Сценарий игры и презентация для внеклассного мероприятия «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, — значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт.
Спросят, как перейти жизнь, отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно.
Н. Рерих
Цель:
в ходе игры вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны;
развивать коммуникативные навыки, умения анализировать, сравнивать, работать с источником.
Оборудование занятия: экран, мультимедиа проектор компьютер
Правила игры: Вы разделены на 2 команды и вам будут предложены общие задания. После отведенного для обсуждения и обдумывания времени будет отвечать та команда, которая будет раньше готова. Она должна подать сигнал – поднятая рука.
Если ответ правильный, то команда получает баллы.
Если ответ неправильный, право ответить получает вторая команда.
Задания имеют разную стоимость от 1 до 5 баллов.
Будет предложена игра и болельщикам. Они могут также внести в копилку своей команды дополнительные баллы.
Представление жюри.
Наше жюри определит кандидатов на звание (по номинациям)
«самый остроумный»
«самый интеллектуал»
«самый артистичный»
«самый активный»
«знаток права»
«От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел… », – этот лепет часто приходится слышать. Поэтому одна из задач воспитательной работы в школе – предупредить учащихся об опасностях в игре с законом.
Приблизительно каждый пятый преступник – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.
Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.
Конкурс. «Знакомство».
Вам дается 2 мин, чтобы представить себя, дать название команде и придумать девиз. За это задание дается 1 балл
— представление команд,
— название команды,
— девиз команды,
1 ТУР. РАЗМИНКА. (внимание на экран)
Командам предлагается по готовности (кто быстрее) отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
1. Назовите основной закон государства. (
2. Из скольких разделов состоит Конституция РФ? (Из 2 разделов)
3. Что такое право, чем оно отличается от морали? (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Тесная связь с государством – основное отличие права от морали)
4. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
5. Что такое алиби? (В УК – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если в момент преступления он находился в другом месте)
6. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений УК предусматривает уголовную ответственность с 14 лет)
2 ТУР. ЛИТЕРАТУРНЫЙ. «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК».
Командам предлагается вспомнить какие права в сказках нарушаются у героев. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. (презентация)
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лубяная избушка»).
2. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (Дюймовочка).
3. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (сказка о попе и его работнике Балде).
4. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка).
5. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
6. В какой сказке «хлебобулочный герой» несколько раз подвергался посягательствам на свою жизнь? («Колобок»)
3 ТУР. ВИКТОРИНА.
Командам предлагается выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл. (презентация)
1. В какой стране был принят первый документ, регламентирующий права человека?
– Англия; +
– Франция;
– Германия.
2. Тайное хищение имущества именуется:
– грабёж;
– кража; +
– мошенничество.
3. Бессмысленное уничтожение ценностей называется:
– разбой;
– вандализм; +
– вымогательство.
4. Систематическое нанесение побоев, это:
– хулиганство;
– истязание; +
– клевета.
5. Каким законом на Руси была отменена кровная месть:
– Правда Ярославича;
– Правда Ярославичей; +
– Иван III.
6. Как называется стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями, которое карается законом?
– мазохизм;
– садизм; +
– нарциссизм.
7. С какого возраста наступает yгoловная ответственность?
– с 14 лет; +
– с 18 лет;
– с 21 года.
8. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнения учащегося?
– да;
– нет;
– всё зависит от того, о чём спор. +
9. Как вы думаете, каким законом можно наказать учащихся, которые ходят в школе без сменной обуви?
4 ТУР. Кроссворд.
Командам предлагается заполнить кроссворд. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …
Конкурс для болельщиков. Фемида
Я — богиня правосудия Фемида. Но вандалы надсмеялись надо мной. Помогите вернуть мне прежний гордый вид. Верните мне все мои вещи. И объясните, почему вы выбрали именно эти предметы? За каждый предмет с объяснением -1 балл.
На столе лежат (на слайде) : кинжал, меч, щит, Конституция РФ, повязка для глаз, весы, пробирка, очки, роза, мешок с деньгами, Уголовный кодекс
Ответ: Фемиде необходимы меч, повязка на глаза и весы.
4. ТУР «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ» или «ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ».
Командам предлагается рассмотреть ситуации и оценить.
За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
1. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.
2. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
3. Семиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки.
Вопрос: Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Ответ: Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил. Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
4. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.
Вопрос: Как можно расценить их поведение?
Ответ: это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
— Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20. 20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Вопрос: Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
Ответ: (эти ребята совершили преступление) — Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
5. ТУР «Угадай-ка, без слов».
Изобразите, не прибегая к помощи слов, следующую ситуацию или персонаж.
1 — первая команда:
а) ребенок потерял на вокзале родителей.
б) проколотый воздушный шар.
в) Фемида.
1. Ведущий:
2 — команда.
а) Часы с кукушкой.
б) Яблоко с червяком.
в) Судья.
6. ТУР Брей — ринг:
Конституционное право.
Командам предлагается ответить на вопрос, если команда не правильно отвечает на вопрос, ответить предлагается другой команде.
За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.
Блиц опрос:
Что означает слово « Конституция» в переводе с латинского — (установление)
Когда в нашей стране была принята первая Конституция-(1918г)
Кто или что является носителем и единственным источником власти в России — (народ)
Каким государством по форме правления, в соответствии с Конституцией РФ, является Россия. (Демократической республикой)
Органом государственной власти, осуществляющим исполнительную власть является — (правительство)
Орган государственной власти, осуществляющим законодательную власть является — (Федеральное Собрание).
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, несовершеннолетним считается человек, не достигший возраста (18 лет)
Какое образование в РФ в соответствии с Конституцией является обязательным (основное общее).
Способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности называется — (дееспособностью)
Правоспособностью человек обладает с момента (рождения)
Правонарушение может быть выражено только действием или — (бездействием)
Конституция — это (основной закон страны)
Совокупность представлений о добре и зле, справедливости — (мораль)
Судьи – учителя граждановедения, инспектор, дети.
Ваша работа – это учёба. Если человек не будет учиться, то он не сможет овладеть какой – либо профессией, не сможет реализовать права взрослого человека.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ (на экране)
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня — Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Наша игра завершается, но мы ещё не раз вернёмся к законам РФ, ведь вы – будущее России и должны знать, что государство вас защищает.
videouroki.net
Психолого-педагогическая игра по профилактике правонарушений «НАЙДИ РЕШЕНИЕ»
Психолого-педагогическая игра по профилактике правонарушений
«НАЙДИ РЕШЕНИЕ»
для учащихся специальной / коррекционной/
общеобразовательной школы 8 вида
Цель игры: Формирование начальной правовой грамотности, профилактика правонарушений среди подростков.
Задачи: Познакомить учащихся с основными правами, записанными во Всеобщей декларации прав человека.
Сформировать понимание изученных прав на примере русских народных сказок
Дать общее представление о статьях УК РФ ( по теме игры ).
В игровой форме обсудить и разобрать психологические ситуации, возникающие в жизни.
Подвести итоги изученного материала, сделать выводы.
Подготовка к игре:
Прочитать книгу Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. » Ваши права » — М.: «Вита — Пресс», 1996.
Выписать на доске основные права, которые необходимо знать по теме игры.
Сделать выписки статей из УК РФ. Для каждой команды играющих должны быть свои сноски со статьями.
Подготовить для игры конвертики с психологическими ситуациями.
Подготовить для игры листочки с заданиями.
Проработать материал по русским народным сказкам.
Подготовить задания для творческих конкурсов.
ХОД ИГРЫ:
Учащиеся одного класса делятся на две команды. Ведущий — психолог начинает игру со вступительного слова о том, чему посвящена игра. Кратко рассказывает о Декларации прав человека; о Правах и обязанностях граждан, о том, что каждый человек должен выполнять обязанности и пользоваться правами
ПСИХОЛОГ/ Добрый день, дорогие ребята! Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: «Что люди могут делать и что не могут?», «Что они обязаны делать, а чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?» И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой, с помощью различных религий, международных переговоров, в битвах и войнах, а иногда даже и в драках. В конце, концов людям удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Она принята большинством государств нашего мира.
Декларация — свод общих правил, который разработан и принят большинством государств. Эти правила позволяют людям жить в мире и согласии.
(Из Декларации прав человека):
СТАТЬЯ 1: Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
СТАТЬЯ 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашёнными Декларацией прав человека, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии, социального происхождения, богатства или бедности.
СТАТЬЯ 3: Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
СТАТЬЯ 4: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
СТАТЬЯ 5: Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом.
СТАТЬЯ 6:
6.1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.
6.2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
СТАТЬЯ 7: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
СТАТЬЯ 8: В случае нарушения основных прав человека, предоставленных законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
Психолог : С основными правами граждан мы познакомились, а сейчас начнётся самая интересная часть — Мы переходим с вами к конкурсам. Используя изученные права, нужно будет решить психологические ситуации. В конкурсах сегодня принимают участие 2 команды. Придумайте названия своим командам.
1 КОНКУРС — Угадай сказку.
Ребятам зачитывается отрывок из сказки. Нужно отгадать из какой сказки был отрывок. О каких правах или обязанностях говорится.
2 КОНКУРС — Путешествие по русским народным сказкам — 1.
( С предложенными вариантами ответов ).
Участникам игры вручаются конвертики, в которых даны ситуации из известных сказок. Из предложенных вариантов ответов, используя Декларацию прав, нужно найти правильный ответ.
3 КОНКУРС — Путешествие по сказкам — 2.
( Без вариантов ответов).
Ребятам необходимо найти самим правильное решение данных им ситуаций.
Психолог рассказывает об УК РСФСР. Говорит о том, какие статьи и сколько имеется в Кодексе, что нельзя нарушать их, а если кто-нибудь сделает это, то будет сурово наказан.
Учащимся раздаются выписки из УК, касающиеся темы занятия. ( см. в ПРИЛОЖЕНИИ к игре ). Затем проводится следующий конкурс.
4 КОНКУРС — » Найди решение — 1 «.
( С предложенными вариантами ответов).
Учащимся даются ситуации из обыденной жизни. Используя статьи из УК, они должны ответить на поставленные вопросы и найти решение ситуации.
Вопросы к данному конкурсу:
Является ли преступлением данная вам ситуация? Какие действия вообще вы считаете преступными?
Кто является участником? Виновны ли они?
Были ли соучастники? В какой мере они виновны?
Уголовно наказуемы или нет соучастники преступления?
Что такое » Предварительный сговор «? Был ли предварительный сговор в данной ситуации?
5 КОНКУРС — » Найди решение — 2 «.
( Без вариантов ответов ).
Учащимся также даются ситуации из обыденной жизни, но вот решение данных ситуаций им предстоит найти самим, используя Декларацию прав человека и статьи УК РСФСР.
6 КОНКУРС — Пантомима.
Дается тема. Участники игры показывают сценку без слов. Команда соперников пытается угадать, что изобразила 1 команда.
7 КОНКУРС — Собери пословицу.
Каждой команде даются карточки, на которых написаны отдельные слова. Психолог предупреждает, что это части одной пословицы. Их надо собрать, сложить и прочитать хором, что это за пословица, что она означает по смыслу.
Психолог: Подводит итоги игры. Ещё раз ребята повторяют основные права граждан. Выявляется команда-победительница. Проходит награждение участников.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ВИДЫ НАКАЗАНИЯ
которые можно применить к участникам преступных действий.
Штраф
Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности
Лишение специального, воинского или Почётного звания, Государственных наград
Обязательные работы
Исправительные работы
Ограничение по военной службе
Конфискация имущества
Ограничение свободы
Арест
Содержание в дисциплинарной воинской части
Лишение свободы на определённый срок
Пожизненное лишение свободы
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
Принудительное наблюдение и лечение в психиатрическом стационаре общего, специального типа, в стационаре с интенсивным наблюдением
—————————————————————————————————
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
ОТРЫВКИ ИЗ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Которые можно использовать при проведении Конкурса № 3.
… Лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке, да по рыбке…
(«Лисичка-сестричка и серый волк «)
… кричит лиса с печи : » Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам !». Идёт опять зайчик по дороге и плачет.
(«Лиса, заяц и петух «)
… ушла коза в лес, а волк прибежал и спрашивает :
Козлятушки, ребятушки,
Отопритесь, отворитесь!
Ваша мать пришла, молока принесла !
Козлята отперли дверь, а волк вбежал в избу и всех поел, только один козлёночек в печь улез.
(«Волк и 7 козлят «)
…Смотрит волк, а бабы идут за водой и кричат завидев серого: » Волк, волк! Бейте его, бейте его! «. Прибежали и начали его колотить.
(«Лисичка — сестричка и серый волк «)
—————————————————————————————————
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
ВЫПИСКИ
Из Уголовного Кодекса РФ к игре
по теме: » Право на собственность и личную неприкосновенность «.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ.
СТАТЬЯ 108.
Убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания преступника, наказывается ограничением ( лишением ) свободы на срок 2 — 3 года.
СТАТЬЯ 109.
Причинение смерти по неосторожности наказывается лишением свободы сроком до 3-х лет.
СТАТЬЯ 111.
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью наказывается лишением свободы от 2 до 8 лет.
СТАТЬЯ 112.
Часть 1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью ( не опасного для жизни человека, но вызвавшего длительное расстройство здоровья ) наказывается арестом от 3 до 6 мес. Или лишением свободы сроком до 3-х лет.
Часть 2. То же деяние, совершённое с особой жестокостью группой лиц (по предварительному сговору) из хулиганских побуждений наказывается сроком лишения свободы до 5 лет.
СТАТЬЯ 113.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (опасного для жизни) в состоянии аффекта, вызванного насилием, издевательством, оскорблением со стороны потерпевшего наказывается лишением свободы на срок до 2-х лет.
СТАТЬЯ 116. ПОБОИ.
Нанесение побоев или совершённых насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий наказывается штрафом до 100 мин. РОТ, либо исправительными работами на срок до 6 мес.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ.
1. Кража — то есть тайное хищение чужого имущества наказывается штрафом в размере от 200 до 700 мин РОТ или в размере оплаты труда от 2-х до 7 мес., или лишением свободы на срок до 3-х лет.
2. Кража — совершённая группой лиц, по предварительному сговору, неоднократно, с незаконным проникновением в жилище, наказывается штрафом от 700 мин. РОТ ; лишением свободы от 2-х до 6 лет со штрафом до 50 мин. РОТ.
3. Кража в крупном размере, совершенная группой лиц, наказывается лишением свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества.
СТАТЬЯ 159.
Мошенничество, то есть хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2-х лет; лишением свободы до 3-х лет.
СТАТЬЯ 161.
Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества наказывается лишением свободы до 4-х лет.
СТАТЬЯ 162.
Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершённый с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с применением такого насилия наказывается лишением свободы от 3-х до 8 лет, группой — от 8 до 15 лет.
СТАТЬЯ 163.
Часть 1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества под угрозой применения насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего наказывается лишением свободы до 3-х лет или до 50 мин. РОТ.
Часть 2. Вымогательство, совершённое группой лиц по предварительному сговору наказывается лишением свободы от 3-х до 7 лет.
СТАТЬЯ 167.
Умышленное уничтожение или повреждение имущества наказывается штрафом в размере от 50 до 100 мин. РОТ.
kopilkaurokov.ru
Мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Разделы: Общепедагогические технологии
Цель: создать условия для
- профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
- развития навыков анализа правовых документов
- формирование умений противостоять негативным явлениям в обществе.
Участники: учащиеся 10-го класса, разделённые на две подгруппы.
Время проведения:
- 1 этап — 60 минут;
- 2 этап – 20 минут.
Оборудование: листы бумаги для каждой подгруппы, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовный Кодекс Российской Федерации, карточки с заданиями-ситуациями.
I ЭТАП
Предварительная беседа (15 минут)
Педагог: Тема нашего мероприятия: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», как вы её понимаете? О чём мы сегодня с вами будем говорить?
(Легче предупредить правонарушение, чем устранять потом его последствия)
— А как можно предупредить какое-то правонарушение, чтобы его не совершили ваши одноклассники, какие формы работы вы использовали бы?
(Беседы, лектории, показали бы на эту тему фильм, социальная реклама)
— Верно, сегодня мы с вами постараемся разработать сценарии видеороликов на тему предупреждения правонарушений и преступлений среди подростков. Для начала разберёмся, что такое правонарушение, а что такое преступление, или это одно и то же?
(Нет. Правонарушение-это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста, за него наступает административная ответственность).
— Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам нет ещё 16 лет?
(Родители)
— Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение?
(Штраф, предупреждение, могут поставить на учёт в милицию)
— Верно, а где перечислены все административные правонарушения и указаны наказания к ним? (КоАП РФ. Демонстрируем кодекс) Какие правонарушения чаще всего совершают подростки? (Распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство)
— А за административное правонарушение могут посадить в тюрьму?
(Нет, в тюрьму сажают за преступления.)
— Что такое преступление?
(Это грубое нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности с 14 лет)
— Верно, все преступления собраны в УК РФ (демонстрируем кодекс). За грабежи, кражи, разбой, убийство и другие преступления наступает уголовная ответственность с 14 лет.
— Какое наказание ждёт подростков за преступление?
(Воспитательно-трудовая колония для малолетних преступников, условная мера наказания)
Игра на сплочение коллектива «На льдине».
В ней могут участвовать 8-10 человек. Ведущий берет стулья в количестве, соответствующем числу участников, и составляет их вместе. На образовавшуюся своеобразную «льдину» залезают участники тренинга и представляют, что отправляются в путешествие в Антарктиду.
Ведущий имитирует раскол «льдины», постепенно убирая стулья. Задача участников – продержаться на стульях как можно дольше, стараясь не потерять никого из членов своей команды.
Игра «Общий брезент».
Вся группа должна разместиться (встать) на кусок брезента 2 м (можно заменить его бумагой), после каждого хода брезент складывают пополам. Он уменьшается, задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, все игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.
Комментарий: желательно проводить эту игру на чем-нибудь мягком, например, на матах.
Обсуждение итогов игры.
Подготовка к написанию сценария видеоролика (5 минут)
— У каждой подгруппы есть карточка с описанием ситуации, прочитайте и определите, что у вас – преступление или правонарушение?
1 подгруппа:
Подростки употребляют алкогольные напитки.
— Как классифицировать эти действия? (Административное правонарушение.)
— Посмотрите в КоАП, какое наказание предусматривается за это правонарушение. (Ст. 20.22 КоАП – наложение административного штрафа на родителей)
2 подгруппа:
Старшеклассники отнимают деньги у второклассников.
— Как классифицировать эти действия? (Преступление, вымогательство)
Посмотрите в УК, какое наказание предусматривается за это преступление (Ст. 163 п.1 УК РФ – ограничение свободы до трёх лет, либо арест на срок до шести месяцев ….)
— Необходимые Законы мы усвоили, всё это нам пригодится при создании роликов социальной рекламы.
— Что должно быть в социальном видеоролике, каковы его параметры?
1. Обыгранная ситуация
2. Лозунг — предупреждение (яркий, необычный, запоминающийся, поучающий)
3. Хронометраж не должен превышать 30 секунд.
Самостоятельная работа (по написанию сценария) (30 минут)
Помощь педагога каждой подгруппе, если требуется.
Чтение сценариев и обсуждение (10 минут)
— Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
— Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Заключение
— По вашим сценариям вы отснимем ролики и просмотрим их на следующей нашей встрече. От каждой подгруппы выберите артистов, кто будет сниматься в видеороликах, помощников режиссёра.
II ЭТАП
Вступление.
— На прошлом мероприятии мы с Вами говорили о преступлении и правонарушении, вы написали сценарии, некоторые из вас побывали в роли актёров, режиссёров. Мы отсняли эти видеоролики и сейчас с вами посмотрим, что получилось.
- Просмотр видеороликов
- Обсуждение
Рефлексия.
Закончить предложение
После просмотра видеоролика я….
- увидел
- услышал
- почувствовал
Заключение.
Правонарушение или преступление легко совершить и даже не заметить, что сделал что-то не так. Но прежде, чем начинать действовать десять раз подумай: не навредишь ли ты кому-то.
14.03.2018
urok.1sept.ru
Методическая разработка по теме: Сценарий мероприятия по профилактике правонарушений среди подростков «Знай и соблюдай закон»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Лицей сервиса и индустриальных технологий»
СП «Детский дом»
Викторина «Я знаю и соблюдаю закон»
Провели воспитатели:
Голованев С.Ф.,
Пахолкова С.Ю.,
Санкт-Петербург
2017
Цель:
Правовое воспитание воспитанников , проверка в игровой форме знаний воспитанниками своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.
Задачи:
1. Заинтересовать воспитанников в изучении правовой литературы.
2. Повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей
Оборудование:
Музыкальное, мультимедийное.
Песня гр. ЛЮБЕ « Прорвемся, опера!»
Исполняет Арсений Жучков.
Сергей Федорович: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о законе, о наших с вами правах и обязанностях.
Светлана Юрьевна: Сегодня мы расскажем вам о праве на жизнь, на личную неприкосновенность, праве на жилье , труд и отдых.
Арсений: 20 ноября 1989 года был составлен документ – Конвенция о правах ребенка, где записаны основные права детей. в этом документе говорится, «что главное право каждого человека- право на жизнь».
Александр: Право на жизнь — это право , закрепленное в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, оно означает, что жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить ее нас с вами безнаказанно.
Артем: Право на свободу и личную неприкосновенность, также закреплено конвенцией о правах ребенка, Конституцией нашего государства _Российской Федерации. Оно означает, что как физически, так и морально, личность, т. е. человек, не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц.
Сергей Федорович: Право на свободный труд закреплено в Конвенции о правах ребенка – Конституция Российской федерации, трудовой кодекс. Люди, в том числе и дети с 14 лет, вправе по своему выбору выполнить работу по письменному договору за денежное вознаграждение. ( ст 20). Никто не может быть принужден к труду.
Светлана Юрьевна: Право на отдых тоже закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, трудовом кодексе Российской Федерации. Это право распространяется на тех людей, которые трудятся, (учатся, работают за зарплату).
Арсений: Право на жилище закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации. Эти законы говорят о том, что жилище человека -неприкосновенно.
Александр:. Это означает, что к вам в квартиру никто не может войти без приглашения, никто не может быть лишен жилища, так как наше жилье — залог того, что наши другие права. — право на жизнь, здоровье. личную неприкосновенность, будут обеспечиваться, что вы сможете спокойно спать, кушать, учить уроки и расти.
Артем: Семейный кодекс- закон, который устанавливает права и обязанности членов семьи.
Светлана Юрьевна: Итак, предлагаем вам поучаствовать в викторине и определить, насколько хорошо вы знаете и соблюдаете закон. у нас две команды, команда мальчиков и команда девочек. В каждой команде должен быть капитан, выберите пожалуйста капитанов команд. А пока команды выбирают, звучит музыкальная пауза:
Песня «Наша служба и опасна и трудна» Исполняют: Светлана Юрьевна и Сергей Федорович.
Представляем жюри:
Сергей Федорович: Также у нас сегодня есть уважаемое жюри: Руководитель структурного подразделения « Детский дом» Светлана Евгеньевна Долгорукова, старший воспитатель Пысенок Наталья Алексеевна и заместитель председателя совета общежития Павлов Даниил.
РАЗМИНКА
Светлана Юрьевна:
Каждая команда по очереди отвечает на ряд вопросов, давая ответ «Да» или «Нет». После чего подсчитывается общее количество правильных ответов каждой команды ( за правильный ответ — 1 балл)
- Правда ли, что уголовная ответственность наступает с 18 лет? (Нет).
Александр:
- Правда ли, что допрос несовершеннолетних должен происходить в присутствии педагога? (Да).
Светлана Юрьевна:
- Правда ли, что совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся родителей? (Да).
Александр:
- Правда ли, что ребенок-инвалид не имеет права поступать в институт? (Нет).
Светлана Юрьевна:
- Правда ли, что за нанесение рисунков и надписей на фасады зданий, существует уголовная ответственность? (Нет, — административная ответственность, штраф).
Александр:
- Правда ли, что алкогольное опьянение является смягчающим обстоятельством при совершении преступления? (Нет — отягчающим).
«Заморочки из бочки»
Сергей Федорович:
Теперь мы проверим знание законов в отношении несовершеннолетних.
Вопросы будут разделены на 2 категории: красный цвет – уголовный кодекс: зеленый цвет — административный кодекс.
Каждая команда поочередно выбирает категорию вопроса и через 30 секунд дает ответ. Если команда не отвечает, то возможность заработать баллы предоставляется соперникам. За правильный ответ — 2 балла.
Команды поочередно выбирают вопросы и сразу отвечают.
Вопрос:
Уголовный коде
Сергей Федорович:
- С какого возраста наступает уголовная ответственность за умышленное нанесение телесных повреждений, повлекших расстройство здоровья? ( С 14 лет).
- Какой максимальный срок лишения свободы для лиц, не достигших 18 лет? (Не более 10 лет).
- Чем отличается кража от грабежа? (Кража – тайное хищение имущества, грабеж – открытое хищение имущества).
- При предъявлении уголовного обвинения какой орган выносит приговор обвиняемому? ( Суд).
Административный кодекс
Арсений:
- С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет).
- Что такое административная ответственность? ( Нарушение административного кодекса).
- Назовите виды административных взысканий? (Предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест).
- Какой вид административного взыскания не применяется к несовершеннолетним? (Административный арест).
Вопросы к залу:
Артем:
- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (C 16 лет, за тяжкие преступления — с 14 лет ).:
Александр:
- Освобождается ли от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление в нетрезвом виде? (Нет).
Артем:
- С какого возраста наступает административная ответственность? (С 16 лет).
Конкурс «Сказочный вопрос»
Арсений: Капитаны команд выбирают по 1 карточке, правильный ответ приносит в копилку своей команды от 1 до 5 баллов. Александр:
Вам сейчас будут представлены кусочки из мультфильмов и сказок, а вы должны сказать, как они называются и какой закон нарушен:
(На экране отрывок из мультфильма « Гуси — лебеди» эпизод о похищении мальчика):
Артем: Задание 1: Какое преступление совершили Гуси – Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
( похищение ребенка, нарушение его прав на жизнь, на свободу, возможность воспитываться в семье)
Светлана Юрьевна: Задание 2:
(на экране отрывок из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница»)
Как называется сказка? Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
( Право на свободу передвижения)
(На экране отрывок из сказки А . С. Пушкина « Сказка о попе и его работнике Балде»)
Сергей Федорович: Задание 3: Как называется сказка? Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
(право на труд)
На экране отрывок из мультфильма « Приключение Чиполлино» сцена выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Арсений: Задание 4: Как называется сказка? Какие права одного из героев сказки д. Родари « Приключения Чиполлино_ дядюшки Тыквы были нарушены?
(Право на владение личным имуществом)
(На экране отрывок из сказки Ш. Перро « Золушка»)
Александр: Задание 5: Как называется сказка?
Какое право нарушала мачеха, не пуская золушку на бал?
(Право на отдых)
(На экране отрывок мультфильма «Ну, Погоди»)
Артем: Задание 6: Как называется мультфильм?
Какое преступление совершил Волк?
(Угон автотранспорта)
Задание «Определи вид преступления»
Артем:: Следующее задание « Определи вид преступления»
Задание озвучивается по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает от 1 до 5 баллов.
Задание 1: Подростки пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги
(кража)
Светлана Юрьевна: Задание 2: Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.
(грабеж)
Сергей Федорович: Задание 3: Одноклассник Пети, Вова узнал о том, что Петя курит. Он сказал ему: « если не подаришь мне свой ноутбук, я расскажу об этом твоему отцу» Петя испугался и отдал ноутбук Вове.
( шантаж, вымогательство ).
Арсений: Задание 4: Подросток позвонил в службу 01 и сказал, что в здании пожар.
(Заведомо ложный вызов специальных служб (ст. 19.13 Административного кодекса, штраф).
Александр: Задание 5 : Подростки наносят на стены подъездов , домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. ( Антиобщественное действие. Хулиганство. Вандализм- если памятники и здания, имеющие историческую ценность).
Сергей Федорович 6 : Следуя в вагоне электропоезда метро, подростки разрисовали стены вагона надписями, разбили осветительные плафоны, испортили сидения. (Вандализм ст. 214 Уголовного кодекса).
Определи возраст
Артем: Следующее задание: « Определи возраст».
До какого возраста запрещена продажа табачной и алкогольной продукции? (18 лет)
Светлана Юрьевна:: С какого возраста наступает административная ответственность? ( 16 лет)
Сергей Федорович: До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18 лет)
Арсений: с Какого возраста наступает уголовная ответственность? (14 лет)
Александр:: С какого возраста несовершеннолетний может устроиться на работу? (14 лет)
Сергей Федорович: По достижению какого возраста, гражданин РФ, проживающий на территории России, обязан иметь паспорт? (14 лет)
Артем: А сейчас конкурс « Закончи фразы».
Каждой команде раздаю лист с незаконченными фразами. Командам нужно, пока звучит песня, дописать их и положить на стол жюри.
Фразы:
— Карабас Барабас нарушал права___________________________
( на личную неприкосновенность, свободу, жизнь, на свободу убеждений и их высказывание, на свободный труд, отдых, отпуск, досуг.
— лиса не имела права_____________________________________
( нарушать неприкосновенность колобка и лишать его жизни).
— Буратино имел право____________________________________
( Владеть принадлежащим ему имуществом, имел право получать бесплатное образование).
— гадкий утенок имел право_—————————————————
( Имел право на личную неприкосновенность)
_ Кощей Бессмертный нарушал права_____________________
( Посягал на неприкосновенность женщин, на личную неприкосновенность. Подвергал жестокому обращению, покушался на жизнь, содержал в рабстве. Кража).
— Баба Яга нарушала права_________________________________
( Посягала на жизнь, на свободу, на личное имущество).
Звучит песня: « Родина » в исполнении Арсения.
Арсений: теперь внимание: любой из зрителей может принести в копилку команде, за которую болеет, 2 балла: о какой службе идет речь в этой песне? (ответ) и когда отмечается праздник ?
( ответ болельщиков в зале)
Сергей Федорович» Пока болельщики отвечали. Наши команды дописали фразы.
( команды поочередно зачитывают свои варианты. Жюри оценивает каждый правильный ответ в 2 балла)
Светлана ,Юрьевна: а теперь конкурс капитанов.
Конкурс капитанов «Вопрос — ответ»
Александр: а теперь соревнуются капитаны команд.
Страна, Где человек родился и вырос? (Ответ: Родина. Отечество.)
Артем:. На каком материке расположена Россия? ( Ответ: Евразия)
Сергей Федорович: Как называются правила, которые устанавливает государство? (Ответ: Законы).
Светлана Юрьевна: Как называется основной закон страны?
(Ответ: Конституция РФ)
На этом вопросы закончились.
Арсений:и пока жюри подсчитывает количество баллов, мы хотим напомнить вам о ваших правах и обязанностях. С 14 лет ребенок при нарушении его прав и законных интересов имеет право обратиться в суд за защитой.
Артем: Административной ответственности подлежит лицо. достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Александр:: Уголовной ответственности подлежит лицо. достигшее ко времени совершения преступления 16 – летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью., похищение человека, кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля и некоторые другие составы преступления наступает уже с 14 лет.
Сергей Федорович: в соответствии с «Законом об образовании» дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Подростка могут поставить на учет в полицию за нарушение:
— употребление алкогольной продукции курение употребление 7.
наркотических средств. – совершение административного правонарушения, преступления. общественно опасное деяние, совершенное до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности.
Светлана Юрьевна: А теперь наш Арсений Жучков споет песню «02»
Слово жюри:
Для награждения на сцену приглашаем команды:
Спасибо всем за участие!
nsportal.ru
Сценарий мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Я сам несу ответственность за свои поступки» для обучающихся 7-8 классов
Сценарий мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Я сам несу ответственность за свои поступки» для обучающихся 7-8 классов
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся
Задачи:
— познакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;
— формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;
— способствовать воспитанию законопослушного поведения.
Формы и методы работы:
— викторина;
— беседа;
— работа в группах;
— мозговой штурм (разработка памятки)
Ход мероприятия:
Ведущий:
В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития: музыкальные и художественные школы, молодежные театральные студии, секции и пр. Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе. Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
— Что же такое правонарушение?
— Несет ли подросток ответственность за правонарушения?
— Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.
— Ребята, почему ваш возраст особенно сложен? (Подростковый возраст – чуть ли не самый активный период жизни человека. Взрослеющему человеку, чувствующему приток физических сил, кажется, что он может все. Однако недостаток жизненного опыта, незнание уголовных законов, а часто и просто неумение себя контролировать приводят порой к печальным последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии).
Проверим, а насколько вы владеете информацией по теме сегодняшнего мероприятия
Викторина
Вопросы викторины:
1. Что такое правонарушение? (Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков)
2.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)
3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет?
4. Что такое мораль? (система норм и ценностей, регулирующих поведение людей)
5. Золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как …….. (закончи фразу)
Ведущий:
Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости. «Подумаешь, какие мелочи — разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», — говорят они когда приходится отвечать за содеянное. Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их несет материальный ущерб государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой — преступление.
-Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.
Работа в группах
4 группы сидят за столами.
Прежде, чем начать выполнять задание повторим правила работы в малых группах:
Каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Прежде чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если наши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведенное время.
Задание группам: Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д — дисциплинарная
Примеры нарушений:
Порвал учебник одноклассника (Г)
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
Избил одноклассника (У)
Совершил кражу мобильного телефона (У)
Совершил прогул в школе (Д)
Переходил дорогу в неположенном месте (А)
Разбил мячом окно (Г)
Нецензурно выражался в общественном месте (А)
Ведущий: «Правонарушения имеют серьезные последствия, как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно нужно. Как же не допустить правонарушение? Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем — как не допустить правонарушение»
Работа в группах
Примерная памятка «как не допустить правонарушения»
Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Организация свободного времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)
Не общаться с сомнительными компаниями (пояснение с какими компаниями и почему)
Если что-то произошло обязательно рассказать об этом взрослым
Помнить, что за все свои поступки всегда будет ответственность
Ведущий: «Наше мероприятие подходит к завершению. Настало время подвести итоги.
Была ли полезна сегодняшняя встреча для каждого из вас? (ответы детей)
На слайде вы видите «древо мнений»
Ведущий: «На этом древе каждый из вас поместит либо красное яблоко, что значит — я выбираю законопослушное поведение, либо зеленый лист, что значит — я задумаюсь, либо голубой цветок — я останусь при своем мнении»
«Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам!»
infourok.ru
Внеклассное мероприятие на тему » Профилактика правонарушений среди подростков»
участники: учащиеся 7-9 классов, классные руководители
Цели проведения:
— профилактика правонарушений несовершеннолетних;
— пропаганда правовых знаний;
Задачи:
-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
— формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
— формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
— выражать свои взгляды, вести дискуссию
Используемое оборудование: компьютер, проектор, доска, наглядный материал.
Ход классного часа
Ученик (читает стихотворение наизусть):
Во мне два я – два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремиться на балеты,
Другой стремиться прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица,-
Но часто вырывается на волю
Второе я в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе я.
1.Учитель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме — о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»
Тема «Преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Не оступиться в жизни – трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: « Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь».
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
(Определения на слайде)
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещённое законом и влекущее наказание.
Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
2.Учитель «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» — эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Давайте с вами заполним маленькую анкету, которая вас ни к чему не обязывает.
Анкета
Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (Выбери пять основных проблем)
— денежные проблемы твоей семьи
-отношения с родителями
-отношения со сверстниками
-конфликты с педагогами
-трудности усвоения школьного материала
— здоровье близких родственников
— чем заняться в свободное время
— личная жизнь
— будущая жизнь
— твои неудачи в кружках, секциях
-Что – то другое (написать)
Учитель: Пока я рассматриваю ваши ответы, вы можете подчеркнуть на листах, что лежат у вас на партах, причины. Которые, как вам кажется, толкают подростка на преступление.
Причины преступлений
Доказать, что ты не трус.
Нехватка денег в семье.
Выделиться среди остальных
Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого – то)
Лёгкая нажива.
Моральная неустойчивость
Собственные неудачи
Зависть.
Скука.
Давление старших.
Низкая самооценка.
Самоутверждение.
Любовь к приключениям.
(Учитель просматривает листы с ответами)
Всё правильно. Причин может быть много. Но самая важная – человека некому было остановить, помочь решить проблемы, подросток нравственно не смог противостоять преступлению.
Ученик: Но как противостоять, когда нет никого, кому можно все рассказать. Ведь каждый имеет право на ошибку, её совершают многие, но не все становятся преступниками?
Учитель: О, да. Ошибки мы совершаем все. Но во что они выливаются, у всех это происходит по – разному.
Слайды в презентации с текстом
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
4.Классный руководитель:
Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске)
«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ
«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;
«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;
«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;
Учитель зачитывает несколько примеров с правонарушениями. Дети должны отгадать что это за правонарушение.
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно.
Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части полиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение.
(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:
— арестом на срок до 2-х лет; — до 5 лет;
С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:
— тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».
А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
«Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».
Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.
Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.
У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека
Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?
2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток, и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.
Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать «нет» и уйти)
Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка
О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.
Учитель: Ребята вы мне задали вопрос. Что делать, когда рядом нет надёжного человека? Давайте подумаем вместе и запишем на доске:
Всегда должен быть верный друг, который всё поймёт.
Попробовать поговорить с родителями.
Обратиться к одноклассникам.
Телефон доверия.
Обратиться к психологу.
Поговорить даже с кем – то незнакомым.
Учитель: Ребята вы молодцы. Очень много предложили вариантов для выхода из трудной ситуации.
Наверное, ещё надо сказать, что для подростка очень важно найти своё направление в его только что начинающейся взрослой жизни. И в этом ему помогут спорт, творческие увлечения, и конечно же близкие люди.
Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобиться. Думаю, на этой хорошей ноте мы и закончим нашу беседу.
Ученица читает стихотворение:
А ты?
Входя в дома любые-
И в серые.
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты свет оставишь?
След.
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
infourok.ru
Тренинг по профилактике правонарушения стреди подростков.
ГБУ РК «Санаторий им. Н.К. Крупской для детей и детей с родителями»
Тренинг
«Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних».
Воспитатель: Ганиева Л.Э.
г.Евпатория, 2014г.
Тренинг
«Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних».
Цель: формирование ответственности за себя, свои действия.
Задачи:
— формировать навыки принятия решения, умений противостоять давлению, побуждающему к правонарушениям;
— способствовать выработки у учащейся молодежи защитных личных качеств: уверенности в себе, умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации.
— обучать владению психотехники медиативного упражнения.
— способствовать созданию атмосферы доброжелательности и доверия среди участников тренинга через игровое взаимодействие с собой и другими.
Продолжительность тренинга: 40 минут.
Методика проведения упражнений:
— Групповая дискуссия;
— Кооперативное обучение;
— Психогимнастика
Средства, необходимые для проведения мероприятия:
-бейджи;
— чистые листы А 4;
— ручки;
— компьютер;
— памятки.
Тренинг проходит с компьютерным сопровождением.
Ход занятия:
Приветствие (2 мин).
Представление участников
— Добрый день, рада снова видеть вас на занятии. Сегодня вы будете участвовать в тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполнить различные задания. Важно, не кто лучше и быстрее их выполнит, а чтобы делали все.
Разминка- разогрев, погружение (2 мин).
Задача этапа выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
Упражнение «Поменяйтесь местами те….»
Поменяйтесь местами те, …
— У кого сейчас хорошее настроение.
-У кого было неприятное событие в жизни, которое расстроило тебя и твоих близких?
-Кого беспокоит страх возврата неприятного события?
-Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
-Кто легко становится нервным и возбужденным?
— Кто желает избежать неприятных чувств и эмоций?
Основная часть.
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете?
Древнегреческий философ Демокрит сказал (слайд):
«Не из страха, а из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков»
— Какой смысл несут слова Демокрита?
— Чему будет посвящён тренинг?
-Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ).
Цель сегодняшнего тренинга: формирование ответственности за себя, свои действия и поступки, чтобы не потерять себя как личность и не навредить обществу.
Работу проведём под девизом, который может стать жизненно важным планом (слайд):
«Стоп! Подумай! Действуй!»
Мозговой штурм.
Когда, в каких случаях мы можем сказать себе «СТОП!»?
Объединитесь в группы и обсудите.
Просмотрите слайды, соотнесите ваши полученные данные с увиденным и т. д.
Обсуждение: Какие ответы вы получили во время обсуждения?
Чем вы дополнили список?
Вывод: В каких случаях человек должен сказать себе «СТОП!»
— Почему мы должны в некоторых случаях остановить свои желания, поступить каким либо действием?
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях (слайды):
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Задания для учащихся.
1 Разбор ситуации:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
Чтобы быть законопослушным гражданином, нужно хорошо понимать ответственность за свои поступки и действия.
Мы переходим на следующую ступеньку жизненного плана — «ПОДУМАЙ!»
Курение, алкоголь, наркотики.
— Каким образом курение, алкоголь, наркотики могут повлиять на жизнь человека?
— К каким правонарушениям они могут привести?
— Готовы ли вы выглядеть таким же образом или бывать в подобных ситуациях после употребления психотропных веществ?
(слайды человека, принимавшего психотропные вещества и слайды последствий после действий таких людей).
Выводы: — Почему все одурманивающие вещества называют братьями, что между ними общего? (они наносят вред здоровью и порой толкают человека на неправильные поступки, которые караются законом, т. е. человек совершает правонарушительные действия).
— Каков ваш ответ: «да» или «нет» психотропным веществам?
Поведение человека.
Человек может совершить правонарушения не только под воздействием психотропных веществ, но и под влиянием других людей.
Упражнение “Марионетка”
Сейчас я вам предлагаю почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие.
Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести “куклу” с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль “куклы”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды.
Обсуждение:
— Что чувствовали участники игры, когда были в роли “куклы”?
— Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?
— Хотелось ли что-то сделать самому?
Вывод: подумайте, проанализируйте предыдущее упражнение, сделайте вывод: хорошо ли быть «марионеткой» ?
Виды нарушений:
1. Порвал учебник(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Упражнение «Да — нет»
Цель: показать участникам, насколько может быть сильна зависимость человека от эмоционального фона группы, зависимость от одобрения или отказа в коллективе.
Из группы выбираются два участника. Когда они уходят, остальным членам группы говорится, что на каждый вопрос первого участника все отвечают с серьёзным выражением лица «нет», а на каждый вопрос второго участника — «да». Выбранные участники заходят в комнату по очереди. Тренер просит задать каждому члену группы по одному закрытому вопросу (ответить на который можно либо «да», либо «нет»). После проведения упражнения проводится обсуждение.
— Какие ощущения испытывали, когда задавали вопросы?
— Какие ощущения испытывали при ответах?
Вывод: говорить неправду неприятно, возникает ощущение опасности быть раскрытым и боязнь понести за это наказание. Неправда может погубить невинного человека.
Эмоции
Упражнение «Аукцион»
По типу аукциона участниками предлагается как можно больше способов, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы, принятые тренером, записываются и обсуждаются в группе. По результатам обсуждения составляется рейтинг «эффективных способов».
Вывод: Мы выбрали одни из самых важных тем, над которыми каждому человеку нужно задуматься, чтобы ваша жизнь была правильной, а вы были бы достойным человеком. Для этого надо действовать!
ДЕЙСТВУЙ!
Эффективные способы борьбы с плохим настроением мы уже назвали. Попробуем выяснить, что значит правильный отказ?
(Сохранить положительное эмоциональное отношение друг у другу. Предупредить возникновение агрессии в момент отказа. Достичь уверенности в обеспечении своих интересов и свободы. Сохранить возможность продуктивно взаимодействовать в будущем).
Упражнение «Ответ: «Нет».
Цель: участники учатся говорить «нет» в различных ситуациях.
Для каждой предложенной ситуации нужно найти выход из создавшегося положения, говоря «нет» (работа в парах)
Твой друг предлагает тебе:
— прогулять занятия;
— убежать из дому:
— выпить пиво:
— покурить;
— сделать кому-нибудь пакость.
— отобрать сотовый телефон у девочки
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
— Как чувствовали себя участники в ролях?
— Легко ли подбирать достойные отказы?
— Всегда ли вам давали утвердительный отказ?
Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя «хорошим», только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие..
Вывод: Умей сказать «НЕТ!»
Заключительная часть.
Упражнение «Костёр проблем»
Цель: формировать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения уровня безопасности.
Раздать полоски бумаги. На полосках написать проблемы, от которых бы хотелось избавиться. Тренер собирает «проблемы» участников в железную посуду, поджигает их и говорит: «Это горит не бумага, а проблемы. Их больше нет, а пепел развеем на улице».
А в заключении, я хочу вам рассказать еще одну интересную историю:
Притча о бабочке.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
Вывод: каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
Упражнение «Чего и тебе желаю»
Цель: рефлексия своего поведения, поднятие эмоционального фона.
В произвольном порядке по кругу от участника к участнику перекидывается мяч со словами «Я понял, что …… чего и тебе желаю».
Упражнение «Мишень»
Отметьте баллом ответы на вопросы:
1. Насколько важна, актуальна затронутая тема? 5 4 3 2 1
2. Представленный материал был доступен и понятен? 5 4 3 2 1
3. Насколько значима для вас полученная на тренинге информация? 5 4 3 2 1
5. Рефлексия (1 мин)
— Что вам дало сегодняшнее занятие?
— Что вы будете использовать в дальнейшей жизни?
— Наш сегодняшний тренинг подошёл к завершению. Мы расстаёмся с надеждой на следующую встречу.
infourok.ru