Государственный капитальный долг – Капитальный государственный долг это

Капитальный внешний государственный долг

Существуют две основные классификации государственного долга.

 

Первая из них предлагает делить долги на капитальные и текущие. Под капитальной задолженностью понимается полная сумма невозвращенных обязательств государства плюс проценты по кредитам, текущая задолженность – это расходы на погашение обязательств заемщика.

 

Вторая классификация утверждает, что государственный долг бывает внешним и внутренним. Тогда как при внутреннем долге отношения существуют между государством и контрагентами (физическими или юридическими лицами), внешний долг подразумевает заем одного государства у другого.

 

Капитальный внешний государственный долг – это полная сумма обязательств государства, займодавцем которой являются другие страны. Такой долг – тяжелое бремя для государства, так как приходится платить высокие проценты. Существует планка: если сумма отчислений по внешнему долгу выше 20% прибыли от внешнеэкономической деятельности, страна считается должником и новые займы ей очень трудно привлечь.

 

Управление внешним долгом

 

Существуют следующие методы управления внешним долгом:

 

 

  1. 1. Консолидация – процесс пересмотра условий погашения имеющейся задолженности. Консолидация может быть произведена за счет реструктуризации или рефинансирования (то есть кредит гасится с помощью нового кредита).

 

  1. 2. Реструктуризация — изменение условий выданного кредита. Займодавцы вынуждены идти на реструктуризацию, когда понимают, что требование погасить выданный кредит своевременно приведет к банкротству страны-заемщика. 

 

  1. 3. Конверсия предусматривает, что заемщик будет отдавать долг тем способом, который наименее губителен для его экономики. Самый частый способ конверсии – обмен валютного долга на акции или товары, которыми богат заемщик, либо на принадлежащую ему недвижимость.

 

  1. 4. Секьюритизация — конвертация нерыночных займов в обращающиеся на финансовых рынках активы.

 

  1. 5. Аннулирование – отказ выплачивать взятые ранее кредиты. Аннулирование нанесет непоправимый ущерб экономической репутации страны – в дальнейшем никто из кредиторов с таким заемщиком сотрудничать не станет.

 

Внешний капитальный долг России: статистика

 

Согласно статистике Минфина, динамика внешнего государственного долга России такова:

 

 

На начало 2015 года внешний государственный долг страны составлял немногим более 41 млрд. долларов. Сейчас процент внешнего долга к ВВП составляет почти 18% — это очень небольшой показатель. Для сравнения внешний долг Франции стремительно растет и сейчас составляет 95% к ВВП. Схожая ситуация и у Великобритании – там показатель равен 89%. Благодаря устойчивому росту экономики Россия стремительно превращается из страны-заемщика в кредитора.

utmagazine.ru

16Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.

Дать определение государственного долга. Привести классификации государственного долга .

Экономическое содержание понятия «государственный долг». Механизм управления государственным внешним и внутренним долгом.

Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам представляет собой государственный долг

В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов .

По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.

Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.

Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде /10, с.58/.

Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

При мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей, возникает внешний долг. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни .

Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Поэтому важной задачей органов системы управления внешним долгом является осуществление системного анализа и контроля за эффективным использованием иностранных кредитов, согласно реальным возможностям страны обслужить свой внешний долг.

Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение доходности займов.

Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.

Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.

studfiles.net

Текущий государственный долг — Энциклопедия по экономике

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.  [c.257]
Внешний долг — сумма задолженности какого-либо государства, накопленная за счет получения им займов от других государств (в эту сумму включаются как непогашенные внешние займы, так и невыплаченные проценты по ним). При этом специалисты различают капитальный и текущий государственные долги.  [c.270]

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.  [c.84]

ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ —ТИПОВОЙ ПЛАН СЧЕТОВ  [c.417]

ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ-см. Государственный долг.  [c.417]

Таблица для вычисления процентов — 408 Таблицы тиражей выигрышей — 408 Тайна вкладов — 411 Текущий государственный долг — 417 Тиражи выигрышей — 419 Тиражи по выигрышным вкладам — 420 Тиражи погашения — 420 Тиражная комиссия — 420 Тонтины — 422  [c.681]

Каковы различия между основным, капитальным и текущим государственным долгом  [c.423]

Соответственно, обязательства по возвращению предоставленных в кредит сумм образуют внутренний и внешний долг страны. Различают капитальный и текущий государственный долг.  [c.190]

Текущий государственный долг — это сумма выплат доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и оплат тех долгов, срок платежа по которым уже наступил.  [c.191]

Тесно связан с денежным рынком рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых в иностранных и евровалютах, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции с государственными финансовыми инструментами (в особенности с государственными векселями и другими ценными бумагами, образующими текущий государственный долг). Евровалютные рынки — это своеобразные денежные рынки, несколько обособленные от национальных рынков ссудного капитала, но связанные между собой преемственностью финансовых инструментов и техникой проведения банковских операций, а также переплетающимися денежными потоками.  [c.273]

При характеристике сущности государственного долга применяют и классификацию его на капитальный (основной) и текущий государственный долг.  [c.97]

Охарактеризуйте понятия капитальный и текущий государственный долг.  [c.101]

На основе данных о текущем государственном долге территории, факторах риска и выбранной среднесрочной финансовой стратегии оценивается потребность в заимствовании средств или возможность в сокращении государственного долга. Важнейшей задачей прогноза долга является оценка ожидаемых расходов по его обслуживанию. Схема алгоритма разработки прогноза по государственному долгу представлена в Приложении 1, Алгоритм 9.  [c.32]

При таком подходе выявляется, что текущий государственный долг и дефицит бюджета не являются адекватными индикаторами фискальной несбалансированности. Проведенные упомянутыми экономистами расчеты для ряда стран демонстрируют, что во многих из них фискальная нагрузка между поколениями распределена неравномерно. Крайняя степень несбалансированности характерна для Германии, Японии, Италии, Нидерландов и Бразилии. Ряд других стран, например, США, Португалия, Франция и Австралия имеют значительные дисбалансы в пользу ныне живущих поколений. Лишь небольшая доля стран, среди которых Швеция и Таиланд, имеют дисбалансы в пользу будущих поколений. Для Швеции это связано с очень высоким уровнем существующих налогов, а для Таиланда — с отсутствием в этой стране распределительной пенсионной системы.  [c.51]

Кредитная операция, превращающая текущие (краткосрочные) государственные долги в постоянные (долгосрочные). 2. Объединение, сплочение, укрепление.  [c.130]

Государственный кредит, его сущность, функции и формы. Государственный долг капитальный и текущий. Проблемы управления государственным долгом.  [c.482]

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80—90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.  [c.426]

С 1998 г. осуществлялся расчет дефицита федерального бюджета по международной методологии. Это означает изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирования, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения бюджетных потоков, то те из них, которые связаны с привлечением средств и их погашением, полностью выводятся из потоков, непосредственно связанных с доходами и расходами текущего финансового года.  [c.361]

В функциональной классификации выделен раздел, включающий различные виды расходов по текущему обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Объединены в особый раздел все виды расходов, связанных с созданием и пополнением государственных запасов и резервов. Функциональная классификация расходов Российской Федерации соответствует международным стандартам.  [c.220]

Из средств государственного бюджета может быть предоставлена краткосрочная финансовая поддержка предприятиям всех форм собственности в виде ссуды на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, на условиях возвратности и платности в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Такие ссуды выделяют предприятиям на следующие цели  [c.163]

ДОЛГ — денежная сумма, взятая взаймы (на срок и на определенных условиях), текущий долг представлен текущими обязательствами. Консолидированный долг 1) юридически оформленное соглашение между заемщиком и кредиторами, обычно предусматривающее некоторые гарантии выплаты Д. 2) возникший в результате выпуска долгосрочных ценных бумаг, выручка от чего идет на погашение эмиссии краткосрочных ценных бумаг. Публичный Д. — совокупный государственный долг страны (в отличие от доходов частных лиц, корпораций).  [c.77]

Государственный долг — величина задолженности (внутренней и внешней) государства своим кредиторам подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства ко второму — расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.  [c.274]

По экономическому содержанию, а его обусловливает целевое назначение бюджетных ассигнований, расходы бюджета классифицируются на текущие и капитальные. Текущие бюджетные расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам в целях покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относятся закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих и начисления на нее, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и пр.) трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии, прочие выплаты — на лечение, ссуды на обзаведение хозяйством) текущие субсидии государственным и частным предприятиям, а также нижестоящим органам власти выплата процентов по государственному долгу и др. В своей совокупности, текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение) инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным  [c.116]

В течение всего 1997 года показатели бюджетного дефицита превышали законодательно зафиксированный уровень, но не существенно. Финансовый кризис привел к резкому росту стоимости обслуживания государственных заимствований. Это не оказало заметного влияния на текущую ситуацию, однако угрожало самыми негативные последствиями в 1998-м и в последующие годы государственный долг накапливался, как снежный ком, и когда-то должен был наступить час расплаты…  [c.240]

Имея идеальное золото, и возможность впрыскивать деньги в определённые точки системы, можно легко регулировать соотношение цен и мировую иерархию. Текущий совокупный долг американцев по ипотеке превышает 7 триллионов долларов. Это даже больше, чем весь государственный долг США, который составляет 6.8 триллиона, как мы отмечали выше.  [c.205]

Почему мы рассматриваем проценты по государственным ценным бумагам как доход, не созданный в текущем производстве, особенно если учесть, что проценты по ценным бумагам частных компаний включаются в национальный доход в качестве заработанного (созданного) дохода Чем вызвано подобное исключение Дело в том, что значительная часть государственного долга обра-  [c.143]

Совсем недавно несколько экономистов выступили за принятие ежегодно сбалансированного бюджета не из-за опасений перед бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом, а рассматривая такой бюджет как важный инструмент сдерживания нежелательного и неэкономичного расширения государственного сектора. Бюджетный дефицит, с их точки зрения, служит ярким подтверждением политической безответственности. Благодаря дефициту политические деятели дают возможность обществу пользоваться всеми выгодами правительственных программ, избегая при этом сопутствующих таким программам текущих издержек в виде растущих налогов.  [c.392]

Для борьбы с огромным бюджетным дефицитом и государственным долгом предлагаются или уже приняты следующие меры а) бюджетное законодательство 1990 г., утвердившее повышение налогов и сокращение расходов, а также обязавшее Конгресс уравновешивать введение новых расходов или снижение налогов либо сокращением текущих расходов, либо повышением налогов б) Закон о сокращении дефицита, который предусматривал сокращение расходов и повышение индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций и федерального налога на бензин в) поправка к конституции о ежегодно сбалансированном бюджете (предложение) г) наделение президента страны правом вето по строкам и статьям бюджетных расходов (предложение).  [c.408]

Причина бюджетного дефицита не является тайной. Парламентарии любят тратить деньги на программы, доставляющие удовольствие избирателям. В то же время они не любят увеличивать налогообложение, поскольку в этом случае издержки избирателей становятся заметны. Государственный долг является удобной альтернативой текущим налогам — он скрывает издержки и отодвигает их на будущее.  [c.46]

Переговоры с властями, обычно региональными, могут идти по двум направлениям. Прежде всего, выясняется, лояльны ли власти к самому существованию подобного предприятия на их территории. Затем могут и готовы ли они оказать поддержку данному предприятию. Формы поддержки можно разделить на две группы. Первая предполагает невмешательство государственных органов непосредственно в процесс антикризисной деятельности, которые ограничиваются разблокировкой расчетных счетов, отсрочкой по государственным долгам без льгот по суммам и т.д. Вторая предполагает активные действия государственных органов. Речь идет о предоставлении гарантии поставщикам от имени государства, льготное кредитование, внедрение госзаказа, списание текущей задолженности государству, гарантии электро-, тепло-, и водоснабжения и т.д.  [c.305]

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.  [c.220]

Текущий внешний государственный долг — тот, по  [c.200]

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам покрывая старые долги, они делают еще большие новые.  [c.587]

Необходимо также иметь в виду, что негативное воздействие военных расходов на экономическое развитие страны может проявляться не только непосредственно, единовременно. Оно, как правило, приобретает длительный характер. На современном этапе экономике многих развивающихся стран приходится расплачиваться за чрезмерные военные расходы прошлых лет. Неизбежный спутник милитаризации — государственный долг — остается в наследство на долгие годы после выхода из строя устаревшей военной техники. Нынешнее поколение людей страдает не только от текущих военных трат, но и от тех, которые производили прежние власти. А продолжая наращивать военный сектор сегодня, правительства обрекают на экономические бедствия будущие поколения населения своих стран.  [c.224]

Азиатский финансовый кризис, разразившийся осенью 1997 г. в Юго-Восточной Азии, не оказал заметного воздействия на состояние дел в реальной экономике большинства развитых стран. В большей степени пострадали развивающиеся рынки таких стран, как Россия и Бразилия, и ряда других латиноамериканских стран. Кризис повлиял на динамику и структуру бразильского внутреннего государственного долга. Неуверенность в устойчивости бразильского реала (в условиях бюджетного дефицита и растущего отрицательного сальдо по текущим операциям) привела к оттоку средств с рынка правительственных долговых обязательств и усилению давления на национальную денежную единицу. Для поддержания реала и недопущения его девальвации Центральный банк Бразилии был вынужден прибегнуть к валютным интервенциям. За октябрь—ноябрь валютные резервы сократились на 16,2% по сравнению с сентябрем и составили 51,2 млрд долл. Ситуация усугублялась еще и тем, что в декабре 1997 — феврале 1998 г. истекал срок погашения значительной суммы внутреннего государственного долга — около 60 млрд долл.  [c.488]

В 1998 г. был опубликован Финансовый акт, в соответствии с которым вводился код финансовой стабильности . Он, в частности, предусматривал, что при проведении финансовой политики и политики управления государственным долгом (ответственность за последнюю была возложена на Министерство финансов, а прежде за нее отвечал Банк Англии) должны соблюдаться такие принципы, как прозрачность, стабильность, эффективность. Код обязывает правительство следовать золотому правилу — оно не должно заимствовать средств больше, чем требуется для капиталовложений займы не должны использоваться для финансирования текущих расходов. Особое внимание было обращено на более эффективное использование государственных средств. Министерствам и ведомствам предлагалось жестко придерживаться предельного уровня (потолка) расходов, устанавливаемого правительством на трехлетний срок. Задача экономии государственных средств стала особенно острой в связи с децентрализацией власти.  [c.433]

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в текущем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы.  [c.44]

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — задолженность государства по привлеченным из-за рубежа средствам в виде займов и кредитов иностранных государственных и частных банков, международных финансовых организаций и выплачиваемым процентам по ним, а также средствам, полученным путем размещения на международных рынках капитала государственных ценных бумаг. Текущий В.г.д. — сумма, которую необходимо выплатить в данном году. Общий В.г.д. — общая величина задолженности и процентов по ней, которую необходимо выплатить не только в текущем, но и в последующие годы.  [c.53]

Принято различать текущий и капитальный государственный долг. Срок платежа по текущему долгу наступает обычно в текущем или в следующем финансовом (бюджетном) году к капитальному долгу относится та часть госу-  [c.58]

Сроки погашения государственного долга США зависят от целого ряда факторов. Конечно, со временем срок до погашения (term-to-maturity) (время, остающееся до дня погашения) находящихся в обращении бумаг будет сокращаться. Казначейство имеет большие полномочия в выборе сроков погашения новых выпусков и может участвовать в рефинансировании. Иногда устанавливаемые Конгрессом ограничения на объем выпуска и величину процента, выплачиваемого по определенным группам инструментов, могут приводить к тому, что предпочтение будет отдаваться другим инструментам. Выпуск долговых бумаг может использоваться в качестве особого метода государственной экономической политики с целью воздействия на текущие процентные ставки бумаге различными сроками погашения.  [c.382]

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА [budget surplus — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.  [c.294]

economy-ru.info

3. Государственный долг, его содержание и виды

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.

По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами.

Государственно-кредитные экономические отношения регулируются законодательно-правовыми документами. В нашей стране это законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь, «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», «О бюджете» на очередной финансовый год; Положение о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов и другие нормативные документы.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

В 2004 г. было принято решение о реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг в 1991—2003 гг., посредством эмиссии государственных ценных бумаг.

Как можно заметить, займы административно-территориальных единиц, получаемые ими кредиты и выдаваемые гарантии к государственному долгу не относятся. Расходы по обслуживанию таких операций ложатся на областные и Минский городской бюджеты.

Некоторые экономисты причисляют к внутреннему государственному долгу неисполненные финансовые обязательства перед субъектами отраслей экономики (неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджетных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Однако неисполненные финансовые обязательства отражают проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвечают признакам кредита.

Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.

В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций.

В развитых странах обычно не принято деление государственного долга на внутренний и внешний, но для Беларуси и России оно сохраняет актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится дополнительной нагрузкой на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. другой путь привлечения иностранной валюты — получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.

В последние годы наблюдается снижение внешнего государственного долга.

Республика Беларусь не несет ответственности по долговым обязательствам административно-территориальных од и ниц, если указанные обязательства не были им гарантированы. Административно-территориальные единицы также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Республики Беларусь в целом.

Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности рее публики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного ко питала в экономику страны.

Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую красную черту (25 % -е соотношение платежей на погашение кредитов я валютных поступлений от экспорта), то при определенной веля чине государственного долга практически вся выручка от экс порта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.

Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.

Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляет по поручению Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.

Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов, как то:

• безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;

• единство учета всех видов эмитированных обязательств;

• снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры Мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;

• оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;

• сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами — резидентами и нерезидентами;

• открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

В управлении государственным долгом любой страны важное значение имеет принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может нарушаться.

Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга. При этом используются такие методы, как новация, унификация. Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.

Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотношению) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов.

Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка погашения отличается от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена политической власти. Однако следует помнить, что внешние долги государства не списываются. Примером тому — долги царской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.

Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны — заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в Дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.

Поскольку по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссякает возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении долгом является ограничение последнего. В бюджетно-налоговой политике Республики Беларусь с этой целью предусматриваются мероприятия по увеличению налоговых поступлений, сокращению расходов бюджета на поддержку слабых предприятий, оптимизации распределения бюджетных средств между отраслями и статьями расходов.

В Беларуси платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга отвечают требованиям защищенности и первоочередности по отношению к другим статьям рас ходов при исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По условиям расчетов к ним приравниваются кредиты, которые предоставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внутренним заемщикам, и те должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счет собственных средств.

Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.

Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы. Например, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности страны через систему показателей, а именно отношение:

• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП;

• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг;

• внешнего долга к ВВП;

• внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

• годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.

Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования. Последний определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых кредитов.

Если отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП составляет более 80 %, экспорту товаров и услуг — 220 % и более, то задолженность считается чрезмерной. Умерен ной считается задолженность, если первый показатель находится в пределах 18—80 %, а второй — 132—220 %. По расчетам Всемирного банка, в Республике Беларусь значения указанных показателей намного ниже приведенных критериев, что позволяет признать ее страной с низкой задолженностью.

В Республике Беларусь при управлении государственным долгом также используются не требующие специальных расчетов показатели — отношение внешнего долга к ВВП (критический уровень 50 %) и отношение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критический уровень 25 %).

Однако данные широко распространенные показатели кредитоспособности не учитывают все особенности страны, поэтому следует принимать во внимание такой показатель, как чистые транс ферты (разность между суммой привлеченных иностранных кредитов и платежами по их погашению). Так, в Республике Беларусь до 1998 г. чистые трансферты по внешнему государственному долгу имели положительное значение, но с 1998 г. наблюдалось отрицательное сальдо.

Учитывая «товарный характер иностранных кредитов, Республика Беларусь для погашения государственного долга (внешнего и внутреннего) должна использовать внутренние источники средств. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны и отрицательно сказывается на платежном балансе. В целях снижения финансового напряжения Правительство Республики Беларусь проводит работу по реструктуризациивнешней и внутренней задолженности государства.

studfiles.net

Государственный долг текущий | 1privilege.ru

Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80—90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. [c.426] С 1998 г. осуществлялся расчет дефицита федерального бюджета по международной методологии.

Виды государственного долга

В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты). В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие.


Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения. Рис. 1.

Капитальный государственный долг это

Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение) инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным [c.116] В течение всего 1997 года показатели бюджетного дефицита превышали законодательно зафиксированный уровень, но не существенно. Финансовый кризис привел к резкому росту стоимости обслуживания государственных заимствований.

Это не оказало заметного влияния на текущую ситуацию, однако угрожало самыми негативные последствиями в 1998-м и в последующие годы государственный долг накапливался, как снежный ком, и когда-то должен был наступить час расплаты…

Государственный долг

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса.

Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно — трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе.
Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Текущий государственный долг

Тесно связан с денежным рынком рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых в иностранных и евровалютах, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции с государственными финансовыми инструментами (в особенности с государственными векселями и другими ценными бумагами, образующими текущий государственный долг). Евровалютные рынки — это своеобразные денежные рынки, несколько обособленные от национальных рынков ссудного капитала, но связанные между собой преемственностью финансовых инструментов и техникой проведения банковских операций, а также переплетающимися денежными потоками. [c.273] При характеристике сущности государственного долга применяют и классификацию его на капитальный (основной) и текущий государственный долг. [c.97] Охарактеризуйте понятия капитальный и текущий государственный долг.

/ государственный долг

Внимание

В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств. Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.


Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обязательств государственных предприятий.
Важно

Экономические последствия государственного долга: -обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны; -долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики; -увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране; -происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Бюджетный дефицит– это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам.


Бюджетный дефицит— превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Текущий государственный долг

Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов · предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. · факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. · соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. Внешний долг Российской Федерации- обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из: 1.

Государственный долг: внутренний и внешний.

При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает «бремя долга» в экономике. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета: — кредитно-денежная эмиссия; — долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций; — увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.

Тема 7. государственные финансы

Инфо

В 1998 г. был опубликован Финансовый акт, в соответствии с которым вводился код финансовой стабильности . Он, в частности, предусматривал, что при проведении финансовой политики и политики управления государственным долгом (ответственность за последнюю была возложена на Министерство финансов, а прежде за нее отвечал Банк Англии) должны соблюдаться такие принципы, как прозрачность, стабильность, эффективность. Код обязывает правительство следовать золотому правилу — оно не должно заимствовать средств больше, чем требуется для капиталовложений займы не должны использоваться для финансирования текущих расходов.


Особое внимание было обращено на более эффективное использование государственных средств. Министерствам и ведомствам предлагалось жестко придерживаться предельного уровня (потолка) расходов, устанавливаемого правительством на трехлетний срок.

1privilege.ru

Государственный долг 8

Содержание

Введение

1 Государственный долг

2 Внешний государственный долг

3 Управление государственным долгом

3.1 Экономические последствия государственного долга

3.2 Ограничения на заимствование

3.3 Прогнозирование объемов заимствования и развития долговой ситуации

3.4 Расчет лимитов предоставления правительственных гарантий

Заключение

Список использованной литературы:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Введение

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Государственные финансы играют важнейшую роль в перераспределении национального дохода, развитии общественного воспроизводства, формировании экономической структуры общества, совершенствовании производственных сил. Финансовые ресурсы государства используются для осуществления социальных программ, содержания государственного аппарата и вооруженных сил, осуществления внешнеэкономической деятельности.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства.

Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный — представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг — это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

1 Государственный долг

Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный — представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг — это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.

Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета.

Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени — правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим:

1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.[1]

2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.

3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт.

Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.

В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам, представляющим своеобразную «финансовую пирамиду», выстраиваемую правительством. Суммы, заимствованные государством под действующий высокий дисконт (оседавший в качестве дохода коммерческих банков и других структур), постоянно увеличивают внутреннюю задолженность.

К другим формам внутреннего государственного долга относятся:

— задолженность Национальному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита;

— долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг

В Казахстане, с начала его самостоятельного развития, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:

списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;

списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и организаций водного хозяйства по ссудам банков вследствие бесхозяйственности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяйствования;

накопленная задолженность в форме так называемых «директивных» кредиторов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.

2 Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести — а также уже случалось с рядом стран — к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов.

Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели -относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%; умеренным -18-30%. Другими показателями такой характеристики являются:

отношение валового внешнего долга к ВВП — менее 48% -низкая, 48-80% — умеренная задолженность;

mirznanii.com

35. Капитальный государственный долг рф:

36. Рефинансирование государственного займа как метод управления государственным долгом это:

  • Дать общую характеристику и нормативное обоснование системы налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате малым предприятием «Ярославский Автосервис», осуществляющим мойку, ремонт и продажу автомашин и запчастей к ним.

  • Дать общую характеристику и нормативное обоснование системы налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, осуществляющим реализацию товаров народного потребления на рынке г. Ярославля в общем павильоне, а также имеющим складское помещение 20 кв. м. для торговли тарой и упаковкой за безналичный и наличный расчеты.

  • Дать общую характеристику и нормативное обоснование системы налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате фирмой «Юридические услуги», зарегистрированной в г. Ярославле, имеющей свои филиалы в г. Угличе (Ярославская область) и Костроме.

  • Дать общую характеристику и нормативное обоснование системы налогов, сборов и обязательных платежей, подлежащих уплате ОАО «Русьмолоко», зарегистрированном в г. Ярославле, осуществляющем производство и реализацию молочной продукции, в том числе и через сеть из 4 собственных магазинов, два из которых находятся в г. Костроме.

  • Дать общую характеристику и нормативное обоснование системы налогов, подлежащих уплате ОАО «Сервис-тур», которое зарегистрировано в г. Ярославле, осуществляет следующие виды деятельности: реализация туристических путевок, оказание рекламных услуг. В отчетном периоде, кроме того, получило доходы от принадлежащих ему ценных бумаг.

  • Дать общую характеристику и нормативное обоснование системы налогов, сборов и обязательных платежей, подлежащих уплате фирмой «Домострой», осуществляющей строительство и ремонт строений и сооружений, установку пластиковых окон, вывоз строительного мусора, реализацию строительных материалов с территории складского помещения 15 кв. м.

  • Проиллюстрировать 2-3 примерами из судебной практики принцип единства налоговой системы.

  • Проиллюстрировать 2-3 примерами из судебной практики принцип всеобщности и равенства налогообложения и запрет дискриминации в налоговых правоотношениях.

  • Проиллюстрировать 2-3 примерами из судебной практики принцип справедливого соразмерного налогообложения.

  • Ст.38 НК РФ закрепляет, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Рассмотрите объекты налогообложения по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Как Вы считаете, соответствуют ли указанные объекты ст.38 НК РФ? Соблюдается ли в этом случае принцип однократности налогообложения?

  • Имеет ли место нарушение принципа однократности налогообложения при взимании НДС и акциза при реализации табачных изделий за наличный расчет населению?

  • Является ли нотариальный тариф, взимаемый частными нотариусами: парафискальным сбором или гражданско-правовой платой за нотариальную услугу?

  • Является ли третейский сбор, взимаемый третейскими судами при рассмотрении споров: парафискальным сбором или гражданско-правовой платой за услугу?

  • Является ли страховой взнос банков в Фонд страхования вкладов физических лиц: парафискальным сбором или гражданско-правовым платежом?

  • Ст.38 НК РФ закрепляет, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Рассмотрите объекты налогообложения по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Как Вы считаете, соответствуют ли указанные объекты ст.38 НК РФ? Соблюдается ли в этом случае принцип однократности налогообложения?

  • Глава местного органа самоуправления Ярославского района, учитывая большое социальное значение местного курорта “Большие и Малые минеральные воды” принял решение об установлении курортного платежа, взимаемого с физических лиц и организаций, средства от которого направляются в местный бюджет целевым назначением (для развития инфраструктуры местного курорта) и освобождении здравниц, санаториев района от местных налогов и уплаты пени по местным налогам.

  • Насколько законно такое решение? Каковы правовые последствия указанной ситуации?

    Законно ли распоряжение Губернатора? Каковы правовые последствия указанной ситуации?

    Насколько законно такое решение? Каковы правовые последствия указанной ситуации?

    Подлежит ли обложению налогом на имущество физических лиц указанные объекты недвижимости?

    Дать правовую оценку и определить юридические последствия данного закона.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *