Главная функция конституции – . ., ,

Принципы и функции конституции.


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 20Следующая ⇒

 

Принципы конституции

1. Демократизм и полновластие народа. Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства проявляется и в том, что Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов, наиболее важные вопросы выносятся на референдумы, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

2. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3. Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод. Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: "Все равны перед законом и судом". И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

4. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

5. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения: ст. 8, закрепляющей единство экономического пространства и ст. 67 - единство территории; ст. 68, устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74, закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов; ст. 75, устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

6. Равноправие и самоопределение народов. Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в составе Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреплен в Преамбуле Конституции РФ, в ст. 5 - устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающей, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст. 73 - закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

 

Содержание, структура и основные черты Конституции РФ 1993 г.

На структу­ру и содержание Конституции России 1993 г. большое влияние оказали опыт разработки и принятия конституций зарубежных стран развитой демократии, особенно опыт послевоенных десятилетий, а также смена идеологических и политических ценностей и ориентиров в современ­ном российском обществе.

Структура

Конституции РФ включает: преамбулу; 9 глав, содер­жащих 137 статей первого, основного раздела конституции, а также второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Основная часть Конституции РФ открывается главой об основах конституционного строя. Именно в этой главе обычно закрепляются самые общие и важные принципы и положения консти­туции, являющиеся исходными, первичными, учредительными для других ее статей, иных законов и всей нормативно-правовой системы страны. Так, в Конституции РФ в данной главе закрепляется демокра­тическая сущность, правовой, социальный и светский характер российского государства, его республиканская форма правления, а в последу­ющих главах все это конкретизируется и развивается. В этой же главе четко определяется первостепенные место и роль соблюдения и защи­ты прав и свобод человека в жизни и деятельности общества и государ­ства, а в специальной, второй главе это основополагающее положение очень широко и подробно расшифровывается и воплощается в конкрет­ные права и свободы человека и гражданина и их гарантии. Точно так же, в первой главе зафиксированы самые общие основы федеративного устройства страны, а в отдельной, третьей главе раскрываются конкрет­ный состав РФ, статус ее субъектов, конкретные принципы и механиз­мы организации, функционирования и деятельности Федерации и ее субъектов. То же можно сказать относительно вопросов местного само­управления: сам принцип его отражен в гл. 1 (ст. 12), а более подробно об этом речь в главе 8. Если сама Конституция РФ представляет собой основу всего законодательства страны, как и каждой его отрасли, то ее первая глава, можно сказать, служит своеобразной «основой основ».

Принципиально по-новому решен в Конституции России вопрос о месте главы о правах и свободах личности. Раньше в советских консти­туциях такая глава либо вообще отсутствовала, либо была отодвинута в конец текста (например, в Конституции РСФСР 1938 г.), что, несо­мненно, отражало действительное отношение к личности, ее правам и свободам в тоталитарном обществе и государстве. Теперь же, когда уже в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства яв­ляется признание, соблюдение и защита этих прав и свобод, вполне логично и обоснованно выдвижение этой главы вперед.

Третье место по праву отведено главе «Федеративное устройство». Без предварительного решения этой группы проблем в конституции федеративного государства невозможно закрепить систему органов го­сударственной власти, принципы и механизм их деятельности, чему посвящены последующие четыре главы Конституции РФ (гл. 4—7). В отличие от унитарного государства, в федеративном государстве принцип разделения властей, их предметов ведения и полномочий осу­ществляется не только в «горизонтальном», но и в «вертикальном», политико-территориальном аспекте, т.е. как распределение предметов ведения и полномочий между федерацией в целом и ее субъектами. Естественно поэтому, что глава 4 «Президент Российской Федерации», глава 5 «Федеральное Собрание», глава 6 «Правительство Российской Федерации» и глава 7 «Судебная власть и прокуратура» должны исходить из содер­жания не только первых двух, но и третьей главы Конституции РФ.

Особо следует выделить вопрос о главе 8 «Местное самоуправле­ние». В советских конституциях, в том числе и в Конституции РСФСР 1978 г., такой главы не было.

Завершается основная часть Конституции РФ главой 9 «Конститу­ционные поправки и пересмотр Конституции», в которой говорится о том, кто может вносить предложения о поправках и пересмотре поло­жений Конституции и в каком порядке эти предложения рассматрива­ются и принимаются, о чем подробнее — несколько ниже.

Второй раздел Конституции РФ составляют «Заключительные и переходные положения». В отличие от основной части Конституции, т.е. ее первого раздела, эта часть изложена не в форме статей, а в форме ряда последовательных пунктов, закрепляющих: день ее принятия; день ее вступления в силу и одновременное прекращение действия предшествующей конституции.

Сказанное выше о структуре Конституции РФ позволяет сделать общий вывод, что она в целом вполне отвечает общим требованиям, предъявляемым конституционной теорией к современным конститу­циям. Она, несомненно, учла как накопленный мировой конституцион­ный опыт, так и своеобразие нашей страны, исторических и существу­ющих на сегодня условий ее развития. Эта структура достаточно логич­на, стройна и последовательна.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Функции Конституции в современный период: некоторые аспекты

Библиографическое описание:

Баймаханова Д. М. Функции Конституции в современный период: некоторые аспекты [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 14-17. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/41/1974/ (дата обращения: 02.09.2019).

Республика Казахстан 27 января 2012 года Президент РК – Лидер Нации Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с посланием народу Казахстана «Социально экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», где обратил особое внимание на необходимость неукоснительного соблюдения норм нашей Конституции о государственном и русском языках. «Это нормы нашей Конституции, которые никому не позволено нарушать» [1]. Это высказывание полностью относится ко всем другим нормам Конституции РК. Президент РК неоднократно в своих выступлениях отмечал важность неукоснительного и четкого выполнения положений Конституции.

Роль конституции в жизни общества многогранна и выражается через ее функции. Вопрос о функциях конституции в юридической литературе является спорным.

Например, одни авторы выделяют 4 функции конституции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую и идеологическую [2, c.46]. К.К. Айтхожин называет 3 функции, присущие конституции: политическую, юридическую и идеологическую [3, c.72-74]. Другие авторы поддерживают эти точки зрения или называют некоторые другие функции, на их взгляд, присущие конституции.

На наш взгляд, следует отметить следующие функции конституции:

1) учредительная (или закрепительная) функция. Эта функция состоит в том, что Основной закон учреждает и закрепляет основные принципы и устои конституционного строя и политики государства. Конституция закладывает основы правового порядка в стране. Ею определяется и из нее вытекает весь строй правовых отношений в обществе. Конституция закрепляет основные права и свободы граждан, их обязанности, формы собственности, присущие казахстанскому обществу. В этом одно из важнейших проявлений учредительной функции Основного закона РК.

Конституция 1995 г. в статье 1 закрепляет, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [4, с.4].

Демократическое государство – понятие, определяющее Казахстан, прежде всего как республику, государство с республиканским строем, в котором обеспечивается народовластие, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление.

В государстве с республиканским строем народ обладает учредительной властью принимать Конституцию, непосредственно избирать главу государства и Парламент, сменять их по истечению срока полномочий. Республиканский строй (независимо от формы правления, президентской, парламентской или смешанной), предоставляет оптимальные возможности для реального выявления воли и последовательного отстаивания интересов большинства казахстанцев высшими органами государства.

В то же время демократическое государство создает возможность для выражения и учета интересов меньшинства и отдельных граждан, независимо от их социального и национального происхождения, от других особенностей, предоставляя им в соответствии с Конституцией РК свободу слова, совести, выбора языка и национальности, право на объединение, на митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, равное право на доступ к государственной службе, на участие в управлении делами государства и др.

Одним из основополагающих принципов деятельности Республики как демократического государства выступает «общественное согласие и политическая стабильность» (п. 2 ст. 1 Конституции). Политический режим в демократическом государстве использует преимущественно демократические методы и способы осуществления власти [5, с.26-27].

В демократическом государстве реализуется принцип народовластия, что означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление этой власти народом в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами в форме государственной власти и местного самоуправления.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, так и непосредственно, делегируя осуществление своей власти государственным органам.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, в которых выражается воля тех, кого они представляют: весь народ или население, проживающее на той или иной территории.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа либо каких-либо групп населения [6, с.86]. Непосредственной следует называть ту разновидность демократии, которая:

а) характеризуется тем, что население прямо, без посредствующих органов и иных структур, участвует в управлении государством и обществом;

б) выражается в разнообразных управленческих действиях населения (голосование, обсуждение, принятие решений, контроль и т.д.), из которых одни являются императивными и обязательными для всех участников государственной и общественной жизни, а другие имеют характер рекомендаций и предложений;

в) распространяется лишь на указанные в законодательстве сферы государственной и общественной деятельности и охватывает определенный и закрепленный в нем перечень вопросов.

Непосредственная демократия охватывает разнообразные формы от простых до сложных, действующих во многих сферах жизни государства и общества. Количество таких сфер и их границы, а значит – набор форм непосредственной демократии, соотношение их простых и сложных видов могут меняться в зависимости от политической конъюнктуры в стране, соотношения социальных, межнациональных, элитарно-групповых и иных сил, стратегических и тактических задач государства и т.д. Эти формы нельзя рассматривать как бессистемную, случайно подобранную совокупность форм, малосвязанных друг с другом. Наоборот, в идеале все они должны составлять некое единство и целостность, где каждая форма дополняет другие и в них же находит свое развитие и продолжение. В то же время нельзя не отметить разветвленность системы названных форм, охват ее воздействием большого круга общественных отношений.

Представительная и непосредственная формы демократии выполняют определенные функции, в которых раскрывается их сущность и социальное предназначение. Одной из этих функций, представляется, служит функция выявления, выражения интересов человека и гражданина, осуществление и защита его прав и свобод. Обе эти формы демократии вносят каждая свой вклад в решение проблем прав человека.

Принцип разделения единой государственной власти на ветви – один из основополагающих принципов Республики Казахстан, гарантирующий от насильственного присвоения власти в стране. В Конституции 1995 г. четко устанавливается и разграничивается компетенция Парламента, Правительства и Верховного Суда Республики при соответствующих полномочиях Президента Республики по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти [7, с.51-54].

Ст. 5 Конституции закрепляет признание идеологического и политического многообразия, то есть плюрализма. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. Еще Конституция 1993 г. установила, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Идеологическое и политическое многообразие означает также создание возможностей оказывать влияние на политическую жизнь страны всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции [8, с.90].

2) организаторская функция. Она заключается в том, что конституция закрепляет систему, главные функции и формы деятельности всех государственных органов, то есть конституция закладывает основы эффективного, организованного функционирования всего государственного механизма в сочетании с местным самоуправлением.

В соответствии со статьей 49 Конституции РК 1995 г. Парламент РК является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Этот орган является высшим в иерархии представительных органов. Этот орган занимается законотворчеством, тогда как другие представительные органы принимают решения, обязательные для исполнения в масштабах их административно-территориальных единиц, но законы, то есть акты, обязательные для исполнения в масштабах всей страны, принимает Парламент. В определенных случаях законотворчеством может заниматься Президент.

Парламент – это представительный орган, что означает, что он является институтом представительной демократии, то есть это – выборный орган, выражающий, представляющий интересы народа РК через избранных им депутатов.

Парламент является постоянно действующим органом, то есть работает на постоянной основе. Очередная сессия Парламента начинается с первого рабочего дня сентября и заканчивается в последний рабочий день июня.

Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

  1. правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц;

  2. режима собственности и иных вещных прав;

  3. основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;

  4. налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;

  5. республиканского бюджета;

  6. вопросов судоустройства и судопроизводства;

  7. образования, здравоохранения, социального обеспечения;

  8. приватизации предприятий и их имущества;

  9. охраны окружающей среды;

  10. административно-территориального устройства Республики;

  11. обеспечения обороны и безопасности государства.

Права и свободы граждан связаны со всеми этими пунктами, но наиболее рельефно эта связь видна в п.п. 1, 2, 7. Поэтому деятельность Парламента в этой сфере, принятие современных и грамотных законов имеет особое значение.

Сегодня трудно найти конституцию, в которой не было бы раздела об основных началах организации и деятельности законодательного органа, его функциях и полномочиях. Но не все конституции содержат общее определение Парламента либо перечисляют его функции. В Конституции Австрии вообще не упоминается о Парламенте, а говорится о 2 палатах и о полномочиях каждой из них. В Основном Законе ФРГ имеются разделы о бундестаге и бундесрате, и об их полномочиях. И все же в большинстве конституций дается развернутое определение Парламента и свойственных ему функций. Обычно Конституции подчеркивают законодательную функцию представительного учреждения. Этот акцент характерен для конституций, придерживающихся принципа жесткого разделения властей. Эта особенность присуща и «старым» конституциям (США), и основным законам «среднего возраста» (Мексика), и новейшим конституциям (Бразилия). Но и конституции парламентарных стран выделяют роль Парламента в качестве единственного законодателя (Япония, Индия).

Как общенациональный представительный орган страны, Парламент облечен верховной законодательной властью. Это единственный орган в государстве, который правомочен издавать акты высшей юридической силы. Осуждение и принятие законов – его главная функция и ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят Парламентом. Ключевую роль в сфере законодательных полномочий Парламента играет принадлежащее ему право принимать основной финансовый закон страны – бюджет, определяющий государственные расходы и доходы [9, с.525-527].

3) правовая функция (представляется, что ее можно назвать нормативно-регулятивная) – конституция выступает в качестве ядра всей правовой системы, юридически устанавливает важнейшие принципы, являющиеся исходными для различных отраслей права, как бы объединяет их в единую правовую систему. Конституция обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Основной Закон устанавливает систему нормативных актов государства, соподчиненность их, порядок отмены.

4) внешнеполитическая функция. Она состоит в том, что конституция является также фундаментом внешнеполитической деятельности государства. В Основном Законе отражены основы внешнеполитической деятельности государства, а также закреплен принцип приоритета общемировых, общечеловеческих ценностей над узкоклассовыми при решении международных проблем.

Согласно ст. 72 Конституции РК, Конституционный Совет «3) рассматривает до ратификации международные договоры Республики на соответствие их Конституции». В ст. 74 установлено, что «1. Законы и международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны, либо, соответственно ратифицированы и введены в действие» и стать составной частью правовой системы государства.

Но Конституция РК не определяет, какой орган может толковать международные договоры. В ст. 72 п. 4 Конституции лишь говорится, что Конституционный Совет «дает официальное толкование норм Конституции». За ним функция толкования международных договоров не предусмотрена и в Законе Республики Казахстан «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года. Поэтому в Казахстане в законодательном порядке должен быть определен орган, полномочный давать толкование содержания международных договоров, в том числе по правам человека.

Исходя из смысла содержания норм Конституции и полномочий Конституционного Совета рассматривать международные договоры на соответствие Конституции РК, представляется, что толкование международных договоров в РК должно быть возложено на Конституционный Совет и закреплено в законодательстве: Конституции РК или Законе РК «О Конституционном Совете Республики Казахстан», что позволит значительно поднять статус Конституционного Совета как органа, выполняющего особую роль во взаимодействии международного и внутригосударственного права РК, в предотвращении коллизий между нормами двух правовых систем. Представляется, что с данной позицией, высказанной казахстанским исследователем К.А. Махановой, следует согласиться [10, с.60-61].

Кроме вышеперечисленных, можно было бы выделить еще одну функцию конституции – функцию гармонизации и эффективного сочетания интересов: а) различных классов и социальных групп; б) всех наций и народностей нашей страны; в) гармонизации интересов личности, общества и государства.

Многие авторы в учебниках и учебных пособиях отмечают такую функцию конституции, как идеологическая. В старых учебниках по государственному праву СССР обозначалось, что Конституция является творческим документом научного коммунизма, отражает воззрения марксизма-ленинизма по многим вопросам теории и практики социалистического и коммунистического строительства. Сама Конституция характеризовалась как политико-правовой акт, документ воспитательного, пропагандистского характера. В современный же период, когда в Конституции РК закреплен принцип политического и идеологического многообразия, на наш взгляд, выделять идеологическую функцию конституции не следует. Представляется, что авторы в какой-то степени путают эту функцию с воспитательной функцией, функцией создания идеального образа, к которому следует стремиться.

Функции Конституции РК многогранны, ее потенциал, как подчеркивают в своих трудах и выступлениях Президент РК, представители научной общественности, далеко не исчерпан, ее положения необходимо неукоснительно исполнять и развивать в актах текущего законодательства.


Литература:
  1. Послание Президента РК - Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», - Казахстанская правда, 2012, 28 января №32(26851).

  2. Теоретические основы Советской Конституции / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. – М.: Наука, 1981. – С. 46.

  3. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник / Отв. ред. М.С. Нарикбаев. – Алматы, 2001. – 652 с.

  4. Конституция Республики Казахстан. Принята 30 августа 1995 г. – Алматы, 2007. – 44 с.

  5. Толковый словарь Конституции Республики Казахстан. – Алматы.: Жеті жарғы, 1996. – 365 с.

  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М: Юристъ, 1996. – 479 с.

  7. Толковый словарь Конституции Республики Казахстан. – Алматы.: Жеті жарғы, 1996. – 365 с.

  8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М: Юристъ, 1996. – 479 с.

  9. Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В.Е. Чиркин– М.: Изд. фирма «Манускрипт», 1996. – 729 с.

  10. Сочетание международно-правовых и внутригосударственных форм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина / Отв. ред. М.Т. Баймаханов. – Астана, 2007. – 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Конституция, Казахстан, функция Конституции, Конституционный Совет, демократическое государство, непосредственная демократия, функция, местное самоуправление, политическое многообразие, республиканский строй.

moluch.ru

Понятие и функции Конституции. Функции Конституции РФ :: BusinessMan.ru

Конституция является Основным законом государства и представляет собой важнейший юридический документ, который закрепляет основы государственной власти и ее взаимодействия с отдельными гражданами и всем обществом. Нормы этого закона имеют высшую силу по сравнению с предписаниями других документов.

Положения Основного закона выполняют важнейшие функции. Конституции отводится роль регулятора связи государства с обществом. Но этим ее влияние не ограничивается.

Понятие и функции Конституции являются категориями постоянного изучения юристами и предметом дискуссий между ними. Это обусловлено тем, что названные аспекты являются основополагающими для всей правовой отрасли.

Основные положения

Функции Конституции распространяются не только на регулирование общественных отношений, но и на людское правосознание и поведение, на формирование моральных устоев и культуры общества. Они обеспечивают связанность и результативность взаимодействия всех правовых и социальных элементов. Таким образом, через многогранность направлений воздействия можно определить значение, которое имеют функции Конституции для жизни каждого государства.

К вопросу о сущности Конституции

Понятие сущности Основного закона относится к разряду философских. В науке существует несколько подходов к пониманию значения Конституции.

  1. Нормативистский видит сущность этого документа в закреплении определенных норм и институтов.
  2. В свою очередь, приверженцы естественного права видят в Конституции общественный договор.
  3. Ученые-социологи полагают, что этот акт выражает реальное отношение общественных сил в государстве.
  4. Марксисты-ленинисты считают, что нормы Основного закона отражают волю лишь господствующего класса.

В настоящее время сущность Конституции понимается как компромисс разнообразных сил общества на основе общечеловеческих ценностей.

Виды функций Основного закона

Существует несколько подходов к классификации основных направлений воздействия Конституции. И некоторые авторы выделяют следующие линии ее влияния на государство и социум:

  • учредительную;
  • внешнеполитическую;
  • идеологическую;
  • организаторскую.

Кроме этого, в научной среде высказываются мнения, что Конституция выполняет еще и юридическую, стабилизационную и конструктивную функции. На наш взгляд, наиболее верным является подход к делению всех направлений воздействия Основного закона на две группы – правовую и социальную.

В первую входят такие основные функции Конституции, как учредительная, регулятивная, охранительная и программная. Ко второй группе, в свою очередь, относятся политическая, экономическая, идеологическая и воспитательная.

Конституирование

Главной функцией конституции является учредительная или, по-иному, закрепительная. Это назначение Основного закона заключается в том, что его нормы конституируют базовые постулаты государственного строя и политики.

В Конституции закреплены правомочия, свободы граждан, а также их обязанности. В ней находят отражение существующие в стране формы собственности. Конституционные нормы учредительного характера создают новые общественные отношения, которые не существовали до принятия этого нормативного документа.

Координирование

Нельзя забывать, что в основные функции Конституции входит и регулирующее направление. Данный документ не только закрепляет основы регламентации общественных связей, которых не существовало до его принятия.

Еще одним назначением Конституции является регулирование уже имеющихся в социуме правовых отношений, которые, как правило, имеют важный характер и связаны с вопросами власти, прав личности и суверенитета государства.

Защита

Важность конституционных отношений влечет за собой необходимость их охраны. Этим и обусловлено наличие одноименной функции этого документа. Отсюда следует, что защита положений, прописанных в Основном законе, должна обеспечивать и государственную правовую стабильность.

Программность

Программность Конституции объясняется тем, что нормы данного акта являются своего рода направлением развития для всего законодательства страны на многие годы. Это обусловлено основополагающим и стабильным характером положений данного документа. Их можно охарактеризовать как базовые постулаты для всех отраслей права.

В политике

Теперь обратимся к описанию социальных направлений действия Основного закона. В функции Конституции Российской Федерации входит политическое влияние. В тексте этого документа заложены такие правила как идеологическое многообразие, а также политический плюрализм. Кроме того, данная Конституция фиксирует основы организации власти в стране, принципы взаимодействия ее и человека, а также функционирования всей политической системы в целом.

В экономической сфере

В тексте Основного закона находят свое место основы рыночных взаимоотношений. В ней, кроме того, закрепляются формы собственности. Нормы этого документа фиксируют программу экономического развития всей страны. Здесь гарантированы права на труд, на справедливое вознаграждение за свою работу.

Влияние на мировоззрение

В функции Конституции РФ входит и идеологическое направление. Оно призвано формировать у граждан страны такие ценности как правомерное поведение, активность в политической жизни, ответственности при принятии важных и адекватных юридических решений. С помощью этой функции Конституция между государством и обществом формирует отношения, которые базируются на взаимном уважении и общей ответственности их участников.

Воспитательное воздействие

Социальная функция Основного закона заключается также и в благоприятном воздействии конституционных положений на мировоззрение граждан с целью выработки у них норм правосознания. Для достижения этой задачи необходимо возродить в людях уважение к этому документу. Конституция должна отражать в своем тексте реальное положение в государстве, а ее место в системе других нормативных актов обязано быть незыблемым, значимым и авторитетным.

Значение Конституции

Наличие многочисленных функций и задач у Основного закона государства говорит о том, что этот нормативный акт закрепляет основы всех отраслей права. В его тексте имеются важнейшие положения, касающиеся регулирования наиболее значимых общественных отношений, их защиты.

Кроме того, Конституция является программным актом, определяющим вектор развития общества и государства. Основной закон - это основа государственной идеологии и воспитания правового сознания у граждан. Таким образом, функции Конституции РФ поддерживают все важные направления деятельности государства.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *