Инфраструктура это в экономике – Инфраструктура экономики — это… Что такое Инфраструктура экономики?

Содержание

Инфраструктура экономики — это… Что такое Инфраструктура экономики?

Инфраструктура экономики (лат. infra — ниже, под + structura — строение, расположение) —

совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. К инфраструктуре экономики относятся сооружения транспорта и связи, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение и т. п. Круг отраслей, относимых к инфраструктуре экономики, определяется по-разному в разных странах. Их общее назначение — упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Некоторые авторы к инфраструктуре экономики относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) инфраструктурой экономики

— Экономико-математический словарь[1]

Инфраструктура национальной экономики

Национальной экономике как системе присущ ряд и общесистемных, и особенных свойств. Национальная экономика является многомерной системой, включённой в мировую экономику, каждый компонент которой является тоже системой. Специфические свойства национальной экономики, которые отсутствуют у ее отдельных компонентов, и характерные системе в целом:

  1. один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики, может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно;
  2. самоорганизация национальной экономики возникает из кооперации не только экономических субъектов низшего уровня друг с другом, но и с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой;
  3. структура национальной экономики нередко скрыта за отношениями административной подчиненности;
  4. национальная экономика является динамической системой;
  5. национальная экономика — стохастическая система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу;
  6. национальная экономика может быть как открытой, так и закрытой

[2]

Сноски

  1. Экономико-математический словарь
  2. Е системой.рохина Е.А.Теория экономического развития: системносинергетический подход

См. также

dic.academic.ru

виды и значение для национальной экономики

Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда. Объективно инфраструктура заняла позицию обеспечения нормального товарообмена между городом и селом. Особая ее роль состояла в поддержания условий развития ремесленничества в городских условиях;

2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.

Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:

1) производственная инфраструктура;

2) социальная инфраструктура;

3) рыночная инфраструктура.

Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д.

Производственная инфраструктура отличается следующими специфическими чертами:

1) доход производственной сферы входит в расчет национального дохода;

2) производственная инфраструктура преобразует продукт в новую для него качественную форму;

3) производственная инфраструктура сегодня имеет значение, равное со всеми остальными отраслями экономики.

Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

Социальная инфраструктура выполняет следующие функции в национальной экономике:

1) обеспечение нормальных условий жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих субъектов;

2) обеспечение необходимой для производственного процесса производительности труда;

3) увеличение трудоспособного возраста;

4) формирование подрастающего поколения.

Сегодня значение социальной инфраструктуры постепенно изменяется – она приобретает все большее значение. Смещение направлений экономического роста национальной экономики в сторону повышения качества жизни населения приводит к увеличению объемов инвестиций в эту сферу.

Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

1) торговых организаций. Эти организации не создают материальный товар, главная их функциональная задача заключается в обеспечении торговли уже созданными благами. С одной стороны, они обеспечивают предприятия производственной сферы – реализуют произведенный ими товар. С другой – обеспечивают потребность населения в товарах. Значение торговых организаций заключается в том, что они не только обеспечивают потребности производства, но и активно на него влияют – определяют объемы производства, выпуск новых видов продукции и т. д.;

2) биржевой торговли, имеющей большое значение для нормального функционирования рынка позволяющей повысить эффективность товарно-денежных отношений, создать условия для нормального развития институтов национальной экономики. Биржа – это организованный и регулярно действующий рынок, где осуществляется торговля крупными партиями товаров, валюты и т. д.;

3) банковской системы. Это совокупность организаций, обеспечивающих денежное обращение между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. Современную банковскую систему России составляют Центральный банк и коммерческие банки;

4) небанковских учреждений, организаций, работающих с денежными средствами, но не имеющих статуса банков. К ним относятся страховые кампании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т. д.

5) транспортной системы являющейся важнейшей инфраструктурой рынка. Она обеспечивает нормальное товародвижение – его скорость и эффективность. От нее зависит функционирование производственной сферы, доставка ресурсов и готовых товаров.

Производственная, социальная и рыночная инфраструктура являются неотъемлемыми элементами национальной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.

Современная инфраструктура России отличается своей неразвитостью и низкой инвестиционной привлекательностью. На это положение оказывает влияние низкая покупательная способность населения и перекос национальной экономики в сторону экспорта сырья. В результате чего оказывается гипертрофированно развита инфраструктура, связанная с добычей и экспортом сырья.

studfiles.net

Инфраструктура экономики — Википедия. Что такое Инфраструктура экономики

Инфраструктура экономики (лат. infra — ниже, под + structura — строение, расположение) —

совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. К инфраструктуре экономики относятся сооружения транспорта и связи, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение и т. п. Круг отраслей, относимых к инфраструктуре экономики, определяется по-разному в разных странах. Их общее назначение — упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Некоторые авторы к инфраструктуре экономики относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) инфраструктурой экономики

— Экономико-математический словарь[1]

История исследований экономической инфраструктуры

Исследование инфраструктурной проблематики имеет довольно долгую историю, которая в отечественной экономической науке связывается с именами Д.И. Менделеева, А.И. Чупрова, а также в советской экономической науке — с К. Мюллером-Бюловым, А. Ю. Шариповым, Б. Н. Хомянским, С. С. Носовой. В зарубежной экономической науке проблемы инфраструктуры затрагивались в трудах К. Маркса, Дж. М. Кейнса и А. Пезенти, П. Н. Розентштайн-Родана, Х. В. Зингера, А. О. Хиршмана, В. В. Ростоу, П. Кутнера, П. Э. Самуэльсона, Р. Нурксе и Р. Йохимсена[2]. При этом следует отметить характерную особенность, что на ранних стадиях развития представлений об инфраструктуре ученые исследовали преимущественно одну из составляющих инфраструктуры, например, А.И. Чупров изучал инфраструктурную проблематику на примере преимущественно железнодорожного транспорта

[2]. К. Маркс говорил об инфраструктуре как, в первую очередь, о транспорте и связи[2]. Также следует отметить множественность используемых терминов для обозначения современного понятия «инфраструктура». Например, К. Маркс в своих трудах использовал термины «общие условия труда»[3], «всеобщие условие производства»[4].

Инфраструктура национальной экономики

Национальной экономике как системе присущ ряд и общесистемных, и особенных свойств. Национальная экономика является многомерной системой, включённой в мировую экономику, каждый компонент которой является тоже системой. Специфические свойства национальной экономики, которые отсутствуют у её отдельных компонентов, и характерные системе в целом:

  1. один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики, может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно;
  2. самоорганизация национальной экономики возникает из кооперации не только экономических субъектов низшего уровня друг с другом, но и с экономическими институтами, а также кооперации институтов между собой;
  3. структура национальной экономики нередко скрыта за отношениями административной подчиненности;
  4. национальная экономика является динамической системой;
  5. национальная экономика — стохастическая система, не поддающаяся точному и детальному прогнозу;
  6. национальная экономика может быть как открытой, так и закрытой

[5]

Инвестиции в инфраструктуру

Мировым лидером по инвестициям в инфраструктуру является Китай, который тратит в среднем 8,5 % ВВП. Россия ежегодно тратит на аналогичные цели около 3,2 % ВВП [6].

В 2010 году инвестиции в инфраструктуру составили: в США — 1,0% ВВП, в Китае — 10,9% ВВП, в Германии — 1,3% ВВП. Отдельную проблему представляет оценка возврата на такого рода инвестиции, которая зачастую измеряется в неденежном эквиваленте. Например, по мнению американских специалистов, в США вложение 1 млн. долл. в строительство транспортных объектов создает 35 000 рабочих мест[7].

Сноски

  1. ↑ Экономико-математический словарь (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [849 дней])
  2. 1 2 3 Кокурин Д.И., Назин К.Н. Формирование и реализация инфраструктурного потенциала экономики России. — М.: Транслит, 2011. — С. 13-44. — 336 с. — ISBN 978-5-949-76-658-3.
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. — Vol. 24. — С. 182.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — М.: Гос. изд-во политической литературы, 1955. — Vol. 46/2. — С. 22.
  5. ↑ Е системой.рохина Е.А.Теория экономического развития: системносинергетический подход
  6. Альберт Еганян. Инвестиции в инфраструктуру: Деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 715 с. — ISBN 978-5-9614-5087-3.
  7. ↑ Назин К.Н. Влияние логистической инфраструктуры на состояние экономики: межрегиональный аспект // Интеграция и координация логистических процессов в цепях поставок. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — С. 117. — 180 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-7598-1038-4.

См. также

wiki.sc

Инфраструктура рыночной экономики. Основные элементы и характеристики

Промышленная инфраструктура района. на тему «Определение градостроительной

12

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Г(О)БОУ СПО «ЛИПЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, АРХИТЕКТУРЫ И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МДК 04.01. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

на тему «Определение градостроительной

ценности 20 микрорайона»

Специальность 21.02.06

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

 

 

Выполнил: студент группы ГД-13-2

Подоплелов Никита Алексеевич

Проверил: преподаватель Корчкова Т.А

Г

  СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2.1 Исторический аспект формирования планировки микрорайона………3 2.2 Характеристика микрорайона по градостроительным факторам……..8 2.2.1 Промышленная инфраструктура микрорайона……………….………8 2.2.2 Социальная инфраструктура ……………………….………………..17 2.2.3 Транспортная инфраструктура ………………………………………22 2.2.4 Жилая застройка микрорайона ………….………….………………..24 2.3 Оценка экологического состояния микрорайона ….………………….28 2.4 Перспективы развития микрорайона.……….………………………….31 2.5 Заключение о градостроительной ценности микрорайона.…….……..35  
              КР 21.02.06.0783-16  
           
Изм. Кол.уч Лист № док Подпись Дата
Разработал Подоплелов     Определение градостроительной ценности территории микрорайона №20   стадия Лист Листов
Проверил Корчкова. Т.А.     КР
        ЛКСА и ОТ гр. ГД-13-2  
       
       

ВВЕДЕНИЕ

Примерно в течение шести тысяч лет в практике градостроительства существуют весьма ограниченный набор планировочных схем: улицы, площади, скверы и прочие элементы упорядочены в пространстве по одному из следующих вариантов: хаотическая, ортогональная или радиально-кольцевая планировка а чаще всего их одновременное сочетание.

Город — это крупное населенное место, жители которого заняты главным образом в промышленности, торговле, управлении, а также в сфере обслуживания науки и культуры.

Жилой район современного города — это комплекс жилых кварталов или микрорайонов.

В его состав входят также сооружения административного, культурно-просветительного и бытового характера. Заметное место в жилом районе занимают магистрали общегородского значения, связывающие жилой район с другими частями города, улицы и площади районного значения. Все перечисленные элементы жилого района включают и зеленые насаждения, совокупность которых образует систему его озеленения.

Озеленение — создание в населенных местах зон зеленых насаждений. О. осуществляют для оздоровления воздушного бассейна, формирования оптимального микроклимата, снижения шума, обеспечения условий для отдыха, а также с декоративно-планировочными целями (индивидуализация облика города, оживление его ландшафта, устранение монотонности застройки и в целом организация благоприятной среды обитания для человека).

В состав озелененной части микрорайона и квартала обычно входят сад, насаждения на участках при отдельных жилых зданиях или группе зданий (в том числе озеленение перед отдельными зданиями, решенное в виде открытых дворов- курдонеров), защитные посадки по границам микрорайона, вдоль внутримикрорайонных проездов и вокруг хозяйственных и подсобных сооружений.

Планировка и застройка городских и сельских поселений». Города строятся и развиваются по научно обоснованным проектам планировки и застройки.

Территорию для поселений выбирают с учётом её целесообразного функционального использования. Архитектурно — планировочные решения разрабатываются с учётом технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов и прогнозов изменения природных условий.

Исторически градостроительство рассматривалось, как комплексная и многосторонняя деятельность по созданию, развитию и реконструкции населенных пунктов и их систем, включающая архитектурное и инженерное проектирование, социальное, экономическое и экологическое планирование, законодательное регулирование.

Территориальное развитие муниципальных образований и входящих в их состав населенных пунктов — это постоянный процесс, основанный на сведениях о современном состоянии территории, ее использовании и застройке, перспективах экономического и социального развития и нормах (требованиях) градостроительного законодательства.

 

 

1.ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ РАЙОНА

 

Липецк — областной центр Липецкой области, образованной 6 января 1954 года на территории части Воронежской, Рязанской, Курской и Орловской областей.

Основателем города, считают императора Петра I, а датой 1703 год, начало строительства железоделательных заводов. Ранее датой основания города считался 1779г., год когда по указу Екатерины II Липецк получил статус уездного города.

Рис.1 Старый Липецк

Место на котором находится современный Липецк, было заселено с древнейших времен. Здесь обнаружен стоянки эпохи бронзы второго тысячелетия до новой эры, поселение городской культуры раннего железного века, древнеславянские поселения уже новой эры.

Различные предметы старины добытые при археологических раскопках, свидетельствуют о том, что на Липецкой земле издавна проживали русские люди. Многочисленные предметы быта и труда, свидетельствуют о высокой культуре народа. Это — искусство зодчих, каменщиков, резчиков по дереву и кости, мастериц по вышивке, кружевам.

Найденные керамические изделия датируются 11-12 веками, доказывают, что здесь находилось обширное древнерусское поселение, занимавшее десятки гектаров. Поселение, расположенное на естественной возвышенности, было укреплено земляным валом и обнесено деревянным частоколом. В те годы этот край был восточным форпостом Киевской Руси.

Не обошло стороной Липецкий край и татаро-монгольское нашествие. О Липецкой битве с татарами писали все русские историки, начиная от Татищева, Карамзина, кончая Б. Рыбаковым, С. Тихвинским.

Существует, точка зрения, что Липецк – древний город-крепость, город-форпост основанный в домонгольский период на окраинных с Дикой степью землях южной Руси. В обоснование древности города приводятся цитаты основоположников русской исторической науки и ссылки на Лаврентьевский летописный свод.

Таковы в начале XVII века окрестности будущего города Липецка; впервые упоминаемого в числе перечисленных выше населенных мест и пребывавшего в 1627-1628 годах в ранге села под названием «Малые Студенки Липские», расположенного в месте впадения в реку Воронеж небольшой речки Липовки.

В январе 1954 года было принято решение об образовании в стране пяти новых областей, в том числе Липецкой. Липецк получил высокий статус областного центра.

В январе 1954 года было принято решение об образовании в стране пяти новых областей, в том числе Липецкой. Липецк получил высокий статус областного центра.

Первые микрорайоны города стали строиться в первой половине 1960-х годов в северо-западной части города — вдоль образованной улицы Космонавтов.

С начала 1980-х годов началась застройка юго-западной части Липецка(20мкр-24мкр) .

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ ФАКТОРАМ

Промышленная инфраструктура района

На территории современного Г.Липецка рассоложены градообразующие промышленные предприятия: комбинат НЛМК; комбинат “Свободный Сокол”.

 

Рис.2 комбинат НЛМК

Рис.3 комбинат Свободный Сокол

На территории 20 микрорайона промышленных предприятий нет.

Влияние комбинатов города минимальное.

2.2. Социальная инфраструктура района

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Социальная инфраструктура представляет собой группу обслуживающих учреждений, расположенных на территории района. Она играет огромную роль в жизни города.

Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

Рис. 4 Схема социальной инфраструктуры города Липецка

Условные обозначения

Таблица 1

Обозначение Название
  Центр эпизодического пользования
  Центр периодического пользования
  Центр повседневного пользования

 

На территории 20 микрорайона располагаются учреждения социального и культурно-бытового обслуживания населения:

-Повседневного пользования

· средняя общеобразовательная школа № 63

· лицей № 66

· детский сад №68, 128

· магазины («Пятерочка», «Покупайка», «Наш дворик», «Магнит»)

 

Рис.

Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

5 лицей № 66

Рис. 6 средняя общеобразовательная школа № 63

 

Подводя итог, можно сказать, что микрорайон имеет развитую социальную инфраструктуру, т. к. …… Все продуктовые магазины, д. с находятся в шаговой доступности. Магазины и сфера обслуживания для ежедневного пользования находятся на первых этажах жилых домов. Для обеспечения безопасности детей, детские сады и школа находятся во внутренней части микрорайона и защищены от потоков автомобилей.

Жители микрорайона используют учреждения периодического и эпизодического пользования на территории города с доступностью от 30- 45мин на транспорте.

 

 

 
 

12

Date: 2016-05-24; view: 694; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

laservirta.ru

Инфраструктура как категория экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ЭКОНОМИКА

УДК 330

ИНФРАСТРУКТУРА КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Т. И. Трубицына

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются теоретические проблемы исследования инфраструктуры как экономической категории. Показываются содержание этой категории, возможные способы развития инфраструктуры как явления реальной экономики. Представлены формы взаимодействия инфраструктур в региональном хозяйствовании, в том числе инновационная и инерционная формы.

Ключевые слова: теория инфраструктуры, инфраструктура и хозяйствование, формы взаимодействия инфраструктур, инновационная форма.

Infrastructure as a Category of Economics T. I. Trubitsyna

The article deals with theoretical aspects of the research infrastructure as an economic category and it shows the contents of this category, the possible ways of development of infrastructure as a phenomenon of the real economy. Forms of interaction are presented in the regional infrastructure management, including innovative and inertial form.

Key words: theory of infrastructure, infrastructure and management, forms of interaction infrastructures, innovative form.

Ни один познавательный процесс не осуществляется без использования категорий. Известно, что категория представляет собой емкое понятие, в котором находят отражение наиболее широкие связи, отношения определенного явления. Экономическая категория в науке представляет собой теоретическое выражение отношений, существующих в экономике. Экономическая теория имеет систему своих категорий, среди которых присутствует категория «инфраструктура». В научной деятельности развиваются знания, что проявляется в обогащении содержания категорий экономической теории, в том числе и «инфраструктуры».

Современное хозяйствование основывается на развитой инфраструктуре. Известно, что инфраструктура в экономике понимается как комплекс отраслей, обслуживающих разные хозяйственные сферы, все виды экономических отношений, создающих условия нормального жизнеобеспечения фирм, регионов, государства, домашних хозяйств, населения. Инфраструктура является понятием, категорией экономической науки, наличествует в системе экономического знания, исследуется экономической теорией и иными областями экономической науки. Такое ее понятие закрепилось в экономике и применяется уже немало лет1. За этот период ученые неоднократно стремились так раскрыть инфраструктуру, чтобы было ясно, что это — особые экономические отношения, выражающие определенные процессы, экономические явления.

Традиционно инфраструктура представлена в науке как система отраслей, фирм, обеспечивающих функционирование чего-то основного для этой инфраструктуры. Поэтому рассматривают не

НАУЧНЫЙ

ОТДЕЛ

© Трубицына Т. И., 2012

только промышленную, социальную, рыночную, информационную инфраструктуру, но и более локальные ее виды (например, банковскую инфраструктуру, биржевую инфраструктуру, инвестиционную инфраструктуру и т. д.). Даже простое перечисление различных подходов к видам инфраструктуры показывает, что это очень сложное экономическое явление и его необходимо специально и подробно изучать. В современной экономической науке оживленно идет исследование разных видов инфраструктуры. Но недостаточная зрелость методологических подходов нередко обусловливает подмену одного понятия применительно к инфраструктуре другим, нечеткость теоретических выводов.

Инфраструктуру, на наш взгляд, необходимо изучать с позиций функциональной, институциональной, воспроизводственной теорий. Только в этом случае можно реально определить состав различных видов инфраструктуры и те функции, которые они выполняют, динамику инфраструктуры, ее предназначение в экономике. Однако при этом возникает опасность подмены инфраструктуры совокупностью экономических функций и институтов, существующих в экономике и обслуживающих ее. Поэтому мы определимся с понятием «инфраструктура», используемым в экономической науке. Так, К. Макконел и С. Брю считают, что инфраструктура представляет собой организации «для всей экономики <…> это капитальные сооружения, использование которых гражданами и фирмами обычно обеспечивается государством (автомагистрали, мосты, городские транспортные системы, водоочистные сооружения, муниципальные системы водоснабжения, аэропорты), для фирмы это службы и сооружения, необходимые для производства продукции, создание которых собственными силами обошлось бы ей слишком дорого и поэтому обеспечивается государством или другими фирмами (водоснабжение, электроэнергия, вывоз производственных отходов, перевозки грузов, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, финансовое и банковское обслуживание)»2. Как видим, эти ученые, во-первых, соотносят инфраструктуру с ее материальным видом и считают, что инфраструктура экономики формируется государством, содержится на государственные средства и обслуживает общегосударственные нужды, нужды фирм и населения. Во-вторых, инфраструктуру они определяют как перечень организаций, обслуживающих потребности названных выше субъектов. Такой подход, на наш взгляд, сужает и ограничивает содержание инфраструктуры, определяя ее с точки зрения вещественно-организационного состава и с позиции источников средств формирования инфраструктуры, ее использования.

Другие ученые иначе подходят к рассмотрению содержания инфраструктуры, ограничивая ее исследование промышленной инфраструктурой и

считая таковой «сеть агентов по снабжению, коммуникации, навыки, средства обучения, каналы распределения, специализированные финансовые услуги и т. д., способствующие развитию промышленности»3. Этот подход ориентирован на теорию организации, на теорию контрактов. Конечно, с этой позиции инфраструктура вполне может быть рассмотрена, хотя и ограниченно. Есть авторы, которые, рассматривая инфраструктуру, показывают институциональные формы ее существования и взаимосвязь этих институциональных форм. Так, И. Н. Козельская подчеркивает институциональные формы рыночной инфраструктуры и связи между ними4. Исследование форм инфраструктуры довольно-таки распространено в научной литературе. Но нас интересуют формы взаимодействия различных видов инфраструктуры, а не формы существования каждого из этих видов.

Мы считаем, что позитивные моменты как в первом, так и во втором определении содержания инфраструктуры есть. Но общими недостатками понимания содержания инфраструктуры как экономического явления выступают: 1) чисто утилитарное понимание инфраструктуры как предназначенной для выполнения в экономике определенных практических функций; 2) содержание характеристики инфраструктуры не вбирает в себя те отношения, какие выражены категорией «инфраструктура»; 3) такие характеристики инфраструктуры не позволяют использовать их при прогнозировании ее роли в экономике, при определении судьбы самой инфраструктуры; 4) получается в определенной степени закрытый перечень того, что составляет инфраструктуру, хотя реалии показывают, что это явление открытого состава.

На наш взгляд, подход к инфраструктуре как к «дереву элементов», взаимосвязанных и взаимодействующих в реалиях, интересен и может дать новый поворот в понимании содержания рассматриваемой категории. В отечественной экономической науке до недавнего времени содержание инфраструктуры понималось как перечень элементов, разных институтов, обеспечивающих функционирование сфер воспроизводства, направлений хозяйствования, видов деятельности. При этом элементы, являющиеся инфраструктурой по отношению к одному явлению, могут иметь свою собственную инфраструктуру.

В научной литературе существует мнение, что инфраструктура может рассматриваться с позиций дополнительных накладных издержек, которые возникают при создании, использовании ее элементов. В основном же авторы подходят к пониманию содержания инфраструктуры как к комплексу условий, необходимых для нормального функционирования составных частей экономики и обеспечивающих снижение накладных расходов этими частями экономики, облегчающих оборот капитала.

Многие авторы, в том числе Дж. Стиглер, характеризуют инфраструктуру как информационные институты и информационные технологии5. Это расширительное понятие имеет право на существование в науке, поскольку информация действительно формирует инфраструктурный аспект хозяйствования. Информация обеспечивает взаимосвязь различных структурных элементов экономики. Инфраструктура с этой методологической позиции может рассматриваться как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), которые заняты обслуживанием производственной, социальной и иных видов деятельности в пределах национальных границ экономики.

Поскольку одни и те же институты являются составными элементами самых разных видов инфраструктуры, постольку один институциональный подход не может помочь раскрыть содержание и предназначение инфраструктуры в хозяйствовании. Для этого нужны воспроизводственный и функциональный подходы к ее изучению. Так, например, такой элемент, как банки, является структурной составляющей многих видов инфраструктуры. Это же относится и к другим институтам. Только выявление их роли в воспроизводстве и знание тех функций, какие выполняются этими институтами в разных видах инфраструктуры, позволяет соотносить разные институты и разные виды инфраструктуры. Иначе говоря, институты инфраструктуры нельзя полностью считать составными элементами определенной инфраструктуры. Нужно выявлять функции этих институтов и по функциям соотносить их с той или иной инфраструктурой. То есть необходимо функционально дробить состав каждого института, входящего в инфраструктуру, и пофункционально соотносить с разного вида инфраструктурами. Значит, понимание инфраструктуры как разного вида институтов, обеспечивающих благоприятные условия хозяйствования, ограниченно. Нужно вычленять в этих институтах функции и уже по ним соотносить с разного рода инфраструктурами. Но и такой подход к пониманию состава инфраструктуры неточен.

Инфраструктура существует на разных уровнях экономики: на уровне предприятия (в том числе внутри предприятия), региона, в пределах страны, на уровне мирохозяйственных экономических отношений. На наш взгляд, инфраструктура должна рассматриваться, во-первых, как система экономических отношений в сфере обслуживания, что обусловливает наличие схожих, а нередко и одинаковых функций у разных видов инфраструктуры, хотя внешне эти функции могут проявляться различно. Во-вторых, существуют эти отношения на разных уровнях хозяйственных отношений, а поэтому не могут быть одинаковыми по строению и должны выполнять различные функции. В-третьих, инфраструктура зависит от той хозяйственной структуры, которую она обслуживает. Поэтому отношения инфраструктуры и функции

инфраструктуры производны, ведомы, зависимы от разных сфер экономики. В-четвертых, функционирование инфраструктуры гибко, пластично, очень активно реагирует на те условия, в которых находится не только инфраструктура, но и те хозяйственные сферы, которые ею обслуживаются, от условий хозяйствования национальной, региональной экономики, фирм, домашних хозяйств.

Иначе говоря, инфраструктура представляет собой экономические отношения, формирование и функционирование которых в немалой степени определяется меняющимися условиями хозяйствования. Реализация функций инфраструктуры обеспечивает синергетические эффекты хозяйствования. Инфраструктура существует как отношения на разных уровнях хозяйствования. При этом существуют различные функциональные виды инфраструктуры: производственная, социальная, рыночная, информационная и пр. Каждый из этих видов имеет подвиды и конкретные формы существования, как бы развертывая эти виды инфраструктуры.

На наш взгляд, инфраструктура может быть представлена в теории как система отношений сферы обслуживания, существующая по территориям, ориентированная на создание благоприятных условий функционирования производства, рынка, социальных институтов и иных форм жизнеобеспечения населения и субъектов хозяйствования. Все эти виды взаимодействуют и позволяют возникать эффектам мультипликации, синергетическим эффектам. Такие взаимодействия представляют собой ни что иное, как реалии жизнедеятельности, реалии хозяйственных и управленческих процессов. Без развитой инфраструктуры не может существовать хозяйствование, невозможна успешная жизнедеятельность населения.

Взаимодействие разных видов инфраструктуры является всеобщей связью в ее системе. Познание этого взаимодействия позволяет с наибольшей эффективностью использовать каждый вид инфраструктуры и их совместное существование в экономике. Взаимодействие инфраструктур всегда конкретно, существует в реальной системе экономических отношений. Производственная, социальная, рыночная и иные инфраструктуры развиваются относительно самостоятельно, как составляющие общей системы инфраструктуры национальной экономики, но они связаны друг с другом общими условиями существования, общими процессами обслуживания экономики в целом, что проявляется в наличии синергетических эффектов, влияющих на жизнедеятельность населения страны и развитие производства этой же страны. Поиск форм использования видов инфраструктур, адекватных реальным современным условиям хозяйствования, соотносится с изучением их взаимодействия, которое зависит от отношений, сложившихся в национальной экономике, системы хозяйствования, степени развития

Экономика

5

производительных сил, самого производства, тех потребностей, какие существуют у населения. Взаимодействие видов инфраструктуры представляет собой процесс движения, всеобщую связь в экономике страны и между странами. В процессах взаимодействия происходит изменения инфраструктур, что определяется развитостью производства по стране, в регионах, степенью развития потребностей населения страны, регионов, уровнем доходов населения в стране и по регионам. Иначе говоря, существовать отдельно друг от друга разные виды инфраструктуры не могут. Лишь теоретически можно предположить их независимое друг от друга существование. Применяя метод абстрагирования, можно изучать теоретические характеристики каждого из видов инфраструктуры, в реалиях же экономики взаимодействуют все виды: рыночная, информационная, финансовая и т. д.

Взаимодействие инфраструктур объективно обусловлено теми процессами, какие существуют в развитии экономики страны, в частности, развитием информационного общества и появлением не только информационных секторов в экономике, но и информационных сегментов внутри традиционных инфраструктур, наличием рыночных отношений, когда признается обществом только такое изменение инфраструктуры, какое положительно оценено рынком. Кроме того, непрерывный научно-технический прогресс дискретно сказывается на процессах взаимодействия инфраструктур, вызывая необходимость изменения способов такого взаимодействия, его результатов.

В современной практике рост производства нередко тормозится не тем, что слабо развита в определенном регионе производственная инфраструктура, а тем, что недоразвита, например, социальная инфраструктура, не позволяющая реализоваться социальной мотивации действий людей. Это вызывает необходимость создания паспортов регионов. В настоящее время такие паспорта создаются как инвентаризация объектов различных инфраструктур региона. Должен же этот документ создаваться с целью выявления взаимосвязи, узлов взаимодействия самых различных видов инфраструктуры региона. Такие «узлы» представляют собой точки бифуркации, когда движение инфраструктур меняет не только собственные векторы, но и качество. Именно знание таких «узлов» взаимодействия инфраструктур позволяет формировать развитие региона. Решения региональных властей о развитии видов инфраструктур в регионе могут обосновываться тем, что выявляются эти узлы. В регионах для обеспечения этих процессов должны быть составлены как минимум несколько карт, отражающих реалии наличия, расположения, состояния каждого вида инфраструктуры и позволяющих составлять карту точек взаимодействия инфраструктур региона. При этом выявляются: реальное и гипотетическое состояние такого взаимодействия, способное

резко, качественно позитивно изменить результаты такого взаимодействия и обеспечить при помощи этих видов инфраструктур реализацию производительных потребностей региона и социальных потребностей населения региона. Такой подход позволяет более строго экономически обосновывать проекты развития региона, перестройки производственной и социальной баз его существования.

Успехи развития одного вида инфраструктуры в регионе могут полностью уничтожаться неразвитостью другого вида, поэтому только комплексное развитие инфраструктур в регионе является закономерностью их взаимодействия. Это позволяет максимально реализовать интересы региона, фирм, расположенных в регионе, населения. Конечно, реализация названной закономерности требует больших средств и немалых усилий региональных властей для согласования самых различных интересов субъектов хозяйствования, участвующих в таких процессах. Но без осуществления этой работы результаты будут чрезвычайно малы. Координирующая роль региона при этом очень велика. Ее нельзя переоценить, поскольку бывает трудно разграничить результаты функционирования созданных объектов той или иной инфраструктуры региона.

Некоторые ученые выделяют базовые характеристики, позволяющие оценить взаимодействие инфраструктур в регионе. Нередко на это обращают внимание ученые-географы. Так, В. Н. Бугро-менко, С. А. Тархов разработали топологический подход к определению необходимости развития, в частности, транспортной инфраструктуры в регионе, исходя из транспортной освоенности (доступности) территории6. Это является своеобразным развитием концепции пространственной самоорганизации населения, которую выдвинул Г. А. Гольц7. Мы считаем, что такой подход плодотворен при поиске основ определения форм взаимодействия инфраструктур в регионе. Действительно, существует очень тесная связь между территориальной самоорганизацией населения и организацией взаимной связи инфраструктур региона. Поэтому топологический подход к взаимодействию инфраструктур в регионе и учет пространственной самоорганизации населения, безусловно, являются одной из основ теории форм взаимодействия инфраструктур региона.

Формы взаимодействия инфраструктур в регионе, на наш взгляд, возникают как осуществление кооперативных процессов в этих структурах, как синергетические эффекты их взаимного действия. Каждый из видов инфраструктуры в регионе является открытыми подсистемами, в них постоянно существует возможность возникновения новых форм, имеется единое экономическое пространство, их действия накладываются друг на друга, одна инфраструктура вызывает реакцию в другой, что определяет необходимость институциональных или содержательных изменений в их

В. С. Федоляк. Региональное развитие в контексте воспроизводственного подхода

действии. Возникает эффект как бы объединенной инфраструктуры. Объединенная инфраструктура содержит в себе элементы различных инфраструктур. На это обратили внимание Е. Н. Князев и С. П. Курдюмов, подчеркивая, что объединенные структуры живут в разных «темпомирах», развиваясь каждая в собственном темпе8.

Еще одной формой взаимодействия инфраструктур региона является инновационное осуществление их взаимного развития. Поскольку каждая из инфраструктур существует в собственном инновационном времени9, то и форма существования каждой из них — инновационная. Суть инновационной формы взаимодействия инфраструктур региона состоит в том, что каждая из этих структур должна быть ориентированна на инновационное развитие. Однако непрерывного инновационного развития инфраструктур просто не может быть, поскольку не только инновации определяют успехи производства региона и комфортность жизни его населения. Непременным является наличие определенной инерционности существования видов инфраструктур, обеспечивая как изменчивость экономических процессов, так и их устойчивость. Производство требует сохранения традиций, создания товаров и услуг для удовлетворения традиционных потребностей населения и производства.

Парной (к инновационной) формой взаимодействия инфраструктур региона является инерционная, позволяющая сохранять традиции производства и жизнедеятельности населения, не менять устоявшиеся здесь привычки, обычаи. Традиционные формы взаимодействия инфраструктур не вызывают необходимости изменения подходов к управлению региональными процессами. Какое-то время эти процессы могут существовать

в привычном для производственников, населения и управленцев формах, позволяют им подготовиться к инновационным формам взаимодействия этих структур. При инерционном, традиционном взаимодействии инфраструктур люди имеют дело с привычным окружением, привычными результатами этого взаимодействия.

Примечания

1 Известно, что понятие «инфраструктура» связано с двумя латинскими словами (infra — ниже, под и structura — строение, расположение). Заимствовано это понятие в 40-х гг. ХХ в. экономической наукой из военного лексикона, где оно используется для обозначения комплекса сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил. В разных военных образованиях (например, в НАТО) существуют специальные комитеты, отделы по инфраструктуре.

2 Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. С. 388.

3 Сломан Дж., Сатклифф М. Экономикс. М., 2005. С. 805.

4 См.: Козельская И. Н. Формирование и развитие инфраструктуры рынка в регионе. Саратов, 1995. С. 7, 23 и др.

5 См.: Стиглер Дж. Экономика информации. М., 2002.

С. 48.

6 См.: Бугроменко В. Н. Транспорт в территориальных системах. М., 1987 ; Тархов С. А. Топология транспортных сетей // Проблемы развития производственной инфраструктуры. М., 1981.

7 См.: Гольц Г. А. Исследование закономерностей развития сети местных автомобильных дорог. М., 1971.

8 См.: Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

9 См.: Стенгерс И., Пригожин И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 9.

УДК 332.12

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В КОНТЕКСТЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДХОДА

В. С. Федоляк

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье дана общая характеристика регионального воспроизводства, показаны его отличительные особенности и место в системе общественного воспроизводства. Доказывается, что реализация воспроизводственного процесса на региональном уровне соответствует рыночным принципам организации хозяйства, выражающимся в эффективном использовании экономического потенциала национальной экономики России.

Ключевые слова: регион, хозяйственная система, региональная политика, национальная экономика, региональная экономика, региональное развитие, воспроизводственный процесс, хозяйственная самостоятельность, экономическое простран-

ство, экономическая обособленность, воспроизводственные циклы, территориальное разделение труда.

Regional Development

in a Context of Reproductive Approach

V. S. Fedolyak

In article the general characteristic of regional reproduction is given, its distinctive features and a place in system of public reproduction are shown. It is proved that realization reproductive process at regional level

© Федоляк В. С., 2012

cyberleninka.ru

Инфраструктура экономики — это… Что такое Инфраструктура экономики?

Инфраструктура экономики [economic   infrastructure] — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, как бы создающих для них общий фундамент, опору. (Само слово инфраструктура  происходит от  лат. infra —  ниже, под и structura — строение, расположение) К И.э. относятся — сооружения транспорта и связи, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение. и т.п. Круг отраслей, относимых к И.э.; определяется по-разному в разных странах. Их общее назначение — упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Некоторые авторы к И. э. относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) И.э.

Как правило, отрасли И.э., особенно такие, как дорожная сеть и сооружения, связанные с охраной природы, отличаются повышенной капиталоемкостью, окупаемость вложений в эти отрасли не всегда высокая, поэтому у фирм и государства в целом часто возникает соблазн экономии на инвестициях в сооружение объектов И.э., как менее “срочных”, чем непосредственно производственные инвестиции. На протяжении ряда лет по этой причине отрасли И. э. традиционно принадлежали государству, и затраты на их развитие возлагались на государственный бюджет, т.е. на налогоплательщиков. Однако в постиндустриальных обществах, в связи с ускорением научно-технического прогресса, ситуация с эффективностью вложений в объекты И. существенно изменилась. Такие отрасли как, например, электронные коммуникации (включая космические), электроэнергетика, воздушный транспорт, водоснабжение и др., все больше переходят в руки частных компаний. Крупный бизнес учится учитывать и использовать  внешние эффекты (см. Внешняя экономия, внешние издержки), связанные с функционированием И.э.,  и усиливает свою экспансию в эту сферу.  Возникло множество национальных и транснациональных компаний инфраструктурной специализации.

В рыночных государствах И.э. используется как один из рычагов регулирования рынка, ослабляющего воздействие экономических кризисов: создавая новые рабочие места в отраслях И.э.,  государство расширяет платежеспособный спрос и таким образом, приводит экономическую систему в равновесие. Развитие И.э.  способствует решению ряда социальных задач.

В России  проблема оптимизации И.э. тесно преплетена с проблемой    естественных монополий, особенно электро-энергетических  и транспортных. Выдвигаются требования сокращения затрат на И.э. — что можно понять. Однако в народнохозяйственном масштабе проблема оптимизации И.э. сводится к проблеме нахождения таких пропорций между ней и основными отраслями материального производства, при которых общая эффективность экономической системы в целом окажется наивысшей.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

economic_mathematics.academic.ru

виды и значение для национальной экономики

Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть.На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда. Объективно инфраструктура заняла позицию обеспечения нормального товарообмена между городом и селом. Особая ее роль состояла в поддержания условий развития ремесленничества в городских условиях;

2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.

Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями.Цели имеют тенденцию к изменениюи обособлениюот производственной сферы.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:

1) производственная инфраструктура;

2) социальная инфраструктура;

3) рыночная инфраструктура.

Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д.

Производственная инфраструктура отличается следующими специфическими чертами:

1) доход производственной сферы входит в расчет национального дохода;

2) производственная инфраструктура преобразует продукт в новую для него качественную форму;

3) производственная инфраструктура сегодня имеет значение, равное со всеми остальными отраслями экономики.

Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека.Ее рольв современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

Социальная инфраструктура выполняет следующие функции в национальной экономике:

1) обеспечение нормальных условий жизнедеятельности сотрудников хозяйствующих субъектов;

2) обеспечение необходимой для производственного процесса производительности труда;

3) увеличение трудоспособного возраста;

4) формирование подрастающего поколения.

Сегодня значение социальной инфраструктуры постепенно изменяется – она приобретает все большее значение. Смещение направлений экономического роста национальной экономики в сторону повышения качества жизни населения приводит к увеличению объемов инвестиций в эту сферу.

Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

1) торговых организаций. Эти организации не создают материальный товар, главная их функциональная задача заключается в обеспечении торговли уже созданными благами. С одной стороны, они обеспечивают предприятия производственной сферы – реализуют произведенный ими товар. С другой – обеспечивают потребность населения в товарах. Значение торговых организаций заключается в том, что они не только обеспечивают потребности производства, но и активнона него влияют – определяют объемы производства, выпуск новых видов продукции и т. д.;

2) биржевой торговли, имеющей большое значение для нормального функционирования рынка позволяющей повысить эффективность товарно-денежных отношений, создать условия для нормального развития институтов национальной экономики. Биржа – это организованный и регулярно действующий рынок, где осуществляется торговля крупными партиями товаров, валюты и т. д.;

3) банковской системы. Это совокупность организаций, обеспечивающих денежное обращение между хозяйствующими субъектами в рыночной экономике. Современную банковскую систему России составляют Центральный банк и коммерческие банки;

4) небанковских учреждений, организаций, работающих с денежными средствами, но не имеющих статуса банков. К ним относятся страховые кампании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, кредитные союзы и т. д.

5) транспортной системы являющейся важнейшей инфраструктурой рынка. Она обеспечивает нормальное товародвижение – его скорость и эффективность.От нее зависит функционирование производственной сферы, доставка ресурсов и готовых товаров.

Производственная, социальная и рыночная инфраструктура являются неотъемлемыми элементами национальной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.

Современная инфраструктура России отличается своей неразвитостью и низкой инвестиционной привлекательностью. На это положение оказывает влияние низкая покупательная способность населения и перекос национальной экономики в сторону экспорта сырья. В результате чего оказывается гипертрофированно развита инфраструктура, связанная с добычейи экспортом сырья.

www.strategplann.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *