Интервью особенности – Особенности интервью.

Интервьюирование: особенности и виды интервью

Интервьюирование – это также разновидность опросного метода. При интервьюировании бланк интервью заполняет не сам респондент, а интервьюер, само же интервью напоминает беседу, хотя позиции интервьюируемого и интервьюера не симметричные. Под интервью понимается непосредственное устное общение с респондентом, основанное на социально-психологическом взаимодействии. Специфика интервью заключается в следующем. Во-первых, высока роль интервьюера: человека, проводящего беседу, что повышает требования к его подготовке, а во-вторых, высока степень контроля над условиями получения информации, в которых находится респондент.

Из специфики метода вытекают его достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

а) возможность получения глубинной информации;

б) ситуация интервью (похожа на беседу), потому способствует возникновению непринужденной обстановки, гибкости общения, что повышает искренность ответов;

в) возможность вести наблюдение за реакциями отвечающего, и в случае необходимости, можно корректировать вопросы, ход беседы;

г) личный контакт способствует полноте реализации замыслов и, в частности, получения ответов на все вопросы;

д) вербальный характер устраняет проблему неправильного восприятия вопросов.

Наряду с преимуществами данный метод имеет и недостатки:

а) трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом;

б) значительные материальные и временные затраты на проведение интервью;

в) может возникать всякий раз проблема анонимности;

г) трудность при оформлении ответов респондентов (запись ответов).

Существуют разнообразные техники проведения интервью. Они различаются по степени стандартизации, то есть жесткости форм проведения беседы.

Формализованное (или стандартизованное) интервью очень напоминает ответы на вопросы анкеты, только интервьюер читает вопросы и сам заполняет ответы, полученные от респондента в беседе, в вопроснике. В неформализованных интервью вместо жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов на них, есть только направления, темы, по которым проводится беседа. Конечно, такой тип интервью требует от интервьюера высокой квалификации и опыта, а содержание интервью записывается на магнитофон или диктофон. К числу неформализованных интервью можно отнести: – глубинное – когда исследователь определяет круг проблем, сохраняя свободу в способе ведения беседы. Данный вид интервью может затрагивать обширный круг вопросов, используется на стадии разведки, когда исследователь слабо представляет границы проблемной ситуации, когда нет гипотез. Свободное интервью, заключается в длительной беседе (до 3 часов) без строгой разработки вопросов и тем более вариантов ответов, но до начала беседы у исследователя есть некоторые предположения (гипотезы), а значит, он имеет представления, какого рода информацию должен собрать. Различают
фокусированное
интервью или кратковременное, оно отличается тем, что четко определена тема или проблема, по которой проводится данная беседа, а также есть перечень строго необходимых и возможных вопросов.

Разновидностью интервьюирования является так называемый телефонный опрос. Беседа проводится с респондентов по телефону, обычно оно не должно превышать 5-10 минут, количество вопросов строго ограничено. Недостатком телефонного интервью является возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон, а достоинством – быстрота получения информации.

В проведении интервью встречаются четыре основные проблемы:

  • время и место проведения интервью;
  • ведение беседы;
  • оформление (запись) беседы;
  • подготовка интервьюеров.

Место и время проведения беседы определяется спецификой предмета исследования: вопросы, связанные с проблемами быта, семьи – выясняются в домашних условиях (по месту жительства), производственные – по месту работы. При выборе времени проведения следует учитывать ритм работы респондента.

Ведение беседы или техника интервьюирования включает ряд приемов: – настраивание респондента на искренние ответы; – ослабление напряжения; – ведение беседы по определенному плану; – устранение защиты респондента; – побуждение к откровенности; – умение продолжить (возобновить) прерванную беседу.

Если проводится стандартизованное интервью, то следует уделить внимание и инструменту – вопроснику. Качественный вопросник – это документ, в котором сформулированы и сгруппированы вопросы. В вопроснике помимо вопросов и ответов следует указать: имя интервьюера, тему интервью, место проведения беседы, отношение респондента и длительность беседы, некоторые характеристики о респонденте. Сам вопросник выполняет две основные функции: – реализация замысла исследователя, темы и предмета исследования, а также вопросник помогает интервьюеру получить необходимую информацию от респондента. Но отделять вопросник от интервью не стоит, это два аспекта одного метода – интервьюирования. Выделяют пути составления вопросника. В стандартизованном интервью вопросы и ответы формулируются в соответствии с практикой анкетного опроса. В глубинном, свободном интервью – в зависимости от правил построения беседы, аналогично практике повседневного речевого общения.

Способ регистрации данных беседы зависит от вида интервью, так, в глубинном и свободном лучше применить дословную запись (магнитофон или диктофон), в стандартизованном интервью – интервьюер кодирует (отмечает) ответы респондента в специальном бланке, вопроснике.

Серьезной проблемой в данном методе является подготовка интервьюеров

, так как от этого зависит качество полученной информации, а также просто возможность ее получения. Классический вариант состоит из следующих этапов: а) в газете публикуется информация о том, что требуются интервьюеры для проведения опроса; б) пришедшим по объявлению предлагается заполнить заявление, где отбираются те, кто не допустил грамматических ошибок; в) отобранным можно предложить анкету на коммуникативность или другим способом проверить умение общаться; г) далее с оставшимися проводится инструктаж по поводу целей исследования, условий заполнения анкеты, а также возможно обучение по проведению беседы: правила кодировки, использования аппаратуры и т.д. После этого интервьюеров допускают к работе, но предусмотрен обязательный контроль за их деятельностью. Добросовестные премируются, из них формируется постоянный штат интервьюеров, плохо работающие – увольняются.

Можно выделить следующие требования к интервьюеру:

  • соблюдение точности выборки;
  • установление контакта с респондентом;
  • обеспечение стандартной ситуации интервью;
  • адаптация вопросника к особенностям респондента;
  • точная регистрация полученных ответов;
  • знание темы, целей интервью, а также особенностей среды респондента;
  • внешний вид, темп и четкость речи, индивидуальные качества.

Таким образом, интервью является одним из распространенных методов получения социальной информации, оно обладает рядом преимуществ: информация, полученная с помощью беседы, является более полной, глубокой и определенной, так как пропуски ответов практически исключены, а также при необходимости можно корректировать ход беседы.

students-library.com

Какие бывают жанры интервью. Особенности интервью

Методы

По степени формализации

· Стандартизированное, полустандартизированное. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются.

· Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между психологом и респондентом.

· Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии исследования

· Предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

· Основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

· Контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников

· Индивидуальное интервью — интервью, в котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

· Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.

· Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов. В основном используется в социологии.
изучи все
Жанр интервью

 

Какие бывают жанры интервью. Особенности интервью

Своим происхождением термин «интервью» обязан английскому слову interview – беседа. Интервью может служить самым разным целям: психологическим, клиническим, социологическим, исследовательским, кадровым. Жанр интервью в журналистике представляет собой диалог репортёра с одним человеком или несколькими , представляющими интерес для зрителей или читателей. Это могут быть очевидцы происшествий, общественные деятели, учёные.

Для интервью характерна неравноценность функций собеседника, которых принято называть «интервьюер» и «респондент». Интервьюер, как правило, не вступает в активный диалог, не высказывая личных суждений, поскольку его задачей является дать возможность высказаться респонденту.



Какие бывают жанры интервью
В соответствии с содержательной составляющей, интервью условно можно разделить на 2 вида:

  • интервью-мнение
  • Интервью-сообщение.

Сообщение преследует информационные задачи, освещая уточняя факты, тогда как главной задачей интервью-мнения является обнародование оценок, взглядов, суждений.

Поскольку практически каждое интервью содержит элементы обоих видов, классификация отражает преобладание одной из составляющих.

По предметно-функциональному признаку можно распределить интервью по следующим типам:

  1. Интервью мнений – наиболее распространённый и простой тип интервью, в котором респондентом может быть как известная в мировом масштабе личность, так и случайный прохожий, высказывающие своё суждение по какому либо вопросу.
  2. Интервью с очевидцем. Проводится с непосредственными свидетелями события. В этом случае репортёр не должен мешать респонденту репликами и наводящими вопросами, давая возможность высказаться.
  3. Интервью-«конфронтация» — тип интервью, особенность которого заключается в наступательной тактике ведения беседы, в которой нет места дружественным чувствам: задачей репортёра является припереть собеседника к стенке, заставить объясняться и оправдываться.
  4. Интервью-пресс-конференция. Особенность этого жанра интервью — предварительная подготовка респондентов по определённым вопросам. Журналист может лишь получить комментарий, уточнение. Задачей журналиста является первым задать интересующий вопрос, пока его не задали другие репортёры.

По степени подготовленности респондента интервью бывают следующими:

  1. Психологическое интервью, особенностью которого является предоставляемая респонденту возможность выговориться. В данном случае репортёр может задавать наводящие вопросы.
  2. Нестандартизированное интервью, в котором интервьюер предварительно предлагает лишь тема беседы, предоставляя респонденту возможность высказываться свободно.
  3. Полустандартизированное (фокусированное) интервью, перед котором проводится предварительное обсуждение темы.
  4. Стандартизированное интервью: в этом случае респонденту заранее известна тематика и формулировка вопросов.

 

Требования к интервьюеру

Тот факт, что репортёр берёт на себя роль ведущего в диалоге, предъявляет к нему несколько требований.

Во-первых, журналист обязан уметь расположить к себе человека, а соответственно обладать знаниями по психологи общения. Разговорить собеседника, вовлечь в дискуссию, получив в результате нужный объём и соответствующее качество информации – вот главная задача журналиста.

Её реализация невозможна без наличия базовых знаний по обсуждаемому вопросу. Следовательно, репортёр просто обязан бать компетентным в обсуждаемой проблеме, тщательно готовиться к каждому интервью, и не только изучать предмет будущего диалога, но и выстраивать план с учётом психологических особенностей собеседника и нюансов ситуации.

Лишь такой продуманный и тщательный поход поможет сделать интервью по-настоящему интересным и успешным.

 

Формы интервью

1. Пресс-конференция — коллективное интервью. Журналистов приглашают на встречу с человеком, который является источником информации, в назначенное время и в определенном месте. В основном место встречи – это информационное агентство, информационная служба или помещение, специально оборудованное для подобных целей. Целью созыва пресс-конференции обычно является определенный информационный повод, сведения о котором нужно распространить, разъяснить или опровергнуть. Такие события обычно проводят по заведенному порядку. Инициаторподробно сообщает о событии (свершившемся или планируемом), предложении, решении. После этого журналистам разрешается задавать вопросы.

2. Выход к прессе можно назвать малой формой пресс-конференции. Только проводится он с целью информирования журналистов об итогах уже прошедшего мероприятия (переговоров, заседания и т. п.). Инициатором выхода является ньюсмейкер. Выход к прессе отличается от пресс-конференции тем, что заранее не планируется. Заканчивается заседание и сразу после него ньюсмейкер или его пресс-секретарь делают заявление и отвечают на вопросы журналистов, при этом предоставляя им лишь небольшое и необходимое количество информации.

3. Брифинги проводятся регулярно. Посвящаются они распространению необходимой информации о деятельности компаний или организаций. На брифингах министерства иностранных дел, например, журналистов оповещают о состоянии внешней политики. Также работники СМИ могут узнать официальное объяснение событий мировой политики.

4. «Круглый стол» является сложным форматом интервью. Журналисту приходится вести разговор с несколькими участниками, а не с одним, как в обычном интервью. В таком случае у интервьюера появляются функции модератора. Ему нужно не только задавать вопросы и выслушивать ответы, но и управлять беседой. Такой формат интервью должен быть тщательнейшим образом проработан. Продумать четкий сценарий и стратегию встречи нужно до мелочей, ведь могут возникнуть самые непредвиденные ситуации.

5. Интервью по телефону — удобный и оперативный вид интервью. Его можно использовать в условиях строгого ограничения времени, когда у журналиста нет возможности выезжать на съемку.

6. Интервью с помощью разных служб Интернета. Электронная почта, форум, чат и т. д. — возможные пути для сбора информации и проведения интервью. Если же нужно получить официальный комментарий, переписки в чате будет недостаточно. Тогда можно поговорить с интервьюируемым по видеосвязи

Роль собеседника в интервью

По поводу подготовки журналиста к интервью существуют следующие рекомендации. Помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» – представить, какие ответы даст собеседник на эти вопросы и что после этого можно будет у него спросить. Следует заготавливать не просто вопросы, а «деревья» вопросов, возможные направления разговора, к которым нужно быть готовым. Иногда при подготовке к важным интервью журналист «репетирует» будущий разговор с коллегой, который играет роль собеседника.

Заготовка журналиста может быть различной – от нескольких десятков полностью сформулированных вопросов до названий нескольких (или даже одной) тем, вокруг которых планируется вести разговор. Здесь все зависит от уровня владения материалом. В обязательном порядке нужно продумать лишь «ударный аспект» интервью – фразы собеседника, которые потом можно будет выпятить, чтобы «подороже продать» интервью читателям. Подобные фразы – провокационные утверждения, шокирующие выводы или интересные эпизоды – могут спонтанно родиться и в ходе интервью, однако полагаться «на авось» не стоит. Журналист всегда должен представлять, не какую информацию, а какие фразы собеседника ему нужно получить, и подводить разговор к этим фразам, провоцировать собеседника сказать эти слова.

Если тема интервью недостаточно конфликтна, конфликт можно развить при помощи упрека, постановки собеседника в положение оправдывающегося. Для этого нужно искать противоречия во взглядах и в деятельности собеседника. Например, политика можно спросить, почему он поменял свои убеждения, бизнесмена – применима ли к нему поговорка, что в основе всякого крупного состояния находится преступление, а рок-звезду – почему он в своих песнях пропагандирует отказ от земных благ, а сам этими благами очень даже пользуется.

Бэкграунд – это дополнительная информация, напрямую не связанная с событием, однако позволяющая глубже понять его смысл. Обычно в качестве бэкграунда приводятся сообщения об аналогичных событиях и статистические данные. Например, для статьи про авиакатастрофу бэкграундом будет информация о том, как часто терпели катастрофу самолеты данной модели и данной авиакомпании, как часто это происходило в том же районе и по аналогичной причине, какие выплаты положены семьям погибших в авиакатастрофе, что собираются предпринять авиаторы для повышения безопасности полетов.

Ядро всегда располагается в начале расширенной новостной заметки. Место же деталей и бэкграунда не фиксировано. Они могут быть размещены в любом месте статьи, кроме начала, и чередоваться в любом порядке. На практике наиболее распространены две схемы:

1) чередование деталей и бэкграунда, когда уточняющая и дополнительная информация попеременно следуют друг за другом;

2) разделение, когда после ядра друг за другом идут детали, а в конце заметки в виде отдельного массива текста располагается бэкграунд.

Это можно представить так:

Схема 1

Ядро, Деталь-1, Деталь-2, Бэкграунд.

Схема 2

Ядро, Деталь-1, Бэкграунд-1, Деталь-2, Бэкграунд-2.

Формула Квинтилиана: [кто сделал? + что сделал? + где? + какими средствами? + зачем? + как? + когда?-необходима для новостей вчера, сегодня и всегда

«Жесткая» и «мягкая» новость. Лид

Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.

Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).

Это – лид(lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:

  • он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес
  • он сообщает наиболее важную информацию по теме
  • он устанавливает тон повествования

Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.

Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body(корпус), а в России чаще всего просто «текст».

Различают «жесткое» и «мягкое» информирование.

«Жесткая» новость

Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью(hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». (См. Выпуск 1). При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).

Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.

Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.

Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.

По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.

«Мягкая» новость

В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, «мягкая» новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.

Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.

Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.

В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе:Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.

(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет – местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)

 

stydopedia.ru

Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера

Требования к интервьюерам: доброжелательность, контактность, способность быстро находить решения в спорных ситуациях, не навязывать своих мнений, быть нейтральным при опросе, хорошие адаптивные способности, которые предполагают возможность общаться с любыми респондентами. Важны также компетентность и образованность, честность и дисциплинированность, аккуратность в ведении документации, в заполнении вопросника. Немаловажное значение имеют располагающая внешность, тембр голоса (особенно для телефонного интервью), способ одеваться и т. п. И, конечно, важна заинтересованность самого интервьюера в исследовании.

Р. Пэнто и М. Гравитц выделяют весьма любопытные типы респондентов (кстати, у журналистов встречаются те же типы собеседников):

Робкий человек, который боится отвечать, потому что не сведущ в вопросах.

Боязливый опасается отвечать, особенно на вопросы, касающиеся политики.

Болтун. Его полезно держать в узде намеченных вопросов и возвращать к обсуждаемой теме.

Спорщик старается переубедить интервьюера.

Шутник обычно развлекается в письменных ответах на анкету.

Самоуверенный отвечает на вопросы, но иногда ценность полученной информации сомнительна.

Место проведения интервью, как для социолога, так и для журналиста,– очень важный фактор искренности ответов. Вряд ли вы этого добьетесь, если беседуете в присутствии других людей, особенно начальства. На работе влияет окружение. После работы люди торопятся домой. Зато можно спокойно побеседовать вечером дома или в кафе.

Конечно, выбор места зависит от цели и содержания исследования. Сложные проблемы, особенно политические, лучше обсудить в домашней обстановке. Но здесь желательно уединиться в отдельную комнату, чтобы максимально исключить влияние семьи.

С политиком не совсем уместно беседовать на официальном приеме, потому что он вряд ли будет вести себя естественно и искренне.

При мотивировании респондента следует учитывать факторы, помогающие убедить его в необходимости принять участие в исследовании*:

— рефлекс вежливости,

— желание на что-то повлиять,

— психологическая потребность в общении.

Во время проведения беседы интервьюер должен быть вежливым, уметь располагать к себе, выражать теплоту и симпатию, показать свою способность понимать, что именно хочет сказать опрашиваемый. Хороший интервьюер должен вызвать интерес у респондента, успокоить его, если тот тревожится по поводу интервью и его последствий, сообщить, что исследование анонимное, а ответы будут использованы только в научных или практических, полезных и самому респонденту целях.

Ни в коем случае нельзя влиять на характер ответов, подсказывать ответы. Поэтому абсолютно противопоказаны вопросы типа «Вы, наверное, не читаете газету “Коммерсантъ”?» «Согласитесь с тем, что “АиФ” – популярная в аудитории газета».

Важно, чтобы вопросы, особенно если это стандартизированное интервью, задавались в том порядке и в тех формулировках, как это записано в вопроснике.

Если человек устал, нужно найти способ оживить его внимание. В конце беседы обязательно поблагодарить собеседника и еще раз напомнить, что его ответы будет очень полезны. Желательно сказать, где будут опубликованы материалы, как он может с ними познакомиться.

Интервью со взрослыми может длиться около часа, с детьми – не более 45 минут. Но если речь идет о глубоком интервью, тем более с экспертом, это время может значительно увеличиться. Вспоминаю, как в рамках проекта под руководством Б. А. Грушина, о котором уже шла речь, «Общественное мнение» («Массовая информация в советском промышленном городе») мы опрашивали методом полустандартизированного глубокого интервью журналистов ростовских газет, радио и телевидения. Беседа обычно длилась около 2 часов. Но с некоторыми журналистами, особенно заинтересованными в теме беседы и дающими очень интересные ответы, приходилось засиживаться до вечера, потому что интервью длилось по 3–5 часов. Конечно, для подобных бесед страниц стандартного вопросника не хватало, и пространные ответы мы записывали в тетрадях, помечая номер вопроса. К сожалению, такую широкую информацию очень трудно кодировать и обрабатывать. Но она хороша для цитат и монографического исследования. В этом смысле глубокое свободное интервью сродни журналистикой беседе с человеком, который размышляет и дает информацию о какой-то проблеме или рассказывает о своей жизни.

Начинающим интервьюерам (и не только) лучше вести опрос вдвоем – один спрашивает, другой записывает. Кстати, если вы пользуетесь магнитофоном, нужно обязательно спросить собеседника, согласен ли он на это.

studfiles.net

Особенности и назначение жанра интервью

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению языковых и стилистических особенностей жанра «интервью». Толкование термина «интервью» менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. “Общим ” в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме. В связи со своей спецификой печатные материалы не могут иметь прямого контакта с читателем в отличие от таких средств массовой информации, как телевидение, радиовещание, Интернет.
Средства массовой информации как важнейший социальный институт наиболее чутко отражают быстро меняющуюся языковую картину мира. Наше обращение к языку СМИ обусловлено тем, что он является наиболее активным проводником языковых нововведений, через который читатель/зритель воспринимает новую информацию (в том числе и её языковую форму), а затем оперирует ею в обыденной жизни.
Актуальность изучения языкового своеобразия жанра «интервью» обусловлена необходимостью определить особенности употребления языка интервьюируемым и интервьюирующим.
Объектом курсовой является жанр интервью как один из ведущих информационных жанров публицистики XXI века.
Предмет курсовой – особенности функционирования языковых единиц в рамках интервью в письменной форме его бытования.
Цель курсовой – выявить особенности функционирования языковых средств и приёмов.

 

Особенности и назначение жанра интервью

Разные словари по-разному определяют понятие интервью. Чаще всего оно определяется как общение представителя печати с кем-нибудь, кто представляет общественный интерес, по наиболее актуальным вопросам. «Интервью (англ. interview – беседа) – жанр публицистики, который представляет собой беседу журналиста с социально значимой личностью

на актуальные темы»[1].

Такое определение едва ли может быть исчерпывающим, поскольку интервью – это не прерогатива журналистики, а вполне самостоятельный метод получения информации во многих науках.

Термин интервью имеет два основных значения. Во-первых, он обозначает метод получения, сбора любых сведений (в том числе и для средств массовой информации) посредством опроса, беседы, т.е. общения двух людей в живую. Во-вторых, интервью рассматривается и как жанр публицистики.

Как метод сбора информации интервью используется давно. Еще в античности его использовал Сократ в своих диалогах. Прообразом современного интервью также являются своеобразные жанровые образования в 18 веке: беседы и разговоры. Однако они не предполагали обмена мнениями, репликами действительно беседующих соавторов и персонажей. В большей степени они адресовались читателю, подчеркивая стремление автора вступить с ним в контакт, осуществить общение.

Отличительной особенностью интервью является его двуадресность: интервьюер («субъект интервью»[2]), обращаясь к своему непосредственному адресату, т.е. интервьюируемому («объект интервью»[3]), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя.

Слово «интервью» появилось в печати в 60-80-е годы 19 века и получило название жанра, но не сразу превратилось в терминологическое обозначение. Этот смысл оно получило в России на рубеже 19 – 20 веков.

Жанр – это «род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками»[4]. В литературе «жанр… – исторически складывающийся и развивающийся тип литературного произведения»[5].

Следует привести некоторые определения жанра интервью современных исследователей.

К примеру, Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский определяют интервью как жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам. При обращении к семантике английского слова «интервью» видно, что слово состоит из префикса inter, что значит – взаимодействие, и слова view, одно из значений которого – взгляд. Таким образом, анализируя семантику слова «интервью», авторы дают еще одно определение – «Интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями»[6].

Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский представляют интервью как беседу в форме вопросов и ответов. « Интервью – это диалог, происходящий между журналистом, получающим информацию, и каким-либо носителем информации, при одностороннем участии аудитории»[7].

По-мнению С.Н. Ильченко: «Интервью – акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес»[8]. Это значит, что жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента, т.е. собеседника, с помощью вопросов; иными словами, диалог – самое естественное средство общения.

Таким образом, назначение жанра интервью состоит в том, чтобы информировать общественность о значительном событии, важном начинании, привлечь внимание к актуальной проблеме, узнать авторитетное мнение по тому или иному существенному вопросу.

Суть интервью – целенаправленное, плановое получение информации, необходимой для реализации определенных целей.

Особенность интервью заключается в том, что, в отличии от всех других жанров публицистики, он представляет собой результат сотрудничества журналиста и собеседника. Интервью обладает особой силой убедительности, правдивостью. В этом смысле интервью играет немаловажную роль в формировании общественного мнения.

Интервью обладает возможностью эмоционального воздействия на читателя, т.к. позволяет дать представление о личности собеседника, об обстановке, в которой протекал разговор. Этот жанр позволяет охарактеризовать внутренний мир человека, передать его мысли.

торые используют участники интервью.

 

studopedya.ru

Интервью, его особенности в современной журналистике.

Интервью — самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. При этом, как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств. Интервью — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Журналистское интервью, будет ли оно напечатано как беседа или даст сведения для материалов других жанров, по своей природе представляет явление особой социальной значимости. Полученные в процессе его проведения сведения предназначены не только для удовлетворения любопытства участников разговора или ради личных, профессиональных, корпоративных целей. В интервью собеседники — журналист (интервьюер) и его партнер (интервьюируемый) — участвуют в информационном обмене для информационного насыщения главного, хотя и незримого, третьего участника коммуникации — аудитории.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений:

1. Информационное интервью— наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения.

2. Оперативное интервью— разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

3.Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос,или опрос на улице.На английский манер его называют street talk,часто используют также латинский вариант — vox pop.Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

4.Интервью-расследованиепроводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями.

5. Интервью-портрет,или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервьючаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.

57. Структура, планирование и содержание газеты: основные подходы.

В газете должна быть ИДЕЯ. Либо что-то радикально новое, либо по-ноаому представленное. (что освещать, как, кому, какие проблемы, способы, конкуренты, читатели)

1. Оригинальное и свежее содержание.

Прежде всего, у вас должно быть что сказать ценного и нового.

Самостоятельные взгляды (идеология).

-убеждения газеты, ее позиция по тому или иному вопросу, мнение о том, что важно в этой жизни

-какая это газета: активный борец или бесстрастный наблюдатель?

Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).

Голос газеты — это тон, заданный общим стилем ее материалов.Дизайн— будет ли она иметь классический, расхожий, авангардистский вид, наступательный или мирный.

Газета должна быть ясной, со своим лицом, легко отличимым от конкурирующих изданий.

Существуют три элемента материальной формы газеты:

Формат

Два основных типа газет — полноформатная (А2) и малоформатная (А3). Каждый из них дает вам массу возможностей, но налагает и ограничения. Полный формат означает, что вы можете печатать более объемные статьи и более крупные фотографии. Этот формат обычно (но не исключительно) используется во всем мире в ”серьезных” (иначе — ”качественных”) газетах. Этот формат дает также более широкие возможности для макетирования, верстки и дизайна. С другой стороны, полноформатные газеты могут быть слишком громоздкими для читателей и не позволят публиковать столько же статей и разделов, сколько малоформатные.

Малоформатные же более компактны и более приспособлены для коротких, ”ударных” материалов. Существует также несколько других форматов, расположенных между этими двумя, хотя в целом они ближе к малому формату.

Формат А4, или журнальный-значительно большее число страниц (что в какой-то момент могло бы создать определенные трудности при печатании).Непригоден для ежедневной газеты, поскольку на одном развороте такого формата не представить читателям для быстрого обзора столько же статей, сколько в газете обычного малого или большого формата.

Форма

Раньше газеты состояли просто из одной ”тетрадки”, а то и просто из одного листа (т.е. из четырех страниц). Теперь практически нет ограничений: одна тетрадка, две, три или четыре, полноформатная газета со вложенной внутрь малоформатной; полноформатная с приложениями, малоформатные и полнофрматные с приложениями журнального типа всевозможных размеров и т.д.

Объем

Это общее количество страниц во всей газете и в каждой тетради. Здесь никак не избежать коммерческих соображений, поскольку объем определяется не только нуждами редакции, но и количеством рекламы.

Первые страницы

Как правило, решая, покупать газету или нет, читатели смотрят только на первую страницу. Таким образом, она обладает властью убеждения: брать — не брать.

Структура

Если вы не хотите сбивать читателей с толку и раздражать их, у вашей газеты должна быть структура, которой следует придерживаться в каждом номере.

1. Структура должна быть понятной. -через несколько номеров постоянные читатели смогли запомнить мысленную ”карту” газеты.Думать о содержании газеты как о строительных блоках.

3. структура должна быть логичной, независимо от количества тетрадок в газете. Располагайте блоки, сходные по содержанию (например все, что с связано с отдыхом), в одном месте.




infopedia.su

Характеристика интервью

Контрольная работа

по курсу социологии

Тема: «Интервью»

1. Интервью – это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

В социологии существует множество определений этого метода, причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном.

Например, по мнению Ядова В. А., интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически. Но это определение охватывает, пожалуй, лишь формализованные интервью, т. к. предполагается определенный заданный план.

Более общим кажется определение, которое дает Добреньков В. И.: «Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом». Из этого видно, что автор концентрирует внимание в первую очередь на беседе как основе интервью.

Метод интервью и по сей день продолжает оставаться одним из основных способов сбора информации. Предметные области, для изучения которых он использовался и используется, преследуемые при этом цели, контингент опрашиваемых – чрезвычайно многообразны. Наряду с широкой практикой использования этого метода, усилия множества научных коллективов были направлены на разработку эффективной методологии интервью и совершенствования процедур, техники и приемов интервьюирования. О его методологической изощренности свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в 1929г. американские социологи различали 17 процедур интервью и 64 разновидности технических приемов и средств, применяемых при его проведении.

Интервью – специфический метод исследования, характерный для социального познания. М. Вебер назвал этот метод сбора информации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают».

Его преимущества перед письменным опросом заключаются в следующем:

  1. при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

  2. этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

  3. опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

При проведении анкетирования общение полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете.

При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при использовании анкетного метода.

Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы.

По степени формализации можно выделить несколько видов интервью:

  1. нестандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью.

Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Здесь преобладает раскованная беседа в русле поставленной проблемы.

Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером.

Если не требуется обстановки доверительности, такое интервью удобнее проводить вдвоем: один беседует, другой записывает ответы. Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь сохраняется полная естественность общения, что предопределяет свободное высказывание респондента по большинству вопросов.

Данный вид интервью сложен и для респондента, и для интервьюера. Сложна и последующая обработка и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.

  1. Стандартизированное интервью.

Оно предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику,

где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы.

В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое количество вопросов.

Эта разновидность интервью очень подробно отражена в отечественных учебниках, у таких авторов как Ядов В. А., Бутенко И. А., Воронкова О. А, Воронов Ю. П. и др. Оно предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и должны поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты.

Стандартизованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, а также множества других целей, включающих получение количественной информации.

Кроме этого, данный вид интервью очень удобен в случае, когда письменный опрос становится затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на улице, где респондент может торопиться, быть занят своими мыслям и т. п.).

Как правило, для проведения такого рода интервью не пользуются услугами профессионалов. В качестве интервьюеров могут выступать совершенно разные по роду занятий люди, не связанные с социологией как таковой. Более того, на должность интервьюра в такого рода опросе не рекомендуется приглашать людей с социологическим образованием. Считается, что в этом случае интервьюер будет «подавлять» респондента обилием социологических терминов, волей-неволей будет давать оценку ответам респондента, что может негативно повлиять на обстановку проведения интервью и, как следствие, — на качество получаемых ответов.

  1. полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и нестандартизированного интервью.

В таких интервью предусматривается менее жесткая структура

действий интервьюера. Он уже не обязан строго следовать порядку вопросов, а так же может несколько менять их конфигурацию по мере надобности. Часто в таких интервью предусмотрен лишь список основных вопросов, частично их порядок, а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных проблем, подлежащих далее более систематическому анализу.

В этом случае прямое общение с респондентом и психологические отношения, возникающие в ходе проведения интервью, создают немало преимуществ для получения информации, что представляется малодоступным при использовании строго формализованного интервью.

Правда, надо сказать, что эти же преимущества оборачиваются временами новыми трудностями. Одна из них заключается в том, что интервьюер так или иначе оказывает определенное влияние на респондента, а соответственно и на его ответы или рассуждения. Важный момент здесь играет эффект стереотипности, «по одежке встречают». Интервьюерам не чуждо ничто человеческое: это и не совсем тактично заданный вопрос, и первичная неприязнь к респонденту, и чрезмерная навязчивость.

В силу этих обстоятельств респондент может вообще отказаться от интервью, или «замкнуться» в себе, что приведет к потере нужной информации. Но и самому интервьюеру не стоит «подстраиваться» под опрашиваемого. Руководствуясь своим личным опытом, могу сказать, что попадаются иногда слишком «активные» респонденты, которые сами начинают задавать ход беседы, не дают возможности вернуть разговор в нужное русло. Но есть и, наоборот, очень меланхоличные люди, которых надо уметь расшевелить, мотивировать их к беседе. Поэтому для сбора массовой информации привлекают возможно большее число интервьюеров, которые предварительно проходят специальное обучение и тренировки.

Полуструктурированное интервью предполагает в каждом из тематических блоков перечень тех аспектов, по которым должна быть получена информация. Интервьюер должен уметь в ходе беседы задавать вопросы, которые интересуют его в данном исследовании, но делать это так, чтобы они не нарушали общего хода беседы, а органически, естественно вписывались в рассказ как уточнения. Если это не удается сделать, то прерывать ход беседы не нужно, а лучше вернуться к интересующему вопросу в конце интервью.

  1. фокусированное интервью предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.

Предполагается, что перед фокусированным интервью респонденты

включаются в определенную ситуацию. Например, группа студентов посмотрела фильм, а затем была проинтервьюирована по поводу поднятых в нем вопросов.

  1. групповое и индивидуальное – в зависимости от того, кто

выступает респондентом. Можно одновременно беседовать с небольшой группой учащихся, семьей, бригадой, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

Проведение интервью требует организационной подготовки, что

предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью, должна быть спокойной и конфиденциальной, т. е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время.

Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих задач:

  • налаживание контакта с респондентами;

  • правильная постановка вопросов интервью;

  • правильная фиксация ответов.

Рассмотрим процесс интервьюирования.

Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования,

гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью.

Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствует, что респондент полностью «вошел» в беседу, он может ее усложнить. Не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы уточнить или пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать…»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом…»), и вопросы на понимание («Правильно ли я вас понял?»).

В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу.

Время интервью у взрослых – до 1-1,5 часа, учащихся – 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в частности, опыт интервьюирования в Институте Макса Планка по проблемам развития образования и человека в Берлине) показывает, что глубокое интервьюирование в сочетании с использованием метода изучения биографий в ряде случаев длится до 4 часов.

После окончания работ на объекте по сбору социологической

информации интервьюер должен представить в исследовательский центр следующие документы: заполненные бланки интервью, маршрутные листы, отчеты о работе.

После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении.

Следует заметить, что наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью. Несколько реже используют полустандартизированное интервью. И только опытные социологи (да и то не всегда) применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

Разведывательное интервью (другое его обозначение – глубинное) используют при определении и (или) уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.

Диапазон требований к интервьюерам, работающим в столь разных ситуациях, естественно, весьма широк как в социологическом, так и в психологическом, педагогическом, конфликтологическом, журналистском и иных отношениях. Для проведения разовых стандартизированных интервью межличностного характера можно не привлекать квалифицированных социологов (порой это даже желательно, чтобы повысить непредвзятость данных). Но без них невозможно получить достоверную информацию во всех иных разновидностях интервьюирования.

Интервью широко распространено в современной жизни. Сфера применения этого метода чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, педагогике, управлении и др. науках. В зависимости от цели исследования, от исследуемого объекта применяют различные виды интервью.

Список используемой литературы:

Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. М., 2004, с. 170-173.

Курбатов В. И. Социология. М., 2001, с. 320-325.

coolreferat.com

Особенности портретного интервью

6

Особенности работы тележурналиста с героем портретного интервью

В основе телевизионной программы, главным героем которой является конкретная личность — документальный герой — лежит общение интервьюера с интервьюируемым. Одна из особенностейсовременного телеинтервью —узость темы. Чем конкретнее вопросы, тем меньше «воды» и больше полезной информации.

Интервью подразделяются на пять типов— в зависимости от функции:

1. Протокольное интервьюпомогает получить официальные разъяснения по интересующим журналиста вопросам;

2. Цель информационного интервью— получение конкретных сведений: подробностей, нюансов, деталей;

3. Интервью-дискуссиявыявляет различные точки зрения, а также пути решения социально значимых вопросов;

4. Выяснить мнения по конкретному вопросу у различных собеседников помогает интервью-анкета;

5. И, наконец, интервью-портрет— особая разновидность телеинтервью, цель которого — раскрытие личности собеседника.

Жанр портретного интервью признается мэтрами телевизионного мира наиболее сложным и интересным.

«Интервью-портрет — особая разновидность телевизионного интервью, цель которого — всестороннее раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение приобретают социально-психологические, эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого. Однако, помня об этом, не следует забывать, что даже в рамках того, что является познаваемым в человеке, он не может быть постигнут исчерпывающим образом. После того, как герой программы покинет студию, или сюжет о нем пройдет в эфире, у зрителя должно остаться впечатление, что все же осталась небольшая тайна, укромный уголок, в который еще никто не заглядывал.

Ведущий прямого эфира, равно как и автор сюжета должен тонко чувствовать ответственность за чужую судьбу и каждое свое действие, каждый вопрос соотносить с возможными последствиями. Здесь у журналиста не может быть советчиков: он — своего рода, рыцарь веры. «Рыцарь веры может положиться только на себя и не может стать понятным для другого».

Возможности для подобных отношений журналиста и документального героя открывает портретное интервью. Именно этот жанр оставляет участникам беседы — как самому репортеру, так и гостю студии — наибольший простор для осуществления скрытых трансакций, которые составляют основу классических игр, описанных Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений».

Сенсорный голод, ритуал, вознаграждение: азы внутриредакционных отношений.

Состояния «Я».

Подход к означенному вопросу Берн начинает с общих позиций, а именно, с замечания о том, что отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. «В биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривация способны привести к органическим изменениям. Можно даже предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений.

Таким образом, тележурналистика как род деятельности, в общем, и интервьюирование как метод тележурналистики, в частности, используя основы игровой теории, обретают дополнительную социальную характеристику — потенциальную способность регулировать эмоциональную депривацию индивидуума.

По Берну, сенсорный голод, а также потребность в признании может полностью удовлетворить только человеческая близость. Любое общение по сравнению с его отсутствием полезно и выгодно для людей — вот основной принцип теории игр.

Эта мысль Берна перекликается с идеей русского религиозного философа Владимира Соловьева о том, что участие в ближнем — основа сильной личности. «Истинная жизнь есть то, чтобы жить в другом, как в себе, или находить в другом положительное и безусловное восполнение своего существа».

Простейшие игры строятся на основе ритуалов. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени. Для наглядности приведу два примера, взятых непосредственно из книги Берна.

1) А: Привет! (Доброе утро!).

В: Привет! (Доброе утро!).

2) А: Тепло сегодня, правда? (Как поживаете?).

В: Да. Хотя, по-моему, скоро пойдет дождь. (Прекрасно. А вы?).

3) А: Ну, счастливо. (Все в порядке).

В: До встречи.

4) А: Пока!

В: Пока!

Такую серию трансакций мы справедливо назовем ритуалом из восьми «поглаживаний«. Субъекты А и В улучшили самочувствие друг другу и каждый из них благодарен за это другому.

Рассмотрим следующий случай — возможную модель внутриредакционных отношений. С и D встречаются раз в день, обмениваются одним «поглаживанием»(«Привет!» — «Привет!») и идут по своим делам. Потом С уезжает в отпуск на месяц. В день своего возвращения он, как обычно, встречает D. Если D опять ограничится лишь словом «Привет!», то С может обидеться. По расчетам С,они с D должны друг другу околотридцати «поглаживаний».Но их вполне можно вместить в несколько трансакций, если сделать их достаточно выразительными. D должен был бы повести себя следующим образом (каждая единица «интенсивности» или «интереса» в его репликах соответствует одному «поглаживанию»):

1) D: Привет» (1 единица.)

2) D: Что-то вас давно не было видно. (2 единицы.)

3) D: Неужели? Где же вы были? (5 единиц.)

4) D: Вот здорово! Потрясающе! Ну и как? (7 единиц.)

5) D: Выглядите вы чудесно. (4 единицы.) Ездили вместе с семьей? (4 единицы.)

6) D: Рад был вас снова повидать. (4 единицы.)

7) D: Всего хорошего. (1 единица.)

Таким образом, на счету D двадцать восемь «поглаживаний». И D, и С знают, что на следующий день D отдаст два недостающих «поглаживания», так что счет практически сравняется.

В основе «вознаграждений», получаемых индивидуумом в процессе социального контакта, лежит поддержание психического равновесия. Важные социальные контакты чаще всего протекают в форме игр.

Если адаптировать наукообразную модель Берна, то можно сказать, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний своего «Я»— Родителя, Взрослого или Ребенка. Иными словами, «каждый носит в себе Родителя», «в каждом человеке есть Взрослый», «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку»vi. При этом люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

Это — первое и главное правило языковых игр — затронул и Лиотар в «Состоянии постмодерна». По его представлениям, правила языковых игр как таковые принципиально не содержат в самих себе свою легитимацию, но составляют предмет соглашения — явного или неявного — между игроками (что, однако, не означает, что эти последние выдумывают правила). Если нет правил, то нет и игры. «Даже небольшое изменение правила меняет природу игры, а «прием» или высказывание, не удовлетворяющее правилам, не принадлежат определяемой ими игре. Таким образом, игра заключается в совокупности описывающих ее правил».

Мотивационный аспект.

Трансакционный уровень интервью.

Теория игр — как и любая другая разработанная теория — полезна тем, что порождает идеи. Говорить — значит бороться: в смысле — играть, активировать социальную связь, основанную на речевых «приемах».

К.М. Мамардашвили в книге «Как я понимаю философию» указывает на страх, который человек может испытать, впервые столкнувшись с ранее неизвестным ему эффектом языковой игры. Движение вперед, развитие, рост — это всегда необходимость что-то оставить в прошлом, потеря, которой не нужно бояться. «Если ты не готов расстаться с самим собой, самым большим для себя возлюбленным, то ничего не произойдет».

Однако, замечание о том, что игра обязывает человека отказаться от собственной личности ради маски, не совсем верно. Правильнее заметить, что использование различных масокобогащает внутреннее содержание личности. Переключаясь с маски на маску, как журналист, так и герой его очерка, сюжета, либо гость прямого эфира, не обязаны терять свое истинное «Я». Ведь каждый из них помнит, чтоэто — лишь игра.

По Берну, состояния «Я» — это нормальные физиологические феномены. Они помогают человеческому мозгу организовать психическую жизнь, а продукты деятельности упорядочить и хранить в виде состояний «Я». Взрослый, контролируя действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Таким образом, беседа интервьюераи интервьюируемого проходит как быв двухизмерениях:очевидном и скрытом(подразумеваемом, истинном). «Диалогическая журналистика при всей ее внешней простоте и естественности (очень похоже на обычный разговор: один человек в основном спрашивает, иногда высказывает суждения, другой отвечает) на деле не только необычайно сложна в исполнении, но и чрезвычайно ответственна. И особенно на телевизионном экране, где ей отведено заметное место, где представлена она разнообразием форм, приемов, где собеседники мгновенно обретают многомиллионную аудиторию зрителей и слушателей» — пишут Борецкий и Кузнецов в книге «Журналист ТВ: за кадром и в кадре».Спрашивать, оказывается, сложнее, чем отвечать.

Между тем, успех интервью зависит от журналиста не меньше, чем от его собеседника. Не подготовиться к интервью в профессиональной редакции считается дурным тоном. Накануне встречи с героем журналист как минимум обязан составитьдосье,а при недостатке информации расспросить о потенциальном собеседнике коллег. Не стыдно обращаться за помощью к сослуживцам, пусть и отвлекая их на минуту от собственной работы. Стыдно приходить на интервью неподготовленным, тем самым, выказывая неуважение собеседнику и нарушая взаимное доверие, которое предполагает жанр портретного интервью.

В книге «Введение в философию» Карл Ясперс говорит о том, что подлинная мотивация героя может быть раскрыта в пограничной ситуации. Иногда журналист специально создает психологическую модель такой ситуации, провоцируя гостя на откровенность. А порой, наоборот, сам репортер ставит себя в подобное положение, чтобы вызвать доверие интервьюируемого.

Например, в журналистском расследовании о Московской ассоциации каскадеров «Мастер» в рамках еженедельной телепрограммы «Истории в деталях» канала СТС, автору сюжета самому пришлось исполнить ряд опасных трюков, чтобы вызвать главного героя на откровенность. Компенсацией риска стало очевидное сокращение психологической дистанции.

Качественная подготовка способна помочь журналисту не только разговорить героя, но и выявить его скрытые мотивы, не задавая лобовых провокационных вопросов. Куда более эффективным является перенесение основной смысловой нагрузки интервью во второе,скрытое измерение — на уровень трансакций.

Трансакцией Берн называет единицу общения. Цель элементарного транзакционного анализа — выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за транзакционный стимул и какое состояние человека осуществило транзакционную реакцию. Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний «Я». Именно эта категория служит основой для игр.

Важнейшее качество профессионального журналиста не увлечься игровым содержанием трансакций, самоутверждаясь перехватом инициативы, а проявить интерес и внимание к собеседнику. «Умение слушать— один из основных факторов, которые отличают подлинного интервьюера от посредственного»

Сложно недооценить важность правильного понимания журналистом своей роли. Кузнецов и Борецкий считают этот вопрос краеугольным в общении интервьюируемого и представителя СМИ. «Чрезвычайно важна мера участия журналиста в разговоре. Интервьюер всегда обязан помнить, что его активность — лишь средство активации собеседника. Русская поговорка напоминает: «я» — буква последняя. Для интервьюирования эта поговорка может быть названа основным этическим правилом».

Гарант достойного интервью — как авторское отношение к герою, субъективный, пристрастный, оценочный взгляд, основанный, однако, на фактах. Работа в авторском проекте невозможна без вынесения собственной оценки и перманентной рефлексии: какое место в этой истории занял бы я, журналист? «На чем ты держишься, на что полагаешься, это подлинно твой Бог. Человек не может не принимать что-нибудь за абсолютное».

Абстрактный абсолют, выраженный в конкретном символе, сознание всеобщего единства, глобальной идеи совместного становления, участия в формировании реальности, активной жизненной позиции — вот что роднит журналиста с героем его очерка. «Человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий».

Очерк — такой жанр телевизионной журналистики, в котором автору нет необходимости напрямую характеризовать героя, чтобы высказать свое к нему отношение. Оно станет понятно из общей концепции очерка, из отбора и последовательности синхронов, из монтажа. Телевизионный очерк по определению содержит позицию автора.

«Выступление в телехронике так же отличается от портретного интервью, как фотография на паспорт от произведения художника, запечатлевшего то же лицо. Телевизионный портрет многомерен. Герой передачи может предстать перед зрителем в своих отношениях с другими людьми, в противостоянии вечным проблемам бытия, в нравственных исканиях или в утверждении принципов, которые представляются ему единственно верными и незыблемыми. Но человек может еще просто рассказывать журналисту, как он мил, судить о поступках других, и в этом тоже отразится тот выбор, который он делал и делает, система ценностей, которыми он руководствуется».

Выявитьв человеке течерты,о существовании которыхон,возможно, самнедогадывается— вот что достойно внимания журналиста. Раскрыть героя, найти значение его морщинок — вот в чем высший пилотаж. Почему так недолго живет интерес к лицам юных моделей на разворотах модных журналов? Какая тайна влечет нас к портретам старых мастеров? Тайна жизни. История.

Человеческое лицо интересно прежде всего как чувственный образ душевной жизни. Этим же оно привлекает художников: возможностью через предметное показать надэмпирическое, отразить сущность человеческой личности. Вглядываясь в портрет, мы как бы совершаем обратный путь, пытаясь понять, какие черты характера, особенности личности художник отразил в игре мимики, выражении глаз, жесте и позе. К портретам нас влечет «неясность значенья, отражение в них целого спектра чувств, психологической изменчивости, «вероятностных» внешних проявлений душевной жизни».

Игровая типология внутриредкационных отношений.

Установление психологического контакта.

Значение и функции игр.

Для телевизионного журналиста погружение в психологию коммуникации начинается не на съемочной площадке, а непосредственно в стенах редакции. Взаимопонимание отдельных членов творческой группы — залог успешной работы каждого из них. Иначе невозможно добиться единственно верного соотношения изображения и звука, а без этого немыслимо создание полноценного экранного художественно-публицистического образа, складывающегося из трех основных элементов: изображения, звукового ряда и правильного их соотношения. Внутренние взаимоотношения съемочной группы, как и любые другие межличностные контакты, подпадают под действие игровой теории Эрика Берна.

В своей книге Берн делит игры на два типа. Большинство игр, с которыми приходится иметь дело профессиональным психиатрам, относятся к деструктивному типу. Им противопоставленыконструктивные игры. Главное отличие последних заключено в направленности на результативную деятельность. В журналистских коллективах, к примеру, можно играть в деструктивную игру «террариум единомышленников», либо в ее конструктивную разновидность «мы — одна команда». Приблизительно таким образом мог бы выразить утопическую идею идеала свободной журналистики русский религиозный философ Владимир Соловьев «Не подчиняться своей общественной сфере и не господствовать над нею, а быть с нею в любовном взаимодействии, служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения и находить в ней полноту жизненных условий и возможностей — таково отношение истинной человеческой индивидуальности не только к своей ближайшей социальной сфере, к своему народу, но и ко всему человечеству».

По мнению Ортега-и-Гассета, изложенному в его книге «Восстание масс», на потенциальные ролевые отношения внутри коллектива существует только один взгляд. «Творческая жизнь возможна при 2-х условиях — или быть тем, кто правит, или быть в мире, которым правит тот, за кем мы полностью признаем это право».

Платон в трактате «Государство» смотрел на этот вопрос так: «Самое великое наказание — быть под властью человека худшего, чем ты, когда сам ты не согласился управлять. Именно поэтому порядочные люди и управляют по необходимости».

Отношения внутри творческого коллектива, так же как и общение журналиста с героем, регламентируется игровыми правилами. Игры — часть человеческого общения. В этом, состоит их социальное значение. Люди выбирают себе друзей, партнеров, близких из числа тех, кто играет в те же или схожие игры. В этом — личностное значение игр.

Информационный, чувственный, социальный голод зачастую диктует экстраверту выбор профессии «журналист». По психологическим характеристикам такие люди схожи со своими героями — работниками творческих профессий. Стоит отметить, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие.

Берн считает, что ощущение независимости достигается такими людьми за счет высвобождения или пробуждения «спонтанности». Правда некоторые счастливчики не подпадают под данную классификацию, обладая свойством, которое выходит за пределы любых поведенческих графиков и формул. Это свойство — «включенность» в настоящее.

Кроме того, что многие игры необходимы для поддержания душевного здоровья, стоит упомянуть такую важную функций игр как удовлетворительное структурирование времени. Немногие решаются на свободную от игр человеческую близость, которая, по сути, есть и должна быть самой совершенной формой человеческих взаимоотношений.

Люди рано теряют способность непосредственно видеть или слышать. Это происходит из-за того, что они получают все из вторых рук. Маленькие дети (пока они не испорчены) в большинстве своем предстают существами любящими, а это и есть истинная природа близости.

Подобное ощущение защищенности и уюта, родом из детства, старается передать герою журналист, по крайней мере, на время совместной работы. Психологический комфорт интервьюируемого не менее важен, чем изображение на подсмотровом съемочной мониторе. Удобная поза и оптимальная дистанция позволят добиться эффекта ненавязчивой беседы.

Опыты психологов показывают, что при обыкновенном человеческом разговоре большую роль играют встречи взглядов. Постепенно закрывая одного из собеседников от взглядов другого, психологи в серии экспериментов исследовали зависимость говорящего от слушающего. Выяснилось: чем меньше виден слушающий, тем неудобней говорящему. Безмолвный диалог взглядов, идущий параллельно с обменом словесной информацией, — это мощный эмоционально-смысловой аккомпанемент.

Психологи выделяют такие функции взглядов, как «информационный поиск», или «запрос об обратной связи», оповещение об окончании акта высказывания (резюмируя, говорящий смотрит прямо на собеседника, а на «границе высказываний», как бы собираясь с мыслями для продолжения речи, отводит глаза).

Во взгляде слушающего — и поощрение, и удовлетворение, и сомнение; обмен взглядами — это установление и признание определенного уровня социального взаимодействия, поддержание стабильной психологической близости.

«Психологическая совместимость в творческой группе, психологический климат интервью, психология общения, учет психологии зрительского восприятия. Не слишком ли много психологии? Нет, если речь идет об интервью именно как о творческом акте, интервью высшего качества, хотя бы и самого обычного назначения».

Установление психологического контакта с собеседником и контроль над ним — основное преимущество, которое знание игровой теории Эрика Берна дает репортеру. Данная теория, позволяя раскрыть истинную мотивацию героя, позволяет журналисту, не производя ни на гостя, ни на аудиторию впечатления жесткого или даже агрессивного допроса, составить собственное, независимое мнение о человеке, ситуации.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *