9. Законодательная, исполнительная и судебная власти
Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.
Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.
Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.
Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.
Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.
studfiles.net
91. Законодательная, исполнительная, судебная власть
Законодательным органом федерации является Национальный конгресс. Он состоит из Палаты депутатов и Сената.
Палата депутатов избирается на четыре года по пропорциональной избирательной системе. В результате использования пропорциональной системы выборов в палате депутатов представлены несколько партий.
Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, сенаторов и их заместителей (по три сенатора и по два заместителя каждого сенатора).
Полномочия Парламента разделены на две группы: вопросы, которые он решает с санкции Президента, и вопросы, которые он решает самостоятельно. К первой группе вопросовотносятся:
– система налогообложения;
– регулирование вооруженных сил;
– национальные планы;
– соединение или разделение территорий и штатов;
– создание министерств и других органов публичной администрации;
– создание прокуратуры, административных судов, амнистия и др.
Без санкции Президента Национальный конгресс вправе окончательно решать вопросы о международных соглашениях, о проходе иностранных войск через национальную территорию; он уполномочивает Президента решать вопросы войны и мира, дает разрешение на федеральную интервенцию в штат, утверждает инициативы государственной власти по ядерным программам, акты исполнительных органов, которые изданы на основе регламентарной власти или делегирования законодательных полномочий, дает разрешение Президенту и Вице-президенту покинуть страну на срок более 15 дней и т. д. Парламент имеет контрольные полномочия в отношении исполнительной власти, но эти полномочия невелики.
Исполнительная власть принадлежит Президенту республики, которому помогают министры. Министры образуют Кабинет, заседающий под председательством Президента и являющийся его совещательным органом. Президент избирается на четыре года прямым голосованием граждан по мажоритарной системе абсолютного большинства.
Президент самостоятельно назначает министров; руководит всей федеральной администрацией; подписывает и опубликовывает законы; имеет право вето; издает декреты и регламенты в сфере исполнительной деятельности; издает акты, имеющие силу закона; руководит отношениями с иностранными государствами; подписывает международные соглашения. Президент – верховный главнокомандующий.
Наряду с Вице-президентом и министрами Президенту помогают в работе два важных совещательных органа: Совет республики и Совет национальной обороны.
В Бразилии существуют две судебные системы – федеральная и штатов. Судебная система федерации и судебная система штатов включают суды общей юрисдикции (общие суды) и несколько видов специальных судов. Высший орган судебной власти – Федеральный верховный суд.
Общие суды в федерации – это Федеральный верховный суд, Высокий суд правосудия, суды в федеральных судебных округах и территориях, другие общие суды. Специальные федеральные суды – суды по трудовым делам, избирательные суды, военные суды и др.
Занятие должности федерального судьи осуществляется в результате публичного конкурса, в котором участвует организация адвокатов Бразилии. Судьями и прокурорами могут быть назначены лица, имеющие 10-летний опыт юридической практики. Высшие суды имеют организационные права по отношению к низшим: они вправе изменять число низших судов и число их членов. Административные и дисциплинарные вопросы судебного корпуса решает особый орган – магистратура. Суды финансируются по особой статье бюджета, распределение средств в пределах этой статьи осуществляется самими судебными органами.
studfiles.net
9. Законодательная, исполнительная и судебная власти
Основным принципом организации деятельности государственной власти современного правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет с одной стороны верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной. Каждая из этих властей занимает свое место в системе власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, круг основных полномочий каждой ветви власти ограничен. Их взаимопроникновение возможно только в «пограничных» областях и только на основаниях и в случаях предусмотренных законами. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Конституция должна исключать такую возможность. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она так же не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность, образуя единый политический организм. Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей.
Законодательная власть — устанавливает правовые основы (создает законы), а, следовательно, устанавливает основные направление внутренней и внешней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти. Главенствующее положение законодательных органов обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает им общеобязательный характер. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов.
Исполнительная власть — в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность происходит в рамках законов, органы исполнительной власти несут ответственность перед представительной властью, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций.
Судебная власть — призвана охранять право, правовые устои государства, правосудие осуществляется только судебными органами. Независимость и законность правосудия является гарантиями прав и свобод граждан. Никто не может присвоить себе функции правосудия, в своей деятельности суд руководствуется только законом и не зависит от субъективных влияний. С одной стороны суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, а с другой осуществляет правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых устоев со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
В ряде стран функцию правового контроля выполняют конституционные суды. Своей деятельностью они гарантируют верховенство конституции. В США эта функция возложена на Верховный суд, в РФ — на Конституционный суд РФ.
Элементами организационно-правового выражения принципа разделения властей являются: ограниченный срок полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с постом в исполнительной власти, право вето на законопроекты, право роспуска парламента, контроль народа за законодательной властью в форме выборов, независимость судей и т.д.
studfiles.net
Законодательная, исполнительная и судебная юрисдикция
Законодательная юрисдикция относится к верховенству конституционно признанных органов государственной власти устанавливать общеобязательные правовые нормы на территории данного государства. Действие таких нормативно-правовых актов при определенных условиях может распространяться за рубежом. Государство имеет законодательную исключительность во многих областях. Например, государство устанавливает общие правила организации деятельности различных органов власти таких как суды, но никоим образом не может оказывать влияние на порядок осуществления иностранного судопроизводства. Даже если национальный суд может отказать в признании судебного решения иностранного суда на основании явной предвзятости, национальные нормы не могут быть затем перенесены с целью изменения процессуальных условий проведения разбирательства в иностранном суде.
Международное право признает, что государство может взимать налоги с лиц, находящихся за пределами территории этого государства, пока существует какая-либо реальная связи между государством и предлагаемым налогоплательщиком, например, гражданская принадлежность или постоянное место жительства. Государством может быть национализировано имущество, находящееся в иностранной собственности, расположенное в его территориальных пределах, но оно не в праве претендовать на имущество, находящееся в иностранной собственности, расположенное за границей. Очевидно, что такое решение не может быть исполнено за рубежом, но рассматривается здесь как предписывающая юрисдикция или способность принимать действующие законы.
Вопрос о том, насколько суд будет учитывать иностранное законодательство вызывает трудности главным образом в рамках международного частного права, но на практике редко встречается ситуация, когда одно государство обеспечивает исполнение штрафных санкций или налоговых норм другого государства.
Несмотря на невозможность отрицания законодательного верховенства государства, оно может быть оспорено. Государство, которое принимает законы, противоречащие положениям международного права, например, в отношении обращения с иностранцами или иностранной собственностью внутри страны, само по себе несет ответственность за нарушение норм международного права на международной арене и, несомненно, столкнется с протестами и другими действиями со стороны иностранного государства. Также возможно, что государство, которое злоупотребляет законодательно закрепленными правами владения для своих граждан, находящихся за границей, могут быть признаны виновны в нарушении международного права. Например, если Франция регламентирует своих граждан, проживающих за рубежом, ездить только на французских марках автомобилей, это, безусловно, явилось бы нарушением суверенитета и независимости государств, в которых проживают эти граждане, и представляло бы собой незаконное осуществление французской законодательной юрисдикции.
Исполнительная юрисдикция имеет отношение к способности государства действовать в пределах территории другого государства. Поскольку государства являются независимыми друг от друга и имеют территориальный суверенитет, то отсюда следует, что в целом государственные должностные лица не могут выполнять свои функции на территории иностранного государства (при отсутствии выраженного согласия со стороны государства пребывания) и не могут обеспечивать соблюдение законов своего государства на иностранной территории. Это также противоречит международному праву, касающемуся государственных служб по задержанию лиц или аресту имущества за рубежом. Захват нацистского преступника Эйхмана израильскими агентами в Аргентине в 1960 году является наглядным примером нарушения территориального суверенитета Аргентины и незаконного осуществление израильской юрисдикции. Аналогичным образом, несанкционированное проникновение в состав вооруженных сил другого государства, несомненно, является преступлением в соответствии с международным правом.
Судебная юрисдикция касается полномочий судов той или иной страны на рассмотрение дел, осложненных иностранным фактором. Есть целый ряд причин, на основании которых суды государства могут считать себя в праве осуществлять такую юрисдикцию. В уголовных делах они варьируются от территориального принципа до принципа универсальности, а по гражданским делам от простого присутствия ответчика в стране до принципа гражданства и постоянного местожительства. Судебная юрисдикция – самый обсуждаемый аспект юрисдикции, а уголовные вопросы являются наиболее важным ее проявлением.
interlaws.ru
Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие
РЕФЕРАТ
по теме: «Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие»
1. Законодательная и судебная власть во взаимодействии
Законодательная власть разрабатывает, принимает и издает законы для того, чтобы были урегулированы все возможные отношения, возникающие в обществе. Если законы не исполняются, ненадлежаще исполняются или преступаются, в действие вступают системы, существующие для принуждения к исполнению законов, изданных от имени большинства народа. Порой и принуждающие к исполнению законов бывают не правы. Тогда дело доходит до судебной защиты. И получается, что законодательная власть принимает и утверждает законы, а суды должны данные законы применять, и только? А как в действительности?
Отсутствие в бывшем Советском Союзе судебного органа, специально предназначенного для контроля за конституционностью законодательных актов, естественно, не способствовало традиционному для других государств почтительному отношению к такого рода судебной инстанции. Досадно было сознавать, что наши депутаты, обсуждая и принимая проекты законов, исходят только из собственных представлений, чувствуя никем и ничем не ограниченную свободу действовать так, как им, носителям высшей власти, кажется полезно и целесообразно. В то время, как в Соединенных Штатах, конгрессмены, разрабатывающие законопроект, постоянно прикидывают в уме, как к этому закону отнесется могущественная «девятка» – члены Верховного Суда США. Учитываются личные качества каждого верховного судьи: его политическая ориентация, симпатии и антипатии, голосование по предыдущим решениям, черты характера и даже цвет кожи. Ибо от Верховного Суда США в конечном счете зависит, быть или не быть закону. Судьи могут согласиться с ним, но могут и признать его неконституционным со всеми вытекающими из этого последствиями.
Похоже, что после трагических событий октября 1993, введения в действие новой Конституции и учитывая нелегкий, длившийся почти полгода спор между Президентом и членами Совета Федерации по поводу буквально каждого нового кандидата в судьи Конституционного Суда, главе государства и нашим парламентариям придется теперь, смирив гордыню и отбросив амбиции, думать о судьбе принимаемого ими каждого правового акта с точки зрения возможной его проверки судьями высшего органа конституционного контроля. Как мы смогли убедиться, сравнительно короткое время, прошедшее с начала функционирования Конституционного Суда в расширенном составе, дало уже немало фактов, свидетельствующих о том, что Российская Федерация приобрела наконец учреждение, которое в состоянии реально подправить и законодательную, и президентскую власти, когда они пытаются выйти за рамки, отведенные им Конституцией, присвоить себе полномочия, им не принадлежащие. Концепция разделения властей, система сдержек и противовесов последовательно и все более органично вживаются в российскую государственность.
На текущем перестроечном этапе трудно лучше, понятнее и объемнее сказать, чем только что было описано. Однако есть смысл шире раскрыть взаимодействие между законодательной и судебной властью.
Долгое время в связи с отсутствием присутствия принципа разделения властей не существовало среди множества функций государства функции конституционного контроля за конституционностью законов и иных нормативных актов. Президиум Верховного Совета СССР, за которым согласно п.4 ст.121 Конституции СССР 1977 года была закреплена такая функция, ее не культивировал и не развивал. Это и понятно, Верховный Совет СССР должен был принимать законы, а его Президиум ревизовать и давать «разгромные» предложения. Не логично. Даже лучше для Верховного Совета (только для него), что эта функция не работала.
Комитет конституционного надзора, утвержденный в 1990 году, не успел развить функцию и показать свою деятельность, т.к. последовавшие политические и связанные с «переоборудованием» государственности события, помешали это сделать. Избранный в октябре 1991 года Конституционный Суд Российской Федерации получил большие полномочия и проявил функцию конституционного контроля и уже в январе 1992 года, проверяя конституционность Указа Президента Российской Федерации усмотрел, что объединение Министерства безопасности и Министерства внутренних дел в единое ведомство опасно и создает угрозу правам и свободам человека и гражданина и этот указ не соответствует Конституции.
Затем последовали решения Конституционного Суда РФ, напрямую связанные с защитой прав и свобод по индивидуальным жалобам граждан, которые признали различные акты неконституционными. Они имели отношение к увольнению граждан с работы по возрасту, как дискриминирующие; к выселению граждан из жилых помещений с санкции прокурора, не подлежащей судебному обжалованию, и ряду других серьезных актов, ущемляющих и ограничивающих права и свободы граждан.
Конституционный суд не постеснялся отправить Верховному Совету России информацию 5 марта 1993 года «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации». Но деятельность его была приостановлена Указом Президента РФ. Анализ причин приостановления деятельности Конституционного Суда не предусмотрен настоящей темой, поэтому скажем, что Конституционный Суд РФ возобновил свою работу после принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года на основе Федерального конституционного закона «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.
Конституционный Суд РФ имеет несколько направлений в своей деятельности. Они отмечены в статье 125 Конституции РФ.
Конституционный суд рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации определенных правовых актов. Эти акты приведены в ч.2 ст. 125 Конституции РФ.
Речь идет о проверке конституционности федеральных законов, о проверке соответствия Конституции нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; о проверке актов субъектов Российской Федерации; конституций, уставов, иных принятых ими законов и нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению РФ или к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
В этом направлении деятельности Конституционного суда РФ находится проверка конституционности договоров: между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между органами власти субъектов Российской Федерации. Этим направлением охватывается проверка Конституционным Судом не вступивших в законную силу международных договоров Российской Федерации.
Второе направление – разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Пока что таких споров Конституционный суд не рассматривал, значит, отсутствие споров говорит о жизни в мире и согласии государственных органов всех уровней государственной власти.
Третье направление, наиболее действующее: проверка по жалобам граждан конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч.4 ст. 125 Конституции).
Многогранную функцию конституционного контроля осуществляет не только Конституционный Суд РФ. Эта стержневая функция пронизывает всю судебную систему. И каждый Суд, рассматривая конкретное уголовное, гражданское, арбитражное или иное дело вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом.
Запросы судов по поводу конституционности закона, примененного или подлежащего применению по конкретному делу входит в третье направление деятельности Конституционного суда.
Четвертым направлением деятельности Конституционного суда является толкование им Конституции Российской Федерации.
Круг субъектов, имеющих право обращаться с запросом о толковании ограничен: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации (ч.5 ст.125 Конституции). Толкование, исходящее от Конституционного Суда бесспорно обязательно для всех органов, должностных лиц и граждан, по существу акты о толковании носят нормативный характер. Поскольку Конституция имеет очень сжатый, краткий текст и соответствует пословице – «Словам тесно, а мыслям просторно», различные политические силы нередко используют ее в своих интересах, поэтому запросы о толковании Конституции поступают часто.
Пятое направление – дача Конституционным Судом заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершени
mirznanii.com
Билет
Вопрос 2. Законодательная, исполнительная и судебная власти Российской Федерации.
«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», – гласит Конституция РФ (ст. 10). Это необходимо для обеспечения подлинно демократического характера власти, недопущения чрезмерной монополизации власти одной ее ветвью, а тем более группой лиц или одним человеком. Три независимые ветви власти могут контролировать друг друга и взаимодействовать в интересах общества, граждан.
Законодательный и представительный орган в Российской федерации – Федеральное собрание, или Парламент России. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Является постоянно действующим органом власти. Палаты Федерального собрания заседают раздельно, каждая имеет свои предметы ведения.
В Совет Федерации его члены делегируются субъектами РФ, по два представителя от каждого (по одному от представительного и исполнительного органов власти).
Государственная дума состоит из 450 депутатов, половина из которых избирается по территориальным округам, а вторая половина – по партийным спискам. Срок деятельности Государственной думы – 4 года. Депутаты работают на постоянной основе, они не имеют права заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме преподавательской, творческой или научной работы.
К ведению Совета Федерации относятся:
1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
2) утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения;
3) назначение выборов Президента;
4) назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, Генерального прокурора РФ и др.
К ведению Государственной думы относятся:
1) дача согласия на назначение Председателя Правительства;
2) решение вопроса о доверии правительству;
3) назначение на должность Председателя Центробанка России, Председателя Счетной палаты;
4) объявление амнистии.
Федеральные законы принимаются Государственной думой большинством голосов. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов РФ, а также высшим органам судебной власти.
Принятый Государственной думой закон передается на рассмотрение в Совет Федерации, а от него Президенту РФ, который в течение 14 дней должен его подписать и обнародовать. Президент может отклонить закон, внести в него свои коррективы и отправить на доработку в Государственную думу.
Высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть, – это Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом страны с согласия Государственной думы, он определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает оборону и государственную безопасность страны; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения; осуществляет управление федеральной собственностью.
Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны.
Судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей. Судьи независимы и несменяемы. Они пользуются неприкосновенностью.
Во главе судебной системы стоят Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. Конституционный суд РФ – высший орган власти по защите конституционного строя – дает заключение о соответствии Конституции РФ федеральных законов, актов высших органов государственной власти, правовых актов субъектов Федерации, не вступивших в силу международных договоров РФ.
Верховный суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью районных, городских, областных судов.
Важнейшими принципами правосудия в РФ являются:
1) гласность судебного разбирательства;
2) состязательность судопроизводства;
3) обеспечение обвиняемому права на защиту;
4) презумпция невиновности;
5) равенство всех граждан перед судом и законом.
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
rikipedia.narod.ru
87. Законодательная, исполнительная и судебная власть
87. Законодательная, исполнительная и судебная власть
Законодательная власть осуществляется однопалатным Народным собранием (Парламент), избираемым гражданами по смешанной избирательной системе сроком на 5 лет. Народное собрание должно включать не менее 350 избранных и не более 10 назначенных Президентом членов. Не менее 50 % состава Парламента должны быть рабочими и крестьянами. Депутаты Парламента объединяются в партийные фракции, в Народном собрании создаются также постоянные и временные комиссии, избирается его председатель.
Парламент определяет генеральную политику государства, принимает план экономического и социального развития, бюджет государства, утверждает отчет о его исполнении, осуществляет в определенной мере контроль за деятельностью правительства и министров.
Законодательная инициатива принадлежит Президенту и любому члену Парламента. Проект закона, внесенный от имени Президента, направляется в соответствующую постоянную комиссию, а «частный билль» члена Парламента идет сначала в особый комитет и лишь потом в постоянную комиссию. Проект закона о бюджете может внести только правительство.
Народное собрание осуществляет парламентский контроль. Депутаты вправе задавать вопросы министрам на заседаниях Парламента, по предложению минимум 20 депутатов может быть начата дискуссия по публичным вопросам и политике правительства. Правительство несет солидарную ответственность перед Парламентом. Каждый министр лично отвечает за работу своего министерства. Народное собрание может лишить министров доверия, но только после интерпелляции. Предложение о недоверии в ходе интерпелляции может внести 1/10 часть членов Парламента, решение принимается большинством его членов.
Консультативный совет – совещательный орган Парламента и Президента. Этот орган состоит не менее чем из 132 членов, 2/3 из которых избираются прямыми выборами, а 1/3 назначается Президентом. Срок полномочий его членов – 6 лет, но Президент может распустить этот орган досрочно. Совет обновляется наполовину через 3 года. Запрещается совмещать мандат депутата Парламента и члена Консультативного совета.
В Египте исполнительная власть принадлежит Президенту, который является одновременно главой государства, и главой исполнительной власти, и правительству, которое характеризуется Конституцией как «высший исполнительный и административный (распорядительный) орган государства».
Президент избирается прямыми выборами гражданами государства сроком на 6 лет. Такие выборы в Египте называются референдумом. Кандидатом может быть выдвинут египетский гражданин, рожденный египетскими родителями (т. е. не натурализованный гражданин), не моложе 40 лет. Президент определяет общую политику государства и наблюдает за ее осуществлением, созывает Народное собрание на заседания, закрывает внеочередные заседания, вправе распустить Парламент в определенных условиях, что не присуще типичной президентской республике.
Правительство – совет министров. Руководителем правительства является Президент, в Египте есть должность премьер-министра. Премьер-министр и министры назначаются Президентом, при этом не требуется, чтобы назначенный премьер представлял Президенту кандидатуры премьера и министров своего кабинета. Члены правительства приносят клятву перед Президентом. Министр не может приобретать государственную собственность, заниматься предпринимательской деятельностью.
В Египте действуют общие суды, есть некоторые специальные суды, а также суды, специализирующиеся на отдельных категориях дел. Существует система административных судов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru