Иерархия нормативно-правовых актов — урок. Обществознание, 9 класс.
В ходе правотворчества происходит создание новых правовых источников, которые являются законами или подзаконными актами.Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый на основании и во исполнение Конституции России в определённом процедурном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Обрати внимание!
Наивысшей юридической силой обладает только основной закон России — Конституция Российской Федерации. Ни один закон или подзаконный акт не может ей противоречить. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации, ни один закон или подзаконный акт действовать не будет, а будет действовать Конституция Российской Федерации.
Помимо конституционных и обыкновенных законы можно классифицировать на федеральные и законы субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон обязателен к исполнению на всей территории России. Он принимается законодательной властью РФ и не может противоречить Конституции.
Одним из наисущественнейших федеральных нормативно-правовых актов является кодекс.
Кодекс (лат. codex — книга, пень) — единый закон, объединяющий и систематизирующий нормы права, относящиеся к одной отрасли права.
Сейчас в России действуют \(19\) кодексов, регулирующих отрасли права. Наиболее часто применяемые кодексы — кодексы профилирующих отраслей права.
Законы субъектов РФ принимаются законодательной властью этих субъектов, действуют только на территории этих субъектов и не могут противоречить не только Конституции РФ, но и Конституции соответствующего субъекта Российской Федерации, а также Федеральному закону России. Так проявляется иерархия нормативно-правовых актов.
Иерархия нормативно-правовых актов (иерархия права) — это классификация источников права по их юридической силе и месту в общей системе права.
Подзаконные акты являются наиболее существенной массой права, принимаются на основании и во исполнение законов.
Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие закона, обладающий меньшей юридической силой.
К подзаконным актам относятся:
- указы Президента, которые не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
- Постановления и распоряжения правительства, которые не могут противоречить не только Конституции РФ и законам РФ, но и указам Президента. В противном случае Президент имеет право отменить постановление или распоряжение Правительства.
- Приказы, инструкции, распоряжения и иные нормативные акты министерств и ведомств. Эти источники права не могут противоречить всем вышеперечисленным нормативно-правовым актам.
- Распоряжения и решения местных органов власти являются локальными, то есть действуют только в границах власти этих органов. Разумеется, они не могут противоречить всем вышеперечисленным источникам права.
Обрати внимание!
Президент издаёт не только указы, но и распоряжения. Распоряжения Президента не содержат норм права и к источникам права не относятся.
Иерархия нормативно-правовых актов (по юридической силе)
Законы | Подзаконные нормативно-правовые акты |
Конституция РФ | Указы Президента РФ |
Федеральные конституционные законы | Постановления Правительства РФ |
Федеральные законы РФ | Приказы, инструкции министерств и ведомств РФ |
Законы субъектов РФ | Решения и постановления органов исполнительной власти на местах |
Локальные приказы, распоряжения и т. п. отдельных учреждений, организаций и т. п. |
www.yaklass.ru
33. Иерархия нормативно-правовых актов.
Итак, нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.
Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.
На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 дек. 1993 г. Конституция РФ.
Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим.
На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства — парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.
Законы классифицируются на отрасли права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, и других отраслей права. Совокупность законов составляет законодательство.
На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах.
На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актов стоят акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных правительственных актов именуется распоряжениями) Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.
Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций.
Все виды актов являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления общественными делами.
Особой разновидностью являются локальные нормативно-правовые акты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и т. п. относятся к локальным актам.
Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Возглавляют «пирамиду» регионального законодательства Конституции (уставы) республик, краев, областей, округов. Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их ведения.
.
studfiles.net
Иерархия нормативных правовых актов | Министерство юстиции Республики Казахстан
Согласно Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах»№213 от 24 марта 1998 года.
Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням: -законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; -конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона;
-кодексы РК;
— законы РК, а также указы Президента РК, имеющие силу закона;
— нормативные постановления Парламента РК и его палат;
— нормативные указы Президента РК;
— нормативные постановления Правительства РК;
— нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии РК;
— нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые
постановления акиматов, нормативные правовые решения Акимов.
Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета РК, Верховного Суда РК.
Иерархия нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов и нормативных правовых решений Акимов административно- территориальных единиц определяется Конституцией РК и законодательными актами о местном государственном управлении.
Нормативные постановления Конституционного Совета РК основываются только на Конституции РК и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.
Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие, Для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний.
adilet.gov.kz
Иерархия нпа отрасли
Трудовое право
Трудовое право.
Шведов Алексей Леонидович, к.ю.н, старший преподаватель кафедры трудового права.
База: лекции, учебник издательства «Норма» 2008г. (ред. Головиной, Молодцова), практикум.
Базовые постановления: ППВС «О практике применения судами РФ ТК РФ» от 17.03.2004 №2 в ред ФЗ от 31.07.2008 №160-ФЗ. Данный ФЗ касается полномочий Правительства РФ, в т.ч. в сфере регулирования трудовых отношений. Вступает в силу с 01.01.2009.
Вступила в силу редакция ФЗ от 22.07.2008 №157-ФЗ.
Курсовые приветствуются, должны быть достойны, иметь авторскую позицию, исследование.
Разминка на семинарах – миниопрос по всем темам минут на 15. Быть готовым.
Лекция №1.
Предмет и метод ТП. Система ТП. Принципы ТП.
Предмет ТП.
Главным критерием построения системы отрасли права в настоящее время признается предмет правового регулирования (совокупность качественно однородных ОО, обладающих качественными особенностями и объективно нуждающихся в правовом опосредовании).
Предмет ТП традиционно подразделяется на две группы ОО:
Трудовые отношения
Иные, непосредственно связанные с ними отношения
Такая структура общепризнана и закреплена в ст.1 ТК РФ.
Понятие ТО содержится в ст.15 ТК. Это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Существенные признаки данных отношений:
Основаны на соглашении сторон
Отношения по поводу выполнения работником трудовой функции
Возмездность труда
Работа носит личный характер
Подчиненность работника в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка (ПВТР)
Обеспечение работодателем надлежащих условий труда.
ТО составляют основу предмета ТП, его ядро, и определяют сущность всей отрасли. По своей социально-экономической сущности они являются отношениями наемного труда (несамостоятельного, зависимого).
Сторонами выступают два субъекта: работник и работодатель.
Иные, непосредственно связанные с трудовыми, отношения: их связанность с ТО достигается за счет того, что их предназначением является создание условий для нормального функционирования ТО. Процесс труда не только складывается из разнообразных социальных связей, но и сам по себе объективно обуславливает существование ряда отношений вспомогательного, служебного характера. Они могут предшествовать ТО, сопутствовать ТО (сопровождать), дополнять их либо приходить им на смену. В целом данные отношения носят производный, или зависимый от ТО, характер. Помимо работника и работодателя, сторонами может быть множество иных субъектов ТП.
Например:
Профессиональные союзы
Служба занятости
Суд
Органы федеральной Инспекции труда
Большая часть видов данных отношений закрепляется в ТК:
Отношения по организации труда и управлению трудом
По трудоустройству у данногоработодателя (отношения по приему на работу: документы, тестирование, вопросы необоснованного отказа, анкетирование…)
Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.
Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.
Отношения по участию работников и профсоюзов, установлению условий труда и применению трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.
Отношения по материальной ответственности сторон ТД. примечание: следуя данной логике законодателя, в числе второй группы отношений предмета ТП должны были оказаться и отношения по дисциплинарной ответственности работника. Но законодатель этого не сделал, руководствуясь, скорее всего, выработанным советской наукой ТП суждением о том, что дисциплинарная ответственность является неотъемлемым аспектом самих ТО.
Отношения по надзору и контролю за соблюдениме трудового законодательства.
Отношения по разрешению трудовых споров (как индивидуальных, так и коллективных).
Отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных ФЗ. примечание: данные отношения были введены в ст.1 ФЗ от 30.06.2006 №90-ФЗ. Это самый масштабный документ, которым в ТК вносились корректирующие изменения и дополнения.
В науке ТП к данной группе отношений относят также отношения по социально-бытовому обслуживанию работников.
Фактическая разнородность, сложность состава предмета ТП преодолевается за счет связанности входящих в него ОО с трудовыми отношениями как главным элементом предмета.
Существуют и другие классификации отношений предмета ТП. Например, в зависимости от характера субъекта отношений выделяются индивидуальные и коллективные отношения. Можно выделять также материальные и процедурно-процессуальные отношения в составе предмета. Можно выделять имущественные и личные неимущественные отношения (по характеристике объекта ОО). Также делят в зависимости от момента возникновения.
Метод ТП.
Метод правового регулирования в самом общем виде представляет собой систему приемов, средств и способов воздействия отрасли права на свой предмет.
К элементам метода относятся в основном:
Характер установления и приобретения субъективных прав; характер установления, возложения юридических обязанностей
Юридическое положение субъектов права (в первую очередь, относительно друг друга)
Способы защиты прав и обеспечение исполнения обязанностей.
Все основные и принципиальные положения институтов ТП относятся сегодня к сфере централизованного, федерального законодательного регулирования. Отдельные вопросы, не имеющие принципиального и универсального значения для отрасли, могут быть урегулированы на уровне СРФ.
Характер законодательного регулирования в современных условиях в основном сводится к установлению различного рода прав и гарантий для сторон ТО и, прежде всего, работников («гарантированный минимум прав»), а также их основных трудовых обязанностей. Ряд вопросов может быть урегулирован на уровне социального партнерства (КД и соглашения), а в детальном виде – на уровне локальных нормативных актов работодателя.
В современном российском ТП возрастает роль локальных нормативных актов и актов социального партнерства.
Универсальным и главным юридическим фактом, на основании которого возникают ТО, является ТД (соглашение работника и работодателя по условиям труда), что позволяет выделять индивидуально-договорный уровень регулирования.
Т.о., метод ТП характеризуется органичным сочетанием законодательного регулирования с договорным и локальным регулированием. При этом существует тенденция повышения роли договорного регулирования, причем на всех уровнях: от индивидуального (трудовой договор) до федерального (генеральное соглашение).
Установление прав и обязанностей в ТП также характеризуется сочетанием единства и дифференциации правового регулирования. Это важнейшая черта метода отрасли. Единство заключается в том, что большинство норм ТП распространяется на всех работников, т.е. имеет общее действие. Дифференциация проявляется в установлении специальных правил для отдельных категорий работников посредством принятия норм-дополнений, норм-изъятий и норм-приспособлений.
Рассматривая правовое положение главных субъектов отрасли, необходимо отметить, что статусы работника и работодателя характеризуются своеобразным сочетанием юридического равенства сторон с подчинением. Юридическое равенство, в частности, проявляется в свободе труда, в запрете принудительного труда, в равных условиях участия работников и работодателей в социальном партнерстве, в необходимости наличия согласия сторон для изменения условий ТД и т.д. До возникновения трудовых отношений стороны находятся в равном положении, а после возникновения работник выполняет работу, подчиняясь работодательской власти в соответствии с ПВТР. Такой элемент подчинения объективно обусловлен самой природой совместного труда, который невозможно эффективно осуществлять без определенных субординационных связей между представителями работодателя и работниками и без подчинения и тех и других единым правилам трудового распорядка.
Специфика защиты прав и интересов работников проявляется в ТП в том, что оно содержит особые механизмы защиты, включающие в себя, наряду с судебным порядком, специальные органы по рассмотрению трудовых споров и специальные процедуры их рассмотрения. В организациях из представителей работников и работодателей на паритетных началах могут быть сформированы комиссии по трудовым спорам (квазиюрисдикционные органы). Существуют также специальные органы, принимающие участие в разрешении коллективных трудовых споров (КТС): примирительная комиссия, трудовой арбитраж, уполномоченное лицо – посредник.
Следующие способы защиты трудовых прав и свобод указаны в статье 352 ТК. Наряду с традиционными предусмотрен такой способ защиты как самозащита трудовых прав работников. Кроме того, существует общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, реализующийся в деятельности профсоюзов и иных представителей и работников. В то же самое время, надлежащее выполнение работником своих обязанностей обеспечивается наличием в ТП дисциплинарной и материальной ответственности, которые являются специфическими видами юридической ответственности, неизвестными другим отраслям РП.
Специфика метода ТП обеспечивает реализацию основной задачи трудового законодательства, а именно достижения оптимального согласования интересов сторон ТО, интересов государства (ст.1 ТК РФ). Это лишний раз характеризует ТП как специфическую отрасль, сочетающую в себе частно-правовой и публично-правовой интересы.
Система ТП.
Право представляет собой сложное системное образование, обладающее внутренней структурой, которая выражает единство и согласованность отдельных норм, институтов и отраслей. Внешне система права объективирована в системе законодательства. Поэтому говоря о системе права, необходимо различать систему отрасли права как совокупность норм и институтов и систему законодательства как совокупность источников ТП.
Соотношение системы ТП и системы трудового законодательства традиционно рассматривается как соотношения содержания и формы.
Система ТП как отрасли представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и иные, непосредственно связанные с ними, отношения, объединенных в единое упорядоченное целое современным внутренним разделением на относительно самостоятельные институты, регламентирующие отдельный вид ОО, и на их объединения (части).
Структура системы отрасли ТП объективно обусловлена системой ОО, составляющих ее предмет.
Система отрасли подразделяется на 2 части: Общую и Особенную.
Нормы Общей части имеют значение для всех отношений предмета отрасли или для их большинства. К Общей части относят:
Т.н. «Основной институт». В ТК это глава «Основные начала трудового законодательства». Туда входят все учредительные и декларативные норма: цели и задачи, предметы деятельности, разграничение полномочий в сфере трудового законодательства, правила исчисления сроков и т.д.
Институт трудовой правосубъектности.
Институт трудовых отношений
Частично институт социального партнерства.
По своей роли в системе отрасли нормы подразделяются на учредительные, декларативные (ч.1 ст.15), дефинитивные, компетенционные (ст.6), коллизионные и другие.
Особенная часть отрасли состоит из институтов, регламентирующих отдельные аспеты ТО и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. Это ТД, РВ, время отдыха (ВО), оплата труда, охрана труда, институт надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, трудовые споры и т.д.
Система законодательства – это внешняя форма права, которая по своей структуре не совпадает с системой права. Это вызвано в первую очередь наличием в системе трудового законодательства специальной части, которая посвящена регулированию труда отдельных категорий работников. Это является проявлением дифференциации ТП. Такое регулирование осуществляется либо посредством введения ограничений на применение общих правил, либо посредством установления дополнительных правил. Поэтому, нормы Специальной части трудового законодательства не образуют новых институтов ТП, а лишь ограничивают, дополняют или приспосабливают общие нормы применительно к отдельным категориям работников.
Принципы ТП.
Это исходные начала, базовые установки, отправные точки правового регулирования, оказывающие влияние на всю правовую материю.
Они бывают: Общеправовые (конституционные), отраслевые, межотраслевые, институционные межинституционные.Подобрать примеры.
Принципы ТП закреплены в ст.2 ТК (19 штук).
Главные:
Свобода труда
Запрещение принудительного труда
Запрещение дискриминации в сфере труда.
Закрепленные принципы являются отражением в национальном законодательстве общепризнанных принципов и норм международного права, большинство из которых реализовано в конвенциях МОТ.
Запрещение принудительного труда (ст.4 ТК)
Принудительный труд – выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания. Цели: поддержание трудовой дисциплины, ответственность за участие в забастовке, наказание за выражение политических взглядов, дискриминация по различным признакам…
В целом, такое определение принудительного труда соответствует подходам, заложенным в международном трудовом праве, в частности в декларации МОТ 1998г. «Об основополагающих принципах и правах», о «принудительном или обязательном труде» 1930, «Об упразднении принудительного труда» 1957.
Ч.3 ст.4 ТК содержит примеры обязывания к принудительному труду. В их числе названо нарушение работодателем сроков выплаты заработной платы или выплаты ее в неполном размере. Это новелла национального законодателя неизвестна мировому праву. Необходимо наличие угрозы наказания. Толковать данный случай следует системно, с учетом дефиниции о принудительном труде.
Свобода труда:
Заключается в свободе выбора и согласия на труд, в способности лица самостоятельно выбирать род деятельности или профессии или вообще не работать. Право на свободу может быть реализовано путем заключения трудового договора, а также через гражданско-правовой договор,
посредством осуществления предпринимательской деятельности (это делает принцип межотраслевым).
Как принцип имеет универсальное значение для других норм и составных частей ТП.
Запрещение дискриминации в сфере труда.
Реализовано в двух основных формах:
Недопущение необоснованного ограничения трудовых прав и свобод
Недопущение необоснованного получение каких-либо преимуществ
Любое ограничение в правах и свободах или предоставление преимущества, не связанное с деловыми качествами работника, является дискриминацией. Исключения могут быть установлены ФЗ и нормами МП.
Ст.3 ТК не рассматриваетв качестве дискриминации установление различий, исключений, предпочтений , защита прав, если они зависят от следующих факторов: обусловлены особой заботой государства – лица, нуждающиеся в социальной защите (инвалиды, воспитанники детских домов. Если это обусловлено требованиями к данонму виду труда, которые установлены ФЗ.
Дальнейшее по теме (учебник)
Лекция №2.
Источники ТП.
Понятие, виды и особенности источников ТП.
Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых в целях регламентации общественного порядка (форма объективизации права).
Общая теория права в формальном смысле выделяет 4 вида источников права:
Нормативный акт
Судебный прецедент
Правовой обычай (санкционированный обычай)
Нормативный договор.
При этом имеются и иные, нетрадиционные ТЗ на систему источников ТП, в соответствии с которыми рекомендуется включить в источники трудовой договор, например.
Позиция Маврина, Хохлова: правовой обычай считается источником права постольку поскольку признается государством в лице его органов, чаще всего в результате использования его в процессе властного правоприменения в качестве общеобязательного права поведения.
Современное ТП, с одной стороны, весьма ограничено в создании и применении обычаев, вследствии отсутствия возможности регулирования и регламентации на локальном уровне. С другой стороны, отношения настолько разнообразны, что почва для возникновения обычных норм имеется всегда. Многочисленные отсылки к применению обычаев содержат акты МОТ. Например, до сих пор не ратифицированная Россией Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996г.
ППВС РФ от 17.05.2004 №2 разъясняет, что при разрешении споров, связанных с выплатой сотруднику зарплаты в неденежной форме, с учетом конвенции №95 1949, выплата заработной платы в такой форме может быть признана обоснованной при доказанности среди прочего того, что такая форма является обычной в данных отраслях промышленности и иных видах экономической деятельности.
ТК не содержит упоминания об обычае как источнике ТП. Единственное упоминание – ч.2 ст.341, где обычай рассматривается в качестве юридического факта, влияющего на ТО. Несоблюдение обычаев страны пребывания является основанием для прекращения работы в представительстве (для увольнения).
Специфична роль обычая в англо-саксонской системе. В ВБ обычай может рассматриваться правоприменителем в качестве условия ТД, если он отвечает условиям определенности, общеизвестности и разумности, а трудовая практика в определенной отрасли промышленности может использоваться для толкования прямо выраженных условий ТД.
Судебный прецедент.
В его классическом понимании не является в российской правовой системе источником права: решения одного суда официально не могут быть положены в основу решения суда другого.
Разъяснения высших судебных инстанций по вопросам применения не выступают в роли прецедентов, а играют роль некого авторитетного толкования, неблагоприятным исходом неисполнения которого нижестоящим судом может стать поводом к отмене судебного решения.
Но прецедент формирует некие оптимальные модели для последующих судебных моделей по аналогичным делам.
Круг современных взглядов на сущность решений КСРФ достаточно широк:
Это правовые позиции, или правовые доктрины
Судебный прецедент
Акты преюдиционального характера
НПА
Специфические нормативные источники.
С формально-юридических позиций, КСРФ является исключительно органов конституционного контроля и не имеет никаких полномочий создавать право. На практике вопрос о природе его решений является куда более сложным. Несмотря на то, что деятельность КС РФ по своему содежрательному акценту ограничена только процедурами толкования, на практике суд сегодня выходит за эти пределы и зачастую формулирует производное от толкования правило поведения. Яркий пример для ТП – это п.2 резолютивной части ПКС от 15.03.2005 №3-п 9 (самостоятельно). Сейчас это уже ст.258-9
При рассмотрении перспективного состояния системы источников права можно сделать вывод о том, что судебные решения в форме судебного прецедента или какой-либо его модификации в будущем безусловно будут выполнять роль источника РП. В науке ТП рассмотрение прецедента в качестве источника права неоднократно предлагалось (Попов).
Нормативные договоры.
Особенностью ТП является наличие в его системе источников т.н. «актов социального партнерства», а именно соглашений и коллективных договоров. Данный вид источников появляется в результате совместных действий его сторон (представителей работников и работодателей. Акты социального партнерства могут существовать начиная с локального уровня (коллективный договор заключается на уровне организации или ИП) и вплоть до федерального уровня (соглашения могут заключаться на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.
НПА.
Под НПА правовая доктрина понимает письменный официальный документ, принятый в определенной форме уполномоченным на правотворчество органом (лицом) в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Ряд норм КРФ как Основного закона РФ имеют прямую (ст.37) или косвенную (ч.2,3 ст.19, ст.30) трудоправовую ориентацию.
Основным НПА отрасли, ее главным источником является ТК. Его особая роль проявляется в том, что в ряде случаев он применяется в приоритетном порядке даже перед вновь принятыми ФЗ.
Нормы ТП, содержащиеся в ФЗ, должны соответствовать ТК. В случае противоречия применяется Кодекс. Если вновь принятый ФЗ противоречит ТК, то он может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК.
Понятие трудового законодательства.
В отраслевом смысле трудовое законодательство РФ состоит из трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Это понятие законодательства в узком смысле (это следует из абзаца 2 части 1 статьи 5 ТК РФ).
Кроме того в состав нормативно-правовых актов отрасли также входят указы президента, постановления правительства, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, НПА органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закреплена в статье 5 и части 4 статьи 6 ТК РФ – самостоятельно.
Особенности:
ФЗ №90-фз от 30 июня 2006 года внес следующие существенные изменения в статью кодекса: «законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить кодексу и иным федеральным законам». До этого изменения статьи законы субъектов РФ не должны были противоречить ТК РФ, иным ФЗ, а также указам президента, постановлениям правительства, и НПА федеральных органов исполнительной власти. То есть в настоящее время роль законов субъектов РФ в регулировании предмета отрасли существенно повышена. Это проистекает из двух моментов:
Трудовое законодательство это сфера совместного ведения
Узкого понятия трудового законодательства
Правило разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти по принятию НПА в сфере трудового права содержаться в статье 6 ТК РФ – смотрим самостоятельно. Необходимо учитывать, что трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения РФ и её субъектов (статья 72 Конституции РФ). Отметим, что роль федеральных органов власти законодательного регулирования трудовых отношений является абсолютно преобладающей, поскольку к их ведению отнесены не только все принципиальные и универсальные вопросы отрасли, но и практически все традиционные институты трудового права.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры рф
Постановление пленума ВС №5 — смотреть
Основополагающее значение для трудового права имеет Всеобщая декларация прав человека 1948 года и международный пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 года. Особая роль в отрасли отведена также международной организации труда (конвенции, рекомендации, декларации). В настоящее время РФ ратифицировала более 60 конвенций МОТ. Всего принято свыше 200 конвенций МОТ.
Ещё одной особенностью источников трудового права является наличие локальных нормативных актов. Сфера их действия ограничивается пределами определенной организации – работодателями — ИП. Существует несколько порядков принятия локальных нормативных актов:
Принимается работодателем единолично в лице уполномоченных органов
В случаях прямо предусмотренных ТК РФ, другими ФЗ и НПА РФ, коллективным договором, соглашением, работодатель при принятии локального нормативного акта УЧИТЫВАЕТ МНЕНИЯ представительного органа работников (если такой орган имеется). Например, при принятии правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Порядок учета такого мнения установлен статьей 372 ТК РФ. Самостоятельно. Выучить все сроки.
Принятие локальных нормативных актов работодателем по СОГЛАСОВАНИЮ с представительным органом работников, в случаях установленных коллективным договором или соглашением.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка, установленные статьей 372 ТК РФ, не подлежат применению.
studfiles.net
Иерархия нормативно-правовых актов
Теория государства и права.
Иерархия нормативно-правовых актов.
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех cтpaн. Если исходить из общераспространенного значения, термин «источник» означает силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.
Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.
3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:
а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,
Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.
Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.
Нормативно-правовой акт- это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Понятие. Нормативно- правовой акт как — источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих многообразные и бесчисленные — социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления. Итак, нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.
Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.
На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека, и гражданина..
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения. Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.
На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства — парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.
Законы классифицируются на отрасли права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражд анского, и других отраслей права.
Совокупность законов составляет законодательство. Опять же — понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком — как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах — значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах. Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, — акты иного юридического качества: все они находятся «под» законом, т.е. являются подзаконными. Вместе с тем под законность нормативных юридических актов не означает их «меньшую» юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.
Было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой «ниже расположенной» государственной инстанции должен не только находиться «под» законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.
На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.
mirznanii.com
Иерархия нормативных правовых актов. — КиберПедия
Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.
НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.
В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.
В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.
Иерархическая структура НПА
Конституция РФ
Это основной закон государства.
Конституция РФОн определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).
Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.
Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.
Федеральные Конституционные законы
Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.
Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.
Федеральные законы
Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).
К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.
Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)
Акты Президента
Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.
Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.
Акты Правительства
Московская дума Правительство может издавать постановления и распоряжения.
Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.
Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.
Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека
Ведомственные Акты
Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.
Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.
Корпоративные акты
Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.
Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.
Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).
Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.
Конституции и Уставы субъектов РФ
Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.
Законы субъектов РФ стопка законов Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.
Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.
Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.
Акты органов местного самоуправления
Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.
Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.
Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.
cyberpedia.su
Иерархия нормативных правовых актов
Иерархия нормативных правовых актов
Частые вопросы: какие законы сильнее? как нормативные правовые акты делятся по юридической силе?
Говорить о том, какой закон сильнее, в корне неверно. Закон есть закон. Кодекс есть кодекс. И различия в юридической силе между двумя законами нет также как и нет различия в юридической силе кодексов.
Вообще, все, что связано с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан на момент опубликования данной статьи регулируется Законом РК от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах».
Во-первых, нужно уяснить, что общественные отношения в Республике Казахстан регулируются нормативными правовыми актами (далее НПА). Что это такое читайте в статье что такое НПА. И Конституция, и кодексы, и законы — это все НПА.
Вот НПА уже, в свою очередь, различаются по юридической силе.
Смотрим картинку:
Регулируется эта иерархия статьей 10 Закона РК «О правовых актах»:
Статья 10. Иерархия нормативных правовых актов
1. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
2. Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции Республики Казахстан, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
1) законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
2) конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
3) кодексы Республики Казахстан;
4) консолидированные законы, законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
5) нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его Палат;
6) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;
7) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;
8) нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов;
9) нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов;
10) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.
3. Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.
4. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии нормативных правовых актов определяется уровнем акта основного вида.
5. Нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан находятся вне иерархии нормативных правовых актов, установленной настоящей статьей.
Метки: деление нормативных правовых актов, иерархия законов, юридическая сила законов
Рубрики: Общие вопросы , Теория юриспруденции
zandar.kz