К индустриальному обществу относятся три явления – Методологические подходы к развитию общества. Типология обществ. Основные принципы системного подхода как общенаучного.

Методологические подходы к развитию общества. Типология обществ. Основные принципы системного подхода как общенаучного.

V2: Типология обществ

I:*

S: Три характеристики, относящиеся к «традиционному» обществу:

+: малоурбанизированное общество

-: церковь отделена от государства

+: основа производства – ручной труд

+: велика роль общины, коллективизм преобладает над индивидуализмом

-: большинство населения работает в промышленности

-: классовое общество

-: обогащение законным путем всячески приветствуется

I:*

S: Три характеристики «индустриального» общества:

+: большинство населения работает в промышленности

+: приоритет индивидуализма над коллективизмом

-: бесклассовое общество

+: оптимальная модель политической организации власти – демократия

-: общество основано на информационных технологиях

-: церковь регламентирует жизнь общества.

-: малоурбанизированное общество

I:*

S: Три характерные для «постиндустриального» общества черты:

-: большинство населения занято промышленности

+: общество, основанное на информационных технологиях

+: большое количество субкультур, высокая степень дифференциации по интересам

-: общество, отдающее предпочтение благу большинства перед благом индивида

-: урбанизация 50%-70%

+: переход к мелкосерийному производству, отсутствие тотального диктата моды.

I:*

S: Три понятия, связанные с эпохой «модерна»:

+: мода

-: имидж

+: массы

-: субкультура

+: нация

-: сословие

I:

S: К «индустриальному» обществу относятся три явления:

+: «Стройки века»

-: мелкосерийное производство

-: автоматизация производства

+: всеобщая грамотность

-: вмешательство церкви в дела государства

+: национальное государство

I:

S: К чертам культуры «постмодерна» относятся три понятия:

+: креативность

-: централизация

-: унификация

+: разнообразие

+: фрагментарность

-: массовость

I:

S: Постмодерн в культуре характеризуется:

-: появлением массовой моды

-: распространением новых мировых религий

+: формированием «клипового» сознания

-: созданием и распространением телевидения

I:

S: Три явления, относящиеся к традиционному обществу:

+: империя

-: мода

-: национальное государство

+: сословный суд

-: всеобщее избирательное право

+: гендерное неравенство

I:*

S: Термин «постиндустриальное» общество был введен:

-: Ральфом Линтоном

+: Дениелом Беллом

-: Максом Вебером

-: Карлом Марксом

I:*

S: Два признака, характерные для традиционного общества:

-: выделение множества социальных институтов

-: секуляризация религии

+: естественное разделение и специализация труда, преимущественно по половозрастному признаку

+: персонализация межличностного общения

I:*

S: К характерным признакам традиционного общества не относится:

-: ручной труд

+: индивидуализм

-: коллективная собственность

-: синкретизм

I: *

S: Переход от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики называется:

-: вестернизация

-: цивилизация

+: модернизация

-: прогресс

I: *

S: Перестройка социальных институтов общества в соответствии с западными образцами:

-: модернизация

+: вестернизация

-: современное общество

-: модерн

I: *

S: Замедленное развитие техники и технологий является характерной чертой общества

-: постиндустриального

-: информационного

-: индустриального

+: традиционного

I:

S: Восприятие времени в архаичных и традиционных обществах преимущественно:

-: историческое

-: глобальное

+: циклическое

-: линейное

I:

S: Введение в оборот науки термина «индустриальное общество» чаще всего приписывают

-: Ш.Фурье

-: О.Конту

+: А. де Сен-Симону

-: Р.Оуэну

I:

S: В средневековой христианской Европе, чтобы заслужить положительную оценку общества дворянину нужно было деньги и богатства:

-: зарыть в виде клада, так как это приносило удачу и благосклонность богов

-: копить, накопление денег рассматривалась как добродетель

+: раздавать вассалам, чтобы приобрести их уважение и поддержку

-: отдать королю

I: *

S: Сопоставьте тип общества и господствующий в нем тип экономических отношений:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: натуральное хозяйство, случайный характер торгового обмена

R2: преобладание экономики пропитания

R3: основа экономики-собственность на капитал

R4: основное средство обмена — информация

I: *

S: Сопоставьте тип обществ и существующий в нем уровень образования:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: устная передача накопленных знаний в индивидуальном порядке

R2: образование – удел элиты

R3: рост массовой грамотности, начало распространения всеобщего образования

R4: массовое распространение высшего образования

studfiles.net

Методологические подходы к развитию общества. Типология обществ. Основные принципы системного подхода как общенаучного.

V2: Типология обществ

I:*

S: Три характеристики, относящиеся к «традиционному» обществу:

+: малоурбанизированное общество

-: церковь отделена от государства

+: основа производства – ручной труд

+: велика роль общины, коллективизм преобладает над индивидуализмом

-: большинство населения работает в промышленности

-: классовое общество

-: обогащение законным путем всячески приветствуется

I:*

S: Три характеристики «индустриального» общества:

+: большинство населения работает в промышленности

+: приоритет индивидуализма над коллективизмом

-: бесклассовое общество

+: оптимальная модель политической организации власти – демократия

-: общество основано на информационных технологиях

-: церковь регламентирует жизнь общества.

-: малоурбанизированное общество

I:*

S: Три характерные для «постиндустриального» общества черты:

-: большинство населения занято промышленности

+: общество, основанное на информационных технологиях

+: большое количество субкультур, высокая степень дифференциации по интересам

-: общество, отдающее предпочтение благу большинства перед благом индивида

-: урбанизация 50%-70%

+: переход к мелкосерийному производству, отсутствие тотального диктата моды.

I:*

S: Три понятия, связанные с эпохой «модерна»:

+: мода

-: имидж

+: массы

-: субкультура

+: нация

-: сословие

I:

S: К «индустриальному» обществу относятся три явления:

+: «Стройки века»

-: мелкосерийное производство

-: автоматизация производства

+: всеобщая грамотность

-: вмешательство церкви в дела государства

+: национальное государство

I:

S: К чертам культуры «постмодерна» относятся три понятия:

+: креативность

-: централизация

-: унификация

+: разнообразие

+: фрагментарность

-: массовость

I:

S: Постмодерн в культуре характеризуется:

-: появлением массовой моды

-: распространением новых мировых религий

+: формированием «клипового» сознания

-: созданием и распространением телевидения

I:

S: Три явления, относящиеся к традиционному обществу:

+: империя

-: мода

-: национальное государство

+: сословный суд

-: всеобщее избирательное право

+: гендерное неравенство

I:*

S: Термин «постиндустриальное» общество был введен:

-: Ральфом Линтоном

+: Дениелом Беллом

-: Максом Вебером

-: Карлом Марксом

I:*

S: Два признака, характерные для традиционного общества:

-: выделение множества социальных институтов

-: секуляризация религии

+: естественное разделение и специализация труда, преимущественно по половозрастному признаку

+: персонализация межличностного общения

I:*

S: К характерным признакам традиционного общества не относится:

-: ручной труд

+: индивидуализм

-: коллективная собственность

-: синкретизм

I: *

S: Переход от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики называется:

-: вестернизация

-: цивилизация

+: модернизация

-: прогресс

I: *

S: Перестройка социальных институтов общества в соответствии с западными образцами:

-: модернизация

+: вестернизация

-: современное общество

-: модерн

I: *

S: Замедленное развитие техники и технологий является характерной чертой общества

-: постиндустриального

-: информационного

-: индустриального

+: традиционного

I:

S: Восприятие времени в архаичных и традиционных обществах преимущественно:

-: историческое

-: глобальное

+: циклическое

-: линейное

I:

S: Введение в оборот науки термина «индустриальное общество» чаще всего приписывают

-: Ш.Фурье

-: О.Конту

+: А. де Сен-Симону

-: Р.Оуэну

I:

S: В средневековой христианской Европе, чтобы заслужить положительную оценку общества дворянину нужно было деньги и богатства:

-: зарыть в виде клада, так как это приносило удачу и благосклонность богов

-: копить, накопление денег рассматривалась как добродетель

+: раздавать вассалам, чтобы приобрести их уважение и поддержку

-: отдать королю

I: *

S: Сопоставьте тип общества и господствующий в нем тип экономических отношений:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: натуральное хозяйство, случайный характер торгового обмена

R2: преобладание экономики пропитания

R3: основа экономики-собственность на капитал

R4: основное средство обмена — информация

I: *

S: Сопоставьте тип обществ и существующий в нем уровень образования:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: устная передача накопленных знаний в индивидуальном порядке

R2: образование – удел элиты

R3: рост массовой грамотности, начало распространения всеобщего образования

R4: массовое распространение высшего образования

studfiles.net

Методологические подходы к развитию общества. Типология обществ. Основные принципы системного подхода как общенаучного.

V2: Типология обществ

I:*

S: Три характеристики, относящиеся к «традиционному» обществу:

+: малоурбанизированное общество

-: церковь отделена от государства

+: основа производства – ручной труд

+: велика роль общины, коллективизм преобладает над индивидуализмом

-: большинство населения работает в промышленности

-: классовое общество

-: обогащение законным путем всячески приветствуется

I:*

S: Три характеристики «индустриального» общества:

+: большинство населения работает в промышленности

+: приоритет индивидуализма над коллективизмом

-: бесклассовое общество

+: оптимальная модель политической организации власти – демократия

-: общество основано на информационных технологиях

-: церковь регламентирует жизнь общества.

-: малоурбанизированное общество

I:*

S: Три характерные для «постиндустриального» общества черты:

-: большинство населения занято промышленности

+: общество, основанное на информационных технологиях

+: большое количество субкультур, высокая степень дифференциации по интересам

-: общество, отдающее предпочтение благу большинства перед благом индивида

-: урбанизация 50%-70%

+: переход к мелкосерийному производству, отсутствие тотального диктата моды.

I:*

S: Три понятия, связанные с эпохой «модерна»:

+: мода

-: имидж

+: массы

-: субкультура

+: нация

-: сословие

I:

S: К «индустриальному» обществу относятся три явления:

+: «Стройки века»

-: мелкосерийное производство

-: автоматизация производства

+: всеобщая грамотность

-: вмешательство церкви в дела государства

+: национальное государство

I:

S: К чертам культуры «постмодерна» относятся три понятия:

+: креативность

-: централизация

-: унификация

+: разнообразие

+: фрагментарность

-: массовость

I:

S: Постмодерн в культуре характеризуется:

-: появлением массовой моды

-: распространением новых мировых религий

+: формированием «клипового» сознания

-: созданием и распространением телевидения

I:

S: Три явления, относящиеся к традиционному обществу:

+: империя

-: мода

-: национальное государство

+: сословный суд

-: всеобщее избирательное право

+: гендерное неравенство

I:*

S: Термин «постиндустриальное» общество был введен:

-: Ральфом Линтоном

+: Дениелом Беллом

-: Максом Вебером

-: Карлом Марксом

I:*

S: Два признака, характерные для традиционного общества:

-: выделение множества социальных институтов

-: секуляризация религии

+: естественное разделение и специализация труда, преимущественно по половозрастному признаку

+: персонализация межличностного общения

I:*

S: К характерным признакам традиционного общества не относится:

-: ручной труд

+: индивидуализм

-: коллективная собственность

-: синкретизм

I: *

S: Переход от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики называется:

-: вестернизация

-: цивилизация

+: модернизация

-: прогресс

I: *

S: Перестройка социальных институтов общества в соответствии с западными образцами:

-: модернизация

+: вестернизация

-: современное общество

-: модерн

I: *

S: Замедленное развитие техники и технологий является характерной чертой общества

-: постиндустриального

-: информационного

-: индустриального

+: традиционного

I:

S: Восприятие времени в архаичных и традиционных обществах преимущественно:

-: историческое

-: глобальное

+: циклическое

-: линейное

I:

S: Введение в оборот науки термина «индустриальное общество» чаще всего приписывают

-: Ш.Фурье

-: О.Конту

+: А. де Сен-Симону

-: Р.Оуэну

I:

S: В средневековой христианской Европе, чтобы заслужить положительную оценку общества дворянину нужно было деньги и богатства:

-: зарыть в виде клада, так как это приносило удачу и благосклонность богов

-: копить, накопление денег рассматривалась как добродетель

+: раздавать вассалам, чтобы приобрести их уважение и поддержку

-: отдать королю

I: *

S: Сопоставьте тип общества и господствующий в нем тип экономических отношений:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: натуральное хозяйство, случайный характер торгового обмена

R2: преобладание экономики пропитания

R3: основа экономики-собственность на капитал

R4: основное средство обмена — информация

I: *

S: Сопоставьте тип обществ и существующий в нем уровень образования:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: устная передача накопленных знаний в индивидуальном порядке

R2: образование – удел элиты

R3: рост массовой грамотности, начало распространения всеобщего образования

R4: массовое распространение высшего образования

studfiles.net

V2: Типология обществ

S: Три характеристики, относящиеся к «традиционному» обществу:

+: малоурбанизированное общество +: основа производства – ручной труд+: велика роль общины, коллективизм преобладает над индивидуализмом

S: Три характеристики «индустриального» общества:+: большинство населения работает в промышленности+: приоритет индивидуализма над коллективизмом+: оптимальная модель политической организации власти – демократия

S: Три характерные для «постиндустриального» общества черты:+: общество, основанное на информационных технологиях

+: большое количество субкультур, высокая степень дифференциации по интересам+: переход к мелкосерийному производству, отсутствие тотального диктата моды.

S: Три понятия, связанные с эпохой «модерна»: +: мода+: массы+: нация

S: К «индустриальному» обществу относятся три явления:+: «Стройки века»+: всеобщая грамотность+: национальное государство

S: К чертам культуры «постмодерна» относятся три понятия: +: креативность+: разнообразие +: фрагментарность

S: Постмодерн в культуре характеризуется:+: формированием «клипового» сознания

S: Три явления, относящиеся к традиционному обществу:+: империя+: сословный суд+: гендерное неравенство

S: Термин «постиндустриальное» общество был введен:+: Дениелом Беллом

S: Два признака, характерные для традиционного общества: +: естественное разделение и специализация труда, преимущественно по половозрастному признаку+: персонализация межличностного общения

S: К характерным признакам традиционного общества не относится: +: индивидуализм

S: Переход от традиционного общества к индустриальному и постиндустриальному с сохранением цивилизационной специфики называется:+: модернизация

S: Перестройка социальных институтов общества в соответствии с западными образцами:+: вестернизация

S: Замедленное развитие техники и технологий является характерной чертой общества +: традиционного

S: Восприятие времени в архаичных и традиционных обществах преимущественно:+: циклическое

S: Введение в оборот науки термина «индустриальное общество» чаще всего приписывают +: А. де Сен-Симону

S: В средневековой христианской Европе, чтобы заслужить положительную оценку общества дворянину нужно было деньги и богатства:+: раздавать вассалам, чтобы приобрести их уважение и поддержку

S: Сопоставьте тип общества и господствующий в нем тип экономических отношений:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: натуральное хозяйство, случайный характер торгового обмена

R2: преобладание экономики пропитания

R3: основа экономики-собственность на капитал

R4: основное средство обмена — информация

S: Сопоставьте тип обществ и существующий в нем уровень образования:

L1: примитивное

L2: традиционное

L3: индустриальное

L4: постиндустриальное

R1: устная передача накопленных знаний в индивидуальном порядке

R2: образование – удел элиты

R3: рост массовой грамотности, начало распространения всеобщего образования

R4: массовое распространение высшего образования

studfiles.net

Индустриальное общество – техногенная цивилизация — КиберПедия

Индустриальное общество тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Расширение сферы жизнедеятельности человека, возникновение промышленного производства, перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Провозглашается ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Стремительное развитие техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Общественный прогресс поступательное развитие общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.

Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. На смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья.

Господствующий тип социальной связи основан на экономическом принуждении к труду. Социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей — личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.



Социальные отношения принимают форму товарно-денежного обмена. Для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей социальных партнеров. Посредниками в отношениях людей становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей.

Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.



Вопросы: 1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?

2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?

3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества — как прогресс («стрела времени»)?

4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества «техногенной цивилизацией»?

5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?

6. Какова роль науки на данном этапе?

7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.

8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке исторического пути.

9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот процесс для человека?

10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном обществе.

11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что — нет?

12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности?

13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?

14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой?

15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека индустриального общества.

16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени?

17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

Современное общество

Техногенная цивилизация со временем разрушает как окружающую среду, так и телесное и психическое здоровье самого человека, наносит непоправимый ущерб биологическому разнообразию нашей планеты. Угроза разрушения механизмов поддержания экологического равновесия в природе, т. е. об утрате ее естественной способности к самоочищению и самовоспроизводству. Под вопросом биологическое выживание всего человечества. Современному человечеству угрожает экологический кризис.

В современной промышленности предпочтение отдают ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Осознание необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.). В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры генно-культурную коэволюцию.

Развитие информационных технологий, позволяющих удлинить социальные связи до общепланетарных масштабов. Общение по компьютеру, обогащая человека информационно, но приводит к его эмоциональному обеднению, притуплению чувства социальной ответственности. Виртуальное общение не способно в должной мере развить в человеке моральные качества, терпимость, сострадание, забота о ближнем. Ценностью постиндустриального общества является живое человеческое общение, осознание несводимости человека к его разуму, интеллекту.

Перспективы мирового сообщества: 1) распространение идеалов и принципов промышленно развитых стран; 2) создание многополярного мира гармоничного сочетания культур и традиций разных народов во всеобщем культурном генофонде человечества.

В период цивилизационных трансформаций каждое конкретное общество представляет собой сочетание различных исторических типов обществ, индивидуальное «сплетение» характеристик традиционного, индустриального, а подчас и постиндустриального общества. Частичная реставрациея отживших социальных структур, признанием прошлого более ценным, чем настоящее, явление архаизации.

Разумная опора на традицию не только не мешает, но, напротив, помогает строительству нового общества.

Характерные черты общества современной России:

1) Проблема «отцов и детей» глубокая социально-психологическая проблема в отношении ценностей и жизненных смыслов иного типа цивилизации. Востребованные рыночной экономикой социально-психологические черты (индивидуализм, конкурентоспособность, неравенство) плохо совместимы с социальными привычками традиционного общества (коллективизм, взаимопомощь, социальная справедливость, равенство), на которых воспитано старшее поколение современных российских граждан.

2) Огромная разница в уровне доходов и в жизненных установках различных слоев и социальных групп. В наиболее обеспеченных слоях современного российского общества явно проглядывают черты «общества потребления» и этики гедонизма (наслаждения жизнью), резко контрастирующие с установками как традиционного, так и индустриального общества. Чрезмерное расхождение социальных привычек и уровня доходов различных слоев в современной России чревато опасностью нарастания социальной напряженности в обществе.

3) «Цена реформ» успех крупных социальных преобразований зависит от того, в какой мере удалось соотнести объективные задачи реформ с субъективными возможностями людей в кратчайшие сроки круто изменить свой образ жизни, социальные привычки, принять новые цивилизационные ценности и жизненные смыслы.

Вопросы:1. Охарактеризуйте контуры современного общества.

2. Сформулируйте тезисы на тему: «Информационное общество: «за» и «против».

3. Г. Спенсер считает, что с появлением компьютера человек утрачивает представление о себе как о единственном разумном существе, так же как с открытием Коперника и Галилея он перестал осознавать себя центром Вселенной, а с появлением теории Дарвина пошатнулся миф о человеке как о венце божественного творения. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою точку зрения обоснуйте.

Дополнительный материал

Информационное общество

Представьте себе город будущего. Парки, озера, клумбы, кристально чистый воздух. Индивидуальные машины находятся за городом. Под улицами размещены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды коммуникаций. Отпала надобность в деловых поездках. Вся необходимая информация поступает на домашний экран. Денежные расчеты осуществляются с помощью банковских карточек. Когда эти карточки используются для оплаты, машины автоматически переводят любую сумму с одного банковского счета на другой. Люди носят при себе специальные радиоустройства, через которые автоматически вызываются полиция и скорая помощь. Дома снабжены сигнальными системами на случай пожара. Преступность канула в прошлое, уличных ограблений не происходит, тем более что люди не носят при себе наличность. Произошли большие изменения и в политической жизни. Активный обмен информацией, учет множества мнений привели к формированию единой политической платформы для всех партий и социальных групп. Наступила эпоха невиданной демократии — такую картину будущего рисует американский социолог Дж. Мартин.

Решающее значение в переходе к такому обществу и в самой его жизнедеятельности приобретают информационные процессы, новые способы получения, хранения, распространения информации.

Информация (от лат. разъяснение, изложение) — это некоторые сведения, совокупность каких-либо данных. Ученые под информацией понимают не только слово или математический знак, а любой сигнал — шум прибоя, гудок локомотива, шелест листьев; даже пауза, безмолвие оцениваются ими как информация. Потребность выразить и запомнить информацию привела к возникновению речи, письменности, изобразительного искусства, книгопечатания, телеграфа, радио, телевидения. Наконец, были изобретены ЭВМ, предназначенные специально для автоматической обработки информации. Они помогают «справиться с информационным взрывом»-явлением, возрастающим по восходящей линии. Например, объем всех научных публикаций за один 1985 г. превысил все то, что было издано в период между эпохой Возрождения и 1976 г., т. е. за 500 лет.

В индустриально развитых странах люди уже сейчас подвергаются потоку информации, в два с лишним раза превосходящему нормативную способность человека к ее усвоению. Современная компьютерная техника позволяет производить вычисления, различные логические операции со скоростью, во много раз превышающей возможности человеческого мозга и с гораздо меньшими затратами. В 1952 г. 1 млн операций занимал 10 минут и стоил 300 долл. В 1986 г. для этого требовалось полсекунды и 0,06 долл. Сейчас еще меньше. Все это позволяет говорить о том, что мир находится у истоков «компьютерной революции», которая изменит весь современный цивилизационный уклад и приведет к созданию «информационного общества».

Канадский ученый Мак-Люэн разработал трехступенчатую модель всемирной истории: первая ступень — племенной индивид — «человек слушающий», у которого преобладает устная речь в качестве средства коммуникации. Вторая ступень — эпоха типографского или индустриального индивида, начавшаяся с XV в. — победа печатного слова над устным. Это был «человек смотрящий». Третья ступень — торжество электронной коммуникации.

Символическим актом «рождения» информационной эры явился запуск искусственного спутника Земли, ставшего технологическим катализатором формирования подлинной глобальной связи — нервной системы планетарной цивилизации. Неотъемлемыми приметами нового общества стали коммуникационный спутник, кабельное телевидение и персональный компьютер.

Идея доминирующей роли электронной техники и информатики развивалась с конца 1960-х гг. С начала 1980-х закрепился термин «информационное общество». В немалой степени этому способствовал бум информатики и коммерческая реклама, изображающая компьютер как своего рода пароль в будущее.

Известные западные социологи (Д. Белл, Масуда и др.) считают, что информационное общество представляет собой обобщенное понятие, охватывающее все стороны жизни.

В технической сфере мы наблюдаем широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт.

В экономической сфере информация превратилась в товар, в социальной сфере она становится главным фактором изменения качества жизни, в политической — предполагается свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями, в культурной сфере обмен информацией поможет формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества. Таким образом, информационное общество — это общество, в котором информация и уровень ее использования обуславливают экономическое развитие и социальные изменения. В таком обществе уровень жизни, характер труда, отдыха, системы образования, рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний.

Например, «информационный взрыв» открывает возможности для более гибкой системы организации труда, создаются «расписания по индивидуальному выбору». Скользящие графики работы в 1980 г. были у 38% процентов «синих воротничков» в ФРГ, у 27 — в США. В результате производительность труда выросла, а дисциплина улучшилась. Увеличился объем ночной работы, особенно в сфере услуг: 15-25% занятых в этой сфере в США работают в ночную смену. Супермаркеты и банки функционируют круглосуточно.

Рождающаяся система производства позволяет создать мелкие трудовые коллективы на основе электронной техники. Уже сейчас многие фирмы разрешают своим служащим работу на дому. Завод перестал быть основной моделью производства. Да и сами заводы заметно меняются.

Продукция новейших предприятий не является больше массовой. Используется меньше сырья, энергии, делаются попытки поднять на небывалый уровень дизайн. Трудящиеся уже не прикованы к ритму «конвейеров». Уровень шумов снизился до минимума. На рабочих местах машина соседствует с зеленью и цветами. Конечно, таких предприятий сейчас немного, но за ними будущее.

Информационное общество дает простор громадному разнообразию источников энергии — водной, солнечной, геотермальной, приливной, производимой из биомассы, термоядерной.

В современных школах компьютеры уже берут на себя функции сбора и обобщения информации об успеваемости, компьютерные программы используются для обучения языкам, игре на музыкальных инструментах. Американцы разрабатывают систему, с помощью которой студенты, располагающие личными компьютерами, будут подключаться к университетской компьютерной сети. Это поистине революция в образовании.

Информационная техника открывает достаточно возможностей для демократии, она позволяет производить электронные плебисциты и опросы мнений, телеконференции с правительством. Телекоммуникационная кабельная сеть обеспечит двустороннюю связь между гражданином и политическим деятелем, которая позволит учитывать мнения большинства людей при принятии важных политических решений.

Но информационное общество имеет проблемы. «Над городом летает электронная страж-птица. Она призвана решить одну из сложных проблем, стоящих перед человечеством — исключить преступность из жизни общества. Едва злоумышленник отважится погубить жертву, как «умная птица», в которую введено самообучающее устройство, поражает потенциал преступника электрическим зарядом», — так начинает свой рассказ знаменитый американский писатель-фантаст Р. Шекли. Но что получается: птица оказалась не в состоянии разобраться в реальных противоречиях бытия. Она обрушивает свои кары на мясника, охотников, парализует нормальную жизнь города. Финал рассказа «Страж-птица» носит характер предостережения людям. Для уничтожения страж-птицы сконструированы самоуправляющие механизмы-ястребы.

Автоматы порождают новые автоматы, а проблема устранения преступности остается нерешенной. НТП часто приносит человечеству много неожиданностей и не все они, к сожалению, приятные.

Тотальная автоматизация и роботизация информационного общества невиданно обостряет и без того серьезную проблему безработицы. В 1988 г. в США половина автомобилей была собрана с помощью автоматов. В 1990 г. роботы ликвидировали около 1 млн рабочих мест. По подсчетам французского правительства ЭВМ к концу текущего столетия приведут к сокращению численности промышленных рабочих на 40%, а конторских служащих и ИТР-на 1/3.

В Японии уже в начале 1980-х годов появились первые полностью автоматизированные предприятия. Среди безработных с каждым годом увеличивается число квалифицированных специалистов: опытных инженеров, конторских работников, бухгалтеров. Как отмечено в докладе ученых — членов Римского клуба, «армия «стальных воротничков» (роботов) вытесняет синеворотничковых и беловоротничковых работников».

Микроэлектроника оказывает возрастающее влияние на международное разделение труда в глобальном масштабе. Следствие этого — расширение пропасти между богатыми и бедными странами: с сокращением доли живого труда в стоимости промышленных изделий уменьшается притягательность развивающихся стран как поставщиков дешевой рабочей силы. По этой причине крупнейшие государства мира все меньше вкладывают свои капиталы в экономику развивающихся стран.

Еще более остро стоит проблема электроники и войны. Известный английский физик Барнаби подсчитал, что расходы на исследования и разработку в области вооружений достигают 50 млрд долл. в год, т. е. 10% всех расходов человечества. Ими занято 400 тыс. ученых и инженеров высшей квалификации. Наиболее опасными Барнаби считает успехи в области военной электроники, усиливающие угрозу мировой атомной войны. К ним относится прежде всего повышение точности и надежности стратегических ракет.

Компьютеризация, как выяснилось, несет в себе определенную угрозу для свободы личности. Ныне около половины американцев работают в крупных корпорациях, которые собирают детальную информацию об образовании, семье, привычках служащих. Компьютеры изменили количество и качество информации. Они сделали возможным получение автоматически регистрируемых данных о частной жизни практически любого гражданина США.

Сложным оказалось взаимодействие человека и техники. В иллюстрации к одной из книг о социальном влиянии информатики художник остроумно выразил представление о будущем человека в век электроники: на рисунке изображен человек, который думает и изъясняется цифровым кодом, подобно вычислительной машине. Здесь отразились бытующие в век кибернетики опасения людей, что личность может стать придатком вычислительной машины. Она как бы превращается в простого оператора, действия которого доведены до автоматизма. Мыслительные функции человека уходят на второй план.

Более сложной оказалась связь между информированностью населения и глубиной демократии. Огромная роль средств массовой информации в жизни общества породила две тенденции: с одной стороны, все чаще возникают мощные коллективные психозы — шовинистический угар, воодушевление, паника, с другой стороны, от избытка информации наблюдается массовая апатия и аполитичность.

cyberpedia.su

Тестирование в 11 кл по теме «Типы общества. Общественный прогресс» — Оценка знаний учащихся — История и обществознание

11 класс Тема «Типы общества. Общественный прогресс»

  1. Какой признак характеризует индустриальное общество?

А) низкая социальная мобильность Б) глобализация экономики

В) сословный тип стратификации Г) зарождение массовой культуры

  1. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры Г) использование компьютерных технологий

  1. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:

А) низкой социальной мобильностью Б) преимущественным развитием промышленности

В) сословным типом социальной стратификации Г) связью всех сфер жизни общества

  1. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт

  1. Что является отличительной чертой индустриального общества?

А) приоритет ценностей коллективизма Б) превращение науки в общественный институт

В) низкая социальная мобильность Г) широкое использование компьютерных технологий

  1. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации

  1. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:

А) индустриального Б) массового В) традиционного Г) информационного

  1. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:

А) традиционного общества Б) индустриальной цивилизации

В) аграрной цивилизации Г) феодального общества

  1. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

А) развитие средств транспорта и связи Б) рос численности среднего класса

В) развитие сферы услуг Г) углубление социальной дифференциации

  1. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:

А) индустриального Б) массового В) традиционного Г) информационного

  1. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А) формированием рыночной экономики Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации Г) организацией фабричного производства

  1. Какой признак относится к индустриальному обществу?

А) ведущая роль сельского хозяйства Б) преобладание промышленности

В) слабый уровень разделения труда Г) решающее значение сферы услуг в экономике

  1. Для традиционного общества характерно:

А) длительное существование общины Б) широкое участие народа в общественной жизни

В) занятие основной массы населения в сфере услуг Г) признание в качестве главной ценности прав и свобод человека

  1. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

1) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

2) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

А) верно только 1 Б) верно только 2 В) оба суждения верны Г) оба суждения неверны

  1. при переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

16. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

1) в современную эпоху прогресс охватил все сферы общественной жизни

2) традиционному обществу не свойственен общественный прогресс

А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

17. Революция и реформа являются:

А) социальными институтами Б) формами общественных преобразований

В) элементами общества как системы Г) видами социальных связей

18. Реформа в отличие от революции:

А) носит всеобъемлющий характер

Б) является формой социальной динамики

В) проводится, как правило, по инициативе сверху

Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

19. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

20. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

1) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире

2) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства

А) верно только 1 Б) верно только 2 В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

Ключ к тесту

  1. Г

  2. Г

  3. Г

  4. В

  5. Б

  6. Б

  7. В

  8. Б

  9. А

  10. В

  11. В

  12. Б

  13. А

  14. А

  15. Б

  16. А

  17. Б

  18. В

  19. А

  20. В

pedsovet.su

Тест по истории Индустриальное общество 8 класс

Тест по истории Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Одной из черт индустриального общества является

1) преобладание сельского населения над городским
2) улучшение землепользования
3) введение передовых методов сельскохозяйственного оборота
4) бурный рост городского населения

2. Об изменении социальной структуры западноевропейского общества в начале XIX в. свидетельствует(-ют)

1) увеличение числа городов во всех странах Европы
2) ограничения на эмиграцию населения
3) увеличение числа рабочих, занятых на промышленных предприятиях
4) сохранение помещичьего землевладения

3. К новым чертам в социальной структуре общества в начале XIX в. относится

1) сохранение крестьянских общин
2) рост маргинальных слоев населения
3) увеличение земельной аристократии
4) господствующее положение джентри

4. Какая позиция из перечисленных не характеризует поло­жение рабочих в начале XIX в.?

1) наличие имущественной дифференциации
2) разная квалификация
3) плохое материальное положение
4) юридическая защита их прав

5. Какая позиция из перечисленных ниже характеризует положение женщин и детей на промышленных предприятиях в начале XIX в.?

1) женщины работали в основном на фабриках тяжелого машиностроения
2) большинство женщин работало домашней прислугой
3) права женщин были защищены законодательством
4) рабочий день женщин и подростков был ограничен 9 ча­сами

6. Достижением в борьбе женщин за свои права можно счи­тать

1) закрытие в 1793 г. во Франции женских клубов и газет
2) закон о равенстве прав женщин и мужчин, принятый Кон­грессом США в 1840 г.
3) создание в 1903 г. Женского социально-политического союза в Великобритании
4) равенство избирательных прав мужчин и женщин

7. Страной — лидером в борьбе за права женщин в XIX в. была

1) Швеция
2) Великобритания
3) Швейцария
4) США

8. О каком явлении идет речь в приведенном отрывке?

«Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился в начале XIX в. и продолжался в дальней­шем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселени­ем деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего освободилось много рабочих рук. В английских газетах пи­сали: «Сельские округа перенаселены… до такой степени, что в них некуда деваться».

2 вариант

1. Одной из черт индустриального общества является

1) рост численности мигрантов
2) расширение обрабатываемых земель
3) введение передовых методов сельскохозяйственного оборота
4) бурный рост городского населения

2. Об увеличении подвижности социальной структуры западноевропейского общества в начале XIX в. свидетельствует

1) массовое переселение европейцев на другие континенты
2) запрет на въезд в США с других континентов
3) увеличение численности дворян
4) сохранение крестьянских общин

3. К новым чертам в социальной структуре общества в начале XIX в. относится

1) появление новых категорий населения — буржуазии и среднего класса
2) зарождение малоквалифицированной рабочей силы
3) расслоение среди крестьян
4) привилегированное положение земельной аристократии в обществе

4. Что из перечисленного ниже не характерно для положения рабочих в начале XIX в.?

1) гарантированная юридическая защита
2) дифференциация по имущественному положению
3) тяжелое положение неквалифицированной рабочей силы
4) система штрафов за нарушение трудовой дисциплины

5. Какая позиция из перечисленных характеризует положение женщин и детей на промышленных предприятиях в начале ХХ в.?

1) до 1893 г. в Великобритании на работу принимали детей только с 11 лет
2) рабочий день детей длился 10 часов
3) права детей на фабриках не были защищены законом до конца XIX в.
4) права детей и женщин-работниц защищали профсоюзы

6. Достижением в борьбе женщин за свои права можно счи­тать

1) получение в 1918 г. женщинами права голоса
2) равенство в социально-экономическом положении муж­чин и женщин во Франции
3) создание первых политических организаций, борющихся за права женщин в России
4) получение женщинами права на пенсионное обеспечение

7. Страной-лидером в борьбе за права женщин в XIX в. была

1) Германия
2) Франция
3) Великобритания
4) Россия

8. О каком историческом процессе идет речь в приведенном отрывке?

«Социальная сторона промышленного переворота выража­ется в формировании новых основных классов — пролетариата и буржуазии. В XIX в. в Англии буржуазия заняла ведущее положе­ние в экономической жизни. Ее численность в середине XIX в. со­ставляла 8,1 % в общей численности населения. Пролетариат из массы трудящихся стал выделяться в XVIII в. Рабочие начинают формироваться в самостоятельный общественный класс, класс, лишенный собственности на средства производства. Источником его существования является продажа рабочей силы… Численность рабочих с ростом производства постоянно увеличивалась».

Ответы на тест по истории Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности
1 вариант
1-4
2-3
3-2
4-4
5-2
6-3
7-2
8-урбанизация
2 вариант
1-4
2-1
3-1
4-1
5-3
6-1
7-3
8-индустриализация

testschool.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *