Тема 1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Тема 1: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Часть 1
ИНДИВИД
1. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
индивида
индивидуальность
организм
личность
2. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. Что из перечисленного относится к биологической составляющей?
наличие органов чувств
свобода выбора целей
мировоззренческая картина
преобразовательная деятельность
3. Какой признак отражает качества человека как личности?
принадлежность к человеческому роду
генетически наследуемые качества
проявления чувств и эмоций
ориентация на определённые ценности
4. Индивидуальность – это
специфические черты, присущие человеку как биологическому организму
темперамент человека, его характер
неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
совокупность человеческих потребностей и способностей
5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?
индивид
деятель
творец
индивидуальность
6. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме64516043053000 «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
инстинктивные реакции на воздействие среды
поиск смысла жизни
генетически обусловленные модели поведения в некоторых ситуациях
осознанная постановка цели
стремление понять закономерности развития природы и общества
использование предметов, данных природой
7. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической 194500540830500и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие специфику социальной природы человека». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
способность к целеполаганию
стремление понять окружающий мир
использование предметов, данных природой
приспособление к условиям окружающей среды
общение с помощью словесной речи
забота о потомстве
4363085262890008. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Индивид становится личностью в процессе социализации.
К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.
Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.
Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.
9. Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как
личности
индивида
гражданина
общественного деятеля
10. Игорь учится в 8 классе, он увлекается физикой и математикой, помогает родителям в воспитании младшего брата. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Игоря, прежде всего, как
гражданина
личность
индивида
ученика
11. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивэто то, что побуждает к (А), ради удовлетворения чего она осуществляется. Эта форма связи живых организмов с внешним миром необходима для существования (Б), социальной группы, общества в целом.
(В) обусловлены биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с принадлежностью человека
к обществу, участием человека в трудовой деятельности, в (Г)
с другими людьми, называют (Д). Потребности в познании человеком окружающего мира и своего места в нём, познании смысла своего существования относят к
(Е)».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово
(словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
естественные потребности
подлинные (разумные) потребности
индивидуальность
идеальные (духовные) потребности
общение
деятельность
природа
социальные потребности
индивид
ПОНЯТИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Индивид
Отдельно взятый представитель человеческого рода
…
Человек как субъект социальных отношений
ПОНЯТИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
…
Отдельно взятый представитель человеческого рода
Личность
Особое качество человека, приобретаемое им
в социокультурной среде в совместной деятельности и общении
Часть 2
Текст 5 Тема: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции
Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.
Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.
С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.
И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями. (В. Кузнецов, К. Момджян и др.)
Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.
Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.
Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.
Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.
25. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.
26. ИЛЛЮСТРАЦИИ
К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.
Приведите три примера проявления человека как личности.
27. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ
Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Одни рассматривают технику как инструмент и средство для увеличения и усиления способностей человека. Другие считают, что техника, снабжая человека разного рода приборами и инструментами, ограничивает возможности проявления его личности. Какую из представленных точек зрения разделяете Вы? Приведите три обоснования выбранной точки зрения.
По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.
28. ПЛАН
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Биосоциальная сущность человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. ЭССЕ
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).
«Свойства личности никак не сводятся к её индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». (С.Л. Рубинштейн)
freedocs.xyz
КЛЮЧИ Тест № 5 Наука, религия, искусство, образование
Поиск Лекций1 Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обоснование
2) экспериментальная проверка
3) опора на авторитеты
4) использование специальных понятий
5) сложность усвоения
Ответ: 12|21
2. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
Ответ: 3456
3 Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Святого Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) компенсаторная
3) коммуникативная
4) эстетическая
5) хозяйственная
Ответ: 123
4. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной.
Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
Ответ: 2346
5. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
Ответ: 12|21
6. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
1) самовыражение и свобода творчества авторов
2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
4) высокая степень обобщения коллективного опыта
5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
6) ориентация музыки на широкую аудиторию
Ответ: 12|21
7. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) сбор статистических данных путём анкетирования
3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
4) описание случаев социальной дифференциации населения
5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
Ответ: 145
8. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
Ответ: 246
9. Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием?
1) Её открытие произошло на основе наблюдений.
2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
4) Она изложена специальным языком математики.
5) Она сложна для самостоятельного изучения.
6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
Ответ: 346
10. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
Ответ: 246
11. Верны ли следующие суждения о новых тенденциях в образовании?
А. Дистанционное обучение приобретает всё большее значение в современном образовании.
Б. Благодаря дистанционным формам обучения учащиеся располагают более широкими возможностями получения образования за рубежом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
12 В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
Ответ: 345
13. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярно посещает библиотеку
2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института
3) анализирует публикации по проблемам развития биологии
4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии
5) состоит членом профсоюзной организации института
6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых
Ответ: 346
14. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером?
1) мировоззренческая
2) познавательная
3) социальная
4) производственная
5) прогностическая
6) образовательная
Ответ: 234|432
15. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность?
1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.
2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.
3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.
4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.
5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.
6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.
Ответ: 346
16. Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.
2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.
3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.
4) Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.
5) Они не имеют персонального авторства.
6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов.
Ответ: 25|52
17. 13-летняя Екатерина В, занимаясь в художественной школе, изучила творчество художника Н.К. Рериха и написала гуашью несколько рисунков по мотивам работ Рериха. Найдите в приведённом ниже списке, характеристики деятельности Екатерины в процессе создания рисунков.
1) Деятельность Екатерины можно назвать социально-преобразовательной.
2) В основе деятельности Екатерины лежит стремление к удовлетворению естественных потребностей.
3) Деятельность Екатерины носит репродуктивный характер.
4) Деятельность Екатерины направлена на формирование знаний и умений.
5) Деятельность Екатерины носит творческий характер.
6) Деятельность Екатерины направлена на изменение сознания человека.
Ответ: 456
18. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Ответ: 145
19. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий.
1) большое число последователей во всем мире
2) основа религиозной жизни отдельных наций
3) проповедуют равенство всех людей
4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
Ответ: 136
20. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) учёт индивидуальных особенностей школьников
2) сокращение учебного времени на музыкальное образование
3) компьютеризация образовательного процесса
4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям
5) повышение внимания к изучению иностранных языков
6) введение дополнительного курса по истории культуры
Ответ: 456
21. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений | 2) выдвижение и обоснование гипотез |
3) создание логической модели изучаемого объекта | 4) описание изучаемых явлений |
5) проведение научного эксперимента | 6) объяснение существующих взаимосвязей |
Ответ: 236
22. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов | 2) сокращение времени изучения естественных наук |
3) ориентация на интересы и склонности ученика | 4) применение технологий, сберегающих здоровье |
5) особое внимание нравственному воспитанию | 6) компьютеризация образовательного процесса |
Ответ: 345
23 Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
Ответ: 14|41
24. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений | 2) доступная форма изложения |
3) экспериментальная проверка результатов | 4) опора на авторитет |
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней | 6) разработка специального понятийного аппарата |
Ответ: 356
25. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов | 2) фестиваль рекламных роликов |
3) переиздание детектива-бестселлера | 4) выставка художников-авангардистов |
5) областной смотр фольклорных коллективов | 6) открытие международного конкурса пианистов |
Ответ: 123
26. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) знание, выраженное в доступной форме
2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом
3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека
4) знание, соответствующее интересам субъекта
5) знание, имеющее широкие возможности для распространения
6) знание, которое разделяет большинство людей
Ответ: 23|32
27. Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная | 2) прогностическая |
3) мировоззренческая | 4) познавательная |
5) производственная | 6) образовательная |
Ответ: 145|451
28 Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.
2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.
3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.
4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.
5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.
Ответ: 235
29. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.
Ответ: 123
30. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.
2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.
3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.
5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.
Ответ: 234
.
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Тест в форме ЕГЭ «Деятельность людей и её многообразие», 10 кл.
Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
Вариант — 1
1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание
5) движение 6) общение 7) отдых
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальным потребностям человека.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) движение 2) самоуважение 3) самореализация
4) самосохранение 5) общение 6) забота
3. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителями греческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку.
Найдите в приведённом ниже списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изучение греческого языка 2) чтение книг о Греции 3) ценители греческой кухни
4) путешествие по Греции 5) покупка туристической путёвки 6) общение в Интернете
4. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла 2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз 4) проведение экзамена
5) консультации педагогов 6) получение аттестата о среднем общем образовании
5. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
6. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) направленность на практически полезный результатБ) формирование знаний и умений, развитие мышления
В) побудительный мотив деятельности заключается не в её результате, а в самом процессе деятельности
Г) все средства специально направлены на изменение субъекта деятельности
Д) особенностью деятельности является условная ситуация
1) труд
2) игра
3) учёба
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) решение задачБ) консультация учителя
В) одиннадцатиклассник
Г) получение высокого балла на экзамене
Д) учебники
1) субъект
2) цель
3) средство достижения цели
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Выберите верные суждения о потребностях и интересах человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребности человека проявляются в мотивах его деятельности.
2) Интересы человека могут определяться его положением в социальной группе и обществе.
3) К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации.
4) Социальные потребности не могут господствовать над духовными потребностями.
5) Интересы носят только индивидуальный характер.
9. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.
2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.
3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.
4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.
5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.
6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.
10. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть ____ (А), что она всегда направлена на ____ (Б), что вначале –___ (В), потом — деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность — это ____(Г) и что её можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» — глазами самого человека. Все так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой _____(Д)…
Всегда есть ____ (Е) несоответствия между тем, к чему стремишься, и чего достигаешь… Независимо от того, оказывается замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
Вариант – 2
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат
2. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве
4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище
3. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии
3) изучение математики 4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии
4. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чтение учебников, справочной литературы 2) поступление в вуз
3) получение высокого балла 4) проведение экзамена
5) консультации педагогов 6) получение аттестата о среднем общем образовании
5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
6. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностейБ) направленность на практически полезный результат – различные блага
В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности
Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе
Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности
1) труд
2) игра
3) учёба
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) театральные декорацииБ) оркестр
В) театральная труппа
Г) музыкальные инструменты
Д) осветительные приборы
1) субъекты деятельности
2) средства деятельности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
3) Деятельность — это специфический способ существования человека.
4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.
9. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.
1) духовно-практической
2) социально-преобразовательной
3) творческой
4) познавательной
5) прогностической
6) индивидуальной
10. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.
__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своегосуществования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Список слов:.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
Вариант — 3
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
1) трудовая 2) инстинктивная 3) учебная 4) созидательная 5) творческая 6) кадровая
2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия 2) темперамент 3) особенности нервной системы
4) самооценка 5) опыт 6) особенности мировоззрения
3. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка.
Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в университет 2) занятия в школе юного журналиста
3) получение профессии журналиста 4) написание статей
5) выбор профессии 6) изучение литературы, истории, русского языка
4. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла
2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
6. Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановкуБ) направленность на достижение практически полезного результата
В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений
Г) процесс установления и развития контактов между людьми
Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией
1) общение
2) труд
3) учение
4) игра
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) решение задачБ) консультация учителя
В) одиннадцатиклассник
Г) получение высокого балла на экзамене
Д) учебники
1) субъект
2) цель
3) средство достижения цели
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
8. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.
2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.
3) Потребности человека носят безграничный характер.
4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.
5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.
9. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
10. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей _______(А) целью обеспечить какой-то общественный _______(Б), они просто пытались удовлетворить свои насущные _______(В) как физиологического, так и _______(Г) свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой _______(Д). Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределён _______(Е) и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.
Пропущенные элементы:
1) цель
2) сознательный
3) потребность
4) результат
5) прогресс
6) престижный
7) социальный
8) биологический
9) регрессивный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Деятельность людей и её многообразие, 10 класс
26|6214
1256
136
235
13232
33123
123
346
246
241638
45|54
56|65
235
236
34|43
11323
21122
345
123
124
218549
26|62
123
246
136
145
42311
33123
135
145
256
253718
infourok.ru
домашнее задание по теме Биосоциальная сущность человека
Домашнее задание по теме: Человек.
Часть А
1) Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как
1)
2)
3)
4)
индивидуальность
индивида
творца
личность
2) Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются)
1)
2)
3)
4)
членораздельная речь
наличие физических потребностей
способность брать ответственность на себя
сознание и мышление
3) Личность в отличие от индивида обладает
1)
2)
3)
4)
рациональным мышлением
членораздельной речью
способностью делать нравственный выбор
чувственным познанием
4) Способность человека брать ответственность на себя характеризует его как
1)
2)
3)
4)
индивида
индивидуальность
личность
созидателя
5) Общим качеством и человека, и высших животных является
1)
2)
3)
4)
представления о сверхъестественных силах
способность обучать потомство
целенаправленная деятельность
создание нового, не имеющего аналогов в природе
6) Какое качество свойственно как человеку, так и животному?
1)
2)
3)
4)
познавать мир в идеальных образах
верить в сверхъестественные силы
создавать новые орудия труда
способность заботиться о потомстве
7) К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
1)
2)
3)
4)
способность создавать новые орудия труда
общение при помощи членораздельной речи
возможность абстрактно мыслить
обладание инстинктом самосохранения
8) Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и
социальной. Социально обусловлены
1)
2)
3)
4)
духовные идеалы и ценности
возрастные физические особенности
расовые отличия
проявления наследственности и изменчивости
9) В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
1)
2)
3)
4)
активный характер
преобразовательный характер
индивидуальный характер
приспособительный характер
10) Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической
и социальной. К биологической составляющей относятся
1)
2)
3)
4)
особенности строения тела человека
знания и умения
ценностные ориентации
навыки поведения
11) Для характеристики человека как субъекта социальных отношений в науке используется понятие
1)
2)
3)
4)
индивид
личность
гражданин
индивидуальность
12) В отличие от поведения животного, деятельность человека
1)
2)
3)
4)
обусловлена видовой специализацией
побуждается инстинктами
связана с работой органов чувств
направляется сознательно выдвигаемой целью
13) Развитие человека, в отличие от эволюции животных, в частности, характеризуется
1)
2)
3)
4)
совершенством руки как производящего орудия
приспособлением к окружающему миру
наличием условных рефлексов
использованием предметов, данных природой
14) Биологическую природу человека отражает потребность в
1)
2)
3)
4)
общении с другими людьми
отдыхе и восстановлении сил
познании окружающего мира
принадлежности к определённой группе
15) Какая черта свойственна и человеку, и животному?
1)
2)
3)
4)
способность к целеполаганию
наличие психики
следование нормам поведения
накопление знаний
16) Что из перечисленного относится к социальным качествам человека?
1)
2)
3)
4)
генетически наследуемые качества
ориентация на определённые ценности
принадлежность к человеческому роду
тип темперамента
17) Личность в отличие от индивида обладает
1)
2)
3)
4)
рациональным мышлением
членораздельной речью
способностью делать нравственный выбор
чувственным познанием
18) Общим качеством и человека, и высших животных является
1)
2)
3)
4)
представления о сверхъестественных силах
способность обучать потомство
целенаправленная деятельность
создание нового, не имеющего аналогов в природе
19) Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как
1)
2)
3)
4)
индивидуальность
индивида
творца
личность
20) Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются)
1)
2)
3)
4)
членораздельная речь
наличие физических потребностей
способность брать ответственность на себя
сознание и мышление
21) Способность человека брать ответственность на себя характеризует его как
1)
2)
3)
4)
индивида
индивидуальность
личность
созидателя
22) Личность в отличие от индивида обладает
1)
2)
3)
4)
рациональным мышлением
членораздельной речью
способностью делать нравственный выбор
чувственным познанием
23) Общим качеством и человека, и высших животных является
1)
2)
3)
4)
представления о сверхъестественных силах
способность обучать потомство
целенаправленная деятельность
создание нового, не имеющего аналогов в природе
24) Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как
1)
2)
3)
4)
индивидуальность
индивида
творца
личность
25) Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются)
1)
2)
3)
4)
членораздельная речь
наличие физических потребностей
способность брать ответственность на себя
сознание и мышление
26) Способность человека брать ответственность на себя характеризует его как
1)
2)
3)
4)
индивида
индивидуальность
личность
созидателя
27) В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
1)
2)
3)
4)
творческий характер
активный характер
приспособительный характер
групповой характер
28) Биологическую природу человека отражает потребность
1)
2)
3)
4)
в
в
в
в
познании мира и самого себя
обществе других людей
самосовершенствовании
пище и воде
29) Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
30) Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.
Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
31) Верны ли следующие суждения о формировании личности?
А. Наследственные, врожденные, индивидные свойства человека не влияют на формирование его личности.
Б. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
32) Верны ли следующие суждения о проявлениях природы человека?
А. Познание человеком мира — проявление исключительно социальной природы человека и
никак не связано с природой биологической.
Б. Биопсихологические предпосылки развития социального в человеке обусловливают возможности его интеграции в мир общества.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
33) Верны ли следующие суждения об отличиях человека от животного?
А. Человек отличается от животного способностью преобразовывать своим трудом окружающую среду.
Б. Человек отличается от животного способностью мыслить.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
34) Верны ли следующие суждения о поведении людей?
А. Поведение человека в обществе всегда предопределено внешними обстоятельствами и не
зависит от его собственной воли.
Б. Поведение человека в обществе полностью подчинено воле и желаниям других людей, вопреки его собственным интересам.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
35) Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
1)
2)
3)
4)
верно только А верны
верно только Б
оба суждения верны
оба суждения неверны
36) . Верны ли следующие суждения о личности?
А. Развитие личности — процесс, обеспечивающий развитие биологической природы человека.
Б. Способом самореализации личности является творчество.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
37) Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
38) Верны ли следующие суждения?
А. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе
употребляются как синонимы.
Б. В отличие от понятия «индивид», термин «индивидуальность» подчёркивает неповторимое
своеобразие проявлений человека, его исключительность, личностные особенности.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения не верны
39) Верны ли следующие суждения о личности?
А. Врождённые качества человека оказывают влияние на формирование личности.
Б. Человек может стать личностью вне общества.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
40) Верны ли следующие суждения о биологическом и социальном в человеке?
А. Проявления биологических качеств человека могут быть социально обусловлены.
Б. Социальные качества человека формируются в процессе воспитания, образования, общения с другими людьми.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
41) Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личностью можно считать только выдающегося представителя человеческого рода.
Б. Понятие «личность» традиционно используется для обозначения социально значимых качеств человека.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
42) Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Наиболее значительное влияние на становление личности оказывают коллеги по работе.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
43) Верны ли следующие суждения о человеке?
А.Социальные качества человека формируются в процессе труда и общения.
Б. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Часть Б
1) Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
способность к совместной преобразовательной деятельности
стремление к самореализации
умение приспосабливаться к природным условиям
устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
потребность в воде, пище, отдыхе
2) Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
5) опыт
6) особенности мировоззрения
3) Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
4) Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают
специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
использование предметов, данных природой
способность к целеполаганию
забота о потомстве
приспособление к условиям окружающей среды
стремление понять окружающий мир
общение с помощью членораздельной речи
5) Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме
«Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с
признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
использование предметов, данных природой
стремление объяснить законы природы
продолжение рода
общение с помощью членораздельной речи
приспособление к условиям окружающей среды
способность к мышлению
6) Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме
«Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с
признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите
цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
инстинктивные реакции на воздействие среды
использование предметов, данных природой
стремление понять окружающий мир
генетически обусловленные модели поведения
общение с помощью членораздельной речи
способность к целеполаганию
7) Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
сознание
инстинкты
мировоззрение
наличие психики
проявление эмоций
способность к преобразовательной деятельности
8) Алине 22 года. Найдите в приведённом списке черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Алина добрая и отзывчивая.
Алина — внешне привлекательная девушка.
Алина — дисциплинированный работник.
Алина благожелательно относится к коллегам.
Алина аккуратная, дома у неё порядок.
У Алины светлые волосы и голубые глаза.
9) Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Кирилла — 180 см.
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за
больной бабушкой.
4) Кирилл — сангвиник по темпераменту.
5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.
6) Кирилл хорошо учится в школе.
10) Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) биологическая природа человека 2) инстинктивное поведение
4) физическое развитие
5) возрастные особенности развития психики
3) физиологические потребност
11) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными
качествами человека.
1) порядочность
2) сообразительность
3) законопослушность
4) трудолюбие
5) начитанность
6) быстрота реакций
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
12) Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют
социальную природу.
1) особенности внешности 2) любознательность
3) темперамент
4) ответственность
6) самоотверженность
5) трудолюбие
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
13) Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
A) расти и физически развиваться
Б) оценивать себя и свои поступки
B) видеть цель своих действий
Г) к воспроизводству своего рода
Д) формировать свои взгляды на мир
ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ
1) социальная
2) биологическая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
14) Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
A) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной
среды
B) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность видеть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
ПРИРОДА КАЧЕСТВ
1) социальная
2) биологическая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
freedocs.xyz
1 Природное и обществ ч I зад 6 ЗАД
Часть I
Тема 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Задание 6 (2 балл)
Задания на обращения к социальным реалиям: осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)1. Раскрывая роль генетических факторов в развитии личности, ученые характеризуют их как проявление биологической природы. Какие из перечисленных суждений представляют собой фрагменты характеристики этой стороны природы человека? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы
2) человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам
3) как телесно-материальное образование человек подвержен вещественным воздействиям
4) человек способен осознавать факт своего существования
5) человек выдвигает и реализует жизненные цели, соответствующие системе своих ценностных установок
6) в поведении человека присутствуют биологические инстинкты
Ответ: 2. Только для человека характерно наличие идеальных (духовных) потребностей. Какие факты иллюстрируют реализацию человеком потребностей данного вида? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодой художник организовал выставку своих работ.
2) Семья отправилась за покупкой продуктов в супермаркет.
3) Гражданин установил в своей квартире охранную сигнализацию.
4) Студентка участвует в конкурсе научно-исследовательских работ, посвящённых истории родного края.
5) Анна поступила в экономический вуз для получения профессии бухгалтера.
6) Дочь обсудила с матерью свои планы на каникулы.
Ответ: 3. Кириллу 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие его как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Кирилла — 180 см.
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Кирилл занимается лёгкой атлетикой.
5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.
6) Кирилл хорошо учится в школе
Ответ: 4. Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокий рост
3) педагогический талант
5) светлые волосы
2) интерес к садоводству
4) голубые глаза
6) участие в волонтёрских организациях
Ответ: 5. Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Кирилла – 180 см.
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Кирилл – сангвиник по темпераменту.
5) Кирилл – добрый и отзывчивый человек.
6) Кирилл хорошо учится в школе.
Ответ: 6. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
4) общение с помощью членораздельной речи
2) стремление объяснить законы природы
5) приспособление к условиям окружающей среды
3) продолжение рода
6) способность к мышлению
Ответ: 7. Изучая природу человека, ученые сравнивают его поведение и поведение животных. Один из их выводов заключается в том, что каким бы сложным ни казалось поведение животного, оно остается поведением инстинктивно-биологическим. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. В этом, в частности, проявляется социальная природа человека. Какие из перечисленных суждений ее характеризуют? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в своей деятельности человек реализует собственную жизненную программу
2) человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам
3) как телесно-материальное образование человек подвержен энергетическим воздействиям
4) человек ведет себя в соответствии с общественными нормами
5) человек выдвигает цели, соответствующие системе своих ценностных установок
6) в поведении человека присутствуют биологические инстинкты
Ответ: 8. Вадиму Андреевичу 40 лет. Найдите в приведённом списке его черты, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Вадим Андреевич — полковник Вооружённых Сил РФ.
2) Вадим Андреевич легко переносит физические нагрузки.
3) Вадим Андреевич — честный и принципиальный человек.
4) Вадим Андреевич посещает курсы французского языка.
5) Рост Вадима Андреевича — 176 см.
6) Вадим Андреевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей.
Ответ: 9. Наблюдения и эксперименты, проведенные психологами, свидетельствуют о том, что природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей и во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Какие особенности природы человека подтверждает данный вывод? Запишите цифры. Под которыми они указаны.
1) сущность человека образует совокупность природных и социальных свойств
2) в социуме происходит развитие индивидуальности человека
3) человеку свойственна сложная структура эмоциональной деятельности
4) люди обладают мышлением и речью
5) способности человека определяются врожденными факторами
6) усилием своей воли человек может преодолевать внешние сопротивления и обстоятельства
Ответ: 10. Для характеристики человека как личности используют эпитеты «сильная», «энергичная». Какие ещё свойства характеризуют личность? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) волевая
3) непохожая
5) асоциальная
2) уникальная
4) типичная
Ответ: 11. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Галины светлые волосы и карие глаза.
4) Рост Галины ниже среднего
2) Галина добрая и отзывчивая.
5) Галина — честный человек
3) Галина — внешне привлекательная девушка.
6) Галина дружит со многими своими одноклассниками
Ответ: 12. Выберите, среди предложенного, социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.
Запишите цифры, под которыми она указаны.
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
Ответ: 13. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к целеполаганию
4) приспособление к условиям окружающей среды
2) стремление понять окружающий мир
5) общение с помощью членораздельной речи
3) использование предметов, данных природой
6) забота о потомстве
Ответ: 14. Нина Васильевна помогала сыну Игорю выполнить задание по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Они выписывали из учебника черты, отражающие особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) способность к целеполаганию;
2) приспособление к изменению природных и климатических условий;
3) потребность в пище;
4) забота о потомстве;
5) стремление к самореализации;
6) способность к творческой деятельности.
Ответ: 15. Ученик работает над рефератом на тему «Отличия деятельности человека от поведения животных». Какие специфические особенности деятельности человека должны быть обязательно рассмотрены учеником? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обусловленность природно-климатическими особенностями проживания (обитания)
2) осуществление в результате ранжирования многочисленных потребностей
3) движущей силой активности являются в первую очередь инстинкты
4) творческий характер
5) создание предметов, не существующих в природе
6) обусловленность генетической программой
Ответ: 16. Найдите в приведённом ниже списке социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Когда Серёжа перешёл в другой класс, ему было сложно наладить отношения с новыми одноклассниками, но он старался зарекомендовать себя хорошим товарищем и порядочным человеком.
2) Для девушки чрезвычайно важен её круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
Ответ:
freedocs.xyz