Инвалиды и лица с овз в чем разница – Инвалид и человек с ограниченными физическими возможностями. В чем раз… — Психология

Содержание

Инвалид и человек с ограниченными физическими возможностями. В чем раз… — Психология

 

       Многие люди, перенесшие некую травму или заболевание, в результате которой остаются явные, видимые или скрытые нарушения работы тела/организма, получают статус «ИНВАЛИД», для ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ. Данный статус дает возможность человеку получать все те льготы, реабилитационный инвентарь и другое обеспечение, предусмотренное государственными социальными программами. При этом, определение «Инвалидность» — разделены минимум на три группы (а так же по типу и виду «недуга»), каждая из которых имеет свою, определенную программу обеспечения.

       После того, как люди начинают получать предусмотренные им «блага», ЧАСТЬ таких людей усматривают в этом «все прелести жизни» и выгоду, которую можно извлечь из того состояния, в котором они оказались. Развивается большое желание получать нужные субъекту «льготы» везде и во всем, даже в тех аспектах, где они НЕ предусмотрены. В результате таких «удобств», развивающихся пожеланий и возможности манипулирования окружающими, стремительно развивается устойчивое, латентное, а порой и вполне осознаваемое НЕЖЕЛАНИЕ стремиться к восстановлению или лечению (в тех случаях, в которых это возможно и необходимо). Зачем что-то делать или менять, если все необходимое дадут? Если где-то, что-то НЕ дают, можно воспользоваться статусом ИНВАЛИД и взывать людей к совести и справедливости, при этом явно манипулировать. Как ни странно, но это работает. И вот, становится актуальным вопрос;

— Какое отношение формируется к столь «справедливым манипуляторам», в результате их действий? Как правило, контакты с такими людьми постепенно пресекаются, а далее – сводятся к возможному минимуму. В целом же, когда люди общаются и от одной из сторон периодически звучит определение себя как «инвалид», это сразу настораживает второго собеседника, реакция которого направлена на скорейшее завершение диалога, дабы не оказаться подвергнутым манипуляциям и нравоучениям.

        Таким образом, «инвалид», «благодаря» манипуляциям, взываниям к жалости, сочувствию и справедливости, получает желаемые блага от социального и близкого окружения. Но именно эти действия и становятся ОСНОВНОЙ причиной того, что социум начинает пресекать возможные контакты, и далее отталкивать человека. И причина этому, как выяснилось, совсем не травма или заболевание.

        Человек с ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ОФВ). Кто же это такие, и чем они отличаются от инвалидов? Внешне, физически и физиологически – ни чем. Разница заключается, прежде всего, в их психологии и менталитете. В том, как люди воспринимают себя сами, в отношении к себе, личностных стремлениях и позиционировании перед обществом.

        Человек ОФВ имеет все те же права и возможности, в рамках обеспечения Государственными Социальными Службами. Но при этом, его стремления и желания развиваться, как личность не останавливаются.

Утратив определенные функции – занимается их восстановлением.

При невозможности восстановить утраченное (например после ампутации) – занимается поиском альтернативных вариантов, дающих возможность реализовывать свои потребности самостоятельно.

Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.

Обращения к обществу – выглядит действительно как обращение, а НЕ требования.

У людей ОФВ сохраняется и увеличивается круг друзей, приятелей и просто знакомых.

Они способны не только лишь принимать, но и давать. Способны понимать и уважать людей близкого окружения, а так же в обществе, принимать их мнение и точку зрения, что собственно и формирует отношение к ним, противоположное тому, которое формируется по отношению к инвалидам.

        Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя. И в зависимости от этого проявления, и будет формироваться отношение социального окружения к определенному человеку.

Попескул Александр.

www.liveexpert.ru

1.1 Понятие «лицо с ограниченными возможностями», «инвалидность», ее виды и группы. Социальная работа с инвалидами в современной России

Похожие главы из других работ:

Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

1.1 Характеристикам детей с ограниченными возможностями

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье: дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития…

Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

Характеристика детей с ограниченными возможностями.

Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г…

Организация социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу…

Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната

1.3 Реабилитация лиц с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не всегда имеют возможность получить образование…

Осуществление социальных прав детей-инвалидов России на федеральном и региональном уровне

1.1 Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы

По тому, как общество относится к детям-инвалидам, как организована система социальной защиты этой общественной группы, считает Э.Р. Калимуллина, можно судить о состоянии и социальном здоровье общества в целом [22, с. 68]…

Развитие социального потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья

1.3 Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

В целом, категория развития является одной из важнейших методологических проблем психологической и педагогической наук

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов…

Самореализация лиц с ограниченными возможностями и факторы, ее обусловливающие: социологический анализ проблемы

Глава 1. Понятие самореализации лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях

Самореализация лиц с ограниченными возможностями и факторы, ее обусловливающие: социологический анализ проблемы

1.2 Факторы, способствующие самореализации лиц с ограниченными возможностями

Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты БСЭ. — 3-е изд. — М., 1971. — Т. 26. — С. 359-360.. Следовательно, фактор — это то, что помогает личности в ее самореализации, то…

Современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями

1.1 Инвалидность: определение понятия, виды

Исторически понятия «инвалидность» и «инвалид» в России связывались с понятиями «нетрудоспособность» и «больной». Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid — «действенный, полноценный…

Социальная работа с инвалидами в современной России

2.2 Реабилитация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями

Если рассматривать систему соц.защиты инвалидов в обобщенном виде, то вопросы реабилитации будут выглядеть наименее урегулированными, поскольку из-за господствовавшей ранее политики по отношению к инвалидам, они не разрабатывались…

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для его реабилитации мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико- социальной экспертизы…

Социально-психологические аспекты лиц с ограниченной возможностью в Республике Беларусь

1.1 Современное положение лиц с ограниченными возможностями в обществе

Слово «инвалид» в цивилизованных странах почти не употребляется. Тех, кто в силу болезни или несчастного случая утратил какие-то составляющие здоровья, называют «людьми с ограниченными возможностями» [1,ст88]. Современная реальность такова…

Социально-психологические аспекты лиц с ограниченной возможностью в Республике Беларусь

1.2 Правовые аспекты для лиц с ограниченными возможностями

Исходя из правовых документов, все инвалиды имеют право на жизнь. Эти права, должны быть одинаковы для инвалидов, без каких бы то ни было исключений, национального или социального происхождения, материального экономического положения…

Социология как наука о явлениях и процессах в обществе

3. Большие и малые группы: понятие, виды, сходство и отличие

Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа — это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно — одна из таких групп…

Факторы, влияющие на решение потребителя о выборе услуги (дистанционное обучение)

3.5 Образование для людей с ограниченными возможностями здоровья

За счёт прогресса в сфере здравоохранения у людей удлиняется жизнь и с каждым годом учёные разрабатывают всё больше лекарств от смертельных болезней и физических отклонений. Не все люди полностью выздоравливают…

soc.bobrodobro.ru

Люди с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ и инвалиды разница

Содержание

  • Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья
  • Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ
  • Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья 1680
  • Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья
  • Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?
        • Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
        • Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
        • Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
        • Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
        • Детская инвалидность
        • Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
        • полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
        • утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
        • Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
        • Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
        • Ограниченные возможности здоровья
        • К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
        • Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
        • Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.
        • Методы обучения детей с ОВЗ
        • Наиболее популярные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
        • метод проектов, направленный повышение интереса и формирование позитивной мотивации к обучению.
        • индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ Схема индивидуального маршрута обучения ребятишек с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
        • психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с ОВЗ Важную роль в определении образовательного маршрута для обучения детей с ОВЗ в ДОУ играет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
        • психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста– необходимая составляющая работы с детьми с ОВЗ. Результаты диагностики используются в процессе психологического сопровождения, осуществления квалифицированной коррекции развития детей и индивидуализации дошкольного образования.
        • дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на доступность образования. В этом законе впервые появилось понятие «инклюзивного образования» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей
        • интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ имеет массу особенностей, отличающих их от здоровых сверстников. Одной из таких особенностей является заниженная самооценка, из-за которой такие воспитанники держатся особняком, дистанцируются от коллектива. Это обстоятельство обязывает педагогов уделять внимание не только обучению детей с ОВЗ в ДОУ, но и их воспитанию.
        • сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ — обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который осуществляется в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Однако нередко понятие «инклюзия» заменяют понятием «интеграция».
  • Понятие «дети-инвалиды»
  • Понятие «Дети с ограниченными возможностями»
  • Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
  • Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья

  1. Диагностические мероприятия касаемо эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности ученика.
  2. Проведение аналитической работы.
  3. Организационные мероприятия (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, большие и малые педсоветы, обучающие семинары, совещания вместе с родителями учащихся, педагогами и представителями администрации).
  4. Консультативная работа с учениками и их родителями, а также педагогами.
  5. Профилактические мероприятия (реализация программ, нацеленных на решение вопросов касаемо межличностного взаимодействия).
  6. Систематическое проведение коррекционно-развивающих мероприятий (индивидуальные и групповые семинары с трудно адаптируемыми учениками).
  • глухими;
  • слабослышащими;
  • позднооглохшими;
  • незрячими;
  • слабовидящими;
  • с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • с нарушением интеллекта;
  • с задержкой психического развития;
  • с тяжелой степенью нарушения речи;
  • со сложными комплексными недостатками развития.

Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ

Официальные же документы России определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .

В современной практике социальной работы развитие профессионального самосознания инвалидов рассматривается наряду с медицинской и социальной и в рамках профессиональной реабилитации. Профессиональное самоопределение в данном случае понимается в контексте комплекса мероприятий, направленных на включение инвалида в работу в доступных по состоянию здоровья условиях труда. Тем самым развитие профессиональной Я-концепции лица с ОВЗ способствует материальной независимости и интеграции инвалида в общество . В контексте реабилитации инвалида его профессиональное самоопределение в первую очередь должно строиться с учетом доступности профессии и специфики заболевания, а также склонностей, интересов, возможностей инвалида и потребностей рынка труда .

Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья 1680

В настоящее время ко всем группам лиц с ограни­ченными возможностями здоровья, независимо от их интеллекта, применяется только медицинский подход. «Инвалидность» делит людей на I-II-III группы. При­веду пример. У моей подруги есть сын — инвалид по зрению. Очень умный молодой человек. Победитель и призер различных олимпиад и конкурсов. Очередное освидетельствование ВТЭК (подтверждение инвалид­ности) накануне экзаменов по ЕГЭ. При получении индивидуальной программы реабилитации семья об­наружила, что этому молодому человеку предписано обучение в среднем специальном учреждении. Такое заключение сделано на основании того, что он — инва­лид по зрению с детства. Безусловно, во ВТЭКах рабо­тают профессиональные специалисты, но они прежде всего нацелены на инвалидность, стало быть, на ущербность. Проблема, возникшая у моих друзей, ре­шилась только после того, как они представили много­численные дипломы и грамоты различных олимпиад и конкурсов. Предписание на обучение в ИПР способно перечеркнуть весь процесс реабилитации и социализа­ции таких людей в обществе. Без сомнения, во ВТЭКах должны присутствовать люди, имеющие пе­дагогическую направленность и способные диагности­ровать независимо от наличия инвалидности.

Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся профессионального са­моопределения, профессиональной ориентации. Вы­бор пронизывает все формы жизнедеятельности чело­века. Именно выбор позволяет соотнести внешние об­стоятельства и внутренние побуждения-потребности личности. С точки зрения педагогики, «выбор» явля­ется составной частью процесса ориентации человека в мире ценностей, побуждающего к поиску вариантов полноценного включения в жизнь общества. С точки зрения общей педагогики, у каждого человека как са­моразвивающейся личности на разных этапах жиз­ненного пути происходит переоценка ценностей, в ре­зультате которой создается ситуация выбора, которая позволяет определить сиюминутные и перспективные потребности, возникающие у личности. Начинается многократный процесс поиска вариантов удовлетво­рения потребностей. При встрече с объектом поиска возникает необходимость выбора объекта как значи­мого, имеющего личностный смысл здесь и сейчас или как определяющего цель на перспективу. Где, как и зачем будет необходима присвоенная личностью ценность — зависит от возникающей потребности. В случае неудовлетворения потребности поиск про­должается на новом витке, что способствует развитию личности.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.). Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, принятой на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и вступившей в силу на международном уровне в мае 2008 г., требует особого внимания к вопросам обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ права на получение качественного общего и профессионального образования как условия их социальной интеграции.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е — 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».

Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.

Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.

Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница?

Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
  • полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
  • утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
Ограниченные возможности здоровья
К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.
Методы обучения детей с ОВЗ
Наиболее популярные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
  • метод проектов, направленный повышение интереса и формирование позитивной мотивации к обучению.
  • индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ Схема индивидуального маршрута обучения ребятишек с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с ОВЗ Важную роль в определении образовательного маршрута для обучения детей с ОВЗ в ДОУ играет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста– необходимая составляющая работы с детьми с ОВЗ. Результаты диагностики используются в процессе психологического сопровождения, осуществления квалифицированной коррекции развития детей и индивидуализации дошкольного образования.
  • дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на доступность образования. В этом законе впервые появилось понятие «инклюзивного образования» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей
  • интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ имеет массу особенностей, отличающих их от здоровых сверстников. Одной из таких особенностей является заниженная самооценка, из-за которой такие воспитанники держатся особняком, дистанцируются от коллектива. Это обстоятельство обязывает педагогов уделять внимание не только обучению детей с ОВЗ в ДОУ, но и их воспитанию.
  • сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ — обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который осуществляется в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Однако нередко понятие «инклюзия» заменяют понятием «интеграция».

Понятие «дети-инвалиды»

К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:

  • потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
  • полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.

Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.

Правительство установило список болезней, травм, при которых лицу присваивают инвалидность. Ее можно получить при неуказанных патологиях, если доказать, что они препятствуют нормальной жизнедеятельности человека.

Понятие «Дети с ограниченными возможностями»

При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.

Как Вы относитесь к совместному обучению обычных детей с детьми инвалидами?

При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:

  • нарушение зрения;
  • проблемы с функционированием органа слуха;
  • дефекты речи;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • аутизм;
  • отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
  • нарушения в психическом развитии.

Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.

«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.

Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений.

Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.

Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.

«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».

Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.

Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.

Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.

Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:

  1. Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
  2. Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
  3. Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
  4. Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
  5. Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
  6. Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.

Ребенок-инвалид может обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять его. Но дополнительных условий для них не создается. Для них не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками, ни в чем не ограничивают.

Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.

abn62.ru

Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья

Перед системой образования России стоит задача достижения нового
современного качества общего и профессионального образования. Современная
систе­ма образования все больше концентрирует в себе функции социализации
личности независимо от ее физических возможностей. Остро ощущается потреб­ность
в оказании помощи нуждающимся людям пол­ноценно включиться в жизнь общества. С
одной сто­роны, это должны быть структуры профессионального образования, с
другой стороны, важен аспект дополни­тельного социокультурного образования.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ос­новные образовательные
программы с учетом разви­тия науки, культуры, экономики, техники, технологий, а
также спроса государства и граждан, в том числе имеющих физические ограничения
здоровья. До сих пор так и не существует четкого политкорректного оп­ределения
этой категории граждан.

Понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными воз­можностями здоровья» близки по
своему содержанию. Однако же понятие «инвалид» — это медицинский тер­мин, он
выражает результат экспертной оценки состоя­ния здоровья и жизнедеятельности
человека, зафикси­рованной в документе установленной формы (справке о признании
лица инвалидом). В данном случае роль обучения и воспитания отводится
специальной педаго­гике: дефектологии, которая изучает психофизиологи­ческие
особенности аномальных детей; олигофренопе­дагогике, исследующей вопросы
обучения детей с на­рушениями интеллектуального развития; коррекцион-ной
педагогике, изучающей вопросы воспитания и раз­вития детей с недостатками в
умственном развитии и отклонениями в поведении. Но каждая из этих отрас­лей
специальной педагогики указывает, прежде всего, на ущербность объекта обучения
и воспитания. А как же быть с теми, кто имеет достаточно высокий
интел­лектуальный потенциал? К какому разделу педагогики стоит отнести обучение
и воспитание таких людей? Ре­шение этих вопросов невозможно без определения
ста­туса людей в обществе.

Понятие «лицо с ограниченными возможностями здоровья», получившее
повсеместное применение в России, — более широкое и общее, но при этом
вклю­чающее только лиц, имеющих статус инвалида. В ми­ровой практике существуют
разные, деликатные под­ходы к определению людей с ограниченными возмож­ностями
здоровья. Примером такого общего понятия является термин «дети с особыми
образовательными потребностями» (children with special educational needs) [2].
Он используется в настоящее время в стра­нах Западной Европы и США; не ставят
крест на чело­веке в целом, он по-прежнему фиксирует определен­ную изначальную
ущербность, не позволяющую ста­вить таких людей в один ряд с условно здоровыми
людьми.

Распространенное понятие «disabled» считается уже недостаточно уважительным
по отношению к со­ответствующей категории лиц, которые не хотят себя ощущать
лишенными способностей, да и не являются таковыми. Физические недостатки
(слабое зрение, слабый слух, полученное в детстве физическое увечье) не
повлияли на их умственное состояние. Как прави­ло, это вполне адекватные люди с
высоким уровнем умственного развития и мотивационными установка­ми к получению
высшего образования и самореализа­ции в обществе. Вопрос в другом — готово ли
общест­во к их принятию как равных среди равных? Решение этого вопроса зависит
от многих факторов, таких как духовно-нравственное состояние общества в целом;
четкое и конкретное определение статуса этих людей в обществе;
нормативно-правовые документы, гаранти­рующие равные возможности. В последние
годы в ми­ре и в России много сделано в для того, чтобы стало возможным
обучение людей, обладающих способнос­тями и достаточно высоким умственным
потенциа­лом, но имеющих физические недостатки, в высших учебных
заведениях.

В настоящее время ко всем группам лиц с ограни­ченными возможностями
здоровья, независимо от их интеллекта, применяется только медицинский подход.
«Инвалидность» делит людей на I-II-III группы. При­веду пример. У моей подруги
есть сын — инвалид по зрению. Очень умный молодой человек. Победитель и призер
различных олимпиад и конкурсов. Очередное освидетельствование ВТЭК
(подтверждение инвалид­ности) накануне экзаменов по ЕГЭ. При получении
индивидуальной программы реабилитации семья об­наружила, что этому молодому
человеку предписано обучение в среднем специальном учреждении. Такое заключение
сделано на основании того, что он — инва­лид по зрению с детства. Безусловно,
во ВТЭКах рабо­тают профессиональные специалисты, но они прежде всего нацелены
на инвалидность, стало быть, на ущербность. Проблема, возникшая у моих друзей,
ре­шилась только после того, как они представили много­численные дипломы и
грамоты различных олимпиад и конкурсов. Предписание на обучение в ИПР способно
перечеркнуть весь процесс реабилитации и социализа­ции таких людей в обществе.
Без сомнения, во ВТЭКах должны присутствовать люди, имеющие пе­дагогическую
направленность и способные диагности­ровать независимо от наличия
инвалидности.

Сейчас в англоязычной терминологии все больше в ходу понятие «challenged»
(от англ. challenge — вы­зов). Такое понятие характеризует людей с
ограни­ченными возможностями здоровья «как сталкиваю­щихся с вызовом» [2].
Ситуация, в которую попали мои друзья, — это вызов, дискриминация молодого
человека как личности, обладающей способностями к самореализации. Те, кто
оказывается перед возник­шей проблемой в самом начале своей жизни, как
пра­вило, сильнее духом и более мотивированы к саморе­ализации при условии
изначально правильного педа­гогического подхода к воспитанию и обучению в
се­мье, детском саду, школе.

Вызов — это всегда ответный протест. Протест, как правило, выражается в
разных видах агрессии. Но лю­ди, имеющие ограничения по здоровью и обладающие
высоким интеллектом, не растрачивают свои способ­ности на проявление агрессии.
Они более целеустрем­ленные. Вызов автоматически ставит человека перед
проблемой выбора.

Выбор всегда направлен на преодоление ситуации или подчинение
обстоятельствам. Выбор — это личное дело каждого индивидуума. Тем не менее, за
содержа­нием понятия «выбор» стоит принципиально новая и важная реальность.

Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся
профессионального са­моопределения, профессиональной ориентации. Вы­бор
пронизывает все формы жизнедеятельности чело­века. Именно выбор позволяет
соотнести внешние об­стоятельства и внутренние побуждения-потребности личности.
С точки зрения педагогики, «выбор» явля­ется составной частью процесса
ориентации человека в мире ценностей, побуждающего к поиску вариантов
полноценного включения в жизнь общества. С точки зрения общей педагогики, у
каждого человека как са­моразвивающейся личности на разных этапах жиз­ненного
пути происходит переоценка ценностей, в ре­зультате которой создается ситуация
выбора, которая позволяет определить сиюминутные и перспективные потребности,
возникающие у личности. Начинается многократный процесс поиска вариантов
удовлетво­рения потребностей. При встрече с объектом поиска возникает
необходимость выбора объекта как значи­мого, имеющего личностный смысл здесь и
сейчас или как определяющего цель на перспективу. Где, как и зачем будет
необходима присвоенная личностью ценность — зависит от возникающей потребности.
В случае неудовлетворения потребности поиск про­должается на новом витке, что
способствует развитию личности.

Педагогический смысл «выбора» в данном случае состоит в том, чтобы, опираясь
на выявленную сущ­ность и функции оценки, обеспечить процесс профес­сионального
самоопределения и самореализации. Своеобразная передача эстафеты от потребности
к по­иску, от оценки к выбору и проекции есть процесс об­ретения личностью
информации (знания) осозна­ния — оценки (переживания) — выбора (присвое­ния) —
построения новой потребности [1].

В настоящее время наиболее распространено пони­мание свободы личности как
возможности выбора. Рассматривая свободу выбора личности в обществе, следует
заметить, что «подлинно свободным общест­вом будет не то, у которого шире
диапазон возможно­стей выбора, а то, в котором все граждане могут выби­рать из
этого ничем более не ограничиваемого диапа­зона» [1].

Расширение доступности высшего образования для людей (слабослышащих,
слабовидящих, с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата), определяе­мых с
медицинской точки зрения как «инвалид», обес­печивает свободу выбора. Однако же
интегрирование их в образовательной среде осложняется рядом пре­пятствующих
факторов. Поэтому, с точки зрения пе­дагогики и этики, для людей, имеющих
«ограничен­ные возможности здоровья», но обладающих доста­точно высоким уровнем
интеллекта, необходимо вве­дение нового, более политкорректного определения, не
ограничивающего понимание свободы личности, не указывающего на ущербность.
Таким определением, на наш взгляд, может быть «человек, способный сде­лать
выбор» (capable to make choice).

Построение инклюзивного общества и обеспечение образования для всех — важный
шаг в развитии Рос­сии и каждой отдельно взятой личности. Введение в
терминологию четкого политкорректного определе­ния «человек, способный сделать
выбор» ставит лю­дей, имеющих «инвалидность», но обладающих высо­ким
интеллектуальным потенциалом, в положение «равный среди равных».

psyjournals.ru

Общественные организации выступают за законодательное разграничение понятий «дети-инвалиды» и «дети с ОВЗ»

В законе «Об образовании» не представлена категория детей с инвалидностью, что ведет к дискриминации и ограничению права инвалидов на образование, отмечает член Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов Елена Кулагина. Речь в законе идет только о детях с ограниченными возможностями здоровья, к которой дети с инвалидностью относятся не всегда.

3 декабря в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания «О докладе РФ «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов и стратегии действий в отношении лиц с инвалидностью». Участники слушаний, в частности, затронули вопрос о праве инвалидов на образование. Эксперты считают, что в законе «Об образовании» необходимо разграничить понятия «дети-инвалиды» и «дети с ОВЗ».

«По разным оценкам, примерно 40 тысяч детей-инвалидов не попадают в категорию детей с ОВЗ. Это настоящая дискриминация детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это совершенно различные группы детей. В среднем по РФ детей-инвалидов в системе общего образования в два раза меньше, чем детей с ОВЗ», — сообщила член Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Кулагина.

По словам эксперта, дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ – в коррекционных классах и школах. Кроме того, в России дети с ОВЗ, в отличие от детей-инвалидов, на 80%  – это дети с умственными нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью. У детей-инвалидов, как правило, меньше умственных нарушений.

«Это важно понимать для выстраивания государственной политики», — подчеркивает Елена Кулагина.

Кроме того, треть детей с инвалидностью обучается на дому. При этом для детей-инвалидов в законе «Об образовании» не предусмотрены специальные условия, спецстандарты. По факту все прописано только для детей с ОВЗ, отмечает Кулагина.

«Если бы в школах были созданы специальные условия для детей-инвалидов, они бы не сидели по домам, никакое дистанционное образование не в состоянии обеспечить их полноценную учебу», — говорит Кулагина.

Невозможность разделения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на две разные группы в законе приводит к путанице в докладе о выполнении Конвенции ООН, указывает эксперт. В частности, в докладе в разделе, посвященном образованию, под численностью детей-инвалидов подразумевается численность детей с ОВЗ.

То, что закон «Об образовании» нуждается в корректировке, подтверждает заместитель председателя Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко.

«Очевидно, что дети с инвалидностью и дети с ОВЗ – две взаимопересекающиеся группы. По закону получается, что дети с инвалидностью находятся внутри группы ОВЗ. Эта путаница приводит ко множеству проблем», — отметила Елена Клочко.

Вопрос о разграничении этих двух категорий является дискуссионным, считает начальник отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская.

«Я не в полной мере согласна с разграничением категорий. Этот вопрос нуждается не только в экономической экспертизе, но и правовой. Думаю, имеет смысл на уровне Общественной палаты РФ провести такое мероприятие, чтобы определиться с понятиями и тем, что необходимо включить в закон «Об образовании», — сказала  Лариса Фальковская.

www.asi.org.ru

Лица с овз определение

Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья

Первостепенной задачей образования здесь выступает сохранность индивидуальности ребенка, а также создание подходящих условий для его самовыражения. Это может быть достигнуто благодаря дифференцированному обучению, учитывающему степень усвоения школьником знаний, темп его деятельности и развитость тех или иных навыков и умений.

  1. Диагностические мероприятия касаемо эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности ученика.
  2. Проведение аналитической работы.
  3. Организационные мероприятия (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, большие и малые педсоветы, обучающие семинары, совещания вместе с родителями учащихся, педагогами и представителями администрации).
  4. Консультативная работа с учениками и их родителями, а также педагогами.
  5. Профилактические мероприятия (реализация программ, нацеленных на решение вопросов касаемо межличностного взаимодействия).
  6. Систематическое проведение коррекционно-развивающих мероприятий (индивидуальные и групповые семинары с трудно адаптируемыми учениками).

Статья на тему: Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия

На протяжении многих веков проблема аномального развития не рассматривалась с научных позиций и была неоднозначна во все времена. В силу своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически неуязвимым и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде. Во все времена существовала определённая часть людей, ослабленных в силу возрастных (детство, старость) и индивидуальных (врождённые пороки развития, болезни, травмы и т. п.) особенностей, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих. На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять своё отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ними поступать, взаимодействуя с такими людьми [7].

Таким образом, используемая на протяжении столетий терминология (идиот, имбецил, даун, калека, слабоумный, лунатик, спастик, слепой, глухой, умственно отсталый, дислалик, ринолалик, и т.п.), признается некорректной по причине ее употребления в уничижительно-оценочном смысле в отношении «нормальных» людей. Изменение отношения общества и государства к рассматриваемой категории людей, в последние десятилетия XX века оказалось столь глубоким, что даже вызвало необходимость проведения определенной языковой политики, что проявилось во введении и пропаганде новой лексики [3, с. 117].

Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья 1680

Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся профессионального са­моопределения, профессиональной ориентации. Вы­бор пронизывает все формы жизнедеятельности чело­века. Именно выбор позволяет соотнести внешние об­стоятельства и внутренние побуждения-потребности личности. С точки зрения педагогики, «выбор» явля­ется составной частью процесса ориентации человека в мире ценностей, побуждающего к поиску вариантов полноценного включения в жизнь общества. С точки зрения общей педагогики, у каждого человека как са­моразвивающейся личности на разных этапах жиз­ненного пути происходит переоценка ценностей, в ре­зультате которой создается ситуация выбора, которая позволяет определить сиюминутные и перспективные потребности, возникающие у личности. Начинается многократный процесс поиска вариантов удовлетво­рения потребностей. При встрече с объектом поиска возникает необходимость выбора объекта как значи­мого, имеющего личностный смысл здесь и сейчас или как определяющего цель на перспективу. Где, как и зачем будет необходима присвоенная личностью ценность — зависит от возникающей потребности. В случае неудовлетворения потребности поиск про­должается на новом витке, что способствует развитию личности.

Сейчас в англоязычной терминологии все больше в ходу понятие «challenged» (от англ. challenge — вы­зов). Такое понятие характеризует людей с ограни­ченными возможностями здоровья «как сталкиваю­щихся с вызовом» [2]. Ситуация, в которую попали мои друзья, — это вызов, дискриминация молодого человека как личности, обладающей способностями к самореализации. Те, кто оказывается перед возник­шей проблемой в самом начале своей жизни, как пра­вило, сильнее духом и более мотивированы к саморе­ализации при условии изначально правильного педа­гогического подхода к воспитанию и обучению в се­мье, детском саду, школе.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья

ГОСТ Р 53998-2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 53998 2010: Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования оригинал документа: 3.4 адаптация: Приспособление среды жизнедеятельности (зданий, сооружений, транспортных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ребенок с ограниченными умственными или физическими возможностями — Лицо моложе 18 лет, имеющее отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность. [ГОСТ Р… … Справочник технического переводчика

Лица с овз определение

Выпускники с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) сдают экзамен с использованием увеличивающих приборов, экзаменационных материалов увеличенного формата или отпечатанного шрифтом Брайля. Освещенность каждого рабочего места в аудитории для слабовидящих должна быть равномерной и не ниже 300 люкс.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Лица с овз определение

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е — 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», … заменены термином «с ОВЗ».

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ

Трудности в получении образования инвалидами связаны и с особенностями инфраструктуры образовательных учреждений. Их здания, в основном, не приспособлены и потому не доступны в физическом плане для лиц, чьи заболевания препятствуют передвижению (нарушения опорно-двигательного аппарата, проблемы со зрением) [4, с. 60].

В отличие от проблем, связанных с нормальным развитием профессионального самосознания, проблемы профессионального самоопределения лиц с ОВЗ не получили достаточного освещения в психологической литературе — исследования по данной проблематике немногочисленны. В работах, посвященных психологическим особенностям лиц с ограниченными возможностями, подчеркивается значимость клинико-физиологического аспекта для указанных лиц [11, 22 и др.]. Их ведущая соматическая патология и сопутствующие ей расстройства сильно влияют на использование навыков, в том числе сформированных в процессе профессионального обучения. Эти расстройства определяют систему личностных отношений лица с ОВЗ, в том числе с окружающими и с обществом в целом. Таким образом, медицинский аспект в развитии самосознания и профессиональном самоопределении лиц с ОВЗ играет приоритетную роль, определяя специфику данного процесса.

Особенности социально- педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Социально-педагогическое сопровождение является одной из разновидностей применения парадигмы сопровождения. В широком смысле оно определяется как комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации сопровождаемого (рис. 2).

Систематизация различных подходов к пониманию данного явления, а также осмысление существа его проявления в школе-интернате позволило прийти к следующему определению рассматриваемого термина: социально-педагогическое сопровождение – совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и воспитанника на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления воспитанника в ситуации развития, направленное на выявление возможных проблем (трудностей) и создание условий, обеспечивающих наиболее целесообразную помощь. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки, существенно сказывающихся на формирование социальной адаптивности. Оно направлено на стимулирование и накопление социально значимого опыта целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанников в различных жизненных ситуациях.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

exjurist.ru

Дети инвалиды и дети с овз отличия

Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья

Там же содержится информация касаемо психологических и педагогических особенностей развития конкретной личности, а также результаты диагностики по этим направлениям. Затем соответствующие рекомендации относительно сопровождающей работы группируются в портфолио ученика.

Работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста подразумевает вовлечение их в специально разработанную образовательно-развивающую среду, а также организацию их должного квалифицированного обучения, которое должно учитывать их возрастные и психофизические особенности.

Дети –инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные

3 Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Низкая активность зрительного восприятия; Психомоторика характеризуется: нарушением активности; трудностями переключения, координации и автоматизации движений; наличием синкинезий; выраженной быстрой истощаемостью. Особенности памяти: низкая активность и целенаправленность; замедленная скорость; сниженные объем, точность и прочность запоминаем Мыслительную деятельность характеризует: низкий уровень мотивации познавательной деятельности; недостаточность организованности и целенаправленности; выраженная быстрая истощаемость, импульсивность; большое количество ошибок.

4 Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Саморегуляция в деятельности нарушена. Этому способствуют личностные особенности: неадекватная самооценка; слабость познавательных интересов; неадекватный уровень притязаний и мотивации. Самоконтроль сформирован недостаточно, что проявляется в: отсутствии потребности и навыка самопроверки; неосознании допущенных ошибок. Внимание характеризуется: неустойчивостью; слабостью распределения и концентрации; плохим переключением и быстрой истощаемостью.

Дети инвалиды и дети с овз отличия

По словам эксперта, дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ – в коррекционных классах и школах. Кроме того, в России дети с ОВЗ, в отличие от детей-инвалидов, на 80% – это дети с умственными нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью. У детей-инвалидов, как правило, меньше умственных нарушений.

Вопрос о разграничении этих двух категорий является дискуссионным, считает начальник отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.

Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в г

Основная группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью воспитываются в детских садах № 3, № 5, № 6 . В этих дошкольных образовательных учреждениях открыты группы компенсирующей и интегрирующей направленности для детей с особыми образовательными потребностями. Группы компенсирующей и интегрирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях города для детей с ограниченными возможностями здоровья формируются на основании выписки Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии. Во всех учреждениях дошкольного образования работают учителя-логопеды. В детских садах № 5, 6, 7 – работают учителя- дефектологи. В детских садах — №1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 16 — работают педагоги-психологи.

В МБОУ ДОД «Центр детского творчества г. Горно-Алтайска в 2013-2014 учебном году продолжается работа по программе: «Обычная работа с необычными детьми: от изоляции к возвращению в социум», работа с детьми, имеющими диагнозы: РДА (Ранний Детский Аутизм), синдром Дауна, ДЦП, умственная отсталость. (5-9 лет). Работа направлена на развитие психических процессов, может являться одной из основ формирования коммуникативной функции. По данной программе работают психолог, педагоги – воспитатели, педагоги прикладного творчества. Занятия включают несколько направлений коррекционно-развивающей помощи: диагностическая, психологическая коррекция, моторная коррекция, педагогическая коррекция, психосоциальная работа с родителями, игротерапия.

Семинар-практикум для педагогов «Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом разнообразны. Обычно они зависят от причин нарушения. Например, у детей с ранним ограниченным повреждением мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической истощаемостью и раздражительностью. У оглохших, наоборот, наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, иногда даже агрессивность.

К ним относятся злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные новообразования глаза, печени и других органов. У такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость (25%) , а так же раздражительность, агрессия и другие проявления невротического характера (56%). У таких детей практически нет друзей, кроме таких же больных ребят, как и они. Таким образом, они как бы отгорожены от внешнего мира, что вызывает задержку в развитии социальных навыков, социальную дезадаптацию.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

Кто относится к категории граждан — Дети с ограниченными возможностями здоровья

  • разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации за счет медицинской организации;
  • безвозмездное оказание медпомощи в пределах стандартной программы с предоставлением лекарственных препаратов;
  • обеспечение деток протезами, колясками и иными вспомогательными приборами бесплатно, а при необходимости в приобретении дополнительных средств, со скидкой в 70%;
  • обеспечение доступа к социальной инфраструктуре посредством создания вспомогательных механизмов, тех же поручней и подъемников;
  • предоставление всех видов информации, которая требуется для обеспечения жизнедеятельности ребенка-инвалида;
  • возможности получения образования всех уровней, причем не только в специально созданных образовательных учреждениях, но и на дому;
  • организация социально-бытового обслуживания;
  • материальная поддержка;
  • льготная политика в жилищной сфере, подразумевающая улучшение условий проживания и скидки при оплате коммунальных услуг;
  • налоговые вычеты;
  • льготные условия при кредитовании развития семейного бизнеса.

Оговоренные ограничения, как правило, проявляются в виде тяжкого заболевания, дефекта либо травмы, которая собственно и приводит к вышеописанным последствиям и ведет к сниженному уровню трудоспособности и даже жизнеобеспечению, а в ряде случаев требует не только посторонней помощи, но и постоянной социальной реабилитации.

Дети инвалиды и дети с овз отличия

Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений в рамках инициативы «Наша новая школа» стало обеспечение условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях Новокубанского района обучается 172 ребёнка-инвалида: по очной форме 36 человек, на домашнем обучении находится 58 детей-инвалидов. В дошкольных образовательных учреждениях 19 детей. В районе функционирует 2 специальных (коррекционных) учреждения в которых обучаются 59 детей-инвалидов. (Бесскорбненская школа-интернат, школа- интернат с. Ковалёвского).
В ДОУ № 43 функционирует группа «Особый ребёнок» для детей с особыми познавательными интересами. В данной группе проводится коррекционная работа с детьми-инвалидами и работа по подготовке к школе. В данной группе работают учителя-логопеды, учителя-дефектологи, психолог, воспитатель. Каждый ребёнок проходит индивидуальную диагностику (психолого-педагогическое обследование), на основе которой составляются коррекционные планы работы логопедами, дефектологами, психологами, воспитателями. Данная группа функционирует с 2005 года. Помимо помощи детям, специалисты ДОУ № 43 оказывают консультативную помощь родителям.
Настоящий год стал определяющим по внедрению дистанционного обучения детей-инвалидов. На первом этапе в него включены дети -инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающиеся на дому по общеобразовательным программам и не имеющие нарушения интеллектуального развития. В данный проект на 1 этапе включены 3 ребёнка: Лушников Фёдор — МОУСОШ № 1, Хонина Анастасия — МОУГ № 2, Алымов Владимир — МОУСОШ № 15. Дети уже обеспечены дорогостоящим компьютерным оборудованием. Оборудование передано в семьи на договорной основе во временное безвозмездное пользование. Обучение данных детей проходит по программам дополнительного образования. Обучение ведут педагоги этих же образовательных учреждений, прошедшие специальные курсы в Краснодарском краевом институте дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО). Технические возможности данного компьютерного оборудования позволяют детям использовать не только информационные Интернет-ресурсы, но и участвовать в видео-уроках в режиме он — лайн, общаться со сверстниками, получать дополнительное музыкальное и художественное образование, предпрофессиональные навыки. Во 2 этап дистанционного обучения включены 6 детей: Черников Виктор — МОУСОШ № 1, Беломестная Алина – МОУСОШ № 3, Капустин Владислав — МОУСОШ № 1, Булыгин Александр — МОУООШ № 28, Булыгин Давид — МОУООШ № 28, Михайлянц Анатолий — МОУСОШ № 5. Обрудование будет предоставлено в первой половине 2011 года. Уже формируютя списки на 3 этап дистанционного обучения, в него войдут все дети, обучающиеся на дому ( с интеллектом норма) и не имеющие противопоказаний работы на компьютере.
Так же, в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа», в крае, и в Новокубанском районе в частности, предпринимаются меры по обучению, воспитанию и социализации детей-инвалидов путём организации инклюзивного образования. Инклюзия — значит включение. Инклюзивное образование предполагает, что дети с особыми потребностями (дети-инвалиды) в полном объёме участвуют в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Согласно совместного приказа департамента образования и науки Краснодарского края и департамента здравоохранения Краснодарского края от 28.07.2010 г. № 2527/2045 в районе создана межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное образование. В состав данной комиссии входят заместитель главного врача по КЭР, зам.главного врача по детству и родовспоможению, специалист управления образования, ответственный за работу с детьми-инвалидами, председатель ПМПК. В этом году в инклюзивное образование включены 3 детей — инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДДП):
1.Галюнин Михаил-МОУООШ № 25
2.Богумилов Евгений-МОУСОШ № 17
3.Ткаченко Валерия- МОУСОШ № 1
В школах созданы условия для обучения данных детей, а именно: обучение на 1 этаже , освобождение от уроков физкультуры и исключение работ с нагрузкой на нижние конечности. Заседание комиссии планируется 2 раза в год и внеочередные заседания. Первое заседание состоялось в августе 2010 года. Второе запланировано на январь.
В образовательных учреждениях проводятся декады инвалидов с целью социализации детей-инвалидов. В рамках декады проводятся родительские собрания, классные часы, тематические линейки, круглые столы, участие в акции «Цветик-семицветик», просветительская работа среди педагогических коллективов. Социально-педагогическую адаптацию детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях обеспечивают школьные психолого-медико-педагогические консилумы.
В настоящее время в каждом муниципальном образовании определены базовые школы для организации обучения в них детей-инвалидов, в первую очередь, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В нашем районе такой школой определена МОУГ № 2. При желании родителей и детей в такой школе могут обучаться дети-инвалиды колясочники.
Дети-инвалиды находятся под особым контролем в каждом образовательном учреждении. В районе существует электронный банк данных детей-инвалидов, который корректируется ежемесячно.
Вместе с тем существует ряд проблем при организации работы с детьми-инвалидами. Во-первых, это невозможность реконструкции старых зданий, отсутстви

firstjurist.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о