Исторические типы мировоззрения — Мегаобучалка
Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре
1. Сущность и структура мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре.
***
Философия в переводе с греческого — любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость). Впервые этот термин был употреблен древнегреческим философом Пифагором в V в. до н.э. Чтобы понять специфику философии как особого способа духовного освоения мира, необходимо обратиться к собственно философским (метафизическим) вопросам: Что есть мир? Как появляются человек и общество? Возможно ли адекватное познание действительности? Есть ли выходящий за их пределы смысл существования мира, общества, человека?
Специфику философских вопросов можно выразить так, как это сделал И.Кант:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
Приведенные вопросы показывают, что философия включает в себя достаточно серьезные знания о мире, носящие самый общий характер, и вместе с тем — оценочные моменты, связанные с выражением отношения человека к миру и самому себе.
Следовательно, для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие мировоззрения.
Сущность и структура мировоззрения.
Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.
Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обыденного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться систематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соединены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности мировоззрения выделяют его уровни и элементы. Чаще всего говорят о двух уровнях мировоззрения — мироощущении и миропонимании (при этом опускается промежуточный уровень — мировосприятие).
Под первым понимается стихийно складывающаяся способность человека ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть основана на бессознательных процессах.
Миропонимание — более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление. Миропонимание, в свою очередь, делится на два уровня: обыденное, или жизненно-практическое, и теоретическое. Первый уровень включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки.
Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п. Теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.
В зависимости от способа понимания мира выделяют также образно-эмоциональное и логико-понятийное мировоззрение. Первое содержит образы, связанные ассоциативно, второе оперирует абстрактными понятиями, взаимосвязанными логически.
Если уровни мировоззрения отражают определенную иерархию, вертикальную» его структуру, то компоненты — «горизонтальную» структуру, элементы которой не находятся в отношениях подчинения. Можно выделить два основных компонента мировоззрения — познавательный и ценностно-нормативный (хотя иногда выделяют и больше).
Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию.
Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, ценности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоззрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.
Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, меняясь в разные эпохи. Это обусловлено, прежде всего, изменением ценностей.
Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении.
Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из животного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необходимость объяснить мир и свое место в нем, выразив при этом отношение к миру. Первой попыткой такого осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология).
Миф — попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в труднодоступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно.
Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, более совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии.
Миф не является исторически прошедшей, давно миновавшей формой духовной жизни человека. Эмоционально-образное видение мира, построенное на игре воображений, на языке метафору сравнений, олицетворений, органически присуще детям, художникам и поэтам. Более того, философская мысль XX века испытывает особый интерес к мифу в его исторических и современных формах. Постепенно утверждается мысль, что любая культура основывается на мифологемах, которые лежат в основе всего мира высших ценностей, недостижимых идеалов, утопических идеологий. Массовое сознание искренне верит в реальность этих феноменов и испытывает мучительный душевный дискомфорт, когда очередная утопия, воспринимаемая долгое время как истина в последней инстанции, обнаруживает себя. Примеры современных мифов — светлое коммунистическое будущее, национальная исключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.
Многие представители современной философии считают, что сложившиеся в мифологии структуры продолжают до сих пор определять способы освоения мира человеком (так считает, например, Клод Леви-Строс).
В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дуалистично: оно предполагает существование особого надприродного мира, где обитает Бог. Исходя из такой картины мира, религия пронизана дуализмом мирского, светского, и божественного, сакрального. Еще одна специфичная ее черта — вера в существование Бога (или богов). Бог трансцендентен миру, т.е. находится вне пространства и времени. Он создает мир из ничего и является гарантом его существования. Религиозное мировоззрение объясняет все особенности природного и социального волей Бога, которая принципиально непознаваема для человека («пути Господни неисповедимы»). Бог — предельно абстрактная сущность, не имеющая внешнего облика (подобие Бога в человеке — бессмертная душа) и непознаваемая. Праведник может получить откровение, содержащее информацию о божественной сущности, но самостоятельно, при помощи собственного разума, познать ее не может никто. Любая религия предполагает постоянную связь верующего с Богом (само слово «религия» производится от латинского religio — воспроизведение связи) при помощи молитвы и ритуала. Религия, кроме того, предлагает верующему возможность продолжения жизни после физической смерти, что является сильной ее стороной, смиряющей страх смерти. Религия, как правило, содержит нравственные нормы высокого порядка, выполняющие регулятивную функцию, и долгое время является единственной хранительницей этих норм. Следует отметить, что религия как особый тип мировоззрения предполагает сложившуюся, оформившуюся религию, прежде всего, монотеизм. Первобытные верования находятся в рамках мифологического мировоззрения.
megaobuchalka.ru
Исторические типы мировоззрения. — МегаЛекции
Понятие мировоззрения, его стр-ра и основные функции.
Возникает в конце 7 — 1-ой половине 6 в. до н. Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь людей в обществе носит исторический характер. Мировоззрение– сложная система предельно обобщенных знаний, аксеологических установок и праксеологических схем, которые обеспечивают осмысленную ориентацию человека в мире и сознательный выбор им жизненного пути.
Основа мировоззрения — знания о строении и сущности мира, общества и человека, т. е. свойственная определенной исторической эпохе картина мира. Эти знания задают обобщенный образ мира и понимание того места, которое занимает в мире человек.
Аксиологические установки – это система ценностей и ценностных ориентаций, которые определяют приоритеты в отношениях человека к миру и к другим людям и обуславливают их деятельность (моральные, правовые, эстетические, религиозные, политические взгляды, идеалы и убеждения).
Праксеологические схемы — интересы, цели и социальные программы, а также нормы и схемы поведения, которые проявляются в традициях, обычаях, обрядах и которые способствуют интеграции индивида в человеческое сообщество.
Особая роль в мировоззрении принадлежит вере. Она соединяет различные элементы мировоззрения в единую систему, придает ему личностно-субъективную окраску. Это не только вера в Бога, но и в человека, в разум, справедливость, науку, то есть вера в состояние внутренней уверенности человека в том, что цели, которые он ставит перед собой, достижимы. Благодаря этому вера, а значит и мировоззрение, придает человеку способность, желание и готовность действовать во имя тех целей, которые он ставит перед собой.
Структура мировоззрения:
— общие знания о мире (например, как из бревна сделать табуретку, здесь включены общие знания)
— знания о природной сущности человека и его месте в этом мире
— основные жизненные принципы человека (те основные правила, которые он усвоил и придерживается в отношении с другими людьми (нормы морали).
— основные жизненные идеалы человека (некие образцы, выступают в виде целей из-за которых человек свою жизнь строит свои отношения с людьми).
Основные функции мировоззрения:
1.Ориентационная — помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы
2. Систематизация – философия систематизирует, упорядочивает знания, добытые из разных научных дисциплин.
3. Рационализация – переводит в логическую форму результаты человеческого опыта.
4. Культура – транслирующая. Благодаря философии передается из поколения в поколение культура и происходит культурное наследие.
5. Мировоззренческая.
6. Прогнозирующая.
Необходимость мировоззрения обусловлена необходимостью решать, вопрос о смысле жизни. Человек, в отличие от животных, не имеет врожденных программ поведения, и он один осознает конечность своей жизни => стремится её спланировать => выбирает программы. В этом помогает мировоззрение.
Исторические типы мировоззрения.
Миф — наделение предметов природы и общественных явлений человеческим обликом и св-вами, а также уподобление отношений м/ду вымышленными существами отношениям м/ду людьми в обществе. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.
Черты мифологического мировоззрения:
— Анимизм (основой мифологического мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил)
— Эмоциональность (реакция мифа на природу носит эмоциональный характер)
— Образность, ассоциативность (миф отражает мир и его составные части в форме чувственных образов-ассоциаций)
— Супранатурализм (мифологическое сознание не отличает естественное от сверхъестественного, не противопоставляет реальное и фантастическое. Мир един, естественное и сверхъестественное сосуществуют в нем, они оба одинаково реальны.
— Персонифицируемость (каждое явление природы, каждое проявление человеческой жизни и деятельности отражается в образах богов и героев)
— Аналогизация (стремление найти подобие между предметами, явлениями и человеком)
— Антропоморфизм (перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление космоса, природных сил.)
— Генетизм (в мифах собирался совокупный человеческий опыт, который посредством традиций, обрядов и обычаев передавался от поколения к поколению и присоединял индивида к человеческому сообществу, к определенному роду, выступал средством социализации человека)
— Отсутствие рефлекции (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием)
Т. о., с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Они были важными стабилизаторами общественной жизни.
В этот же период существовала и религия.
Религия — форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.
Черты религиозного мировоззрения:
— Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия, но никак не на рациональную.
— Религия делит мир на реальный и сверхъестественный.
— Важнейшими атрибутами религии является вера и культ. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. Культ — система ритуалов и догматов, внешняя форма проявления веры.
— Религия объясняет существование мира и человека действием внемирового и надмирового Бога.
— Этическая направленность. В рамках религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
Религиозное сознание является более высокой формой духовного освоения мира. Ему свойственна способность к обобщению, сравнению и противопоставлению различных аспектов бытия, выделение духовного как самостоятельной формы существования, первичной относительно предметной сферы. Действительное существование свойственно только высшему бытию – Богу, который является воплощением совершенства, гармонии, справедливости и доброты. Бог не только творец мира, но и условие нравственной жизни. Вера в Бога и служение ему – вот предназначение человека. Вера носит иррациональный характер, она основана на переживании интимной связи человека с Богом.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Т. о. религия придает смысл, знание, устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Философия – элемент духовной культуры, который придает ей единство и целостность и делает присутствие в мире осознанным.
Черты философского мировоззрения:
1. Совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.
2. Язык философии — категории.
3. Философия логична и доказательна. Положения философии выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.
4. В философии содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире, т.е. размышления над собственными размышлениями.
5. Свободомыслие — объективный принцип философии. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.
Философия унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума.
Наука – система организованной деятельности человека.
Черты научного мировоззрения:
— деятельность по производству знаний
— деятельность на основе утилитарного интереса (ради знаний, а не ради пользы)
— деятельность рациональная (основана на разуме)
Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
После того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания — математика, физика, биология, химия и т. д., — философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Мировозрение и её исторические типы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Мировоззрение ………………………………………………………………………………5
Глава 2Исторические типы мировоззрения…………………………………………………..
2.1Обыденное мировоззрение ………………………………………………….7
2.2 Мифологическое мировоззрение ……………………………………….……8
2.3 Религиозное мировоззрение ………………………………………………..12
2.4 Философское мировоззрение ……………………………………………..15
Заключение ………………………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы ………………………………………………………….21
Интернет ресурсы ………………………………………………………….….21
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной контрольной работы «Мировоззрение и его исторические типы», поможет нам понять, как всё появилось, откуда начинаются истоки всего, что сейчас есть на земле: человек, наука, искусство, экономика, политика и т.д. Первоистоком всего на земле является МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Философия это только один из типов мировоззрения.
Целью написания данной работы является раскрытие основных исторических типов мировоззрения. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:
· дать понять сущность мировоззрения;
· раскрыть типы мировоззрения.
При написании данной контрольной работы были использованы такие учебники, как: История философии: учебник для высших учебных заведений/под ред., В.П.Кохановского, В.П. Яковлева — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 736с.; Основы философии: Учеб. пособие/В.Н.Калмыков-Мн.:Выш.шк., 2003. — 541с.; Философия: учебник для высших учебных заведений/под ред., В.П.Кохановского — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — 576с.
Объектом данной работы является понятие мировоззрения и его основных типов.
При написании работы были использованы такие методы научного познания как — логический, научный, источниковедческий, хронологический, сравнительный.
При работе над контрольной работой автор получил знания о сущности мировоззрения, узнал основания и условия возникновения мировоззрения и его исторических типов. Автор приобрёл способность самостоятельно работать с источниками литературы, выделять главное и делать выводы, приобрёл навык в конспектировании.
Данная контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении автор рассмотрел актуальность темы, цели, задачи, освещённость темы в литературе, определил объект и предмет исследования, рассмотрел учебную значимость написания данной контрольной работы и структуру работы.
В основной части раскрыта сущность понятия « мировоззрение», раскрыты типы мировоззрения их возникновение и значимость в эволюции человечества.
В заключении сделаны выводы по работе в целом.
В списке использованной литературы и интернет ресурсов автор указал перечень источников литературы, которые послужили теоретической и методологической основой для написания данной контрольной работы.
Объём данной контрольной работы — 22 страницы.
Глава.1 Мировоззрение
Мы живём уже в 21 веке и видим, как возросла динамика социальной жизни, удивляя нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь: устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё возрастает, становится всё больше нищих. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.
На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные — предельно общие.
— Как устроен мир?
— Каково место человека в мире?
— Что такое сознание?
— Что есть истина?
— Что такое философия?
— В чём счастье человека?
Это мировоззренчиские вопросы и основные проблемы.
Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.
Существует три формы Мировоззрения:
1. Мироощущение: — эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.
2. Мировосприятие: — формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
3. Миропонимание: — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.
Существует три исторических типа мировоззрения — это мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.
Глава 2 Исторические типы мировоззрения
2.1 Обыденное мировоззрение
Мировоззрение людей существовало всегда, и это проявлялось и в мифологии, и в религии и философии, и науке. Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения. [8]
Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.
На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.
2.2 Мифологическое мировоззрение
Первой формой мировоззрения исторически считается мифология.
Мифология — (с греческого — предание, сказание, слово, учение), это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, в форме общественного сознания.
Мифы — древние сказания разных народов о фантостических существах, о делах богов и героев.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Она появилась на самой ранней стадии общественного развития. Когда человечество в форме мифа, сказания, предания пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как произошёл и устроен мир в целом, объяснить различные явления природы, общества в те далёкие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступать к его исследованию.
Основные темы мифов:
· ко
mirznanii.com
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
- Подробности
- Категория: Учебные материалы по философии
Несмотря на то, что в процессе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). Они заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, то есть превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление разрушительных демонических сил. Существовали также мифы (их называют эсхатологическими), описывающие грядущую гибель мира, в ряде случаев — с последующим его возрождением. Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию — оценочно-регулятивную. Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало — созидающее, творящее, производящее. Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств.
Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (phileo – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении. Также важнейшими признаками философского рассмотрения мира являются: универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).
Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях, что в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?
studfilosed.ru
МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФ, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ.
Поделись с друзьямиМИРОВОЗЗРЕНИЕ — система знаний, чувств, оценок, убеждений, идеалов, которые дают более или менее целостное понимание людьми мира, самих себя, своего места в мире и которые определяют их жизненную позицию. Структура мировоззрения включает в себя знания, оценки, чувства, убеждения, верования и поведенческие установки. Оно возникает из потребности в ориентации человека в мире и складывается в процессе его жизни под воздействием социальной среды, воспитания, обучения, СМИ, профессиональной деятельности и т.д.
Философское знание носит мировоззренческий характер, составляет ядро мировоззрения, но понятие «мировоззрение» шире по объёму, чем понятие «философия», т.к. кроме философского существуют и другие его типы: мифологическое, религиозное, научное.
По степени познавательной глубины выделяют два уровня мировоззрения:▪ ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЖИТЕЙСКОЕ), формируется стихийно, отражает действительность на уровне повседневных представлений и которое принимает форму мироощущения, мировосприятия и миросозерцания – целостного осознания реальности в виде ощущений, восприятий, представлений и эмоций; ▪ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ – СИСТЕМНОЕ, доказательное, логически обоснованное, проверяемое, которое отражает действительность на уровне сущности и закономерности; оно предстаёт как миропонимание – категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения, формируемый в ходе профессиональной деятельности учёных, социальных мыслителей, философов.
Таким, исторически первым теоретическим мировоззрением и является философия. Но ещё задолго до её появления люди ставили и решали мировоззренческие вопросы. Историческими предшественниками философии в этом смысле являются мифологическое и религиозное мировоззрение.
МИФОЛОГИЯ (учение о мифах — «преданиях, сказаниях») – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в основе которого лежит воображение, в котором всё одушевлено, первобытный человек объясняет мир по своему подобию, и нет ничего невозможного. Первобытный человек ещё не выделяет себя из природы, он слит с ней, он живёт в мире мифологических существ – предков-покровителей, богов, духов, героев, которые имеют, как правило, человеческие черты и совершают поступки, подобные поступкам человека. Мифы стремятся объяснить, откуда всё возникло: земля, солнце, луна, моря, реки, а также люди и животные. СООТВЕТСТВЕННО ВЫДЕЛЯЮТ РАЗНЫЕ ВИДЫ МИФОВ: космогонические (о возникновении всего существующего), теогонические (о происхождении богов), антропогонические (о происхождении человека). Важнейшее назначение мифа – практическое: санкционировать определённые обычаи, правила поведения, нормы взаимоотношений в рамках родоплеменной общности людей. Миф – это целостное, красочное, чувственно-поэтическое объяснение мира, в котором в нерасчлененном виде содержатся зачатки всех будущих представлений: сказочных, религиозных, научных, нравственных, эстетических, философских.
Дальнейшее развитие мировоззрения связано с формированием РЕЛИГИИ. Религиозное мировоззрение содержится уже в мифах в форме таких племенных религий, как: тотемизм (вера в прародителя рода, например, священного животного), фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам, наделяемым свехъестественными свойствами), анимизм (вера в то, что всё существующее имеет душу). С развитием общества возникают национально-государственные (например, иудаизм, индуизм) и мировые (буддизм, христианство, ислам) религии. В целом религия (от лат.- благочестие, набожность, святость) — такой тип мировоззрения, в котором освоение человеком мира осуществляется через его удвоение на «земной», естественный, доступный чувственному восприятию и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, который играет главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.
Сосуществуя в истории человечества (со времени появления философии), религия и философия находились в состоянии: либо борьбы, взаимоотталкивания, либо взаимодействия (религиозная философия), либо нейтралитета (теория двойственной истины). Дело в том, что философ может придерживаться не только теистического (религиозного), но и атеистического (отрицающего всех богов) мировоззрения.
Поначалу философия ещё во многом сохраняла связь с религиозно-мифологическим мировоззрением, используя мифологические образы и аллюзии. Но в целом философское мировоззрение отличают следующие особенности:▪ если миф и религия представляют собой обыденно–практический вид мировоззрения, то философия – мировоззрение теоретически разработанное; ▪ главное в мифе и религии – образ и символ, философия же «работает» с общими понятиями, идеями, её предмет чувственно непредставляем; ▪ миф и религия включают в себя ритуальный элемент, в философии же этого нет и из-за невозможности обратиться к богу с молитвой в трудную минуту философия не может заменить религию; ▪ если в мифе и религии на первом месте стоит вера, не допускающая сомнений, то в философии на первый план выходят интеллектуальные аспекты мировоззрения, т.е. понимание мира с позиций разума, это в первую очередь – миропонимание; ▪ в мифе и религии ответы на мировоззренческие вопросы носят характер догм, они заранее полагаются духовным авторитетом, традицией, священным писанием, в философии же больше вопросов, чем ответов: она апеллирует к свободному творческому разуму, предполагает самостоятельный духовный поиск и не является достоянием широких народных масс; ▪ выступая в понятийной, категориальной форме, философия опирается на науки о природе, обществе, человеке, обобщает их достижения и, в то же время, влияет на другие науки через личность учёного, его мировоззрение, методологию, ценностные ориентации.
ТО, ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью. В этом плане изучение философии (в том числе через споры, сомнения, новые вопросы) активно формировать своё миропредставление, мироотношение и культуру мышления.
students-library.com
История и мировоззрение | Сайт историка Г.И. Герасимова
Опубликовано: Герасимов Г.И., (2017), ИСТОРИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Социально-политические науки, 4: 160-163.
Множественность историй
Кризис отечественной истории, начавшийся в эпоху перестройки и не преодоленный до настоящего времени заставляет его искать причины. Широкая дискуссия начала 1990-х годов, инициатором которой был А.Я. Гуревич, постепенно сошла на нет, поскольку, многим оказалось проще жить концептуальными представлениями, сложившимися в XIX – XX веках и устоявшимися в вузовских программах. Вместе с тем, не замечать того, что разные историки пишут разные истории, стало просто невозможно, а значит, появилась насущная потребность в объяснении этого явления. Одним из исследователей, ищущих ответы на сложные вопросы исторической теории, является профессор Б.В. Личман. Его работы[1] по многоконцептуальности в истории выводят на целый ряд проблем исторической науки, которые обычно обсуждаются только в узком кругу специалистов по теории и методологии истории.
Классический подход дает однозначное решение этой проблемы – поскольку существует объективная истина, значит тот историк, который ее нашел – написал «правильную» историю, остальные пишут «неправильно». Однако, как справедливо отмечает Б.В. Личман: «Переход с одной «объективной» истории на другую, «объективную» историю, подорвал в обществе доверие государственному объяснению истории. Возникли вопросы. А где правильная история? Сколько еще будет объяснений истории? Предсказуема ли история? Вообще является ли история наукой?»[2]. Действительно, за последние 30 лет одна «правильная» история, до неприличия часто меняла другую временно «правильную» и сегодня мы являемся свидетелями очередного теоретико-методологического поворота в исторической науке, породившего новый – государственно-патриотический образ прошлого, пришедший на смену либеральному. Однако, поскольку он не имеет глубокого теоретического обоснования, то, видимо ненадолго задержится на авансцене историографии.
Мировоззренческие основы прошлого
Центральной категорией, определяющей новое отношение к объяснению истории, по мнению Б.В. Личмана является категория мировоззрения: «в разных мировоззренческих концепциях истории содержится разная история: разный ход истории; определены разные этапы истории; даны разные названия в хронологии; показан разный исторический опыт»[3].
Анализ исторических работ показывает, что истории, построенные на одних мировоззренческих основаниях находятся в непримиримом противоречии с историями, написанными на иных идейных основах, и несводимы друг с другом. При этом они провозглашают только свои результаты и цели истинными, а иные – ложными. Вместе в тем, Б.В. Личман считает, что научные мировоззренческие интерпретации прошлого не имеют преимущества друг перед другом в объяснении объективного мира и отражают субъективные оценочные взгляды людей на прошлое. Исходя из своего мировоззрения, историки подбирают факты и создают свой особый образ истории. При этом представители каждой мировоззренческой концепции считают, что только они пишут «объективную» историю, а другие искажают и фальсифицируют прошлое. Отсюда следует, что сколько мировоззренческих концепций, объясняющих историю, столько и «объективных» картин прошлого. Выход из этого положения Б.В. Личман видит в толерантном отношении к разным образам прошлого, поскольку ни одна из историй не имеет объективного преимущества перед другой[4].
Что дает подход Б.В. Личмана? Прежде всего, он объясняет многообразие историй, которые пишут историки, а это уже много, однако такой подход, избавляя нас от поиска «единственно верного» прошлого, просто объявляет их все равнозначными, а значит и одинаково неверными. Все истории в отсутствии единственно истинного образа прошлого автоматически оказываются ложными. Не сомневаюсь, что большинство историков сочтет это слишком большой платой, ведь из ученых, обладающих исключительным правом на истину, они превращаются в одних из многих, предлагающих очередной вариант прошлого без какой-либо надежды на то, что именно он верен. Историй всегда столь же много, сколько мировоззрений на основании которых они создаются, и человечество создает все новые, а значит образы прошлого будут множится, и закрывать глаза на это становится бессмысленно. Причина этого в подчиненном характере исторического знания, его зависимости от того мировоззрения в рамках которого оно создается.
Для того, чтобы несколько прояснить современную историографическую ситуацию автор изложит своё видение роли мировоззрения в создании образа прошлого.
Идеалистическое понимание мировоззрения
Понятие «мировоззрение» до сих в наших словарях определяется в материалистическом духе, утверждая, что оно «складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей»[5]. Из этого следует то, что христианское мировоззрение есть результат культуры эпохи ручного труда и рабовладения, а не идей Иисуса Христа, что, согласитесь, звучит несколько странно. Тем не менее, господствующий материалистический подход однозначно отводит человеку и его сознанию пассивную роль в истории, – роль марионетки внешних сил, а мировоззрение рассматривается как свод идей, порожденных отражением природного и социального мира. При этом всегда оказывается, что только последнее по времени мировоззрение верно отражает мир, а все предшествующие ошибочно. Как следствие – один ошибочный образ прошлого (например, коммунистический, сменяет другой – религиозный, чтобы в свою очередь быть отвергнутым либеральным историком). Только в настоящем историк создает временно истинное прошлое, которое неизбежно будет отвергнуто его учениками и потомками.
Удовлетворительное объяснение множественности прошлого в рамках материалистического подхода не получить, зато оно может быть получено с помощью идеалистического подхода[6], который полагает, что историю делает человек, а идеи, организованные в единое цельное мировоззрение, играют решающую роль в историческом действии.
Идея в идеалистическом подходе выступает в форме знания о существующем явлении или мысли о преобразовании существующего явления, либо создании принципиально нового явления. Именно последние две формы идеи являются двигателем истории.
В идее лежит начало и исток человеческого творения, с него оно начинается и без него оно невозможно. Идеи являются основой исторического действия, т.е. такого, которое меняет существующую реальность, привносит в нее новое содержание, которое и есть собственно история. Как писал Х. Ортега-и-Гассет: «Прежде чем что-либо делать, человек должен решить на свой страх и риск, что именно он собирается сделать. Но если у человека нет каких-то представлений относительно окружающих его вещей, других людей, самого себя, решение невозможно. Только имея определенные убеждения, он может предпочесть одно действие другому и, вообще говоря, может жить»[7].
В идее мы не просто отражаем или познаем внешний нам мир, но мы создаем его. Идея гармонизирует наше мировоззрение с нашими ощущениями, позволяя видеть, понимать и изменять этот мир. В зависимости от того, какое мировоззрение лежит в основе конкретного человеческого сознания, мир представляется под тем или иным ракурсом. При этом мы никогда не можем увидеть его целиком, поскольку угол нашего зрения ограничен и пребываем мы только в одной точке этого бесконечного бытия, но наше мышление, стремясь к тотальности представления, позволяет нам при посредстве мировоззрения представлять себе больше, чем мы можем увидеть. И это не просто фантазия, – это реконструкция в сознании человека на основе господствующих идей такого мира, каким он может быть, исходя из определенного мировосприятия.
Идеи, которые определяют наше мировоззрение, участвуют в создании образа объективной и субъективной реальности с момента ее восприятия. Мы видим сквозь «очки идей», они направляют наше мышление при осмыслении увиденного, и, наконец, они определяют процесс преобразования увиденного, сначала в идеальном мире нашего сознания, а затем в реальном мире. Таким образом, мировоззрение – это система идей, объясняющая мир и способ его изменения. Главную роль в мировоззрении играют не бытие человека, а системообразующие идеи, которые определяют содержание мировоззрения и вокруг которых группируются все остальные идеи.
Мировоззрение определяет в конечном итоге большую часть повседневной деятельности человека и все его исторические действия. Как писал Х. Ортега-и-Гассет: «мы что-то делаем, но мы никоим образом не вынуждены делать что-то определенное; то или иное действие для нас не обязательно, оно не «навязано» нам, подобно траектории движения звезды или падения, скажем, камня… Человеческое существование есть прежде всего набор убеждений человека. Именно они лежат в основании нашей жизни. Не зря говорят, что человек — это его убеждения. Именно они конституируют человека»[8]. Можно сказать, что мировоззрение составляет ядро личности человека, основу его сознания, определяющую все стороны жизнедеятельности человека. Исходя из этого я утверждаю, что историю делает человек, исторические действия которого направляются, прежде всего идеями, творчески созданными его сознанием, а внешние условия только способствуют, либо препятствуют этим действиям, но не определяют эти идеи.
Поскольку мировоззрение определяет восприятие действительности и представления об окружающем мире, то со сменой главных мировоззренческих идей меняется действительность вокруг человека, вспомним, как самая передовая в мире коммунистическая действительность превращалась в подобие концлагеря по мере замены коммунистического мировосприятия либеральным. Как утверждают О.Е. Баксанский и Е.Н. Кучер «наши поступки определяются более внутренними моделями действительности, чем самой действительностью»[9]. При смене мировоззрения меняется и модель действительности, и способ действия в этой действительности.
При смене мировоззрения больших масс людей, случаются удивительные вещи, например, с крахом коммунистической идеи в одночасье исчез трехсотмиллионный советский народ, хотя подавляющее большинство его представителей живы и сегодня.
Прошлое в картине мира
В основе мировоззрения лежит картина мира. Хайдеггер следующим образом определяет это понятие: «Что значит картина? Мир выступает здесь как обозначение сущего в целом. Это имя не ограничено космосом, природой. К миру относится и история. И все-таки даже природа, история и обе они вместе в их подспудном и агрессивном взаимопроникновении не исчерпывают мира. Под этим словом подразумевается и основа мира независимо от того, как мыслится ее отношение к миру… Картина мира, сущностно понятая, означает таким образом не картину, изображающую мир, а мир, понятый в смысле такой картины»[10].
Человек в картине мира не только отражает, но и творит мир, исходя из идейного содержания своего сознания. Прошлое, наряду с настоящим и будущим является важной составляющей картины мира, поэтому история, относится к мировоззренческим наукам. Без прошлого образы существующей социальной реальности не обладают для современного человека достаточной убедительностью, хотя и достаточны для действия человеческого общества. Прошлое делает картины социального мира более объемными и убедительными. Любая крупная мировоззренческая теория имеет свой, отличный от других, образ прошлого, настоящего и будущего человечества.
Как справедливо пишет Б.В. Личман: «В разных мировоззренческих концепциях истории содержится разная история: разный ход истории; определены разные этапы истории; даны разные названия в хронологии; показан разный исторический опыт»[11]. С позиций идеалистического подхода можно утверждать, что картина прошлого в основном зависит от главных идей, образующих господствующее мировосприятие, именно поэтому столь сильно отличаются образы прошлого, создаваемые историками, имеющими либеральные, коммунистические, православно-монархические взгляды. Из одних и тех же фактов они создают разные картины прошлого, сходные только в именах и географических названиях.
Прошлое мы видим различным в зависимости от того, под углом каких мировоззренческих идей мы его создаем. Вспомним, что еще совсем недавно главным событием ХХ века была Октябрьская революция, и в таком качестве она, влияла на умы и действия многих и многих людей, и уж без сомнения на большинство наших соотечественников. С тех пор в прошлом ничего не изменилось, но влияние революции определенно уменьшилось, единственные, кто еще продолжает его ощущать также сильно, как прежде, – это коммунисты. Этот пример показывает, что влияние прошлого определяется сегодняшним мировоззрением людей. Те события, которые в соответствии с нынешним господствующим мировосприятием являются главными, оказывают сильное влияние на действительность, а прочие его утрачивают. Со сменой мировоззрения меняется образ прошлого, и воздействие тех или иных событий может уменьшаться или усиливаться. Оно может иметь положительное, а может приобрести и отрицательное значение. События и процессы прошлого меняют силу и направленность своего влияния в зависимости от их мировоззренческой значимости.
Прошлое определяется не настоящим и будущим, как это зачастую утверждается, а господствующим мировоззрением, которое определяет ориентиры, из которых исходит историк в процессе конструирования прошлого. Человек – творец не только настоящего и будущего, но он творец и прошлого. Можно сказать, что он многократно создает прошлое, в чём может каждый убедиться лично, посмотрев сочинения историков, посвященных одним и тем же событиям, но написанным с разных идейных позиций. Более того, прошлое созданное одним и тем же историком в советское время и сегодня может радикально отличаться, если он перешел с коммунистических идейных позиций, например, на либеральные или националистические.
Теория и факт в истории
Идеи определяют применяемый фактический материал. Если историк верит в свою теорию, то его невозможно переубедить фактами, поскольку на них у него найдется не меньше контрфактов. Старая история рушится не под влиянием фактов, а под влиянием новой исторической теории, которая опираясь на другие факты, становится более убедительной в глазах историка и его читателей, чем прежний образ прошлого.
До сих пор некоторые считают, что стоит открыть архивы и мы найдем там истинную историю. Это не так. В архивах и музеях нет прошлого, там есть много листков бумаги с черными значками, которые становятся прошлым только в сознании прочитавшего их ученого. Истории там нет, она создается историком и то, какой она будет, определяют мировоззренческие идеи и частно-исторические теории, которых придерживается тот или иной ученый.
Историческая теория – это идеальное представление о прошлом человечества. Теория не выводится из исторических фактов, она на них опирается и ими подтверждается. Историческая теория – это способ представления в доступной человеческому сознанию форме многообразного прошлого, путем его обобщения, упрощения, выделения главного и других методов создания убедительного образа минувшего.
Поскольку историческое прошлое создается с помощью теории из хаоса фактов, то и факты в этой конструкции ведут себя по законам теории, их создавшей и уложившей в образ прошлого. Например, при изучении марксистской истории из нее вполне можно вывести все законы марксизма, поскольку она была построена на их основе. Но, допустим, из либеральной истории этих законов не выведешь. В истории можно найти только то, что в нее заложено историком.
Что есть факт, определяет теория, с которой историк подходит к историческому свидетельству. Тот вопрос, который историк, по словам М. Блока, задает источнику, целиком определяется теорией, которой руководствуется данный историк. Он не может быть просто выдуман, он может исходить только из концепции историка. С этих позиций можно утверждать, что этот вопрос задает теория устами историка, который является только орудием идеи. Историк всегда мыслит в рамках определенной теории, если теории нет, значит, нет мысли, нет вопроса к источнику, нет ответа, нет истории. Историческая теория позволяет воспринять хаос фактов прошлого в доступной для сознания форме.
Роль мировоззрения в создании образа прошлого
Мировоззрение определяет смысл, содержание и форму прошлого. Если историк руководствуется религиозной, христианской догмой, тогда история – разворачивающаяся во времени воля Бога. Если историк – материалист, тогда история – естественный процесс развития человеческого общества, как части природы. И в том и другом случае роль человека в этом процессе невелика. В первом случае историю полностью определяет Бог, во втором – объективные материальные процессы, под которые должен подстраиваться человек.
Чем больше мировоззренческие расхождения, тем более различаются образы окружающей действительности, впрочем, как и образы прошлого, создаваемого в разных мировоззренческих системах.
В предлагаемом мной идеалистическом подходе история – это образ прошлого, создаваемый историком, исходя из его мировоззрения и на основе тех фактов, которые он считает относящимися к прошлому, а также по определенным правилам, задаваемым его ремеслом (наукой или искусством, если он относит их к таковым). Главным двигателем развития, а значит и истории, понятой, как изменение во времени, является человеческое творчество, выражающееся, прежде всего, в создании новых идей, которые направляют деятельность человека, преобразующего и создающего мир вокруг него.
Увы, прошлого не существует, есть только знание о нем, а оно идеально, поэтому историк не может сравнить созданный им образ минувшего с самим прошлым, а значит, в истории не может быть объективной истины, понимаемой как соответствие знания объекту. Идеальность и субъективность знания прошлого содержащегося в историческом источнике, порой выдаваемого за само прошлое, порождает множественность трактовок и интерпретаций одного и того же исторического факта.
В рамках идеалистического подхода объективной исторической истины не может быть, но может быть истина в пределах того мировоззрения, которого придерживается тот или иной историк. Это означает, что и у коммуниста и у либерала своя историческая истина и они чаще всего не совпадают друг с другом. Как пишет Б.В. Личман: «Во взаимоотношениях между мировоззренческими концепциями действует правило: “Или согласись со мной, или ты не прав”»[12].
Многоконцептуальность в истории
Признавая право на существование разных вариантов истории, и называя это «мноконцептуальностью», профессор Личман призывает к толерантному отношению к разным историям. Он считает, что в вузе и школе надо изучать «многокоцептуальную» историю, поскольку это «позволяет человеку понимать и аргументировать «свою точку зрения», в жизненной ситуации не действовать с крайних позиций… Многоконцептуальное изучение истории России позволяет овладеть научной логикой, сравнивать интерпретации и понимать их происхождение, мыслить аналитически…»[13]. С этим можно было бы согласиться, если бы исторических версий было 2-3, но их столько же, сколько мировоззрений в современном обществе: коммунистическая, либеральная, евразийская, государственно-патриотическая, националистическая, модернистская, а еще есть теория заговоров, концепция А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского и др. В условиях отсутствия истинной истории все они имеют одинаковое право на существование. Какие из них изучать, а какие объявить ненужными? А может быть и вовсе отказаться от преподавания истории, коль истинных вариантов прошлого не существует?
Мне кажется, что, прежде всего, историки сами должны разобраться с теорией истории и ее многоконцептуальностью, а только потом экспериментировать с преподаванием. А для этого нужна широкая научная дискуссия по главным вопросам теории и методологии исторической науки.
[1] Например см.: Новое отношение к объяснению истории России. Много концептуальность и толерантность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. №4 (37) декабрь 2016. С.43-60; Личман Б.В. Гражданское общество — ключ к объяснению разных точек // Социально политические науки. 2017. №3. Личман Б.В. Разные точки зрения в истории России – это разные мировоззрения, перенесенные в прошлое. Статья любезно присланная автору Б.В. Личманом;
[2] Личман Борис Васильевич Разные точки зрения в истории России – это разные мировоззрения, перенесенные в прошлое.
[3] Личман Б.В. Новое отношение к объяснению истории России. Много концептуальность и толерантность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. №4 (37) декабрь 2016. С.50.
[4] Личман Б.В. Новое отношение к объяснению истории России. Много концептуальность и толерантность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. №4 (37) декабрь 2016. С.50-54.
[5] Мировоззрение // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
[6] Подробнее об идеалистическом подходе см. на моем сайте: http://idealistic-history.ru/
[7]Ортега-и-Гассет Х. История как система. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gasset/ist_sist.php
[8]Ортега-и-Гассет Х. История как система. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gasset/ist_sist.php
[9] Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность. М., 2014. С.5.
[10] Хайдеггер М. Время картины мира //Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С.49.
[11] Личман Б.В. Новое отношение к объяснению истории России. Много концептуальность и толерантность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. №4 (37) декабрь 2016. С.48.
[12] Личман Б.В. Новое отношение к объяснению истории России. Много концептуальность и толерантность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. №4 (37) декабрь 2016. С.51.
[13] Личман Б.В. Новое отношение к объяснению истории России. Много концептуальность и толерантность // Вестник Уральского института экономики, управления и права. №4 (37) декабрь 2016. С.55.
idealistic-history.ru
Мировоззрение и его исторические типы
Мировоззрение и его исторические типы
смотреть на рефераты похожие на «Мировоззрение и его исторические типы»
Содержание:
Понятие мировоззрения 2
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия 5
Литература: 16
Понятие мировоззрения
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.
Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно
– эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет
«все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.
Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.
Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее»
Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера.
Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии.
Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не
«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог
– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на
Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию.
Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны.
Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются
«религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно- практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы.
Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.
Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.
Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.
Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному.
Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.
Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.
Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.
Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания:
Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении
Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.
У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял
Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и
Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и
Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У
Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно
«идеи». Они тоже принципиально неделимы.
Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не
«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.
Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных своих состояний и модификаций материальное основание. А это была уже серьезная «заявка» на то, что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой «видимости» некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод: нельзя принимать кажущееся за действительное.
Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую
«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза теории отражения.
Материальный мир, по Демокриту, — это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда
Демокрит полагал два вида объективной реальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий антипод Демокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального. Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как «воспоминания» бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения.
Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы.
Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского города стала резко контрастировать с феодально-деревенской жизнью подавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистического движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая», которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель
Данте Алигьери (1265-1321).
В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с другой, — он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».
Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.
Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.
Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности.
Литература:
1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.
5. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997.
6. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М.,
1989.
diplomba.ru