Главы республик рф – Действующие главы субъектов Российской Федерации — Википедия

Почему главу республики в РФ нельзя назвать президентом? | Ответы | Вопрос-Ответ

В администрации президента руководителям Татарстана и Башкирии посоветовали ускорить процесс упразднения «президентских» постов, поскольку этого требует законодательство.

В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон, запрещающий именовать глав субъектов федерации президентами. Регионы должны были привести свои Конституции и уставы в соответствие с этим законом. Сроком его исполнения было установлено 1 января 2015 года.

Руководители более пяти регионов из «президентов» превратились в глав республик. Президентские посты упразднены в Чечне, республиках Бурятия, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Саха (Якутия), Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Две республики — Башкирия и Татарстан — пока имеют прежние названия высших региональных должностей. 

Хотя в Башкирии указания кремлёвской администрации приняли к сведению, и глава региона Рустэм Хамитов, следуя рекомендациям местного парламента, вскоре станет именоваться главой республики. При этом его должность переведут и на башкирский язык, однако единого мнения пока нет ни у филологов, ни у политиков. Вариантов несколько, среди них есть и «хаким». В курултае и администрации президента Башкирии это название должности считают оптимальным.

Перевод русского слова «глава» (башлыгы), который предложен в законопроекте, внесённом конституционным судом Башкирии, депутатов курултая не устроил, поскольку у слова «башлыгы» есть и второе значение — «остроконечный капюшон». В числе других вариантов названия — «югары вакиль» (верховный правитель) и «азамат» (доблестный воин).

В отличие от Башкирии, в Татарстане изменений в названии должности не планируют. Многие эксперты считают, что Татарстан проигнорирует требование Кремля.  

Бывший глава региона Минтимер Шаймиев открыто выступает против переименования. «Когда придёт 2015 год и нас спросят, почему вы не выполняете закон, мы ответим, что данный закон противоречит Конституции России. У нас также есть договор между органами госвласти России и Татарстана… Срок действия договора до 2017 года». Экс-президент не исключил, что республика может обратиться в Конституционный суд РФ или провести референдум и подчиниться воле населения. По мнению Шаймиева, переименование должности может подорвать доверие к нынешнему

главе региона Рустаму Минниханову, который в Татарстане и так воспринимается как слишком лояльная фигура к Кремлю.

Парламентарии республики также настроены категорично. «Нужно отстаивать эту должность, — говорит депутат Марат Галеев, указывая, что должность президента Татарстана появилась одновременно с российской. — Здесь Татарстан отличается от любого другого субъекта. Во всех остальных эта должность появилась в какой-то мере в чисто подражательном варианте». Его поддерживает вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов, ссылаясь на ст. 77 Конституции РФ, где указано, что субъекты самостоятельно устанавливают свою систему госорганов.

Смотрите также:

aif.ru

Выборы глав субъектов Российской Федерации

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Выборы глав субъектов Российской Федерации (официально — «выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации», неофициально — «выборы главы исполнительной власти», «губернаторские выборы» и т. п.) — процедура прямого, тайного и всеобщего голосования по определению глав (первых лиц) республик, краев, областей, городов федерального значения и автономной области, являющихся субъектами Российской Федерации. Данные выборы проходят в России начиная с 1991 года, с перерывом на 2005—2011 годы.

Выборная должность в разных регионах и в разные периоды именовалась по-разному: президент, глава республики, председатель правительства, губернатор, глава администрации, мэр и т. п.

История

Впервые Выборы глав субъектов были проведены 12 июня 1991 года в городах Москве и Санкт-Петербурге одновременно с выборами президента РСФСР. В период с 1991 по 1996 год проводились эпизодически в некоторых регионах — должность президента была введена не во всех республиках, а главы администраций большинства краёв, областей и т. п. назначались Президентом.

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Конституционный суд России, рассматривая запрос губернатора Алтайского края о конституционности положений Устава Алтайского края, признал, что глава администрации края не может назначаться законодательным собранием, а должен избираться населением[1]. Кроме того, в Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено положение о необходимости завершения выборов глав исполнительной власти до конца 1996 года. В 1999 году в новом законе закреплён термин «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации». В этот же закон был включён запрет одному и тому же лицу избираться более двух раз подряд — однако, вскоре в него были добавлены оговорки, позволившие практически всем главам обойти это ограничение.

В период с 1996 по 2004 год выборы глав субъектов проводились во всех регионах России, за исключением Дагестана (где всенародные выборы были состояться лишь в 2006 году, но были отменены из-за изменения федерального законодательства), с периодичностью, как правило, 4 — 5 лет. Порядок проведения выборов регулировался как федеральными, так и региональными законами. Выборы проходили не синхронно, и не существовало каких-либо универсальных сроков проведения выборов, избирательная кампания длилась от 3 — 4 месяцев до полугода. Эти выборы привлекали значительное число специалистов (в первую очередь — по избирательным технологиям), которые перемещались из региона в регион, предлагая свои услуги кандидатам и их избирательным штабам.

В сентябре 2004 года Президент России Владимир Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Выступив по телевидению, Президент логически увязал свою инициативу с трагедией Беслана. Законопроект об отмене прямых губернаторских выборов был разработан и принят в декабре 2004 года[2], а последние прямые губернаторские выборы (досрочные, ввиду смерти действующего губернатора) состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.

В апреле 2012 года, по инициативе преемника Владимира Путина — президента России Дмитрия Медведева, был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов[3]. Согласно указанному закону первые выборы высших должностных лиц должны состояться 14 октября 2012 года в тех субъектах Российской Федерации, где срок полномочий действующих высших должностных лиц истекает с 1 июня по 31 декабря 2012 года

[4].

2 апреля 2013 года, по инициативе преемника Медведева — президента Владимира Путина, в закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам. При этом прямо говорилось, что принятие таких поправок вызвано решением Кремля не допустить прямых выборов в шести республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня[5]). Полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин также высказался за то, чтобы выборы глав всех северо-кавказских республик проходили через парламент[6].

В 2013 году от прямых выборов главы добровольно отказались 4 республики Северного Кавказа: Дагестан (18 апреля 2013), Ингушетия (2 марта 2013), Северная Осетия (28 ноября 2013) и Карачаево-Черкесия (26 декабря 2013). В двух из них, в Дагестане и Ингушетии, региональные парламенты уже 8 сентября 2013 года избрали глав на следующие 5 лет. В Северной Осетии подобным образом главу избрали 13 сентября 2015 года. А в Карачаево-Черкесии выборы главы через Народное Собрание прошли 18 сентября 2016 года. В последующие годы от прямых выборов главы отказались также Кабардино-Балкария (2 апреля 2014) и Адыгея (23 марта 2016). Последующие выборы глав республик состоялись в региональных парламентах соответственно 9 октября 2014 года (Кабардино-Балкария) и 10 сентября 2017 года (Адыгея). Таким образом, единственной республикой Северного Кавказа, где сохраняются прямые выборы главы, осталась Чечня.

В результате произошедшего в 2014 году присоединения Крыма к Российской Федерации в составе РФ были образованы новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Принятые в том же году Конституция Республики Крым и Устав Севастополя предусматривали избрание глав данных регионов их парламентами по представлению президента РФ (что и было произведено осенью 2014 года). В ноябре 2016 года в устав города Севастополя были внесены поправки, вводящие прямые выборы губернатора города

[7].

В конце 2014 — начале 2015 года в федеральное законодательство были внесены изменения, согласно которым в автономных округах, входящих в состав областей (ХМАО, ЯНАО, НАО) вводятся непрямые выборы глав. В ХМАО и ЯНАО Законодательные Собрания избрали губернаторов на следующие 5 лет уже осенью 2015 года. В НАО подобная процедура пройдёт в 2018 году, в связи с отставкой губернатора.

Выборы глав регионов России в 1991—2005 годах и с 2012 года

1991 год

1992 год

1993 год

1994 год

1995 год

1996 год

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

Примечания

Ссылки

Литература

  • Выборы в Российской Федерации. 2005. Электоральная статистика. — М., 2006. — 200 с.
  • Выборы в Российской Федерации. 2004. Электоральная статистика. — М., 2005. — 232 с.
  • Выборы в Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. — М.: Весь Мир, 2004. — 176 с.
  • Выборы в Российской Федерации. 2002. Электоральная статистика. — М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 136 с.
  • Выборы в Российской Федерации. 2001. Электоральная статистика. — М.: Издательство «Весь Мир», 2002. — 120 с.
  • Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 1997—2000. Электоральная статистика: В 2 т. — М.: Весь Мир, 2001. — Т. 1. — 168 с; Т. 2. — 768 с.
  • Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1995—1997. Электоральная статистика. — М.: Весь Мир, 1997. — 704 с.

wiki.sc

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному — президент Республики[1], председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), глава администрации края (области, автономного округа), глава города федерального значения.

История

В Царской России функции глав территорий (губерний) исполняли царские наместники и губернаторы, в советское время — первые секретари партийных комитетов[источник не указан 57 дней]. В 1990-91 году введены должности глав администраций краев, областей, автономных округов, мэров Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), в некоторых республиках — должности Президента. В 1992—1996 их степень легитимности различалась: одни назначались Президентом России, другие избирались населением. В 1995 году был принят закон, согласно которому все главы субъектов Российской Федерации должны были избираться населением, а в 1996 году Конституционный суд указал, что глава субъекта Российской Федерации не может назначаться законодательным органом. В течение десяти лет (1995—2004) во всех регионах России не менее двух раз проводились выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В 1999 году было введено требование, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд, однако оно в полной мере так и не было реализовано.

В 2004 году по инициативе Президента России В. В. Путина избрание высших должностных лиц было изменено на назначение законодательными органами по представлению Президента России[2]. Действующие главы субъектов Российской Федерации получили возможность обратиться к президенту с просьбой о переназначении. Конституционный суд в 2005 году подтвердил конституционность назначения глав субъектов Российской Федерации, фактически пересмотрев свою правовую позицию 10-летней давности[3]. В течение 2005—2006 большинство глав субъектов РФ были переназначены, в некоторых субъектах РФ назначены новые руководители. До сих пор не было ни одного случая отклонения законодательным собранием кандидатуры, внесенной Президентом России.

В 2009 году был принят ряд поправок к порядку наделения полномочиями глав субъектов РФ.[4] В ноябре 2010 года Госдума приняла в первом чтении поправки, исключающие для глав субъектов РФ возможность именоваться президентами.[5]

Согласно ст.18 ч.5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.

Порядок наделения полномочиями

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
На должность могут баллотироваться граждане России старше 30 лет. Кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов муниципальных образований (точная цифра варьируется в зависимости от закона субъекта Федерации), поставив нотариально заверенную подпись. Каждый парламентарий может поддержать только одного кандидата.

Порядок отстранения от должности

Отзыв высшего должностного лица субъекта РФ возможен на референдуме, для созыва которого необходимо не менее 25% подписей жителей субъекта Федерации. Для осуществления импичмента необходимо набрать на референдуме не менее 50% голосов избирателей, зарегистрировавшихся в регионе.[6]

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *