Имеет ли представительство банка право осуществлять банковские операции – 22. , /

Содержание

Структурные подразделения банка

Филиал - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией ЦБ РФ.

Представительство - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Не имеет права осуществлять банковские операции. Не занимается расчетно-кассовым и кредитным обслуживанием и не имеет корреспондентского субсчета.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами.

Внутреннее структурное подразделение банка (открывают банки и филиалы) - подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции.

Внутренние структурные подразделения не могут иметь отдельного баланса и открывать счетадля осуществления банковских операций и иных сделок.

Дополнительный офис осуществляет все или часть банковских операций согласно лицензии. Не может располагаться вне пределов территории подведомственной территориальному учреждению ЦБ РФ, ведущему надзор за деятельность банка.

Кредитно-кассовый офис осуществляет операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам и их возврату (погашению), а также кассовое обслуживание юридических и физических лиц.

Операционная касса вне кассового узла осуществляет только кассовое обслуживание населения: прием и выдача вкладов, прием коммунальных и других платежей от физических лиц, покупка и продажа ценных бумаг.

Обменный пункт совершает операции по продаже и покупке наличной валюты у физических лиц.

7. Порядок государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности. (ст. 12-15 фз 395-1)

Банки подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом положений ФЗ "О банках и банковской деятельности". Решение о государственной регистрации банка принимается Банком России. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании банка осуществляется уполномоченным регистрирующим органом. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации банка.

Для государственной регистрации банка и получения лицензии на осуществление банковской деятельности в Банк России представляются документы:

  1. заявление о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

  2. учредительный договор;

  3. устав;

  4. бизнес-план, протокол собрания учредителей, содержащий решения об утверждении устава, а также кандидатур для назначения на должности руководителя и главного бухгалтера;

  5. документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций;

  6. аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей - юридических лиц;

  7. документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

  8. анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера филиала;

  9. документы, необходимые для оценки деловой репутации учредителей (участников), кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета), лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица - учредителя (участника), приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации.

Порядок государственной регистрации и лицензирования:

  1. При представлении указанных документов Банк России выдает письменное подтверждение получения документов.

  2. Принятие решения о государственной регистрации и выдаче лицензии или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех предусмотренных документов.

  3. Банк России после принятия решения о государственной регистрации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

  4. На основании этого решения уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, сообщает об этом в Банк России.

  5. Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов уставного капитала и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о банке в ЕГРЮЛ.

  6. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации банка.

  7. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку корреспондентский счет в Банке России.

  8. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов уставного капитала банка, Банк России в трехдневный срок выдает лицензию на осуществление банковских операций.

studfiles.net

описание, список необходимых документов, регламент деятельности филиалов, соответствование требованиям, отказ в регистрации, возможности филиалов.

Добавлено в закладки: 0

Что такое филиалы и представительства банка? Описание и определение понятия

Филиалы и представительства банка – это его обособленные подразделения.

Представительства защищают интересы банков на выделенной им территории, однако не имеют права на осуществление банковских операций. Количество открываемых финансовыми учреждениями филиалов неограниченно.

Филиал имеет право на осуществление от имени сотворившей его кредитной организации некоторые из банковских операций или отдельные из их видов, которые предусматриваются выданными банкам лицензиями Банка России. Финансовое учреждение имеет право на открытие филиала не только в пределах территории России, но и за границей. Зарубежные филиалы будут выступать резидентами Российской Федерации. Они действуют с учетом принятых норм законодательства как изначальных, так и иностранных государств. Для того, чтобы открыть зарубежный филиал необходимо наличие специального разрешения от Центробанка РФ. Количество филиалов финансовой организации может быть неограниченным. Банк России способен предоставить каждой из кредитных организаций возможности перевода филиалов банка в положение, свойственное внутренним структурным подразделениям.

Порядок открытия банковского подразделения имеет конкретный регламент:

  • согласно статье 22 «Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации», находящейся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»;
  • инструкции ЦБ РФ изданного 2 апреля в 2010 году № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;
  • указанию Банка России изданного 21 февраля в 2007 году № 1794-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января в 2004 году № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

С целью создания обособленных видов структурных подразделений (таких как филиалы, представительства) банки обязаны разработать внутрибанковскую систему регистрационного вида кодификации таких подразделений и предоставить любому филиалу, представительству, внутрибанковский регистрационный код.

Филиалы банка имеют силу действовать от имени банков исходя из положения о филиалах. Они имеют право на осуществление банковских и других операций, предусмотренных положением про филиал и на основании разрешений, которые были предоставлены им, в пределах того, что получил банк: банковские лицензии и письменные разрешения; исключением являются только те виды операций, для процесса проведения и учета которых филиал не имеет надлежащих условий. Согласно условиям по операции филиалов банка должны быть отражены на отдельных балансах. Филиал имеет возможности от своего имени принимать участие в системах межбанковского электронного расчета и иметь отдельные корреспондентские счета или работать по правилам консолидированных корреспондентских счетов в банках. Также они смогут открыть филиал в пределах территории области по местонахождению юридических лиц и на территории всей страны при соблюдении ряда следующих требований:

  • у банка нет актуальных проблем финансового или правового рода;
  • наличие условий технического и другого рода, которые необходимы для обеспечения активного функционирования филиалов, процессом осуществления им соответствующего вида операций и процесса обеспечения для них порядка надлежащего учета;
  • наличие технического и другого рода условий, которые необходимы для того, чтобы обеспечить отражение каждой операции филиала банка на каждом из отдельных балансов.

Регистрацию каждого филиала банка можно осуществлять по решению местного управления Нацбанка по конкретному месту распространения влияния филиалов исходя из согласия, принятого территориальным управлением Национального банка по координатам прохождения банков – юридическое лицо. Надзор за действиями филиалов осуществляют представители территориального управления Национального банка по местонахождениям этих филиалов.

Список необходимых документов

Банки с целью получить согласие на право открытия филиалов должна подавать для территориального управления Национального банка по местонахождению банков следующий список документов:

  • ходатайство банков о том, чтобы предоставить согласие на то, чтобы открыть филиал с указаниями его местонахождения;
  • решения компетентных органов банков про открытие филиала;
  • утвержденное через компетентные органы и подписанные председателем правления (а точнее совета директоров) положения о филиалах в четырех экземплярах;
  • сведения о кандидате на должности руководителей и главных бухгалтеров филиалов.

Если филиал хотят открыть за пределами прямого местонахождения банка, то данные по кандидатам на должность как руководителя, так и главного бухгалтера филиала должны подаваться каждым из территориальных управлений Национального банка, в соответствием с расположением филиала после получения от территориальных представительств управления Нацбанка по местонахождению банков сообщения о получении согласия об открытиях филиалов.

В одно и то же время с пакетами документов для проверок по соответствию помещений и оборудования филиалов общепризнанным требованиям Нацбанка банк вынужден подавать в территориальные управления Нацбанка по месту расположения филиалов нотариально заверенные копии договоров аренды помещения (пользования помещениями), в пределах которого будут располагать филиалы, на срок не меньше пяти лет или документальные подтверждения прав собственности банков на эти помещения.

По получению списка необходимых документов представительства территориальных управлений Национального банка по месту расположения банка проверяют соответствующие требования, а также соответствия положений о филиалах законодательным актам страны, всем нормативно-правовым актам.

К списку важных документов также относят данные по каждому кандидату на место руководителей и главных бухгалтеров филиалов, копии договоров аренды помещений (на пользование помещениями) с целью размещения филиалов на срок не меньше пяти лет или документального подтверждения прав собственности банков на эти помещения.

Регламент деятельности филиалов

В случае, когда филиал открывают за пределами местонахождения банков, то представительство территориального управления Национального банка по  месту расположения банков не позже, чем по прохождении семи рабочих дней по получению полного списка необходимых документов направлять территориальному управлению Нацбанка по месту пребывания  филиалов: заключения о соответствии банков списку требований и про согласие на открытие банками филиалов, копию всей документации (ходатайства банков о предоставлении согласия на открытие филиалов, решения компетентных органов банков об открытии филиалов).

Про выдаче согласия на процедуру открытия филиалов территориального управления Национального банка по месту пребывания банка сообщит банк с помощью письма. Банки по получению подобного уведомления подаст территориальному управлению по местонахождению филиалов список документов (данные по кандидатам на должности руководителей, главных бухгалтеров филиалов; нотариально заверенные копии договоров по аренде помещений, в которых будет располагаться филиал, или документальные подтверждения прав собственности банков на эти помещения).

Соответствие требованиям

Представители территориального управления Национального банка по месту нахождения филиала проверит на месте следующее: соответствия технического состояния помещения филиала и уровня организации их охраны некоторым требованиям законодательных актов страны и списку нормативно-правовых актов Нацбанка, предмет наличия в филиалах технического и другого видов надлежащих условий, которые необходимы для обеспечения функционирования филиалов, проведение соответствующего списка операций и обеспечения, а также их учет.

Представители комиссии Национального банка при территориальных управлениях по месту нахождения филиалов должно принять решение об уровне профессиональной пригодности и деловой репутации кандидата на должность руководителя и главбуха филиала с учитыванием общего оценивания каждого из всех представленных документов, в том числе учёта результатов их действий в каждом из других учреждений банков, а также деловой репутации каждого рекомендованного кандидата, и о соответствии помещения и оборудования филиалов списку требований Национального банка.

В случае соблюдения банками условий и соответствия положений о филиалах законодательных актов в пределах страны, нормативно-правовых актов, установленных Национальным банком и списку внутренних документов банка, в том числе по соответствию помещения, а также оборудования филиала списку установленных требований, уровня профессиональной пригодности и деловой репутации каждого кандидата на должность руководителя, главного бухгалтера, территориального управления Национального банка по месторасположению филиала в течении календарного месяца со дня получения необходимого пакета документов должно принять решение про регистрацию филиала и сообщить о принятом решении в банк, территориальное представительство управления Национального банка по месту расположения банка и в Департамент по регистрации и лицензирования банка.

Одновременно с предоставлением сообщения о принятых решениях территориального управления Нацбанка по местонахождению филиалов должна направить от Департамента регистрации и лицензирования банка положение о филиалах в четырех экземплярах.

Филиалы являются зарегистрированными после внесения соответствующих записей в Государственный реестр всех банков. О факте осуществления записи и регистрации филиалов Департамент регистраций и лицензирования банка сообщит в территориальное управление Нацбанка по месту нахождения филиала, территориальное управление Нацбанка по месту нахождения банка и банк через письмо со специальным приложением присылает положения про филиал с присвоенным регистрационным номером. Это положение должно быть заверено подписью директора Департамента регистраций и лицензирования банков.

Отказ в регистрации

Представители территориального управления Нацбанка по месту нахождения банка или территориального управления Нацбанка по месту нахождения филиала может отказать в выдаче согласия на открытие филиала если:

  • представленные виды документов не могут соответствовать требованиям действительных законодательных актов страны и хотя бы одного из нормативно-правовых актов Национального банка;
  • техническое состояние помещения филиала, ее оборудование и организация здравоохранения не отвечают даже одному требованию из нормативно-правовых актов Нацбанка;
  • предложенные кандидатуры на пост руководителей или главных бухгалтеров филиалов не соответствуют списку требований по профессиональному соответствию и деловому уровню репутации;
  • у банка-заявителя выявили финансовые или правовые проблемы, которые указывают на возможность получения негативных последствий для кого-нибудь из клиентов банка в результате открытия филиалов.

Возможности филиалов

Представительства, которые открывает банк, будут действовать на основе отдельных положений и от имени банка, получая от него финансирование, не имея права на осуществление банковской деятельности.

Банки открывают для представительств текущие счета в согласии с законодательными актами страны и всех нормативно-правовых актов Нацбанка.

Чтобы внести информацию в Государственный реестр банков про открытие представительств банк должен подать в территориальные управления Нацбанка по месту нахождения банка список следующих документов:

  • ходатайство банка про регистрацию представительства;
  • копии протоколов компетентных органов банка про открытие представительства;
  • положения про представительство, которое было утверждено компетентным органом банка и которое подписали председатель правления (совет директоров) в четырех экземплярах;
  • копии доверенности руководителя представительств на факт осуществления представительских функций от имени банков.

Представительство территориального управления Национального банка может отказать в регистрации представительству, если банки значительно недокапитализированы или критически недокапитализированы.

Филиалом кредитных организаций можно считать каждое из её обособленных подразделений, которые были расположены вдали от места нахождения кредитных организаций и осуществляющие от её лица все или часть из всех банковских операций, которые были

предусмотрены лицензиями, выданными Банком России, которую он выдал кредитной организации.

Представительством кредитных организаций будет являться её обособленный вид подразделения, который был расположен вне места нахождения самой организации, однако которое представляет её интересы и осуществляет их защиту. Представительства кредитных организаций не может иметь права на осуществление банковских операций.

Филиал и представительство кредитных организаций не являются самостоятельными юридическими лицами и не могут осуществлять свои действия на основании положений, которые утверждают с помощью создавшей их кредитной организации.

Руководитель филиала и представительства назначается с помощью руководителя кредитной организации, которая их создала и действует на основании выданной ему в установленном организованном порядке доверенности.

Кредитные организации открывают на всей территории Российской Федерации виды филиалов и представительств с самого момента уведомления Банка России. В уведомлениях указывают почтовые адреса филиалов (представительств), его полномочий и функций, сведений обо всех руководителях, масштаб и характер планируемых видов операций, а также помимо прочего предоставляются оттиски их печатей и образцы каждой подписи всех из его руководителей.

Филиалы организаций с иностранными инвестициями в РФ

Каждый филиал кредитных организаций с иностранными потоками инвестиций, расположенный на территории Российской Федерации регистрирует Банк России в установленном им самолично порядке.

Внутренними структурными подразделениями кредитных организаций (их филиалов) являются её (его) подразделения, которые были расположены вне места нахождения кредитных организаций (или их филиалов) и осуществляющие от её имени список банковских операций, перечень которых был установлен с помощью нормативных актов Банка России, в рамках лицензий Банка России, выданными кредитными организациями (положения о филиалах кредитных организаций).

Каждая из кредитных организаций (или её филиалов) вправе открыть любой подвид внутреннего структурного подразделения, находящегося за пределами нахождения кредитной организации (её филиалов) в пределах тех форм и в том порядке, которые установили с помощью всех нормативных актов Банка России.

Полномочия филиалов кредитной организации на принятие решений об открытии внутренних структурных подразделений должны предусматривать в положении об филиалах кредитных организаций.

Открывающиеся по всей территории страны, российские представительства от каждой из иностранных кредитных организаций должны принадлежать аккредитации через российский банк в установленном законодательством порядке. Представительства иностранных валютных организаций вправе осуществить деятельность в предела всей территории России с самого момента его аккредитации через российский банк.

Банк России в установленном им же порядке осуществляет деятельность, предусмотренную статьями Федерального закона “О персональных данных”, про обработку видов персональных данных руководителей и заместителей руководителей представительств иностранной кредитной организации которые были открыты на территории Российской Федерации, и кандидатов согласно этим должностям.

Банк России в специально установленном им порядке может осуществлять деятельность по аккредитациям иностранных граждан, которые намереваются осуществить трудовую деятельность в работе на представительство иностранных кредитных организаций.

Форма документов, которые подтверждают аккредитации с помощью Банка России представительства иностранных кредитных организаций и персональные аккредитации иностранных граждан, порядок осуществления Банка России контролирует деятельность представительств иностранных кредитных организаций устанавливается с помощью Банка России.

Банк России в самостоятельно установленном порядке может оказывать содействия во время оформления документов для въезда по всей стране и пребывания на всей территории РФ для иностранных граждан, которые являются работниками таких представительств, представляющих интересы иностранных кредитных организаций и членов их семей.

Мы коротко рассмотрели понятие филиалов и представительств банков: описание, список необходимых документов, регламент деятельности филиалов, соответствование требованиям, отказ в регистрации, возможности филиалов. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Статья 22. Закон о Банках N 395-1 от 02.12.1990

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выданной кредитной организации.

Представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.

Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.

Руководители филиалов и представительств назначаются руководителем создавшей их кредитной организации и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности.

Кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России. В уведомлении указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей. Сведения об адресе и месте нахождения филиалов и представительств публикуются кредитной организацией и Банком России на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном Банком России порядке.

Часть шестая утратила силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 106-ФЗ.

Филиалы кредитной организации с иностранными инвестициями на территории Российской Федерации регистрируются Банком России в установленном им порядке.

Внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).

Кредитные организации (их филиалы) вправе открывать внутренние структурные подразделения вне мест нахождения кредитных организаций (их филиалов) в формах и порядке, которые установлены нормативными актами Банка России.

Полномочие филиала кредитной организации на принятие решения об открытии внутреннего структурного подразделения должно быть предусмотрено положением о филиале кредитной организации.

Открываемые на территории Российской Федерации представительства иностранных кредитных организаций подлежат аккредитации Банком России в установленном им порядке. Представительство иностранной кредитной организации вправе осуществлять деятельность на территории Российской Федерации с момента его аккредитации Банком России.

Банк России в установленном им порядке осуществляет действия, предусмотренные Федеральным законом "О персональных данных", по обработке персональных данных руководителя и заместителя руководителя представительства иностранной кредитной организации, открытого на территории Российской Федерации, и кандидатов на эти должности.

Банк России в установленном им порядке осуществляет действия по аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительстве иностранной кредитной организации (далее - персональная аккредитация).

Формы документов, подтверждающих аккредитацию Банком России представительства иностранной кредитной организации и персональную аккредитацию иностранного гражданина, порядок осуществления Банком России контроля за деятельностью представительства иностранной кредитной организации устанавливаются Банком России.

Банк России в установленном им порядке вправе оказывать содействие при оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранных кредитных организаций, членов их семей.

www.zakonrf.info

15. Банковские операции, осуществляемые цб рф

Порядок осуществления сделок и операций Банка России регулируется ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со ст. 46 названного Закона Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ: 1) предоставлять кредиты на срок не более 1 года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; 4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы; 7) выдавать поручительства и банковские гарантии; 8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств; 10) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Банк России не имеет права: 1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 48 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»; 2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8 и 9 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»; 3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; 4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»; 5) пролонгировать предоставленные кредиты.

studfiles.net

это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1. Привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц.

2. Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности.

3. Открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.

Только банк эти 3 вида операций может осуществлять вместе и в совокупности. НКО может осуществлять 1 или 2 операции.

2.НКО - это кредитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.

Допустимые сочетания банковских операций для НКО устанавливает ЦБ РФ.

В настоящее время в России функционируют 2 типа НКО:

1. НКО Инкассации - осуществляют инкассацию наличных денег, чеков и векселей.

2. Расчетные НКО - осуществляют расчеты между клиентами по банковским счетам, главным образом, на основе клиринга, т.е. взаимозачета.

Таким образом, банковская система РФ, как и банковские системы других стран с рыночной экономикой имеет двухуровневую структуру.

Первый уровень образует Центральный банк РФ, второй уровень- кредитные организации.

Кредитные организации могут создавать объединения двух типов:

1.Союзы и ассоциации - это добровольные объединения кредитных организаций, не преследующие целей получения прибыли и создаваемые для защиты и представления интересов участников Им запрещено заниматься осуществлением банковских операций.

2.Банковские группы и холдинги.

1. Банковской группой признается объединение кредитных организаций, не имеющее статус юридического лиц.

2. Банковским холдингом признается объединение юридических лиц с участием кредитной организации.

В банковскую группу входят только кредитные организации, в банковские холдинги – кредитные и не кредитные организации (причем именно последние являются головными организациями).

Вопрос №35

Принципы построения банковской системы.

Банковской системе рыночного типа свойственны следующие принципы построения:

1. Законодательное разделение функций ЦБ и всех других учреждений нижнего уровня банковской системы. ЦБ выполняет функции регулирования и контроля деятельности нижестоящих учреждений (тех, кто на втором уровне). Как особому органу государственного регулирования ему свойственны такие функции, как обеспечение экономики платежными средствами, денежно-кредитное регулирование, регулирование деятельности коммерческих банков и выполнение роли банкира и финансового консультанта Правительства - это наиболее общие функции ЦБ. Коммерческие банки занимаются предоставлением расчетно-кассовых и депозитно-кредитных услуг своим клиентам, промышленным и торговым предприятиям, а также частным лицам.

2. ЦБ не конкурирует с коммерческими банками и другими учреждениями нижнего уровня банковской системы на финансовых рынках. Деятельность ЦБ всегда направлена на защиту и представление общегосударственных интересов. Он не преследует своей целью получение прибыли. Но это не значит, что он ее не получает. Коммерческие банки занимаются обслуживанием своей клиентуры, их деятельность всегда направлена исключительно на получение прибыли и на защиту своих собственных интересов или интересов отдельных кредитных организаций или их объединений. На финансовых рынках ЦБ и коммерческие банки не пересекаются, у всех своя сфера деятельности.

3. Регулирование и контроль деятельности кредитных организаций со стороны ЦБ. Банковская сфера относится к одной их самых жестко регулируемых сфер предпринимательской деятельности. Это определяется наличием в банковской сфере особых рисков, связанных с тем, что банк работает преимущественно не с собственными, а с привлеченными ресурсами. Соответственно, банк должен обеспечить возврат ресурсов не только для себя, но и для своих клиентов. Банковское регулирование и контроль всегда направлены на поддержку стабильности банковской системы, на защиту интересов вкладчиков и других кредиторов банка.

Это - те 3 принципа, на которых базируется практически любая банковская система.

Вопрос №36.

Функции ЦБ в рыночной экономики.

Роль ЦБ в рыночной экономике определяется следующими выполняемыми им функциями:

1. ЦБ в монопольном порядке осуществляет выпуск в обращение наличных денежных знаков, изымает их из обращения и определяет основные правила их использования (эмиссионный банк).

2. ЦБ выполняет роль банка банков. В процессе своей деятельности он обслуживает банки данной страны. В рамках данной функции ЦБ предоставляет коммерческим банкам следующие услуги:

1) Хранит обязательные резервы коммерческих банков.

2) Осуществляет рефинансирование коммерческих банков; (рефинансирование - кредитование центральным банком коммерческих).

3) ЦБ ведет корреспондентские счета коммерческих банков и организует межбанковские расчеты в централизованном порядке.

4) ЦБ осуществляет государственную регистрацию и лицензирование деятельности коммерческих банков. Лицензирование деятельности коммерческих банков осуществляет ЦБ. Он же следит за соблюдением основных требований к коммерческим банкам и при их нарушении имеет право отозвать у банка лицензию.

5) ЦБ устанавливает правила проведения банковских операций для кредитных организаций, а также правила оформления и представления ими отчетности.

6) ЦБ осуществляет надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций, разрабатывая систему обязательных нормативов деятельности для кредитных организаций, а также следит за их выполнением.

7) ЦБ привлекает свободные ресурсы коммерческих банков на депозиты.

3. Хранение официальных золотовалютных резервов государства.

4. ЦБ выступает как банкир и финансовый консультант правительства. В рамках данной функции ЦБ предоставляет правительству следующие услуги:

- осуществляет краткосрочное кредитование правительства в случае нехватки у него денежных средств

- ЦБ осуществляет размещение на рынке государственных ценных бумаг, а также формирует собственный портфель государственных ценных бумаг;

- ЦБ во взаимодействии с правительством участвует в разработке прогнозов развития экономики страны и в определении наиболее оптимальных методов воздействия на социально-экономическое развитие;

- ЦБ (в зависимости от принятой системы исполнения бюджета) может вести счета государственных органов и осуществлять по ним платежи и расчеты.

5. Денежно-кредитное регулирование экономики. Сегодня это ключевая функция ЦБ, которая отличает его ото всех других банков и определяет его значение. Выделяют 2 метода денежно-кредитной политики: 1. Денежная экспансия. 2. Денежная рестрикция.

Экспансия направлена на расширение объемов кредитования увеличение денежной массы в обращении.

Денежная рестрикция направлена на сокращение объемов денежной массы и кредитования. Это способствует сокращению инфляции, но, вместе с тем, ограничивает возможности для экономического роста

Вопрос №37

Сущность и функции коммерческих банков.

Банки являются особым типом финансовых посредников, перераспределяющих капиталы между их поставщиками и потребителями.

Они характеризуются следующими существенными признаками.

Во-первых, как и всякие финансовые посредники, они осуществляют двойной обмен долговыми обязательствами. Двойной обмен обязательствами отличает банки от брокеров (дилеров), осуществляющих посредничество на финансовом рынке, не прибегая к выпуску собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки формируют ресурсы на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам обязательств - вкладов (депозитов). Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников - банков, поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от изменения стоимости их активов. В отличие от банков, другие финансовые посредники (инвестиционные компании, паевые фонды и т.п.) все риски, связанные с изменением стоимости их активов распределяют среди своих акционеров.

В-третьих, банки, как депозитные финансовые посредники, имеют высокий уровень “финансового рычага”, т.е. доли заемных средств в структуре пассивов. Банки формируют ресурсы для своих операций главным образом за счет заемных средств. Собственный капитал, как правило, не превышает 10-20% их баланса, что делает их уязвимыми к воздействию внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью.

В-четвертых, банки обладают возможностью открывать и обслуживать расчетные и текущие счета и эмитировать безналичные платежные средства (так называемые «банковские деньги»).

Функции:

1) брокерская(посредническая) -посредничество между заемщиками и кредиторами, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам, экономических агентов.

Основой способности банков выполнять посредническую функцию является информация.

2) качественная трансформация активов - банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за счет привлеченных средств кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики. Таким образом, финансовые требования владельцев свободных ресурсов в случае, если они действуют через банк, становятся более ликвидными, меньшими по размеру, более краткосрочными и менее рискованными.

Часто эти две функции объединяют в единую функцию – посредничества в кредите и инвестировании.

3) Функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах. Банки открывают своим клиентам текущие счета, на которые зачисляют поступившие в их адрес денежные средства и с которых производят их перечисления по поручению клиентов. Используя возможности депозитно–ссудной эмиссии, банки создают необходимые экономике безналичные платежные средства, которые являются существенным компонентом национальной денежной массы.

4) Передача экономике импульсов денежно- кредитной политики центрального банка. В условиях обращения не разменных на золото денег роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики Центрального банка. Таким образом, коммерческие банки осуществляют передачу импульсов денежно – кредитной политики центрального банка экономике в целом.

Вопрос №38

Принципы деятельности коммерческих банков.

Деятельность коммерческих банков базируется на определенных принципах, закрепленных в национальном банковском законодательстве.

Принципы:

1) Работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

2) Полная экономическая самостоятельность, подразумевающая безраздельную экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

3) Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

4) Четвертый принцип работы коммерческого банка, органично вытекающий из всех предыдущих, заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.

studfiles.net

Банковское дело » Определение и понятие банка и банковской системы » Филиалы банка, представительства, дополнительные офисы – порядок открытия и закрытия банковских подразделений

Необходимость открытия и закрытия банковских подразделений тесно связана и может быть частью процесса реорганизации банка. Необходимость в реорганизации банка может быть связана с требованиями обеспечения его финансовой устойчивости и оздоровления, повышения эффективности управления банка, расширения сфер его деятельности. В России  банк может открывать 2 класса структурных подразделений, а именно:

Внешние подразделения, обособленные территориально от головной конторы, а именно представительства и филиалы

Внутренние подразделения, обособленные территориально от головной конторы и филиала, а именно дополнительные офисы, операционные кассы, обменные пункты.

Филиал – это структурное подразделение банка, созданное и функционирующее на основании законов и нормативно-правовых актов Банка России, которое вправе проводить от имени создавшего его банка все или часть операций (сделок), которые разрешены данному банку его лицензией. Число филиалов банка не ограничено.

Ст.75 закона “О ЦБ РФ” говорит, что банк, нарушающий законы и другие действующие нормативные акты и предписания может быть лишён права создавать филиалы на срок до 1 года.

Банку, который хочет открыть филиал на территории России на основании ст. 75 нужно выполнить ряд требований:

  • Соблюдать требования законов и нормативных актов Банка России
  • В течение последних 6 месяцев являться финансово-устойчивым
  • Располагать помещением, которое подходит для размещения филиала
  • Представить на согласование в Банк России на должности руководителей и главного бухгалтера филиала, которые соответствуют квалификационным требованиям.

Филиал банка должен иметь печать с указанием наименования филиала и его места нахождения в дополнение к наименованию самого банка. За открытие филиала взимается сбор ( от 100-1000МРОТ).

Территориальное учреждение ЦБ РФ в 2-недельный срок рассматривает это уведомление и готовит заключение об открытии филиала. При обнаружении нарушений они отмечаются и формулируются. При регистрации в течение 10 дней в книгу государственной регистрации кредитных организаций вносятся сведения , оповещаются банк и территориальные учреждения Банка России.

Решение о закрытии филиала исполняется в последовательности:

После принятия решения не позднее 30 дней извещают всех известных кредиторов филиала, которым сообщаются номер корреспондентского счёта банка, на который перечисляются остатки средств со счетов закрываемого филиала. В течение 10 дней после направления этого уведомления кредиторам происходит передача активов и пассивов филиала на баланс головной конторы или другого филиала. Об этом банк уведомляет территориальное учреждение Банка России. К уведомлению прикладывают копию решения о закрытии и передаточный акт. Территориальное учреждение Банка России, получив данные документы, в течение 2 недель рассматривает их и направляет своё заключение по данному вопросу в центральный аппарат Банка России, который в течение 10 дней вносит запись о закрытии филиала в книгу государственной регистрации кредитных организаций. Затем направляет телеграммное сообщение всем территориальным отделениям, которые в течение 3 дней доводят информацию до всех кредитных организаций на  подведомственной им территории.

Интеграция и глобализация экономики приводят к развитию торгово-экономических связей между субъектами финансово-хозяйственной деятельности России и зарубежных стран. Это порождает необходимость открывать зарубежные филиалы банков на территории других государств.

Зарубежный филиал – это обособленное внешнее подразделение банка, созданное и действующее в порядке установленном законодательством и нормативными актами России, а также законами и нормативными актами органов банковского надзора страны, место нахождения которого расположено на территории иностранного государства. Такой филиал имеет право проводить от имени создавшего его банка все или часть операций, предусмотренных лицензией Банка России.

Зарубежный филиал банка признаётся резидентом России, не является юридическим лицом, но может наделяться имуществом и денежными средствами, на сроки и в целях определённых банком и действует на основании положения, утверждённым создавшим его банком. По всем  обязательствам, возникающим из деятельности зарубежного филиала, отвечает всем имуществом создавший его банк.

Зарубежные филиалы могут создавать банки, имеющие генеральную лицензию и получившие специальное разрешение Банка России. Банк России выдаёт разрешение, если ходатайствующий банк:

  • работает не менее 3 лет
  • собственный капитал не менее 5 млн. евро
  • имеет устойчивое положение в течение последних 6 месяцев
  • выполнены резервные требования и требования бюджета
  • руководители удовлетворяют квалификационным требованиям ст.14
  • имеет положительное заключение по результатам комплексной проверки советом директоров Банка России в течение последних 2 лет.

Представительство банка является его внешним обособленным подразделением, которое создано и функционирует в установленном порядке, имеет право представлять и защищать интересы банка на определенной территории. Представительство банка лишено права осуществлять банковские операции. Количество представительств неограниченно, они создаются, исходя из необходимости данного банка в названных услугах на данной территории. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, основанием их деятельности служат положения, которые утверждаются создающим их банком.

Руководители филиалов и представительств действуют на основании выданных им в установленном порядке доверенностей. Они назначаются руководством соответствующего банка.

Филиалы и представительства банка могут создаваться и ликвидироваться имеющим на то правом банком, которое закреплено в уставе банка решением органа управления банка. При этом, если необходимо, вносятся дополнения и изменения в устав банка.

Создание филиалов и представительств банка имеет уведомительный порядок, т.е. они считаются открытыми с момента уведомления об этом ЦБ РФ. В уведомлении об открытии филиалов и представительств должны быть указаны:

  1. адрес
  2. полномочия и функции
  3. сведения о руководителях
  4. масштабы и характер планируемой деятельности
  5. образцы подписей руководителей и оттиск печати

Дополнительный офис – это обособленное внутреннее подразделение банка или его филиала, которое создано в установленном нормативными актами Банка России порядке с целью проведения от имени головного банка или филиала всех или части сделок (операций), разрешённых данному банку или его филиалу лицензией. Дополнительный офис не имеет отдельного баланса, не может для ведения операций сам открывать счета. Число дополнительных офисов неограниченно.

Создание дополнительных офисов регулирует помимо Инструкции № 75-И, разъяснение от 11.11.1996г., в котором обращено внимание на следующие моменты: понятие внутреннее структурное подразделение кредитной организации, расположенное вне места её нахождения распространяется на дополнительные офисы.

Дополнительный офис может располагаться только на территории того же населённого пункта, где располагается сам банк или его филиал.

К руководителям дополнительных офисов не предъявляются квалификационные требования , установленные законом “О банках и банковской деятельности” и инструкции № 75-И ЦБ РФ. Назначение руководителей дополнительных офисов считается внутренним кадровым вопросом банка.

К занимаемым дополнительным офисом помещениям предъявляются требования в части технического оборудования, а если он ведёт кассовое обслуживание, то и укреплённости кассового узла.

Дополнительный офис может вести все операции, определённые лицензией Банка России для создавшего банка или филиала. При этом все операции, проводимые дополнительным офисом должны ежедневно отражаться на счетах банка днём их проведения или на утро следующего операционного дня в том случае, если дополнительный офис инкассирует и хранит денежную наличность.

Решение об открытии дополнительного офиса принимает имеющий на это право НПО Уставу орган управления банка.

Сведения о месте нахождения дополнительных офисов не включаются в Устав банка, однако представляются в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения банка, либо филиала.

В результате недостаточной экономической эффективности деятельности, необходимости концентрации капитала, диверсификации деятельности, диссипации (переноса на партнёров) рисков деятельности, конкурентной борьбы и других причин могут осуществляться такие формы реорганизации как поглощения, слияния, присоединения, вхождение в банковские группы и холдинги.


Метка: Основы банковской деятельности

www.banki-delo.ru

Вопрос: ...В целях изучения рынка банковских услуг банк принял решение открыть представительство, не имеющее отдельного баланса. Согласно Закону

Вопрос: В целях изучения рынка банковских услуг в регионе банк принял решение открыть представительство, не имеющее отдельного баланса. В соответствии со ст.22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" представительство не имеет права осуществлять банковские операции.
Просим предоставить разъяснения по порядку уплаты банком, имеющим представительство, налогов и сборов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 1999 г. N 04-02-05/3
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело письмо банка и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии со ст.22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" представительством кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту.
Согласно Инструкции Банка России от 23.07.1998 N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" кредитная организация может открывать обособленное подразделение (представительство и филиал), сведения о котором должны содержаться в ее уставе.
Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции.
Представительство кредитной организации создается по решению органа управления кредитной организации, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом. Для осуществления своей деятельности представительству открывается текущий счет.
Предусмотренные в п.4 ст.1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила регулируют порядок уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов в отношении филиалов и представительств юридического лица, признававшихся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками, то есть имеющими отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет.
Этот Федеральный закон не внес изменений в порядок уплаты налогов и сборов для филиалов и представительств, не признававшихся самостоятельными налогоплательщиками до 1 января 1999 г.
Указанные правила в отношении порядка уплаты налогов и сборов юридическим лицом по месту нахождения филиалов и представительств этого юридического лица, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, по нашему мнению, следует применять с 1 января 2000 г.
В ч.1 ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившего в силу с 1 января 1999 г., предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В этом положении Кодекса до вступления в силу его части второй ссылка на Кодекс приравнивается к ссылке на отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов, согласно ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ.
Аналогичное правило не распространяется на ч.2 ст.19 Кодекса, в которой предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Кодексом.
Российскими организациями для целей налогообложения с 1 января 1999 г. признаны юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз.2 п.2 ст.11 Кодекса).
В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации возникла неопределенность в отношении уплаты налогов и сборов организациями по месту осуществления своей деятельности посредством создания филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе имеющих отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет, которая сохраняется, по нашему мнению, и после вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ.
Порядок исчисления налога и порядок уплаты налога в силу п.1 ст.17 Кодекса являются обязательными элементами налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога. Последнее закреплено и в п.6 ст.3 Кодекса, предусматривающем принцип, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Отказ с 1 января 1999 г. от признания филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций самостоятельными налогоплательщиками, а также возложение с 13 августа 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ на организации дополнительной обязанности встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, кроме филиалов и представительств, являются важными нововведениями для обеспечения более полного распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако эти нововведения нельзя признать достаточными для обеспечения реализации указанной цели. Требуется дополнительное законодательное регулирование, установление справедливых и ясных правил уплаты организациями федеральных, региональных и местных налогов и сборов по месту их деятельности, в том числе посредством создания обособленных подразделений.
Учитывая изложенное, полагаем, что кредитная организация исходя из норм Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ должна уплачивать налоги и сборы по месту нахождения представительства, не имеющего отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, в порядке, предусмотренном законодательством о конкретных налогах и сборах.
14.12.1999 Заместитель Министра финансов

Российской Федерации
М.А.МОТОРИН

www.lawmix.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о