Государственные органы и органы государственной власти разница – — .

Содержание

Государственный орган и орган государственной власти: понятие, признаки, виды

В данной статье рассмотрим понятие государственного органа и органа государственной власти, а также признаки и разновидности представленных категорий. Сегодня правовая система РФ признает оба термина. Они используются для определения государства в лице его структур, органов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти

Важно отметить, что отсутствие единого мнения в научном обществе касательно смысла изучаемых терминов формирует основу для противоречий и споров в практике использования права, которая связана с этой коллизией. В соответствии с десятой статьей Конституции РФ власть со стороны государства реализуется на базе ее классификации. Так, выделяют исполнительную (понятие исполнительных органов государственной власти подразумевает органы самостоятельной и независимой власти, которые несут ответственность за комплекс полномочий, связанных с управлением делами государственного характера), судебную и законодательную. Стоит заметить, что органы всех представленных типов власти являются самостоятельными структурами.

Государственные органы: понятие и особенности

Далее целесообразно рассмотреть понятие и структуру государственных органов власти, а также свойственные им признаки. Государство реализует свою деятельность через государственные органы. Данный термин следует трактовать как составляющую государственного аппарата (это может быть как отдельный индивид, так и целый коллектив), наделенную полномочиями государственно-властного характера. Государственные органы являются уполномоченными государством на реализацию его функционала и актуальных задач. Они действуют строго в том порядке, который устанавливает государство.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает наделение гос. структур не только полномочиями государственно-властного плана, но и правом выпускать акты, которые являются обязательными для исполнения. Необходимо иметь в виду, что полномочия государственно-властного характера выражаются в компетенции государственных структур. Под компетенцией здесь необходимо понимать комплекс предметов ведения и полномочий государственных органов, которыми они наделяются. Компетенция государственных структур четко определена действующей Конституцией РФ, законами федерального уровня, уставами, законодательными актами субъектов РФ, а также иными правовыми нормативными актами РФ и ее субъектов.

Понятие государственного органа и органа государственной власти предполагает, что любая государственная структура формируется и функционирует в том порядке, который устанавливается государством или же правовыми нормативами. Абсолютно каждый гос. орган является уполномоченным со стороны государства на осуществление его функций и задач. При этом каждый их них – это составляющая единой системы государственного аппарата РФ.

Государственные органы власти: понятие, признаки, виды

В полной мере изучив понятие и характерные черты, которые присущи в настоящее время государственным органам управления, целесообразно перейти к их разновидностям. Максимальное значение имеет классификация государственных структур в соответствии с принципом деления властей. Так, по данному критерию выделяют следующие виды:

  • Понятие исполнительных органов государственной власти предполагает факт функционирования таких структур, как Правительство РФ, комитеты государственного характера, министерства, службы федерального значения и иные федеральные структуры исполнительного типа власти. Помимо этого, сюда следует отнести территориальные, высшие и другие органы этих структур.
  • Законодательная власть в любом случае предполагает наличие Федерального собрания, куда входит Государственная Дума и Совет Федерации. Сюда же целесообразно отнести и многоликие представительные (законодательные) структуры субъектов РФ.
  • Понятие и виды государственных органов власти предполагают функционирование структур судебной власти. Это Верховные судебные органы страны, Конституционные судебные органы, Высшие Арбитражные судебные органы, а также иные судебные органы федерального уровня и судебные органы субъектов РФ, которые включаются в судебную систему.

Пояснения

При рассмотрении понятия и основных признаков государственных органов власти важно учесть, что Президенту России сегодня принадлежит особое место в масштабной системе структур государственного управления. Президент – это в первую очередь глава государства, а также гарант действующей на территории РФ в настоящее время Конституции. Он в полной мере обеспечивает непрерывную и согласованную деятельность абсолютно всех функционирующих сегодня органов государственного управления. Стоит дополнить, что он не включается ни в одну из ключевых ветвей власти вместе с органами, которые обеспечивают его работу. Ни в одно разветвление власти также нельзя включить избирательные комиссии, органы прокуратуры и некоторые иные гос. органы, наделенные особым статусом.

Другие классификации

Как выяснилось, сегодня нет единого мнения касательно трактовок понятия органа государства и понятия органа государственной власти. Тем не менее первый термин подкрепляется целым рядом классификаций. Так, государственные органы принято делить на структуры регионального (гос. органы субъектов РФ) и федерального (государственные структуры РФ) значения.

Помимо этого, популярна классификация в зависимости от порядка создания, в соответствии с которой выделяют органы, формируемые иными гос. структурами, и органы, которые избирают исключительно граждане в процессе закрытого голосования (существуют и другие варианты избрания, однако этот применяется на территории Российской Федерации чаще всего).

В соответствии с характером компетенции государственные структуры делятся на органы компетенции специального типа и органы компетенции общего типа. Кроме того, понятие и признаки государственного органа власти предполагают деление на коллегиальные, единоличные и единоначальные органы. Правительство РФ относится к первой группе, Президент – ко второй, и Генеральная прокуратура – к третьей. Следует дополнить, что государственные структуры единоличного плана часто рассматриваются не в роли гос. органов, а в роли должностных лиц государственного значения.

Орган государства

Далее целесообразным будет рассмотреть понятие, признаки и систему органов государственной власти. Под органом власти следует понимать отдельное звено гос. аппарата, которое работает в конкретном направлении гос. деятельности и наделяется соответствующими властными полномочиями. Стоит отметить, что орган государства – это своеобразный канал, посредством которого народ может реализовывать свою власть, придерживаясь при этом положений действующей на территории РФ Конституции (статья 3). Рассмотрим характерные органу государства особенности:

  • Самостоятельная составляющая государственного механизма. Неотъемлемый элемент единого гос. организма.
  • Все действия осуществляются по поручению и от имени государства.
  • Формирование и последующее функционирование на базе нормативно-правовой документации.
  • Исполнение функций и задач, свойственных лишь органу государства. Использование при этом соответствующих методик и форм.
  • Наличие в составе государственных подразделений и служащих, которые скреплены единством поставленных целей, их общностью.
  • Исполнение действий на определенном территориальном сегменте.

Принципы органов государства

Изучим понятие и принципы органов государственной власти, которые формируют единую систему. Данная система работает, выполняет свои естественные функции на базе принципов общего характера, под которыми следует понимать руководящие положения, исходные идеи, определяющие ключевые подходы к созданию и дальнейшему функционированию системы гос. органов.

Основным определяющим качеством системы государственных структур России является ее единство. Оно в первую очередь обусловлено тем, что данная система базируется на гос. целостности страны, на единстве системы власти государства. Важно отметить, что проявление единства заключается в следующих аспектах:

  • Разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственного управления на территории России и органами государственного управления субъектов Федерации.
  • Все структуры государственной управленческой системы (понятие системы органов государственной власти предполагает совокупность отдельных структур государственной власти, выполняющих разные функции в интересах государств и от его имени) функционируют совместным образом. Они взаимодействуют и связаны между собой, а также зависят друг от друга. Необходимо отметить, что в рамках, которые устанавливает государство, одни структуры единой системы назначаются или избираются другими, одни из них подотчетны или подконтрольны другим, одни руководят другими. Кроме того, между всеми структурами гос. власти есть достаточно тесная связь организационно-правового характера.

Законодательное регулирование

Дальше изучим вопрос законодательного регулирования рассматриваемой системы. Система законодательных структур гос. власти субъектов России устанавливается ими самостоятельным образом на базе действующего на территории страны конституционного строя и федеральных законов.

Конституция РФ определила основные положения, в соответствии с которыми должна формироваться деятельность структур гос. власти субъектов России. Среди них независимость и самостоятельность органов управления субъектов РФ, которые обладают всей государственной властью, за исключением предметов совместного и федерального ведения; гос. целостность, а также единство системы структур гос. власти; защита гражданских прав во всей России; четкое разграничение полномочий и предметов ведения между органами федерального уровня и органами гос. власти субъектов России.

Состав системы

Стоит отметить, что в систему структур гос. власти субъектов России входят следующие составляющие:

  • Законодательная структура государственного управления.
  • Высшая исполнительная структура государственного управления.
  • Другие структуры государственного управления, которые формируются строго по Конституции либо Уставу определенного субъекта РФ.

Деятельность структур государственного управления субъектов России реализуется по ряду принципов, среди которых необходимо отметить следующие пункты:

  • Целостность РФ как в территориальном, так и в государственном плане.
  • Распространение суверенитета РФ по всей территории страны.
  • Абсолютное верховенство действующей Конституции т законов федерального уровня по всей территории страны.
  • Единство системы государственного управления.
  • Классификация гос. власти на исполнительную, судебную и законодательную (данные разновидности в полной мере рассмотрены выше).
  • Разделение полномочий и предметов ведения между структурами государственного управления страны и субъектов РФ.
  • Самостоятельная реализация со стороны органов государственного управления субъектов страны и органов местного управления тех полномочий, которые им принадлежат.

Важно дополнить, что федеральные структуры исполнительного типа власти, а также структуры исполнительной власти субъектов страны в соответствии со взаимным соглашением могу осуществлять передачу друг другу той или иной доли своих полномочий.

Требования к субъектам

Следует знать, что в настоящее время посредством действующего на федеральном уровне законодательства закреплен целый ряд требований принципиального характера, которые являются обязательными к исполнению для абсолютно всех субъектов РФ.

Среди них важно отметить следующие: во-первых, это регулярность в выборе управленческих органов, функционирующих в государственной сфере и строго выполняющих установленные в законодательном порядке функции; во-вторых, запрет на установление ценз оседлости для того, чтобы избрать в управленческие органы субъекта РФ; в-третьих, строгий запрет на установление языковых ценз; в-четвертых, избрание единого возраста для реализации как пассивного, так и активного избирательного права; в-пятых, установление высшей должности субъекта России со стороны законодательной структуры государственного управления субъекта России в соответствии с представлением Президента; и наконец, установление максимально долгого периода полномочий любой структуры государственного управления субъекта РФ.

Стоит дополнить, что на сегодняшний день данный срок, как правило, равняется пяти годам. Он может быть меньше, однако не может превышать 5 лет.

fb.ru

3. Объясните, чем государственные органы отличаются от государственных предприятий и государственных учреждений.

Система органов государственной власти в России строится в соответствии с конституционно закрепленными принципами: демократия; гуманизм; принцип разделения властей; верховенство Конституции и федерального законодательства на всей территории России; федерализм, включающий государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ; открытость в деятельности органов власти.

Тема 3.1. Роль Президента рф в системе государственного управления

1. Какими нормативными правовыми актами регламентируется деятельность Президента рф (выполняется с указанием соответствующих статьи)?

Конституция РФ Глава 4 ст. 83, 84, 86, 88, 89

2. Перечислите элементы конституционно-правового статуса Президента рф:

— Глава Государства;

— гарант Конституции РФ;

— верховный Главнокомандующий РФ;

— субъект законодательного процесса

3. Укажите срок полномочий Президента рф —

Президент избирается на 6 лет (не более 2-х сроков подряд).

4. На основании ….. статьи Конституции РФ к кандидатам на должность Президента РФ предъявляются следующие требования:

-не моложе 35 лет;

-постоянно проживающий на территории РФ более 10 лет;

-не может быть президентом более 2-х сроков подряд.

Иные требования к кандидатам на должность Президента РФ установлены Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Иные требования к кандидатам на должность Президента РФ установлены Федеральным законом от …………….. «…………………………………………………………………».

5. Перечислите полномочия Президента рф, соответствующие каждому из элементов его конституционно-правового статуса, со ссылками на статьи Конституции рф:

Как глава Государства Президент РФ :

— представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст.80)

— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации(ст.86)

— ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации(ст.86)

— подписывает ратификационные грамоты(ст.86)

— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей(ст.86)

— формирует Администрацию Президента Российской Федерации(ст.83)

— определяет основные направления внутренней и внешней политики государства(ст.80)

Как гарант Конституции Президент РФ:

— он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти(ст.80)

— вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом(ст.85)

— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища(ст.89)

— осуществляет помилование(ст.89)

Как верховный Главнокомандующий Президент РФ:

— вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе(ст. 87)

— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом(ст.83)

— утверждает военную доктрину Российской Федерации(ст.83)

— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации(ст.83)

— награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания(ст.89)

Как субъект законодательного процесса Президент РФ:

— издает указы и распоряжения(ст.90)

— вносит законопроекты в Государственную Думу(ст.84)

— подписывает и обнародует федеральные законы(ст.84)

— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства(ст.84)

studfiles.net

30. Соотношение понятий «орган государственной власти», «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления»

Орган государства – является родовым понятием по отношению ко всем структурам, вы-полняющим функции государства. В нее входят органы законодательной, судебной, ис-полнительной власти, а также органы, которые не отнесены Конституцией к какой-либо властной ветви. Соответственно к органам государственной власти как к родовому поня-тию относятся законодательные, судебные, исполнительные и иные органы (ЦБ РФ).

Понятие «исполнительная власть» не аналогично понятию «орган исполнительной вла-сти». Это определяется тем, что исполнительные органы являются только носителями во-левого распоряжения органов государственной власти в целом. Система органов исполнительной власти образует саму исполнительную власть. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ как часть единой системы государственной власти в пределах ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Исполнительные органы также представляют составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, ее содержание заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни.

Основным звеном, через которое государство реализует большинство своих функций, яв-ляются органы исполнительной власти. Выделяются следующие их признаки:

• Являются частью органов государственной власти.

• Реорганизуются, ликвидируются и образуются в нормативно-определенном порядке.

• Характеризуются относительно определенной самостоятельностью действий.

• Действуют в рамках компетенции.

• Деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Орган исполнительной власти представляет собой самостоятельное социальное образова-ние, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность, цель которого – решение задач общества и государства в различных сферах управления.

Под органом исполнительной власти стоит понимать учреждение (юридическое лицо), созданное для участия в осуществлении функций исполнительной власти, наделенное полномочиями государственно-властного характера, орган исполнительной власти явля-ется обособленным учреждением (организационно, функционально и юридически). Дей-ствующее законодательство не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий необходимых для характеристики такого вида государственной деятельности, как реализация исполнительной власти. В этой связи, говоря об органах исполнительной власти, в том числе подразумеваются органы государственного управления, осуществляющие от имени государства управленческую деятельность.

Внутренняя структура органов государственного управления. Типа руководства, и их административно-правовое закрепление

Органы государственного управления имеют организационную структуру, то есть внут-реннее построение аппарата, предполагающее создание соподчиненных структурных подразделений. Их деятельность является выражением внутренней организации данного органа, что в свою очередь обеспечивает условия реализации им государственно-распорядительной деятельности вовне. Внутренняя структура включает систему подраз-делений и должностных лиц, связанных подчинением руководителю органа. Структурные подразделения обеспечивают реализацию властных полномочий по определенным направлениям (департаменты, управления, отделы и т. д.). В совокупности они образуют центральный аппарат органа исполнительной власти. Структура органов утверждается в установленном порядке для федеральных министерств Правительством РФ или Президентом РФ в положении о них. Организационная структура основывается, прежде всего, на государственной должности государственной службы. В совокупности указанные лица составляют штат аппарата конкретного органа. Должностные лица в соответствии с предоставленными им полномочиями могут действовать от имени этого органа, представляя его в конкретных правоотношениях.

studfiles.net

Юридическая ответственность депутатов Государственной Думы РФ. Органы государственной власти

сударственных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за реализацией этих программ;

— подготовка предложений по вопросам обеспечения национальной безопасности, а также по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией федеральных программ обеспечения национальной безопасности и решений Совета Безопасности;

— разработка методологии стратегического планирования развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности;

— обеспечение деятельности по осуществлению контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Совета Безопасности;

— подготовка предложений по совершенствованию государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

— организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета Безопасности.

В рамках реализации вышеуказанных задач аппарат Совета Безопасности обеспечивает:

— разработку проектов планов работы Совета Безопасности и подготовку заседаний Совета Безопасности и материалов к ним;

— подготовку оперативных совещаний и совещаний по стратегическому планированию;

— подготовку доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

— подготовку документов по вопросам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;

— деятельность межведомственных комиссий и научного совета при Совете Безопасности, разработку проектов планов их работы.

Кроме того, аппарат Совета Безопасности ведет работу по вопросам, связанным с реализацией основных функций Совета Безопасности во внешнеполитической, экономической, военной, информационной и иных сферах обеспечения национальной безопасности, обеспечивает анализ и прогнозирование состояния национальной безопасности, организует мониторинг состояния национальной безопасности с использованием механизма критериев и показателей национальной безопасности, а также проведение научных исследований в интересах решения задач, возложенных на Совет Безопасности.

Итак, любой орган государственной власти обладает государственно-властными полномочиями и компетенциями, образуется в установленном государством порядке, уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, действует в установленном государством порядке, является составной частью единой системы органов государственной власти.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы (например, Администрация Президента Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации).

 

Список использованной литературы

 

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12.12.1993 г.] // Российская газета. 1993. 25 дек.
  2. Российская Федерация. Законы. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон №3-ФЗ от 08.05.1994 (ред. от 12.05.2009)] // Собрание законодательства РФ. — 1999. — №28. -Ст.3466.
  3. Российская Федерация. Законы. О безопасности [Текст]: [Федеральный закон № 2446-1 от 5 марта 1992 г. (ред. от 26.06.2008)] // Российская газета. — №103. — 06.05.1992.
  4. Российская Федерация. Государственная Дума Федерального Собрания. Постановление. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Текст]: [от 22.01.1998 №2134-II ГД (ред. от 14.10.2009)] // Собрание законодательства РФ. — 1998. №7. — Ст. 801.
  5. Российская Федерация. Конституционный Суд. Постановление. По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Текст]: [от 20.02.1996 № 5-П] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №9. — Ст.828.
  6. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов [Текст] / М. В. Баглай. — М.: Норма, 2007. — 784 с.
  7. Козлова, Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е Кутафин. — М.: Проспект, 2008. 608с.
  8. Ржевский, В. А. Основы государства и права [Текст] / В.А. Ржевский-. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 688с.

 

www.studsell.com

§ 2. Классификация органов государственной власти

В зависимости от критерия органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп. Классификация нужна не сама по себе, и не только для теории вопроса, она помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой. Классификация раскрывает диалектическую связь единства и многообразия органов, отправляющих государственную власть.

1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.

Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание. Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые на основе Федерального закона, а также их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую иерархическую структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Такая единая система предусмотрена Конституцией РФ для судебной и исполнительной власти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы государственной власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты на федеральный и органы субъектов РФ в смысле полной самостоятельности последних, поскольку эти органы строятся на основе строгой централизации.

Внутри федеральных органов государственной власти иногда выделяют так называемые высшие органы — Президента РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, имея в виду, что в подчинении у этих органов или просто в структуре взаимоотношений (у судов) есть и «низшие» органы. Но существуют однопорядковые федеральные органы государственной власти, которые «высшими» никак называть нельзя, поскольку они не образуют структуры, в которой бы существовали их «низшие» звенья (например, Конституционный Суд РФ).

Вообще же деление на высшие и местные органы государственной власти и управления — это уже анахронизм, оно было свойственно прежним советским конституциям. В ныне действующей Конституции РФ отсутствует деление на высшие и местные по причине последовательного построения органов государственной власти на началах демократического федерализма и местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Эти органы государственной власти также включают глав администраций (президентов, глав государств, губернаторов), возглавляющих систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные органы судебной власти. Но на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов федеральной государственной власти, подчиненных федеральной власти. Существуют также органы с некоторыми различиями в названиях. Но в основном система органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на некотрые особеннности, по своей структуре и функциям равняется на федеральную модель.

Органы местного самоуправления образуются самостоятельно и весьма разнообразны. Природа этих органов, теоретически отражающая отличие государственной власти от самоуправления, на практике мало чем отличается от назначения, функций и порядка формирования органов государственной власти. Здесь, однако, в большей мере проявляется выборность, более широко осуществляется связь с населением.

2. В Российской Федерации, то есть на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной власти и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией РФ в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст. 10).

Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, то есть представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, обладают исключительным правом на принятие законов — Федеральное Собрание для Е(сей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Государственная Дума избирается гражданами, а Совет Федерации формируется на основе представительства исполнительного и представительного органа государственной власти каждого субъекта РФ. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органами законодательной (представительной) власти.

Также не являются органами власти аппараты при органах законодательной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти иногда наделяются определенными полномочиями по участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. К числу органов исполнительной власти следует отнести и Президента РФ, который, однако, при этом соединяет в своем лице функции и полномочия главы государства.

В республиках президентского типа, к которым относится и Российская Федерация, эти органы в своей основной деятельности не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами администраций (президентами, губернаторами) субъектов РФ. Органы исполнительной власти обладают компетенцией, закрепленной в законе, указе Президента РФ, постановлении Правительства.

Органы исполнительной власти могут действовать на началах как коллегиальности (например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации), так и единоначалия (министерства).

В силу такого различия статусов Правительство РФ может принимать решения только на заседаниях с участием всех членов Правительства, а министр принимает решения и издает постановления самостоятельно, хотя наиболее важные постановления обычно обсуждаются на совещательном органе (коллегии) при министре.

Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Некоторые из них выходят прямо на Президента РФ (Министерство обороны, Федерапьная служба безопасности и др.), другие — на Председателя Правительства РФ. Но все равно вся система органов исполнительной власти, включая Правительство РФ, действует под руководством Президента РФ, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти. В некоторых субъектах РФ, особенно в республиках, наряду с президентом республики существует премьер-министр (Татарстан и т. д.), и тогда роль президента республики аналогична роли Президента РФ. В других же субъектах глава администрации ни с кем не делит высшую исполнительную власть, а потому выступает как глава исполнительной власти, которому напрямую подчиняются все органы этой ветви власти.

Сложная разветвленная система органов исполнительной власти специально изучается наукой административного права.

Органы судебной власти — это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды (например, окружные арбитражные суды) и суды в субъектах РФ. Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает, что суды в субъектах РФ создаются и действуют как часть единой судебной системы. Судебные органы действуют посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

studfiles.net

Система органов государственной власти

Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

Существует несколько вариантов систематизации органов государственной власти.

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти сгруппированы в систему, представляющую собой согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей, систему взаимных сдсржск и противовесов (постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П). К числу федеральных органов относятся Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Надо отметить, что в Российской Федерации предпринимались шаги по регламентации системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти в едином законодательном акте. В 1994 г. был разработан проект федерального закона «О концепции кодекса законов о федеральных органах государственной власти». Им предусматривалось принятие 48 федеральных конституционных законов и федеральных законов, закрепляющих конституционные полномочия, осуществляемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, всеми органами исполнительной власти Российской Федерации, судами. Однако идея разработки данного кодекса не получила поддержки в Государственной Думе.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ определяет, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ст. 2 указанного Закона). К последним могут быть отнесены конституционные (уставные) суды, мировые судьи, уполномоченные по правам человека, контрольно-счетные палаты и иные специализированные органы. Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ, закрепляя в законе общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизируя их, федеральный законодатель ограничен в своем усмотрении конституционными положениями об организации власти в Российской Федерации как демократическом, федеративном и правовом государстве; субъекты РФ, в свою очередь, самостоятельно устанавливая систему органов государственной власти, действуют в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и указанными общими принципами; они не вправе осуществлять данное правомочие в ущерб единству системы государственной власти в Российской Федерации и должны реализовывать его в тех правовых границах, которые определены Конституцией РФ и принятыми на ее основе федеральными законами (постановление от 21 декабря 2005 г. № 13-П).

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сообразно этому на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные но наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства1. В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

В отечественной системе государственной власти есть органы, которые не вписываются в рамки традиционной триады ветвей власти. М. В. Баглай именует их «федеральные органы государственной власти с особым статусом». В юридической литературе высказываются мнения о существовании президентской, прокурорской, контрольной (надзорно-контрольной) и других ветвей власти, функционирующих одновременно с законодательной, исполнительной и судебной.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно- территориальным уровням и ветвям власти, неодинакова. Она может строиться на децентрализованных или централизованных началах. Децентрализованной системой, объединенной не субординационными узами, а лишь функциональной взаимосвязью органов, ее составляющих, является система законодательных органов России и ее субъектов.

Аналогичным образом конструируются взаимоотношения между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Они не являются друг для друга вышестоящей или нижестоящей инстанциями и в своей совокупности представляют собой децентрализованную систему конституционного правосудия.

Не имеют субординационной взаимосвязи друг с другом Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Отдельные виды органов государственной власти организуются как централизованные системы. В них выделяются звенья (инстанции), выстроенные по иерархическому принципу. Органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие.

Непосредственно в Конституции РФ высшим органом назван Верховный Суд РФ (ст. 126) Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ. В системе этих судебных органов, помимо первой, имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок. Надо заметить, что мировые судьи, являющиеся органами власти субъектов РФ, включены в иерархически выстроенную систему судов общей юрисдикции и рассматривают гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции в рамках своей компетенции.

Среди федеральных исполнительных органов высшим звеном является Правительство РФ. Центральное звено составляют министерства, службы и агентства. Последние, в свою очередь, могут создавать территориальные (местные) органы в субъектах РФ, их административно-территориальных единицах. Как констатировал Конституционный Суд РФ, исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности, территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта РФ, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.) самостоятельно определяет Правительство РФ, что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти (определение от 13 января 2000 г. № 10-0).

Руководство отдельными органами исполнительной власти (МВД России, МИД России, Минобороны России и др.) осуществляет Президент РФ, являющийся высшим органом для них.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Во главе единой централизованной системы органов прокуратуры РФ находится Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ (ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Как вышестоящие и нижестоящие органы соотносятся друг с другом избирательные комиссии различного уровня. Жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ и других нижестоящих комиссий вправе рассматривать ЦИК РФ (ст. 21 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представляет собой и Центральный банк РФ, в систему которого входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации (ст. 83 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

studfiles.net

1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации.

В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов РФ образуют единую структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Такая единая система предусмотрена Конституцией РФ для судебной и исполнительной влас­ти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы государственной власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты на федеральные и органы субъектов РФ, поскольку эти органы строятся на основе строгой централизации.

Внутри федеральных органов государственной власти можно выделить группу высших органов — Президент РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитраж­ный Суд РФ, поскольку в подчинении у них или просто в структуре взаимоотношений (у судов) есть и «нижестоящие» органы. Но существуют однопорядковые федеральные органы государственной власти, которые не образуют структуры, в которой существуют «низшие» звенья (например, Конституционный Суд РФ).

В соответствии с Конституцией РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Эти органы государственной власти также включают глав администраций (пре­зидентов, глав государств, губернаторов), возглавляющих систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные органы судебной власти. Но на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов федеральной государственной власти, подчиненных федеральной власти. Существуют также органы с некоторыми различиями в названиях. Но в основном система органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на ее известную хаотичность, по своей структуре и функциям равняется на федеральную модель.

2. В Российской Федерации, на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано в ст. 10 Конституции РФ в связи, с закреплением в ней принципа разделения властей.

Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т. е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом принятия законов — Федеральное Собрание для всей территорий страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Совет Федерации формируется на основе представительства от каждого субъекта РФ. Органы законодательной власти состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, но они не являются органом законодательной (представительной) власти. Не являются также органами власти аппараты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

Органы исполнительной власти наиболее многообразны. Они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. К числу органов исполнительной власти следует отнести и Президента РФ, который при этом соединяет в своем лице функции и полномочия главы государства.

    1. В республиках президентского типа, к которым относится и Российская Федерация, эти органы в своей основной деятельности не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя действуют в тесном сотрудничестве. В органах исполнительной власти практи­чески нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, главами администрации (президентами, губернаторами) субъектов РФ. Органы исполнительной власти обладают компетенцией, закрепленной в законе или указе Президента РФ.

Органы исполнительной власти могут действовать на началах коллегиальности (например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации), и единоначалия (министерства). В силу такого различия статусов Правитель­ство РФ может принимать решения только на заседаниях с участием всех членов Правительства, а министр принимает решения и издает постановления самостоятельно, хотя наиболее важные постановления обычно обсуждаются на сове­щательном органе (коллегии) при министре.

Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Некоторые из них выходят прямо на Президента РФ (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, МВД и пр.), другие на Председателя Правительства РФ. Но все равно вся система органов исполнительной власти, включая Правительство РФ, действует под руководством Президента РФ, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти. Система органов исполнитель­ной власти более подробно изучается в курсе административно­го права.

Органы судебной власти — к ним относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды (например, окружные арбитражные суды), суды в субъектах РФ и мировые судьи. Федеральный конститу­ционный закон о судебной системе Российской Федерации, предусмотренный Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118), устанав­ливает, что суды в субъектах РФ создаются и действуют как часть единой судебной системы. Судебные органы осуществляют конституционное, уголовное, граждан­ское и административное судопроизводство.

Конституционный статус органов государственной власти в РФ. Ключевой фигурой в системе органов государственной власти является Президент. Как полномочный глава государства он несколько возвышается над всеми государственными органами, что обусловлено задачами и функциями, возложенными на него Конституцией. В соответствии со ст. 80 Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Он также обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 80). Президент определяет основные направления внешней и внутренней политики государства и представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (ч. 4 ст. 80).

В зависимости от направлений государственной деятельности полномочия Президента можно свести к следующим основным группам:

Полномочия в области законодательной деятельности: право законодательной инициативы, подписание и обнародование федеральных законов, право отлагательного вето, право обращения к парламенту с ежегодным посланием об основных направлениях внутренней и внешней политики, право непосредственного апеллирования к народному мнению помимо парламента путем вынесения своих вопросов на референдум;

Полномочия по координации деятельности других органов государства и разрешению споров между ними, использование согласительных процедур между Правительством и парламентом, палатами парламента, федеральными органами и органами власти субъектов РФ, право роспуска палаты парламента — Государственной Думы, право самостоятельного принятия решения об отставке Правительства РФ (ст. 83 Конституции РФ).

Полномочия по формированию других органов государства. В соответствии с этими полномочиями Президент принимает участие в назначении на все ключевые должности в государственном аппарате (ст. 83).

Как гарант Конституции России и суверенитета государства Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны, формирует и возглавляет Совет Безопасности, может вводить военное и чрезвычайное положение (ст. 87, 88 Конституции РФ).

По вопросам своей компетенции Президент издает указы и распоряжения.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91). Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску и т.д. Кроме того, определяя внутреннюю и внешнюю политику, воздействуя на парламент, Правительство и другие органы власти, он не несет никакой политической ответственности. Привлечение его к уголовной ответственности возможно только за совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления. Единственным видом ответственности выступает отрешение Президента от должности, которое может быть осуществлено в соответствии с довольно сложной процедурой, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ. Степень сложности этой процедуры определяет место, которое глава государства занимает в государственном аппарате, гарантирует от возможности отрешения его от должности по случайным мотивам, без тщательного и глубокого исследования всех обстоятельств.

Конституционный статус Федерального Собрания. Президент РФ не обладает абсолютной, ничем не ограниченной властью. В нашей стране на основе принципа разделения властей действует Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган (ст. 94). Ему принадлежит вся полнота законодательной власти. Указы и распоряжения Президента, постановления Правительства и другие нормативные акты должны соответствовать федеральным законам, принимаемым ФС, и не противоречить им (ст. 90, 115).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которая формируется путем всеобщих, равных, прямых выборов 450 депутатов при тайном голосовании сроком на 4 года и работающих на профессиональной основе. Совет Федерации — представительный орган, выражающий интересы субъектов РФ, в него входят по два представителя от субъекта РФ один от законодательного органа соответствующего субъекта, другой — от исполнительной власти субъекта РФ.

Каждая из палат наделяется своей компетенцией (ст. 102, 103). Вместе с тем в ходе законодательной деятельности, осуществляя свою основную функцию — принятие законов, палаты тесно взаимодействуют друг с другом.

Кроме принятия законов, к совместной компетенции Государственной Думы и Совета Федерации относятся принятие государственного (федерального) бюджета, ратификация и денонсация международных договоров, досрочное отрешение от должности Президента РФ в соответствии со ст. 93 Конституции.

Государственная Дума обладает контрольными полномочиями в отношении Правительства. Она вправе выразить недоверие Правительству, что может повлечь его отставку с согласия Президента или роспуск самой Государственной Думы в соответствии с решением Президента (ст. 117 Конституции РФ).

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *