Иерархия законов в рф – Иерархия российских нормативно-правовых актов

Содержание

Классификация законов Российской Федерации по юридической силе

Законы РФ, как основной вид нормативных правовых актов, отличаются между собой предметом регулирования, формой, юридической силой, процедурой и субъектом принятия. Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта законотворчества, адресата, территории, на которой они действуют.

Самая распространенная классификация видов законов построена на таком критерии как юридическая сила. Здесь система видов законов строится в порядке

убывания юридической силы: конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы субъектов РФ.

Статья 76 Конституции содержит классификацию законов в зависимости от их юридической силы и субъектов государственного правотворчества. Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, т.е. устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы.

Конституция РФ является основным законом государства и представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Так Конституция:

— носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

— закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Конституции принимают и субъекты Федерации – республики. Остальные субъекты принимают уставы.

Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ:

— о военном положении;

— о чрезвычайном положении;

— о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

— о изменении статуса субъекта РФ;

— о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

— о референдуме;

— о судебной системе;

— о Конституционном Суде РФ;

— о Верховном Суде РФ;

— о Высшем арбитражном суде РФ; и др.

Среди Федеральных конституционных законов можно назвать: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с посл. изменениями), Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Его нормы обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу Конституции и в особом порядке.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет.

В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

К разновидностям закона относят в последнее время закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного суда РФ от 31 октября 1995г. о толковании ст. 136 Конституции РФ. Этот закон и принятые позже него другие законы о поправках к Конституции обладают особой юридической силой и принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона.

Федеральный закон является основным видом закона РФ и составляют основ-

ную массу законодательства. Федеральный закон — федеральный законодательный акт РФ, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) и текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ.

www.42buketa.ru

Иерархия законов по юридической силе

Другими словами, НПА – это способ регулирования общества посредством норм права. Конституция Российской Федерации Юридическая сила нормативных, правовых актов, иерархия которых строится на этом принципе, является полностью исходным материалом от основного государственного закона – конституции. Этот документ включает в себя ключевые принципы и факторы построения всего правового полиса России. Именно в конституции закреплены основные права и свободы человека, соответствующие мировым стандартам, особенности разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, полномочия и сфера деятельности центральных органов власти. Российская Конституция состоит из двух разделов и преамбулы. В первом содержатся ключевые нормы, другими словами — тело конституции, а раздел второй – это переходные и заключительные положения.

Иерархия нормативно-правовых актов рф. правовая система российской федерации

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств.


Важно

Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.


Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни.

Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся.

Правовая система российской федерации

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией. Федеральные Конституционные законы Регулируют вопросы, которые определены в Конституции.Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах.
Только вдумайтесь в эти цифры. В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении.

Инфо

Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения.


Иерархия нормативно-правовых актов РФ Но уже ближе к нашей эре было придумано право.

Иерархия нормативно — правовых актов рф

Внимание

В принципе, по юридическим соотношениям два понятия должны быть равнозначными. Но, до сих пор находятся законодательства, которые имеют своеобразные противоречивости.

При возникновении таких случаев, приходится обращаться в Верховный или же Конституционный суд, чтобы получить поистине правильное и рациональное решение вопроса. P.S. Если Вам требуется консультация юриста в Харькове по этому или другим вопросам — кликните по ссылке.

Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество обслуживания — всё это ждёт Вас на предложенном сайте. БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ АВТОР СТАТЬИ: Ярова Нина Валерьевна Год рождения: 1984Страна/Город: Россия / ТулаОбразование: Высшее юридическоеи высшее филологическоеВУЗ: ТулГУМесто работы: Сервис «Правовед»Должность: Юрист-консультантСемейное положение: замужемО себе: Имею опыт работы в государственных и коммерческих структурах.

Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например: — внесение изменений в Конституцию РФ; — по поводу федерального устройства РФ; — защита прав и свобод человека, гражданина; — регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти; — установление федерального бюджета; — обеспечение безопасности, законности и правопорядка; — регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики; Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными. Виды ФЗ Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида: 1.

Что выше по юридической силе кодекс или федеральный закон?

Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений. 2. Законы о внесении изменений – это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ.

По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений. Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования. Подзаконные акты Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач.

yurist-online24.ru

4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней. Законы и их иерархия

Похожие главы из других работ:

Законы и их иерархия

4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

Законы и их иерархия

4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней

Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета правового регулирования, т.е. определенного круга общественных отношений и метода правого регулирования…

Законы и их иерархия

4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней

Федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства…

Законы РФ, их виды и соотношение

2. Законы субъектов Российской Федерации в системе законодательства

Российская Федерация — федеративное государство, в состав которого входят республики, автономная область, автономные округа, созданные в результате реализации права народов на самоопределение, края и области…

Морское законодательство США

2. Федеральные законы США в области морского законодательства

Кроме основ морского законодательства, заложенных в Конституции США, существуют федеральные законы, так называемые Общие законы (Public Law), связанные с торговым мореплаванием и морским правом…

Нормативно-правовой акт в системе источников права

2.1 Иерархическая система нормативно-правовых актов

В Российской Федерации установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов: · в зависимости от юридической силы: · Конституция РФ · Федеральные конституционные законы · Федеральные законы · Законы · Подзаконные…

Система законодательства

1 Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

Система права и система законодательства

4. Соотношение системы права и системы законодательства. Систематизация законодательства.

Система права и система законодательства

2.1 Понятие и структура системы законодательства

Определение понятия законодательства — проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования…

Система права и система законодательства

Глава 2. Система законодательства. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства

Глава II. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства.

Система права и система законодательства

2.2 Структура системы законодательства

Структура системы законодательства — внутренняя организация упорядоченных нормативно-правовых актов, которая выражается в их согласовании и разделении на отрасли и институты законодательства…

Система права и система законодательства в сравнении

1. Система законодательства. Юридическая природа, сущность системы законодательства

Система российского права

3. Общая характеристика системы российского права. Соотношение системы права и системы законодательства

Правовые отрасли — основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений…

Становление системы Российского законодательства

Глава 2. Понятие системы законодательства и её структура

pravo.bobrodobro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *