Гражданские и политические права и свободы – 23.Личные (гражданские) права и свободы

Содержание

23.Личные (гражданские) права и свободы

Личные (гражданские) права (права первого поколения) призваны обеспечивать — свободу и дасодюмию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства.

Назначение гражданских прав состоят в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности.

Эта категория прав характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. Эти права, являясь атрибутом каждого индивида, призваны юридически защитить пространство действия частных интересов, гарантировать возможность индивидуального самоопределения и самореализации личности.

К личным (гражданским) правам и свободам человека относят: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу совести; свободу выбора национальности и выбора языка общения.

24.Политические права и свободы человека граждан рб

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а права человека и его свободы должны признаваться высшей ценностью и целью общества и государства, которым принимаются все необходимые меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь.

В Беларуси обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный уровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Права человека в государстве носят явно выраженный социальный характер и органично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения, способы бытия индивида.

Под политическими правами и свободами подразумевают группу основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными делами3. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся:

право на свободу искать, получать, хранить и распространять информацию;

право на мирные собрания;

право на свободу ассоциаций;

право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей;

право избирать и быть избранными;

право подачи заявления в государственные органы;

право равного доступа к любым должностям государственных органов и др.

Политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Система политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда относятся избирательное право, право на референдум, право на равный доступ на государственную службу.

24.1

Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических прав, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся свобода слова и печати, свобода союзов, свобода собраний.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином совершеннолетия. Именно с достижением 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность – юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

studfiles.net

Политические права и свободы.

К политическим правам относятся права, обеспечиваю­щие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти (ст. 33 Конституции РФ). Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непре­менным условием их обладания является наличие гражданства. Непосредственная связь политических прав с гражданством не означает, что они производны от воли государства, т.е. носят вторичный характер. Так же, как и личные права и свободы человека, государство их признает, соблюдает и защищает (ст.2 Консти­туции РФ).

Естественный характер политических прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст. З Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реализуется через политические права и свободы каждого гражданина России. При этом граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а граждане — каждый как таковой — участвуют в осуществлении власти. Данные права составляют политическую систему общественных отношений6.

   Право на участие в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей включает в себя право избирать и быть избранным в органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия (ст.32 Конституции РФ).

   Право на объединение (свобода союзов и ассоциаций) означает право каждого на образование любого союза в рамках закона, свободу деятельности общественных объе­динений и их равноправие (ст. 30 Конституции РФ). Особую роль в системе общественных объединений играют политические партии, целью которых является политическая дея­тельность. Они непосредственно участвуют в избирательных кампаниях, решении госу­дарственных проблем.

   Право петиций — это право устных и письменных, индивидуальных и коллектив­ных обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления с требованием, предложением или жалобой.

   Свобода собраний и манифестаций означает возможность проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования мирно и без оружия (ст.31 Конституции РФ). названные акции обобщил единым понятием “публичное мероприятие”

7. Свобода собраний — это возможность собираться, как правило, в закрытых помещениях, в уведомительном или явочном порядке. Митинги как разновидность собраний про­водятся обычно под открытым небом и представляют собой публичные выступления, ко­торые завершаются принятием решений. Демонстрации проводятся в виде движения по улицам по установленному маршруту с плакатами и транспарантами, выражающими позицию или требования участников по политическим и социально-экономическим пробле­мам. Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо груп­пы людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объек­тов, правительственных учреждений и др.

studfiles.net

9. Гражданские и политические права человека в контексте международного и национального законодательства.

Гражданские и политические права — один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту от государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.

• Гражданские права — это возможность существования людей в государстве, характеризующие их физическое и биологическое существование, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Гражданские права могут быть различными в разных обществах и разных эпохах. Это может быть:

• Право надлежащее применению закона (право на справедливый суд),

• Право защиты от политической и социальной дискриминации (по признаку пола, религии, расы и т.д.),

• Политические свободы: свобода мысли, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода прессы, а также права участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса) и другие.

Идея гражданских прав вырастает от традиционного признания прав человека (таких как равенство перед законом, свобода слова и совести) к утверждению прав политических (например права голоса на выборах) и социальных (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д. ).

Любые ограничения гражданских прав по признакам пола, расовой, классовой или религиозной принадлежности расцениваются как нарушение статуса гражданина, что противоречит нормам демократии.

В правовом обществе разрешения споров, возникающих в связи с проблемой гражданских прав, является прерогативой суда и осуществляется на принципах конституционной законности.

Данные права являются естественными, личными. Есть естественные, гражданские и личные права является одной группой прав, к которым в ходят одни и те права, например: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность и прочее.

Одним из самых не демократичных стран является Саудовская Аравия, где женщины ограничены в передвижении, лишены политических прав, иные религии запрещены законом, а также критика в адрес местной власти и полиции строго карается законом вплоть до смертной казни.

10. Социально-экономические и культурные права человека в контексте международного и национального законодательства.

Экономические, социальные и культурные права занимают достойное место в системе прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности ООН и других международных организаций. Но такая позиция сложилась не сразу. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII—XIX вв. и в начале XX в., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались в этот период как побочный продукт развития гражданских прав. В начале XX в. заключаются первые международные соглашения в области трудовых отношений. Тем самым началось международное урегулирование рассматриваемого комплекса прав. Важная веха на этом пути — принятие Устава Международной организации труда (МОТ), а в ее рамках целого ряда конвенций по различным аспектам проблемы. Принятие Устава ООН положило начало новому, более качественному этапу в международно-правовой регламентации экономических, социальных и культурных прав. Развернутый и конкретный перечень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах и в других международных документах. В результате получила признание точка зрения о связанности и взаимной обусловленности комплекса прав и свобод человека. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека. Без их предоставления традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают смысл. «Как бы широко не были представлены свобода слова, свобода совести и тому подобные свободы,— пишет японский философ Я. Кэндзюро,— но если не будет обеспечена «свобода жить», то эти свободы окажутся крайне неустойчивы и недолговечны»1. А в исследовании ООН о дискриминации в области политических наук говорится: •Даже при наличии защиты политических прав объем и эффективность, пользования этими правами, значительно сокращается в результате ухудшения условий жизни большинства и увеличения социально-экономических различий между отдельными группами населения». Констатируя факт сложного и длительного процесса признания экономических, социальных и культурных прав, нельзя не отметить положительную роль, которую сыграл в свое время Советский Союз. В принятии международных документов сказались его огромная настойчивость и то внимание, которое уделялось экономическим, социальным и культурным правам в СССР и других социалистических странах. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА Право собственности Это одно из неотъемлемых неотчуждаемых прав. Среди тех, кто активно отстаивал это право,— известный немецкий философ Г.Гегель. Собственность, по определению Гегеля,— это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Утверждение, будто справедливость требует, чтобы собственность каждого была равна собственности другого, ложна, ибо справедливость требует лишь того, чтобы каждый человек имел собственность»2. По отношению к внешнему миру разумное состояние, писал он, в том, чтобы «я обладал собственностью. Чем я владею и как велико мое владение — это правовая случайность». «Императив собственности» — высшая форма демократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка. И все же, признавая и реализуя на деле право частной собственности, не следует бросаться в крайности, допускать ее фетишизацию. На протяжении длительного времени право собственности заменяло и подменяло собой все социально-экономические права, деспотически подавляло их ростки, создавая вокруг себя холодное пространство, безжизненную пустыню. Считалось, что «священное» право собственности делает непостижимыми и невозможными другие социально-экономические права. Время утвердило другую истину. Она заключается в том, что признание права собственности не противоречит признанию и других социально-экономических прав. Более того, они могут проявляться в единстве, составляя комплекс социальных и экономических прав. Реализация права на собственность с неизбежностью приводит к жизни принцип «свободы предпринимательства». Способы его осуществления в разных странах разные. Принципиально важно, чтобы такое право признавалось и регулировалось отечественным законодательством. В этой связи можно считать, что в Беларуси сделаны первые шаги в данном направлении. Право на труд Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, право на труд включает в себя «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». При этом» право на свободный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано в статье 23 Всеобщей декларации прав человека. Полная занятость является необходимым условием реализации права на труд. В то же время в странах СНГ проблема безработицы постоянно обостряется. Часть государственных деятелей и активистов многочисленных партий говорят о невозможности реализации данного права на практике и даже не считают это обязанностью государства. В этой связи уместно вспомнить позицию по данной проблеме канцлера Германии О. фон Бисмарка. 9 мая 1884 г., выступая в Парламенте в дискуссии о праве на труд, он сказал: «Да, я безусловно признаю право на труд и выступаю за это, пока занимаю здесь это место. При этом не встаю на почву социализма». В ответ на реплику из зала: мол, это забота о бедных — он продолжил речь, высказав следующее соображение: «Если граждане говорят, что они здоровы, хотят работы, но не могут найти ее — государство обязано дать им работу. Когда наступают тяжелые времена, государство обязано выполнить свои обязательства — обеспечить работой безработных граждан». Как видим, у канцлера Германии оказалось достаточно опыта и государственной мудрости, чтобы понять, что обеспечить работой людей — это одна из главных забот государства. Право на труд должно дополняться правом каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, включает а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и удовлетворительное существование; б) условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности; в) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г)отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. На пути реализации права на труд, а также на справедливую и достаточную его оплату существуют большие препятствия. Продолжает расти армия безработных. Дискриминация в области оплаты труда в той или иной степени имеет место в подавляющем большинстве стран мира. Выход, как нам представляется, содержится в разумной экономической политике стран, обеспечивающей их постоянное развитие, а также в углублении сотрудничества государств как в этой сфере, так и в области обеспечения прав человека. Права, обеспечивающие условия и средства защиты • прав трудящихся В их числе — право на создание и вступление в профсоюзы. Право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется в документах как ООН, так и МОТ. Оно может быть ограничено, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, только на основе закона в интересах государственной безопасности, общественного порядка и для ограждения прав и свобод других. Пакт также не препятствует введению государством законных ограничений участия в профсоюзных организациях сотрудников вооруженных сил, полиции и администрации государства.

studfiles.net

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Реализуя закрепленные в Конституции политические права и свободы, граждане Российской Федерации участвуют в общественно-поли­тической жизни, в управлении государством.

1. Свобода мысли и слова. Статья 29 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли — это свобода каждого че­ловека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Сво­бода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средст­вах массовой информации.

Как и все другие права, свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законода­тельного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или рели­гиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расо­вого, национального, религиозного или языкового превосходства».

Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные от­раслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, предусматривает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и досто­инство личности и т. д.

Конституционно-правовой гарантией свободы мысли и слова является положение Конституции том, что «никто не может быть принужден к вы­ражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3 ст. 29).

2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с со­держанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ свобода информации сводится к праву каждо­го «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в названной статье Конституции, которая указывает, что «перечень сведении, составляющих государственную тайну, определяется федеральный законом». Право на свободу информа­ции ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защи­щенными законом.

В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой инфор­мации и установлен запрет цензуры.

3. Право на создание общественных объединений. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

Законодательное ограничение реализации этого права установлено ст. 13 Конституции РФ, запрещающей создание и деятельность обществен­ных объединений, цели или действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Существуют ограничения при реализации этого права для отдельных кате­горий граждан. Так, Закон «О статусе военно­служащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их дея­тельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

4. Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Свобода собрания — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным осно­ваниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т. д.). Соб­рания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги — разновидность собраний. Они проводятся, как правило, под открытым небом и завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по ули­цам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражаю­щими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения груп­пами людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или обще­ственных объектов, правительственных учреждений, и т. п.

Эти мероприятия осуществляются в разрешительном или уведомитель­ном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привле­каться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (например, за организацию массовых беспорядков).

5. Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Кон­ституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единствен­ным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Фе­дерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». В этой статье Кон­ституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федера­ции имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референ­думе. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Порядок реализации этого права детально регулируется избирательным законодательством.

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Кон­ституция устанавливает, что «граждане Российской Федерации имеют рав­ный доступ к государственной службе» (ч. 4 ст. 32). Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что речь идет о равных юридических возможно­стях, а не о фактической реализации, которая зависит от ряда факторов.

В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закреплено также право граждан Россий­ской Федерации участвовать в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей (при наличии соот­ветствующего образования, стажа работы и т. д.), а также участия в отправ­лении правосудия в качестве заседателя и т. д.

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Процедура рассмотрения обращений регламентируется спе­циальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведом­ственного характера.

studfiles.net

Личные и политические права и свободы человека и гражданина в РФ

⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 75Следующая ⇒

Классификация прав и свобод.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.

Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы:

— личные;

— политические;

— экономические,

— социальные

— культурные.

Личные права и свободы

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него,

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

1)Право на жизнь

Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Данное право должно быть обеспечено всем обвиняемым на всей территории РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь.

2)Право на достоинство

В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия — медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевнобольных.

3)Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем.

Указанное право слагается из следующих компонентов:

— индивидуальной свободы личности располагать собой по своему усмотрению;

— физической, нравственной и психической неприкосновенности личности.

Незаконное лишение свободы квалифицируется в уголовном законодательстве как акт насилия — физического или психического.

Однако существуют ситуации, требующие принудительного ограничения свободы или неприкосновенности.

Такого рода действия должны основываться на законе.

К основным принудительным способам ограничения свободы гражданина относятся: арест, заключение под стражу и содержание под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; временная изоляция и лечение больных, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями; направление несовершеннолетних в интернаты, спецшколы и т. п.

Гарантии от незаконного ограничения свободы личности подробно регламентируются административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом.

4)Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны

Уважение к частной жизни есть один из аспектов индивидуальной свободы. Это право означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Частную жизнь можно определить как физическую и духовную сферу, которая контролируется самим индивидом, т. е. свободна от внешнего воздействия. Законодательство не может вторгаться в эту сферу; оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства. Закон устанавливает границы неприкосновенности частной жизни, формы ее охраны от неправомерного вторжения.

5)Право на защиту чести и доброго имени

Конституционное право на защиту чести и доброго имени конкретизируется в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Это возлагает на всех граждан и должностных лиц обязанность поддерживаться от вмешательств против воли человека в его частную жизнь, в случае необходимости требовать от компетентных органов ограждения его чести и доброго имени от незаконных посягательств.

Поэтому гражданин вправе требовать по суду наряду с опровержением порочащих сведений возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

6)Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является одной из основных гарантий права на охрану частной и деловой жизни. Это право предусмотрено международными нормами, закреплено почти во всех современных конституциях, включая Конституцию РФ (п. 2 ст. 23). Ограничение этого права допускается только на основании закона и судебного решения.Принцип невмешательства в личную и семейную жизнь человека предполагает предоставление каждому члену общества гарантированной государством возможности контролировать сбор и обработку информации о его частной жизни.

7)Право на неприкосновенность жилища

Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не может без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

8)Право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком

Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность.

Фактически это право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью.

9)Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах каждого государства, как и право на выезд и беспрепятственное возвращение в свою страну

В настоящее время в РФ, как и в большинстве европейских стран, существует процедура регистрации по месту жительства, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Дееспособные граждане по своему усмотрению избирают место жительства, а компетентные органы власти управомочены зарегистрировать этот факт.

Вместе с этим данное право не носит абсолютного характера; свобода передвижения может стать объектом предусмотренных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Это может касаться пограничной полосы, зон экологического бедствия, территорий, где введено чрезвычайное или военное положение.

10)Свобода совести

Одной из фундаментальных духовных свобод является свобода совести. Свобода совести в этическом плане — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. Свобода совести означает право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и осуществлять атеистическую пропаганду. Государство устанавливает систему специальных гарантий, обеспечивающих это.

Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Гарантии свободы совести и религии включают:

— равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничений прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве;

— отделение религиозных и атеистических объединений от государства;

— светский характер системы государственного образования;

— равенство религий, религиозных объединений перед законом.

11)Свобода слова и мысли

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

Политические права и свободы.

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

1)Свобода печати и информации.

Данный вопрос свободы печати и информации является, бесспорно, главным в проблеме демократии. Поскольку без последнего невозможно ни гражданское общество, ни правовое государство. Первооснова этой свободы зафиксирована в статье 29, ч.4 Конституции РФ.

Особое значение принадлежит в рассматриваемом вопросе средствам массовой информации (СМИ). В частности это закреплено в Законе о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. Однако, государство вправе налагать на СМИ некоторые обязанности, такие как освещение деятельности государственных органов.

2)Право на объединение.

Право на объединение — одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

«Общественное объединение — это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

3)Право на мирные собрания и публичные манифесты.

В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам. В Конституции это право выражено в статье 31, содержание которой гласит:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности..

4)Право участвовать в управлении делами государства.

Данное право закреплено в ст.32 ч.1Конституции РФ, суть которой заключается в:

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Существуют две формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии.

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

5)Право избирать и быть избранным.

Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2, 3 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ).

6)Равный доступ к государственной службе.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким — либо признакам.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

7)Право участвовать в отправлении правосудия.

В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен — невиновен) как основы приговора суда (ст.123 ч.4 Конституции). Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник.

8)Право обращений.

Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав свобод граждан. Данное право закреплено в ст. 33 Конституции:

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

mykonspekts.ru

4) Гражданские и политические права и свободы. Понятие и признаки основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей граждан России

Похожие главы из других работ:

Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина, гарантии и проблемы их реализации

1.1 Гражданские права и свободы в правовом поле

Каждый человек, рожденный в этом мире и пребывающий в нем, обнаруживает несколько очевидных и понятных истин. Первая из них относится к уникальной и неповторимой ценности на земле — человеческой жизни. Справедливо утверждение…

Конституционное и государственное право Франции

1 Гражданские права и свободы во Франции

Франция по праву считается колыбелью гражданских свобод, и это связывается с провозглашением знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 года, двухсотлетие которой широко отмечалось в 1989 году во всем мире. Многие конституции Франции…

Конституционное право

2. Политические права и свободы

Под политическими правами, а также свободами имеются ввиду права, которые затрагивают политические интересы общества и конкретно каждого человека Шарнина Л.А., Конституционное право. -М.: Проспект. 2013. С.93.. Иными словами…

Конституционное право на свободу слова в РФ

2.2. Политические права и свободы

Политические права и свободы — это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти…

Конституционные права и обязанности граждан

3.2 Политические права и свободы

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30—33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства…

Личность, государство, право

4.2 Политические права и свободы

Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из них принадлежат исключительно только гражданам РФ…

Нормативно-правовое обеспечение равноправия женщин

2.2.1 Гражданские и политические права женщин в конституциях зарубежных стран

Гражданские и политические права — важная категория субъективных прав и свобод каждого человека независимо от его пола…

Особенности конституционно-правового статуса женщин в зарубежных странах, в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной сферах

2. Гражданские и политические права женщин по конституциям зарубежных стран

Гражданские и политические права — важная категория субъективных прав и свобод каждого человека независимо от его пола…

Права человека

2.1 Личные (гражданские) права и свободы

право свобода государство человек Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью…

Права человека

2.2 Политические права и свободы

В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с обладанием гражданством, т.е. политико — правовой связью человека с определенным государством, в частности с Россией…

Правовой статус личности

2.2 Политические права и свободы

Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны…

Правовой статус личности согласно Конституции РФ

3.1 Личные (гражданские) права и свободы

Личные (гражданские) права и свободы охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне…

Реализация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

1.2 Личные (гражданские) права и свободы

Рис. 2 — Личные (гражданские) права и свободыМутагиров Д.З. Права и свободы человека. Учебное пособие. — М., 2012. С. 277. В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 (ст…

Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере гражданских правоотношений

1.2 Личные (гражданские) права и свободы

В Конституции Российской Федерации личные (гражданские) права и свободы (ст. 20-29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и выражаются в более широкой степени, чем это было в предыдущих, советских конституциях…

Теория прав человека

3. Политические права и свободы

Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику: а) это права в сфере политики (политика — область деятельности…

pravo.bobrodobro.ru

Гражданские и политические права — это… Что такое Гражданские и политические права?

Гражданские и политические права — один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту от государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.

  • Гражданские права — это возможность существования людей в государстве, характеризующие их физическое и биологическое существование, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Гражданские права могут быть различными в разных обществах и разных эпохах. Это может быть:

  • Право надлежащее применению закона (право на справедливый суд),
  • Право защиты от политической и социальной дискриминации (по признаку пола, религии, расы и т.д.),
  • Политические свободы: свобода мысли, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода прессы, а также права участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса) и другие.

Идея гражданских прав вырастает от традиционного признания прав человека (таких как равенство перед законом, свобода слова и совести) к утверждению прав политических (например права голоса на выборах) и социальных (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д. ).

Любые ограничения гражданских прав по признакам пола, расовой, классовой или религиозной принадлежности расцениваются как нарушение статуса гражданина, что противоречит нормам демократии.

В правовом обществе разрешения споров, возникающих в связи с проблемой гражданских прав, является прерогативой суда и осуществляется на принципах конституционной законности.

Данные права являются естественными, личными. Есть естественные, гражданские и личные права является одной группой прав, к которым в ходят одни и те права, например: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность и прочее.

Одним из самых не демократичных стран является Саудовская Аравия, где женщины ограничены в передвижении, лишены политических прав, иные религии запрещены законом, а также критика в адрес местной власти и полиции строго карается законом вплоть до смертной казни.

Ccылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *