Государственные и муниципальные унитарные предприятия таблица – 5 ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЕ КООПЕРАТИВА И УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

5 ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЕ КООПЕРАТИВА И УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Признак

Производственный кооператив

Унитарные предприятия

1. Количество участников

Не менее 5 членов (не может быть «компанией одного лица»)

2. Субъектный состав участников

— граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, иностранные граждане, лица без гражданства.

— Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

3. Размер ответственности участников

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в порядке, предусмотренном уставом

1. На праве хозяйственного ведения – собственник не несет ответственности

2. На праве оперативного управления субсидиарную ответственность несет РФ/ субъекты РФ/ муниципальные образования

4. Учредительные документы

Устав

Устав

5. Уставный фонд (складочный капитал)

Из паевых взносов членов

Размер паевого взноса устанавливается Уставом кооператива

Формируется собственником за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

— государственные унитарные предприятия — не менее 5000 МРОТ,

— муниципальные предприятия – не менее 1000 МРОТ Установленных ФЗ на дату государственной регистрации муниципального предприятия

— В казенном предприятии уставный фонд не формируется

6. Вид объединения

Корпорация

Унитарные ЮЛ

7. Нормативные акты, определяющие правовой статус организации

Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О производственных кооперативах»

Общие положения в Гражданском кодексе РФ, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

studfiles.net

22. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее предприятие) – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций.

Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113–115 ГК РФ).

Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между его работниками.

Виды:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Правоспособность предприятий не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в уставе предприятия.

Деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности ограничивается.

По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

Собственники имущества предприятия не несут ответственность по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано самим собственником, при этом на него при недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.

Устав унитарного предприятия– его единственный учредительный документ.

Предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении предприятия.

Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли.

Деятельность унитарного предприятия осуществляется в соответствии с планом (программой) его финансово-хозяйственной деятельности.

Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом.

Особенности реорганизации и ликвидации унитарных предприятий определены в Законе о государственных и муниципальных предприятиях.

studfiles.net

12. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Учредительные документы: устав.

В форме УП могут быть созданы только гос. и муниципальные предприятия.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. 

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.

Ответственность: Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен

УП, основанное на праве хозяйственного ведения(ГУПы и МУПы)

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом

унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее 5000 МРОТ, а муниципального — не менее 1000 МРОТ.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника.

УП, основанное на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — казенные предприятия образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник имущества КП несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Разница в объёме полномочий в отношении имуществом:

При хозяйственном ведении, предприятия распоряжаются и пользуются своим имуществом любым незапрещённым законом вариантом.

При оперативном управлении — только в соответствии с указаниями собственника.

studfiles.net

2.4. Государственные и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника, как правило, его представителя в лице соответствующего органа Министерства имущественных отношений и устав.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК),

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. Различают:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Такое предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятии) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной1 . Таким образом, правоспособность казненного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т.е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение».

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК).

Кроме рассмотренных видов существуют еще некоммерческие организации, которые не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст.50 ГК).

studfiles.net

5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Предприятие как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, сохранена Гражданским кодексом Российской Федерации только для государственной и муниципальной собственности. Такого рода организации объявлены теперь «унитарными», т. е. принадлежащими собственнику-учредителю целиком, без деления их имущества на какие-либо вклады, паи или доли, в том числе между работниками. Тем самым исключена всякая почва для имевшихся ранее рассуждений о наличии некой «коллективной» и иной «собственности работников» или иных лиц на имущество государственных или муниципальных предприятий.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит как общие правила об унитарных предприятиях, так и правила об их разновидностях – унитарных предприятиях, основанных соответственно на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления, или «казенных».

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия [39]. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Уставный капитал государственного и муниципального унитарного предприятия имеет установленную законодательством России минимальную величину.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора, осуществляющего контроль за имуществом. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, залог, вносить в уставный капитал или иным способом распоряжения этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Унитарное предприятие не отвечает своим имуществом по долгам учредителя-собственника. Вместе с тем собственник-учредитель не отвечает по долгам унитарного предприятия (кроме случая, когда несостоятельность (банкротство) вызвано собственником), основанного на праве хозяйственного ведения, однако несет дополнительную ответственность по долгам казенного предприятия. По своим обязательствам перед третьими лицами унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Это может при соответствующих условиях повлечь и банкротство такой коммерческой организации. Однако банкротство казенного предприятия исключается, ибо по его обязательствам возможна субсидиарная ответственность государства.

К имуществу унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, Гражданский кодекс Российской Федерации предъявляет особые требования, поскольку именно оно составляет минимальную гарантию удовлетворения возможных имущественных требований его кредиторов. К моменту государственной регистрации такого предприятия оно должно не только иметь минимум уставного капитала, предусмотренный законом, но полностью оплатить (за счет собственника) весь свой объявленный уставный фонд. Никаких рассрочек в этом отношении закон для таких коммерческих организаций не предусматривает. К нему предъявляются фактически те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ. При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда необходимо объявить и зарегистрировать такое уменьшение, а при уменьшении их ниже установленного законом минимума предприятие вообще может быть ликвидировано. Разумеется, чтобы избежать этого, собственник-учредитель вправе пополнить имущество своего предприятия до необходимого размера. В случае же уменьшения уставного капитала предприятия его кредиторы должны быть уведомлены об этом и вправе потребовать досрочного исполнения соответствующих обязательств.

Новым видом предприятий является казенное предприятие, т. е. унитарное, основанное на праве оперативного управления. Необходимость в создании таких юридических лиц обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных предприятий, по сути, от имени государства в целом и не нуждающихся поэтому в значительных по объему правомочиях по отношению к закрепленному за ними имуществу, включая и оборотные фонды, в том числе готовую продукцию. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником.

Таковы, например, предприятия связи, некоторые оборонные и тому подобные предприятия. Число их сравнительно невелико, и все без исключения такие организации находятся в федеральной собственности.

По решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано федеральное казенное предприятие.

В имущественном отношении их положение отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения, хотя последнее финансируется собственником по смете, а предприятие имеет самостоятельный баланс и само получает известные доходы от результатов своей деятельности. Поэтому весьма неточно именовать их «хозяйствующими учреждениями».

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации казенные предприятия могут быть только федеральными. Поэтому они создаются, а также ликвидируются и реорганизуются только по решению федерального правительства.

Исходя из изложенного в данной теме материала можно сделать вывод о разнообразии организационно-правовых форм предприятий в российской экономике. Все они имеют право на существование. Предпринимателям необходимо знать особенности функционирования коммерческих предприятий для того, чтобы эффективнее организовать свою деятельность.

studfiles.net

4.1.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

«Предприятие» как особая организационно-правовая форма коммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества (п.1 ст.113 ГК РФ), сохранена новым ГК только для государственной и муниципальной собственности. Ранее действовавший закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешал создавать «предприятия» — несобственники всем другим собственникам, а не только государству: общественным и религиозным организациям, фондам и даже отдельным гражданам. В результате появились «индивидуальные (и семейные) частные предприятия» (ИЧП), строившиеся по модели госпредприятий, то есть не имеющие права собственности на свое имущество и фактически полностью контролировавшиеся собственниками-учредителями, которые не несли никакой имущественной ответственности по долгам таких организаций. Сами эти ИЧП не имели даже минимального уставного фонда, так как требования к его размеру в законодательстве отсутствовали. ИЧП представляли собой фигуру, с помощью которой учредитель-собственник ограничивал или просто исключал свою ответственность по долгам перед третьими лицами – контрагентами созданного им ИЧП.

Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Российской Федерации в соответствии с первой частью ГК РФ создаются и действуют два типа унитарных предприятий:

А. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Создается по решению уполномоченного органа, государственного или муниципального, и существует за счет самостоятельного извлечения прибыли. При этом собственник имущества предприятия не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со статьей 295 ГК РФ. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам деятельности. Он вправе:

1. Принимать решения по созданию, реорганизации и ликвидации предприятия.

2. Определять предмет и цели деятельности.

3. Назначать на должность и освобождать руководителей.

4. Осуществлять контроль за сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

5. Имеет право на часть прибыли унитарного предприятия.

6. Запрещать или разрешать сделки, совершаемые с недвижимым имуществом.

До государственной регистрации собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Гарантией защиты прав кредиторов является уставный фонд. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые вправе потребовать досрочной выплаты и возмещения убытков.

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, предприятие подлежит ликвидации.

Б. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, является специфичным. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, и следовательно осуществляет коммерческую деятельность, с другой стороны, оно может осуществлять свою деятельность за счет бюджетных средств.

Такие предприятия создаются по особому решению правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия является его учредительным документом. Утверждается федеральным органом исполнительной власти на основе типового устава.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК об оперативном управлении. Казенное предприятие вправе отчуждать и распоряжаться закрепленным имуществом только с согласия собственника. Источниками формирования материальной базы казенных предприятий являются:

  1. Имущество, преданное ему по решению правительства РФ.

  2. Денежные и иные средства, полученные от реализации продукции, работ или услуг.

  3. Средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов.

Руководство казенного предприятия осуществляется директором, действующего на принципах единоначалия, который назначается и освобождается от должности федеральным органом правительства, утвердившим его устав.

РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Т.о. государство принимает на себя все риски, связанные с деятельностью предприятия и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий осуществляется правительством РФ.

В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.

Согласно п.4 ст.113 ГК РФ органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.56 ГК РФ.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п.5 ст.115 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

studfiles.net

29. Характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарное предприятие в России — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

30. Общая характеристика некоммерческих организаций. Правовой статус учреждения.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей. В целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В ГК регламентируется статус не всех некоммерческих организаций, так как организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут устанавливаться и другими законами.

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В случае образования у кооператива убытков, его члены обязаны их покрыть путем дополнительных взносов. Члены кооператива несут дополнительную ответственность по долгам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Фонд — не Имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение обладает закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Общественные и религиозные организации (объединения) — добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Объединения юр.лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие организации, создаваемые юр.лицами для координации их деятельности. Коммерческие и некоммерческие организации не могут совместно друг с другом создавать ассоциации или союзы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *