Извещение о сделке в совершении которой имеется заинтересованность – Извещения о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность

О сделках, в совершении которых имеется заинтересованность

Чуть более года прошло с момента вступления в силу изменений Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО), предусматривающих новый порядок совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованностью, по итогам применения которых были выявлены как преимущества, так и несущественные недостатки.

В настоящее время на федеральном портале нормативных актов (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#okveds=55&npa=78980) размещен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Законопроект).

Законопроектом предлагается дополнить ст. 81 Закона об АО и ст. 45 Закона об ООО положением о том, что «заинтересованными в совершении обществом сделки лицами признаются также подконтрольные лица лица,  заинтересованного в совершении обществом сделки».

Анализ вышеуказанной формулировки не позволяет однозначно толковать данную норму, поскольку допускает возможность признавать заинтересованными лицами любых лиц, подконтрольных лицу,  заинтересованному в совершении обществом сделки, в том числе в случаях, когда такие подконтрольные лица не являются стороной или выгодоприобретателем по сделке.

Такое расширенное толкование повлечет затруднения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности для лиц, входящих в холдинговые структуры. Например, по сделкам, совершаемым между обществом «А» и обществом «Б», подконтрольным обществу «А», заинтересованными в совершении сделки могут быть признаны само общество «Б» и все остальные лица, подконтрольные обществу «А» (в том числе лица, косвенно подконтрольные обществу «А»).

Кроме того, расширительное толкование рассматриваемой нормы позволяет признавать заинтересованными лицами лица, подконтрольные единоличному исполнительному органу, членам совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа при заключении указанными лицами сделок с обществом, не затрагивающих интересы их подконтрольных лиц. Например, при заключении сделки между членом совета директоров общества «А» и обществом «А», заинтересованными в совершении сделки могут быть признаны лица, подконтрольные члену совета директоров общества «А».

При этом в качестве примера приведены только явные случаи, когда какое-либо лицо, не имеющее никакого интереса в совершении сделки, может быть признано заинтересованным в ее совершении. Полагаю, что на практике количество таких случаев может быть больше.

В соответствии с абз. 2 п. 1.1 ст. 81 Закона об АО и абз. 2  п. 3 ст. 45 Закона об ООО в извещении должны быть указаны лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки,  и основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым. В случае вступления Законопроекта в силу в текущей редакции могут возникнуть технические затруднения при формировании извещений в  связи с необходимостью указания огромного перечня лиц, заинтересованных в совершении сделки, и, соответственно, оснований для заинтересованности.

 Аналогичные затруднения могут возникнуть при подготовке решений по вопросу о согласии или о последующем одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также отчетов  о заключенных обществом в отчетном году сделках с заинтересованностью.

Предлагаемые Законопроектом изменения в Закон об АО и Закон об ООО нивелируют основную идею Федерального закона от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» об облегчении регулятивного бремени, возлагаемого на бизнес.

Полагаю, что в Законопроект необходимо включать положения, позволяющие признавать подконтрольные лица заинтересованными в совершении сделки в исключительных случаях, например:

—  при совершении сделки с контролирующим лицом;

 — при совершении сделки между лицами, подконтрольными общему контролирующему лицу;

— подконтрольное лицо в результате совершения сделки его контролирующим лицом становится выгодоприобретателем по такой сделке;

— контролирующее лицо подконтрольного лица занимает должности в органах управления общества или управляющей организации общества, при совершении сделки с которым подконтрольным лицом, подконтрольное лицо является стороной, выгодоприобретателем, представителем, посредником по такой сделке. 

zakon.ru

О сделках, в совершении которых имеется заинтересованность

Чуть более года прошло с момента вступления в силу изменений Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее – Закон об ООО), предусматривающих новый порядок совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованностью, по итогам применения которых были выявлены как преимущества, так и несущественные недостатки.

В настоящее время на федеральном портале нормативных актов (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#okveds=55&npa=78980) размещен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статью 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Законопроект).

Законопроектом предлагается дополнить ст. 81 Закона об АО и ст. 45 Закона об ООО положением о том, что «заинтересованными в совершении обществом сделки лицами признаются также подконтрольные лица лица,  заинтересованного в совершении обществом сделки».

Анализ вышеуказанной формулировки не позволяет однозначно толковать данную норму, поскольку допускает возможность признавать заинтересованными лицами любых лиц, подконтрольных лицу,  заинтересованному в совершении обществом сделки, в том числе в случаях, когда такие подконтрольные лица не являются стороной или выгодоприобретателем по сделке.

Такое расширенное толкование повлечет затруднения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности для лиц, входящих в холдинговые структуры. Например, по сделкам, совершаемым между обществом «А» и обществом «Б», подконтрольным обществу «А», заинтересованными в совершении сделки могут быть признаны само общество «Б» и все остальные лица, подконтрольные обществу «А» (в том числе лица, косвенно подконтрольные обществу «А»).

Кроме того, расширительное толкование рассматриваемой нормы позволяет признавать заинтересованными лицами лица, подконтрольные единоличному исполнительному органу, членам совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа при заключении указанными лицами сделок с обществом, не затрагивающих интересы их подконтрольных лиц. Например, при заключении сделки между членом совета директоров общества «А» и обществом «А», заинтересованными в совершении сделки могут быть признаны лица, подконтрольные члену совета директоров общества «А».

При этом в качестве примера приведены только явные случаи, когда какое-либо лицо, не имеющее никакого интереса в совершении сделки, может быть признано заинтересованным в ее совершении. Полагаю, что на практике количество таких случаев может быть больше.

В соответствии с абз. 2 п. 1.1 ст. 81 Закона об АО и абз. 2  п. 3 ст. 45 Закона об ООО в извещении должны быть указаны лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки,  и основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым. В случае вступления Законопроекта в силу в текущей редакции могут возникнуть технические затруднения при формировании извещений в  связи с необходимостью указания огромного перечня лиц, заинтересованных в совершении сделки, и, соответственно, оснований для заинтересованности.

 Аналогичные затруднения могут возникнуть при подготовке решений по вопросу о согласии или о последующем одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также отчетов  о заключенных обществом в отчетном году сделках с заинтересованностью.

Предлагаемые Законопроектом изменения в Закон об АО и Закон об ООО нивелируют основную идею Федерального закона от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» об облегчении регулятивного бремени, возлагаемого на бизнес.

Полагаю, что в Законопроект необходимо включать положения, позволяющие признавать подконтрольные лица заинтересованными в совершении сделки в исключительных случаях, например:

—  при совершении сделки с контролирующим лицом;

 — при совершении сделки между лицами, подконтрольными общему контролирующему лицу;

— подконтрольное лицо в результате совершения сделки его контролирующим лицом становится выгодоприобретателем по такой сделке;

— контролирующее лицо подконтрольного лица занимает должности в органах управления общества или управляющей организации общества, при совершении сделки с которым подконтрольным лицом, подконтрольное лицо является стороной, выгодоприобретателем, представителем, посредником по такой сделке. 

zakon.ru

Об уведомлении членов компетентного органа о совершении сделки с заинтересованностью

Новый закон вводит обязанность общества уведомлять о предполагаемой сделке с заинтересованностью членов органа общества, на которых возложена обязанность согласовывать сделку, а также членов коллегиального исполнительного органа (п.1.1. ст. 81 ФЗ об АО). Если сделка подлежит согласованию советом директоров или наблюдательным советом (далее «СД» («НС»)) то, извещаются члены СД (НС) и члены коллегиального исполнительного органа. Если СД (НС) не создавался или в сделке заинтересованы все члены СД (НС), то уведомляются акционеры.

Иной порядок можно установить уставом, в том числе установить обязанность уведомления акционеров во всех случаях. Уведомление акционеров осуществляется в порядке уведомления о проведении общего собрания акционеров. Если уставом не установлен иной срок, уведомление направляется не менее, чем за 15 дней. В уведомлении указываются существенные условия сделки, а также перечисляются заинтересованные лица с указанием оснований заинтересованности.

Действующая в настоящее время редакция ФЗ об АО специально не устанавливала обязанности общества направлять уведомления о предполагаемых сделках. В случае, если сделка должна одобряться общим собранием, действовали обычные правила уведомления о проведении общего собрания. Вопрос уведомления членов СД (НС) регулировался исключительно уставом и внутренними актами общества. Представляется, что новая норма должна оцениваться положительно, поскольку она направлена на повышение прозрачности совершаемых обществом сделок для лиц, имеющих право контроля. К числу данных лиц, безусловно, относятся и член коллегиального исполнительного органа. В то же время, возникает вопрос, почему он уведомляется в случае согласования сделки СД (НС), но не уведомляется при одобрении акционерами? Возможно, вынесение вопроса на собрание высшего органа является высшей степенью контроля, не требующей никаких дополнений. В то же время, если рассматривать уведомление членов коллегиального исполнительного органа ни как форму контроля, а как форму предупреждения о недопустимости совершения сделки в обычном порядке, то такое уведомление было бы целесообразным и при согласовании сделки акционерами.

Очевидно, также положительно следует оценить и обязанность предоставления отчета о заключенных за год сделках при подготовке к годовому общему собранию публичного общества.  Ведь в ряде случаев при большом документообороте выявление среди протоколов заседаний СД (НС) действий по одобрению (согласованию) сделок без отдельного отчета практически невозможно. Кроме того, обязательное предоставление отчета снимает вопрос о начале течения срока на оспаривание соответствующих решений и сделок.

corprf.ru

Банк России подготовил форму уведомления о признаках возможной заинтересованности в совершении обществом сделок

Банк России представил для публичного обсуждения проект Указания «О требованиях к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок» (далее – Проект).

Пункт 1 статьи 82 Федерального закона об акционерных обществах[1] (в редакции начинающей действовать с 01.01.2017 года) устанавливает обязанность для лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении обществом сделок, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о наступлении обстоятельств, в силу которых они могут быть признаны таковыми, уведомить об этом общество.  

Проект разработан на основании пункта 3 статьи 82 Федерального закона об акционерных обществах в соответствии с которым, Банк России устанавливает требования к порядку направления и форме уведомлений о признаках возможной заинтересованности.

Действие Указания будет распространяться на:

— членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества;

— единоличный исполнительный орган;

— членов коллегиального исполнительного органа общества;

— лиц, являющихся контролирующим лицом общества;

— лиц, имеющих право давать обществу обязательные для него указания.

Принятие документа предполагается в IV квартале 2016 года.

Предложения и замечания по Проекту принимаются с 9 ноября 2016 года по 23 ноября 2016 года.

 

Проект Указания Банка России «О требованиях к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок»



[1] В ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об АО» и ФЗ «Об ООО» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»

www.ao-journal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о