К подведомственности арбитражного суда не относятся – 27. /

Содержание

Подведомственность дел арбитражному суду.

1. Понятие и значение подведомственности. Последствия нарушения её правил.

В процессуальной науке подведомственность определяется как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных юрисдикционных органов (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, КТС, ЗАГС, нотариус, биржевые комиссии и т.д.).

Значение института подведомственности проявляется в 2 аспектах:

1. она представляет собой правовой механизм наиболее рационального распределения всех возникающих дел между различными юрисдикционными органами,

2. она является важной гарантией реализации права на судебную защиту и одной из наиболее общих предпосылок права на обращение в суд.

Последствия нарушения правил подведомственности определяются в зависимости от того, на каком этапе производство по делу было выявлено нарушение и какой вид подведомственности предусматривался законодательством для данной категории дел. Наступает одно из 3 последствий:

прекращение производства по делу – п.1 ч.1 ст.150, когда неподведомственность дела АС была установлена уже после возбуждения дела независимо от того, было ли дело подведомственно АС на момент подачи заявления,

оставление заявление без рассмотрения – п.2, 5, 6 ст.148 АПК, это последствие наступает при нарушении императивной или договорной подведомственности, выявленном после возбуждения дела,

оставление заявления без движения, ст.128, п.7 ст.126 АПК – нарушение, которое выявлено до принятия заявления. Речь идёт об императивной подведомственности.

2. Критерии подведомственности.

Критерии подведомственности– отражённые в нормах права признаки юридических дел, позволяющих судить о том, каким органы подведомственно их разрешение. В процессуальной теории принято делить критерии подведомственности на основные и дополнительные.

К основным критериям относятся критерии, которые применяются по большинству дел и в основном разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

1. Характер спора (характер спорного правоотношения). Раньше, когда теория подведомственности только начала развиваться, в своём первоначальном виде такой термин как характер спорного правоотношения утратил своё значение. Характер спорного правоотношения – в любом случае он подведомствен суду. А уже от характера самого спора зависит разрешение его тем или иным судом. Арбитражные суды являются органами по разрешению экономических споров, легального определения этого понятия в действующем законодательстве не закреплено. В настоящее время теория и практика под экономическим спором понимает спор, возникший в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Понятие предпринимательской деятельности даётся во 2 статье ГК и оно применимо и на институт подведомственности. Центральный признак этой деятельности – цель, т.е. систематическое извлечение прибыли. Под иной экономической понимается деятельность, связанная с товарооборотом, оказанием услуг, которая не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели. Экономический характер спора может проявиться в 3 ситуациях, 1) когда спор возник непосредственно в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, 2) когда спор связан с получением доступа к осуществлению предпринимательской деятельности, например, споры связанные с отзывом лицензии и т.д., 3) когда предъявляются иные имущественные требования, такие ситуации возникают преимущественно по делам из публичных правоотношений, например, взыскание долгов и т.д.

2. Субъектный состав участников спора. АС специализируются на рассмотрении споров преимущественно между двумя субъектами, а именно ЮЛ, в основном коммерческими, и ИП. По гражданскому законодательству это те субъекты, которые в силу своего статуса являются основными участниками предпринимательской деятельности, и поэтому выступают в качестве основных участников арбитражного процесса. Однако кроме организаций в качестве субъектов арбитражного процесса могут выступать государственно-правовые образования (РФ, СРФ, МО), государственные и местные органы, их должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица. Для всех этих субъектов характерен один общий признак – они могут выступать в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц в АС только при наличии прямого указания на это в законе. Также в арбитражном процессе могут участвовать субъекты, возможность участия которых возникает лишь при условии, что иное не предусмотрено МД РФ. Это ИГ, ЛБГ, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями.

Вывод о подведомственности экономического спора АС может быть сделан лишь на основе анализа 2 основных критериев подведомственности в совокупности. Приоритетный характер имеет критерий характера спора. Наличие статуса предпринимателя не всегда означает, что спор с участием данного субъекта подведомственен АС. Например, предприниматель, который в правоотношении выступает как потребитель, не может обращаться в АС.

К дополнительным критериямотносятся такие критерии, которые применяются преимущественно при разграничении компетенции между судебными и несудебными органами, и лишь по отдельным категориям дел. К ним относятся:

1. Спорность или бесспорность права, бесспорное право подлежит государственной регистрации ОИВ, в некоторых случаях удостоверяется в нотариальном порядке, в то время как спор о праве подлежит разрешению АС.

2. Соглашение сторон разграничивает компетенцию по делам, возникающих из гражданских правоотношений, в основном между арбитражными и третейскими судами по ч.6 ст.4. Передача дела в третейский суд возможна лишь до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если иное не установлено ФЗ.

До принятия процессуальных кодексов в 2002г. (ГПК и АПК) в теории выделялся ещё один дополнительный критерий подведомственности – характер оспариваемого правового акта. Ранее оспаривание НПА осуществлялось в судах общей юрисдикции, а ненормативные ПА могли оспариваться и в общих, и в арбитражных судах в зависимости от характера акта. Теперь же законодатель ввёл такую категорию дел как оспаривание НПА в арбитражный процесс и закрепил это в отдельной статье. В настоящее время по делам об оспаривании НПА действует следующее правило определения подведомственности: п.1 ст.29 и ч.3 ст.191 АПК – дело об оспаривании НА подлежит рассмотрению АС, если оспаривание такого акта отнесено к компетенции АС ФЗ. Если прямого указания в законе нет, дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, независимо от того, затрагиваются ли данным НА права и интересы субъектов в сфере предпринимательской деятельности. По данной категории дел в настоящее время необходимо учитывать ряд ФЗ и специальное информационное письмо Президиума ВАС от 13.08.2004г. №80. Такое указание содержит ч.2 ст.138 НК РФ, где указано, что НА налоговых органов, затрагивающие права организаций и предпринимателей оспариваются в АС; ФЗ о регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию от 14.07.1995г. №41-ФЗ ст.7.1; ФЗ о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара от 8.12.2003г. №165-ФЗ. ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления от 6.10.2003г. №131-ФЗ, ст.78. ФЗ о защите конкуренции от 26.07.1006г. пп.6 п.1 ст.23. Таможенный кодекс.

studfiles.net

3. Виды подведомственности дел арбитражным судам.

В настоящее время в науке признаются 2 классификации –

1. по количеству органов, обладающих правом рассмотрения дела:

  • Исключительная (единичная) правом на рассмотрения дела обладает только один орган, прямо указанный в законе.

  • Множественная, когда дело может рассматриваться различными органами в юрисдикционной системе. Она подразделяется на 3 основных подвида:

Альтернативная, когда истец вправе выбирать орган, который будет рассматривать спор, например, о взыскании вексельной задолженности по п.1 ППВС и ВАС от 5.02.1998г.

Императивная, при которой для обращения в АС необходимо соблюдение определённого условия, как правило, в виде досудебного, в том числе претензионного порядка урегулирования спора. Обязательный претензионный порядок закреплён в нормах материального права – в ГК, в Законе о связи, в УЖТ, т.е. в основном по спорам, связанным с перевозками. Своеобразный случай закреплён в ст.212 АПК – если не исполнено требование заявителя о взыскании суммы в добровольном порядке. Т.е. не претензионный порядок, а добровольный, когда компетентный орган направляет требование погасить задолженность, а плательщик такой возможностью не воспользовался.

Договорная, ч.6 ст.4 – речь идёт об определении компетентного органа в соглашении сторон, по действующему законодательству таким органом может выступать третейский суд.

В литературе выделяется также смешанная подведомственность, которая сочетает признаки альтернативной и императивной. Она применяется по делам об оспаривании НПА и ненормативных ПА, действий, бездействий, решений органов власти и их должностных лиц. Вывод о наличии такого рода подведомственности можно сделать исходя из ч.3 ст.192 АПК. Обращение в вышестоящий орган по отношению к ДЛ не является обязательным условием обращения в АС.

2. Классификация по критериям определения подведомственности. Она является относительно новой, закреплена только в АПК 2002г. выделяются 2 вида подведомственности:

Общая, ст.27, 29 и 30 АПК, она основывается на применении 2 основных критериев определения подведомственности в совокупности, т.е. экономический характер спора и состав участников.

Специальная, ст.33 АПК, это подведомственность, основанная на применении только одного критерия, а именно характера спора. По этому признаку законодатель в виде исчерпывающего перечня закрепляет круг дел, подлежащих рассмотрению только АС, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, ИП или иные организации и граждане.

Нормы ст.33 АПК не подлежат расширительному толкованию, но они вызывают трудности в практическом применении из-за неточности формулировок. В п.2 ст.33 речь идёт только о коммерческих организациях.

1) дела о несостоятельности (банкротстве). Ст.33 ФЗ о банкротстве: независимо от того, кто подаёт заявление, рассматриваются АС. Что касается признания банкротом ФЛ, не являющегося ИП, то в соответствии с ФЗ о банкротстве параграф 1 гл.10 вступает в силу после изменений в ГК.

2) споры о создании, реорганизации, ликвидации организаций – подлежат рассмотрению в АС лишь при условии, что организация, в отношении которой возник спор, относится к числу коммерческих.

3) споры об отказе, уклонении от государственной регистрации ЮЛ и ИП. Законодатель относит эти дела к подведомственности АС, поскольку они связаны с получением доступа к предпринимательской деятельности. Под ЮЛ понимаются коммерческие организации. В действующем законодательстве нет прямых указаний относительно подведомственности споров об обжаловании отказа в выдаче лицензии, об отмене разрешения на хозяйственную деятельность, когда отдельные виды деятельности по закону могут осуществляться только по специальному разрешению или при наличии лицензии. По смыслу разъяснений в ППВАС №12/12 от 18.08.1992г. данный вопрос должен разрешаться исходя из статуса субъекта, в отношении которого возник спор. СОЮ рассматривают дела об обжаловании отказа в выдаче разрешения, если за разрешением обратился гражданин, не имеющий статуса ИП, а АС рассмотрит дело, если требование о выдаче разрешения заявлялось организацией или ИП.

Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность разрешается АС, если разрешение выдавалось организации или ИП, СОЮ – если гражданину, не зарегистрированному в качестве ИП.

Т.о. по спорам, связанным с лицензированием, применяются общие критерии подведомственности, предусмотренные ст.27 АПК.

4) корпоративные споры – АПК не устанавливает их определения, в ст.33 эти споры определяются путём перечисления субъектного состава их участников, но такой подход не вполне соответствует природе корпоративного спора, т.к. организационно-правовая форма корпорация не имеет определённого значения для понимания корпоративного спора. По буквальному смыслу п.4 ч.1 ст.33 АПК к корпоративным спорам относят 2 категории – между акционером и АО и между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ и их участниками. В качестве общего признака обеих категорий является то, что они должны вытекать из деятельности обществ, за исключением трудовых. К корпоративным можно также отнести споры просто между акционерами.

По данному вопросу есть 2 позиции:

ВС – в АС должны рассматриваться только споры, которые прямо указаны в ст.33,

Пленум ВАС – АС подведомственны споры, перечисленные в ч.4 ст.33, а также споры между участниками товариществ и обществ и обществ, связанные с осуществлением прав и обязанностей участником обществ. Споры между участниками обществ, если хотя бы один из них – гражданин, не имеющий статуса ИП, не подлежат рассмотрению в АС, за исключением случая, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью обществ.

Проблема применения п.4 ч.1 ст.33 АПК связана не только с определением субъектного состава участников корпоративного спора, законодатель не раскрывает понятия деятельности общества, из которой должен вытекать корпоративный спор. 2 вида деятельности корпорации: внутренняя – организационно-распорядительная, и внешняя – предпринимательская.

В процессуальной науке сложились 2 точки зрения по данному вопросу. 1 (Плешанов) – вид деятельности, из которой возник спор, не влияет на характер спора как корпоративного, 2 – к числу корпоративных споров относятся только те, которые вытекают из внешней деятельности.

5) дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. По смыслу п.5 ст.33 АПК в АС должны рассматриваться все дела о защите деловой репутации независимо от того, кем подано заявление – предпринимателем или гражданином, не имеющим такого статуса, пи условии, что подача заявления связана с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью.

Дела о защите деловой репутации подлежат рассмотрению в АС и в случаях привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса ИП, в т.ч. автора опубликованных (раскрытых) сведений.

ППВАС от 9.12.2002г. называет ещё 2 категории дел, не названных АПК, но подведомственных АС:

6) иски к держателю реестра акционеров АО (депозитарию), связанные с осуществлением им деятельности, в т.ч. по учёту прав на акции и эмиссионные ценные бумаги общества,

7) споры о признании выпуска ценных бумаг недействительным, в том числе о признании актов государственных и иных органов о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, обязательства и отчёта об итогах выпуска.

studfiles.net

понятие и виды :: BusinessMan.ru

Арбитражный процесс должен осуществляться в полном соответствии с положениями законодательства РФ, определяющими, прежде всего, подведомственность различных хозяйственных споров. Только при условии, что стороны слушания — субъекты, которые классифицируются по тем критериям, что отражены в АПК РФ, равно как и предмет спора, рассмотрение иска осуществляется в арбитраже. Кроме того, подведомственность тесно связана с другой правовой категорией — подсудностью. В чем заключается их значение в арбитражном процессе? Каким образом определяются подведомственность и подсудность в положениях АПК РФ?

Что представляет собой подведомственность?

В чем заключается сущность такого явления, как подведомственность арбитражного суда?

Данный термин соответствует объему компетенций, которые в соответствии с положениями законодательства отнесены к тому или иному учреждению. В данном случае — к арбитражным судам. Обычно подведомственность выступает критерием разграничения компетенций между КС РФ, судами общей юрисдикции, а также арбитражами.

Подведомственность определяет то, какие конкретно споры имеет право рассматривать то или иное учреждение. Рассматриваемый термин может соответствовать кругу субъективных прав, а также интересов граждан и организаций, которые должны быть защищены законом посредством задействования механизмов, что отнесены к юрисдикции арбитражей.

Подведомственность дел арбитражам: положения АПК РФ

Главный нормативный акт, который регулирует подведомственность арбитражного суда — АПК РФ. В соответствии с его положениями, основной предмет подведомственности соответствующих учреждений — экономические споры, стороны которых имеют статус индивидуальных предпринимателей или хозяйственных обществ. Кроме того, в ряде случаев арбитражи рассматривают дела, в которых истцами или же ответчиками являются государственные и муниципальные органы власти, должностные лица, иногда — граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. АПК РФ допускает, что подведомственность арбитражного суда, в принципе, может предполагать рассмотрение любых дел, если соответствующий механизм устанавливается отдельным федеральным законом.

Особенности рассмотрения арбитражами подведомственных дел

Изучим основную специфику рассмотрения тех дел, что подведомственны арбитражам. АПК РФ устанавливает, что соответствующие учреждения:

  • принимают исковые заявления к производству в порядке соблюдения правил, что установлены в отношении подведомственности дел;
  • рассматривают споры по существу, даже если участником процесса станет гражданин, не зарегистрированный ИП и не выдвигающий требований касательно предмета спора от себя.

Подведомственность арбитражного суда предполагает рассмотрение им дел с участием:

  • юридических лиц и граждан РФ;
  • иностранных фирм и граждан, международных компаний;
  • лиц, не имеющих гражданства и занимающихся предпринимательской деятельностью.

Основные виды решаемых арбитражами споров

Основные споры, которые решают арбитражи в контексте своей подведомственности:

  • по вопросам банкротства;
  • по отказам государственных органов в предусмотренной законом регистрации юридических лиц и предпринимателей;
  • по деятельности депозитариев;
  • по деятельности хозяйственных обществ, государственных компаний;
  • по защите интеллектуальных прав;
  • по вопросам деловой репутации.

Арбитраж также может разрешать и иные споры, если это, опять же, предписано отдельным федеральным законом.

Подведомственность споров в гражданских правоотношениях

Подведомственность дел арбитражным судам может быть определена исходя из их отнесения к тем, что возникают в рамках гражданских правоотношений. В принципе, те споры, которые соответствуют подобным коммуникациям, можно отнести к числу основных, что характеризуют деятельность арбитражей. Как правило, именно в области гражданских правоотношений с участием различных хозяйствующих субъектов возникают споры, требующие разрешения в суде.

Вместе с тем существуют законодательно определенные критерии подведомственности арбитражному суду в отношении также административных правоотношений.

Подведомственность споров в административных правоотношениях

Сторонами подобных коммуникаций могут быть, в свою очередь, не только хозяйствующие субъекты, но также граждане и организации. Споры с участием тех или иных лиц могут возникать, главным образом, по причине неправомерного — по мнению гражданина или юридического лица, действия государственного органа власти. Кроме того, подведомственность арбитражных судов РФ в рамках административных правоотношений может также устанавливаться также в аспекте рассмотрения ими соответствующих правонарушений.

Еще один вариант, при котором законодательно предусмотрено возникновение подведомственности арбитража — процедура взыскания с физических или юридических лиц различных обязательных платежей в случае, если отдельным федеральным законом не установлены иные механизмы в рамках данной процедуры. Положениями законодательства подведомственность дел арбитражным судам в сфере административных правоотношений может устанавливаться и в отношении иных коммуникаций с участием граждан, юридических лиц и органов власти.

Подведомственность при установлении фактов

АПК РФ включает нормы, в соответствии с которыми подведомственность арбитражей может устанавливаться в сфере рассмотрения дел, которые касаются установления фактов, что обладают юридическим значением. В данном случае речь идет о применении механизма особого производства. Основная сфера правоотношений, в рамках которой задействуется рассматриваемая подведомственность — возникновение, изменение или же прекращение прав юридических и физических лиц в процессе экономической деятельности.

Подведомственность в сфере деятельности третейских судов

Подведомственность арбитражного суда в соответствии с АПК РФ может устанавливаться в отношении содействия работе третейских судов, а также осуществлении в отношении нее контроля, предусмотренного законодательством. В частности, арбитражи могут рассматривать дела, которые связаны:

  • с оспариванием решений, которые приняты третейскими судами при рассмотрении экономических споров;
  • с выдачей в порядке, предусмотренном законодательством, исполнительных листов в целях исполнения решений, которые приняты третейскими судами при рассмотрении споров в сфере предпринимательской деятельности;
  • с оказанием необходимого содействия третейским судам в рамках рассмотрения экономических споров.

Подведомственность арбитражей при исполнении решений зарубежных судов

Еще один тип задач, решаемых арбитражами — признание, а также исполнение решений, принятых зарубежными судами, в России. В данном случае критерии подведомственности дел арбитражным судам также связаны с рассмотрением дел, которые связаны с экономическими спорами. Порядок решения подобных задач арбитражами регламентируется отдельными главами АПК РФ.

Специальная подведомственность в арбитражном процессе

Существует специальная подведомственность арбитражных судов, которая предполагает рассмотрение ими дел с участием любых сторон, если предмет слушания:

  • банкротство;
  • отказ в регистрации предприятия;
  • результаты деятельности депозитариев, государственных корпораций, субъектов владения интеллектуальной собственностью;
  • защита деловой репутации;
  • отдельные категории споров, установленные АПК РФ.

Основные задачи арбитражей

Рассмотрим подробнее специфику работы таких учреждений, как арбитражные суды. Основные их задачи:

  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц в рамках экономических и иных правоотношений,
  • единообразное и корректное применение положений законодательства,
  • содействие стремлению различных субъектов правоотношений соблюдать нормы законодательства в рамках хозяйственных коммуникаций.

Правовое регулирование подведомственности: нюансы

Подведомственность судов общей юрисдикции, арбитражных судов регулируется на уровне федерального законодательства, однако, как отмечают юристы, в соответствующих нормах права присутствует довольно много формулировок, сущность которых не позволяет говорить о стремлении законодателя строго регулировать те или иные правоотношения. Так, например, в АПК РФ есть нормы, по которым подведомственность может не только определяться на уровне соответствующего Кодекса, но также и в иных федеральных законах. Таким образом, критерии подведомственности, приведенные в законодательстве, в большинстве случаев не следует рассматривать как исчерпывающие. Вполне могут быть приняты нормы, существенно расширяющие их перечень.

Наряду с подведомственностью, в юриспруденции выделяется еще одна правовая категория — подсудность. Рассмотрим ее подробнее.

Что представляет собой подсудность?

Подсудность — это по сути разграничение подведомственности суда (арбитражного суда) в части распределения тех или иных споров между конкретными учреждениями. В соответствии с АПК РФ, подсудность бывает:

  • родовой;
  • территориальной (которая также дополнительно классифицируется на альтернативную, исключительную, договорную).

Рассмотрим их особенности подробнее.

Родовая подсудность в арбитражах

Родовая подсудность предполагает разграничение споров между судебными учреждениями, которые осуществляют деятельность на разных уровнях. В соответствии с основным правилом, закрепленным на уровне законодательства РФ, основная часть споров находится в компетенции арбитражей в субъектах РФ. Исключение — проведение слушаний, которые прямо относятся к подсудности ВС РФ, который в 2014 году перенял полномочия ВАС РФ.

Так, в компетенции ВС РФ находятся:

  • хозяйственные споры между федеральными органами власти и субъектами РФ, между отдельными субъектами РФ;
  • слушания о признании несоответствующими закону правовых актов президента РФ, Госдумы, Совета Федерации, правительства.

Территориальная подсудность

Следующий критерий подсудности — разграничение подведомственности суда (арбитражного суда) исходя из территории осуществления деятельности арбитражами, относящимися к одному звену. Это могут быть, к примеру, суды краев, республик, областей и других субъектов, имеющих равный статус.

Территориальная подсудность может быть общей, в соответствии с которой судебные иски направляются стороной спора в учреждение, располагающееся по месту регистрации ответчика или его обособленного подразделения — если вторая сторона его имеет, и предмет спора возник как раз таки в процессе хозяйственной деятельности соответствующей структуры.

Кроме того, как мы отметили выше, территориальная подсудность классифицируется на альтернативную, исключительную, а также договорную. Рассмотрим их особенности.

Виды территориальной подсудности

Итак, первая разновидность территориальной подсудности — альтернативная. Она предполагает, что иск, если подведомственность споров арбитражным судам имеет место, направляется истцом в учреждение, которое работает на территории регистрации одного из ответчиков, либо в месте, в котором располагается его имущество. В ряде случаев это может быть территория другого государства.

Специфика исключительной подсудности заключается в том, что она предполагает рассмотрение дел только тем учреждением, которое определено в положениях АПК РФ. Например, если сущность спора — разногласия хозяйствующих субъектов в части признания права владения тем или иным зданием, сооружением, участком, то он рассматривается в арбитраже, который отвечает за территорию, на которой соответствующие объекты недвижимости располагаются. Еще вариант — в случае если иск направляется в адрес транспортной компании, то рассматривается он по месту регистрации управляющего органа.

Как мы отметили выше, подведомственность гражданских дел арбитражным судам — не единственная их компетенция. Соответствующие учреждения также могут рассматривать споры в рамках административных правоотношений. Если одна из сторон слушания — государственный или муниципальный орган власти, то иск в любом случае направляется в арбитраж, осуществляющий свою деятельность на уровне соответствующего субъекта РФ. В случае если речь идет о признании недействительным правового акта, изданного в том или ином субъекте РФ, то действует аналогичное правило.

Договорная подсудность предполагает определение арбитража, в котором будет рассматриваться спор, по соглашению его участников.

Подсудность в арбитражном процессе: нюансы

Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам характеризуются рядом нюансов. Прежде всего, возможна передача дел между судами: если выяснится, что исходная подсудность определена некорректно, если конкретное учреждение не имеет возможности рассмотреть дело. Данная передача — обязательна, поскольку иск в арбитраж не может быть оставлен без рассмотрения только лишь исходя из некорректного определения подсудности спора.

Данная особенность арбитражного процесса обусловлена спецификой норм, отраженных в ст. 47 Конституции РФ. В соответствии с ее положениями, гражданин либо организация не могут быть лишены права на рассмотрение того или иного спора. При этом передача спора из одного учреждения в другое без согласия его сторон осуществляться не должна. Данная процедура должна оформляться с применением необходимых процессуальных актов, а также при условии, что в регулирующем законодательстве будет отсутствовать конкретный перечень оснований, по которым спор не может быть рассмотрен в изначальной инстанции — той, в отношении которой законом установлена подсудность.

Подведомственность, подсудность арбитражного суда — критерии, которые не должны быть предметом споров между арбитражами. То, как они определяются, устанавливается строго в арбитражно-процессуальном законодательстве РФ.

businessman.ru

О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

Т. АНДРЕЕВА
Т. Андреева, судья, начальник отдела совершенствования законодательства ВАС РФ, кандидат юридических наук.
1. Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается в ст. 22 АПК РФ. Ее нормы базируются на положениях ст. 127 Конституции РФ и ст. 4 и 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и других органов, в том числе судов общей юрисдикции. Именно необходимостью такого разграничения и обусловлена в первую очередь важность проблемы определения подведомственности дел.
Попытка определить критерии разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции была предпринята в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам». В частности, было установлено, что в случаях, когда законодательные акты Российской Федерации не позволяют четко разграничить компетенцию между судом общей юрисдикции и арбитражным судом, при определении подведомственности дела следует исходить из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом .
———————————
См.: Хозяйство и право, 1992, N 12, с. 60.
2. Статья 22 АПК не делит подведомственные арбитражному суду дела на экономические споры и споры в сфере управления, как это делало прежнее арбитражное процессуальное законодательство, учитывая условность и небесспорность такого деления. В ч. 1 ст. 22 содержится общее правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При этом АПК исходит из такого понимания экономического спора, которым охватываются и споры в сфере управления. Содержание понятия экономического спора в статье не раскрывается, но с учетом задач судопроизводства в арбитражном суде, определяемых в ст. 2 АПК, можно говорить о том, что это споры, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Фактически именно сфера предпринимательства предопределяет разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
3. Важным критерием отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений, который определен в ст. 22 АПК. Арбитражному суду, в частности, подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений. В данном случае имеются в виду отношения, регулируемые гражданским законодательством. Круг этих отношений определен в п. п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, где особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Указанные споры представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом.
Экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, также подведомственны арбитражному суду. Участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на ином властном подчинении функции. В административных отношениях могут также находиться государственный орган, с одной стороны, и орган местного самоуправления — с другой.
Можно ли рассматривать в качестве участников административных отношений иные органы, не охватываемые понятием государственных органов и органов местного самоуправления?
Ответ на этот вопрос можно дать, если попытаться определить, что понимается под «иными органами». К их числу можно отнести органы различных объединений граждан, например, исполнительные органы общественных организаций, решения которых могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ), органы других юридических лиц, в том числе и коммерческих организаций (ст. 53, 103 ГК).
Понятие «иного органа» используется и в Конституции Российской Федерации, в ч. 2 ст. 120 которой предусмотрено, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Данная норма исходит из того, что не только государственные, но и любые иные органы могут издавать акты. И в случаях, если эти акты нарушают права и охраняемые законом интересы граждан или организаций, должна быть предусмотрена возможность их судебной защиты. Это соответствует ч. 2 ст. 46 Конституции РФ и не противоречит ст. 12 ГК, допускающей иные, предусмотренные законом, способы защиты гражданских прав.
Такое понимание «иных органов» тем не менее не делает их участниками административных правоотношений, поскольку между ними и лицами, чьи права и интересы могут нарушаться издаваемыми этими органами актами, не существует административного или иного властного подчинения, свойственного системе государственных органов. Поэтому можно сказать, что экономические споры с участием «иных органов» возможны, но возникают они из гражданских, а не из административных правоотношений.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что суды должны принимать иски граждан и юридических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц, поскольку такие споры вытекают из гражданских правоотношений. В частности, подлежат рассмотрению судами споры по искам о признании недействительными решений собрания акционеров, правления и иных органов акционерного общества, нарушающих права акционеров, предусмотренные законодательством (п. 8).
———————————
См.: Хозяйство и право, 1996, N 9, с. 73.
Данное разъяснение следует иметь в виду при решении вопроса о подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, учитывая при этом субъектный состав участников конкретного спора.
Под «иными правоотношениями», из которых может возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, следует понимать, например, земельные, налоговые и другие отношения, которые не охватываются собственно гражданскими и административными правоотношениями.
4. В статье 22 АПК определен субъектный состав участников правоотношений, из которых может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает в себя прежде всего юридических лиц (как коммерческие, так и некоммерческие организации, имеющие статус юридического лица) и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Необходимо иметь в виду, что обособленному подразделению, не являющемуся юридическим лицом, но которому юридическим лицом выдана доверенность, арбитражный суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине неподведомственности спора.
Управление автомобильного транспорта акционерного общества обратилось в суд с иском о взыскании с фирмы стоимости произведенной им работы автокрана.
Арбитражный суд определением производство по делу прекратил, сославшись на то, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку истец не обладает правами юридического лица. Президиум ВАС РФ удовлетворил протест об отмене определения арбитражного суда и направлении дела для рассмотрения по существу по следующим основаниям.
Суд не учел, что согласно выданной АО доверенности управлению как обособленному подразделению акционерного общества предоставлено право предъявлять иски в интересах АО, на что имелась ссылка в исковом заявлении. Иск в данном случае был предъявлен от имени компании со ссылкой на доверенность, имеющуюся в деле.
При этих условиях управление, предъявляя требование о защите прав и интересов образовавшего его юридического лица и от его имени, действовало в соответствии с гражданским законодательством (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 октября 1995 года N 6015/95).
Гражданин как участник спора, подведомственного арбитражному суду, признается таковым при наличии условий, определяемых в ст. 23 ГК. Такими условиями являются осуществление гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК).
Так, в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 отмечается, что споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются споры с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства.
Итак, для решения вопроса о подведомственности споров с участием граждан первостепенное значение придается акту государственной регистрации.
Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, то есть не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, например, общественные, религиозные организации, благотворительные фонды (ст. 50 ГК), не во всех случаях могут обратиться с иском в арбитражный суд, а только тогда, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, допускаемой законодательством (п. 3 ст. 50 ГК).
Например, Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» предусмотрено, что отказ в регистрации устава (положения) религиозного объединения может быть обжалован в суд (ст. 20), деятельность религиозного объединения может быть прекращена решением суда, если она противоречит уставу (ст. 21). Такие дела подведомственны не арбитражному суду, а суду общей юрисдикции. И напротив, когда спор с участием таких же религиозных организаций носит экономический характер, возник из гражданских правоотношений, он подведомствен арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.
То же относится и к спорам с участием граждан — предпринимателей. Даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а носит, например, бытовой характер или возник из жилищных, брачно — семейных и иных правоотношений, этот спор подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.
Таким образом, для решения вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев в совокупности, то есть сочетание характера правоотношений и субъектного состава их участников.
5. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 22 АПК). Имеется в виду самостоятельная категория споров, субъектный состав которых характеризуется определенной спецификой.
Данное положение основывается на нормах ГК. В частности, в п. 1 ст. 2 ГК предусмотрено, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. При этом установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) выступают в регулируемых гражданским законодательством отношениях на равных началах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК).
Важное значение для рассмотрения дел в арбитражном суде с участием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации имеет положение ГК, определившее, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).
6. В ч. 2 ст. 22 АПК дается примерный перечень экономических споров, разрешаемых арбитражным судом.
Что это за споры? Например, споры о разногласиях по договору могут быть предметом рассмотрения арбитражным судом в двух случаях: если заключение договора предусмотрено законом или если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение арбитражного суда. В данном случае речь идет о подведомственности арбитражному суду преддоговорных споров (ст. 446 ГК).
Одним из условий принятия арбитражным судом к своему рассмотрению спора о разногласиях по договору служит тот факт, что заключение такого договора носит обязательный характер в силу закона.
Так, Кодексом установлено, что не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ст. 426 ГК).
Согласно ст. 429 ГК обязательность заключения в будущем договора предопределяется также заключением предварительного договора.
В соответствии с Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» предусмотрено, что поставщики, обладающие монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства (п. 2 ст. 5).
Разногласия по таким договорам, возникшие при их заключении и выраженные в протоколе разногласий, а также споры в связи с уклонением от заключения договора, носящего

О НЕКОТОРЫХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

К подведомственности арбитражных судов не относятся споры связанные с

К подведомственности арбитражных судов не относятся споры связанные с

Подведомственность дел в федеральной судебной системе — это разграничение компетенции между Конституционным судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Каждый суд вправе рассматривать и разрешать только те дела (споры), которые отнесены к его ведению законодательными и иными нормативными правовыми актами, т.е. действовать в пределах установленной компетенции. При определении подведомственности спора арбитражный суд, в первую очередь учитывает экономический характер такого спора, который возник в ходе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами. Основным критерием определения подведомственности споров арбитражному суду служит характер (предмет) возникших правоотношений (ч.

Практический комментарий по подведомственности споров с участием индивидуальных предпринимателей

Подведомственность дел по экономическим спорам и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 95-ФЗ). Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных законодательством, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Изменение подведомственности доменных споров с участием физических лиц

Эта тенденция противоречит сложившейся практике арбитражных судов, в том числе упраздненного Высшего Арбитражного Суда РФ, а потому интересна с практической точки зрения в целях устранения рисков непредвиденных процессуальных ошибок. Общепризнано, что Интернет становится основной бизнес-площадкой для продвижения товаров и услуг. Естественно, что конкуренция на этом рынке высокая, и каждый производитель стремится индивидуализировать свой продукт, убедить покупателя обратиться именно к нему.

Глава 5

Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан. Заявление, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, в том числе и в случае, если к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем. Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

Подведомственность дел арбитражному суду

Главная \ Статьи \ Подведомственность дел арбитражному суду Подведомственность дел арбитражному суду Подведомственность дел арбитражному суду Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, определена в ст.

Статья 11

Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде. Комментарий к Ст. 11 ГК РФ 1. Комментируемая статья устанавливает особенности защиты гражданских прав в судах Российской Федерации. Нормы данной статьи имеют значение не только для гражданского, но и для гражданского процессуального, арбитражного процессуального, административного законодательства. Система судов в Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г.

Иными словами, как мне сказали, предмет соглашения у меня не определен, вследствие чего, соглашение считается незаключенным. Однако по договору я уже произвел оплату, но мне до сих пор никаких долей не передали.

Скажите, пожалуйста, с требованиями о признании договора незаключенным и о взыскании произведенной оплаты в какой суд мне обращаться: суд общей юрисдикции или в арбитражный суд? Голубев Дмитрий Петрович 18 мая 2013, 13:17 Ответ эксперта Ответ: данный спор должен быть рассмотрен в арбитражном суде. Как следует из характера правоотношения (сделка купли-продажи), сложившегося между сторонами, одна сторона – продавец, обязалась передать в собственность за плату и на иных условиях сделки, другой стороне – покупателю, доли в нескольких юридических лицах, имеющих организационно-правовую форму — общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО), а покупатель обязался принять данные доли и оплатить их.

Электронная библиотека

Органы гражданской юрисдикции – это органы судебной власти. К ним относятся арбитражные суды, суды общей юрисдикции, государственные органы исполнительной власти, например налоговые органы, палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам. Для того чтобы было вынесено законное решение необходимо определить, какой юрисдикционный орган вправе рассматривать спор. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Субъектами арбитражного суда являются (рис. 3.1)

Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров. возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права.

Несмотря на продолжающийся экономический рост (а может, и исключительно благодаря оному), заметно активизировался процесс нового передела собственности, о чем явственно свидетельствуют последние нашумевшие и шумящие дела — например, некоторые аналитики относят к этой категории и «дело ЮКОСа», и ряд других, менее громких, но не менее ожесточенных конфликтов. Среди предпринимателей и юристов в обиход вошло новое модное словосочетание — «корпоративный спор».

Журнальный зал

Особое место в системе органов судебной власти занимают арбитражные суды. Их создание чуть более 10 лет тому назад было, пожалуй, наиболее действенной мерой реализации Концепции судебной реформы. Арбитражные суды образовали самостоятельную ветвь судебной власти со своей, присущей только им, компетенцией, пределы которой определяются разрешением экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Сфера экономики — решающая сфера в развитии общества.

Компетенция арбитражных судов представляет собой совокупность правил, которые позволяют определить круг дел, подведомственных арбитражным судам, а также подсудность конкретного дела определенному суду в системе арбитражных судов Российской Федерации. Компетенция арбитражных судов определена положениями гл. 4 АПК. В ст. 27—33 АПК установлены правила подведомственности дел арбитражным судам.

Существенное расширение компетенции арбитражных судов, осуществленное в рамках АПК РФ и ГПК РФ 2002 г. подтверждает данную тенденцию.

Обратим внимание на терминологические различия.

Если гл. 3 АПК РФ 1995 г. называлась «Подведомственность и подсудность», то гл.

4 нового АПК РФ — «Компетенция арбитражных судов». Под компетенцией понимается полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела.

1. Подведомственность — это совокупность признаков, характеризующих правонарушение, а в некоторых случаях и лицо, его совершившее, исходя из которых рассмотрение и разрешение возникшего в связи с этим спора должно быть осуществлено судом общей юрисдикции по правилам законодательства об административном судопроизводстве, а не Конституционным Судом РФ, не конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации и не арбитражным судом.

urist-rostova.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *