Горячие питание в школе – Школьная карта ПЦ Аксиома

Содержание

алгоритм и организация школьного питания, польза, примерное меню и отзывы врачей

Горячее питание в школе является одним из факторов физического и психического здоровья подрастающего поколения. Необходимо уделять пристальное внимание данному вопросу. Проанализируем, как осуществляется организация горячего питания в школе.

Режим питания

Для школьников российских образовательных учреждений предполагается двухразовое питание: завтрак и обед. Дети, посещающие группу продленного дня, дополнительно обязаны получать полдник.

Круглосуточное нахождение детей в школах-интернатах предполагает пятиразовый прием пищи. За час до сна в виде второго ужина ребята получают стакан йогурта, ряженки или кефира.

Перерывы между основными приемами пищи не должны превышать четырех часов.

Требования к сотрудникам

Организация горячего питания предполагает соблюдение сотрудниками пищеблока правил личной гигиены. Допускаются к приготовлению пищи для школьников только здоровые сотрудники, которые своевременно проходят медицинский осмотр согласно инструкциям и действующим в общеобразовательном учреждении приказам. Каждый работник обязан иметь личную санитарную книжку, в которой указывается информация о прошедших медицинских исследованиях, инфекционных болезнях, сдаче санитарного минимума.

Правила гигиены

К сотрудникам, которые готовят для школьников горячее питание, предъявляются определенные правила гигиены. Они обязаны приходить на рабочее место в чистой обуви и одежде, оставлять головной убор, личные вещи, верхнюю одежду в гардеробной комнате.

Лица, которые отвечают за горячее питание в образовательной организации, обязаны коротко стричь ногти.

До начала работы они тщательно моют руки, надевают чистую одежду. В случае простудных заболеваний либо кишечных расстройств, при ожогах или порезах они обязаны сообщить об этом администрации школы, обратиться за помощью в медицинское учреждение. У администрации образовательного учреждения есть право отстранить сотрудника школьной столовой от выполнения служебных обязанностей, если он отказывается от обращения в медицинское учреждение за профессиональной помощью.

Требования к пищеблоку

Существуют и определенные требования к месту, где осуществляется приготовление для школьников горячего питания. В пищеблоке не разрешается курить, принимать пищу, распивать спиртные напитки. До начала смены медицинский сотрудник проверяет работников столовой на отсутствие у них явно выраженных гнойных заболеваний на коже, а также берет на экспертизу образцы блюд, предлагаемых детям и сотрудникам образовательной организации.

В каждом школьном пищевом блоке должна быть медицинская аптечка, в которой есть все необходимые препараты для оказания первой помощи.

Обеспечение горячим питанием осуществляется только по разрешению органов Госсанэпиднадзора.

Организация приема пищи

Горячее питание в российских общеобразовательных организациях осуществляется по классам (группам) на больших переменах. Их продолжительность не должна быть менее 15 минут. Для того чтобы ребята успевали обедать, в конце урока (за 5-10 минут) дежурные отправляются в школьную столовую. Они накрывают столы на весь класс, соблюдая правила личной гигиены. За каждым классным коллективом закрепляются определенные столы.

По правилам, принимаемым в каждой образовательной организации, дежурство осуществляется детьми старше четырнадцати лет, а руководит процессом дежурный преподаватель.

Горячее питание в школе часто организуется с помощью линии раздачи. В производственных помещениях школьной столовой категорически запрещено присутствие детей. Также они не должны привлекаться к работам, которые связаны с процессом приготовления блюд, резке хлеба, мытью грязной посуды.

Список запрещенных продуктов для образовательных организаций

Категорически запрещены к применению для школьного питания продукты, у которых истек срок годности, выявлены признаки недоброкачественности. Горячее питание не допускает использования остатков пищи с предыдущего дня. Также запрещается в школьных столовых использовать овощи и фрукты, в которых выявлены признаки порчи. Мясо и рыба для приготовления блюд должны пройти предварительный ветеринарный контроль.

В списке запрещенных продуктов для питания детей консервы без этикеток, с признаками ржавчины, не имеющие герметичности. Запрет действует на пищевые продукты непромышленного приготовления, торты, пирожные со сливочным кремом, грибы, квас, молоко (без пастеризации и первичной обработки). Запрещены в школьной столовой блюда, которые приготовлены из сырокопченых колбас и гастрономических изделий. Не предусмотрен кофе, энергетические напитки, алкоголь, газированная вода, мороженое из растительных жиров.

Школьное горячее питание не должно содержать кетчупов, острых соусов, маринованных фруктов и овощей, острого перца.

Супы и вторые блюда в столовой общеобразовательной организации не могут быть произведены из концентратов быстрого приготовления.

Рациональность и сбалансированность питания

Из каких продуктов должно быть школьное горячее питание? Аксиома полезного и сбалансированного питания, предусматривает следующие правила:

  • соответствие калорийности (энергетической ценности) блюда физиологическим возрастным потребностям учеников начальной школы и подростков;
  • включение в рацион необходимого соотношения главных для роста и развития веществ;
  • применение продуктов, обогащенных витаминами;
  • технологическая обработка продуктов, позволяющая обеспечивать в полной мере вкусовые качества продукции с сохранением ее ценности;
  • оптимальное распределение по отдельным приемам пищи суточного рациона питания.

Важные моменты

В столовой общеобразовательной организации необходимо иметь приблизительное меню на две недели, которое разрабатывается на базе физиологических потребностей детского организма в пищевых веществах, а также с учетом норм, утвержденных санитарно-эпидемиологическими службами и правилами учреждения.

К примеру, в ежедневное школьное меню должны быть включены следующие продукты: овощи, растительное и сливочное масло, сахар. Два раза в неделю в блюда добавляют яйца, творог, сыр, рыбу, сметану.

Ассортимент блюд

Завтрак в школьной столовой должен состоять из закуски, горячего блюда и напитка. Также желательно предлагать детям фрукты и овощи.

Помимо салата, на обед подают горячее блюдо, мясо либо рыбу с гарниром. В качестве закуски допускается салат из помидоров, огурцов, квашеной либо свежей капусты, свеклы, моркови. В качестве дополнительного гарнира разрешены порционные овощи. С целью повышения вкусовых качеств закуски разрешается добавление в салат орехов, изюма, чернослива, яблок.

В качестве полдника рекомендованы кисломолочные продукты, соки, кисели, дополненные булочками без крема.

На ужин предполагается овощное или творожное блюдо, каша, напиток, а также птица или рыба. В качестве дополнения допускается кисломолочный продукт, булочка без масляного крема.

Если какой-либо продукт отсутствует, необходимо подбирать для него замену, равнозначную по пищевой ценности.

Нормы питания

Они должны в полной мере соответствовать постановлению Правительства РФ. Для ослабленных, истощенных детей и подростков согласно решению врача может быть предложено дополнительное питание.

Если пребывание в образовательном учреждении детей и подростков превышает четыре часа, организация горячего питания является обязательным элементом работы школы.

Помимо свободной продажи готовых блюд, допускается организация буфета, в ассортимент которого входят кулинарные изделия для промежуточного приема пищи детьми и педагогами.

Продажа в буфете хлебобулочной продукции должна осуществляться в количестве не меньше двух-трех наименований выпечки. Помимо сдобных булочных изделий, допускается продажа школьникам выпечки, обогащенной витаминно-минеральными смесями (булки с повидлом, ягодами, джемом).

Также в рекомендациях к организации школьного питания отмечается включение в ассортимент булок с отрубями или с добавками цельного зерна.

Отзывы врачей

Медицинские работники убеждены в том, что организация питания в отечественных образовательных учреждениях является важной и ответственной задачей. Они отмечают, что от правильности и рациональности подхода к данному вопросу напрямую зависит физическое и психологическое здоровье школьников, а, следовательно, и конечный результат обучения. В школе, где дети находятся на протяжении 3-6 часов, уверены педиатры, должен быть буфет. Здесь в свободной продаже ученикам могут предлагаться горячие блюда, а также хлебобулочные изделия.

В буфетах и столовых образовательных учреждений разрешена в неограниченных количествах продажа мучных кондитерских изделий (вафель, рулетов, коврижек, пряников) массой до ста граммов, а также собственной выпечки. Исключение составляют изделия с кремовой (масляной) начинкой.

Из блюд, изготовленных работниками школьной столовой, рекомендованы винегреты и салаты. Размер порции допускается в диапазоне от 30 до 200 граммов.

Заправка салатов осуществляется непосредственно перед продажей. В качестве горячих блюд, разрешенных к реализации в рамках школьного питания, можно выделить отварные сосиски в тесте, горячие бутерброды с вареной колбасой, сыром. Готовят их перед реализацией, подогревая в СВЧ-печах. Рекомендуемый срок хранения и продажи таких изделий не должен превышать трех часов после изготовления (при наличии в образовательном учреждении охлаждающего прилавка).

В рамках льготного питания школьников за бюджетные средства, а также за счет субвенций от благотворительных организаций, образовательным учреждениям рекомендуется организовывать горячие завтраки. В первую очередь ими обеспечиваются ученики начальной школы, а также ребята из малообеспеченных семей.

fb.ru

особенности, требования и контроль :: BusinessMan.ru

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей. Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ. И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?

С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Что должно включать в себя горячее питание в школе

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай. К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Полдник

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.

Требования к сотрудникам пищевого блока

  • Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
  • Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
  • Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
  • Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
  • Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
  • О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
  • Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания» или «Жизнь сладкоежек».

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: «Кто такие валеологи?», «Правильное питание в школе» или «Зачем соблюдать диету?»

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по темам: «Мы – то, что мы едим» или «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?»

Питание в школах разных стран

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

США

На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.

Франция

Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.

Италия

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Греция

Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.

Украина

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

businessman.ru

Статья по ЗОЖ на тему: О пользе горячего питания школьника.

О пользе горячего питания школьника.

                       Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал,что

учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу,быстрее

 утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желуд-

ке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособ-

ность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьно-

го возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного

 аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего

 питания для всех школьников во время их пребывания в школе. Еще не так давно статистика показывала, что школьники, особенно старшеклассники

предпочитают не качественную еду, а чипсы, бутерброды, кока-колу, всевозможные рекламируемые сухарики. К счастью тенденция стала меняться

 и все больше старшеклассников склоняются к тому, что при большой нагрузке

 в школе необходимо горячее питание.

«И кому же в ум пойдет

на желудок петь голодный!»

(И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной актив-

ности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

                     Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.

Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыры и кисломолочные

 продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также

 помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать

 не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу,

лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны

выпивать не менее двух литров жидкости, но не газированной воды,  а

фруктовых или овощных соков. Питание школьника должно быть сбаланси-

рованным. В меню школьника обязательно должны входить продукты,

 содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые амино-

кислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходи-

мы для полноценного развития детского организма. Соотношение между

белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет:

„Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть“.

Никто ещё не оспорил Сократа, но и не следуют его кредо немногие.

Ведь еда —наслаждение: после хорошей трапезы мозг вырабатывает

 эндорфины — особые вещества, приносящие чувство покоя и повышающие

настроение. На страже здоровья, чтобы погоня за эндорфинами не нанесла

 вреда, стоит режим питания. Режим питания необходимо соблюдать всем: и взрослым и детям. Особенно это важно для  растущего детского организма.

                 Каждый ребёнок должен получать горячее питание. Разумный режим

 обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-

кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена

 веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму требуется четырёхразовое питание.

Уважаемые родители! Будьте внимательны к здоровью своих детей.

«Школьное питание –это залог здоровья подрастающего поколения» .

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из

важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному

обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к  улучшению

показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая,

что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание

является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости,

физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия

 к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся —

одно из условий создания здоровье -сберегающей среды в общеобразователь-

ном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.

              Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте

отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболева-

емости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений

 и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании»

сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать пита-

ние обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать

 перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой

жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формироватьу школьников верные навыки

 и стереотипы в данном вопросе.

                В школе существуют эффективные возможности, для проведения

работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и

формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное

 питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и

поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном пита-

нии как составляющей части здорового образа жизни.

           Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима

питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухарика-

ми, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно этосвязано с

недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

           Здоровое (рациональное) питание -одна из главных составляющих

здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной  жизнедеятельности организма.

       В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей,

 в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит,

 затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь.

Становится все более понятным, что именно здоровье -самое ценное достоя-

ние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия.

         Питание современного человека становится основным фактором риска

развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной

 системы, сердечно -сосудистой системы и онкологических процессов.

В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого

 не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность.

Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития орга-

низма.  Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных  блюд, тем полноценнее обеспечение организма незаменимыми

пищевыми веществами. Несмотря на то, что вопрос «питание» касается

каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние

на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного

 внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего

образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается

 тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.

Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родитель-

ских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные

человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти

привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повли-

ять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая–

главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

 Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую

 связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной

организации здравоохранения «Здоровье –это не только отсутствие болезней

и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и

социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения на фоне

происходящих в стране социально-экономических  преобразований оказа-

лись дети, особенно школьного возраста.

     Для учащихся, посещающих группу продленного дня, должно быть организовано

 2-разовое питание: завтрак и обед, а в некоторых случаях обед и полдник.Дети,

посещающие группы продленного дня, должны получать в школе не менее 50 процентов суточного рациона. Для покрытия повышенных суточных энерготрат

 необходимо, чтобы рацион питания для детей младшего школьного возраста содержал 2200-2700 ккал в сутки.

    Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы

стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.

      Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например,

 если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться. Кроме того, после длительного перерыва ребенок,

 сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не

принесет пользы.Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота,

 а впоследствии- заболевания пищеварительной системы.

Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращают внимания.

nsportal.ru

какие существуют нормы, положения и правила

Статистические данные говорят о том, что предоставление горячего питания школьникам положительно сказывается на их трудоспособности и успеваемости.

В связи с чем педагогический и медицинский состав школы должны приложить максимальные усилия для воплощения в реальность данных рекомендаций.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» процедура организации школьного питания полностью лежит на плечах образовательного учреждения.

Здесь же содержится информация о разработанных нормах питания и санитарных условиях, но нет ни слова об оплате детских обедов.

Кроме того законодательство требует наличия в образовательных учреждениях длительного перерыва, достаточного для принятия пищи.

Применяемые нормы

Меню представляет собой бумагу, информирующую учеников и родителей о том, какой пищей располагает школьная столовая.

При составлении данного документа учитываются следующие принципы:

  1. Блюдо, вошедшее в состав меню должно восполнять в детском организме основные пищевые и питательные вещества, т.е. удовлетворять физиологическую потребность детей.
  2. Возрастная группа учащихся.
  3. Ассортимент блюд должен отвечать требованиям разнообразности и сочетаемости пищевых продуктов.
  4. Обязательному учету подлежат: сезонность, особенности национального характера, цена блюда и трудовые затраты, необходимые для его приготовления.

При разработке меню обязательно должны быть учтены нормативно-технические и методические документы. Достичь широкого ассортимента блюд можно посредством использования в отношении 1 продукта нескольких способов тепловой обработки, например, мясо можно отварить, пожарить, припустить или потушить.

Правила осуществления

Правильная организация питания влияет не только на уровень успеваемости, но и на состояние здоровья детей. Поэтому очень важно заботиться о режиме приема пищи. Так, школьнику горячая пища нужна 2 раза в день

(речь идет о завтраке и обеде). Если ребенок после уроков не идет домой, а отправляется в продленку, то нельзя обойтись и без полдника.

Если ребенок круглосуточно пребывает в образовательном учреждении, то принимать пищу ему полагается не менее 5 раз в день с интервалом от 3,5 до 4 часов. При этом второй ужин (за 1 час до сна) представляет собой кисломолочный продукт в количестве 1 стакана.

Все сотрудники пищеблока обязаны соблюдать правила личной гигиены.

К работе может быть допущен здоровый гражданин, добросовестно прошедший процедуру медицинского осмотра в соответствии с требованиями законодательства, а также прошедший гигиеническую подготовку.

Каждый сотрудник должен располагать личной медицинской книжкой с внесенными результатами медицинского обследования, информацией о перенесенных заболеваниях инфекционного происхождения, а также о сданном санитарном минимуме.

Обязательными к соблюдению являются следующие правила:

  • чистая рабочая одежда и обувь;
  • оставление верхней одежды, головного убора и других личных вещей в гардеробе;
  • наличие только коротко остриженных ногтей;
  • тщательно вымытые руки перед началом трудовой деятельности;
  • хранение чистой санитарной одежды в соответствующем помещении;
  • обязательное использование мыла (желательно дезинфицирующего) после посещения туалетной комнаты;
  • обязательное посещение медицинского учреждения, если появились признаки таких заболеваний, как простуда и кишечная дисфункция.

Во время приготовления кулинарного или кондитерского изделия нельзя:

  • красить ногти лаком;
  • использовать для застегивания спецодежды булавки;
  • осуществлять прием пищи;
  • курить на рабочем месте.

В обязанности медицинского работника образовательного учреждения входит ежедневный осмотр сотрудника пищеблока на предмет наличия признаков какого-либо гнойничкового заболевания. Выявление нагноившегося пореза, ожога, ссадины или катары верхних дыхательных путей требует перевода работника на другую должность.

За согласование организации и рациона питания отвечает Роспотребнадзор.

Горячая пища должна быть отпущена учащимся школы на большой перемене, продолжительность которой составляет не менее 20 минут.

Если речь идет об интернате, то питание производится в соответствии с режимом дня.

Каждому классу выделяется определенный обеденный стол.

Горячее питание может быть предоставлено учащимся при помощи предварительно накрытых столов или линии раздачи. Первый вариант предусматривает привлечение дежурных школьников старше 14 лет, которыми руководит ответственный преподаватель.

Учащимся запрещено посещать производственные помещения столовой, а также выполнять кухонные работы, такие как: приготовление блюд, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба, мытье посуды или полов.

Для школьников, больных сахарным диабетом

Школа обязательно должна знать о том, что их ученик страдает от такого заболевания, как сахарный диабет. Введение инсулина ведет к постоянному снижению уровня глюкозы в крови вне зависимости от приема пищи. Школьное меню в данном случае заслуживает особого внимания. Только при помощи перекусов в определенное время можно предотвратить наступление гипогликемического состояния.

Учитель не имеет права задерживать школьника, страдающего от сахарного диабета или отнимать у него время, отведенное на перемену.

Школы-интернаты

Питание в школе-интернате обычно организовано следующим образом:

  • в обеденном зале висит меню, в котором содержится информация о названии блюда и его объеме;
  • производственная деятельность столовой соответствует режиму работы учреждения в целом;
  • график приема пищи утверждает директор школы;
  • питание отпускается целому классу;
  • контроль качества, сбалансированность и организацию питания осуществляет бракеражная комиссия, назначает которую директор школы;
  • медицинская сестра или другое ответственное лицо обязано ежедневно снимать пробу;
  • классный руководитель должен разъяснить учащимся и их родителям информацию о том, что такое правильное питание и предоставить в столовую список питающихся учеников;
  • в соответствии с порядком, определенным Министерством здравоохранения, в зимний и весенний периоды нужно обязательно проводить С-витаминизацию готовой пищи.

Осуществление контроля

В текущий момент времени выявлением нарушений в школьном питании разрешается заниматься не только государственным надзорным органам, но и руководству образовательного учреждения.

Так, директор школы может наделить соответствующими обязанностями управляющий совет или назначить инициативную группу и предложить родителям войти в ее состав.

Именно эти люди контролируют качество блюд, норму выработки, необходимое время приготовления, своевременность поставок, срок реализации готового продукта, температурный режим, обоснованность при осуществлении замены одного блюда на другое, калорийность и т.д.

Если все вышеперечисленные мероприятия так и не успокоили директора, то он имеет право привлечь независимого эксперта и провести ряд необходимых лабораторных исследований.

В случае, если комплексную услугу по организации питания школьников оказывает сторонняя организация, руководство школы может осуществлять контроль любого этапа приготовления блюд, не нанося при этом урона хозяйственной деятельности компании.

Пример организации питания для школьников представлен в следующем видеосюжете:

posobie-help.ru

О пользе горячего питания в школе. ГУО «Ломовичский детский сад

  

Горячее питание в системе питания человека имеет крайне важное значение. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие среди учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата. Словом, всё больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе.

Польза подобных горячих завтраков неоспорима — они намногФо лучше, чем булочка или бутерброд; они позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие. В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, фруктовые соки и напитки, кондитерские изделия и конфеты. 
Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста. 
Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи; влияют на деятельность нервной системы, в частности, на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; регулируют деятельность нервной системы.
Всем необходимо помнить, что правильное питание в школе очень важно для формирования здоровья и личности ребёнка. Стоит отметить, что обучающиеся, получающие горячее питание в школе, лучше учатся, меньше болеют и реже страдают от избыточного веса. У них лучше память, выше иммунитет. Помните, что урок — это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы — рукой подать. Кроме того, без горячего завтрака ученик испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина.
58% обучающихся нашей школы питаются в школьной столовой, так как их родители понимают, какое значение имеет правильное питание для ребёнка. Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители и педагоги, ответственны за здоровье наших детей!

lomovichi.schools.by

О пользе горячего питания, ГБОУ Школа № 1797, Москва

На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших — питание.

О пользе горячего питания школьника На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших — питание. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, а так же нарушение режима питания, отсутствие горячего питания. Взрослым необходимо помнить: дети школьного возраста должны питаться 4-5 раз в день, в рационе должно присутствовать горячее питание. За день школьники должны потреблять не менее двух литров жидкости – супы, фруктовые и овощные соки.

Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.

Очень важно, чтобы у ребенка был полноценный завтрак, чтобы он плотно обедал в школе, чтобы около пяти часов у него был полдник, а за несколько часов до сна — ужин.

Завтрак – это самый важный и основной прием пищи за день — он намного лучше, чем булочка или бутерброд; он позволяют ребёнку восполнить запас энергии, ведь от 4-6 часов нахождения в школе ребенок теряет много калорий. Также, наблюдения показали, что в школе, в коллективе ребёнок ест с аппетитом. Высококалорийные горячие завтраки обеспечивают длительную работоспособность школьников и благоприятно влияют на их физическое развитие. В школьное меню включены каши, макаронные изделия, молочные продукты, мясо, рыба, салаты, свежие овощи и фрукты, чай, кофейный напиток. Необходимо заметить, что высокая умственная нагрузка школьников приводит к тому, что увеличивается потребность в витаминах и микроэлементах. Если в пище будет не хватать витаминов, то ребёнок может страдать от авитаминоза. У него ухудшается память и работоспособность, нарушается процесс роста. Продукты школьного питания богаты витаминами, которые участвуют в обмене белков, жиров, углеводов, минеральный солей; стимулируют рост организма; улучшают защитные свойства кожи, влияют на деятельность нервной системы, в частности на кору головного мозга; регулируют тканевое дыхание; деятельность нервной системы.

Обед – это вторая самая важная трапеза в день. Лучше супа на обед может быть только суп. Для ребенка полезно отварное, мягкое и нежирное, мясо. Также в пользу супа говорит обилие овощей, которых в идеале должно быть около пяти видов, и тот факт, что это диетическое и полезное для желудка блюдо. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. При этом любая еда должны быть не только свежеприготовленной, но и горячей. Тепло – это всегда дополнительный источник энергии, и не важно, откуда оно поступает. А зимой горячая еда – это помощь организму в самообогреве. В школе на обед детям могут предложить борщ, рассольник, овощной суп, в качестве второго блюда это может быть котлеты с гарниром (каши, пюре), гуляш с гарниром или рыбные блюда, приготовленные на пару. Обязательно к основному блюда подают салат из овощей, чаще всего это свежая капуста, огурцы, морковь, и, конечно же, деткам предлагают запить сытный обед чаем, компотом. Такое меню поможет ребенку сохранить энергию для второй половины учебного дня.

Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно–двигательного аппарата.

Горячее питание в школьной столовой призвано решать задачу соблюдения режима питания. С тем, чтобы у школьника не было бы перерывов между приёмами пищи более 4 часов, что очень вредно для пищеварительной системы ребёнка.

Словом, все больше фактов говорит в пользу обязательного горячего питания для всех школьников во время их пребывания в школе.

Использовано изображение с сайта http://www.pravilnoe-pokhudenie.ru/produkty/gigiena-pitania/racionalnoe-sbalansirovannoe-pitanie.shtml

gym1797.mskobr.ru

Организация горячего питания в школе

Организация горячего питания в школе – первостепенная задача в обеспечении нормального роста и развития детского организма. А главное, чтобы продукты питания были качественными, то есть – натуральными.

В перечень продуктов для сбалансированного питания обязательно должны входить:

  1. Натуральное молоко;
  2. Яйца;
  3. Овощи;
  4. Фрукты.

Оттого, насколько правильным и сбалансированным будет питание ребенка, зависит работа всего организма, а это важно, поскольку в детском возрасте происходит формирование органов и систем. Ведь ребенка требуются витамины и микроэлементы. Дать все необходимое детям – государственная задача.

В школах сегодня установлены специальные нормы питания, ведь школьникам нужно не просто утолить голод, но и дать возможность мозгу насытиться. Ведь для нормального иммунитета, для поступления кислорода в мозг, требуется качественное и регулярное питание.

Организация питания в школах

Сегодня директорам школ можно не хвататься за голову, решая задачу, как и чем, накормить школьников. Например, наша компания — «FOOD kids», давно заслужила отличную репутацию и является надежным поставщиком питания. Организация горячего питания в школе – наш конек. Многолетний труд специалистов компании снискал положительные отзывы постоянных клиентов. Мы поставляем только свежие продукты в учреждения образования. Это в основном готовые блюда, которые рассчитаны специально для питания детей, исходя из сертифицированных норм.

«FOOD kids» — компания, которая используя только исключительно качественные и свежие продукты для питания детей, предлагает своим клиентам:

  • полностью сбалансированное меню для детей разных возрастов, которое можно выбрать на нашем сайте;
  • используемые продукты, которые нам поставляют самые надежные поставщики, являющиеся надежными партнерами много лет;
  • приготовление блюд и заготовок, которые производятся в собственных цехах. В приготовлении блюд обязательно используются все нормы потребления детьми витаминов, и других важнейших веществ. Мы предлагаем клиентам полностью сбалансированное, вкусное питание.
  • заказы производятся по доступным ценам, которые могут позволить себе не только крупные государственные образовательные учреждения, но и небольшие школы. Наш долг – обеспечить всех детей правильным питанием.

Любой взрослый человек, имеющий отношение к воспитанию школьника, понимает, что важным моментом является организация горячего питания в школе. Понятно, что ребенок не должен получить за один прием пищи все сразу. Закон сбалансированности питания подразумевает, что в один день дети получают белки, а в другой – кальций. Таким образом, за неделю разработанное меню позволит дать детскому организму все необходимое, и он получит полный набор витаминов и микроэлементов.

Необходимые продукты для сбалансированного питания школьника

Стоит рассмотреть правила приема продуктов, содержащих полезные вещества, которых придерживается наша компания. Например:

  • Витамин А – необходим для зрения, костной системы и правильного роста зубов. Нормальный уровень этого витамина в организме ребенка поддерживает здоровье кожи, и ускоряет заживление ран. Мы предлагаем в качестве поставщика этого витамина такие продукты, как: шпинат и соевые бобы, капусту и сладкий болгарский перец.
  • В1 – это витамин, регулирующий обмен углеводов и нормализующий состояние нервной системы. Особо необходим этот витамин тем детям, кто подвержен большим физическим и умственным нагрузкам, то есть, школьникам. Большое содержание витамина находится в ржаном хлебе и картофеле, свинине постных сортов, горохе и лососевых породах рыб.
  • В2 – от него зависит рост и развитие ребенка, поскольку витамин способствует высвобождению энергии из пищи, которую принимает ребенок. Ко всему, он позволяет укреплять нервную и иммунную системы. Восполнить запас этого витамина можно, регулярно употребляя такие продукты, как лосось, молоко, творог, ржаной хлеб. Много витамина В2 и в молодой капусте.
  • Чтобы у ребенка активно вырабатывалась клеточная энергия, необходим достаточный уровень витамина В6. Он способствует обновлению крови и насыщению ее кислородом, что, в свою очередь, необходимо для питания мозга. Множество продуктов, таких как печень, ржаной хлеб, содержат этот витамин, и регулярное их употребление поможет восполнить недостаток его в организме.

Можно бесконечно долго описывать необходимые продукты, употребление которых способствует поднятию жизненного тонуса и укреплению иммунитета. И все они оказывают помощь в повышении умственных способностей и укреплении нервной системы детей. Таким образом, чтобы развитие шло в соответствии с нормами, ребенок должен получать ежедневно все необходимые компоненты, в количестве, достаточном для его возраста.

Приготовление и доставка еды

Профессиональная организация горячего питания в школе – это, то направление, в котором наша компания осуществляет свою деятельность. Мы в полной мере осознаем, что превыше всего здоровье детей, поэтому предлагаем самые полезные и вкусные блюда, которые готовят лучшие повара. И как показывает практика, такое питание увеличивает трудоспособность детей. А когда дети собираются за одним столом, происходит их сплоченность что создает здоровую психологическую обстановку.

Поскольку питание, которое предлагает наша компания, является здоровым и полноценным, в отличие от фастфуда, отмечено, что школьники перестают болеть, и обретают хорошую физическую форму. Все больше руководителей школьного образования обращаются к нам для сотрудничества. И это не только из-за стремления обеспечить детям высокий уровень работоспособности, но и потому, что это экономически выгодно.

Понятно, что в домашних условиях обеспечить ребенку правильное питание довольно легко, а вот в школе – намного сложнее. Наша компания, являясь лидером в корпоративном питании, предлагает различные виды питания, в том числе и организацию горячего питания в школах. Например:

  • Организовать на территории школы столовую, где школьники, смогут питаться, только самой свежей пищей и подкрепляться в течение учебной смены.
  • Доставлять в школу уже готовые блюда, приготовленные нашими поварами, специалистами высочайшего уровня. Все блюда готовятся только из свежих ингредиентов. Мы доставляем пищу в специальных боксах, разработанных производителями для перевозки горячего питания. Организуется буфет и там питание раздается школьникам.
  • Можем приготовить выбранные блюда в наших цехах, а затем в назначенное время специальные курьеры доставят горячее питание в школу, где и будет организована раздача блюд школьникам. Это наиболее экономичный вариант организации горячего питания школьников.

Какой бы из вариантов ни был выбран, мы можем гарантировать, что все выбранные блюда будет приготовлены высококлассно и доставлены оперативно и в срок, который будет оговорен в договоре.

Сегодня многие родители при выборе школы для своего ребенка обращают внимание на то, как в образовательном учреждении организовано питание для детей. И конечно, аргументом в пользу той или другой школы является наличие горячего питания. Возможность накормить ребенка вкусно, полезно и недорого – важнейшие аспекты. А наша компания сделает все возможное, чтобы обеспечить детей полноценным, сбалансированным питанием, вкусным и полезным.

foodkids.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *