Государственные природные заповедники. Справка — РИА Новости, 24.05.2009
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция (переселение отдельных видов или пород животных в места, где они ранее не разводились) живых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
1. Сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
2. Поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
3. Предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
4. Осуществление экологического мониторинга;
5. Выполнение научно-исследовательских задач;
6. Ведение эколого-просветительской работы;
7. Осуществление контрольно-надзорных функций.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Раздел II. Государственные природные заповедники
1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
2. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
3. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников
1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
2. Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами.
3. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
4. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
г) осуществление экологического мониторинга;
д) выполнение научно-исследовательских задач;
е) ведение эколого-просветительской работы;
ж) осуществление контрольно-надзорных функций.
3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
2. К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
3. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.
Статья 11. Особенности правового положения государственных природных заповедников
1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
2. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами:
от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;
в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;
от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.
4. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников.
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ.
7. Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса.
studfiles.net
I. Заповедники Минприроды России | ||||
«Азас» | 1985 | 333,884 | Республика Тыва | |
Алтайский | 1932 | 881,238 | Республика Алтай | |
Астраханский* | 1919 | 67,917 | Астраханская область | |
«Байкало-Ленский» | 1986 | 659,919 | Иркутская область | |
Байкальский* | 1969 | 165,724 | Республика Бурятия | |
Баргузинский* | 1916 | 374,346 | Республика Бурятия | |
«Басеги» | 1982 | 37,957 | Пермский край | |
«Бастак» | 1997 | 91,771 | Еврейская автономная область | |
Башкирский | 1930 | 49,609 | Республика Башкортостан | |
«Белогорье» | 1999 | 2,131 | Белгородская область | |
«Богдинско-Баскунчакский» | 1997 | 18,525 | Астраханская область | |
«Болоньский» | 1997 | 103,600 | Хабаровский край | |
«Большая Кокшага» | 1993 | 21,428 | Республика Марий Эл | |
«Большехехцирский» | 1963 | 45,439 | Хабаровский край | |
«Большой Арктический» | 1993 | 4169,222, в т. ч. 980,934 – морская акватория | Красноярский край | |
«Ботчинский» | 1994 | 267,380 | Хабаровский край | |
«Брянский лес»* | 1987 | 12,186 | Брянская область | |
«Буреинский» | 1987 | 358,444 | Хабаровский край | |
«Верхне-Тазовский» | 1986 | 631,308 | Ямало-Ненецкий автономный округ | |
«Висимский»* | 1971 | 33,501 | Свердловская область | |
«Витимский» | 1982 | 585,021 | Иркутская область | |
«Вишерский» | 1991 | 241,200 | Пермский край | |
Волжско-Камский | 1960 | 10,091 | Республика Татарстан | |
Воронежский* | 1927 | 31,053 | Воронежская область, Липецкая область | |
«Воронинский» | 1994 | 10,320 | Тамбовская область | |
«Гыданский» | 1996 | 878,174 | Ямало-Ненецкий автономный округ | |
«Дагестанский» | 1987 | 19,061, в т. ч. 18,485 – морская акватория | Республика Дагестан | |
Дарвинский* | 1945 | 112,673 | Вологодская область, Ярославская область | |
«Даурский»* | 1987 | 45,790 | Забайкальский край | |
«Денежкин Камень» | 1991 | 78,192 | Свердловская область | |
«Джергинский» | 1992 | 238,088 | Республика Бурятия | |
«Джугджурский» | 1990 | 859,956, в т. ч. 53,700 – морская акватория | Хабаровский край | |
Жигулевский* | 1927 | 23,157 | Самарская область | |
Зейский | 1963 | 99,430 | Амурская область | |
Кабардино-Балкарский высокогорный | 1976 | 74,081 | Кабардино-Балкарская Республика | |
Кавказский* | 1924 | 280,335 | Краснодарский край, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика | |
«Калужские засеки» | 1992 | 18,533 | Калужская область | |
Кандалакшский | 1932 | 70,527, в т. ч. 49,583 – морская акватория | Мурманская область, Республика Карелия | |
«Катунский»* | 1991 | 151,637 | Республика Алтай | |
«Кедровая падь» ** | 1925 | 18,045 | Приморский край | |
«Керженский»* | 1993 | 46,789 | Нижегородская область | |
«Кивач» | 1931 | 10,880 | Республика Карелия | |
«Кологривский лес» | 2006 | 58,940 | Костромская область | |
«Командорский»* | 1993 | 3648,679, в т. ч. 3463,300 – морская акватория | Камчатский край | |
Комсомольский | 1963 | 64,413 | Хабаровский край | |
«Корякский» | 1995 | 327,156, в т. ч. 83,000 – морская акватория | Камчатский край | |
«Костомукшский» | 1983 | 47,457 | Республика Карелия | |
Кроноцкий* | 1934 | 1142,134, в т. ч. 135,000 – морская акватория | Камчатский край | |
«Кузнецкий Алатау» | 1989 | 412,900 | Кемеровская область | |
«Курильский» | 1984 | 65,365, в т. ч. 1,166 – морская акватория | Сахалинская область | |
Лазовский | 1957 | 120,998 | Приморский край | |
Лапландский* | 1930 | 278,435 | Мурманская область | |
«Магаданский» | 1982 | 883,817 | Магаданская область | |
«Малая Сосьва» | 1976 | 225,562 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | |
Мордовский | 1936 | 32,148 | Республика Мордовия | |
«Ненецкий» | 1997 | 313,400, в т. ч. 181,9 – морская акватория | Ненецкий автономный округ | |
«Нижне-Свирский» | 1980 | 41,615 | Ленинградская область | |
«Норский» | 1998 | 211,168 | Амурская область | |
«Нургуш» | 1994 | 5,653 | Кировская область | |
Окский* | 1935 | 55,744 | Рязанская область | |
«Олекминский» | 1984 | 847,109 | Республика Саха (Якутия) | |
«Оренбургский» | 1989 | 21,653 | Оренбургская область | |
«Остров Врангеля» | 1976 | 2225,650, в т. ч. 1430,0 – морская акватория | Чукотский автономный округ | |
«Пасвик» | 1992 | 14,727 | Мурманская область | |
Печоро-Илычский* | 1930 | 721,322 | Республика Коми | |
«Пинежский» | 1974 | 51,522 | Архангельская область | |
«Полистовский» | 1994 | 37,983 | Псковская область | |
«Поронайский» | 1988 | 56, 695, в т. ч. 2,218 – морская акватория | Сахалинская область | |
«Приволжская лесостепь» | 1989 | 8,373 | Пензенская область | |
Приокско-Террасный* | 1945 | 4,945 | Московская область | |
«Присурский» | 1995 | 9,148 | Чувашская Республика | |
«Путоранский» | 1988 | 1887,251 | Красноярский край | |
«Рдейский» | 1994 | 36,922 | Новгородская область | |
«Ростовский»* | 1995 | 9,531 | Ростовская область | |
«Саяно-Шушенский»* | 1976 | 390,368 | Красноярский край | |
Северо-Осетинский | 1967 | 29,530 | Республика Северная Осетия – Алания | |
Сихотэ-Алинский* | 1935 | 401,428, в т. ч. 2,900 – морская акватория | Приморский край | |
Сохондинский* | 1973 | 210,988 | Забайкальский край | |
«Столбы» | 1925 | 47,219 | Красноярский край | |
«Таймырский»* | 1979 | 1781,536 | Красноярский край | |
Тебердинский* | 1936 | 85,064 | Карачаево-Черкесская Республика | |
«Тигирекский» | 1999 | 40,693 | Алтайский край | |
«Тунгусский» | 1995 | 296,562 | Красноярский край | |
«Убсунурская котловина»* | 1993 | 323,198 | Республика Тыва | |
«Усть-Ленский» | 1985 | 1433,000 | Республика Саха (Якутия) | |
«Хакасский» | 1999 | 267,565 | Республика Хакасия | |
«Ханкайский» | 1990 | 39,289 | Приморский край | |
Хинганский | 1963 | 97,073 | Амурская область | |
Хоперский | 1935 | 16,178 | Воронежская область | |
Центрально-Лесной* | 1931 | 24,447 | Тверская область | |
«Центральносибирский»* | 1985 | 1018,849 | Красноярский край | |
Центрально-Черноземный* | 1935 | 5,287 | Курская область | |
«Черные земли»* | 1990 | 121,482 | Республика Калмыкия | |
«Шульган-Таш» | 1986 | 22,531 | Республика Башкортостан | |
«Эрзи» | 2000 | 35,292 | Республика Ингушетия | |
«Юганский» | 1982 | 648,636 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | |
Южно-Уральский | 1978 | 252,824 | Республика Башкортостан, Челябинская область | |
II. Заповедники Минобрнауки России | ||||
«Галичья гора» | 1925 | 0,234 | Липецкая область | |
III. Заповедники Российской академии наук | ||||
Дальневосточный морской* | 1978 | 64,316, в т. ч. 63,0 – морская акватория | Приморский край | |
Ильменский | 1920 | 30,380 | Челябинская область | |
Уссурийский | 1932 | 40,432 | Приморский край |
studfiles.net
📌 Государственные природные заповедники — это… 🎓 Что такое Государственные природные заповедники?
- Государственные природные заповедники
- — природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, имеющие целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Первый общегосударственный российский заповедник «Баргузинский» был создан на Байкале 11 января 1917 г. На 31 декабря 2006 г. в России насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,7 млн га, из них площадь суши (с внутренними водоемами) — 26,3 млн га, что составляет 1,5% территории России, морская акватория — 6,1 млн га, и один, учрежденный в 2006 г. Заповедники расположены на территории 19 республик, пяти краев, 36 областей, одной автономной области, семи автономных округов. На территории г.п.з. полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) , имеющие природоохранное, научное, экологопросветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира и запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На г.п.з. возлагаются следующие задачи: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. На территориях г.п.з. допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г) осуществление экологического мониторинга; д) выполнение научно-исследовательских задач; е) ведение эколого-просветительской работы; ж) осуществление контрольно-надзорных функций.
Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.
- Государственные природные заказники
- Государственные реестры природных ресурсов
Смотреть что такое «Государственные природные заповедники» в других словарях:
Государственные природные заповедники — являются природоохранными, научно исследовательскими и эколого просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и… … Словарь юридических понятий
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — по определению Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра,… … Юридический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — являются природоохранными, научно исследовательскими и экологопросветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных… … Экологический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — Природоохранные, научно исследовательские и экологопросветительские учреждения, имеющие цель сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ… … Словарь бизнес-терминов
государственные природные заповедники — по определению Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра,… … Большой юридический словарь
Государственные природные заповедники — 1) категория особо охраняемых природных территорий, отнесенная к таковым с учетом особенностей их режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений; 2) природоохранные, научно исследовательские и эколого просветительские учреждения,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — государственные природные заповедники (см. ниже), которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг ( закон Об особо охраняемых природных территориях . ) EdwART. Термины и определения … Экологический словарь
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — Государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ — См. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ БИОСФЕРНЫЕ — Государственные природные заповедники, выполняющие функции экологического мониторинга за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями в процессе хозяйственного и иного антропогенного воздействия Словарь бизнес терминов. Академик.ру.… … Словарь бизнес-терминов
big_law.academic.ru
Раздел II. Государственные природные заповедники
Статья 6. Общие положения
1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
2. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
3. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников
1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
2. Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами.
3. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
4. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
г) осуществление экологического мониторинга;
д) выполнение научно-исследовательских задач;
е) ведение эколого-просветительской работы;
ж) осуществление контрольно-надзорных функций.
3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
2. К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
3. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.
Статья 11. Особенности правового положения государственных природных заповедников
1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
2. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами:
от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;
в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;
от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.
4. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
5. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников.
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ.
7. Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса.
studfiles.net
Государственные природные заповедники
Содержание
Введение
Что такое заповедник
Самые старые заповедники
Самые молодые заповедники
Чем занимаются в заповедниках
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Все земли, недра, воды, леса в нашей стране законом объявлены общенародной собственностью и находятся под охраной государства.
В связи с развитием технического прогресса, усилением воздействия человека на окружающую среду, которое еще нередко ведет к нарушению экологического равновесия, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения, сохранения целых природных комплексов, водных источников, отдельных уникальных памятников природы, которые ценятся как великое национальной богатство.
Формы охраны разнообразны, выбирается каждая из них исходя из конкретных задач. Но цель одна – надежнее защитить тот или иной природный комплекс от возможного разрушения, сохранить его.
Если государство какой-то участок объявляет заповедным и на нем прекращают рубить лес, распахивать землю, то вовсе не потому, что данная природная территория не представляет особого значения для народного хозяйства. Это означает, что заповедный участок выполняет огромную роль как резерват чистого воздуха и воды, как местообитание ценнейших видов животных или растений. Это означает, что в будущем, возможно, ценность его окажется столь велика, что ее не окупить никакими другими богатствами.
Заповедник – это самая главная из форм особой, сложнейшей охраны природных территорий. Вот почему каждый из нас должен правильно понимать запреты, научно разработанные специалистами-экологами для охраняемых территорий.
Что такое заповедник
Заповедник – это участки территорий или акваторий, навечно изъятые из хозяйственного использования, на которых сохраняются в возможно более полном естественном состоянии все природные компоненты и их закономерные сочетания – природные комплексы.
Заповедники создаются в разных ландшафтных зонах, для того чтобы изучить как можно большее разнообразие экологических систем и одновременно сохранить все богатство видов как бесценных носителей генофонда на нашей планете.
Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных, например зубра, горала, кулана, бухарского оленя, тигра и ряд других исчезающих животных, а из растений – пицундскую и эльдарскую сосны, тис, самшит, лотос и т.д. Заповедники дали возможность восстановить до промысловой численности уже исчезавших охотничьих животных: соболя, речного бобра.
Вокруг заповедников создаются охранные зоны, которые как бы сдерживают натиск хозяйственной деятельности на собственно заповедную территорию. На землях заповедника запрещается всякое строительство, не связанное с деятельностью самого заповедника, проведение геолого-разведочных и других изыскательных работ, вырубка леса, охота, рыбная ловля, туризм, сбор грибов и ягод, пастьба скота, распашка полей. На заповедную территорию можно пройти только с письменного разрешения администрации заповедника и только на те участки, которые указаны в разрешении. Экскурсии, наблюдения за животными или растениями заповедников возможны также лишь с согласия администрации. Школьная или студенческая практика, научные работы на территории заповедника разрешаются только в том случае, если практиканты или специалисты участвуют в исследованиях по плану работ, утвержденному научным советом заповедника и тем ведомством, которому подчинен заповедник.
Положение заповедников определено «Основами земельного законодательства» нашей страны, где, в частности, говорится: «…землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных или животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т.д.). всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедника, так и в пределах установленных вокруг заповедников охранных зон».
К этому определению можно добавить, что заповедные территории представляют собой совершенно особый государственные фонд, они навечно изымаются из практического хозяйственного пользования. Заповедные земли не принадлежат лесхозу, совхозу, промышленному предприятию, а передаются другому хозяину – заповеднику. Устанавливается четкая граница заповедной территории, на которой ведется исключительно научная природоохранная деятельность. Никаких вмешательств, никакого хозяйственного использования – он сохраняет красоту земную, первозданный уголок природы.
Создание государственного заповедника – дело сложное. Предложений о заповедании тех или иных участков природы, которые представляют собой несомненную ценность как эталоны природы, очень много. Но одного желания недостаточно. Чтобы определенный участок стал по-настоящему заповедным, его сначала должны обследовать ученые-экологи; затем сотрудники проектно-изыскательной экспедиции составляют детальный проект будущего заповедника, передают его на согласование с местными органами власти, представляют на учреждение в Совет Министров союзной республики и, наконец, когда принято специальное постановление Совета Министров и согласовано с Госпланом страны, заповедник становится настоящим государственным учреждением. Он получает в свое ведение землю, приглашает на работу научных сотрудников, лесников и других работников охраны и приступает к деятельности.
Самые старые заповедники
Стремление сохранить в чистоте и неприкосновенности особенно красивые уголки природы было у людей всегда. Еще в глубокой древности объявлялись священными красивые рощи, наиболее богатые зверем таежные урочища. На территории нашей страны первый частный заповедник был организован в конце прошлого века. Известный исследователь природы Ф.Э. Фальц-Фейн объявил заповедным небольшой участок степи – «Чапли», названный в последствии «Аскания-Нова». С 1921 года этот заповедник стал государственным. В его территорию входит большой массив (около 10 000 га) никогда не паханной степи.
Аскания-Нова – заповедник своеобразный. Он занимается не только охраной, но и акклиматизацией различных животных, что не свойственно другим заповедникам. Здесь в вольерах содержаться дикие копытные животные 60 видов и гибридных форм: антилопы гну, канна, нильгау, куду, импала, и другие, африканские буйволы, лошадь Пржевальского, архары и т.д. Кормиться их выпускают в степь.
Недавно отпраздновал 70-летний юбилей Лагодехский заповедник, расположенный в Грузии, на южных склонах восточной части Главного Кавказского хребта, где представлена редкая гамма ландшафта – от субтропиков до горной тундры. Его леса богаты реликтовыми породами деревьев, населены разными видами птиц и зверей. Украшение высоких гор – красавец восточнокавказский тур.
В таком же почтенном возрасте заповедник Вильсандийский в Эстонии. Правда, не вся его территория, а лишь отдельные острова, которые были впервые в Прибалтике объявлены заповедными в 1910 году. Сейчас главная ценность этого заповедника – птицы. Их тут 205 видов, многие из которых гнездятся. На островах Вайка гнездятся около 3 тыс. пар обыкновенной гаги. Такая крупная популяция сформировалась благодаря надежной многолетней охране.
Немногим позднее, в 1912 году, заповедный режим был установлен на острове Морицсала в Латвии. Позднее территория заповедника расширилась. Здесь в основном изучают флору. Ученые описали свыше 1400 видов высших и низших растений – от деревьев до водорослей, мхов, лишайников.
В 1986 году исполнилось 70 лет одному из красивейших заповедников нашей страны, первому государственному заповеднику в России – Баргузинскому. Он был организован в 1916 году для охраны особенно ценного баргузинского соболя. В то время здесь обитало всего 20-30 особей этого зверька. Без надежной охраны он мог бы исчезнуть безвозвратно. Сейчас соболь живет на всей территории заповедника, расселяется отсюда и в другие участки сибирской тайги.
Самые молодые заповедники
Самое первое десятилетие отмечают заповедники «Остров Врангеля», расположенный на островах Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, Пинежский – в Архангельской области, цель которого сохранить северотаежные леса Русской равнины, реликтовую ледниковую флору, изучить пещеры и другие кастовые образования Беломорско-Кулойского плато, Зеравшанский и Кызылсуйский горно-арчовый в Узбекистане.
mirznanii.com
Государственные природные заповедники
⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 40Следующая ⇒
Экологическим законодательством выделяется множество ви-
дов и категорий особо охраняемых природных территорий, поэто-
му в рамках данного параграфа необходимо проанализировать осо-
бо охраняемые природные территории по ряду критериев: поря-
док создания; ограничения использования; органы управления.
Государственные природные заповедники являются природо-
охранными, научно-исследовательскими и эколого-просветитель-
скими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение
естественного хода природных процессов и явлений, генетического
фонда» растительного и животного мира, отдельных видов и сооб-
ществ растений и животных, типичных и уникальных экологиче-
ских систем.
На территории государственных природных заповедников пол-
ностью изымаются из хозяйственного использования особо охраня-
емые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, расти-
тельный и животный мир), имеющие природоохранное, научное,
эколого-просветительское значение как образцы естественной при-
родной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения
генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды,
недра, растительный и животный мир, находящиеся на территори-
ях государственных природных заповедников, предоставляются
в пользование (владение) государственным природным заповедни-
кам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Законом запрещается изъятие или иное прекращение прав на
земельные участки и другие природные ресурсы, которые включа-
ются в государственные природные заповедники. Природные ре-
сурсы и недвижимое имущество государственных природных
заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуж-
даться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Правовой режим конкретного государственного природного запо-
ведника определяется положением о нем, утвержденном МПР
России.
На государственные природные заповедники возлагаются сле-
дующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохра-
нения биологического разнообразия и поддержания в естественном
состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
Правовое регулирование особо охраняемых территорий • 207
б) организация и проведение научных исследований, включая
ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках обще-
государственной системы мониторинга окружающей природной
среды;
г) экологическое просвещение;
д) участие в государственной экологической экспертизе проек-
тов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов
в области охраны окружающей природной среды.
Государственный природный заповедник учреждается поста-
новлением Правительства РФ, принимаемым по представлению
МПР России. Расширение территории государственного природ-
ного заповедника производится в том же порядке. На прилегаю-
щих к территориям государственных природных заповедников
участках земли и водного пространства создаются охранные зоны
с ограниченным режимом природопользования. Решение об обра-
зовании охранной зоны государственного природного заповедника
принимается и утверждается Правительством РФ.
На территориях государственных природных заповедников до-
пускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
— сохранение в естественном состоянии природных комплексов,
восстановление и предотвращение изменений природных комплек-
сов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
— поддержание условий, обеспечивающих санитарную и про-
тивопожарную безопасность;
— предотвращение условий, способных вызвать стихийные
бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
— осуществление экологического мониторинга;
— выполнение научно-исследовательских задач;
— ведение эколого-просветительской работы;
— осуществление контрольно-надзорных функций.
Пребывание на территории государственных природных запо-
ведников граждан, не являющихся работниками данных заповед-
ников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками орга-
нов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускает-
ся только при наличии разрешений этих .органов или дирекций
государственных природных заповедников.
Особыми функциями обладают государственные природные
биосферные заповедники, которые входят в международную сис-
тему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный эко-
логический мониторинг. К территориям государственных природ-
ных биосферных заповедников в целях проведения научных ис-
Глава 17
следований, экологического мониторинга, а также апробирования
и внедрения методов рационального природопользования, не раз-
рушающих окружающую природную среду и не истощающих био-
логические ресурсы, могут быть присоединены территории био-
сферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом
особой охраны и функционирования.
Государственные природные заповедники являются юридиче-
скими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельно-
сти извлечение прибыли, т. е. являются некоммерческими органи-
зациями и создаются в форме финансируемого за счет средств фе-
дерального бюджета природоохранного учреждения.
Государственные природные заповедники вправе иметь соб-
ственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.). Порядок
утверждения, использования и охраны символики государствен-
ных природных заповедников установлен постановлением Прави-
тельства РФ 1996 г. «О символике государственных природных за-
поведников и национальных парков в Российской Федерации».
Национальные парки
Национальные парки являются природоохранными, эколого-
просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями,
территории (акватории) которых включают в себя природные ком-
плексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, и предназначены для использования
в природоохранных, просветительских, научных и культурных це-
лях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящи-
еся на территории национальных парков, предоставляются в поль-
зование (владение) национальным паркам на правах, предусмот-
ренных федеральными законами. Историко-культурные объекты,
поставленные на государственную охрану в установленном поряд-
ке, передаются в пользование национальным паркам только по со-
гласованию с государственным органом охраны памятников исто-
рии и культуры. В отличие от государственных природных запо-
ведников в отдельных случаях в границах национальных парков
могут находиться земельные участки иных пользователей, а также
собственников. Национальные парки имеют исключительное право
приобретения указанных земель за счет средств федерального бюд-
жета и иных не запрещенных законом источников.
Национальные парки относятся исключительно к объектам фе-
деральной собственности. Здания, сооружения, историко-куль-
турные и другие объекты недвижимости закрепляются за нацио-
нальными парками на праве оперативного управления. Положение
Правовое регулирование особо охраняемых территорий • 209
о национальном парке утверждается МПР России. Вокруг нацио-
нального парка создается охранная зона с ограниченным режимом
природопользования.
Национальные парки учреждаются постановлением Прави-
тельства РФ, принимаемым на основании представления органов
государственной власти субъектов РФ и МПР России. На террито-
риях национальных парков устанавливается дифференцирован-
ный режим особой охраны с учетом их природных, историко-куль-
турных и иных особенностей.
Исходя из указанных особенностей на территориях нацио-
нальных парков могут быть выделены различные функциональ-
ные зоны, в том числе заповедная, особо охраняемая, познаватель-
ного туризма, рекреационная, предназначенная для отдыха, охра-
ны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей,
хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется
хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функ-
ционирования национального парка.
На территориях национальных парков запрещается любая дея-
тельность, которая может нанести ущерб природным комплексам
и объектам растительного и животного мира, культурно-истори-
ческим объектам и которая противоречит целям и задачам нацио-
нального парка, в том числе разведка и разработка полезных иско-
паемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного
покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за со-
бой изменения гидрологического режима; предоставление на тер-
риториях национальных парков садоводческих и дачных участков.
По своему правовому статусу национальные парки являются
юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей
деятельности извлечение прибыли, т. е. являются некоммерчески-
ми организациями и создаются в форме финансируемого за счет
средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com