Статья 96. Конституция РФ
Статья 96. Конституция РФАктуально на:
02 сентября 2019 г.
Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 96
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет*(19).
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Судебная практика по статье 96 Конституция РФ:
- Решение Верховного суда: Определение N 15-АПГ12-6, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы, согласно части 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами…
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ17-173, Апелляционная коллегия, апелляция
Российской Федерации состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (статья 94, часть 1 статьи 95, часть 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации). В силу частей 1-3 статьи 3, статьи 13 Закона о выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов…
- Решение Верховного суда: Определение N АПЛ17-29, Апелляционная коллегия, апелляция
Российской Федерации состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами (статья 94, часть 1 статьи 95, часть 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации). В силу частей 1-3 статьи 3, статьи 13 Закона о выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов…
Постоянная ссылка на документ
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать]
<a href=»»></a>
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]
[url=][/url]
BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]
—
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]
Составить подборку
Подпишитесь на рассылку
списков новых / измененных правовых документов
Анализ текста
Идет загрузка…
www.zakonrf.info
Полномочия Государственной думы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации :: BusinessMan.ru
Государственная дума РФ является представительным органом. Она выступает в качестве нижней палаты Федерального Собрания. Рассмотрим далее подробно конституционные полномочия Государственной думы.
Общие сведения
В ст. 96 Конституции установлен срок полномочий депутатов Думы. Он составляет 4 года. Такая продолжительность соответствует международной практике, по которой избрание общенациональных парламентов осуществляется на период в 4-5 лет. Такой срок работы позволяет уполномоченному органу реализовывать долгосрочные законопроекты. При этом общество, а также сами депутаты могут за этот период наглядно увидеть результаты деятельности. Вместе с этим четырехлетний срок обеспечивает регулярное обновление парламента, обязывает его членов периодически отчитываться перед избирателями. Все это способствует реализации демократической власти в стране.
Компетенция
Согласно нормам, нижняя палата представляет интересы разных групп населения. Закон «О Государственной думе» определяет круг вопросов, относящихся к ее ведению. К ним относятся:
- Дача согласия Главе страны на назначение им Председателя Правительства. Утверждение кандидатуры осуществляется в соответствии с Регламентом.
- Решение вопроса о выражении недоверия правительству.
- Назначение на должности и освобождение от них Председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% ее аудиторов, уполномоченного РФ по правам человека.
- Объявление амнистии.
- Выдвижение обвинений против Главы страны с целью отрешения его от должности.
Назначение Председателя Правительства
В соответствии с Регламентом, при внесении Главой страны предложения об утверждении соответствующего кандидата Государственная дума РФ рассматривает его в недельный срок. Согласие нижней палаты будет считаться полученным, если за назначение проголосовало большинство от общего количества депутатов. В случае отклонения предложения Глава страны также в течение недели представляет нового кандидата. Президент при этом имеет право предлагать одного и того же субъекта дважды либо трижды. В процессе утверждения кандидатуры должны соблюдаться конституционные требования, касающиеся согласованного взаимодействия его участников. Это означает, что президент и нижняя палата должны стремиться к договоренности о взаимоприемлемых субъектах на должность Председателя Правительства. Вне зависимости от количества представлявшихся кандидатов, в случае третьего отклонения Госдума подлежит роспуску.
Доверие правительству
Функции Государственной думы приобретают особое значение в период кризиса власти. Он может разрешаться несколькими способами. Например, выход из кризиса осуществляется через отставку правительства и формирование такого, к которому Госдума выразила бы свое доверие. Еще одним вариантом является роспуск самой нижней палаты и создание новой. Что касается отставки правительства, то оно может санкционироваться группой депутатов, численность которых не меньше 1/5 от общего их количества. Рассмотрение вопроса о недоверии осуществляется в течение недели. Решение об отставке правительства должно быть принято большинством.
Назначение на пост и снятие с него Председателя Центробанка
Для начала обсуждения по кандидатуре президент вносит соответствующее предложение не позже, чем за 3 месяца до окончания полномочий действующего должностного лица. Субъект считается назначенным на пост Председателя Центробанка, если за него проголосовало большинство депутатов. При отклонении предложения президент в двухнедельный срок представляет нового кандидата. При этом один и тот же человек не может выдвигаться на должность больше 2 раз.
Назначение на пост и снятие с него Председателя СП
В функции Государственной думы входит утверждение кандидатуры руководителя Счетной палаты, а также шести аудиторов на 6-летний срок. При этом нижняя палата не участвует в назначении заместителя Председателя СП. Это осуществляет Совет Федерации. В соответствии с Регламентом, кандидатуры представляются Комитетом по налогам и бюджету. Обсуждение осуществляется на сессии Госдумы, ближайшей к дате окончания полномочий действующих должностных лиц. Для утверждения кандидатов необходимо большинство от общего количества депутатов.
Назначение уполномоченного по правам человека
Это должностное лицо назначается тайным голосованием. Кандидатура считается утвержденной, если за нее было большинство депутатов. Уполномоченный назначается для обеспечения гарантий госзащиты свобод и прав граждан, соблюдения их федеральными, местными органами власти, а также служащими различных структур. Это должностное лицо способствует восстановлению ущемленных интересов, совершенствованию норм, приведению их в соответствие с положениями международного права.
Объявление амнистии
В полномочия Государственной думы входит однократное освобождение либо смягчение уголовной ответственности. Оно реализуется посредством принятия соответствующего акта. В документе указываются преступления, на которые распространяется амнистия. При этом в акте оговариваются признаки субъектов, которые могут быть освобождены от ответственности, либо наказание для них может быть смягчено. Круг этих лиц может быть достаточно широким. Он определяется:
- Видом деяния.
- Полом.
- Возрастом.
- Наличием детей на иждивении.
- Размером назначенного наказания.
- Наличием прежних заслуг и прочими обстоятельствами.
Госдума может объявить частную или общую амнистию. Последняя распространяется на всех граждан, попадающих под условия акта. Частная амнистия объявляется для отдельных субъектов, которые совершили определенные преступления в указанное время и в конкретном месте.
Выдвижение обвинений против президента
Общая характеристика данной процедуры присутствует в Конституции. Нормативного регламентирования процесса выдвижения обвинений Главе страны нет в ФЗ. Порядок проведения процедуры оговаривается в Регламенте ГД. Реализация полномочия Государственной думы по отрешению от должности Главы страны допускается исключительно на основании обвинения его в госизмене либо совершении другого тяжкого деяния. Процесс начинается при наличии поддержки не менее 1/3 депутатов. При этом должно быть составлено заключение специальной комиссии. Она формируется Госдумой. Непосредственно само обвинение выдвигается 2/3 голосов от общего количества депутатов. Оно должно быть утверждено Верховным судом. КС РФ дает, в свою очередь, заключение о соблюдении предусмотренного порядка проведения процедуры отрешения президента от власти.
Законодательные полномочия Государственной думы
Нижняя палата, прежде всего, выступает как представительный орган. В связи с этим в полномочия Государственной думы входит нормотворчество. Нижняя палата обладает возможностью оказывать существенное влияние на процесс утверждения ФЗ. При этом в нормах, регламентирующих его, установлен ряд условий, при которых реализуются полномочия Государственной думы. Так, проекты юридических актов, касающихся отмены либо введения налогов, освобождения от обязанности их уплачивать, выпуска госзаймов, и ряд других правовых документов, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из федерального бюджета, могут вноситься на рассмотрение только при наличии правительственного заключения.
businessman.ru
Принятие Конституции РФ и выборы в Государственную думу
Одновременно с голосованием по Конституции были проведены первые выборы в новую Государственную думу. В парламент прошли по итогам голосования по партийным спискам: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) – 21,7%, блок «Выбор России» – 14,33%, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) – 11,46%, «Женщины России» – 7,51%, Аграрная партия России – 7,38%, блок «Яблоко» – 7,26%, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) – 6,22%, Демократическая партия России (ДПР) – 5,10%
НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ
С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.
Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.
В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.
В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.
В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.
Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России
http://bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/17.htm
ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы
государственной жизни п о с т а н о в л я ю:
1. Провести всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
2. Вынести на всенародное голосование проект Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционным совещанием.
3. Включить в бюллетень для голосования формулировку: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации? «Да» или «Нет».
4. Утвердить прилагаемое Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
5. Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.
Из указа президента РФ “О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации” от 15 октября 1993 г.
ИТОГИ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ
Выборы в Государственную Думу впервые состоялись 12 декабря 1993 года одновременно со Всенародным референдумом по новой Конституции Российской Федерации.
Первый созыв 1993-1995 гг. (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, избирался на два года).
Официальные результаты выборов:
Общее число избирателей, включенных в списки — 106.170.835
Число бюллетеней, выданных избирателям — 58.187.755 (54,81%)
Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках — 57.697.698
Действительных бюллетеней (база для расчета процентов) — 53.751.696 (50.63% от числа избирателей) Недействительных бюллетеней — 3.946.002 (6.84%)
Величина 5-процентного барьера — 2.687.585 голосов
Сумма голосов за объединения, прошедшие в Думу — 46.809.532 (87.08%)
Против всех — 2.267.963 (4.22%).
Пятипроцентный барьер преодолели:
1. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 22.92% (59 мест)
2. Выбор России 15.51% (40 мест)
3. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 12.40% (32 места)
4. Политическое движение «Женщины России» 8.13% (21 место)
5. Аграрная партия России (АПР) 7.99% (21 место)
6. Блок: Явлинский — Болдырев — Лукин 7.86% (20 мест)
7. Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) 6.73% (18 мест)
8. Демократическая партия России (ДПР) 5.52% (14 мест).
По одномандатным округам ЛДПР провела 5 кандидатов, «Выбор России» — 24 кандидата, Аграрная партия — 16, КПРФ — 10, блок «Явлинский — Болдырев — Лукин» — 7, ПРЕС — 4, «Женщины России» — 2. Не преодолевшие 5% барьера на выборах по спискам «Гражданский Союз» провел в округах 10 кандидатов, РДДР — 5, блок «Достоинство и милосердие» — 3, блок «Будущее России — новые имена» — 2 и один депутат был избран от «Кедра».
Дума заседала с 11 января 1994 года до 22 декабря 1995 года.
Председатель Государственной Думы — Рыбкин Иван Петрович.
Было принято 464 закона, из них подписано Президентом — 320.
Справка РИА “Новости”
http://ria.ru/spravka/20071208/91519653.html
ПОРТРЕТ ЭЛЕКТОРАТА
Даже беглый анализ избирательной статистики позволяет выявить ряд закономерностей. Выбор России и РДДР получили наилучшие результаты в мегаполисах (в первую очередь Москве, Санкт-Петербурге и на Урале). ЛДПР – в «горячих» пограничных (Псков, Белгород, Ставрополь) и наиболее удаленных регионах (Чита, Сахалин). Коммунисты — в сельских округах европейской части России (за Уралом представители КПРФ не выиграли ни одного мажоритарного округа). У АПР при очевидной близости к коммунистам гораздо меньше различий между географическими регионами и в то же время среди всех 13 партий, участвовавших в выборах, наибольший разброс электората. Среднеквадратичное отклонение составляет у аграрников 95% от математического ожидания, если брать в расчет все 225 округов, и 83%, если учитывать только «русские» регионы без национальных республик и автономных округов. Это очень высокий показатель. У следующих за АПР Выбора России, Яблока и РДДР в «русских» регионах отклонение составляет не более 50%. У ПРЕС в «русских» регионах разброс меньше 30% от средней, а все максимальные результаты достигнуты в республиках и автономных округах.
Обычно аналитики выделяют в России 4 типа электората: демократический (скорее все-таки либеральный), коммунистический (левый), патриотический (национально ориентированный) и неопределившийся («болото»). Иногда выделяют еще специфический электорат партии власти. Однако собственно у партии власти электорат очень мал, а сторонники ПРЕС или НДР рекрутируются обычно из различных слоев населения. Еще один тип электората выделяют относительно редко, однако как раз с его определением нет никаких проблем. Речь идет об иноэтническом (нерусском электорате). Разумеется, внутри данного типа существуют весьма глубокие различия, общее же заключается в том, что федеральные политические партии не могут обратиться к иноэтническому населению, минуя местные элиты, как это они делают в большинстве «русских» регионов. Определить количество иноэтнического электората также несложно — около 10%. Обычно именно округа в республиках и автономных округах дают наиболее отличающиеся от средних по России значения. В 1993 г. такими территориями оказались Башкирия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Тува, Карачаево-Черкессия, Ямал и другие. Иноэтнический электорат представляет собой отдельную, весьма объемную и выходящую за рамки данного материала тему. Далее мы сосредоточимся преимущественно на «русских» регионах.
Попытки дать точное определение другим типам электората сводятся к банальным «сторонники реформ» — «противники реформ», что, во-первых, вовсе не является независимой переменной, а во-вторых, дает весьма низкую корреляцию с избирательными цифрами. Вообще говоря, категории «демократический», «коммунистический» и т.д. электорат не имеют точного определения и используются скорее на эмоциональном уровне. Математический анализ, однако, свидетельствует о глубоком расколе между избирателями либеральных (Выбор России, Яблоко, РДДР) и левых (КПРФ, АПР) партий. Отрицательная корреляция между ними достигает 0,76, что для идеологических партий, получивших вместе всего около половины голосов по федеральному округу, является чрезвычайно высоким показателем.
Подобное часто возникает при более устойчивых расколах — этнических, религиозных и т.д. Такие случаи можно наблюдать и в России — многие из титульных этносов российских республик практически не голосуют за ЛДПР, РОС или другие партии с устойчиво «державным» образом. Предположения о глубоком расколе между различными типами электората подтверждает и корреляция между либералами и ЛДПР (-0.75). Однако естественное в таком случае предположение о близости электората ЛДПР и левых вовсе не соответствует действительности. Корреляция ЛДПР и всех левых составляет 0,52 (средний уровень), а между ЛДПР и КПРФ всего 0,26 (слабая связь).
Графически полученные соотношения можно представить себе в виде почти равнобедренного треугольника, где «демократический» электорат равноудален от левого и ЛДПР-овского. Таким образом , функциональное определение либерального электората может быть следующим — это те избиратели, которые голосуя выбирают не из левых и левых национал-патриотов. Соответственно левый электорат это те, кто ни при каких обстоятельствах не проголосует за «либералов». Разумеется, данные определения носят всего лишь функциональный, а не строго научный характер. Разумеется, вовсе не все левые, тем более в 1993 году, голосовали за коммунистов и аграрников, и вовсе не все либералы за Выбор России, однако подобный подход позволяет с достаточной точностью определить количественные характеристики различных типов электората.
В отличие от левых и либералов, идентичность других типов электората выражена значительно слабее (это подтверждают существенно меньшие значения коэффициента корреляции между остальными партиями), однако дать им функциональные определения все-таки возможно. Национал-демократы — это те, кто, выбирая из некоммунистов и нелибералов, считает Россию национальным государством русского народа. В связи с запретом РОС, ФНС и других их союзников по Верховному Совету, этим избирателям оставалось голосовать по общефедеральному округу только за ЛДПР, что и сделали те, кто все-таки пришел на выборы. Этот тип электората в России вовсе не многочисленен, как иногда считается, — где-то в районе 15% и сосредоточен на русском Севере, в некоторых пограничных регионах и частично в Сибири. При голосовании сторонники национал-демократической идеи часто голосуют вместе с протестным электоратом. В отличие от коммунистов, где многие также голосуют протестно, но против очевидного врага в лице «демократов», протестный электорат голосует против всех больших идеологий — и против либералов, и против коммунистов, и против федеральной власти. На практике это приводит к поддержке либо региональных партий власти, либо партий с паллиативной, либо квазиидеологией. ЛДПР, Женщины России, отчасти ПРЕС и АПР стали основными получателями этих голосов. Размытость протестного электората не позволяет точно определить его количество, однако, по-видимому, это все-таки не более 15-17% с очень серьезными колебаниями во времени. Именно в этой категории избирателей в наибольшей степени прослеживается отказ от участия в голосовании.
В 1993 выйти за пределы своего базового электората удалось только ЛДПР. Главная причина здесь, на наш взгляд, в том, что ЛДПР оказалась в глазах общественного мнения единственной партией, нескомпрометировавшей себя сентябрьским кризисом, что позволило либерал-демократам одновременно играть на разных полях. За ЛДПР в конечном итоге проголосовало большинство национал-демократов, значительная часть протестного электората, деморализованные сторонники левых и даже часть оппозиционных демократов.
В. Брутер. История современных российских выборов. Год 1993
http://www.igpi.ru/info/people/bruter/1085749185.html
“РОССИЯ, ТЫ ОДУРЕЛА!”
Результаты думских выборов шокировали кремлевских наблюдателей. Сохранились документальные записи того, как наиболее известные из них собрались в ночь с 12 на 13 декабря в телецентре «Останкино», где в прямом эфире, открывая бутылки шампанского, политический, артистический и интеллектуальный бомонд комментировал предварительные данные с избирательных участков. Передача, задуманная как грандиозная демонстрация победы Кремля, завершилась конфузом… Гости, приглашенные праздновать победу партий, поддерживаемых администрацией Бориса Ельцина, один за другим покидали студию. Седовласый шестидесятник Юрий Карякин в отчаянии бросил в микрофон знаменитую реплику: «Россия, ты одурела!”
histrf.ru
последние изменения и поправки, судебная практика
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Комментарий к Статье 99 Конституции РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи формулирует важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания — постоянство его деятельности. Это означает, что на протяжении всего периода работы палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Постоянство деятельности в равной степени распространяется на обе палаты парламента.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Конституционный Суд, рассматривая вопрос о толковании п. «б» ст. 84, ч. 1, 2 и 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 109 Конституции, в Постановлении от 11.11.1999 N 15-П*(1008) разъяснил, что постоянство деятельности парламента гарантируется строгой регламентацией периода формирования Государственной Думы (в том числе в случае досрочного прекращения ее полномочий), отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной Думы прежнего и нового созыва (уходящей и новой легислатуры), обновлением состава Совета Федерации в порядке ротации его членов, а также невозможностью роспуска Совета Федерации.
Регламенты палат устанавливают сессионный характер работы палат. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается проведение двух сессии: весенней и осенней. Регламент Государственной Думы, в отличие от Регламента Совета Федерации, не устанавливает конкретных дат начала и окончания сессии Государственной Думы. Их определение зависит от насыщенности распорядка работы палаты. Как правило, работа Думы строится в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Думы, принимаемым на одном из последних заседаний текущей сессии палаты.
Сессия является наиболее распространенной формой работы парламентов и за рубежом. Как правило, предусматривается проведение двух сессий (Болгария, Греция, Италия и др.), однако в некоторых странах парламентская работа осуществляется в течение одной сессии (Австрия).
В сессию проводятся все основные парламентские мероприятия, реализуются различные формы работы парламентариев, основной из которых является заседание. В соответствии с регламентными нормами заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц, в один день или в течение нескольких дней подряд. Регламент Совета Федерации предусматривает возможность проведения внеочередных заседаний палаты. Заседания Государственной Думы проводятся дважды в неделю: по средам и пятницам, однако предусматривается возможность созыва внеочередного заседания палаты.
2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Этот срок необходим для окончательного подведения итогов выборов. Однако Конституция предусматривает, что Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока, но не указывается, в каких случаях это возможно. Очевидно, данный вопрос оставлен на усмотрение Президента и связан с необходимостью незамедлительного решения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию Государственной Думы. На практике Президент лишь единожды использовал названное конституционное правомочие — для досрочного созыва Государственной Думы V созыва*(1009).
Зарубежная практика достаточно разнообразно подходит к определению момента начала деятельности вновь избранного парламента (палат парламента). В ряде стран положения конституции предусматривают проведение первого заседания парламента (палат парламента) в установленный промежуток времени от момента избрания (двухмесячный срок — Узбекистан; 30 дней — Греция; 20 дней — Италия, Хорватия; 15 дней — Литва). Некоторые конституции устанавливают точную дату от момента выборов — третий день после окончательного подведения итогов выборов (Португалия). В других странах дата первого заседания определяется в виде календарного дня (например, первый рабочий день октября в Норвегии, первый вторник ноября в Латвии ).
В соответствии с Регламентом Государственной Думы организация проведения первого заседания Думы нового созыва возлагается на временно создаваемую депутатскую рабочую группу, формируемую Председателем из числа избранных на новый срок депутатов пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком. Необходимость оперативного решения вопросов, связанных с организацией проведения первого заседания Думы, обуславливает установление Регламентом жестких временных границ для формирования временной рабочей группы, которая должна приступить к своей работе не позднее чем за две недели до начала работы палаты, а в случае досрочного созыва Президентом — на следующий день после принятия такого решения.
Первое заседание Госдумы носит организационный характер. На нем оглашаются фамилии избранных депутатов Государственной Думы в соответствии со списком депутатов, переданным ЦИК РФ; решаются иные вопросы организационного характера — в первую очередь формируются временные органы палаты, обеспечивающие работу ее первых заседаний, а также проводятся выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей.
В отличие от Государственной Думы законодательство не регламентирует начало работы Совета Федерации. Это связано со спецификой формирования состава Совета Федерации, который обновляется постоянно по мере обновления тех органов государственной власти субъектов РФ, решением которых член Совета Федерации избирается (назначается). Согласно ч. 8 раздела второго Конституции Совет Федерации первого созыва собирается на свое первое заседание на 30-й день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 99 Конституции первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые, как правило, избираются на первом заседании, заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских фракций.
Распространенной является практика, когда председательствование на первом заседании парламента поручается старейшему депутату (Болгария, Литва) либо предыдущему председателю парламента (Латвия). В ряде стран эта почетная миссия возлагается на лиц, не являющихся членами парламента (например, в Норвегии первое заседание Стортинга открывает король).
4. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует момент прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва. С момента начала работы вновь избранного состава Государственной Думы, т.е. с момента открытия ее первого заседания, Государственная Дума предыдущего созыва утрачивает свои полномочия, она не вправе принимать какие-либо решения и лишается своего представительного характера.
Как пояснил Конституционный Суд в Постановлении от 11.11.1999 N 15-П, данный порядок распространяется лишь на случаи прекращения полномочий Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, в случае досрочного роспуска Государственной Думы его правовые последствия имеют иной характер.
Мандат народного представителя имеет определенный срок действия — он ограничен периодом, на который лицо избрано депутатом представительного органа. В пределах именно этого срока депутат представительного органа правомочен представлять интересы своих избирателей, осуществлять публичные функции представительства и наделяться определенными гарантиями со стороны государства. Любое необоснованное продление сроков действия мандата влечет нарушение охраняемого Конституцией права граждан участвовать в делах государства посредством избрания своих представителей в органах государственной власти.
constrf.ru