§2. Принципы и источники финансового права
Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ и закрепленными в конституции РФ:
Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержание проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов о выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.
Принцип федерализма проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов РФ в области финансов.
Принцип плавности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство: 1) Конституция РФ; 2) Указ Президента РФ «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам»; 3) Налоговый кодекс РФ; 4) Гражданский кодекс РФ; 5) ФЗ «О рынке ценных бумаг»; 6) ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; 7) ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»; 8) ФЗ «О Счетной палате РФ»; 9) ФЗ «Об аудиторской деятельности»; 10) ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; 11) Закон РФ «О дорожных фондах в РФ»; 12) ФЗ О Центральном банке РФ»; 13) Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»; 14) ФЗ «О бухгалтерском учете» и др.
§3. Понятие и общая характеристика финансово-правовых норм
Финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенность финансово-правовых норм заключается в том, что они имеют императивный характер. Следовательно, они четко определяют объем прав и обязанностей участников и не допускают их произвольного толкования. Содержание финансово-правовых норм направлено на обеспечение, прежде всего, государственных интересов, на пополнение государственного бюджета. Императивность финансово-правовой нормы — главный признак ее понятия. В этом смысле финансовая норма всегда обеспечена мерами государственного принуждения.
Логическая структура финансово-правовой нормы. Гипотеза (имеет сложную структуру, содержит обычно несколько четко сформулированных условий), диспозиция (отличается четкостью и устанавливает совершенно определенные права и обязанности), санкции (выражают меры финансовой ответственности). Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия.
Виды финансово-правовых норм.
В зависимости от способа воздействия на участника:
Обязывающие — устанавливают обязанности, например, уплатить налоговый платеж.
Запрещающие — содержат запрет на совершение определённых действий в области финансов, число таких норм незначительно.
Уполномочивающие — закрепляют права участников на совершение определенных действий, т.е. возможность принятия самостоятельных решений.
В зависимости от содержания:
Материальные — устанавливают виды и объем денежных обязательств.
Процессуальные — устанавливают порядок деятельности по сбору и использованию финансов.
studfiles.net
Источники и принципы финансового права
Предмет, система и признаки финансового права
Определение 1
Предмет финансового права представляется общественными отношениями по формированию и расходованию публичных финансов, которые предназначены для реализации публичных функций. В предмет финансового права включены налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных финансовых средств.
В условиях монополии государства на финансовое дело в РФ в советский период элементами предмета финансового права были признаны так именуемые кредитно-расчётные отношения и схожие с ним валютные, страховые и т. д. Соответственным образом, после разгосударствления финансового дела эти области так и продолжили рассматриваться как элементы финансового права
Финансовое право в форме отрасли права обладает своей системой, в которой выделены комплексы однородных норм финансового права, которые регулируют конкретные группировки общественных отношений, включенных в его предмет. Система финансового права основана на последовательном, логическомподразделении финансово-правовых норм и их соединении в однородные правовые комплексы, то есть институты, при учете характера и содержания регулируемых ими отношений в области финансовой государственной деятельности и местного самоуправления.
Система финансового права обладает объективной основой: ее построение обуславливается структурой финансового законодательства и потребностями практической финансовой деятельности государства и местного самоуправления, оказывающая заметное воздействие на образование институтов и подотраслей финансового права, помогая определить их роль в процессе аккумуляции, распределения и реализации государственных и муниципальных финансовых средств. Система финансового права представлена его внутренней структурой, строением, организацией, складывающейся объективным образом в форме отражения реально существующих и развивающихся общественных отношений в сфере финансов.
Признаками финансово-правовой системы являются: различие; единство; взаимодействие; объективность; способность к делению; материальная обусловленность; согласованность.
Единство юридических норм, которые формируют финансовое право, определяется:
- в единстве отраженной в них воли государства;
- в единстве принципов, итоговыхзадач и целей финансовой государственной деятельности и местного самоуправления;
- в единстве механизмов финансово-правового урегулирования.
Источники и система принципов финансового права
Определение 2
Источники финансового права являются внешней конкретной формой его выражения, то есть правовыми актами представительных и исполнительных органов власти государства и органов местного самоуправления, которые содержат нормы финансового права.
Содержанием источников финансового права признаны правовые нормы, которые регулируют:
- имущественные отношения, которые складываются в процессии публичной финансовой деятельности,
- отношения в области финансового контроля;
- отношения привлечения к ответственности за совершения финансовых правонарушений.
Источники финансового права — неотъемлемая часть финансового правотворчества, которое является одним из главных направлений финансовой государственной деятельности и местного самоуправления.
Замечание 1
Источники финансового права — форма существования финансовых норм, то есть внешнее объективированное выражение общеобязательных поведенческих правил субъектов в финансово-правовых отношениях.
Финансовая деятельность реализуется, согласно принципам, которые присущи всей деятельности России, закреплены в Конституции РФ.
Основные принципы финансового права следующие:
- принцип законности.выражен в том, что вся процессия образования, распределения и реализации фондов денежных средств регламентирована финансово-правовыми нормами, соблюдение которых обеспечено возможностью применения к правонарушителям мер принуждения государственного характера. В настоящий момент финансовое право находится в процессе обновления, приведения норм финансового закона к соответствию с положениями Конституции РФ и иными федеральными законами, коренным переменам подвергается налоговое законодательство;
- принцип гласности.В процессе реализации финансовой деятельности проявлен в доведении до сведения граждан, в том числе и при помощи СМИ, содержания проектов разнообразных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их исполнении, итогов ревизий и проверок финансовой деятельности и т. д.;
- принцип федерализма. В финансово-правовой сферепроявлен в установке Конституцией РФ разграничений компетенции РФ и субъектов РФ в финансовой области. По Конституции РФ в ведении РФ включаются валютное, финансовое кредитное урегулирование, федеральные банки, денежная эмиссия, федеральный бюджет, федеральные сборы и налоги; к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся установка общих принципов налогообложения в РФ; процессия последующего увеличения прав субъектов РФ в области деятельности, касающейся финансов, не может нарушить главные конституционные положения, которые закрепляют правомочия РФ – ядра управления финансами;
- принцип плановости. В реализациифинансовой деятельности значит, что вся финансовая государственная деятельность базирована на основании системы финансово-плановых актов, система которых, порядок составления, утверждения и выполнения закрепляются в соответственных нормативно-правовых актах.
spravochnick.ru
Источники и принципы финансового права — энциклопедический справочник и словарь для студента от А до Я
Источники и принципы финансового права
Предметом финансового права считаются общественные отношения по расходованию и формированию публичных финансов, предназначающихся с целью обеспечения публичных функций. К предмету такого права относят налоговые отношения, а также деятельность, связанную с расходованием общественных финансовых средств.
В условиях государственной монополии на финансовые процедуры в Российской Федерации во времена СССР кредитно-расчётные отношения были признаны составляющими компонентами предмета рассматриваемого права. С распадом Советского Союза их все равно продолжили рассматривать в качестве элементов рассматриваемого права.
Данному праву в отраслевой форме права характерна собственная система, в которой выделяются комплексы схожих принципов данного права, регулирующие конкретно обозначенные группировки отношений в обществе, включаемых в его предмет. Система базируется на логическом и последовательном подразделении финансовых и правовых норм, а также их слиянии в единые правовые комплексы, представляющие собой институты, с учетом особенностей регулируемых ими отношений в финансовой сфере деятельности государства, а также самоуправления.
Рассматриваемой совокупности юридических норм свойственна объективная основа, построение которой обусловлено структурными особенностями финансового законодательства и требований практической финансовой гос. деятельности и местного самоуправления, которая оказывает ощутимое влияние на процесс формирования институтов и отраслей рассматриваемого права. Это помогает в определении их роли в процессах накопления, распределения и реализации муниципальных и государственных финансов. Система рассматриваемого права характеризуется его внутренней, объективно складывающейся организацией, как отражение имеющих место быть и активно прогрессирующих общественных взаимоотношений в финансовой сфере.
К признакам правовой системы финансов относят:
- различия;
- сходства;
- взаимодействие;
- объективность;
- деление;
- материальную детерминированность;
- согласованность.
Формируемая финансовым правом целостность юридических норм определяется:
- в целостности отраженной в них государственной воли;
- в целостности итоговых задач, принципов и целей финансовой деятельности местного самоуправления и государства;
- в целостности финансовых и правовых механизмов урегулирования.
Распределяются финансово-правовые нормы согласно взаимосвязям и особенностям регулируемых отношений, следовательно, присутствует объективная база. Помимо общественных отношений в праве отражается урегулирование и активное воздействие на них. Поэтому как на устроение рассматриваемой системы воздействуют и практических нужд.
Источники и принципы финансового права
Под данным термином подразумевается внешняя конкретизированная форма его выражения, а конкретно правовая документация исполнительных и представительных органов, содержащих нормы рассматриваемого права.
Содержанием источников рассматриваемого права признаны правовые нормы, которые регулируют:
- имущественные взаимоотношения, складывающиеся в процессе открытой финансовой активности;
- отношения в сфере денежного контроля;
- привлечение к ответственности за совершаемые денежные нарушения.
Источники рассматриваемого права являются неотъемлемой частью действий, связанных с финансовой нормативной правовой документацией, являющимися одними из ключевых направлений финансовой деятельности в стране.
Источники представляют собой форму финансовых норм, а конкретно внешнее объективированное выражение обязательных для каждого правила поведения субъектов в отношениях, связанных с финансами и правом.
Реализуется финансовая деятельность с учетом принципов, присущих любой деятельности РФ, которая конституционно закреплена.
Среди принципов рассматриваемого права можно отметить следующее:
- принцип гласности. Данный аспект проявляется в информировании граждан, в том числе посредством средств массовой информации, принятых отчетностей, результатов ревизий, проверок деятельности и так далее;
- принцип законности, выраженный полностью регламентированной процессией образования, распределением и реализацией фондов финансовых средств. Их соблюдение гарантируется возможностью применения к правонарушителям принудительных государственных мер. На данный момент финансовое право стремительно обновляется, нормы закона приводятся в соответствие конституционным положениям и прочим федеральным законам. Также ощутимым изменениям подвергается законодательство, связанное с налогами;
- принцип плановости, по которому вся связанная с финансами деятельность страны основывается на системе финансовой и плановой документации, которая включает в себя порядок составления, утверждения и осуществления, закрепляемых согласно нормативным правовым документам;
- принцип федерализма. В сфере финансов и права проявляется в конституционной установке разграничений компетенции и субъектов государства в области финансов. Согласно конституции в государственное ведение включают валютное, кредитное и финансовое кредитное урегулирование, банки, эмиссию, федеральный бюджет, сборы и налоги. К совместному государственному ведению и его субъектам относят установку основных принципов налогообложения. Последующее увеличение прав государственных субъектов в финансовой деятельности не должно противоречить ключевым положениям в Конституции, закрепляющие правомочия государства – финансового ядра.
Готовые работы на тему:
Принципы финансового права
Источники финансового права Российской Федерации
Смотрите также:
Источники патентного права
Принципы уголовно-исполнительного права
Источники хозяйственного права
sciterm.ru
Предмет, метод, система, источники финансового права
Предмет, метод, система, источники финансового права
Содержание
1. Предмет и метод финансового права
2. Система финансового права
3. Источники финансового права
Список использованной литературы
1. Предмет и метод финансового права
Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.
Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права. Такой подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и метода правового регулирования, источников права.
Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств).
К предмету финансового права в частности относятся закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Таким образом, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, которые принято называть – финансовые правоотношения.
Финансовые правоотношения — это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, использования фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
Финансовые правоотношения, входящие в предмет финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.
Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.
Отличие финансовых правоотношений от других видов правоотношений состоит в следующем:
возникают в процессе финансовой деятельности государства;
одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган государственной власти;
возникают по поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.
Эти отличительные черты, рассматриваемые в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений, выделяют финансовые правоотношения из других видов правоотношений. Например, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с финансовой деятельностью государства. Поэтому подобные отношения регулируются нормами административного права.
Метод финансового права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование общественных отношений. По своей сути — это метод властных предписаний, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих в систему государственных органов и наделенных соответствующими полномочиями.
Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:
одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;
любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным;
властные предписания не основываются на отношениях подчинения “по вертикали”.
Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.
При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство ставит условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Таким образом, предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и органами местного самоуправления финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. А метод финансового права — это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых производится правовое регулирование этих общественных отношений.
studfiles.net
2.3. Система и источники финансового права
Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.
Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки.* Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления, с учетом новых явлений в жизни общества и государства.
_____________________
* См.: Халфича Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового
права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952.
С. 199—214; Ровинский ЕА. Указ. соч. С. 94—95.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.*
_____________________
* См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. М., 1999. О выделении в финансовом праве таких структурных подразделений, как Раздел и институт, см.: Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971.
— 49—53; Бесчеревных В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета. М., 1976. С. 33;
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты.* Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.
_______________________
* Советское финансовое право. М., 1982. С. 54—56.
В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. При этом подотрасли могут входить в раздел, например налоговое право — в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий как из институтов налогового права, так и из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в) финансов государственных и муниципальных предприятий;
г) государственных и муниципальных доходов;
д) государственного и муниципального кредита;
е) организации имущественного и личного страхования;
ж) государственных и муниципальных расходов;
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и расчетов;
к) валютного регулирования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
В издававшихся ранее учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, специально посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена финансовой системы освещались в разных разделах и институтах финансового права. Потребность в его целостном правовом выражении вытекает из объективной основы — наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе.* Впервые такой раздел был разработан и выделен в учебнике по финансовому праву 1987 г.** С появлением в российской финансовой системе такого ее звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.
______________________
* См., например: Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правоведение. 1975. № 2. С. 76—77; Цыпкин СД. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983.С.29—30.
** Советское финансовое право / Отв. ред. Воронова Л.К., Химичева Н.И. М., 1987. С. 177-213.
Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты. представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.* В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы.
______________________
* Согласно Конституции РФ (ч. 1, 2 ст. 66) статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, а статус других субъектов РФ — Конституцией РФ и их уставами, принимаемыми законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.
Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. 31 июля 1998 г. приняты Налоговый кодекс РФ (Часть первая), который введен в действие с 1 января 1999 г., за исключением некоторых его статей и положений,* и Бюджетный кодекс РФ** (закона о введении его в действие пока не принято). Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.
______________________
* СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825.
** СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.
Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.
Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др. Данные акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.
Нормы финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права.
Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Российским статистическим агенством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.
Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.*
_____________________
* Например, соглашение между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ «О порядке использования на валютных биржах Российской Федерации части средств восстановительного займа, предоставленного Российской Федерации Международным банком реконструкции и развития» от 27 ноября 1992 г. № 3513 // Российская газета. 1993. 24 марта. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).
Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например. Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г.*).
_____________________
* СП СССР. 1980. № 6. Ст. 43.
В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства* приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.
Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.
*Однако не следует отождествлять финансовое право и финансовое законодательство: последнему свойственна комплексность, так как помимо финансово-правовых оно содержит нормы и других отраслей права. К тому же термин «законодательство» может пониматься и в собственном смысле слова, т.е. без включения в него нормативных актов незаконодательного характера. Тогда за его пределами остается значительный массив источников финансового права.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под предметом финансового права?
2. Какие группы отношений составляют предмет финансового права Российской Федерации?
3. Дайте определение понятия финансового права.
4. В каких направлениях происходит развитие финансового права в условиях современных экономических и политических реформ?
5. Каковы методы правового регулирования общественных отношений, свойственные финансовому праву?
6. В чем выражается императивность метода правового регулирования финансовых отношений?
7. Какими особенностями финансовое право отличается от других отраслей права?
8. С какими отраслями права наиболее близко соприкасается финансовое право?
9. На каких конституционных нормах базируется финансовое право?
10. Что понимают под системой финансового права?
11. Какие подразделения выделяются в системе финансового права?
12. Каково содержание Общей части финансового права РФ?
13. Каково содержание Особенной части финансового права РФ?
14. Что понимают под источниками финансового права?
15. По каким признакам можно классифицировать источники финансового права? Приведите примеры источников каждой классификационной группы.
16. Назовите законодательные акты — источники финансового права, изданные в форме кодексов.
17. Являются ли источниками финансового права нормативные акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ? Если да, то приведите примеры.
18. Являются ли нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, источниками финансового права?
studfiles.net
Система и принципы финансового права :: BusinessMan.ru
В процессе финансовой деятельности муниципальных образований и государства возникают различные общественные отношения. Все они требуют четкого регулирования, закрепления обязанностей, юридических возможностей, а также ответственности субъектов, участвующих в них. Система и принципы финансового права исполняют в этом главную роль.
Особенности института
Все, что составляет финансовое право – предмет, методы, принципы, меры и прочие элементы, – касается и иных сегментов юридической отрасли. Вместе с этим внутри самого института нормы по-разному распространяются на те или иные звенья. Это обусловлено тем, что принципы российского финансового права касаются оборота муниципальных и государственных средств, обладающих публичным характером.
Определение
Финансовое право представляет собой отрасль, нормы в которой регулируют отношения, появляющиеся в ходе формирования, использования, распределения децентрализованных и централизованных средств. Эти ресурсы находятся в ведении муниципальных и государственных структур. Данные средства необходимы для реализации задач, поставленных перед указанными образованиями.
Классификация отношений
Взаимодействия, выступающие в качестве предмета финансового права, разделяются на следующие группы:
- Между субъектами, административно-территориальными подразделениями, муниципальными образованиями и Российской Федерацией. Эти отношения касаются процесса распределения денежных средств.
- Между налоговыми и финансовыми органами страны с одной стороны и учреждениями, предприятиями и организациями с другой. Данные взаимодействия касаются исполнения обязательств перед государством и муниципальными формированиями, распределения между ними либо расходования денежных ресурсов.
- Между финансово-кредитными муниципальными (государственными) структурами. Эти отношения связаны с формированием, использованием и распределением соответствующих средств – страховых, кредитных, внебюджетных, бюджетных.
- Между муниципальными и государственными учреждениями, организациями, предприятиями с одной стороны и государственными (муниципальными) вышестоящими органами с другой. Эти взаимодействия касаются распределения и использования в соответствующих экономических отраслях и областях общественной жизни кредитных либо бюджетных ресурсов, собственных средств учреждений, предприятий и организаций.
- Между гражданами, юрлицами с одной стороны и финансово-кредитными структурами с другой. Эти отношения связаны с распределением страховых централизованных фондов и кредитных (государственных) ресурсов.
- Между гражданами и финансово-кредитными государственными структурами. Эти взаимодействия касаются обязанности физлиц вносить платежи в бюджет, целевые внебюджетные фонды и прочие структуры.
Способы регулирования
В качестве главного метода выступает властное предписание. Оно исходит от уполномоченных структур местного самоуправления и государства. Данный метод в некоторой степени используется и при применении правительством добровольных платежей для образования собственных ресурсов. В качестве таких «выплат» могут выступать лотереи, казначейские обязательства, госзаймы и так далее. Методом властного предписания, в частности, определяются условия осуществления данных платежей. Кроме этого, финансовое право предусматривает использование и иных способов регулирования. В частности, это методы договоров, согласований, рекомендаций.
Принципы и источники финансового права
Деятельность структур местного самоуправления и государства в бюджетной сфере осуществляется в соответствии с определенными критериями. Они представляют собой требования и правила, посредством которых выражены ее целенаправленность и наиболее значимые особенности. Их содержание определяют Конституционные основы. Принципы финансового права – это плановость, гласность, законность и федерализм. Рассмотрим их более подробно.
Федерализм
Данный принцип выражается в установленном Конституцией разграничении компетенции регионов и непосредственно РФ в финансовой сфере. Статья 71 устанавливает, что в ведении государства находятся:
- Федеральные сборы и налоги.
- Денежная эмиссия.
- Федеральный бюджет.
- Кредитное, валютное, финансовое регулирование.
- Федеральные банки.
К совместному ведению регионов и государства относят установление общего порядка налогообложения и отчисления сборов.
Законность
Данный принцип выражен в том, что ход всего процесса формирования, использования и распределения финансов детально регламентирован нормами. Их соблюдение обязательно для всех сторон отношений. Обеспечение исполнения осуществляется за счет возможности применять к нарушителям мер принуждения.
Гласность и плановость
Первый принцип выражен в процедуре обнародования содержания проектов разнообразных финансово-правовых документов, результатов ревизий и проверок, принятых отчетов. Плановость предусматривает, что вся деятельность, связанная с оборотом денежных средств, базируется на комплексе плановых актов. Их структура, порядок исполнения, утверждения и составления закреплены в соответствующих положениях законодательства.
Общеотраслевые аспекты
Выше приведены конституционные принципы финансового права. Они охватывают весь институт в целом. Общеотраслевые принципы финансового права отражают специфику отрасли более конкретно. К ним, в частности, относят:
- Приоритетность общественных (публичных) интересов в ходе регулирования отношений.
- Единство денежной системы и финансовой политики, федерализм, равноправие субъектов в рассматриваемой сфере, самостоятельность структур местного управления.
- Распределение функций в соответствии с принципом разделения исполнительной и представительной (законодательной) властей.
- Участие граждан в осуществлении финансовой деятельности государственных и местных структур.
Данные принципы финансового права закреплены не только в Главном Законе страны. Они также конкретизированы в соответствующих отраслевых нормах.
Приоритет публичных интересов
Этот принцип предусматривает применение финансово-правовых структур для обеспечения экономического регулирования в соответствии со значимыми общественными задачами. Он устанавливает необходимость в совершенствовании норм, посредством которых закрепляется механизм государственного влияния на кредитные и финансовые отношения, четком определении самого понятия властного управления как в целом, так и в различных областях.
Сочетание интересов
Оно поддерживается за счет принципа федерализма в финансовой сфере. Государственные федеральные и субъектные органы осуществляют свои функции в соответствии с определенным разграничением предметов отношений. Совершенствование исполнения принципа федерализма в финансовой сфере относится к ряду первостепенных задач в РФ.
Единство направлений
В соответствии с отраслевыми нормами самостоятельность регионов страны определяют принципы финансового права, налогообложения и сборов, а также федеральной политики в денежной сфере. В законодательстве закрепляется единство бюджетной сферы, порядка пополнения расходов и прочее. Кроме этого, принципы финансового права выступают в качестве базовых критериев для формирования перечня налогов. Единство государственной политики в сфере денежного оборота считается неотъемлемым условием гарантированной государством целостности экономического пространства, свободы перемещения средств.
Равноправие регионов
Для каждого субъекта в равной степени распространяет свое действие финансовое законодательство. За пределами ведения РФ и совместного управления с регионами, субъекты осуществляют собственное регулирование денежного оборота, соответствующую деятельность, устанавливает налоги, утверждает бюджет и так далее. Конституция гарантирует самостоятельность местных органов управления. В своей деятельности они руководствуются законодательной базой соответствующего региона страны. Они сами могут устанавливать бюджет, формировать и использовать целевые внебюджетные фонды, определять сборы и налоги согласно федеральным нормативным актам.
Социальная направленность
Она исходит их конституционных положений, которые характеризует РФ как социальное государство, в котором политика власти ориентирована на формирование условий, способствующих свободному развитию человека и обеспечивающих ему достойную жизнь. В соответствии с этим в нормативной базе закрепляются положения об охране труда, здоровья, жизни, определяется гарантированный минимум зарплаты, устанавливаются государственные пенсии, компенсации, прочие социальные гарантии.
Планирование
В современных условиях это направление деятельности в сфере финансов претерпело существенные изменения в сравнении с существовавшим ранее при административно-командном режиме. Планирование не только согласуется с принципами рыночных отношений, но и выступает как необходимый и важнейший элемент в процессе регулирования денежного оборота.
Мировой денежный оборот
Главным его компонентом выступают принципы международного финансового права. В них закрепляются обязанности и юридические возможности всех субъектов отношений, связанных с мировым оборотом средств. Кроме того, они выступают в качестве базы для формирования других норм, способствуют обеспечению единства института и пр. В российских научных изданиях отсутствует единый подход к содержанию и составу принципов МФП. Тем не менее можно выделить две их группы:
- Имеющие процессуальное или материальное наполнение.
- Исполняющие роль средства уравнивания и сопоставления условий, которые предоставляют субъекты друг другу.
businessman.ru
Система и источники финансового права
Отношения, составляющие предмет финансового права, весьма обширны и неоднородны. Среди них выделяются группы общественных отношений, выражающие ту или сторону финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Соответственно, неоднородны и нормы финансового права. Они объективно подразделяются на отдельные группы в рамках предмета финансового права, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Совокупность достаточно обособленных, но взаимообусловленных групп финансово-правовых норм, существующих и развивающихся в рамках финансового права как отрасли права, образуют систему этой отрасли права.
Группы финансово-правовых норм, объективно выделяющиеся в рамках финансового права, представляют собой подотрасли финансового права и финансово-правовые институты.
Под финансово-правовым институтом следует понимать законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной группы общественных отношений. Подотрасль финансового права характеризуется наличием в ее составе нескольких правовых институтов с одновременным выделением некоторых «общих положений»[1], свойственных всем входящим в подотрасль институтам.
В науке финансового права выделяют Общую и Особенную части. Однако в целом Общая часть не является элементом системы финансового права, ибо не включает в себя нормы права, непосредственно регулирующие те или иные отношения. В этом смысле она принципиально отличается от общей части в уголовном и гражданском праве. Общая часть финансового права включает основные положения о понятии финансового права, системе права, особенностях финансово-правовых норм и отношений, субъектах финансового права и имеет, таким образом, характер вводных положений (или основ), т.е. является вводным курсом в финансовое право как учебную дисциплину и науку.
В прошлые, и особенно в последние годы в Общей части финансового права стал настойчиво выделяться финансово-правовой институт государственного и муниципального финансового контроля[2]. Он включает в себя нормы, устанавливающие систему, виды государственного и муниципального финансового контроля, методы его проведения и т.д. Кроме того, в институт государственного и муниципального финансового контроля включаются нормы, регулирующие условия и порядок его проведения в отдельных сферах финансово-правового регулирования: бюджета, налогообложения, валютных операций и т.д. В связи с этим нормы государственного и муниципального финансового контроля содержатся в подотраслях бюджетного, налогового права, а также финансово-правовых институтах денежного обращения, валютных операций и т.д. Это позволяет говорить о том, что институт государственного и муниципального финансового контроля является комплексным финансово-правовым институтом, включающим в себя нормы, являющиеся одновременно составными частями других финансово-правовых институтов (подотраслей)[3].
В Особенной части финансового права выделяются следующие разделы, подотрасли права и правовые институты.
- Бюджетное право является подотраслью финансового права, во-первых, потому, что включает в себя огромный массив финансово-правовых норм. Большая часть этих норм содержится в БК РФ, в ежегодно принимаемом федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год, других законах и подзаконных актах, а также решениях органов местного самоуправления, касающихся бюджетной сферы. Во-вторых, бюджетное право регулирует разнообразные общественные отношения, которые объединяются в различные правовые институты.
Среди них: институт бюджетного процесса, институт межбюджетных отношений, институт расходов бюджетов[4]. В-третьих, бюджетное право включает в себя нормы, устанавливающие общие положения бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. Это нормы о структуре бюджетной системы РФ, ее принципах, действии бюджетного законодательства и т.д.
Институт государственных внебюджетных фондов тесно примыкает к бюджетному праву. Этот институт появился в системе финансового права сравнительно недавно в связи с образованием в финансовой системе РФ государственных внебюджетных фондов и их правовым регулированием. К их числу прежде всего относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Институт государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы, регулирующие порядок формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот институт пересекается с подотраслью «бюджетное право» через финансово-правовой институт бюджетного процесса.
- Налоговое право образовало подотрасль финансового права совсем недавно, в конце 90-х гг. XX в. Экономически это было обусловлено переходом России к рыночной экономике и, соответственно, акцентированием налогового метода в государственном регулировании экономики.
Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, во-первых, потому, что включает в себя целый массив финансово-правовых норм, часть которых содержится в НК РФ. Кроме того, нормы налогового права содержатся в федеральных законах и законах субъектов РФ по вопросам налогообложения, в подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях органов местного самоуправления. Во-вторых, совокупность правовых норм, составляющих налоговое право, относительно неоднородна. Она подразделяется на ряд финансово-правовых институтов, среди которых могут быть выделены: институт налогового кредитования, институт налогового контроля, институт федеральных налогов, институт региональных налогов, институт местных налогов и др. В-третьих, в налоговом праве выделяется целый ряд норм, представляющих собой «общие положения» и реализующихся в равной мере во всех налогово-правовых институтах. Это нормы, устанавливающие основные начала законодательства о налогах и сборах, участников налоговых правоотношений, определяющие понятие налога и сбора и т.д.
Институт неналоговых доходов бюджетов очень тесно примыкает к налоговому праву как подотрасли финансового права, ибо так же как и эта подотрасль, регулирует отношения по обеспечению государства и муниципальных образований доходами.
- Институт расходов бюджета является составной частью бюджетного права. Однако согласно сложившейся традиции в учебных целях институт расходов бюджетов включен в учебнике в самостоятельный разд. V «Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов» наряду с правовым институтом расходов государственных внебюджетных фондов.
С точки зрения системы финансового права расходы бюджета — это финансово-правовой институт, включающий в себя нормы, закрепленные в законах (решениях) о бюджетах на соответствующий финансовый год. На основании этих норм возникают бюджетные обязательства Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований как материальные финансовые правоотношения.
Институт расходов государственных внебюджетных фондов появился в системе финансового права совсем недавно, вместе с появлением государственных внебюджетных фондов. Он примыкает к институту расходов бюджета и еще совсем не исследован в науке. Он включает правовые нормы, регулирующие отношения по использованию средств государственных внебюджетных фондов.
- Помимо всего отмеченного, в финансовом праве выделяются следующие правовые институты:
институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющийся комплексным. Он включает в себя часть норм, которые одновременно входят в иные финансово-правовые институты (подотрасли), а именно: институты неналоговых доходов, расходов бюджета, подотрасль «налоговое право» и т.д.
Институт государственного и муниципального кредита, который является комплексным межотраслевым правовым институтом. Те нормы права, которые регулируют в рамках данного института отношения, входящие в предмет финансового права, составляют одноименный финансово-правовой институт. В советское время он выделялся в составе раздела финансового права «Государственные доходы»[5]. В настоящее время он не может быть включен в этот раздел, так как согласно Б К РФ финансовые ресурсы государства, полученные по государственному кредиту, не относятся в строгом смысле к доходам бюджетов (ст. 41). Эти финансовые ресурсы тем более не относятся к доходам государственных внебюджетных фондов и прочим доходам государства (ст. 146 БК РФ). Однако финансовые ресурсы, полученные государством и муниципальными образованиями по государственному и муниципальному кредиту, являются источниками финансирования дефицита бюджетов (ст. 94—96 БК РФ). В этом смысле рассматриваемый институт очень тесно примыкает к разделу финансового права «государственные и муниципальные доходы».
Финансовая система РФ очень тесно связана с банковской системой РФ. В связи с этим многие отношения в сфере банковской деятельности, расчетов, денежного обращения так или иначе связаны с отношениями, составляющими предмет финансового права, и регулируются финансовым правом. Благодаря этому в финансовом праве традиционно выделяются: финансово-правовой институт банковской деятельности (банковского кредитования), финансово-правовой институт денежного обращения и расчетов, финансово-правовой институт валютного регулирования и валютного контроля.
Система финансового права активно развивается и требует научной проработки. Существует тенденция к выделению в системе финансового права института финансово-правовой ответственности, института бухгалтерской отчетности и т.д.
Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.
Помимо отмеченного, финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общественный интерес. Кроме финансового права, к публичному относятся конституционное и административное право. Финансовое право, в отличие от конституционного и административного, появилось значительно позже, так как выделилось из этих отраслей в самостоятельную отрасль «в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением»[6]. Причем такой процесс происходил и в других странах континентальной системы права, но, естественно, в разное время[7]. Однако следует подчеркнуть, что выделение финансового права в самостоятельную отрасль было обосновано финансово-правовой наукой, которая, в свою очередь, выделилась из финансовой науки. С учетом отмеченного можно утверждать, что в системе российского права взаимосвязь финансового права с конституционным и административным является наиболее жесткой. В связи с этим в ряде случаев для отграничения финансового права от конституционного и административного необходимо руководствоваться не просто критерием предмета и метода правового регулирования, но принимать в расчет и некоторые иные особенности системы права.
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства РФ разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, а также представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 114 .Конституции РФ).
Тесная связь административного и финансового права проявляется через «пересечение» предметов правового регулирования этих отраслей права. Предметом административного права являются общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти[8].
Финансовое право тесно связано с гражданским правом. Эта связь основана на том, что большинство отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. в той сфере, которая очерчивает предмет финансового права, входят, как уже отмечалось, в число имущественных. А как известно, предметом гражданского права как раз и являются имущественные и личные неимущественные отношения.
Существуют две основные причины, обусловливающие высокую степень зависимости финансового права от политики.
Первая причина связана со спецификой отношений, регулируемых нормами финансового права. Как уже отмечалось, финансовое право регулирует такие отношения, которые обеспечивают выполнение государством и муниципальными образованиями всех без исключения задач и функций. Именно с помощью финансовых ресурсов, полученных в установленном законом порядке от различных экономических агентов, государство имеет возможность выделять эти ресурсы на осуществление экономической, социальной, экологической функций, функций охраны правопорядка, обороны страны и т.д. Кроме того, благодаря финансово-правовым отношениям государство структурно обеспечивает существование собственной власти. Оно выделяет ассигнования на функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.
Вторая причина высокой степени политической обусловленности финансового права заключается в принципиальной конфликтности отношений, регулируемых нормами данной отрасли права. Как известно, финансовое право регулирует отношения по собиранию, распределению и использованию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований. Стороны этих правоотношений не равны. В качестве одной из сторон финансового правоотношения всегда выступает государство (непосредственно или в лице уполномоченного органа) или муниципальное образование. Государство и муниципальное образование в финансовом правоотношении проявляет себя одновременно как властвующий субъект (суверен) и казна, т.е. собственник.
Другая сторона финансового правоотношения — самые различные субъекты, выступающие в качестве налогоплательщиков, получателей бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов, дотаций, субвенций и т.д. Все они являются собственниками своих финансовых ресурсов или имеют их на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления. Отношения, связанные с собственностью, всегда наиболее конфликтны. В особенности, если они связаны с ее принудительным отчуждением или властным распределением.
Как указывает ряд авторов не только политика оказывает непосредственное влияние на развитие финансового права, но и наоборот, финансовое право является активным проводником финансовой политики, средством ее утверждения. Хотя на наш взгляд подобная позиция представляется весьма спорной.
[1] См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 140
[2] См.: Халфина P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 182— 213; Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права// Советское государство и право. 1940. № 3; Советское финансовое право / Под ред. Е.А. Ровинского. М., 1978; Воронова Л.К., Мартемьянов И.В. Советское финансовое право. Киев, 1983; Ялбулга-нов А.А. Финансовый контроль как правовой институг: основные этапы развития // Правоведение. 2000. № 3. С. 88.
[3] Е.Ю. Грачева, отмечая специфику правового регулирования государственного и муниципального финансового контроля, рассматривает его как подотрасль финансового права, включающую в себя нормы Общей и Особенной частей финансового права (см.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 111 — 117).
[4] См.: Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983. С, 25
[5] См.: Советское финансовое право / Под ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химичевой. М., 1987
[6] Халфина P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. Такой же точки зрения по данному вопросу придерживались Б.Н. Иванов, М.И. Пискотин.
[7] С.Д. Цыпкин (см.: Иванов Б.Н. О системе советского финансового права // Труды ВЮЗИ. Т. IX. М., 1967. С. 40-41; Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 49; Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. М., 1973. С. 14—15. Сегодня данную точку зрения поддерживают не только специалисты в области финансового права, но и в области истории права (см.; Ялбулганов А.А. Очерки истории финансового права дореволюционной России. М., 1998. С. 3; Сорокина Ю.В. Русское финансовое право понятие и определение предмета // Правоведение. 2000. № 3. С. 91—100).
[8] См Алехин А П, Крамолицкий АЛ, Козлов ЮМ Административное право Российской Федерации М , 1997 С 31
magref.ru