Исполнительные органы акционерного общества – 69. . (, ) /

6.3. Исполнительные органы акционерного общества

В соответствии со ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» руководство текущей деятельностью хозяйственных обществ осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).

В том случае, когда участниками общества выбирается второй вариант, т.е. одновременно единоличный и коллегиальный исполнительные органы, в уставе общества должна быть определена компетенция коллегиального исполнительного органа. О причине такого подхода законодателя мы уже говорили: формирование компетенции органов управления акционерного общества по принципу остаточной компетенции. Отметим, что прежняя редакция ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривала обязательное определение в уставе общества компетенции каждого исполнительного органа. Но в этом случае принцип остаточной компетенции при формировании компетенции единоличного исполнительного органа нарушался, поскольку в его компетенцию входили не все вопросы, не вошедшие в компетенцию коллегиального исполнительного органа, а лишь те, которые были описаны в уставе общества как компетенция единоличного исполнительного органа. Но в таком случае компетенция единоличного исполнительного органа реально ограничивалась. При необходимости решения вопроса, полномочия на решение которого предусматривались уставом, возникал тупик. В соответствии с новой редакцией Закона этого не происходит, поскольку Закон требует определение компетенции в уставе только для коллегиального органа управления. При наличии в обществе двух исполнительных органов — коллегиального и единоличного — лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества.

Таким образом, к компетенции исполнительных органов общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета) общества, если уставом общества предусмотрено его образование.

Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров и соответственно обязаны выполнять их решения, а также организовывать их выполнение.

Единоличный исполнительный орган акционерного общества

Согласно ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) образуется общим собранием общества на срок, определенный уставом общества. Вместе с тем уставом образование единоличного исполнительного органа может быть отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 65 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор) может быть избран или назначен как из состава акционеров общества, так и из иного круга лиц. Правда, в последнем случае согласно ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган, участвуя в общем собрании участников общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, имеет право только совещательного голоса. В акционерном обществе этот вопрос никак не регламентирован, но, очевидно, его решение возможно в том же порядке.

Необходимо отметить еще одну особенность. В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо. Единственным исключением является случай, когда общество передает полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, в роли которого выступает коммерческая организация *(188).

Кодекс корпоративного поведения рекомендует на должность генерального директора общества назначать лиц, имеющих квалификацию как в сфере деятельности общества, так и в сфере управления.

Конкретные требования к генеральному директору общества рекомендуется установить уставом или иными внутренними документами общества.

Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются ФЗ «Об акционерных обществах», иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым им с обществом. Согласно рекомендациям Кодекса корпоративного поведения в договор желательно включать максимально подробный перечень прав и обязанностей генерального директора.

В договоре рекомендуется, среди прочего, закрепить основания прекращения договора, а также обязанность данного лица заблаговременно уведомлять общество об увольнении по собственному желанию, процедуру передачи дел вновь назначаемому генеральному директору, обязанность не разглашать конфиденциальную и инсайдерскую информацию во время работы в обществе и после увольнения, возможность занятия должностей в иных организациях в период исполнения обязанностей генерального директора (члена правления) общества.

Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом).

Но здесь возникает вопрос: кто должен утверждать условия (содержание) этого договора? Из нормы абз. 2 п. 3 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» совершенно не очевидно (хотя должно быть очевидным), что указанный договор должен быть утвержден советом директоров (наблюдательным советом).

На наш взгляд, целесообразно предусмотреть указанный порядок утверждения условий договора в ФЗ «Об акционерных обществах», поскольку в таком случае отношения между единоличным исполнительным органом и обществом будут по преимуществу основаны не на трудовом, а на гражданско-правовом договоре. Указанное положение рассматривается нами как принципиальное, поскольку имеются опасения, что трудовое законодательство создаст препятствия для увольнения работников без каких-либо оснований даже в случаях их перевода на другую должность

*(189). Можно предположить, что до внесения изменений в законы по этому вопросу ситуация разрешается, если напомнить, что компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества является открытой. Соответственно путем внесения этого вопроса в компетенцию совета директоров можно устранить возникшую трудность.

Согласно п. 2 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный орган общества:

* без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы;

* совершает сделки от имени общества;

* утверждает штаты;

* издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Как мы видим, в Законе не содержится исчерпывающий перечень полномочий единоличного исполнительного органа общества.

Вместе с тем интересно представить круг основных вопросов, с которыми, как правило, имеют дело единоличные исполнительные органы. К ним могут быть отнесены:

* осуществление оперативного руководства производственно-хозяйственной деятельностью общества;

* обеспечение выполнения решений общего собрания акционеров общества и совета директоров (наблюдательного совета) общества;

* представление на утверждение общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества персонального состава коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и других) общества;

* представление на утверждение собрания внутренних документов, определяющих порядок деятельности единоличного и коллегиального исполнительных органов общества;

* составление и утверждение штатного расписания, прием на работу и увольнение работников общества, заключение от имени общества трудовых контрактов, установление должностных окладов, принятие мер поощрения и взыскания;

* издание приказов, распоряжений и других актов по вопросам, входящим в компетенцию единоличного исполнительного органа;

* заключение договоров, соглашений, контрактов от имени общества, выдача доверенностей на их совершение, открытие счетов в банках, совершение иных действий в интересах общества;

* распоряжение имуществом общества на сумму, не превышающую 10% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки;

* принятие решений о привлечении к имущественной ответственности работников общества, о предъявлении от имени общества претензий и исков к юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством;

* несение персональной ответственности за состояние учета и отчетности, договорной, платежной и трудовой дисциплины, а также за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием).

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (абз. 4 п. 3 ст. 69) содержит специальную норму, направленную на ограничение совмещения лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, должностей в органах управления других организаций. Такое совмещение допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Вместе с тем акционеры вправе ожидать, что генеральный директор проявит свои личные качества и профессиональную квалификацию в ежедневном руководстве обществом. Очевидно, этому может препятствовать занятость генерального директора на других должностях, а также осуществление им иной деятельности, которая будет отнимать у него значительное время и тем самым препятствовать выполнению им своих обязанностей.

В этой связи Кодексом корпоративного поведения рекомендуется предусмотреть в уставе общества требование, согласно которому генеральный директор не имеет права осуществлять никакую иную деятельность помимо руководства текущей деятельностью общества. Это положение должно быть указано в договоре, заключаемом с генеральным директором. Исключением из этого правила является членство генерального директора с согласия общества в советах директоров иных юридических лиц, если это необходимо для обеспечения интересов общества, например в советах директоров дочерних обществ. В любом случае генеральный директор должен иметь достаточно времени для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по руководству обществом.

Достаточно болезненно на практике решаются вопросы досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа.

Согласно прежней редакции п. 4 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров могло в любое время расторгнуть договор с единоличным исполнительным органом, что определялось положениями п. 3 той же статьи, которая устанавливала: на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом действия законодательства о труде распространяются в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона. Этими положениями фактически и ограничивалась старая редакция ФЗ «Об акционерных обществах» в регулировании вопроса о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа. В новой редакции Закона эти вопросы урегулированы более детально. Во-первых, абз. 1 п. 4 ст. 69 предусматривает, не расторжение договора с единоличным исполнительным органом, а досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа. На наш взгляд, новая формулировка более корректна, поскольку более четко отражает правовой механизм происходящего в связи с принятием общим собранием акционеров или советом директоров решения по этому вопросу. Кроме этого такая формулировка в полной степени корреспондируется со ст. 48 и 65 ФЗ «Об акционерных общества», в которых при определении компетенции соответственно общего собрания и совета директоров речь идет именно о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, а не о расторжении договора с ним.

Во-вторых, у совета директоров (наблюдательного совета) общества появляется право принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа. Правда, возможность возникновения и реализации этого права советом директоров (наблюдательным советом) связана с рядом одновременно выполняемых обязательных условий:

1) если образование исполнительных органов — это вопрос, решение которого отнесено уставом общества к компетенции общего собрания акционеров;

2) если это право предусмотрено уставом общества;

3) наряду с принятием решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа совет директоров обязан принять еще два решения: а) об образовании временного единоличного исполнительного органа и б) о проведении внеочередного общего собрания акционеров;

4) повестка внеочередного общего собрания акционеров должна предусматривать два вопроса: а) о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и б) об образовании нового единоличного исполнительного органа.

В-третьих, регулируется ситуация, когда образование единоличного исполнительного органа осуществляется общим собранием акционеров, а единоличный исполнительный орган не может исполнять свои обязанности. В этом случае совет директоров в безусловном порядке *(190) вправе принять решение об образовании временного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа и об образовании нового исполнительного органа.

В условиях второй и третьей ситуаций решения принимаются советом директоров (наблюдательным советом) большинством в три четверти голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества без учета голосов выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета).

Временные исполнительные органы, образованные решением совета директоров (наблюдательного совета), осуществляют руководство текущей деятельностью общества в пределах компетенции исполнительных органов общества. При этом Законом предусмотрена возможность ограничения уставом общества компетенции временных исполнительных органов по сравнению с компетенцией единоличного исполнительного органа (абз. 6 п. 4 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах»).

studfiles.net

Исполнительные органы управления акционерным общество Понятие исполнительного органа управления

Исполнительный орган управления акционерным обществом — это орган непосредственного управления, создаваемый по решению общего собрания и/или совета директоров, функции которого установлены по закону и по уставу.

Исполнительные органы управления акционерным обществом несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему в результате их действий или бездействия.

Виды исполнительных органов управления. Согласно закону исполнительные органы управления акционерным обществом могут существовать по отдельности или одновременно в двух формах:

  • единоличный исполнительный орган управления — директор, генеральный директор;

  • коллегиальный исполнительный орган управления — правление, дирекция.

Если уставом акционерного общества предусмотрено наличие сразу обоих исполнительных органов управления, то в уставе компетенция каждого из них должна быть четко прописана. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа управления.

Образование и прекращение деятельности исполнительных органов управления

Исполнительные органы управления акционерным обществом создаются по решению собрания его акционеров или эти полномочия могут быть переданы им совету директоров.

Общее собрание акционеров или совет директоров, если уставом общества образование исполнительных органов управления отнесено к его компетенции, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа.

В случае если образование исполнительных органов управления осуществляется общим собранием, то уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации. Одновременно с принятием этих решений совет директоров должен принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении его полномочий и об образовании нового исполнительного органа общества.

Создание временного единоличного исполнительного органа управления может быть продиктовано обстоятельствами, когда прежние единоличный исполнительный орган общества или управляющая организация не могут выполнять свои обязанности. В этом случае также решение о создании временного единоличного исполнительного органа общества сопровождается одновременным принятием решения о проведении внеочередного собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов управления и выборах нового единоличного исполнительного органа управления. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа общества и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа управления могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Условия заключаемого договора утверждаются советом директоров общества.

Применительно к отдельным видам акционерных обществ предусмотрено, что исполнительным органом управления может быть только управляющая организация. Так, согласно п. 7 указа Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» управляющим инвестиционного фонда может быть только юридическое лицо с соответствующей лицензией ФСФР.

Компетенция генерального директора акционерного общества. Генеральный директор без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе:

  • обеспечивает выполнение решений общего собрания;

  • осуществляет оперативное руководство деятельностью общества;

  • осуществляет текущее планирование;

  • составляет и утверждает штатное расписание;

  • осуществляет прием и увольнение на работу сотрудников;

  • издает приказы и распоряжения;

  • заключает договора, соглашения, контракты, открывает счета, выдает доверенности, осуществляет материально-финансовые операции в объеме, не превышающем 25% от стоимости активов акционерного общества;

  • предъявляет претензии и иски от имени общества и т. п.

studfiles.net

📌 Исполнительные органы акционерного общества


Исполнительные органы акционерного общества

Исполни́тельный о́рган о́бщества — орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению хозяйственным обществом.

Российское право разделяет:

  • единоличный исполнительный орган — должностное лицо, действущее от имени общества на основании Устава общества и обладающее правом осуществлять правоспособность этого общества по всем вопросам, не отнесенным к компетенции других органов общества;
  • коллегиальный исполнительный орган — группа лиц-высших менеджеров хозяйственного общества во главе с единоличным исполнительным органом, коллегиально принимающих решение по вопросам, по которым в соответствии с Уставом общества единоличный исполнительный орган имеет право принимать решения только с согласия коллегиального испонительного органа.

В зависимости от положений Устава общества единоличный и коллегиальный исполнительный органы назначаются либо общим собранием участников хозяйственного общества, либо Советом директоров (наблюдательным советом).

Термин «исполнительный орган» является термином-гиперонимом (то есть обобщающим названием) для различных фактических наименований этого органа хозяйственных обществ. В российской практике наиболее употребительные названия для единоличного исполнительного органа — Генеральный директор, Президент, Директор, Председатель правления и др.; для коллегиального исполнительного органа — Правление, Дирекция и др. В связи с тем, что российское законодательство не закрепляет за указанными органами унифицированное наименование, учредительные документы хозяйственных обществ должны устанавливать наименование исполнительного органа.

Возможна также передача полномочий исполнительных органов управляющей компании или управляющему. Этот вариант часто употребляется в холдинговых компаниях для управления дочерними обществами. Часто одна компания может управлять несколькими дочерними обществами. Например РАО «ЕЭС России» объединило некоторые свои компании по территориальному признаку (ОАО «Уральская энергетическая управляющая компания»), «ЮКОС» имел специализированную компанию по управлению всеми добывающими дочерними компаниями (ООО «ЮКОС ЭП») и сам управлялся управляющей компанией (ООО «ЮКОС-Москва»)

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Исполнительное устройство, Актуатор
  • Исполнитель преступления

Смотреть что такое «Исполнительные органы акционерного общества» в других словарях:

  • Акционерное общество — (Joint stock company) Понятие акционерного общества, виды акционерных обществ Информация о понятии акционерного общества, виды акционерных обществ, права и деятельность акционерных обществ Содержание Содержание Акционерная , акционерное общество… …   Энциклопедия инвестора

  • Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… …   Энциклопедия инвестора

  • Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и …   Энциклопедия инвестора

  • Фондовый рынок — (Stock market) Фондовый рынок это рынок ценных бумаг Фондовый рынок: понятие, структура, ценные бумаги, мировые рынки США и России Содержание >>>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Банк — (Bank) Банк это финансово кредитное учреждение, производящее операции с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами Структура, деятельность и денежно кредитной политика банковской системы, сущность, функции и виды банков, активные и… …   Энциклопедия инвестора

  • Газпром нефть — (Gazprom neft) Компания Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Информация о компании Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Содержание Содержание «»… …   Энциклопедия инвестора

  • АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — (АО) хозяйственное общество, образованное лицами, объединившими свое имущество и денежные средства в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, закрепленных ценными бумагами, акциями. АО коммерческая организация,… …   Энциклопедия юриста

  • Общество с ограниченной ответственностью — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов …   Википедия

  • Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… …   Энциклопедия инвестора

  • Чехословакия — (Československo)         Чехословацкая Социалистическая Республика, ЧССР (Československa socialisticka republika, ČSSR).          I. Общие сведения          ЧССР социалистическое государство в Центральной Европе. Расположено на водоразделе Дуная …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Глава 4. Исполнительные органы акционерных обществ

4.1. Компетенция исполнительных органов акционерных обществ

Ранее уже говорилось, что и законодательство предусматривает возможность создания в акционерном обществе несколько разновидностей исполнительных органов, причем имеется расхождение между ГКиЗакономоб АО в отношении структуры исполнительного органа в конкретном акционерном обществе. Напомним, чтоп. 3 ст. 103ГК допускает три возможных варианта существования исполнительных органов: единоличный, единоличный и коллегиальный и только коллегиальный. СогласноЗаконуоб АО возможны лишь два первых варианта. Подобное противоречие, несомненно, должно быть устранено <1>.

———————————

<1> Предлагаемый нами вариант см. в гл. 1.2.

Наименование «исполнительные» для органов управления акционерным обществом в законодательстве зарубежных стран, как правило, не используется. Кроме России такие термины применяются также в венгерском Законе о хозяйственных обществах, где совет директоров является исполнительным органом <1>, и в украинских Гражданском кодексе <2> и в Законе о хозяйственных товариществах <3>. Однако это не означает, что за рубежом отсутствуют органы, схожие по своим функциям с исполнительными органами. Например, во Франции это административный совет или дирекция (в зависимости от избранной модели управления), в США и Англии — совет директоров.

———————————

<1> См.: абз. 4 § 285 венгерского Закона о хозяйственных обществах (Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью: Сборник зарубежного законодательства / Сост. В.А. Туманов. М., 1995. С. 234).

<2> См.: ст. 161.

<3> См.: ст. 47.

В связи с этим еще раз подчеркнем, что российское акционерное законодательство устанавливает достаточно громоздкую систему управления и фактически у нас действуют два исполнительных органа: совет директоров (наблюдательный совет) и собственно исполнительные органы. Поэтому неудивительно, что исследователи вынуждены при анализе соответствующих положений законодательства различных государств сравнивать полномочия директоров и управляющих, с одной стороны, и совета директоров и исполнительных органов — с другой <1>.

———————————

<1> Именно подобным образом при сравнении органов управления компаний Англии и российских акционерных обществ поступила Ю.Л. Петровичева (см.: Петровичева Ю.Л. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. М., 2002. С. 124 — 150).

Как мы уже выяснили, структура исполнительных органов определяется уставом конкретного акционерного общества. В том случае, если устав предусматривает наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, необходимо четко распределить компетенцию между ними. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа <1>.

———————————

<1> См.: абз. 2 п. 1 ст. 69Закона об АО.

Подобное указание Законапозволило сделать вывод, что законодатель в этом случае исходит из единства исполнительного органа, т.е. единоличный исполнительный орган фактически действует как составная часть коллегиального исполнительного органа <1>. Однако, на наш взгляд, это утверждение не совсем верно, потому что не случайно Закон все-таки четко устанавливает, что компетенция между двумя разновидностями исполнительных органов при одновременном существовании должна быть разделена. Тем более нельзя согласиться с обоснованием того тезиса, которое приводят названные авторы. Они утверждают, что о единстве исполнительного органа свидетельствует то, что решения, принятые коллегиальным исполнительным органом, реализуются не иначе как через действия единоличного исполнительного органа <2>. Если согласиться с этим, то можно сделать вывод о единстве всех органов общества, так как решения всех органов управления реализуются, как правило, через действия единоличного исполнительного органа, ведь именно этот орган без доверенности действует от имени общества. Такой вывод является неверным, так какЗаконоб АО устанавливает относительную самостоятельность органов акционерных обществ, выражающуюся в том, что решения каждого из органов принимаются только в пределах его компетенции.

———————————

<1> См.: Мозолин В.П., Юденков А.П. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах». М., 2002. С. 315.

<2> См.: Там же.

Одной из новелл Законаоб АО в редакции ФЗ от 7 августа 2001 г. является то, что теперь в некоторых случаях совет директоров (наблюдательный совет) общества может принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) даже в том случае, если образование исполнительных органов уставом отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Дополнения объективно назрели, так как ранее возникали ситуации, когда по каким-либо причинам единоличный исполнительный орган не мог осуществлять свою деятельность либо осуществлял ее неэффективно. Каким-либо образом оперативно повлиять на сложившуюся ситуацию у совета директоров не было возможности. Возникала необходимость созывать внеочередное общее собрание, а это, как известно, требует времени.

Законоб АО различает две ситуации применительно к рассматриваемому вопросу:

1) совет директоров (наблюдательный совет) вправе в любое время приостановить полномочия единоличного исполнительного органа. Причем основания для этого могут быть самые разные, так как в Законе ничего конкретного об этом не говорится;

2) другой случай рассчитан на ситуации, когда единоличный исполнительный орган или управляющая организация (управляющий) не могут исполнять свои обязанности. Это могут быть самые разные обстоятельства (длительная болезнь, смерть, переход на государственную службу, осуждение к лишению свободы и т.п. лица, занимающего указанные выше должности). Однако и в этот раз Законне называет даже примерного перечня таких обстоятельств.

Как в том, так и в другом случае одновременно с принятием решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа совет директоров должен принять решение о назначении временного исполнительного органа и назначить внеочередное общее собрание акционеров, повестка дня которого должна в этом случае содержать вопросы: о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, о назначении нового единоличного исполнительного органа или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему).

Перейдем к рассмотрению компетенции исполнительного органа акционерного общества. Прежде всего нужно отметить, что исполнительные органы (в СССР это директор предприятия) всегда играли в нашей стране значительную роль.

Согласно п. 2 ст. 69Закона об АО в компетенцию исполнительного органа входит решение вопросов руководства текущей деятельностью общества. Однако что понимается под текущей деятельностью, в Законе об АО не конкретизируется.

В литературе также нет единого мнения по данному вопросу. Зачастую просто констатируется, что исполнительные органы руководят текущей деятельностью, не раскрывая, что к таковой относится <1>. По мнению В.П. Мозолина и А.П. Юденкова, содержание руководства текущей деятельностью охватывает юридические и фактические действия, совершаемые исполнительными органами во внутренней и внешней сфере деятельности общества. Причем круг вопросов, относящихся к компетенции исполнительного органа, определяется методом изъятия из него вопросов, составляющих компетенцию общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества <2>.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарийк Федеральному закону «Об акционерных обществах» в новой редакции (под ред. М.Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации — Издательство Тихомирова М.Ю., 2007.

<1> См.: Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 341; Лаптев В.В. Акционерное право. М., 1999. С. 87; Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: Правовой аспект. М., 2001. С. 280 и др.

<2> См.: Мозолин В.П., Юденков А.П. Указ. соч. С. 316.

Подобный подход не является удовлетворительным. Слово «текущая» характеризует определенную, обладающую какими-то признаками деятельность. Если же придерживаться точки зрения, предложенной указанными авторами, то получается, что с момента передачи вопроса на рассмотрение совета директоров он к текущей деятельности уже не относится.

При раскрытии понятия «текущая деятельность» нужно исходить из того, что в русском языке одно из значений слова «текущий» — относящийся к очередным, повседневным делам, нуждам, обязанностям <1>. То есть с текущими делами общество встречается каждый день своей работы. Отсюда вытекает, что в отличие от других органов управления исполнительные органы выполняют свои функции постоянно.

———————————

<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 704.

Так как законодательство определяет компетенцию исполнительных органов лишь в общем виде, большое значение в этом смысле должно отводиться локальным актам общества. Вообще российская практика пошла по пути детализации компетенции исполнительных органов во внутренних документах акционерного общества. Исследователи отмечают, что во многих компаниях, таких, как «Лукойл», «Татнефть», «Ленэнерго», компетенция исполнительных органов детализирована <1>.

———————————

<1> См.: Макаревич О. Доклад на 4-м заседании круглого стола по вопросам корпоративного управления в России. М., 2001. С. 10 — 11 // www.corp-gov.ru.

Какие же вопросы могут быть отнесены локальными актами к компетенции исполнительных органов? Так, Т.В. Кашанина выделяет 21 вопрос, который относится к компетенции генерального директора <1>.

———————————

<1> См.: Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., 1999. С. 484 — 486.

С.Д. Могилевский и М.Г. Ионцев к числу вопросов, которые входят в компетенцию единоличного исполнительного органа, относят:

— обеспечение выполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества;

— текущее руководство производственно-хозяйственной деятельностью общества;

— прием на работу и увольнение сотрудников, заключение трудовых договоров, установление размера заработной платы, применение мер поощрения и наложение взысканий;

— издание приказов, распоряжений по вопросам, входящим в компетенцию единоличного исполнительного органа;

— заключение договоров от имени общества, выдача доверенностей на их совершение <1>.

———————————

<1> См.: Могилевский С.Д. Акционерные общества. М., 1998. С. 142; Ионцев М.Г. Акционерные общества. Ч. 2. М., 2002. С. 62 — 63.

В.П. Мозолин и А.П. Юденков отмечают, что в задачи исполнительного органа входят:

— материальное и организационное обеспечение деятельности общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета) общества, реализация принятых ими решений;

— организация производственной деятельности общества, включая управление рабочей силой, ведение бухгалтерского учета, хранение правоустанавливающих и иных документов общества;

— совершение от имени общества действий, направленных на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей общества <1>.

———————————

<1> См.: Мозолин В.П., Юденков А.П. Указ. соч. С. 316.

Высказываниям всех указанных выше авторов (за исключением, пожалуй, В.П. Мозолина и А.П. Юденкова) присущ такой недостаток, как отсутствие попытки дать классификацию вопросов, отнесенных к ведению исполнительных органов общества.

Прежде всего нужно отметить, что в том случае, если в обществе создаются одновременно и единоличный, и коллегиальный исполнительные органы, устав должен разграничить их компетенцию. При этом необходимо учитывать специфику правового положения единоличного исполнительного органа — это единственный орган общества, который формирует волю общества, а также изъявляет ее вовне. Поэтому некоторые вопросы могут относиться к компетенции только единоличного исполнительного органа. Они могут быть разделены на две группы. Во-первых, это вопросы, связанные с «внешней» деятельностью акционерного общества. Сюда относятся заключение сделок от имени общества, а также представление его интересов в отношениях с другими субъектами гражданского права, органами государственной власти и местного самоуправления. Причем соответствующие действия совершаются им без доверенности.

Все остальные лица для получения права выступать от имени общества в гражданском обороте должны получать доверенность. Никакие другие лица (в том числе и акционеры и лица, занимающие другие должности в обществе) от имени общества выступать не могут. В связи с этим не совсем понятной выглядит позиция Президиума ВАС РФ, из Постановлениякоторого следовало, что сделки могут быть заключены и иным должностным лицом общества — в том случае, когда руководитель находится в командировке, на время которой он назначил исполняющим свои обязанности другое лицо <1>. В другомПостановленииэтот орган указал, что назначение директором на время своего отпуска другого работника исполняющим обязанности директора не противоречит ни уставу, ни закону <2>.

———————————

<1> См.: ПостановлениеПрезидиума ВАС РФ от 9 февраля 1999 г. N 6164/98.

<2> См.: ПостановлениеПрезидиума ВАС РФ от 24 марта 1998 г. N 6813/97.

Представляется, что Законоб АО предусмотрел, что в обществе в обязательном порядке должен создаваться единоличный исполнительный орган именно потому, чтобы не возникало путаницы, кто же выступает без доверенности от имени общества.

Во-вторых, часть вопросов, связанных с организацией внутрифирменного управления, также решается единоличным исполнительным органом. Так, последний утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Все другие вопросы, кроме, естественно, отнесенных к компетенции общего собрания и совета директоров, могут быть отнесены к компетенции как единоличного, так и коллегиального исполнительного органов.

Среди вопросов, отнесенных законом к компетенции исполнительных органов, важнейшее место занимает исполнение решения общего собрания и совета директоров общества. Более того, только через деятельность исполнительных органов и могут быть реализованы решения высшего органа и органа общего руководства. Данная функция во многом и предопределяет названия соответствующих органов. Именно от ее успешного выполнения зависит эффективность деятельности акционерного общества.

Очевидно, надлежащее исполнение решений вышестоящих органов общества не может быть реализовано только лишь через действия единоличных исполнительных органов и членов коллегиального исполнительного органа. Поэтому особенно в обществах, связанных с производственной деятельностью, должно быть налажено производственное управление.

Подобное управление может осуществляться администрацией предприятия, принадлежащего акционерному обществу. Наладить эффективное взаимодействие различных служб предприятия — важнейшая задача исполнительных органов, без него невозможно надлежащим образом обеспечить выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров <1>. Эти вопросы могут быть урегулированы в локальных актах общества. В этой связи нельзя согласиться с В. Кондратьевым, который в свое время предлагал дополнить проект Законаоб АО нормами об управлении в производственных акционерных обществах <2>. Это бы еще более осложнило и так достаточно громоздкую систему управления акционерными обществами. К тому же В. Кондратьев предлагал в производственных обществах приравнять исполнительные органы к администрации предприятия <3>, не учитывая при этом существующую между ними разницу в положении — исполнительные органы осуществляют свою деятельность в основном в правовых формах, а администрация — в неправовых.

———————————

<1> О роли исполнительного органа как организатора внутрифирменного управления см., например: Торкановский Е. Исполнительный орган акционерного общества: организатор внутрифирменного управления // Хозяйство и право. 1997. N 7. С. 31 — 40.

<2> См.: Кондратьев В. Органы управления акционерного общества // Хозяйство и право. 1995. N 10. С. 111 — 112.

<3> См.: Там же. С. 112.

Отметим, что тенденция на институализацию производственного управления характерна для многих зарубежных стран <1>.

———————————

<1> См.: Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды. М., 1997. С. 99; Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972. С. 10.

Еще одной важнейшей обязанностью исполнительных органов общества являются ведение бухгалтерского учета и предоставление финансовой отчетности. За ненадлежащее исполнение этой обязанности установлена как гражданско-правовая (ст. 71Закона об АО), так и административная ответственность (ст. 12Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).

Закон об АО также определяет виды документов, которые обязано хранить акционерное общество. Перечень таких документов определен в п. 1 ст. 89Закона об АО, причем по сравнению с прежней редакцией этойстатьион существенно расширен. Данные документы хранятся по месту нахождения исполнительного органа. Логично предположить, что ответственность за их хранение также может быть возложена на исполнительный орган.

Из сказанного видно, что полномочия исполнительных органов достаточно обширны. Причем при осуществлении своих полномочий другие органы (даже вышестоящие) вправе давать ему юридически обязательные указания.

Однако компетенция исполнительного органа может быть ограничена уставом общества по сравнению с тем, как она определена в законодательном порядке. В том случае, если орган вышел за пределы ограничений, установленных уставом, то на основании ст. 174ГК сделка может быть признана недействительной по иску лица, в интересах которого установлено ограничение <1>. В то же время имеется опасность того, что исполнительные органы как постоянно действующие будут выходить за пределы своих полномочий. В связи с этим хотелось бы отметить, чтоЗаконоб АО практически не содержит положений, которые позволяли бы контролировать деятельность исполнительных органов. Исключения составляют правила, закрепленные вп. 4 ст. 69Закона об АО, позволяющие общему собранию и совету директоров досрочно прекратить полномочия исполнительных органов. Однако эти меры, как правило, принимаются лишь после выявления нарушений или признания работы исполнительного органа неэффективной. Выходом могло бы стать закрепление в Законе об АО обязанности исполнительных органов представлять совету директоров и ревизионной комиссии отчет о своей деятельности. ВЗаконежелательно установить также перечень сведений, которые должны содержаться в таком отчете, сроки представления и последствия непредставления. Отметим, что подобные положения содержатся в Акционерном законе ФРГ (§ 90), Французском торговом кодексе (L 225-68, L 225-100) и законах некоторых других стран.

———————————

<1> См. также: ПостановлениеПленума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. N 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок» // Вестник Пленума ВАС РФ. 1998. N 7.

studfiles.net

Глава 6. Органы акционерного общества

6.1. Понятие органа акционерного общества

Напомним, что акционерное общества является одной из организационно-правовых форм юридического лица. Поэтому понятие «орган акционерного общества» неразрывно связано с понятием «орган юридического лица» и базируется на нем так же, как понятие «акционерное общество» неразрывно связано с понятием «юридическое лицо» и базируется на нем.

Юридическое лицо, в том числе и акционерное общество, как мы уже успели убедиться, является «искусственным субъектом» оборота, созданным для достижения определенной цели *(160), оно само в силу своей виртуальности не может реализовать ни свою правоспособность, ни свою дееспособность.

Пока мы рассуждали о юридическом лице с позиций теории, это нам не мешало ни определять признаки юридического лица, ни систематизировать различные виды юридических лиц по определенным группам, выстраивая всевозможные их классификации, ни определять типы и особенности акционерных обществ. Но как только с высот теории мы опускаемся на землю практической деятельности юридических лиц, то возникает совершенно справедливый вопрос: как же акционерное общество, являясь юридическим лицом, будет осуществлять ту деятельность, ради которой оно и было создано?

Мы далеко не первые, кто задает себе этот вопрос. Ответ на него искали юристы и сто лет назад.

Д.И.Мейер пытался ответить на него следующим образом. «Если юридическое лицо одарено правами, то, конечно, для того, чтобы оно пользовалось ими, осуществляло их. Но осуществление прав предполагает волю, действия. По отношению к физическому лицу эта сторона права, говоря вообще, не представляет затруднения: физическое лицо способно действовать, способно проявлять свою волю по самой природе своей. Но юридическое лицо — бесплотная идея; каким же образом проявит оно гражданскую деятельность?

Даже и юридическое лицо — совокупность физических лиц — само по себе не способно к гражданской деятельности, ибо действия лиц, входящих в состав юридического лица, не могут быть безусловно признаваемы за действия самого юридического лица. Возьмем государство — юридическое лицо, совокупность граждан: очевидно, что действия граждан, потому только что они — действия граждан государства, еще не могут считаться действиями самого государства. Юридическое лицо — заведение даже не представляет случая, в котором мог бы возникнуть вопрос: не следует ли то или другое действие считать действием самого юридического лица, так как непосредственная деятельность такого лица неудобомыслима. Таким образом, оказываются в юридическом быту лица, по природе своей не способные к гражданской деятельности, — вот куда ведет признание личности за отвлеченными понятиями. Но юридический быт находит средство помочь этому недостатку. Средство состоит в том, что создается орган юридического лица, действия которого считаются действиями самого юридического лица: признавая существование юридического лица, законодательство в то же время определяет орган, через который оно должно проявлять свою гражданскую деятельность» *(161).

Е.Н.Трубецкой, исследуя этот же вопрос, указывал, что «дееспособность юридических лиц выражается в действиях определенных физических лиц, представителей, действующих от имени юридического лица. Действия таких представителей считаются действиями самого юридического лица. Если, например, ректор университета заключает контракт на поставку дров или на устройство электрического освещения в университетских зданиях, то эти действия ректора считаются действиями самого университета. Утверждая устав юридического лица, правительственная власть всегда определяет те органы, которые компетентны выражать его волю и действовать от его имени. Само собой разумеется, однако, что ни лица, уполномоченные быть представителями юридического лица, ни вообще физические лица, входящие в его состав, не должны быть отождествляемы с самим юридическим лицом. Со смертью государя государство как юридическое лицо не прекращает своего существования. Университет не перестает существовать за выбытием ректора» *(162).

Таким образом, юридическое лицо выражает свою волю вовне через свои органы. Такой подход согласуется и с действующим законодательством.

Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Именно органы юридического лица формируют и выражают вовне его волю как самостоятельного субъекта права, поэтому именно через них, т.е. посредством совершаемых ими действий, оно и приобретает указанные гражданские и иные права и принимает на себя обязанности. Их действия рассматриваются как действия самого юридического лица.

Но, используя органы для выражения своей воли вовне, необходимо не упускать из виду и другой аспект сущностного понимания органов юридического лица. Орган — это производное от греческого organon — орудие, инструмент *(163). Из этого определения следует по меньшей мере два установления.

Во-первых, орган юридического лица должен быть каким-либо образом оформлен, дабы с абсолютной точностью в нем усматривался именно «инструмент» юридического лица, и, во-вторых, наряду с выражением воли вовне органы эту волю реализуют, осуществляя конкретные юридически значимые действия. Соответственно при этом возникают вопросы: кто выступает в качестве органа юридического лица и каким образом это фиксируется? каковы правовые способы, позволяющие ограничить эту деятельность органов юридического лица?

Ответ на первый вопрос можно найти в трудах Д.И.Мейера, который исходил из следующего понимания этого обстоятельства. «Можно себе представить, что одно физическое лицо составляет орган деятельности юридического лица или несколько лиц. Например, император, одно лицо, признается верховным органом деятельности государства. Но большей частью несколько физических лиц составляют орган юридического лица. Орган юридического лица — совокупности лиц физических — может быть составлен или таким образом, что несколько физических лиц составляют орган юридического лица, или все лица, входящие в состав юридического лица, в совокупности составляют его орган. Обыкновенно не все, а только несколько лиц определяются органом юридического лица — совокупности лиц физических. Если союз, составляющий юридическое лицо, очень обширен, то интересы его непосредственно могут и не совпадать с интересами отдельных членов, тогда по необходимости этому союзу приходится действовать через особых, немногих представителей. Это справедливо, например, по отношению к казне: у нас многие не понимают, что интересы казны — в то же время — интересы каждого гражданина.

Но в иных случаях законодательство делает еще различие между действиями юридического лица и по одним действиям органом его признает одно физическое лицо или несколько, но небольшое число физических лиц, а по другим — большее число лиц или даже всех членов союза.

По отношению, например, к компаниям на акциях первый орган называется правлением юридического лица (компании), а второй — общим собранием (акционеров)» *(164).

Определяя виды и механизмы формирования органов юридического лица, нельзя не согласиться с Д.И.Мейером *(165), что «или законодательство раз и навсегда определяет орган юридического лица и образ действия органа — и эти определения делает обязательными для всех юридических лиц, или законодательство относительно каждого юридического лица особо определяет орган его деятельности и образ действия. Последнего пути преимущественно держится наше законодательство: каждый почти раз в уставе, даваемом юридическому лицу, определяется орган его деятельности и образ действия органа или определяется, по крайней мере, порядок назначения членов органа юридического лица».

Современное акционерное законодательство также придерживается второго направления, поскольку, определяя возможный набор органов для каждого акционерного общества, за учредителями остается право самостоятельно выбрать именно те, которые в наибольшей степени соответствуют решению тех задач, ради решения которых и создается само юридическое лицо.

О правовых способах, позволяющих ограничить эту деятельность органов юридического лица, писал Е.Н.Трубецкой. Касаясь вопросов установления правовых способов и их характеристики, он указывал, что «юридические лица обладают правоспособностью и дееспособностью в различном объеме, в зависимости от тех целей, которым они служат. Цели юридических лиц бесконечно разнообразны, а потому и содержание прав, которыми они пользуются, разнообразится до бесконечности. Права различных юридических лиц сходны между собой скорее в отрицательных, чем в положительных, чертах; юридические лица сходятся между собой скорее в тех правах, которых они не имеют и иметь не могут, чем в тех, которыми они в действительности пользуются. Ясное дело, что юридические лица не могут обладать теми правами, которые связаны с живой человеческой личностью. Например, они не могут иметь прав семейственных, супружеских и вследствие этого не могут наследовать по закону, так как для этого требуется кровное родство.

Права и обязанности легальных юридических лиц всегда строго и точно ограничены определенной сферой компетенции, которая указывается в их уставе или статуте. Как правоспособность, так и дееспособность этих лиц ограничены строго определенными рамками. Вообще всякое легальное юридическое лицо может совершать только те действия, на которые его уполномочивает устав, утвержденный подлежащей властью» *(166). Следовательно, пределы активности органов четко корреспондируются, с одной стороны, с правоспособностью и дееспособностью самого юридического лиц, с другой — с компетенцией и полномочиями органов юридического лица, устанавливаемых как законом, так и учредительными документами.

Анализируя представленные выше воззрения на разные аспекты изучаемой проблемы, можно сформулировать следующие основные признаки органа акционерного общества как органа юридического лица:

1. Орган юридического лица — это организационно оформленная часть юридического лица, представленная либо одним, либо несколькими физическими лицами.

2. Орган юридического лица образуется в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами.

3. Орган юридического лица обладает определенными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции.

4. Волеобразование и волеизъявление юридического лица оформляется посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством.

Очевидно, для более четкого представления образа органа юридического лица необходимо более детально рассмотреть каждый из указанных признаков.

1. Орган юридического лица — это организационно оформленная часть юридического лица, представленная либо одним, либо несколькими физическими лицами.

Возможность такого обособления части юридического лица или появления физического лица для указанных целей заложена в организационной структуре самого юридического лица. Как мы уже отмечали ранее, определение юридического лица дается через определение организации. Согласно ст. 48 ГК РФ юридическое лицо — это и есть организация.

Термин «организация» по своему содержанию достаточно многозначен. Наибольшее распространение получило следующее употребление этого термина. Организация — строение, устройство (буквальное значение) *(167). Организация — организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина *(168); внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленного его строением *(169); объединение людей для работы, руководство их работой, согласование работы отдельных частей и отдельных работ, контроль работы *(170); деятельность людей по созданию состояния упорядоченности объекта и субъекта управления, равно как и отношений между ними *(171).

Вместе с тем организация (от франц. organisation) трактуется и как совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры *(172).

Несмотря на многообразие трактовок термина «организация», можно выделить два основополагающих аспекта:

первый — структурный аспект организации как формы объединения людей;

второй — функциональный, динамический аспект, суть которого в обеспечении упорядоченности работы по управлению.

Для той характеристики органов юридического лица, которую мы сейчас хотим представить, несомненно, наибольшую важность представляет первый аспект. Но это не значит, что второй аспект носит второстепенный характер. Он очень важен, и мы к его исследованию вернемся, когда будем анализировать характер деятельности юридического лица, где его значение неоценимо.

Таким образом, главная характеристика юридического лица — определенная внутренняя организационная структура, выражающаяся в наличии у него определенных органов, а при необходимости и соответствующих подразделений для выполнения установленных задач.

2. Орган юридического лица образуется в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами.

Этот признак является очень важным, поскольку характеристика его позволяет дать ответ на вопрос: каким образом формируются органы юридического лица? Ответ на этот вопрос дает Гражданский кодекс РФ: органы юридического лица либо назначаются, либо избираются (абз. 2 п. 1 ст. 53). При этом порядок назначения или избрания определяется законом и учредительными документами. Обратим внимание на этот момент. Законодатель совершенно определенно связывает легитимность существования органов юридического лица и соответственно их действий с выполнением неких организационных процедур по назначению или избранию. Исходя из буквального толкования этих терминов, назначение можно определить как возможность какого-либо органа юридического лица согласно его компетенции и полномочиям поставить физическое лицо на какую-то должность или работу *(173), избрание — выбор кем-либо, имеющим на это полномочия, предпочитаемой кандидатуры из некоего количества кандидатур предложенных. Соответственно либо в законе, либо в учредительных документах должна быть описана процедура как первого, так и второго варианта формирования органа юридического лица.

Порядок формирования органов юридических лиц зависит от их разновидности. В некоторых случаях этот порядок с абсолютной определенностью установлен нормами закона, в других случаях этой определенности нет.

Так, согласно ст. 66 ФЗ «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) избирается, а в обществе с ограниченной ответственностью согласно п. 2 ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом общества. Таким образом, создается правовая база для иного формирования совета директоров, нежели избрание. Особенно ярко эта возможность проявляется при формировании совета директоров (наблюдательного совета) в обществе одного лица.

Исполнительный орган, например, в унитарном предприятии согласно ст. 113 ГК РФ назначается, а в акционерных обществах согласно ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» исполнительные органы образуются, что дает возможность как избирать, так и назначать эти органы.

3. Орган юридического лица обладает определенными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции.

Под компетенцией (от лат. сompetentia — принадлежность по праву) понимается круг полномочий какого-либо органа или должностного лица или круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом *(174).

Если рассматривать это понятие под углом изучения юридических лиц и их органов, то, без сомнения, речь может идти о толковании этого термина как круга полномочий. Но при этом один не совсем четко представленный термин определяется через другой термин, который и вовсе не определен. Что же такое «полномочие»?

Словарь русского языка под полномочием понимает право, предоставленное кому-либо для осуществления чего-либо *(175).

Акцентируя свое внимание на правовом аспекте этого термина, авторы «Юридической энциклопедии» определяют полномочие (от англ. authority) как, во-первых, субъективное право одного лица (представителя), основанное на доверенности, административном акте, законе, совершать сделки от имени другого (представляемого), тем самым создавая, изменяя или прекращая права и обязанности представляемого, и, во-вторых, как составную часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица управляющего, выполняющего управленческие функции в организации, а также некоторых лиц, реализующих функции, предусмотренные для них законодательством и иными правовыми актами *(176).

Следовательно, сущностными характеристиками компетенции органов являются:

— наличие у органов юридического лица определенного набора неких прав;

— возникновение самих этих прав, связанное с фиксацией их либо в законе, либо в иных правовых актах, включая их учредительные документы.

Действительно, если мы обратимся к действующему законодательству, то увидим, что это в полной мере находит отражение при регулировании и определении правового положения юридических лиц.

Гражданский кодекс РФ применительно ко всем видам юридических лиц (ст. 53, 55, 91, 103, 110 и др.) устанавливает одну и ту же норму: компетенция органов юридического лица, а также порядок принятия ими решений и выступления от его имени определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, законами, регулирующими деятельность этих видов юридических лиц, и их учредительными документами.

Специальные законы, регулирующие порядок организации и деятельности конкретных видов юридических лиц, конкретизируя эти положения, четко определяют компетенцию каждого органа юридического лица. Так, в ФЗ «Об акционерных обществах» этому посвящены ст. 47, 48, 65, 69, 70, 85 и др., в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» — ст. 32, 33, 38, 39, 40, 41, 42, 47 и др.

Таким образом, под компетенцией органа юридического лица понимается совокупность установленных законом или иным правовым актом прав, позволяющих органам юридического лица осуществлять определенные действия по решению вопросов его внутренней организации и по его представлению вовне, реализуя при этом волю самого юридического лица, и тем самым приобретать от его имени и для него гражданские права и принимать от его имени гражданские обязанности.

4. Волеобразование и волеизъявление юридического лица оформляется посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством.

Если исходить из того, что воля юридического лица выражается через его органы, то возникают вопросы: каким образом орган юридического лица выражает его волю? какие действия органа и при каких условиях считаются действиями самого юридического лица?

Эти вопросы возникли не сегодня. Д.И.Мейер, объясняя объективность таких вопросов, писал: «Если орган юридического лица — одно физическое лицо, то выражение воли его сообразно существу юридического лица и будет считаться действием юридического лица. Но если орган состоит из нескольких физических лиц, то в каком случае выражение воли их можно считать выражением воли юридического лица, предполагая, разумеется, и в этом случае, что воля выражается сообразно существу юридического лица? Воля есть принадлежность, свойство отдельного человека, так что каждый человек имеет свою волю. Точно так же и из отдельных физических лиц, составляющих орган юридического лица, каждое имеет свою волю, которая может совпадать с волей других лиц или не совпадать. Поэтому и законодательству приходится принимать в соображение волю отдельных членов органа юридического лица и постановить, чтобы или единогласная воля членов считалась волей юридического лица, или воля большинства.

Иногда уставом юридического лица определяется, каким именно должно быть большинство голосов, чтобы решение органа считалось действием юридического лица: так, требуется нередко, чтобы 2/3 или даже 3/4 голосов были согласны на какую-либо меру, и тогда только определение органа получает силу» *(177).

Обратим внимание на два аспекта поднятой проблемы.

Первый — воля юридического лица должна быть неким образом оформлена в некий правовой документ, поскольку его принятие порождает юридические последствия.

Второй — оформление этой воли связано с установленной уставом или иными правовыми документами определенной процедурой выработки и принятия решения, которое только при ее соблюдении приобретает юридическую силу и олицетворяется с волей самого юридического лица.

Фактически оба этих аспекта находятся в русле решения вопроса об актах юридического лица.

Значение слова акт многогранно. Однако нас интересуют значения слова, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемым вопросам. Словарь иностранных слов определяет правовой (или юридический) акт (от лат. actus) как решение, действие или документ, имеющие юридическое значение *(178), т.е. порождающие определенные правовые последствия, создающие юридическое состояние и направленные на регулирование общественных отношений.

Правовые (юридические) акты подразделяются на нормативные, содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений, и ненормативные (индивидуальные) акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.

Естественно, в первую очередь нас интересует вторая группа правовых актов.

Действительно, процессы волеобразования и волеизъявления юридического лица реализуются в конкретных действиях, решениях и документах. В ином случае все эти процессы не будут завершены и соответственно юридическим лицом не будут достигнуты те цели, на достижение которых и была направлена воля юридического лица.

Следовательно, волеобразование и волеизъявление юридического лица всегда нуждается в некоем законченном оформлении. В качестве окончательного оформления этой воли и выступает правовой акт юридического лица, т.е. фактически акт есть не что иное, как правовая форма реализации задач и функций юридического лица. Но поскольку задачи и функции юридического лица реализуются в деятельности его органов, то соответственно акты юридического лица представляют собой акты органов юридического лица. Правовые акты юридического лица (или правовые акты органов юридического лица) характеризуют следующие наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу:

1) представляют собой юридический вариант управленческого решения, поскольку через него орган юридического лица решает тот или иной вопрос, возникающий в процессе деятельности юридического лица в интересах достижения его целей;

2) исходят только от органов юридического лица, обладающих таким статусом как по закону, так и в соответствии с учредительными документами юридического лица, в пределах их компетенции, определенной законом и учредительными документами;

3) юридически закрепляют результат процесса волеобразования или волеизъявления юридического лица;

4) являются односторонним волеобразованием или волеизъявлением юридического лица, предопределенным началами, характеризующими его как самостоятельного субъекта гражданско-правовых отношений;

5) могут либо создавать основу для возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений, в которых юридическое лицо выступает субъектом, либо служить юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

6) порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым он адресован;

7) являются подзаконными, т.е. должны соответствовать действующему законодательству и иным правовым актам, включая учредительные и иные документы самого юридического лица;

8) занимают определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа юридического лица актам вышестоящих звеньев системы органов юридического лица, т.е., например, акт единоличного исполнительного органа всегда должен соответствовать акту собрания как высшего органа юридического лица;

9) оформляются, как правило, в виде письменного юридического документа, но могут быть выражены и без оформления специального документа, например путем использования механизма «молчание — знак согласия»;

10) вырабатываются, принимаются и оформляются с соблюдением определенных официально установленных законом или иными правовыми актами, включая учредительные и иные документы юридического лица, правил (процедур), предусматривающих порядок их подготовки, обсуждения и принятия;

11) могут быть в установленном действующим законодательством порядке опротестованы или обжалованы.

С помощью правового акта органа юридического лица «переводится» в правовой документ воля самого юридического лица. Но задачи, которые при этом будут решаться, могут быть разными и по характеру, и по содержанию, следовательно, разными будут и сами правовые акты юридического лица, что создает основу для их классификации по различным критериям.

По форме выражения правовые акты органов юридического лица могут подразделяться на решения, действия и документы.

Решения — родовое понятие всех актов органов юридического лица, оформленные в письменном виде. К ним можно отнести акты органов волеобразующих и волеизъявляющих.

Действия — это конкретная деятельность органов юридического лица от его имени, к которым можно, например, отнести представление юридического лица перед третьими лицами, совершение сделок и т.д.

Документы (внутренние документы) — это совокупность норм, детализирующих порядок формирования и организации работы какого-либо органа юридического лица либо содержащих описание процедуры принятия каких-либо правовых актов органов юридического лица. К ним можно отнести, например, внутренние документы, определяющие порядок организации и деятельности органов управления юридического лица, такие, как положения об общем собрании, совете директоров, исполнительных органах и т.д.

По юридической значимости правовые акты юридического лица, на наш взгляд, подразделяются на правовые акты волеобразующих органов и правовые акты волеизъявляющих органов. Акты волеизъявляющих органов всегда должны соответствовать и приниматься во исполнение актов органов волеобразующих. Так, решение правления всегда должно соответствовать решениям собрания или совета директоров.

По процедуре принятия правовые акты органов юридического лица могут подразделяться на принятые коллегиально и принятые единолично. К первым относятся акты собрания, совета директоров, правления, дирекции, ко вторым — акты единоличного исполнительного органа.

По наименованию правовые акты органов юридических лиц подразделяются на решения, приказы, указания. Так, общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) принимают решения, а исполнительный орган акционерного общества издает приказы и дает указания.

По кругу лиц, на которые распространяют свое действие, правовые акты органов юридического лица подразделяются на общие, содержащие нормы, обязательные для всех лиц, связанных корпоративными и трудовыми отношениями с юридическим лицом, и индивидуальные, порождающие права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.

Из вышеизложенного можно сделать два вывода:

Правовой акт юридического лица есть основанное на законе и иных правовых актах волеобразование или волеизъявление юридического лица, выработанное и оформленное по установленной процедуре в виде специального акта органа юридического лица и направленное на установление локальных правовых норм или возникновение, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в интересах достижения целей, ради которых юридическое лицо создано.

Орган акционерного общества — это некая организационно оформленная часть акционерного общества, представленная одним либо несколькими физическими лицами, образуемая в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами этого общества, обладающая определенными полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции, которая посредством принятия специальных правовых актов, виды которых определяются законодательством, реализует волю акционерного общества.

studfiles.net

Исполнительные органы управления акционерным обществом

Поиск Лекций

 

Понятие исполнительного органа управления

 

Исполнительный орган управления акционерным обществом — это орган непосредственного управления, создаваемый по решению общего собрания и/или совета директоров, функции которого установлены по закону и по уставу.

 

Исполнительные органы управления акционерным обществом несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему в результате их действий или бездействия.

Виды исполнительных органов управления. Согласно закону исполнительные органы управления акционерным обществом могут существовать по отдельности или одновременно в двух формах:

1. единоличный исполнительный орган управления — директор, генеральный директор;

2. коллегиальный исполнительный орган управления — правление, дирекция.

 

Если уставом акционерного общества предусмотрено наличие сразу обоих исполнительных органов управления, то в уставе компетенция каждого из них должна быть четко прописана. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа управления.

 

Образование и прекращение деятельности исполнительных органов управления

 

Исполнительные органы управления акционерным обществом создаются по решению собрания его акционеров или эти полномочия могут быть переданы им совету директоров.

 

Общее собрание акционеров или совет директоров, если уставом общества образование исполнительных органов управления отнесено к его компетенции, вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа.

 

В случае если образование исполнительных органов управления осуществляется общим собранием, то уставом общества может быть предусмотрено право совета директоров общества принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества или управляющей организации. Одновременно с принятием этих решений совет директоров должен принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении его полномочий и об образовании нового исполнительного органа общества.

 

Создание временного единоличного исполнительного органа управления может быть продиктовано обстоятельствами, когда прежние единоличный исполнительный орган общества или управляющая организация не могут выполнять свои обязанности. В этом случае также решение о создании временного единоличного исполнительного органа общества сопровождается одновременным принятием решения о проведении внеочередного собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов управления и выборах нового единоличного исполнительного органа управления. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа общества и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются большинством в три четверти голосов членов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров общества.

 

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа управления могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Условия заключаемого договора утверждаются советом директоров общества.

 

Применительно к отдельным видам акционерных обществ предусмотрено, что исполнительным органом управления может быть только управляющая организация. Так, согласно п. 7 указа Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» управляющим инвестиционного фонда может быть только юридическое лицо с соответствующей лицензией ФСФР.

Компетенция генерального директора акционерного общества. Генеральный директор без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе:

1. обеспечивает выполнение решений общего собрания;

2. осуществляет оперативное руководство деятельностью общества;

3. осуществляет текущее планирование;

4. составляет и утверждает штатное расписание;

5. осуществляет прием и увольнение на работу сотрудников;

6. издает приказы и распоряжения;

7. заключает договора, соглашения, контракты, открывает счета, выдает доверенности, осуществляет материально-финансовые операции в объеме, не превышающем 25% от

стоимости активов акционерного общества;

8. предъявляет претензии и иски от имени общества и т. п.

 

Избрание генерального директора

 

Генеральный директор может быть избран (назначен) общим собранием акционеров или советом директоров. Способ избрания генерального директора должен быть отражен в уставе акционерного общества.

 

В случае избрания генерального директора общим собранием акционеров его положение становится более устойчивым. В этом случае срок его полномочий может быть до пяти лет.

 

В случае избрания генерального директора советом директоров последний обладает правом принимать решение о ежегодном назначении генерального директора и досрочном прекращении его полномочий. При этом варианте срок полномочий генерального директора равен одному году. Он ежегодно переизбирается вместе с советом директоров.

 

Выдвигать кандидатов на должность генерального директора могут акционеры, владеющие не менее чем двумя процентами голосующих акций общества. Уставом или другим документом общества может быть установлен иной процент голосующих акций. Одна заявка может содержать не более одного кандидата. Предложения с кандидатами должны быть внесены не позднее 30 календарных дней после окончания финансового года, предшествующего году, в котором истекают нормативные полномочия действующего генерального директора. Совет директоров обязан рассмотреть поступившие заявки и принять решение о включении предложенных кандидатов в список кандидатур для голосования по избранию генерального директора или об отказе в этом не позднее 5 рабочих дней после окончания срока внесения заявок. В список для голосования включаются только те кандидаты, которые письменно подтвердили свое согласие баллотироваться на должность генерального директора. Выборы проводятся раздельным голосованием по каждому претенденту. При голосовании акционеры отдают свои голоса только за одного кандидата или голосуют против всех. Избранным считается тот кандидат, который получил, во-первых, большинство голосов акционеров, участвующих в собрании, во-вторых, большее относительно других соискателей число голосов. Если никто из кандидатов не получил большинства голосов, то выборы признаются не состоявшимися, что означает пролонгацию полномочий ранее действовавшего генерального директора.

 

 

Правление акционерного общества

 

Правление есть коллегиальный исполнительный орган управления акционерным обществом. Вместе с генеральным директором оно осуществляет текущее руководство деятельностью акционерного общества.

Компетенция правления обычно включает:

1. обеспечение выполнений решений общего собрания;

2. организацию оперативного руководства;

3. разработку планов работы на квартал, полугодие и т. д.;

4. финансовое и налоговое планирование;

5. выработку текущей хозяйственной политики акционерного общества.

 

Правление избирается сроком на один год. Как правило, в его состав избираются лица, занимающие ключевые посты в акционерном обществе: финансовый директор, главный экономист, главный инженер и др. Закон не определяет, каким образом избирается правление.

 

Глоссарий

 

 

Список использованной литературы

 

1. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organy-upravleniya-ao.html

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/69/АКЦИОНЕРНОЕ

3. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/akcionernoe-obshchestvo.html

4. http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/44125.html

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

📌 Исполнительный орган акционерного общества


Исполнительный орган акционерного общества
Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор) . Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.

К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ законом об акционерных обществах и уставом общества.

ст. 103 ГК РФ.

Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. — М.: СБИ. С. М. Джаарбеков. 2001.

  • Исполнитель завещания
  • Использование драгоценных металлов и драгоценных камней

Смотреть что такое «Исполнительный орган акционерного общества» в других словарях:

  • Исполнительные органы акционерного общества — Исполнительный орган общества орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению хозяйственным обществом. Российское право разделяет: единоличный исполнительный орган должностное лицо, действущее от имени общества на… …   Википедия

  • ПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА — коллегиальный исполнительный орган акционерного общества, осуществляющий текущее, оперативное управление делами и представляющий интересы общества в его отношениях с разными организациями. Правление подотчетно совету директоров (наблюдательному… …   Юридическая энциклопедия

  • Правление акционерного общества — исполнительный орган акционерного общества, который руководит деятельностью АО в период между общими собраниями акционеров и заседаниями совета директоров. Состав правление утверждается советом директоров по представлению генерального директора… …   Финансовый словарь

  • ПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА — коллегиальный исполнительный орган акционерного общества, осуществляющий текущее, оперативное управление делами и представляющий интересы общества в его отношениях с разными организациями. Правление подотчетно совету директоров (наблюдательному… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • правление акционерного общества —    исполнительный орган, осуществляющий текущее, оперативное управление делами и представляющий интересы общества в его отношениях с разными организациями. Подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.… …   Словарь экономических терминов

  • Коллегиальный исполнительный орган — (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… …   Энциклопедия права

  • Коллегиальный исполнительный орган — (англ. collegial executive body) в гражданском праве РФ образованный из нескольких лиц орган, реализующий функции управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетный ее высшему органу управления и осуществляющий текущее… …   Большой юридический словарь

  • Единоличный исполнительный орган — (англ. individual executive body) в гражданском праве РФ лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетного ее высшему органу управления и осуществляющего текущее руководство… …   Энциклопедия права

  • Правление Акционерного Общества — исполнительный орган, осуществляющий текущее, оперативное управление делами и представляющий интересы общества во внешних отношениях АО. Правление подотчетно совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. Словарь бизнес… …   Словарь бизнес-терминов

  • Единоличный исполнительный орган — (англ. individual executive body) в гражданском праве РФ лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетного ее высшему органу управления и осуществляющего текущее руководство… …   Большой юридический словарь

accounting_tax_law.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *