальный педагог должен знать:
— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов по вопросам образования;
— основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства;
— общую и социальную педагогику;
— педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;
— социально-педагогические и диагностические методики.
1.7. Социальный педагог руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами учреждения;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности социального педагога

Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
2.2. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
2.3. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
2.4. Выступает посредником между личностью обучающихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
2.5. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
2.6. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
2.7. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
2.8. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
2.9. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
2.10. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.

3. Права социального педагога

Социальный педагог имеет право:
3.1. В пределах своей компетенции от имени школы устанавливать деловые отношения с учреждениями образования, спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты, детскими и молодежными организациями, службами психологической и социально-педагогической помощи, органами местного самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях социально-педагогической помощи учащимся, защиты их прав, здоровья и жизни.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность социального педагога

Социальный педагог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
 

К списку должностных инструкций

www.rabota.ru

Работа социального педагога в школе

Работа социального педагога в школе

 

«Социальный педагог – соратник ребенка,
и его педагогическое искусство состоит в том,
чтобы не делать все за ребенка, а вовлечь его в деятельность.                                         Социальный педагог помогает воспитаннику понять окружающий мир…»
Ю.В. Василькова.

Решение социальных проблем вышло на государственный уровень. Назревшие проблемы общества требуют создание социально-педагогической службы по работе с детьми, семьей и молодежью по разным направлениям социальной защиты.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Социальный педагог в современных общественных условиях должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом, как к социальному педагогу, так и к личности воспитуемого.

Основной задачей в работе социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

Цель деятельности социального педагога– социальная адаптация личности ребенка в обществе.

 

 

 

Должностные обязанности социального педагога

 

— Изучает психолого – медико — педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

— Определяет задачи, формы, методы социально – педагогической работы, способы, решения личных и социальных проблем ребёнка, принимает меры по социальной защите  и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников, детей.

— Выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, детьми и учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств, и административных органов.

— Осуществляет комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся (воспитанников) в организациях образования и по месту жительства, обеспечивающих адаптацию личности к жизни в обществе.

—  Координирует работу по патронату, обеспечению жильём, пособиями, пенсиями, имущественными и неимущественными правами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, инвалидов с детства.

— Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся ( воспитанников) во внеурочное время.

— Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

— Обеспечивает связь между ребёнком и государственными, общественными организациями и социальными службами.

— Взаимодействует с учителями, родителями, и иными законными представителями.

—   Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

— Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных учебных программ в организации образования.

 

 

Социальный педагог должен знать

 

— Конституцию Республики Казахстан;

— Законы Республики Казахстан «Об образовании», « О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», « О правах ребёнка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О борьбе с коррупцией», «О языках в Республике Казахстан» и другие нормативные правовые  акты по вопросам образования;

— Основы социальной политике;

— Общую и социальную педагогику;

— Педагогическую, социальную, возрастную, и детскую психологию;

— Основы валеологии и социальной гигиены;

— Социально-педагогические и диагностические методики;

— Методику воспитательной работы, основные направления развития педагогической науки;

— Анализ и программирование социально-педагогической работы;

— Основы законодательства о труде;

— Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— Санитарные правила и нормы

 

Функциональные обязанности социального педагога

 

1.     Изучение условий развития ребёнка в семье, школе, определение уровня развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;

— создание картотеки, банка данных наблюдаемых детей и семей о проблемных и конфликтных ситуаций

— планирование и анализ результативности социально-педагогической работы.

      2.  Профориентационная работа и трудоустройство несовершеннолетних.

          Социально-правовое просвещение учителей, родителей, профилактика               конфликтов, правонарушений и наркозависимости.

3.     Работа с социально-неблагополучными семьями:

— малообеспеченные

— многодетные

— группы «риска»

      4. Оказание помощи родителям в случаях социальной несостоятельности семьи (инвалиды, многодетные, малообеспеченные и неблагополучные семьи) перенесшие кризисные ситуации и другие, обратившиеся за помощью.

      5.  Решение проблем сиротства и опекунства.

      6.  Коррекция социальной и школьной дезадаптации.

      7. Создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и гуманистического отношения к детям, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      8. Принятие мер по социальной защите, помощи детям входит с предоставлением в комиссию по защите прав и законных интересов детей, опеку, и попечительства.

      9. Проведение разъяснительной правовой работы, организация встреч с юристами, психиатрами и другими заинтересованными службами.

      10. Контакт с органами власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства.

       11. Совместная работа с психологом с группой «риска», неблагополучными семьями, проводит консультирование, анкетирование и рейдовые мероприятия, «Всеобуч», «Подросток», «Компьютерные игровые клубы».

       12. Работа с инспектором ИДН УВД по профидактике правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков.

           

 

Перечень документов, необходимых в работе социального педагога

1.     Нормативные документы (международные документы, ратифицированные Республикой Казахстан, законы Республики Казахстан, подзаконные нормативные правовые акты, государственные и региональные программы).

2.     Входящие документы, материалы в помощь социальному педагогу.

3.     Исходящие документы.

4.     Банк данных на состоящих на учёте:

— общие сведения: сколько учащихся состоит на учёте в ОДН, в школе, в группе риска, сколько многодетных семей, в них детей, неблагополучных семей, вних детей.

— списки состоящих на учёте в ОДН, списки состоящих на учёте в школе, списки группы риска. Учёт посещаемости, успеваемости состоящих на учёте.

— картотека на учащихся по форме: ф.и.о, национальность, класс, дата рождения, дом. адрес, сведения о родителях, дата постановки на учёт, причина постановки.

           Материалы по работе с ними: акты обследования семьи, характеристики, отчёты классных руководителей (ежечетвертные) о работе с учащимися.

           Неблагополучные семьи (причина постановки на учёт, дата постановки), сведения о проведенной  работе с ними (справки о посещении квартиры, протоколы заседаний).

5.     Списки, картотека на многодетные и малообеспеченные семьи. Справки, ведомости на получение материальной помощи, проездных, списки на бесплатное питание.

6.     Материалы на детей-сирот.

7.     Летний отдых, занятость учащихся в кружках, секциях.

8.     Материалы, рассматриваемые на комиссии, в суде (дел, решения комиссии, суда)

9.     Планы работы по профилактике правонарушений, совместный план работы с ОДН, план  работы по правовому всеобучу (лекции, беседы, викторины, дебаты, другое).

10.                       Справки о проводимой работе, отчёты, информация (полугодие, месячники, декады).

11.                       Совет профилактики правонарушений (протоколы заседаний, проводимых ежемесячно, список членов совета).

12.                        Журнал учёта мероприятий, встреч, проведенных лекций представителями прокуратуры, работниками здравоохранения, центров.

13.                        Рейды (графики, справки об итогах), справки о посещении квартир.

14.                        Журнал учёта индивидуальных бесед с родителями, учащимися.

15.                       Выписка из учебного плана (дата педсовета, совещания при директоре, где рассматриваются вопросы профилактики).

16.                       Материалы по работе наркопоста (план, отчёты, список).             

 

 

infourok.ru

Школа 63 — Должностная инструкция социального педагога

СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзного

комитета

_______ С.Р. Аверьянова

Протокол № _____ от _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ «СОШ №63»

_________ Т.П. Константинова

Приказ №

от

 

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное

 учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №63»

 

Должностная инструкция №

 

 

Должностная инструкция  социального педагога

 

 

  1. Общие положения

 

Социальный педагог – это посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственно – общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.

 

         1.1.   Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с

Законом РФ «Об образовании», Трудовым Кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 08 2010 N 761н в составе раздела «квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей,  специалистов и служащих

         1.2.   Социальный педагог назначается и освобождается от должности

директором школы.  На период отпуска, командировки или временной

нетрудоспособности социального педагога  его обязанности могут быть

возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной (воспитательной)

работе, учителя, социального педагога, классного руководителя из числа наиболее

опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях

осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Основными целями социального педагога являются:

            — Социальная защита прав детей;

            — Социально-педагогическая реабилитация и адаптация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

            — Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий со стороны несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете.

 

  1. Квалификационные требования

 

2.1. На должность социального педагога назначается образовательного учреждения  назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

         2.2. Социальный педагог должен знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Конвенцию о правах ребенка, основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного законодательства; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методы и  способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами, по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; социально-педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), навыки социально — педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

 

  1. Функциональные обязанности

 

Социальный педагог выполняет следующие обязанности:
        3.1. Осуществляет  комплекс мероприятий по воспитанию,  образованию,
развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).

         3.2. Выявляет  интересы  и  потребности,   трудности   и   проблемы,
конфликтные ситуации,  отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
         3.3. Выступает     посредником     между    личностью    обучающихся
(воспитанников, детей)  и  учреждением,  семьей,  средой,   специалистами
различных социальных служб, ведомств и административных органов.
         3.4. Определяет  задачи,  формы,   методы   социально-педагогической
работы, способы  решения  личных и социальных проблем,  принимает меры по социальной защите и социальной помощи,  реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
         3.5. Организует  различные  виды   социально   ценной   деятельности
обучающихся (воспитанников,  детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие  социальных  инициатив,  реализацию  социальных  проектов   и программ, участвует в их разработке и утверждении.
        3.6. Способствует  установлению   гуманных,   нравственно   здоровых
отношений в социальной среде. Содействует созданию  обстановки  психологического  комфорта  и безопасности личности  обучающихся (воспитанников,  детей),  обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

        3.7. Взаимодействует    с   учителями,   родителями   (лицами,   их
заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с  благотворительными  организациями  и др.  в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

3.8. В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:

   —  Руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Оренбургской области, Конвенцией ООН о правах ребенка, настоящим Положением и Правилами внутреннего распорядка Учреждения.

    — Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией.

    — Собирать аналитические данные по социальным категориям учащихся.

    — Совместно с администрацией выделять приоритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального педагога.

   — Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции.

    — Планировать и вести регистрацию выполненной работы с  соблюдением сроков и форм отчетности докладывать о результатах своей работы.

 

4.    Права

 

Социальный педагог  имеет право

  1. Заявить  себя на более высокий разряд.

4.2. Иметь доступ к документам образовательного учреждения в части дел, касающихся учащихся.

4.3. Собирать информацию, связанную с изучением интересов детей и подростков.

4.4. Проводить социологические опросы, диагностические обследования условий жизни детей.

4.4.Делать официальные запросы в государственные и общественные организации по поводу создания и решения личных проблем несовершеннолетних.

 

  1. Ответственность

 

Социальный педагог  несет персональную и юридическую ответственность

         5.1.   За жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса.

         5.2.   За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных

причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных

локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы,

должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

         5.4.   За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка учитель может быть освобожден от

занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом

Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный поступок не

является мерой дисциплинарной ответственности.

         5.5.   За причинение школе или участникам образовательного процесса

ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей

учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах,

установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

 

  1. Взаимоотношения

 

6.1. Социальный педагог в процессе своей деятельности взаимодействует с

ученическим, педагогическим, административным коллективами

  6.2.   Социальный пе6дагог  взаимодействует с родителями обучающихся.

  6.3.   Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким. График работы социального педагога утверждается руководителем. При  его составлении  учитывается время, затраченное вне учреждения образования на выполнение своих служебных обязанностей.

 

7. Основные направления работы социального педагога

 

  • учет детей всех категорий, нуждающихся в охране прав и защите их интересов;
  • помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка;
  • помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость школы и успеваемость;
  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;
  • распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
  • консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса, воспитания детей в семье и т.п.;
  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
  • помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми;

объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся и их семьям

 

  1. Основные критерии эффективности работы

 

  • анализ социально – педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума и результатов их решения,
  • динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства,
  • динамика изменений в уровне отношений детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям,
  • результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне,
  • оценка социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата,
  • динамика развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества,
  • уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Примерный перечень документации и методической литературы социального педагога образовательного учреждения

 

 

1. Текст Конвенции ООН о правах ребенка, законов Российской Федерации и Оренбургской области по осуществлению прав ребенка, а также подзаконные акты по этой проблематике.

2. Должностная инструкция социального педагога.

3. Перспективный план работы социального педагога.

4. Циклограмма или график работы, утвержденный руководителем учреждения.

5. Журнал учета рабочего времени.

6. Документация по вопросам опеки и попечительства, защите прав ребенка.

7. Списки учащихся всех категорий детей, нуждающихся в охране прав и защите их интересов.

8. Социальный паспорт МОБУ «СОШ №63».

9. Журнал учета работы с семьями детей, нуждающихся в охране прав и защите их интересов.

10. План совместной работы образовательного учреждения и ОППН.

11. Методические рекомендации, памятки для родителей.

12. Методические рекомендации для классных руководителей по решению социальных проблем в жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

13. Справочная информация по городским, окружным и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.

14. Журнал входящей и исходящей документации.

15. Отчет социального педагога за прошлый учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

Основные этические принципы деятельности социального педагога.

  1. Принцип конфиденциальности и информированности клиента.

Полученная информация не подлежит разглашению. Участие учащихся, их родителей, педагогов в социально – психолого – педагогических процедурах должно быть осознанным и добровольным. Заключение социального педагога предлагается клиенту в виде четких рекомендаций, не содержащих невыполнимых условий. Присутствие третьих лиц во время консультирования допускается только с согласия клиента или лиц, несущих за него ответственность (родителей или лиц, их заменяющих).

  1. Принцип компетентности.

Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.

  1. Принцип ответственности.

При принятии решения об оказании социально – педагогической помощи несовершеннолетним, социальный педагог несет ответственность за последствия выбранного и используемого им вмешательства. Социальный педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и степени компетентности.

  1. Принцип этической и юридической правомочности.

Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально – педагогической деятельности.

  1. Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики.

Социальному педагогу целесообразно воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его профессиональной деятельности. В соответствии с действительным состоянием науки и практики на данный момент социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать возможности и достижения социальной педагогики.

  1. Принцип благополучия клиента.

В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает всех субъектов образовательного процесса, руководствуясь принципом «не навреди». В профессиональной деятельности социального педагога приоритетными являются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. Нельзя допускать дискриминации клиентов по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и другим различиям.

7. Принцип профессиональной кооперации.

Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений. Следует воздерживаться от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов. Нарушение профессиональной этики, не устраненное неформальным путем, обсуждается на заседании методического объединения социальных педагогов. 

school63.my1.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *